Уровни адаптации физиологический психический социальный: Уровни адаптации

3. Определение и уровни адаптации.

Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом.

Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Выделенные нами три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации. Без понимания смысла термина «функциональное состояние» нельзя ни уяснить для себя смысл такого сложного явления, как адаптация, ни разобраться в проблеме регуляции психических состояний.

Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний. В значительной мере это связано с тем, что исследование состояний человека является довольно сложной задачей. Первые проблемы в исследовании состояний возникают уже в связи с тем, что до сих пор не дано удовлетворительного определения этого понятия, хотя оно часто используется в самом различном смысле и с разной степенью обобщенности.

В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.

Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н. Д. Левитова, психическое состояниеэто целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости опл отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Раскрывая суть этого определения, Левитов говорит том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром.

Например, состояние, называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности.

Опираясь на данное определение, Н. Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний

, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для решения исследовательских задач. В ней отражены основные характеристики состояний, отражающие степень осознания, их знак (положительные или отрицательные), длительность и др. Однако эта классификация имеет и некоторые существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами. Это связано с тем, что использованы характеристики, большинство из которых может быть отнесено к психическим процессам. В результате возможно невольное смешивание отдельных понятий. Например, Н. Д. Левитов говорит о рассеянности как о психическом состоянии, но у нас есть более существенные основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.

На основе предложенного Н. Д. Левитовым определения В. А. Ганзен с соавторами предпринял попытку систематизации состояний. С этой целью были отобраны и подвергнуты анализу 187 терминов, определяющих психические состояния человека. При проведении анализа этих слов учитывалось, что, во-первых, целесообразно различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию, и, во-вторых, что психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).

В результате проведенного анализа были выделены 63 понятия, обозначающие состояния человека. Эти понятия распределились на две группы:

1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека;

2) состояния сознания и внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение-разрешение» для группы волевых состояний; «удовольствие-неудовольствие» для группы аффективных состояний; «сон-активация» для группы состояний сознания и внимания.

Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П.Ильин. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования. По определению Ильина,

психофизиологическое состояние это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Таким образом, Ильин выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. При этом любое психическое состояние человека оказывается связанным с физиологическими структурами человека (либо оно будет вызвано физиологическими процессами, либо будет способствовать возникновению определенных физиологических процессов). Учитывая это, подход Ильина приобретает особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека.

Данное Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, по мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).

По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.

Отличительной чертой данной позиции является и то, что если Н.Д.Левитов говорил о недопущении сведения состояний к переживаниям, то Е.П.Ильин считает, что исключать их из характеристики состояний тоже нельзя. Переживания, по его мнению, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний надо искать внутри самой личности.

Итак, психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций, так же как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии.

Таким образом, в концепции Ильина целесообразно выделить несколько основных положений. Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

Следовательно, состояние отражает уровень функционирования как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому вполне логично говорить не о психических, или психофизиологических, состояниях, а о функциональных состояниях. Что же такое функциональное состояние и какой смысл вкладывается в слова «функциональное» и «функционирование»?

Под уровнем функционирования сложной физиологической системы, обладающей свойством самоконтроля, саморегуляции и самоуправления, понимают относительно стабильную величину специфической реакции, обусловленную природой раздражителя и свойствами системы. П. К. Анохин считает, что центральным звеном любой системы является результат ее функционирования — ее системообразующий фактор. Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации. Достижение того или иного уровня функционирования осуществляется благодаря деятельности механизмов регуляции. Что представляют собой механизмы регуляции организма?

С позиции кибернетической науки живой организм рассматривается как многоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Причем существует несколько точек зрения на структуру биосистемы. По нашему мнению, наиболее перспективным является предположение о существовании механизмов управления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма являются управляемыми.

В настоящее время известны многочисленные попытки объяснить принципы деятельности механизмов управления и классифицировать функциональные состояния. Согласно современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как результат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, источником которой является ретикулярная формация, и специфической активности, имеющей ряд локальных источников. Последние определяют уровень внимания и восприятия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмоций. Под специфической активностью понимается свойственная конкретной системе организма реакция на определенный внешний или внутренний стимул.

Особое положение нервной системы как управляющей и обеспечивающей целостность всего организма определяется ее свойствами и особенностями, и в первую очередь структурной целостностью мозга. Эта целостность проявляется, прежде всего, в способности мозговых структур при необходимости брать на себя функции поврежденных отделов. Другой важной особенностью центральной нервной системы является наличие жестко фиксированных и относительно независимых от среды программ, обслуживающих биоритмы. Следующее свойство центральной нервной системы — ее доминантная природа, определяющая такую функцию мозга, как регуляция состояний организма и поведения. Наличие данных свойств и позволяет рассматривать нервную систему в качестве физиологической основы механизмов регуляции.

В то же время, рассматривая функциональное состояние, в нем необходимо выделять две качественно различные стороны — субъективную и объективную. Подобное разделение обусловлено наличием следующих двух функций этого динамичного образования: обеспечение мотивационного (или целенаправленного) поведения и восстановление нарушенного гомеостаза. Причем субъективная сторона отражается прежде всего в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения. В свою очередь, объективная сторона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.

Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Данное положение отражает общефизиологическую закономерность, которая заключается в том, что механизмы регуляция начинают работу раньше, чем управляемые ими системы. Что собой представляет субъективная сторона функционального состояния у человека?

Под субъективной стороной функционального состояния понимают психические явления, которые относятся к личностным образованиям. Именно особенности личности во многом определяют характер функционального состояния и являются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организма к условиям среды. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.

Можно предположить, что набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, а также в закономерностях их взаимных переходов. Различия в отношении к происходящему являются причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся в различных функциональных состояниях.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней личности.

Понятие «функциональное состояние» как научная категория первоначально сформировалось в физиологии, где использовалось для характеристики деятельности организма. В отечественной психологической литературе это понятие появилось сравнительно недавно и связано с именами А.Б.Леоновой и В. И.Медведева. Они определяют функциональное состояние как «интегральный комплекс  характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности, т. е. создают возможность деятельности».

Функциональное состояние непосредственно отражает особенности процесса адаптации. Так, Медведев рассматривает адаптацию как постоянный процесс взаимодействия в системе «человек—среда», протекающий на двух уровнях: физиологическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек-среда» является системообразующей и определяет функциональное состояние организма.

В свою очередь, отталкиваясь от философского определения данной категории, в соответствии с которым функциональное состояние отражает специфическую форму реализации бытия, фиксирующую момент устойчивости в изменении, развитии и движении материальных объектов при определенных условиях, Л.Г.Дикая полагает, что функциональное состояние есть результат взаимодействия психологической системы и деятельности по саморегуляции психофизиологического состояния. В то же время процессы управления в живых системах можно рассматривать как некую организацию целенаправленных взаимодействий, результатом которых является переход из одного состояния в другое.

Как мы видим, единого определения функционального состояния, как и психического состояния, нет, хотя в приведенных выше определениях подчеркивается взаимосвязь функционального состояния и процесса адаптации. Поскольку нет единого определения функционального состояния, то нет и единой классификации функциональных состояний. Тем не менее целесообразно рассмотреть состояния организма и личности, выделяемые различными исследователями в качестве основных и наиболее общих.

Адаптация человека

   Жизнедеятельность человека не может происходить в отрыве от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный, вредоносный характер.

Условия нормального функционирования человека весьма жестки. Изменение температуры тела всего на один градус приводит к ощущению значительного дискомфорта. Изменение температуры на пять-шесть градусов запускает процессы, которые могут в конечном итоге привести к гибели организма. Человек, как и другие животные, в своей эволюции прошел суровое сито естественного отбора, но все равно остается довольно ранимым существом.

Адаптация организма позволяет сгладить многие неприятные последствия резкого изменения физических и физиологических параметров существования. Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда».

Французский физиолог К. Бернар выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма. Это сохранение (консервация идеального состояния) происходит благодаря работе сложных механизмов саморегулирования (которые впоследствии были названы гомеостатическими). Бернар первый сформулировал, что постоянство внутренней среды — условие любой жизни. В дальнейшем американский физиолог У. Кэннон развил эту теорию, он назвал идеальное состояние гомеостазом.

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Идее гомеостаза способствовали технические достижения. Постепенно люди научились делать машины, деятельность которых саморегулировалась. Например, были придуманы механизмы поддержания постоянной скорости вращения вала. По аналогии были выявлены «технические» решения, которые придумала природа.

Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая устойчивая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние.

Если нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает страдать. Болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.

Организм, таким образом, не только способен вернуть идеальные параметры, но и будет пробовать приспособиться к новым, не идеальным, параметрам. В этом случае общее состояние организма будет отличаться от идеального. Хроническое заболевание — характерный пример временного равновесия.

Жизнедеятельность человека обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Организм не просто окружен средой, он обменивается с ней. Он вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм старается всеми доступными средствами не только вернуть свое внутреннее состояние к идеальному, но и приспособиться к среде, сделав процесс обмена наиболее эффективным.

Уровни адаптации

   Разделение труда, взаимопомощь и взаимовражда людей привели к тому, что социум стал для человека как бы новым измерением в окружающей среде. Человек приспосабливается не только к физическим параметрам, но и к социально-психологическим требованиям среды. Выделяется поэтому в современной науке три уровня адаптации:

— физиологический,

— психический,

— социальный.

Психическая адаптация — это приспособление, в первую очередь, психических процессов: приспособление восприятия под окружающую действительность, приспособление памяти, речи, мышления… Биологически современный человек мало отличается от предков, которые жили несколько тысячелетий назад, но благодаря адаптации психических процессов к сложно структурированной современной действительности, мы способны, например, на восприятие огромного количества знаковой информации, способны на строго формализованные, абстрактные рассуждения.

Социальная адаптация — это приспособление к окружающим людям, особенностям межличностных отношений, групповой динамике, это умение управлять своим имиджем и т.п.

Уровни адаптации тесно связаны между собой. Так физиологическая адаптация может способствовать психологической (приноровившись к изменившимся условиям, человек начинает лучше соображать, например). Социальная может способствовать физиологической (наладив отношение с другим человеком, можно получить от него долгожданный стакан воды).

Неоднозначность понятия

   Понятие «адаптация» используется учеными в разных контекстах:

— адаптация может выступать как естественное свойство организма,

— это собственно процесс приспособления,

— результат этого приспособления,

— цель, к которой стремится организм.

Наиболее точное использование слова «адаптация» — обозначение собственно процесса приспособления, а не его результата. Для обозначения результата адаптации лучше использовать термин «адаптированность». В первом случае лучше использовать «способность к адаптации».

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Человек

  • Адаптация
  • Антропогенез
  • Антропология
  • Архетип
  • Индивидуальность
  • Инстинкт
  • Конституция человека
  • Личный капитал
  • Менталитет
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Психическое здоровье: усиление нашего реагирования

Психическое здоровье: усиление нашего реагирования
    • All topics »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Ресурсы »
      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »
      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • M
    • N
    • 44000
    • 49000
    • 49000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 99000
    • 99000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • 9000
    • K
    • L
    • M
    • K
    • M
    • K
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    5
  • 5 Регионы »
    • Африка
    • Америка
    • Юго-Восточная Азия
    • Европа
    • Восточное Средиземноморье
    • Западная часть Тихого океана
  • ВОЗ в странах »
    • Статистика
    • Стратегии сотрудничества
    • Украина ЧП
  • все новости »
    • Выпуски новостей
    • Заявления
    • Кампании
    • Комментарии
    • События
    • Тематические истории
    • Выступления
    • Прожекторы
    • Информационные бюллетени
    • Библиотека фотографий
    • Список рассылки СМИ
  • Заголовки »
  • Сконцентрируйся »
    • Афганистан кризис
    • COVID-19 пандемия
    • Кризис в Северной Эфиопии
    • Сирийский кризис
    • Украина ЧП
    • Вспышка оспы обезьян
    • Кризис Большого Африканского Рога
  • Последний »
    • Новости о вспышках болезней
    • Советы путешественникам
    • Отчеты о ситуации
    • Еженедельный эпидемиологический отчет
  • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
    • Наблюдение
    • Исследовательская работа
    • Финансирование
    • Партнеры
    • Операции
    • Независимый контрольно-консультативный комитет
  • Данные ВОЗ »
    • Глобальные оценки здоровья
    • ЦУР в области здравоохранения
    • База данных о смертности
    • Сборы данных
  • Панели инструментов »
    • Информационная панель COVID-19
    • Приборная панель «Три миллиарда»
    • Монитор неравенства в отношении здоровья
  • Особенности »
    • Глобальная обсерватория здравоохранения
    • СЧЕТ
    • Инсайты и визуализации
    • Инструменты сбора данных
  • Отчеты »
    • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
    • избыточная смертность от COVID
    • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
  • О ком »
    • Люди
    • Команды
    • Структура
    • Партнерство и сотрудничество
    • Сотрудничающие центры
    • Сети, комитеты и консультативные группы
    • Трансформация
  • Наша работа »
    • Общая программа работы
    • Академия ВОЗ
    • мероприятия
    • Инициативы
  • Финансирование »
    • Инвестиционный кейс
    • Фонд ВОЗ
  • Подотчетность »
    • Аудит
    • Бюджет
    • Финансовые отчеты
    • Портал программного бюджета
    • Отчет о результатах
  • Управление »
    • Всемирная ассамблея здравоохранения
    • Исполнительный совет
    • Выборы Генерального директора
    • Веб-сайт руководящих органов
  • Дом/
  • Отдел новостей/
  • Информационные бюллетени/
  • Деталь/
  • Психическое здоровье: усиление нашего реагирования

Ключевые факты

  • Существуют доступные, эффективные и осуществимые стратегии укрепления, защиты и восстановления психического здоровья.
  • Необходимость действий в области психического здоровья бесспорна и безотлагательна.
  • Психическое здоровье имеет внутреннюю и инструментальную ценность и является неотъемлемой частью нашего благополучия.
  • Психическое здоровье определяется сложным взаимодействием индивидуальных, социальных и структурных стрессов и уязвимостей.

Концепции психического здоровья

Психическое здоровье — это состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться с жизненными стрессами, реализовывать свои способности, хорошо учиться и хорошо работать, а также вносить свой вклад в общество. Это неотъемлемый компонент здоровья и благополучия, который лежит в основе нашей индивидуальной и коллективной способности принимать решения, строить отношения и формировать мир, в котором мы живем. Психическое здоровье является одним из основных прав человека. И это имеет решающее значение для личного, общественного и социально-экономического развития.

Психическое здоровье – это больше, чем отсутствие психических расстройств. Он существует в сложном континууме, который переживается разными людьми по-разному, с разной степенью сложности и дистресса и потенциально очень разными социальными и клиническими результатами.

Психические расстройства включают психические расстройства и психосоциальные расстройства, а также другие психические состояния, связанные со значительным дистрессом, нарушением функционирования или риском членовредительства. Люди с психическими расстройствами чаще испытывают более низкие уровни психического благополучия, но это не всегда и не обязательно так.

Детерминанты психического здоровья

На протяжении всей нашей жизни множество индивидуальных, социальных и структурных детерминант могут объединяться, чтобы защитить или подорвать наше психическое здоровье и изменить наше положение в континууме психического здоровья.

Индивидуальные психологические и биологические факторы, такие как эмоциональные навыки, употребление психоактивных веществ и генетика, могут сделать людей более уязвимыми для проблем с психическим здоровьем.

Воздействие неблагоприятных социальных, экономических, геополитических и экологических обстоятельств, включая бедность, насилие, неравенство и экологические лишения, также повышает риск психических расстройств у людей.

Риски могут проявляться на всех этапах жизни, но особенно опасны те, которые возникают в периоды, чувствительные к развитию, особенно в раннем детстве. Например, известно, что жесткое воспитание и физические наказания подрывают здоровье ребенка, а издевательства являются ведущим фактором риска психических заболеваний.

Защитные факторы также присутствуют на протяжении всей нашей жизни и служат для повышения устойчивости. Они включают в себя наши индивидуальные социальные и эмоциональные навыки и качества, а также позитивное социальное взаимодействие, качественное образование, достойную работу, безопасное соседство и сплоченность сообщества, среди прочего.

Риски для психического здоровья и защитные факторы можно найти в обществе на разных уровнях. Локальные угрозы повышают риск для отдельных лиц, семей и сообществ. Глобальные угрозы повышают риск для всего населения и включают в себя экономический спад, вспышки заболеваний, чрезвычайные гуманитарные ситуации, вынужденное перемещение и нарастающий климатический кризис.

Каждый отдельный фактор риска и защиты имеет лишь ограниченную прогностическую силу. У большинства людей состояние психического здоровья не развивается, несмотря на воздействие фактора риска, и у многих людей, у которых нет известного фактора риска, все же развивается состояние психического здоровья. Тем не менее, взаимодействующие детерминанты психического здоровья служат укреплению или подрыву психического здоровья.

Укрепление и профилактика психического здоровья

Меры по укреплению и профилактике работают путем выявления индивидуальных, социальных и структурных детерминант психического здоровья, а затем вмешиваются для снижения рисков, повышения устойчивости и создания благоприятной среды для психического здоровья. Вмешательства могут быть разработаны для отдельных лиц, конкретных групп или целых групп населения.

Изменение детерминант психического здоровья часто требует действий, выходящих за рамки сектора здравоохранения, поэтому программы по продвижению и профилактике должны охватывать секторы образования, труда, правосудия, транспорта, окружающей среды, жилья и социального обеспечения. Сектор здравоохранения может внести значительный вклад, включив усилия по продвижению и профилактике в службы здравоохранения; и путем пропаганды, инициирования и, при необходимости, содействия многосекторальному сотрудничеству и координации.

Предотвращение самоубийств является глобальным приоритетом и включено в Цели устойчивого развития. Большой прогресс может быть достигнут за счет ограничения доступа к средствам, ответственного освещения в СМИ, социального и эмоционального обучения подростков и раннего вмешательства. Запрет на использование особо опасных пестицидов является особенно недорогим и рентабельным методом снижения уровня самоубийств.

Укрепление психического здоровья детей и подростков является еще одним приоритетом и может быть достигнуто с помощью политики и законов, которые поощряют и защищают психическое здоровье, поддерживают лиц, осуществляющих уход, в обеспечении заботливого ухода, реализуют школьные программы и улучшают качество сообщества и онлайн-среды. Школьные программы социального и эмоционального обучения являются одними из наиболее эффективных стратегий продвижения для стран с любым уровнем дохода.

Укрепление и охрана психического здоровья на рабочем месте является растущей областью интересов и может поддерживаться за счет законодательства и нормативных актов, организационных стратегий, обучения менеджеров и мероприятий для работников.

Психиатрическая помощь и лечение

В контексте национальных усилий по укреплению психического здоровья жизненно важно не только защищать и способствовать психическому благополучию всех, но и удовлетворять потребности людей с психическими заболеваниями.

Это должно быть сделано с помощью психиатрической помощи по месту жительства, которая более доступна и приемлема, чем стационарная помощь, помогает предотвратить нарушения прав человека и обеспечивает лучшие результаты восстановления для людей с психическими заболеваниями. Психиатрическая помощь по месту жительства должна предоставляться через сеть взаимосвязанных услуг, включающую:

  • услуги по охране психического здоровья, которые интегрированы в общую медико-санитарную помощь, как правило, в больницах общего профиля и посредством разделения задач с неспециалистами в первичной медико-санитарной помощи;
  • общинные службы охраны психического здоровья, которые могут включать в себя общинные центры психического здоровья и бригады, психосоциальную реабилитацию, службы поддержки сверстников и услуги по поддержке жизни; и
  • услуги, которые предоставляют психиатрическую помощь в социальных службах и немедицинских учреждениях, таких как защита детей, школьные медицинские услуги и тюрьмы.

Огромный дефицит помощи при распространенных психических состояниях, таких как депрессия и тревога, означает, что страны также должны найти инновационные способы диверсификации и расширения масштабов помощи при этих состояниях, например, с помощью неспециализированного психологического консультирования или цифровой самопомощи.

Ответные меры ВОЗ

Все государства-члены ВОЗ привержены реализации «Комплексного плана действий в области психического здоровья на 2013–2030 гг.», который направлен на улучшение психического здоровья путем укрепления эффективного медицинской помощи, реализации стратегий продвижения и профилактики, а также укрепления информационных систем, фактических данных и исследований В 2020 г. проведенный ВОЗ «Атлас психического здоровья 2020» анализ эффективности стран по сравнению с планом действий показал недостаточный прогресс в достижении целей согласованного плана действий

В «Докладе о психическом здоровье в мире: трансформация психического здоровья для всех» ВОЗ содержится призыв ко всем странам ускорить выполнение плана действий. В нем утверждается, что все страны могут добиться значительного прогресса в улучшении психического здоровья своего населения, сосредоточив внимание на трех «путях к трансформации»:

  • повысить ценность, придаваемую психическому здоровью отдельными людьми, сообществами и правительствами; и согласование этой ценности с приверженностью, участием и инвестициями всех заинтересованных сторон во всех секторах;
  • изменить физические, социальные и экономические характеристики окружающей среды — в домах, школах, на рабочих местах и ​​в обществе в целом — для лучшей защиты психического здоровья и предотвращения психических заболеваний; и
  • укрепить психиатрическую помощь, чтобы весь спектр потребностей в области психического здоровья удовлетворялся через сеть доступных, недорогих и качественных услуг и поддержки на уровне сообщества.

ВОЗ уделяет особое внимание защите и поощрению прав человека, расширению прав и возможностей людей на основе их жизненного опыта и обеспечению многосекторального и многостороннего подхода.

ВОЗ продолжает работать на национальном и международном уровнях, в том числе в гуманитарных ситуациях, чтобы предоставить правительствам и партнерам стратегическое руководство, фактические данные, инструменты и техническую поддержку для усиления коллективных мер реагирования на психическое здоровье и обеспечения преобразования в целях улучшения психического здоровья для всех.

 

Что это такое, стадии и примеры

Общий адаптационный синдром представляет собой трехэтапную реакцию организма на стресс. Но что включают в себя разные этапы и какие есть примеры ГАС в действии?

Стресс иногда считают психологическим давлением, но он также оказывает физическое воздействие на организм. Понимание стадий, через которые проходит тело при воздействии стресса, помогает людям лучше осознавать эти физические признаки стресса, когда они возникают.

В этой статье рассматривается, что такое общий адаптационный синдром (ОАС), его различные стадии и когда он может возникнуть. Также рассматривается, как люди могут лучше справляться со своей реакцией на стресс.

Краткие факты о GAS:

  • ГАЗ представляет собой трехэтапный процесс, через который проходит организм, когда он подвергается стрессу.
  • Жизненно важно найти способы управлять им, чтобы ограничить воздействие на организм.
  • К причинам процесса относятся жизненные события и психологический стресс.

Ганс Селье, венский ученый, работавший в 20 веке, был первым, кто описал ГАС.

Селье обнаружил, что крысы демонстрировали сходный набор физических реакций на несколько различных факторов стресса. К последним относились низкие температуры, чрезмерные физические нагрузки, инъекции токсинов.

Ученый объяснил GAS как способ организма адаптироваться к предполагаемой угрозе, чтобы лучше подготовиться к выживанию. Статья о теории ГАС Селье была опубликована в журнале The Journal of Clinical Endocrinology в 1946 году.

Три стадии ГАС: эти этапы рассматриваются ниже.

Стадия реакции на тревогу

На стадии реакции на тревогу сигнал бедствия посылается в часть мозга, называемую гипоталамусом. Гипоталамус обеспечивает выброс гормонов, называемых глюкокортикоидами.

Глюкокортикоиды вызывают выброс адреналина и кортизола, гормона стресса. Адреналин дает человеку заряд энергии. У них увеличивается частота сердечных сокращений и повышается кровяное давление. При этом уровень сахара в крови также повышается.

Эти физиологические изменения регулируются частью вегетативной нервной системы человека (ВНС), называемой симпатической ветвью.

Стадия тревожной реакции ГАС подготавливает человека к реагированию на стрессор, который он испытывает. Это часто называют реакцией «бей или беги».

Сопротивление

На стадии сопротивления организм пытается противодействовать физиологическим изменениям, произошедшим на стадии реакции тревоги. Стадия резистентности регулируется частью ВНС, называемой парасимпатической.

Парасимпатическая ветвь ВНС пытается вернуть организм в норму за счет снижения количества вырабатываемого кортизола. Частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают нормализоваться.

Если стрессовая ситуация закончится, на этапе сопротивления тело вернется в норму.

Однако, если стрессор остается, организм остается в состоянии боевой готовности, а гормоны стресса продолжают вырабатываться.

Эта физическая реакция может привести к тому, что человек будет испытывать трудности с концентрацией внимания и станет раздражительным.

Стадия истощения

После продолжительного периода стресса тело переходит в заключительную стадию ГАЗ, известную как стадия истощения. На этом этапе организм истощил свои энергетические ресурсы, постоянно пытаясь, но безуспешно, оправиться от начальной стадии реакции тревоги.

Достигнув стадии истощения, организм человека больше не способен бороться со стрессом. Они могут испытывать:

  • усталость
  • депрессию
  • тревогу
  • чувство неспособности справиться с ситуацией

Если человек не находит способов управлять уровнем стресса на этом этапе, он подвергается риску развития связанных со стрессом состояний здоровья.

Поделиться на PinterestЖизненные стрессы и переживания, такие как долги или проблемы на работе, могут привести к ГАС.

Исследование Селье было ограничено физическими стрессорами, такими как низкие температуры и физическое перенапряжение. Однако теперь стало понятно, что жизненные события, вызывающие психологический стресс, вызывают такие же физические реакции, как и в исследовании Селье.

Жизненные события, которые могут вызвать у человека стресс и ГАЗ, включают:

  • разрыв отношений
  • потерю работы
  • проблемы со здоровьем
  • денежные проблемы

Теоретически тот факт, что эти ситуации могут вызвать ГАС, может быть полезным. Реакция тревоги дает людям прилив энергии и концентрации, которые могут помочь им решить проблему.

Для большинства людей, однако, физическая реакция, которую испытывает их тело, когда они находятся в состоянии стресса, бесполезна.

В отличие от угроз, с которыми люди могли столкнуться в каменном веке, современный человек вряд ли сможет разрешить стрессовую ситуацию современной жизни с приливом сил.

Длительный стресс может оказать негативное влияние на физическое состояние человека и на его иммунную систему. В документе 2008 года отмечалось, что хронический стресс может:

  • увеличить риск вирусной инфекции
  • увеличить риск диабета 2 типа
  • привести к язве желудка
  • привести к депрессии

также связано с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний.

Поделиться на Pinterest Ведение дневника и практика осознанности могут помочь в лечении ГАС.

Первый шаг к контролю ГАС — понять, что вызывает стресс.

У разных людей стресс вызывают разные вещи. Для человека важно определить, какие ситуации и события являются для него особенно стрессовыми. Затем можно будет изменить образ жизни, чтобы уменьшить воздействие этих триггеров.

Например, долгая поездка на работу может вызвать стресс. Если это так, может помочь перемещение должностных обязанностей куда-нибудь поближе к дому или предложение работать удаленно.

Когда невозможно избежать триггера стресса, важно найти способ уменьшить его воздействие на тело и разум.

Американская ассоциация тревожности и депрессии рекомендует физическую активность как способ снижения стресса. Упражнения высвобождают эндорфины, которые улучшают сон и способствуют хорошему самочувствию. Быстрая ходьба или бег — это простые способы тренировки.

Следующие виды деятельности также могут помочь:

  • внимательность и медитация
  • глубокое дыхание
  • йога и тай-чи
  • расслабляющие ванны
  • ведение дневника
  • встречи с друзьями для обсуждения проблем через

Стресс вызывает физические изменения в организме. ГАЗ представляет собой трехэтапный процесс, через который проходит тело при воздействии стрессовых событий. Длительный стресс негативно влияет на физическое и психическое состояние.

Последняя физическая стадия ГАС известна как истощение и может произойти, когда человек подвергается стрессу в течение длительного периода времени.

Добавить комментарий