В чем проявляется социальная роль: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

Как связаны социальный статус и социальная роль?

Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

Социальная роль — что это?

Согласно определению, социальная роль — это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

Что входит в понятие социальная роль:

  1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
  2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
  3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

Значение социальной роли в жизни человека

Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.

Признаки социальной роли

Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

Как связаны социальный статус и социальная роль?

Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество. Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми. Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.

Виды социальных ролей

Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

Каждая социальная роль отличается:

  1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
  2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, межличностными отношениями, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

Индивидуальная роль

У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.

Межличностные роли человека

Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

Новые социальные роли молодежи

Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие субкультур тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не справляются со стрессом и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.

 

Социальная роль | Психологическая энциклопедия 1vc0

Социальная роль — социально санкционированная и социально значимая функция личности, выполняемая в соответствии с общепринятым социальным стандартом. Понятие роли введено в социальную психологию американским психологом Дж. Мидом. Роль обусловливает поведение личности в соответствии с определенными социальными ожиданиями. Различаются роли социальные, обусловленные положением личности в объективных социальных отношениях (роль отца, матери, учителя, ученика, офицера, солдата, судьи, полицейского и т. п.) и межличностные роли (роль друга, лидера, товарища, близкого человека и т. п.).

Различаются также роли активные (исполняемые в данный момент) и латентные (не проявляющиеся в данный момент). Особо выделяются роли конвенциональные (официальные, институционализированные), связанные с формальными требованиями к их исполнению (роль члена правительства, законодательного собрания, председателя ученого совета и т. п.), и роли стихийные, связанные с ситуативными обстоятельствами (благодетеля, доброжелателя, мецената, спасителя и т. п.). Однако исполнение даже конвенциональных ролей индивидуально своеобразно, требует творческой активности, нравственного потенциала личности. Сама социальная роль влияет на индивидуальное самовыражение личности.

Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут охватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека — его жизненная позиция — ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям.

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть ее отношением к своим социально-ролевым обязанностям и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность и связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальными ролями и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль,

социальный долг. В ролевом поведении проявляется социальная идентификация личности, ее самоотнесение к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.

Любая социальная роль актуализирует определенные социальные ценности. Но у каждой личности имеется собственное понимание этих ценностей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения — социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности.

Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентаций личности. Продолжительное исполнение социальной роли приводит к формированию соответствующих социальных установок и профессиональным деформациям личности.

В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности.

  • Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.

социальных норм и сценариев | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать социальные роли, социальные нормы и сценарии и то, как они влияют на поведение
  • Изучить последствия эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Социальные роли

Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают преподавателя, читают учебник и тихо сидят за партами (рис. 1). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения на свои телефоны или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

Рисунок 1 . Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: модификация работы «Сельского института»/Flickr)

Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19).97).

Социальные нормы

Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры об ожидаемом поведении человека в конкретной роли.

Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма — это ожидания группы в отношении подходящего и приемлемого поведения для ее членов — того, как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Соедините понятия: подростки, подростки и социальные нормы

Рисунок 2 . Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (Фото: Моника Арельяно-Онгпин)

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не будет ли замещающий учитель думать, что вас всех зовут «Аэро»?

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее». Как лейбл или известный бренд может сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии продолжительности жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть вписаться в общество (рис. 2)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

Скрипты

Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях.
Сценарий — это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

Попробуйте

Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Одним из известных экспериментов, известных тем, что они изучали, как люди принимают социальные роли и сценарии, был эксперимент в Стэнфордской тюрьме , проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании.

Рисунок 3 . Иракские военнопленные подвергались жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. Отвратительное поведение охранников можно сравнить со Стэнфордским тюремным экспериментом. (Фото: Министерство обороны США)

В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена фиктивная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, зарегистрированы в полицейском участке и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли.

За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистски, из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов. Заключенные, в свою очередь, стали проявлять признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников.

Одним из возможных выводов этого эксперимента является то, что охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, участвуя в поведении, соответствующем этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Возможно, конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры.

Следует отметить, что некоторые результаты Стэнфордского тюремного эксперимента были поставлены под сомнение, а Зимбардо подвергся критике за использование неэтичных и ненаучных методов. Например, действительно ли охранники и заключенные следовали сценариям и нормам, или они чрезмерно преувеличивали свое поведение, чтобы «угодить» экспериментатору, или воспроизводили поведение, о котором они слышали или видели? Критики отмечали, что Зимбардо инструктировал охранников осуществлять психологический контроль над заключенными, и что некоторые из участников намеренно вели себя так, чтобы помочь исследованию, чтобы, как позже выразился один охранник, «исследователям было чем заняться». работать с». [1]

Этот эксперимент также подвергался критике за небольшой размер выборки и нерепрезентативную выборку, особенно с учетом того, что листовки, набирающие людей для эксперимента, рекламировали его как связанный с «тюремной жизнью». Результаты эксперимента никогда не были успешно воспроизведены. Мы надеемся, что эта недавняя критика исследования приведет к дальнейшим исследованиям, которые смогут лучше объяснить, почему люди принимают сценарии и соответствуют ожидаемым социальным нормам. Можете ли вы придумать другой способ спланировать эксперимент, касающийся того, как социальные роли, нормы и сценарии влияют на поведение?

Попробуйте

Подумай об этом

  • Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?
  • Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?

Глоссарий

сценарий:  знание человека о последовательности событий в конкретной обстановке

социальная норма:  ожидания группы относительно того, что уместно и приемлемо для мыслей и поведения ее членов

социальная роль:  социально определяемая модель поведения, ожидаемая от человека в данной среде или группе

Стэнфордский тюремный эксперимент: Стэнфордский университет провел эксперимент в имитации тюрьмы, который продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Топпо, Грег (июнь 2018 г.). Время отказаться от Стэнфордского тюремного эксперимента? Внутри Высшего Эда . Получено с https://www.insidehighered.com/news/2018/06/20/new-stanford-prison-experiment-revelations-question-findings. ↵

Социальные нормы и сценарии – Общая психология

Перейти к содержимому

Социальная психология

Цели обучения

  • Описать социальные роли, социальные нормы и сценарии и то, как они влияют на поведение
  • Объясните процесс и результаты эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Социальные роли

Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают преподавателя, читают учебник и тихо сидят за партами (рис. 1). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения на свои телефоны или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

Рисунок 1 . Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (Источник: «University of Michigan MSIS»/Flickr)

Социальные роли и наше связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19).97).

Социальные нормы

Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры об ожидаемом поведении человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. — это ожидание группой того, что является уместным и приемлемым поведением для ее членов — как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Соедините понятия: подростки, подростки и социальные нормы

Рисунок 2 . Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (Фото: Моника Арельяно-Онгпин)

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков. и подростки, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не будет ли замещающий учитель думать, что вас всех зовут «Аэро»?

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее». Как лейбл или известный бренд может сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии продолжительности жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть вписаться в общество (рис. 2)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

Скрипты

Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. — это знание человеком последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо

Одним из известных экспериментов, известных тем, что они изучали, как люди принимают социальные роли и сценарии, был , проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании.

Рисунок 3 . Иракские военнопленные подвергались жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. Отвратительное поведение охранников напоминает эксперимент в Стэнфордской тюрьме. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, зарегистрированы в полицейском участке и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли.

За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистски, из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов. Заключенные, в свою очередь, стали проявлять признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников.

Одним из возможных выводов этого эксперимента является то, что охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, участвуя в поведении, соответствующем этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Возможно, конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры.

Следует отметить, что некоторые результаты Стэнфордского тюремного эксперимента были поставлены под сомнение, а Зимбардо подвергся критике за использование неэтичных и ненаучных методов. Например, действительно ли охранники и заключенные следовали сценариям и нормам, или они чрезмерно преувеличивали свое поведение, чтобы «угодить» экспериментатору, или воспроизводили поведение, о котором они слышали или видели? Критики отмечали, что Зимбардо инструктировал охранников осуществлять психологический контроль над заключенными, и что некоторые из участников намеренно вели себя так, чтобы помочь исследованию, чтобы, как позже выразился один охранник, «исследователям было чем заняться». работать с». [1]

Этот эксперимент также подвергался критике за небольшой размер выборки и нерепрезентативную выборку, особенно с учетом того, что листовки, набирающие людей для эксперимента, рекламировали его как связанный с «тюремной жизнью». Результаты эксперимента никогда не были успешно воспроизведены. Мы надеемся, что эта недавняя критика исследования приведет к дальнейшим исследованиям, которые смогут лучше объяснить, почему люди принимают сценарии и соответствуют ожидаемым социальным нормам. Можете ли вы придумать другой способ спланировать эксперимент, касающийся того, как социальные роли, нормы и сценарии влияют на поведение?

Подумай об этом

  • Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?
  • Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация, оригинальный контент и добавление ссылки на обучение. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Самопрезентация. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/12-2-self-presentation. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Стэнфордский тюремный эксперимент. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.

Добавить комментарий