Что такое восприятие – основные виды, уровни, ошибки, иллюзии, теории
Все мысли, планы и поступки человека так или иначе обусловлены его картиной мира. Каждый из нас воспринимает происходящее вокруг по-своему, исходя из собственного опыта и особенностей мышления. Оттого мнения двух разных людей об одном и том же событии могут быть диаметральными. Стоит понять, что такое восприятие и почему от него зависит так много.
Восприятие – что это?
Определение этому термину дает психология, поскольку результаты психической деятельности находятся в ее сфере изучения. Восприятие, или перцепция, – понятие, обозначающее процесс формирования человеком целостного образа определенного предмета или явления, в результате его непосредственного влияния на органы чувств с последующим анализом полученных данных. Оно является важнейшим инструментом познания окружающей действительности и адаптации к ней.
Например, впервые встретившись с абрикосом, человек, завершив его визуальное восприятие, попробует, каков он на ощупь, оценит вес, форму, вкусовые качества, и получит полную картину о нем. Имея информацию о его пользе и химическом составе, проанализировав полученный опыт знакомства с этим фруктом, становится возможным создание готового полноценного его образа. В дальнейшем это облегчает процессы узнавания, сравнения и оценки предметов с уже сформированным пониманием того, какими они должны быть.
Отличие восприятия от ощущения
Для глубокого понимания процессов психики, важно разобраться в терминах и их соотношении. Ощущение и восприятие часто путают, но сейчас станет ясно, что это совсем не одно и то же:
- Информация, полученная от одного органа чувств – это ощущение. Восприятие включает в себя опыт, полученный от нескольких анализаторов.
- Ощущение порождает какое-то чувство – тяжести, сладости, холода. Восприятие же заканчивается формированием целостного образа.
- Благодаря ощущениям нами усваиваются отдельные характеристики предметов и явлений. Восприятие рисует их полную картину в нашем сознании.
- Ощущениями, то есть способностью познавать предметы посредством рецепторов, обладают все живые организмы. Развитие восприятия доступно лишь существам со сложной нервной системой и перцептивной психикой.
- Как вывод, восприятие осуществляется посредством получения всех возможных ощущений от соприкосновения с предметом или явлением, но не сводится к их сумме. Чтобы считаться воспринятой, полученная информация еще должна быть проанализирована и составлена в единое представление – образ.
Свойства восприятия в психологии
Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:
- Предметность.Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
- Целостность и структурность. Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
- Постоянство. Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
- Осмысленность. Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
- Избирательность. Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.
Принципы восприятия
Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:
- Объединение в группы. Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
- Выделение фона и фигуры. Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
- Завершение. Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.
Каналы восприятия
Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:
- Визуальный. Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
- Аудиальный. Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
- Кинестетический. Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).
Факторы восприятия
Отчего же люди, имеющие одни и те же каналы восприятия и механизмы обработки информации, так по-разному видят одну и ту же действительность? Различия и особенности восприятия обусловлены внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на наши возможности познания мира. К внешним можно отнести:
- Повторяемость: образы часто встречаемых предметов формируются в сознании более полными.
- Интенсивность воздействия: сильное влияние на рецепторы или провокация сильных эмоций – это то, что ускоряет восприятие.
- Контрастность: предметы или явления, выбивающиеся из общей массы, лучше запоминаются и охотнее анализируются нашим мозгом.
Движение: предметы в статике и в динамике воспринимаются по-разному, и для составления полного представления об объекте желательно понаблюдать за ним во всех состояниях.
Что такое субъективное восприятие и какие внутренние факторы влияют на него? Выведены три принципа, объясняющие избирательность мозга во время познания действительности:
- Резонанса: состоит в том, что явления, находящиеся в сфере нашей заинтересованности, воспринимаются охотнее всех прочих.
- Настороженности: что-то, угрожающее личной безопасности, мгновенно попадает в фокус внимания, в отличие от нейтральных объектов.
- Защиты: мозг защищает свои убеждения, потому сопротивляется восприятию любой информации, которая им противоречит.
Виды восприятия
Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:
- синтетический тип;
- аналитический тип;
- аналитико-синтетический тип.
Синтетический тип восприятия
Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта. Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.
Аналитический тип восприятия
Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.
Аналитико-синтетический тип восприятия
Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.
Уровни восприятия
Процесс познания объекта проходит в несколько этапов. Структурность восприятия обусловлена несколькими уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:
- Обнаружение. На этом этапе сознанием фиксируется только факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
- Различение. Сейчас мозг получает сигналы от анализаторов о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
- Идентификация. Получив информацию о свойствах предмета, сознание соотносит их со свойствами других объектов, образы которых хранятся в его памяти.
- Опознание. Проанализировав свой прошлый опыт и новые данные, мозг относит новый предмет к имеющимся в его распоряжении группам и категориям. Узнавание и классификация объекта означает, что такое восприятие было успешным.
Ошибки восприятия
Наши когнитивные способности не идеальны и часто находятся под влиянием разных факторов. Поведенческие психологи экспериментально выявили несколько самых распространенных ошибок восприятия:
- Эффект ореола. Состоит в том, что наше уже сформированное отношение к какому-то качеству предмета или человека определяет отношение к нему в целом, даже если другие его характеристики вызвали бы совсем иные эмоции.
- Эффект предубеждения. Это нарушение восприятия проявляется в избирательной слепоте нашего сознания относительно той информации, которая может разрушить уже сложившиеся стереотипы.
- Эффект доступности. Если нам легко на ум приходят примеры каких-то явлений, то мы автоматически считаем их распространенными, даже если статистика говорит обратное.
- Эффект проекции. Свои собственные характеристики мы охотно приписываем другим людям. Такие эффекты восприятия нередко приводят к разочарованиям.
Иллюзии восприятия
Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:
- Оптическими. Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
- Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
- Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.
Теории восприятия
В научной среде много десятилетий не утихают дискуссии насчет механизмов, обеспечивающих отражение объективной действительности в человеческом сознании. Есть несколько теорий, описывающих этот процесс по-своему:
- Структурализм. Изначальная теория, сводящая восприятие к сумме полученных от объекта ощущений и сравнению с ранее полученным опытом.
- Гештальт-теория. Критикует структурализм, утверждая, что восприятие – процесс более сложный, поскольку не только частные ощущения формируют образ, но и сформированный образ влияет на полученные ощущения.
Восприятие человека человеком
Кроме познания окружающих предметов и явлений, людям, как социальным существам, важно уметь составлять впечатление и об окружающих. Межличностное восприятие намного более сложное и комплексное, нежели восприятие неодушевленных объектов. Изначально представление формируется исходя из визуальных данных, путем анализа деталей внешности: опрятности, стиля, характерных черт лица и телосложения, которые сопоставляются с имеющимися стереотипами.
Позже, в процессе общения, становится очевидным, что такое поверхностное восприятие не достоверно. Оно дополняется информацией о принадлежности к социальной группе (с переносом всех стереотипных качеств представителей этой группы на нового знакомого), интересах, способностях и характере. Чувствительность к эмоциональным состояниям собеседника тоже поможет сделать его образ более полным и взаимодействовать с ним эффективнее.
ГЛАВА 2. Уровни восприятия семиотического текста и его интерпретация. Семиотика рекламы
ГЛАВА 2. Уровни восприятия семиотического текста и его интерпретация
структурных образований. Последнее достигается в процессе деятельности, целью которой является обеспечение живого организма динамическим выражением форм, цветов и звуков. Визуальное (зрительное) восприятие изображенного объекта является не пассивным процессом, а активным изучением изображения, дающим ему некую зрительную оценку, отбирающим его самые важные особенности, сопоставляющим данный объект с хранящимся в памяти субъекта, после чего субъект формирует целостный визуальный образ.
При том, что восприятие изображенного объекта обязательно носит активный, сознательный характер (как и процесс восприятия вообще), «количество» этой активности должно варьировать в приложении к реально действующему субъекту и к реально изображенному рекламному объекту. Следовательно, возникает вопрос о степени активности восприятия каждого конкретного объекта каждым конкретным субъектом. Представляется, что эта мера, или степень, активности восприятия объекта в каждом случае различна и обусловлена как мерой сложности самого объекта, так и субъективными качествами реципиента, в частности установкой (предварительной настроенностью на определенное восприятие) – устойчивой системой взглядов, представлений об объекте (когнитивный аспект установки) и совокупностью связанных с ними эмоциональных состояний (эмоциональный аспект), предрасполагающих к определенным действиям (поведенческий аспект). При восприятии изображения обязательно наличие установки, или некоей программы, и навыков ее чтения.
Процесс восприятия человеком (субъектом восприятия) текста (семиотической системы) как единый целостный акт, состоящий, однако, из нескольких соподчиненных уровней (слоев), имеет очень сходную структуру в различных вариантах и способах его рассмотрения. В наиболее грубой и обобщенной модели восприятия текста с его операциональной стороны выделяется три коммуникативные фазы:
1) предкоммуникативная, которая реализуется в различных индивидуальных психологических установках субъекта, иначе говоря, в определенной настроенности человека на тот или иной тип восприятия;
2) коммуникативная фаза – непосредственно сам процесс восприятия субъектом текста;
3) посткоммуникативная фаза – оценка, «переживание» воспринятого текста в его положительном или отрицательном векторе в целом и в деталях в частности.
Поэтапное осмысление текста может быть представлено в модели интерпретации текста как единого структурного целого, воспринимаемого непосредственно и сразу, но задействующего несколько слоев восприятия (четыре – от низшего к высшему): знаки, семантические единицы, предметное содержание и изображение, ценностные образы.
Подробнее охарактеризовать эти четыре уровня восприятия текста можно следующим образом.
Первый акт понимания семиотического текста соотносится с восприятием субъектом поверхностной фактуры изображения, линий, цветов, вербальных и символических знаков – с восприятием визуального ряда на плоскости.
Второй акт – предметное соотнесение изображения («семантических единиц») с денотатом, узнавание визуального ряда – сличение его с хранящимися в памяти понятиями и представлениями (или отрицательный результат попытки такого соотнесения, когда изображение и вербальный текст остаются не узнанными, так как субъект не находит для них соответствующих денотатов).
Третий акт восприятия семиотической системы предполагает наделение визуального ряда определенным конкретным и абстрактным содержанием, смыслом, образностью, дающими возможность выхода на различные ассоциативные связи.
Четвертый акт понимания – установление определенных отношений между субъектом и текстом (условный «диалог»), при котором субъектом окончательно дается оценка и вывод изображению, т. е. реализуется индивидуальное понимание визуального ряда в виде развернутой осмысленной интерпретации всего текста.
Обязательным условием первичной реализации отношений между субъектом и текстом является первый акт восприятия, который служит необходимой базой, основой для формирования следующих трех актов понимания. Однако начально интерпретирующим, на наш взгляд, можно назвать второй акт восприятия (узнавание, сличение), в последующих актах интерпретация и понимание приобретает более выраженные, законченные формы. В каждом реальном акте восприятия текста не обязательно участвуют все четыре его компонента. Субъект останавливается на том уровне восприятия, который соответствует его установке, психологической и интеллектуальной подготовленности, а также различным привходящим факторам.
Восприятие семиотического текста в целом – сложный многоступенчатый акт, включающий в себя как бессознательные, интуитивные, так и осознанные мыслительные операции, строящийся на эмоциональном и рациональном постижении данной знаковой системы. Интерпретация входит обязательной составной частью в общий процесс восприятия, начинаясь с уровня предметной соотнесенности изображения с объектами реальности, с их узнавания.
Любой текст в конечном итоге должен быть интерпретирован, т. е. воспринят человеком и истолкован в соответствии с его уровнем подготовки, с наличием у него специальных и фоновых знаний, психологической и социальной установки, перманентными и сиюминутными переживаниями и пр.
После того как какой-либо текст создан, он существует объективно, т. е. он материален, воспринимается людьми и уже не зависит от своего создателя. Но в то же время текст обязательно предполагает субъектов – людей, с их индивидуальным миром и способом восприятия, уже потому, что сами субъекты и являются создателями текстов. Кроме того, пока человек не сделал текст собственным достоянием (т. е. не воспринял и не интерпретировал его), текст остается некоторой мертвой последовательностью знаков, и для его оживления необходима включенность в соответствующую культуру.
Иначе говоря, как только текст подвергается интерпретации, он перестает быть только текстом, превращаясь в факт культуры.
Среди множества определений интерпретации, которые тем не менее очень близки в формулировках, особое внимание привлекает следующее обобщенное определение: «Интерпретация, – пишет французский философ П. Рикёр, – это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении»[4]. В этом определении прежде всего заложено представление о многоплановости любого семиотического текста, который требует расшифровки и понимания. Но, кроме этого, по крайней мере один смысл, одно значение в самом тексте объективно уже заложено, хотя не ради него создан данный текст: чтобы действительно понять текст, требуется выход за рамки понимаемого всеми поверхностного, очевидного буквального смысла и значения.
Интерпретация находится в зависимости как от объективных качеств текста, так и от индивидуальных особенностей субъекта восприятия (интерпретатора) – всего того, что определяется как «картина мира» данного субъекта. Описание индивидуальной картины мира можно сделать самым различным образом, но любое такое описание, сделанное на свой манер тем или иным человеком, будет описанием, в основе которого лежит личный мир данного субъекта. И то, что он делает свое описание увиденного мира таким, а не иным, образом, располагая предложения, входящие в его описание, в определенной последовательности, используя именно эти, а не другие лексические и синтаксические средства, – есть способ его интерпретации этого мира.
Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов (или, наоборот, сведение множества возможных вариантов к некоему общему, единому смыслу). При том, что и сам текст, и объективно содержащиеся в нем сигналы и свойства неизменны, заданы объективно, тем не менее субъект-интерпретатор неизбежно включает себя, свою субъективность, свой индивидуальный опыт и установки в восприятие текста и осваивает не весь текст, а только часть его сигналов и свойств, так как индивидуальное восприятие всегда избирательно. Из бесконечного разнообразия свойств объекта человек отбирает главные (для себя) в данной ситуации и строит свою шкалу оценок и свое поведение, отталкиваясь от них.
В общем случае процесс интерпретирования строится следующим образом: чтобы понять текст, освоить его, субъект должен обратить весь свой опыт на текст и при этом воспринять его содержательность так, чтобы она стала частью субъекта, затем разделить его содержательность как отражение чужого опыта в согласии с опытом субъекта.
Отражение картины мира в человеческом сознании, носящее активный характер, зависит как от отражаемой реальности, так и от особенностей субъекта, в результате чего один и тот же фрагмент реальности воспринимается, отражается (т. е. интерпретируется) в сознании разных субъектов по-своему, что достаточно эффектно иллюстрируется на примерах сконструированных гипотетических жизненных ситуаций. Одно и то же событие может иметь разные, вплоть до противоположных, значения в зависимости от того, кем воспринимается это событие. Например, убийство по-разному воспринимается убийцей, сообщниками, родственниками жертвы, прокурором и защитником. Другое смоделированное жизненное событие: умирает знаменитый писатель, около которого находятся его жена, доктор, газетчик и художник. Каждый из субъектов видит в этом трагическом событии свое собственное «событие» и реагирует именно на него. Жена испытывает горе от расставания с самым близким и любимым человеком; доктор перебирает в памяти аналогичные клинические случаи и ищет либо подтверждения правильности своих профессиональных действий, либо свои ошибки, приведшие к летальному исходу; газетчик сочиняет текст яркого, броского некролога, которым он первый оповестит граждан о печальном событии; художник примеряет обстановку, свет, композицию для создания картины «Писатель на смертном одре» и т. д. Интерпретация каждого настолько отлична от других, как если бы речь шла вообще о разных событиях. Одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей. И приходится задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная? Любое наше суждение будет произвольным. Наше предпочтение той или другой реальности может основываться только на личном вкусе. Все эти реальности равноценны, каждая подлинна с соответствующей точки зрения. Единственное, что мы можем сделать, – это классифицировать точки зрения и выбрать среди них ту, которая покажется нам более достоверной или более близкой. Итак, при разных пересказах одного и того же события, при разных восприятиях одного и того же изображения происходит различная их интерпретация, в результате чего возникают нетождественные тексты интерпретации.
Образно и критически заостренно представляет множественность и сомнительность интерпретаций таких наслаивающихся, меняющихся нечетких значений изображенного объекта – картины французский писатель 19 века Эмиль Золя: «Так г-н Редон (художник-сюрреалист) показывает нам, например, глаз, плывущий на конце стебля в бесформенном пейзаже, и вот собираются комментаторы. Одни уверяют вас, что глаз этот изображает око Совести; другие объявляют, что это око Непредсказуемости; третьи объясняют, что глаз этот синтезирует солнце… Наконец, является самый мудрый толкователь и заключает: этот глаз – просто булавка для галстука. Сама суть этого идеала в том, что он не вызывает представления ни о чем, кроме неопределенных форм, которые с одинаковым успехом могут быть магическими озерами и священными слонами, неземными цветами и булавками для галстука, а вероятнее всего, вообще ничего не изображают».
Описывая практически не ограниченный смыслами интерпретационный ряд, Э. Золя не забывает, однако, дать представление о буквальном значении интерпретируемого объекта («глаз, плывущий на конце стебля в бесформенном пейзаже»), что уже дает читателям данного рассуждения определенную основу и установку на восприятие и свое понимание заданного изображенного объекта.
Субъективный интерпретационный подход объясняется идеей бесконечной множественности интерпретаций, согласно Ч. Пирсу, которая содержит в себе рациональное зерно: сознание человека способно «поворачивать» воспринимаемый предмет различными сторонами, «вычерпывать» из него все новые и новые содержания, расширять видение стоящих за знаком различных содержаний, включать их в новые связи и отношения.
Стремление к бесконечности интерпретаций в какой-то степени сдерживается двумя обстоятельствами. Во-первых, постоянным наличием «буквального значения» и «очевидного смысла», который в качестве некоторого ориентира задает, по крайней мере, самую первую ступень восприятия и интерпретации, общую для всех толкований, заставляющую организовывать интерпретации в пределах данной «оси смыслов». Во-вторых, конечностью индивидуального сознания, в котором всегда есть предел интерпретации и понимания, показателем чего является субъективное чувство понятности, иначе говоря, множественность интерпретаций ограничивается субъективным рациональным чувством ее смысловой необходимости и достаточности.
Однако бесконечность интерпретаций стремится остановить не только индивидуальное, но и общественное сознание, справедливо считает Р. Барт. Само появление вербальных интерпретаций является попыткой «освободиться» от множественности смыслов, заложенных в тексте: Любое изображение многозначно, считает Р. Барт, «под слоем его означающих (формы) залегает плавающая цепочка означаемых (содержания). Полисемия (многозначность) заставляет задаться вопросом о смысле изображения… любое общество вырабатывает различные технические приемы, предназначенные для остановки плавающей цепочки означаемых, призванные помочь преодолеть ужас перед смысловой неопределенностью знаков». Интерпретация вообще – это устранение многозначности, которое производится получателем в соответствии с его информационными потребностями и установками. Иначе говоря, множество интерпретаций, вмещающих в себя множественность смыслов текста (точнее, какую-то часть этой множественности), разрешают проблему полисемичности (многозначности) знака, «останавливая» собой в своем языковом конкретизирующем выражении дезориентирующую бесконечность потенциальных смыслов семиотического текста.
При этом свобода интерпретатора не безгранична, он не свободен интерпретировать текст так, как ему будет угодно. Интерпретаторы ограничены молчаливым признанием того, что можно делать и чего нельзя, что говорить разумно, а что – неразумно, что будет принято в качестве довода, а что – не будет; таким образом, интерпретация – это структура ограничений». Такая точка зрения вполне справедлива, она позволяет интерпретатору не отклоняться от «оси смыслов» и создавать непротиворечивую, «правильную» интерпретацию. При этом само определение интерпретации как «правильной» вовсе не обязано означать ее единичности, уникальности. Может быть создано множество «правильных» интерпретаций, если текст это позволяет, но ограничения состоят как раз в том, чтобы избежать как чрезмерной детализации описания, так и чрезмерных обобщений.
При понимании текста вступают в сложное взаимодействие грани содержательности текста и грани опыта воспринимающего субъекта, в результате чего очерчивается объект, или грань понимания. Актуальность той или иной грани может со временем теряться, а потенциально существовавшие или вовсе не существовавшие ранее грани становятся актуальными. Поэтому понимание выявляет в одном и том же тексте разные смыслы.
Итак, в любой «интерпретационной ситуации» имеется:
1) проблема истолкования;
2) объект истолкования;
3) субъект истолкования;
4) адресат интерпретации.
Таким образом, интерпретации подвергается как текст, так и любой факт действительности.
Добавим, что при исследовании проблемы интерпретаций приходится оперировать близкими по значению понятиями – интерпретация и понимание. Для непротиворечивого использования в дальнейшем этих терминов необходимо определиться в соотношении их значения. Понимание – это раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором, а интерпретация – нахождение собственного смысла читателем. Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения. Суть же понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности (или изоморфности) исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. В этом отношении отличие интерпретации от понимания в том, что она не предполагает достижения такой идентичности. Иначе говоря, если спрашивается, понял ли читатель смысл некоего сообщения, речь идет о том смысле, который вложил в него автор, а когда говорится, что читатель нашел в сообщении и свой смысл, речь идет об интерпретации.
Однако можно встретить и другую трактовку данных понятий. Г.Г. Гадамер считает понимание искусства не только не высшей целью воспринимающего субъекта, но совершенно недостаточной и даже ненужной процедурой, поскольку нельзя опираться только на авторский взгляд. «Авторская интерпретация всегда вторична», – пишет Г.Г Гадамер. Именно при распространении герменевтической точки зрения на язык искусства становится ясно, насколько не исчерпывается тут предмет понимания субъективными представлениями. Логически продолжая мысль Гадамера, можно сделать однозначный вывод: если даже сам автор далек от истинного понимания своего произведения, то воспринимающий субъект, понявший произведение так же, как автор, тем более не заслуживает доверия.
М.М. Бахтин очень точно характеризует кризисное положение «идеальной» ситуации, при которой замысел автора в точности понят субъектом восприятия: «…При таком понимании идеальный слушатель является зеркальным отражением автора, дублирующим его. Он не может внести ничего своего, ничего нового в идеально понятое произведение и в идеально понятый замысел автора. Он в том же времени и пространстве, что и сам автор, точнее, он, как и автор, вне времени и пространства (как всякое абстрактное идеальное образование)… Между автором и таким слушателем не может быть никакого взаимодействия, никаких активных драматических отношений, ведь это не голоса, а равные себе и друг другу абстрактные понятия». Как мы видим, разграничивая рассматриваемые понятия, М.М. Бахтин также считает интерпретацию, а не понимание, настоящей задачей воспринимающего субъекта.
В принципе призыв понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста, практически нереализуем. При понимании текста вступают в сложное взаимодействие грани содержательности текста и грани опыта воспринимающего субъекта, в результате чего очерчивается объект, или грань, понимания. Актуальность той или иной грани может со временем теряться, а потенциально существовавшие или вовсе не существовавшие ранее грани становятся актуальными. Однако можно заметить, что на деле термины понимание и интерпретация часто или меняют свои характеристики в различных трактовках, или бывают неразличимы и используются как синонимы. Мы же будем и впредь преимущественно использовать понятие интерпретации в большей степени отвечающее нашей проблематике.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте уровни восприятия семиотического текста. Приведите свои примеры многоуровневого восприятия рекламного сообщения.
2. Что называется интерпретацией текста? В чем ее сущность? В чем отличие интерпретации от понимания?
3. Что стоит за понятиями «буквальное значение» и «очевидный смысл»?
4. Проинтерпретируйте какой-либо рекламный текст, используя понятия «буквальное значение», «множественность смыслов», «грань понимания».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 12 Психологические особенности восприятия рекламных баннеров
Глава 12 Психологические особенности восприятия рекламных баннеров Роль психологии в баннерной рекламеРоль психологии в области интернет-маркетинга трудно переоценить: она играет одну из важнейших ролей организации взаимовыгодной цепочки между рекламодателем и
ГЛАВА 5.
Три измерения семиотического текстаГЛАВА 5. Три измерения семиотического текста Швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр высказал ряд принципиальных положений, оказавших значительное влияние на науку о знаках. Он рассматривал знак как неразрывное свойство двух его сторон – означаемого и означающего
Глава 8 Как способствовать процессу изменения ценностей, установок и особенностей восприятия?
Глава 8 Как способствовать процессу изменения ценностей, установок и особенностей восприятия? В предыдущих главах мы показали, что многие взрослые люди встречаются с необходимостью пересмотреть свои ценности и предубеждения, свои представления об обществе и
Глава 9 Долговременные последствия использования новых систем ЦЕННОСТЕЙ, СПОСОБОВ ВОСПРИЯТИЯ И ВИДОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Глава 9 Долговременные последствия использования новых систем ЦЕННОСТЕЙ, СПОСОБОВ ВОСПРИЯТИЯ И ВИДОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ Как мы видели в предыдущей главе, именно научные данные о реальных последствиях альтернативных видов поведения как отдельных индивидов, так и сообществ,
Использование и интерпретация полученных данных
Использование и интерпретация полученных данных Вопросы о применении данных, собранных при помощи «Эдинбургских опросников», были кратко освещены в предыдущих частях книги. Они станут еще яснее, когда мы изложим результаты, полученные в ходе предварительного
4. Интерпретация результатов
4. Интерпретация результатов В первых трех главах мы вели вас от создания начальной гипотезы к разработке плана анализа, а затем к сбору данных, к которым нужно применить этот анализ. Это относительно легкие этапы процесса решения проблем в McKinsey. А теперь пора приступить
Глава 2 Содержание рекламного текста
Глава 2 Содержание рекламного текста 2.1. Информация «ad rem» Структура всякого рекламного сообщения однотипна. Если текст достаточно велик, она содержит заголовок (так называемый слоган), вступление, основную часть и окончание. Видоизменения в этой структуре и ее
Интерпретация слов клиента
Интерпретация слов клиента Самая интересная, самая многообещающая и, в то же время, самая сложная форма активного слушания. Если вы потратите достаточно времени для того, чтобы действительно приобрести навык интерпретации сказанного партнером, вы станете
Глава 4. Исследование периферийного восприятия 2006 г.
Глава 4. Исследование периферийного восприятия 2006 г. Эмоциональная аллея в месте продажиНейрологическое исследование воздействия визуальных раздражителей в области периферийного восприятия.Совместный исследовательский проект с Венским институтом функциональной
Глава 18 «Много текста» – сколько это?
Глава 18 «Много текста» – сколько это? Теперь вы уже знаете, что можно сделать свой веб-сайт или рекламное письмо довольно длинным, просто используя трехшаговую формулу. Это не значит, что текст на вашей веб-страничке должен быть бесконечным. Это значит, что вы можете
Глава 2 Информативность текста
Глава 2 Информативность текста Знаете, в чем причина провала многих текстов различного жанра и тематической направленности? В них не сообщается достаточного количества информации, необходимой для принятия решения. В лучшем случае читатель задумывается, но окончательный
Пять стадий восприятия
✅ Тип бумаги: Бесплатное эссе | ✅ Предмет: Психология |
✅ Количество слов: 1217 слов | ✅ Опубликовано: 22 июля 2021 г. |
Ссылка на это
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Восприятие — это процесс, в ходе которого люди осознают объекты и события внешнего мира. Восприятие происходит в пять стадий: стимуляция, организация, интерпретация-оценка, память и припоминание. Люди изучали восприятие как потребность в решении той или иной проблемы, возникающую просто из интеллектуального любопытства к себе и миру. Важно знать, какие требования к восприятию разумно можно предъявлять к человеческим чувствам без ущерба для безопасности и здравомыслия (Russell & Ward, 19). 82). Изучение восприятия позволяет выявить и скорректировать потенциально опасные условия окружающей среды, угрожающие органам чувств и ухудшающие способность принимать решения.
Получите помощь в написании эссе
Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!
Служба написания эссе
Определение
Восприятие определяется как процесс окончательного восприятия мира и включает дальнейшую обработку сенсорной информации. Ощущение и восприятие практически невозможно разделить, потому что они являются частью одного непрерывного процесса. Восприятие у человека обрабатывает сенсорную стимуляцию и преобразуется в организованный опыт. Мир полон раздражителей, которые могут привлечь наше внимание через различные органы чувств. Таким образом, мы можем систематически описывать образы, звуки, запахи и вкусы, которыми наполнен наш сознательный опыт. Это фундаментальный процесс во всех встречах межличностного общения. Стимуляция, организация, интерпретация-оценка, память и припоминание (Devito, 2009).). Эти пять стадий того, как мы воспринимаем людей и процессы, влияющие на наше восприятие. В теории гештальта он считал, что комплекс очень важен для восприятия. Когда мы воспринимаем события, мозг активно отбирает, организует и интегрирует сенсорную информацию для создания события. Восприятие создает лица, мелодии и иллюзии из необработанного материала ощущений.
5 стадий восприятия
1. Стимуляция
Возникновение сенсорной стимуляции В основном эта часть процесса восприятия связана с контактом с определенным раздражителем. Мир полон раздражителей, которые могут привлечь наше внимание через различные органы чувств. Таким образом, мы можем систематически описывать образы, звуки, запахи и вкусы, которыми наполнен наш сознательный опыт. Стимуляция включает избирательное внимание и избирательное воздействие. Избирательное внимание возникает в результате предвосхищения удовлетворения потребностей и получения удовольствия (Rooks & Willson, 2000; Devito, 2009). ). Например, друзья разговаривают с вами, но вы мечтаете. Вы не услышите, что они говорят, пока они не назовут ваше имя. Избирательное воздействие происходит путем раскрытия информации, которая подтвердит существующие убеждения, способствует достижению целей и вызывает состояние удовлетворения. Поскольку мы не в состоянии одновременно воспринимать все, что происходит вокруг нас, мы склонны к выборочному восприятию; воспринимать только положительное. Например, после покупки ноутбука человек, как правило, больше читает в Интернете или спрашивает окружающих, что продукт, который он купил, хорош, потому что мы хотим сказать себе, что принимаем правильное решение и избегаем негативных отзывов (Devito, 2009).).
2. Организация
Способность идентифицировать и распознавать объекты и события имеет решающее значение для нормального восприятия. Без этой способности люди не могут эффективно использовать свои чувства. Восприятие организовано по правилам, схемам и сценариям. Организованные по правилам, люди воспринимают вещи, которые физически расположены близко друг к другу, и составляют единое целое. Люди разрабатывали схемы на основе реального опыта, а также косвенного опыта повседневной деятельности или просмотра телевидения, чтения или слухов (Devito, 2009).) Некоторое знакомство, представленное в уме, будет какой-то схемой. Это поможет восприятию категорий на несколько категорий. Тем не менее, это может вызвать ошибки восприятия, поскольку влияет на восприятие несуществующих вещей или отсутствие видения вещей в присутствии. Сценарий — это форма схемы, которая фокусируется на действии, событии или процедуре. Это процесс того, как мы себя вели и как мы организовали его с помощью наших собственных действий, организованных по образцу (Rokes & Willson, 2000; Devito, 2009).
3. Интерпретация-Оценка
На этом этапе интерпретации-оценки это два процесса стимулирования индивидуальными переживаниями, потребностями, желаниями, ценностями, ожиданиями, физическим и эмоциональным состоянием, полом и убеждениями, значение которых основано на индивидуальных правилах, схемах и сценариях. Например, встречая нового человека, который является врачом, человек склонен рассматривать его как серьезного, успешного, заботящегося о своем здоровье, академически сильного человека. Другими словами, оценка индивидуумов в зависимости от собственного сценария на предмет того, как индивид ведет себя и выполняет действие, уместно или неуместно (Devito, 2009).).
4. Память
После прохождения этапов стимуляции, организации и интерпретации-оценки это приводит нас к другому этапу, называемому памятью. Это хранилище как восприятия, так и интерпретации-оценки, которые хранятся в соответствии со сценариями и схемами. События или переживания не являются целью воспоминания, но, скорее всего, на них сильно влияют предубеждения и схемы индивидов (Russell, 1976).
5. Отзыв
Через некоторое время в памяти, которые хранятся отдельные лица, хотят вспомнить определенную информацию. Этап припоминания реконструирует то, что человек услышал, осмысленным образом. Напомним информацию, которая согласуется со схемами. Однако невыполнение этого требования несовместимо со схемами. Информация о воспоминаниях резко противоречит схеме человека, потому что заставляет человека думать или даже переосмысливать (Devito, 2009).
Уменьшение неопределенности восприятия
Неопределенность в восприятии имеет множество причин. Индивидуум не заставляет себя думать наилучшим образом, определяя собственные межличностные процессы. Человек проанализировал свое собственное логическое и критическое мышление через свое эмоциональное и физиологическое состояние, чтобы повлиять на глубинный смысл своего собственного восприятия. Для лучшего понимания восприятия они должны уменьшить неопределенность, чтобы добиться большей точности восприятия. Существуют различные способы уменьшения неопределенностей. Например, при неформальной социальной активности люди более склонны к раскрытию своего истинного «я» или склонны меньше следить за своим поведением, чем при формальной активности. Благодаря этому мы можем наблюдать за людьми, пока они взаимодействуют с другими. Посредством формальной или неформальной деятельности люди могут наблюдать за своими действиями и реакциями, собирая информацию. Страх перед людьми без уважительной причины или потеря связи с реальностью нанесли бы вред себе (Berger & Bradac, 19).82; Гудыкунст, 1994; Девито, 2009).
Заключение
У каждого человека есть свои отличия. Существуют различия в культуре, убеждениях, знаниях и опыте. Люди никогда не должны осуждать человека, а анализировать свое восприятие, выявляя положительную, а не отрицательную информацию. Сбор информации о человеке или ситуации и наблюдение за ними или взаимодействие с ними поможет нам распознать различия в каждом из нас и других. Мы должны избегать попыток читать мысли и избегать попыток вывести мысли и чувства из поведения, которое они нам представляют. Мы выбираем то, что мы воспринимаем.
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Процитировать эту работу
Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:
- АПА
- ГНД
- МЛА-7
- Гарвард
- Ванкувер
- Википедия
- ОСКОЛА
UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Пять стадий восприятия. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
«Пять стадий восприятия». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 03 2023
«Пять стадий восприятия». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 14 марта 2023 г.
UKEssays. Ноябрь 2018. Пять стадий восприятия. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1 [Проверено 14 марта 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.
UKEssays. Пять стадий восприятия [Интернет]. ноябрь 2018 г. [По состоянию на 14 марта 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/psychology/definition-and-the-five-stages-of-perception-psychology-essay.php ?vref=1 |title=Пять стадий восприятия |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=14 марта 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.
All Answers ltd, «Пять стадий восприятия» (UKEssays.com, март 2023 г.)
Сопутствующие услуги
Посмотреть всеСлужба написания эссе
От 124 фунтов стерлингов
Служба написания диссертаций
От 124 фунтов стерлингов
Служба написания заданий
От 124 фунтов стерлингов
Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление
Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays. com, пожалуйста:
3.2: Процесс восприятия — части 1 и 2 (отбор и организация)
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 136537
- Хилари Альтман и Алекс Мата
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)4
Процесс восприятия состоит из трех этапов: отбор, организация и интерпретация (Knudsen, et al., 2021). Как показано на рисунке \(\PageIndex{1}\), процесс восприятия является одновременно когнитивным и психологическим. Это может повлиять на то, как мы общаемся с собой и другими. Посмотрите на любое количество объектов вокруг вас. То, на чем вы решите сосредоточиться, как бы вы это описали и, наконец, что вы думаете об этом объекте, уникально для вас. В этом разделе мы познакомим вас с некоторыми основными компонентами процесса восприятия. Цель здесь состоит в том, чтобы лучше понять, как формируются наши представления, что даст нам уникальное представление о том, как они влияют на наши межличностные отношения.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Процесс восприятия Алекса Маты, лицензия CC-BY 4.0Первый шаг в процессе восприятия — выбор . Чтобы построить основу для отбора, мы должны сначала обратить внимание на чувства. Каждый день наши чувства (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние) бомбардируются раздражителями. Поскольку мы не можем ответить на них все, мы будем выбирать, на что и когда обращать внимание. Этот процесс называется сенсорным отбором . Сенсорный отбор — это процесс определения того, какой стимул привлекает наше внимание. Это часто происходит подсознательно и без особых усилий с нашей стороны (Кнудсен и др. 2021). Итак, в нашей очень занятой жизни, как мы выбираем? Давайте углубимся, чтобы увидеть, как значимость, потребности, интересы и ожидания влияют на процесс выбора, формируя наше восприятие.
Заметность — ключевой компонент понимания того, как и почему мы обращаем внимание. Выдающееся определяется как все, что привлекает наше внимание (Perception Process, 2020). В зависимости от контекста для нас может быть важным любой объект, идея, цитата, концепция или конкретный человек. Например, предположим, что вы просматриваете ленту Instagram вашей местной новостной организации. Есть история о повышении платы за обучение в колледже. Будучи нынешним студентом колледжа, вы, вероятно, остановитесь и прочитаете эту статью. Однако ваш друг, недавний выпускник колледжа, может даже не обратить внимание на заголовок. Пост по своей сути не более важен, чем что-либо еще в вашей ленте. Важность заключается в заметности для вас, зрителя. Когда у нас под рукой так много информации, наш мозг будет выбирать и выбирать или выбирать информацию, на которую мы обращаем внимание, а какую игнорировать. Это напрямую повлияет на наше уникальное восприятие. Давайте рассмотрим некоторые факторы, которые делают стимулы заметными.
Наши основные потребности часто управляют нашим восприятием. Если вы голодны, вы в основном будете видеть возможности поесть. Вы можете заметить фасады ресторанов, услышать рекламу еды на вынос по радио или увидеть человека, который ест рожок мороженого, идущего по улице. Вы выбираете (скорее всего бессознательно) стимулы, связанные с вашей основной потребностью в голоде. Теперь давайте рассмотрим потребности, связанные с отношениями. Согласно «Иерархии потребностей Маслоу» (Maslow, 1943), у людей есть потребность в любви и принадлежности. Во времена, когда мы можем чувствовать себя одинокими или изолированными, мы можем быть особенно настроены на невербальные сигналы наших друзей или других значимых людей. Или мы можем обратить особое внимание на кого-то в классе, который делает все возможное, чтобы уделить нам особое внимание и заботу. Эти сигналы могут не иметь отношения к окружающим нас людям, но иногда, когда возникает эта потребность, мы можем отмечать действия других, которые в противном случае могут показаться обыденными.
Давайте подумаем, как мы могли бы использовать наше понимание потребностей в процессе выбора, чтобы более эффективно общаться с нашими близкими. Возьмем, к примеру, то, что мы чувствуем себя особенно оторванными от друга. Поскольку наше восприятие происходящего основано на наших собственных потребностях в данный момент, наше восприятие может не совпадать с восприятием ситуации нашим другом. В качестве примера представьте друга, который спешит на работу, но старается быть добрым и общительным. Этот друг может не заметить, что из-за того, что он спешит, его общение кажется кратким или отрывистым. Должны ли вы сообщить этому другу, что чувствуете себя особенно одиноким или изолированным? Общение наших потребностей и восприятия ситуации друг с другом является положительным шагом. Если ваш друг знает, что вы чувствуете себя неуверенно или обеспокоены отношениями, возможно, он позаботится о том, чтобы связаться с вами или приложит усилия, чтобы не так быстро отвечать в текстовых сообщениях. Эффективное общение означает, что вместо того, чтобы делать поспешные выводы, мы осознаем свои потребности, определяем, что поможет их удовлетворить, а затем используем межличностное общение. Это поможет избежать обид и вместо этого поможет построить здоровые отношения. Другие факторы, влияющие на наше восприятие, включают наши интересы и ожидания.
Проверка: основные потребности
Давайте на минутку проверим себя, пока мы читаем эту главу.
Рисунок \(\PageIndex{2a}\): Ест мороженое, автор Меган Бакнелл на UnsplashРисунок \(\PageIndex{2b}\): Спит на книгах Матеуса Фариаса на UnsplashКак вы себя чувствуете?
Если вы устали, голодны, заняты, испытываете стресс или отвлекаетесь, вам может быть трудно сосредоточиться на этой главе. Если вы спокойны, теплы, комфортны и сосредоточены, возможно, вам будет легче настроиться на наши концепции.
Найдите минутку, чтобы просканировать свои чувства. Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать в этот момент, чтобы изменить свое состояние для достижения благоприятного результата: способность получать удовольствие и понимать, узнавая о процессе восприятия по мере того, как вы читаете больше?
Ожидания
Возможно, один из самых мощных и действительно действенных аспектов отбора — это ожидания . Ожидания можно рассматривать как двустороннюю монету. С одной стороны, мы обращаем внимание на то, что, по нашему мнению, должно произойти, а с другой стороны, мы обращаем внимание на то, что противоречит нашим ожиданиям.
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Селфи Джун Ай на UnsplashДавайте рассмотрим пример того, как мы обращаем внимание на то, что должно было произойти , а не . Скажем, однажды вы встали раньше, чем обычно, просто чтобы отправить своей второй половинке короткое сообщение «Я люблю тебя, хорошего дня», прежде чем они отправятся на работу. Вы не слышите ответ. Проходят часы. Когда ваш почтовый ящик все еще пуст, вы находитесь в состоянии повышенной готовности. Не было ничего, что сигнализировало бы о тишине, никакой драки или спора накануне, которые не требовали бы ответа, так что это неожиданно. Вы прыгаете в социальные сети, и они отмечены в видео с другом, смеются и поют. Теперь вы знаете, что они в порядке и явно в хорошем настроении, так что отсутствие ответа еще более неожиданно. Вы начинаете злиться, беспокоиться, обижаться и смущаться. Вы начинаете обращать внимание на вещи, которые в противном случае сочли бы обыденными: время публикации видео, кто еще находится рядом, во что одета ваша вторая половинка и т. д. Вы решаете оставить гневный комментарий к посту в социальной сети. Ваша вторая половинка звонит вам, явно расстроенная вашим постом. Вы узнаете из своего разговора, что они не только оставили свой телефон дома в спешке, чтобы заставить его работать вовремя, но и не ожидали услышать от вас до окончания смены, как обычно. Вы понимаете, что ваш гнев основан не на объективных фактах, а на вашем восприятии того, что должен был сделать ваш партнер.
Весь фокус в том, чтобы научиться отделять наши ожидания от реальности. Можем ли мы что-либо объективно измерить? Наше восприятие влияет на нашу реальность, а не наоборот. Следовательно, цель состоит не в том, чтобы избавиться от прошлого опыта, а в том, чтобы осознать, как наши потребности, интересы и ожидания формируют наше восприятие.
Теперь, когда мы поняли, как мы выбираем стимулы, на которые следует обращать внимание, давайте посмотрим, как мы организуем эту информацию. Как мы понимаем, этот процесс организации исходит из теория гештальта . Гештальт в переводе с немецкого означает «узор» или «форма», и теория утверждает, что мы, по сути, обрабатываем стимулы, смешивая внешние стимулы с внутренними процессами (Rock & Palmer, 1990). По сути, то, как мы воспринимаем внешний мир, во многом определяется внутренними влияниями. Чтобы разобраться дальше, мы рассмотрим, как мы организуем стимулы на основе трех наиболее распространенных факторов: сходства, различия и близости (Coren, 1980).
Предполагаемое сходство и различие
Когда мы верим или чувствуем, что кто-то похож на нас, мы, скорее всего, привлечемся к ним как к друзьям и дадим им презумпцию невиновности. Верно и обратное: если мы обнаружим, что кто-то отличается от нас, мы дистанцируемся. Было бы очень трудно начать этот раздел, открыто не признав, что предполагаемые сходства и различия часто проистекают из стереотипов. Итак, позвольте мне начать с того, почему мы вообще можем создавать стереотипы: проще говоря, потому что это легко. Как мы упоминали ранее, мы ежедневно подвергаемся бомбардировке раздражителями. Чтобы быть эффективными — что, как многие из нас знают, не всегда выгодно — мы можем использовать стереотипы из-за их привлекательности для простоты.
Стереотипы описываются в психологии как «облегчающие и более эффективную обработку информации» (Hilton & Hippel, 1996, стр. 240). Наш мозг с раннего детства обучен функционировать таким образом. Будь то изучение животных, форм, цветов или букв, нас учат группировать похожие объекты вместе, чтобы понять окружающую среду. Благодаря повторению таких действий наше восприятие, основанное на сходствах и различиях, формируется, укрепляется и поощряется. Хотя стереотипы могут служить путем наименьшего сопротивления, мы знаем, что они также могут создавать препятствия для нашей способности создавать здоровые отношения с другими. Теперь, когда мы понимаем, почему мы можем подсознательно создавать стереотипы и чем это может быть опасно, давайте продолжим строить эти предполагаемые реальности.
Близость
Близость относится к тому, как мы воспринимаем один объект на основе его окружения. Итак, в течение дня мы видим объекты, ситуации или сценарии не изолированными, а в контексте с окружающей средой. Эта концепция была подчеркнута в отношениях фигуры и фона, которые утверждают, что наше внимание, будь то объект или фон, изменит наше восприятие (Кнудсен и др., 2021). Это выделено на классическом изображении лиц/вазы, показанном на рисунке (\PageIndex{4}\). В зависимости от того, фокусируетесь ли вы на черной или белой части изображения, это определяет, какая фигура станет заметной. Попробуйте сами. Вы видите другую вазу или профили?
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Профили/лицо Брайана Дерксена, лицензия CC0 1.0Давайте добавим здесь слой, опираясь на наши прошлые ключевые термины: значимость и выделение. Допустим, вы видите пару на оживленной торговой улице, которая спорит, возможно, кричит. Вы можете посмотреть на них и подумать: «Вау, это странно». Вы можете приписывать их поведение многим факторам, но вы продолжаете вести машину, так как не знаете людей или ситуацию. Теперь предположим, что вы поворачиваете на свою улицу, подходите очень близко к своему дому и видите двух спорящих людей, возможно, кричащих. Это очень близко к тому месту, где вы живете. Эти люди могут быть вашими соседями. Теперь вы чувствуете, что из-за близости этого противостояния к вашему дому оно становится более заметным. Вы также можете обратить пристальное внимание на двух спорящих людей; вы даже можете решить предпринять какие-либо действия, например вмешаться или вызвать полицию, потому что вы можете организовать событие как угрозу для вас и безопасности вашей семьи. Ситуация та же, но изменилось окружение конфликтующих людей, что изменило ваше восприятие ситуации.
Прежде чем мы покинем этот раздел о близости, давайте признаем, как часто мы и другие люди используем близость для организации намерений окружающих нас людей. Вы когда-нибудь гуляли с другом, чтобы кто-то предположил, что вы вместе или на свидании? Или, если вы столкнулись со сценой на рис. \(\PageIndex{5}\), где один ребенок стоит над другим, который лежит на земле и плачет, можно ли предположить, что один ребенок ударил или расстроил другого? Основываясь на близости, ваша физическая близость к другому человеку, объекту или местоположению может привести к ложному восприятию вас и других. Возможно, эти представления безобидны, но они могут причинить значительный вред одной или нескольким вовлеченным сторонам, особенно когда речь идет о том, как мы управляем своими отношениями с другими. Задавая вопросы и постоянно исследуя свои предубеждения по мере того, как мы путешествуем по миру, мы можем избежать предположений.
Рисунок \(\PageIndex{5}\): Мальчик плачет на полу. Фото Ян Мяо на UnsplashЭффект первенства и недавности
Часто говорят, что у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Социальные психологи используют термин эффект первичности для описания явления, когда люди больше взвешивают то, что они видят/узнают сначала, рассматривая это как более заметное, чем то, что приходит позже. Чтобы лучше понять это, давайте поместим эффект первичности в контекст исследований Соломона Аша (19).46) и Эдвард Джонс (1968).
Asch (1946) провел исследование, в ходе которого участников просили поделиться своим общим впечатлением о человеке на основе списка характеристик, которые он прочитал. Всем участникам был присвоен одинаковый набор характеристик: умный, критический, импульсивный, трудолюбивый, упрямый, завистливый. Однако порядок перечисления характеристик был изменен. Выводы Аша привели его к выводу, что когда список характеристик начинался с более положительных черт, участники с большей вероятностью оценивали человека более положительно. И наоборот, когда сначала делились негативными характеристиками, общее впечатление было негативным. В соответствующем исследовании Джонса (1968) участников попросили просмотреть одну из двух видеозаписей, на которых женщина проходит тест на интеллект. Читая эти исследования, вы можете подумать, что сначала всегда лучше. Ответ намного сложнее.