Упражнения на интерактивную сторону общения: Программа тренинговых занятий «Психология общения»

Содержание

Интерактивные игры и упражнения для развития навыков общения у детей младшего школьного возраста

Интерактивные игры и упражнения для развития навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста

Часто дети стремятся, но не умеют  вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это?»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

«Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

«Комплименты»

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Мое любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

 

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля  и т.

д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе  настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

 

Игры на развитие навыков невербального общения

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальными способам общения.

Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

— как говорят плечи «Я не знаю»;

— как говорит палец «Иди сюда»;

— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

— как говорит голова «Да» и «Нет»;

— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомство детей невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке.

Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Робот»

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Руки — ноги»

Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог  пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

 

Игры на телесный контакт

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,
Показывают на себя.

И ты дрозд.
Показывают на своего  партнера.

У меня нос,
Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.
Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,
Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.
Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,
Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.
Гладят щеки своего партнера.

«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

«Ручеек»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

 

«Руки танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

 

Занятие-тренинг «Общение — это…»

Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

Задачи:

  • создать доверительную обстановку во время групповой работы;
  • познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;
  • формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;
  • способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Содержание занятия

Упражнение-разминка “Скалолаз”.

Участники встают в плотную шеренгу, создавая “СКАЛУ”, на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой “СКАЛЫ”, не упав в “пропасть”, т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца “СКАЛЫ” поочередно пробираются к другому, где вновь “встраиваются” в нее.

Обсуждение.

— Какие чувства возникали у водящих и у составляющих “СКАЛУ” при выполнении данного упражнения?

— Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

— Было ли данное взаимодействие общением между вами?

Вводный рассказ “Что такое общение?”

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

— коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;

— перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

Предлагает обсудить вопросы: Что такое общение? Какого человека мы называем общительным?

Подводя итоги обсуждения, предлагается отметить, что общение — это установление и развитие контактов между людьми, оно может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, лектор — слушатель, педагог — учащийся. В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях “отец — дети” он же занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

Общение выступает в трех ипостасях. Во-первых, оно имеет коммуникативную функцию. Входя в контакты, друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Во-вторых, общение выступает как взаимодействие (интеракация), в котором партнеры могут обмениваться действиями и поступками, не произнося ни единого слова, так обмениваются денежными знаками продавец и покупатель при сложившихся в обществе товарно-денежных отношениях, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд. В-третьих, общение непременно связано со взаимным восприятием партнеров (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого, как заслуживающего доверия, понятливого или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к сообщению.

Общительность в самом широком смысле — это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В.А.Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений. Заканчивая разговор по этому вопросу, предлагается участникам рассмотреть теоретические знания и организовывать практику общения для того чтобы быть успешным в общении.

А. Невербальное общение.

Упражнение “Передай другому”

Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен “взять” его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение.

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • А в чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?
  • А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении.

Упражнение “Что помню?”

Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

Обсуждение.

  • Легко или трудно было описывать внешность?
  • В чем были трудности?
  • Почему?
  • Что легче всего вспоминается?
  • Что труднее?
  • Кому было легко выполнять это упражнение?
  • Почему?

В. Умение слушать другого.

Упражнение “Спина к спине”

Участники (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные учасники играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

  • Легко ли было вести разговор?
  • В чем были трудности?
  • Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Г. Точная передача информации.

Упражнения “Передача информации”.

Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики “Информация”.

Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

Обсуждение.

  • За счет чего произошло искажение информации?
  • Что “своего” каждый внес в рассказ?
  • Бывает ли так в жизни?
  • Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
  • Что с вами происходит, когда вы не понимаете смысла происходящего, что вы чувствовали и как раньше на это реагировали?

Самодиагностика.

Анкета “Умеете ли вы контролировать себя” (А.Толстых)

Подчеркните “да”, если вы согласны с утверждением, или “нет”, если не согласны.

1. Мне трудно подражать другим. Да Нет

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих . Да Нет.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. Да Нет.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да Нет.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да Нет.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да Нет.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. Да Нет.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. Да Нет.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да Нет.

10. Я всегда такой, каким кажусь. Да Нет.

Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на 1-й, 5-й и 7-й вопросы и за ответ “да” на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы отвечали искренне, то у вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас “неудобным” в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Правила ведения беседы и дискуссии.

Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:

— покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

— стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами;

— умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

— не отвлекайтесь, когда говорят другие;

— не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;

— не бойтесь высказаться;

— четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

— аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения;

— не делайте вывода до того, как поймете мнение другого и проблему до конца;

— принимайте в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос;

— следите за тем, чтобы для вас и говорящего слова имели одинаковый смысл;

— проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;

— имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более, не оскорбляйте его;

— будьте вежливы и тактичны;

— не злоупотребляйте временем другого;

— не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;

— умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: “Правильно ли он понимает меня?”, “Правильно ли я понимаю его?”

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания:

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Может, вы судите о людях слишком быстро? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в ваших ответах? Какие из них используются вами чаще всего? Знание своих привычек слушать является первым этапом в их коррекции.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один говорит, другой слушает. Как может кто-нибудь узнать, что вы его не понимаете, пока вы сами не скажете ему об этом?

3. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи. Например, телевизор или телефон, не допускайте “блуждание” мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают мысли и чувства “закодированными” — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства.

6. Наблюдайте за невербальными реакциями говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к мимике и жестам говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально или как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или далеко от вас стоит говорящий, способствуют ли невербальные моменты усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выражает то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженности в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник, и что он пытается понять. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Это особенно важно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.

Тест “Умение слушать”, после обсуждения приемов слушания ребятам предлагается ответить на вопросы теста .

Инструкция: На каждый из нижеприведенных вопросов следует дать один из пяти вариантов ответа: “почти всегда”, “в большинстве случаев”, “иногда”, “редко”, “почти никогда”.

Видимо, не будет лишним напомнить, что наиболее точный ответ вы получите при максимальной искренности.

Вопросы.

1. Стараетесь ли Вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное его выражение спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малоизвестным человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7- Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

Обработка результатов:

  • “почти всегда” — 2 балла,
  • “в большинстве случаев” — 4 балла,
  • “иногда” — 6 баллов, “редко” — 8 баллов,
  • “почти никогда” — 10 баллов.

Какова сумма набранных вами баллов?

Трактовка результатов:

Если вы набрали более 62 баллов, то данная тема для вас неактуальна, если вы набрали от 55 до 62 баллов — вы слушатель “среднего уровня”, рекомендуем вам использовать приемы правильного слушания и развивать навыки правильного слушания. Если вы набрали менее 55 баллов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить записи, которые вы сделали на занятии и постоянно использовать предложенные рекомендации в практической деятельности.

Упражнение “Ассоциация”, направленно на развитие конструктивного взаимодействия и группового сплочения.

Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: “На какой цветок он похож?”, “На какой вкус?”, “На какую песню?”, “На какую книгу?” и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет — уходит вновь. Если не угадал более двух раз — вырывает из игры.

Обсуждение.

— Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

— Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими — другим людям.

Упражнение “Зеркало”.

Участники образуют два круга — внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды — тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики — уверенного, неуверенного пли грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем - разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:

— Какие позы чаще загадывались, почему?

— Какие легче угадывались, почему?

— Какое значение имеет вербальное и невербальное общение?

Рефлексия.

  • Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?
  • Что нового узнали по данной теме?
  • Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?
  • И где, когда вы их сможете применить?

Развивайте навыки общения с помощью наших инновационных упражнений для построения команды

.

Четкое выражение мыслей в письменной и устной форме, формулирование последовательных указаний и мнений, эффективное слушание и мотивация других с помощью яркой речи всегда были высоко ценимыми навыками.

В 21 веке эти коммуникативные навыки считаются более важными, чем когда-либо.

Сегодня в нашей жизни огромное количество сообщений. Отдельные лица и группы должны быть в состоянии определить, какие источники являются точными, а какие нет.

Навыки беглого чтения, письма и разговорной речи также необходимы, особенно в условиях постоянно расширяющегося глобального рынка, на котором технологии используют отношения, охватывающие несколько часовых поясов, культур и языков.

Никогда не было группы, с которой я работал, которая не выиграла бы от улучшения этого важного навыка. Чем эффективнее общается человек или группа, тем большего успеха они добьются.

.

Групповой опыт для развития навыков общения

Опыт, развивающий коммуникативные навыки, дает людям возможность более эффективно делиться своими мыслями, чувствами, намерениями и поведением.

Вот краткий список занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, которые встречаются практически во всех типах программ, включая:

  • Практика искусства и науки «активного» слушания.
  • Участие в упражнении/проекте, требующем от группы достижения консенсуса.
  • По очереди вести еженедельное собрание.
  • Повторение того, что кто-то только что сказал, чтобы изучить понимание.
  • Предоставление и получение конструктивной обратной связи отдельному лицу или группе.

.?

Упражнения, которые тренируют и развивают коммуникативные навыки

На изображениях ниже представлены ссылки на примеры веселых интерактивных и командообразующих занятий, направленных на развитие и практику эффективных коммуникативных навыков, взятых из базы данных playmeo с возможностью поиска.

Наслаждайтесь просмотром в свое удовольствие.

Если вы еще не являетесь подписчиком playmeo, зарегистрируйтесь сегодня, чтобы получить доступ к сотням других подобных групповых игр и занятий.

.

бесплатно

Карточки We Engage

Серия карточек, побуждающих к участию.

Просмотр активности

бесплатно

Доверие Падение

Высокодинамичная командная деятельность, направленная на укрепление доверия.

Просмотр активности

бесплатно

Карточки We Connect

Набор карточек с вопросами для вдохновения на содержательные разговоры.

Просмотр активности

бесплатно

Walk & Stop

Активная игра, развивающая слух и рефлексию.

Просмотр активности

бесплатно

Вы больше похожи на…

Серия вопросов, помогающих выявить различия.

Просмотр активности

бесплатно

Переправа через реку

Классическая командная головоломка, ориентированная на критическое мышление.

Просмотр активности

бесплатно

Карточки со смайликами

Полезный набор карточек с эмоциями для развлечения и размышлений.

Просмотр активности

бесплатно

Карточки Climer

Забавная колода карт, которая вдохновляет на создание команды и творчество.

Просмотр активности

9 основных навыков общения на любом рабочем месте


15 февраля 2021 г. — Джини Бекири

Без отличных навыков общения на рабочем месте любой бизнес просто остановится. Нет ничего хуже, чем недопонимание между отдельными сотрудниками и целыми отделами, которое вызывает полный хаос, разочарование, отсутствие прогресса, срыв сроков и, вполне возможно, сотрудников, которые решают уйти.

Почему важны коммуникативные навыки?

Коммуникация — это та смазка, благодаря которой любой бизнес идет гладко.

Если вы работаете в поддерживающей компании, где все знают, что происходит, к чему стремится бизнес с точки зрения долгосрочных и краткосрочных целей и, что более важно, почему, у вас есть лучшее место для работы.

При хорошем общении на рабочем месте сотрудники чувствуют себя вовлеченными и полными энтузиазма и чувствуют себя частью чего-то. Они работают, не нуждаясь в микроуправлении, и выдвигают идеи и решения, потому что знают, что их услышат и что их предложения с большой вероятностью будут реализованы.

  • Узнайте больше о важности навыков общения в бизнесе

Преимущества для вашего бизнеса и персонала

  • Увеличение удержания персонала
  • Улучшение навыков решения проблем
  • Лучшее принятие решений
  • Повышенная производительность
  • Более оптимизированные процессы
  • Повышенная эффективность
  • Улучшение отношений между отделами, между персоналом и между персоналом и руководством
  • Улучшение деловой репутации, как за качественные товары и услуги, так и за место, где приятно работать

9 основных коммуникативных навыков для любого рабочего места

Итак, если вы хотите, чтобы ваш бизнес был местом, где все вовлечены и полны энтузиазма, какие навыки вам нужно иметь и поощрять, чтобы это произошло?

1.

Умение слушать

Прежде всего, люди должны слушать друг друга. Более того, им нужно слышать друг друга, думать о том, что говорится, признавать это и понимать.

Худшее недопонимание происходит из-за того, что люди не слушают должным образом, а затем начинают делать то, что они *думают*, а не то, что было сказано на самом деле.

Активное слушание — один из самых важных навыков, который может развить каждый, начиная с директоров.

  • Активное слушание: онлайн-курс с практикой

2. Эмпатия

Самое важное, что может сделать любой человек после того, как выслушает, — это понять и сопереживать другим людям. Если вы сможете поставить себя на место других людей, вы сможете понять, что они чувствуют, лучше понять, как вы можете им помочь, понять их разочарования и болевые точки, и вы сможете лучше общаться с ними.

И это касается других сотрудников, руководства и ваших клиентов.

  • Для получения дополнительной информации прочитайте Преодоление препятствий на пути к эмпатии

3.

Терпение

Наряду с эмпатией, немного терпения поможет вам спокойно сообщать о своих чувствах, даже когда вы расстроены и раздражены, что лучше передает вашу точку зрения и с гораздо меньшей вероятностью получить чью-то поддержку или вызвать спор.

  • Прочтите эти четыре шага к развитию терпения
Build Career Skills Online

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

4. Позитивный настрой

Позитивный подход делает жизнь намного проще и намного приятнее как для вас, так и для окружающих. Если вы всегда настроены позитивно, вы склонны предполагать, что что-то можно сделать и решить проблемы, а не что это невозможно. Вы чувствуете себя лучше, ищете хорошее в вещах и находите его.

Это гораздо лучший способ работать, чем быть тем, кто всегда отвергает любую идею и предполагает, что все всегда пойдет не так.

А когда что-то пойдет не так, вы справитесь с этим намного лучше, если будете настроены позитивно.

5. Быть честным и непредубежденным

Возвращение к позитивному настрою, непредвзятость и открытость к возможностям продвинет вас вперед гораздо дальше, чем отрицание каждой идеи до того, как она успеет сработать.

При этом быть честным просто необходимо. Доверие чрезвычайно важно в любой ситуации, и когда люди работают в команде, они должны знать, что могут положиться друг на друга, чтобы делать то, что они говорят, и быть честными в этом.

И да, это относится и к тем случаям, когда вы сами что-то испортили. Бывает, но это не конец света. Помните, люди не могут помочь вам исправить это, если они не знают об этом.

6. Предоставление и получение обратной связи

Да, это неприятно, если вы не достигли стандарта или сделали что-то не так, но возможность изящно принять искренне доброжелательную обратную связь очень помогает в двигаться вперед после проблемы.

Аналогичным образом, способность давать отличные положительные отзывы — это навык, который может поднять настроение любому, с кем вы работаете.

  • Как оставить отзыв: онлайн-курс с практикой

7. Язык тела

Следите за своим языком тела, когда вы общаетесь и когда слушаете. Открытые, расслабленные плечи и наклон вперед показывают, что вы заинтересованы, действительно слушаете и открыты для идей, в то время как скрещенные руки и откинутая спина могут создать впечатление, что вы отстранены, не вовлечены и не открыты для новых способов ведения дел. .

  • Язык тела: онлайн-курс с примерами и практикой

8. Ясность и краткость

Нет необходимости писать эссе или произносить речь, чтобы выразить идею или донести свою точку зрения. Время драгоценно в любом деле, и время ваших коллег так же ценно, как и ваше.

Будьте кратки, по делу и указывайте только необходимую информацию.

И закрепите в письменной форме, чтобы у вас была копия того, что вы сказали для подтверждения, а у вашей аудитории была копия, на которую они могли бы ссылаться, чтобы проверить, что было сказано и что им нужно сделать.

9. Самосовершенствование

Непрерывное совершенствование нужно не только для бизнеса. Обучение на протяжении всей жизни полезно для вас, оно дает вам новые перспективы и идеи, а также расширяет ваш опыт и вашу точку зрения.

Как улучшить общение на рабочем месте

Любые улучшения в бизнесе должны идти сверху вниз. Если руководство не заинтересовано в улучшении коммуникаций в рамках всего бизнеса, то персонал может сделать только то, что нужно для того, чтобы это произошло.

Генеральный директор и директора должны принимать активное участие и поощрять все, что угодно, и чтобы к ним относились серьезно.

1. Хороший менеджмент и лидерство

Исходя из этого, это будет работать только при хорошем лидерстве и менеджменте. Если есть проблема на уровне управления, то сначала нужно позаботиться об этом, прежде чем можно будет сделать что-либо еще.

Руководителям может потребоваться переподготовка и понимание того, что необходимо сделать, прежде чем они смогут передать информацию своим сотрудникам и способствовать улучшению коммуникации.

2. Курсы по общению

Полезно, если все в компании понимают одну и ту же тему, поэтому лучше всего пройти один и тот же курс по общению или пригласить инструктора для освещения этой темы в компании.

Курсы общения, будь то онлайн или офлайн, отлично помогают людям понять, в чем они ошибаются, дают им новые способы общения друг с другом и понимают, как они могут двигаться вперед.

  • Список лучших курсов по развитию навыков общения

Потренируйте свои навыки общения в интерактивных онлайн-упражнениях.

3. Процессы и процедуры

Письменное общение так же важно, как и устное, и нигде больше узких мест и проблем с рабочим процессом, чем в процессах и процедурах компании.

В рамках вашей новой коммуникационной стратегии также необходимо пересмотреть все процессы и процедуры.

Благодаря навыкам работы с новостями, которые все приобрели на курсах общения, есть вероятность, что у вас появится гораздо больше идей, а энергии и энтузиазма для правильного выполнения ваших процедур.

4. Обзоры и оценки эффективности

Регулярная обратная связь отлично помогает сотрудникам совершенствоваться и достигать своих личных целей, если они делают это правильно. Конструктивная, действительно полезная обратная связь всегда поможет вам добиться большего, чем злобная критика.

5. Командообразующие упражнения

Формирование команды действительно может сплотить ваших сотрудников в сплоченные группы, которые лучше общаются друг с другом и получают истинное удовольствие от совместной работы.

Внутренний тимбилдинг может быть полезен для начала работы, но время от времени простой выход из офиса, будь то на собрания сотрудников или на тимбилдинговые упражнения, может действительно иметь значение.

Смена обстановки может породить новые идеи, которых у вас могло не возникнуть, когда вы смотрели на те же четыре стены.

Не только это, но и общественные вечера, единственная цель которых — повеселиться и узнать друг друга немного лучше, могут помочь вашим сотрудникам сблизиться и почувствовать себя частью команды.

Build Career Skills Online

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

6. Предложите платформу для анонимного отзыва

Иногда, независимо от того, насколько вы обнадеживаете, сотрудники чувствуют себя более комфортно, если они могут анонимно опубликовать идею или рассказать о проблеме.

Возможно, у них возникли проблемы со своим непосредственным руководителем, или они не хотят доставлять неприятности другим сотрудникам, но они знают, что что-то не работает, что влияет на бизнес, или просто что-то людям неудобно говорить в группе.

Какой бы ни была причина, наличие канала для анонимной обратной связи дает вам дополнительную возможность зафиксировать все идеи и предложения, которые есть у ваших сотрудников.

7. Используйте отличные каналы связи

В наши дни доступно гораздо больше, чем просто электронная почта. Выбор правильного приложения или программного обеспечения, позволяющего людям общаться, делиться информацией и сотрудничать в проектах, может добавить последний штрих в вашу коммуникационную стратегию.

Попробуйте Slack, Asana, Trello, Google Docs или любой другой инструмент, который поможет вам и вашим сотрудникам общаться.

Slack может улучшить общение на рабочем месте, особенно с удаленными работниками.

Возможно, вам придется попробовать несколько вариантов, чтобы найти лучший для вашей компании, но вы поймете это, когда найдете его, потому что он влияет на вашу производительность.

8. Работа с сотрудниками

Повышение по службе людей с отличными коммуникативными навыками — отличный способ побудить других сотрудников последовать их примеру. И вы получите нового менеджера, который понимает, чего вы пытаетесь достичь, и уже умеет общаться как с вами, так и со своей командой.

И наоборот, даже при всей вашей воле в мире некоторые люди не примут то, чего вы пытаетесь достичь, и откажутся позитивно общаться или вносить свой вклад. Если вы не можете побудить их к участию путем переобучения и бесед с ними, иногда лучше отпустить их.

Добавить комментарий