Установление раппорта в психологии: как незаметно оказывать влияние на других людей

Содержание

как незаметно оказывать влияние на других людей

Какие люди нам нравятся особенно? Те, которым кажется смешным то же, что и нам. Те, кто любит творчество тех же художников, музыкантов, артистов, которых любим мы. Мы общаемся на форумах собачников, если без ума от собак, и никогда не заглянем на форум программистов. А все потому, что главное условие возникновение раппорта — близкого контакта — эмоциональное и интеллектуальное сходство, в идеале — совпадение. Чем больше «площадь совпадения», тем сильнее нас тянет друг к другу и тем сильнее мы можем влиять друг на друга. Этот процесс можно использовать сознательно, чтобы влиять на других людей. Соответственно, умение устанавливать раппорт будет означать в определенной степени умение управлять людьми.


Общее описание раппорта. Как с его помощью управлять другими?

Путь к установлению раппорта — сознательное увеличение «точек пересечения» на разных уровнях —

  • физическом,
  • эмоциональном,
  • интеллектуальном.

Этот процесс называется подстройкой под собеседника. Выбор конкретного метода зависит от ситуации, степени уже существующей близости и задач общения, а также от особенностей всех задействованных в раппорте личностей: как того, кто пытается оказать влияние на других, так и тех, на кого это влияние оказывается.

У каждого метода свои достоинства и недостатки. Не стоит воспринимать их как некий универсальный инструмент, подходящий для того, чтобы влиять на всех. Иногда приходится испробовать несколько способов подстройки или комбинировать их, чтобы добиться результата.

Главным условием успеха является постоянное совершенствование, которое, как и в других сферах, достигается упорными упражнениями и наблюдениями над собой и собеседниками. Помните, что вы так же индивидуальны, как и они, потому и методики достижения раппорта должны быть вами адаптированы под собственные особенности (и того, на кого вы хотите повлиять). Раппорт вряд ли удастся достичь, если при этом вам будет некомфортно (также как и если некомфортно будет собеседнику).

Как правильно выйти из состояния раппорта?

Иногда проблемы возникают не только с тем, как достичь, но и с тем, как выйти из раппорта (что, кстати, может использоваться как отдельный прием воздействия, если вы по каким-то причинам хотите отдалить от себя человека). Чтобы прекратить данное состояние, стоит совершать действия, обратные тем, что вы выбрали для достижения раппорта. При этом не стоит обрывать его резко, если вы хотите сохранить с человеком хорошие отношения и сделать так, чтобы он запомнил вас с лучшей стороны.

Разрывайте раппорт постепенно — и, возможно, ваш визави посчитает себя инициатором завершения беседы.

Итак, если вы хотите научиться оказывать влияние на других людей, предлагаем вам перейти от теории к практике — то есть к соответствующим статьям.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Коммуникация Раппорт


Что такое раппорт в психологии простыми словами, и как его установить

Общаясь с большим количеством людей, наверняка, ты сталкивалась с ситуацией, когда с человеком очень легко и спокойно, когда ваше общение взаимоприяно и приносит свои положительные моменты.

А бывали ситуации, когда общение было напряженным и хотелось прекратить его как можно скорее.

Первая ситуация и называется установлением раппорта между людьми. Это понятие впервые начали использовать в гипнозе, где для получения результата необходимо установление раппорта между клиентом и терапевтом.

Фото автора cottonbro: Pexels

Эффективность и польза сеанса зависят от установления доверительных, гармоничных, теплых отношений. Раппорт важен во всех сферах общения между людьми. И на работе с начальником или коллегами, и в терапии между клиентом и психологом, и просто в обычной беседе установление раппорта делает ее непринужденной и приятной.

Контакт между людьми, это как парный танец. Если между танцорами устанавливается крепкая, доверительная, взаимная связь, то их движения синхронизируются, что выливается в восхитительное действо.

Раппорт — это одна из главных составляющих успешной терапии. В нейро — лингвистическом программировании особенно внимательно изучают способы установления раппорта, условия, которые влияют на эффективность взаимоотношений.

Одно из таких условий – это доверие, которое может быть сознательным, основанном на прошлом опыте и прежних событиях между людьми, на том, насколько долго длится знакомство. А также существует и бессознательное доверие, которое возникает на основе похожести внутреннего мира двух людей, их привычек и образа мыслей.

Что такое раппорт в психологии?

В этой статье:

Схема установления раппортаПольза и выгоды от установления раппорта

Схема установления раппорта

Раппорт можно и нужно устанавливать в общении. Для этого существует целая методология с основными шагами. Если ты научишься использовать эту систему, то эти знания очень помогут тебе в установлении доверительных и эффективных взаимоотношений.

В самом начале общения следует распознать репрезентативную систему человека, то есть систему, с помощью которой тот воспринимает информацию. Это может быть визуальное, аудиальное, кинестетическое или дигитальное восприятие. И давать эту информацию следует в таком же формате.

Если человек лучше воспринимает с помощью слов, то и нужно ему проговаривать, то, что необходимо донести. Твои лонгриды и душещипательные тексты просто не будут поняты.

Итак, основные этапы установления раппорта:

  • Калибровка предполагает искусство наблюдать и замечать малейшие физиологические реакции, изменения в собеседнике. Это умение подмечать за каким событием или высказыванием следует та или иная реакция. Здесь важна внимательность, способность ничего не упустить.

Наблюдать нужно за жестами, положением тела, движением глаз, изменением цвета кожи, скоростью и громкостью речи, тембром голоса, интонацией, частотой дыхания.

На этом этапе важно не ошибиться в интерпретации увиденного. Например, закрытая поза не всегда обозначает нежелание собеседника общаться. Он может элементарно замерзнуть. Или грустное выражение лица может совсем не выражать отношение конкретно к тебе. Человек может просто вспомнить личную ассоциацию с каким — либо грустным событием из своей жизни.

В этом деле только опыт и постоянная тренировка поможет более правильно понимать и калибровать невербальные реакции.

  • Подстройка — следующий этап в установлении раппорта. Ты подстраиваешь выше перечисленные реакции под собеседника. Также это называется отзеркаливанием. Ты повторяешь движения, позу собеседника, настраиваешься с ним на одну волну. Отзеркаливать можно как невербальные признаки, так и вербальные. Это часто употребляемые слова, восклицания, одинаковость мыслей.
Фото автора Alex Green: Pexels

На этом этапе главное, делать подстройку незаметно для собеседника. Если ты будешь вести себя, как обезьяна в зоопарке, грубо копируя каждый его жест, оппонент может расценить это как издевательство, что вызовет только ненужное раздражение и помешает в установлении раппорта. Подстраивайся непринужденно и как можно более естественно.

  • Следующий этап — это непосредственно сам раппорт. Если два предыдущих шага сделаны правильно и экологично, то на третьем возникает взаимное доверие. Можно сказать, что пол — дела сделано. Установление раппорта всегда ощущается на подсознательном уровне.

Часто общаясь с человеком, ты не можешь понять, почему тебе с ним так легко и понятно, даже, если знакомство совсем не близкое. Это как раз момент становления раппорта.

  • Теперь заключительный этап — ведение. Здесь самое главное удержать то, чего удалось достичь за предыдущие три этапа. Ни на секунду не упускать из внимания любые изменения в вербальных и невербальных реакциях собеседника. Следить за его осознанными и неосознанными действиями. Постоянно обращаться к себе, к своим ощущениям, задаваться вопросом, откуда та или иная реакция, хорошо это или плохо.
Фото автора cottonbro: Pexels

Если ход общения изменился не в лучшую для тебя сторону, нужно вернуться к первому этапу калибровки и начать все сначала.

Польза и выгоды от установления раппорта

Установление раппорта – это мощная техника НЛП. Все самые крупные сделки в мире совершаются только в том случае, если между партнерами установлен хороший раппорт. Между продавцом и покупателем, учителем и учеником, начальником и подчиненным, между закадычными друзьями очень важно взаимное доверие. Только это способно «сворачивать горы», совершать невозможное.

Успешная коммуникация является основной задачей в современном мире. Практиковать способность устанавливать раппорт нужно постоянно. Порой, ты делаешь это неосознанно. Ты в любом случае пытаешься найти общий язык с родителями, с лучшей подругой, с едва знакомыми людьми.

В основном, люди настроены на взаимную симпатию, установлению доверительных отношений, если, конечно, не происходит грубого нарушения их личных границ. А зная, научно доказанные методы нейро — лингвистического программирования, в частности установление раппорта, можно значительно облегчить себе жизнь в плане взаимодействия с другими людьми.

Фото автора Anthony Shkraba: Pexels

Когда ты общаешься с человеком очень важно видеть в нем равноправного собеседника. Существует закон природы: если ты хочешь получить от собеседника внимание, сопереживание, положительный ответ, симпатию, то, в первую очередь, дай ему это сама. Только отдавая, ты можешь рассчитывать на то, что все вернется к тебе сторицей.

Ничего нет важнее для человека, кроме его собственной персоны. Поэтому внимание к мелочам и деталям взаимной коммуникации принесет тебе положительные плоды.

Способность к установлению раппорта можно сравнить с наличием эмпатии. Это то же умение чувствовать партнера, улавливать его внутреннее состояние. Если человеку будет комфортно с вами в общении, если он почувствует искреннюю отдачу и пользу от ваших отношений, можно считать, что он стал твоим лучшим другом. 

Как наладить взаимопонимание с новыми клиентами-консультантами

Как наладить взаимопонимание с новыми клиентами-консультантами

Автор: Линн Холл
Опубликовано: 25 августа 2021 г.