Раздел 1. Человек и общество
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:
Видеозанятия по обществознанию:
Лекция 1. Человек как член общества
Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.
Читать лекцию
Лекция 2. Мировоззрение и его виды
Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.
Читать лекцию
Лекция 3. Познание и виды знаний
Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.
Читать лекцию
Лекция 4. Истина, её виды и критерии
Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.
Читать лекцию
Лекция 5. Мышление и деятельность
Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.
Читать лекцию
Лекция 6. Потребности и интересы
Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.
Читать лекцию
Лекция 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.
Читать лекцию
Лекция 8. Понятие общества и его строение
Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.
Читать лекцию
Лекция 9. Институты общества
Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
Читать лекцию
Лекция 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.
Читать лекцию
Лекция 11. Наука и научное мышление
Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.
Читать лекцию
Лекция 12. Образование, его значение для личности и общества
Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.
Читать лекцию
Лекция 13. Религия
Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.
Читать лекцию
Лекция 14. Искусство
Ключевые слова: искусство, функции искусства.
Читать лекцию
Лекция 15. Мораль
Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, «золотое правило нравственности», гуманизм.
Читать лекцию
Лекция 16. Общественный прогресс
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Читать лекцию
Лекция 17. Многовариантность общественного развития
Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.
Читать лекцию
Лекция 18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема «Север — юг».
Читать лекцию
Мировоззрение
Перед человеком каждый день встаёт множество вопросов. Отвечать на некоторые из них является жизненной необходимостью. Как прокормить себя, свою семью? Как защититься от неблагоприятных условий окружающей среды? Как наладить отношения с соседями? Чтобы эти отношения были отношениями сотрудничества, а не противостояния. Искать ответы на другие вопросы подталкивает нас любознательность. Вроде бы никакой практической пользы мы не получим, узнав какая горная вершина самая высокая, а морская впадина самая глубокая.
Однако перед каждым из нас рано или поздно встают вопросы и совсем другого рода. Зачем я пришёл в этот мир? Какое место в нём занимаю? Каково предназначение человека? В чём смысл его жизни? Столько людей отвечали уже на эти вопросы! А они встают вновь и вновь. И, пожалуй, никогда не будут разрешены окончательно.
Ответ на вечные вопросы зависит от мировоззрения человека. Что означает это понятие?
Мировоззрение — это совокупность представлений человека об окружающем мире, о природе и обществе, о своём месте в нём.
Мировоззрение включает в себя знания об окружающем мире и о самом себе. Убеждения, нравственные принципы, различные идеи, духовные ценности и идеалы.
Никто не рождается с готовым, устоявшимся взглядом на мир. Мировоззрение человека формируется постепенно. На его развивающееся сознание оказывают воздействие те условия, в которых он живёт, те люди, которые его окружают. То есть
В формировании мировоззрения можно выделить несколько этапов.
Окружающий мир воздействует в первую очередь на чувства человека, особенно когда речь идёт о ребёнке. То, что происходит с нами и вокруг нас, вызывает определённые эмоции: удовлетворение, радость, интерес. Или чувство беспомощности, неуверенности, тревоги, страха, одиночества. От настроений и чувств человека зависит его мироощущение.
Мироощущение
Когда эти «лоскутки» соединятся в одно большое полотнище, можно говорить о формировании мировосприятия. Мировосприятие — целостный образ мира в наглядных, чувственных представлениях. Каков мир в целом? Дружественный или враждебный, трудный или легкий? Мир ясный, простой и просторный или заставленный ограничениями, сложный и туманный? Джунгли или Мир взаимной поддержки и помощи?
По мере развития познавательной деятельности, совершенствования интеллектуальных способностей человек учится видеть не только внешнюю сторону каких-то вещей, явлений, процессов. Мы начинаем разбираться во внутреннем строении и свойствах объектов. Обнаруживая связи между различными вещами, понимаем, что окружающий нас мир в определённой степени упорядочен, его можно объяснить, и кое-что предсказать. Совокупность взглядов на мир на основе его рационального, разумного объяснения называют миропониманием.
Мироощущение, мировосприятие и миропонимание — не просто последовательные ступеньки в формировании мировоззрения. Перешёл на следующую и забыл о предыдущей. Это части единого целого. Став взрослым, человек не превращается в исключительно рациональное существо. Мир по-прежнему воздействует не только на его разум, но и на его чувства.
Мировоззрение человека может формироваться стихийно. Хотим мы этого или не хотим, окружающая действительность всё равно на нас воздействует. Мы получаем определённый жизненный опыт. У нас появляются определённые представления о мире, о людях. И мы действуем, опираясь на эти представления.
Но мировоззрение может быть и результатом целенаправленного воздействия на человека, его собственной рациональной деятельности. Чем, по-вашему, вы занимаетесь в данный момент? Уточняете свою картину мира. Анализируете, что в вашем отношении к нему эмоционально, а что рационально. А буквально через минуту попытаетесь определить, к какому типу можно отнести ваше мировоззрение. То есть вы осознанно над ним работаете.
Выделяют три исторические типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское
Есть разные определения термина «миф». В буквальном переводе с греческого — это предание, сказание. Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова поясняет: «Миф — древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы». «Передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего», — добавляет Википедия.
Мифологическое мировоззрение было характерно для первобытнообщинного строя и для многих раннеклассовых обществ. Человеку проще всего объяснить окружающий мир, перенося на него собственные чувства, желания, поступки. Они, по крайней мере, кажутся вполне понятными. Всё живое представляется одушевлённым. У каждой вещи, каждого животного есть душа. А значит все они руководствуются, как и человек, своими прихотями и капризами. Постепенно формируется представление и о том, что души есть у явлений, сил природы. Они образуют особый мир.
Отношения между духами и богами складываются так же, как и между людьми. Они любят или ненавидят друг друга, ссорятся, враждуют, обманывают, вступают в браки. Ну, а если духи такие же, как люди, только более могущественные, то на них можно попробовать воздействовать также, как на людей. Задобрить: подарить что-то, принести жертву. Попытаться обмануть, перехитрить. Вступить в союз с одним богом (или богиней) против другого.
Многие мифы являются космогоническими, то есть объясняют происхождение мира. «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, — читаем мы в книге Николая Альбертовича Куна «Легенды и мифы Древней Греции. — Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги». Ну, и далее… О могучей богине Земли — Гее. О мрачном Тартаре. Об Эросе — оживляющей всё вокруг Любви. О беспредельном голубом Небе - Уране. О детях Геи и Урана — титанах и циклопах. О появлении Олимпийских богов. О Прометее, который подарил людям огонь, а вместе с ним знания и ремёсла.
Религиозное мировоззрение основано на идее двойственности мира. Кроме земной, естественной действительности, существует и небесная, нематериальная, сверхъестественная. Именно она является приоритетной, определяет направление развития мира и человека. Центральное место в религиозном мировоззрении занимает образ или идея Бога, Творца, первоначала всего существующего.
Чем отличается религиозное мировоззрение от мифологического? Логичный вопрос. Между ними, в самом деле очень много общего: многие элементы мифологии включены в религиозные верования. Главное отличие заключается, пожалуй, в следующем. В мифах духи, боги, герои являются особой частью общего на всех мира. Того, в котором живут и люди. Древние греки даже разместили своих богов в конкретном, реально существующем месте — на горе Олимп. Бог в религии — это надмировая сила. Нет какого-то реального места, где он находится. Он — везде, вездесущ и всеведущ. Люди не в состоянии постичь его замысел. Смысл жизни верующего человека — наиболее полно исполнять религиозные заповеди. В этом, естественном мире. А что будет дальше, ведомо лишь Богу.
Философское мировоззрение может признавать или отрицать существование Бога, быть идеалистическим или материалистическим. Главной его особенностью является критичность. Никакое утверждение об устройстве мира, о месте человека в нём не должно приниматься на веру без доказательств. Такими доказательствами могут быть факты или логичность рассуждений.
«Вера не требует доказательств», — это основной постулат многих религий, в том числе и христианства. Но Фома Аквинский был не просто глубоко верующим человеком, он был богословом, религиозным философом. И не побоялся вступить в противоречие с этим постулатом, сформулировав пять доказательств бытия Бога. Поясним одно из них.
Доказательство через движение. В мире есть нечто движимое. Чтобы оно двигалось, что-то другое должно привести его в движение. Это другое тоже должно двигаться и иметь свой источник движения. Эту цепочку можно продолжать долго. Но в конце концов встанет вопрос о том, а что же было «первым двигателем». Не будь его, движения не было бы вовсе. Первопричина движения, которая никем не движется, но которая всё движет, — это и есть Бог.
Материал об остальных четырёх доказательствах бытия Бога вы можете, при желании, найти самостоятельно. А Фома Аквинский является основателем целого философского направления — томизма.
Принято выделять два уровня функционирования мировоззрения: обыденно-практический и мыслительный.
Обыденное или житейское мировоззрение опирается на здравый смысл и практический опыт. Оно очень устойчиво. Представители субъективного идеализма (подробнее об этом философском направлении вы будете говорить позже) могут сколько угодно утверждать, что объекты материального мира существуют лишь в нашем сознании. Здравый смысл говорит нам об ином. Вне нашего сознания вещи очень даже существуют. И воздействуют на нас не только в нашем сознании. Обыденное мировоззрение в большинстве случаев вполне успешно выполняет функции ориентации. Но оно неполно, не системно, не проверено.
К мыслительному уровню можно отнести религиозное (о нём мы с вам уже говорили) и научное мировоззрение. Они представляют картину мира во всей её полноте. Дают ответы на вечные вопросы о смысле жизни.
В основе научного мировоззрения лежит понятие закона, представления об общих свойствах и закономерностях развития природы и общества. Всё происходящее в окружающем нас мире наука объясняет естественными причинами. День сменяет ночь, потому что Земля вращается вокруг своей оси. Лыжнику легче, чем пешеходу, передвигаться по сугробам. Его вес распределяется на большую площадь поверхности, соприкасающейся со снегом. И в результате в каждой из точек соприкосновения давление меньше. Всё можно объяснить естественными причинами. Иных просто нет. Если какие-то явления мы не можем пока объяснить, значит надо добывать новые знания.
Мировоззрение играет очень важную роль в жизни человека. Оно отвечает на вопрос о его месте в этом мире, о смысле жизни. Опираясь на свои убеждения, человек определяет цели своей деятельности.
Объясняя окружающую действительность, мировоззрение помогает выбрать наиболее подходящие средства и методы достижения этих целей.
Кроме того, мировоззрение даёт возможность выстроить собственную иерархию ценностей. Определить для себя, что важно, а что второстепенно в этой жизни. И руководствоваться этим каждый раз, делая выбор.
Изучение религии в учебной программе по общественным наукам
Заявление о позиции Национального совета по общественным наукам
Утверждено и опубликовано в 2021 г.
Введение и обоснование
Академическое изучение религии является неотъемлемой частью любого образования в области социальных наук, и Национальный совет социальных наук решительно поддерживает его включение в учебную программу. Изучение религии является критической линзой для понимания человеческого существования в его более широком культурном контексте, включая его отношение к экономическим, политическим и социальным институтам, а также влияние религии на историю, искусство, географию, язык и литературу.
Всем учащимся полезно изучать религию, поскольку она занимает центральное место как в общественной, так и в личной жизни. Подготовка к гражданству в религиозно плюралистической стране и мире требует изучения религии. Глубокое понимание религий помогает учащимся усиливать различные голоса, бороться с нетерпимостью и создавать возможности для построения сообщества. Он готовит студентов к вежливому и уважительному общению с людьми различных религиозных убеждений и систем убеждений.
Этим заявлением о позиции NCSS напоминает американцам, что сила нашей общей цели в построении одной нации из многих народов и верований зависит от нашей глубокой и неизменной приверженности пониманию друг друга, несмотря на различия.
Предполагаемая аудитория
Это заявление с изложением позиции информирует широкую общественность и все сообщество K-12, включая педагогов, администраторов и лиц, принимающих решения, от дошкольных учреждений до аспирантов, о важности изучения религии в учебной программе по общественным наукам. способами, которые являются конституционно и академически обоснованными.
Предыстория и руководящие принципы
Несмотря на постановление Верховного суда 1963 года, в котором утверждается, что «можно сказать, что образование не будет полным без изучения сравнительного религиоведения или истории религии и ее связи с развитием цивилизации». , Abington School District v. Schempp, 374 U.S. 203 (1963)» Уникальные педагогические и конституционные проблемы, связанные с преподаванием религии, заставили многих педагогов, администраторов и районных чиновников колебаться, включать ли ее в свои учебные программы.
С 1988 года NCSS объединилась с ведущими группами в области образования, религии и гражданских свобод, чтобы одобрить многочисленные заявления в поддержку академического изучения религии в государственных школах, а в 2017 году NCSS добавила Сопутствующий документ по религиоведению в C3 Framework. Разработанное преподавателями, администраторами и экспертами в области религии и образования, дополнение снабжает департаменты образования штатов и школьные округа индикаторами обучения учащихся и схемами изучения религии способами, которые являются конституционно обоснованными и согласуются с высокими академическими стандартами. Ниже изложены ключевые рекомендации C3 Framework и ее авторов для обеспечения академического и конституционного подхода к религии в государственных школах.
Изучение религии в государственных школах не должно служить идеологической обработкой или религиозным образованием. Вместо этого изучение религии должно:
- Быть академическим, а не религиозным.
- Стремитесь к тому, чтобы учащиеся знали религии, но не настаивайте на принятии учащимися какой-либо религии.
- Поощряйте изучение о религиозной практике, но не спонсируйте религиозную практику.
- Знакомить учащихся с различными религиозными взглядами, но не навязывать какую-то конкретную точку зрения.
- Рассказывать о многих религиях, но не продвигать и не очернять какую-либо религию или неверие.
- Информировать учащихся о религиозных верованиях, но не пытаться приспособить учащихся к какой-либо религии или неверию. Адаптировано из «Руководства для учителей по религии в государственных школах» (https://www.religiousfreedomcenter.org/wp-content/uploads/ 2014/08/teachersguide.pdf), одобренный NCSS и 21 другой национальной организацией и распространенный Министерством образования среди всех государственных школ в 2000 г.
Педагоги, координаторы предметного уровня, авторы учебников и другие заинтересованные стороны, участвующие в процессе разработки учебных программ, должны быть осведомлены о ключевых дисциплинарных рамках академического изучения религии, включая:
Предпосылки, что религии:
- Внутренне разнообразны а не однородный, как обычно представляют;
- Динамичный и изменяющийся во времени, в отличие от статичного или фиксированного;
- Встроен в культуру и неотделим от других форм человеческого самовыражения.
И что отдельные лица и сообщества формируют свою религиозную идентичность посредством:
- Верований и ценностей, включая теологические, доктринальные, библейские и этические утверждения о повседневной жизни, а также утверждения о трансцендентной реальности или переживаниях божественного;
- Поведение, включая практики, связанные с обрядами, ритуалами и жизнью как внутри, так и вне строго религиозной среды;
- Опыт принадлежности, включая членство в религиозных сообществах и других социальных сообществах с пересекающимися расовыми, национальными, этническими, семейными, гендерными, классовыми и другими идентичностями. Адаптировано из «Дополнительного документа по религиоведению для C3 Framework», опубликованного NCSS в 2017 году и одобренного Американской академией религии.
Американская академия религии, крупнейшее научное общество, занимающееся академическим изучением религии, подчеркивает «гражданскую и образовательную ответственность школ за включение тщательного изучения религий в учебную программу по общественным наукам», включая решающую роль, которую играет изучение религии. по общественным наукам:
В США широко распространена неграмотность в вопросах религии
Религиозная неграмотность часто подпитывает предубеждения и антагонизм, тем самым препятствуя усилиям, направленным на поощрение уважения разнообразия, мирного сосуществования и совместных усилий на местном, национальном и глобальном уровнях.
Можно уменьшить религиозную неграмотность, преподавая религию с точки зрения неверия в начальной, средней и средней школе. Адаптировано из «Руководства по преподаванию религии в школах K-12 в США» (https://www.aarweb.org/common/Uploaded files/Publications and News/Guides and Best Practices/AARK-12CurriculumGuidelinesPDF.pdf) Американская академия религии выпустила в 2010 году.
В соответствии с более широкой целью C3 Framework участвовать в гражданской жизни в рамках подготовки к жизни после окончания средней школы, изучение религии дает учащимся знания, необходимые им для критического осмысления исторического и современного мира. Кроме того, изучение религии способствует пониманию глобального контекста, поощряет гражданское участие и развивает навыки, необходимые для совместной работы с различными группами населения.
NCSS рекомендует, чтобы изучение религии проходило через дисциплины и курсы по общественным наукам, везде и всегда, когда знание религиозного аспекта истории и культуры необходимо для сбалансированного и всестороннего понимания.
NCSS рекомендует департаментам образования штатов обеспечить включение изучения религии во все программы социальных наук, включая отдельные курсы по мировым религиям.
NCSS рекомендует каждому округу государственных школ принять четкие правила и рекомендации Первой поправки к поправке к преподаванию религий. Администраторам и учителям необходимо обеспечить профессиональное развитие без отрыва от работы для реализации этих политик. Кроме того, NCSS рекомендует, чтобы преддипломная подготовка учителей включала в себя конституционно приемлемые и инклюзивные рамки для изучения религии в рамках учебной программы. Будущим учителям общественных наук следует также рекомендовать пройти курс религиоведения в рамках их сертификации.
NCSS призывает руководителей системы образования штатов, издателей учебников, создателей онлайн-контента и педагогов-педагогов укреплять и углублять изучение религии в государственных школах, следуя рекомендациям и основам, содержащимся в этом заявлении.
Членам NCSS рекомендуется использовать это заявление с изложением позиции, чтобы убедить государственные департаменты образования и местные школьные округа принять политику, стандарты обучения и практику изучения религии в соответствии с высокими академическими стандартами и принципами Первой поправки.
Заключение
Религиоведение необходимо для понимания роли религии в общественной жизни, преодоления разногласий в общественном пространстве и формирования государственной политики, которая служит общему благу. Благодаря преднамеренному и вдумчивому изучению религии в историческом и культурном контекстах учащиеся будут адекватно подготовлены к гражданству в религиозно плюралистическом обществе и мире.
Национальный совет по общественным наукам уже давно выступает за включение изучения религии в учебную программу таким образом, чтобы это соответствовало как конституционным, так и академическим требованиям. С этим заявлением о позиции NCSS возобновляет этот призыв, напоминая американцам, что изучение религии готовит студентов к критическому участию в плюралистической, мирной демократии, понимая самые глубокие ценности, социальную идентичность и стремления людей как со всего мира, так и из их классы.
Библиография
Эк, Дайана Л. Новая религиозная Америка: как «христианская страна» стала самой религиозно разнообразной нацией в мире . Сан-Франциско, Калифорния: Harper, 2001.
Биондо, Винсент Ф., III и Эндрю Фиала, ред., Цивилизация, религиозный плюрализм и образование . Нью-Йорк: Routledge, 2014.
Хейнс, Чарльз С. и Оливер Томас. Поиск точек соприкосновения: Первое руководство по поправке к религии и государственным школам . Нэшвилл, Теннесси: Центр первой поправки, 2007.
Хейнс, Чарльз С., изд. Преподавание религии в классе общественных наук . Сильвер-Спринг, Мэриленд: Бюллетень Национального совета социальных исследований, 2019 г.
Лестер, Эмиль. Преподавание религий: демократический подход для государственных школ . Анн-Арбор, штат Мичиган: The University of Michigan Press, 2011.
Мур, Дайан Л. Преодоление религиозной неграмотности: культурологический подход к преподаванию религии в средней школе . Нью-Йорк: Palgrave, 2007.
Норд, Уоррен. Имеет ли значение Бог? Серьезное отношение к религии в американских школах и университетах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011.
Ваггонер, Майкл и Нейт Уокер, ред. Оксфордский справочник по религии и американскому образованию . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2018 г.
Развитие связи между христианским мировоззрением и социальными науками у будущих учителей
%PDF-1.7 % 1 0 объект > /Метаданные 2 0 R /Контуры 3 0 R /Страницы 4 0 Р /StructTreeRoot 5 0 R /Тип /Каталог /ViewerPreferences > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей заявление/pdf