В чем различие понятий человек индивид личность: 1. «», «», «», «»

2.6. Человек, индивид, личность – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Человек

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т. д.

Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

2.7. Духовный мир человека →

← 2.5. Общение

Разработки по уроку на тему «Человек, индивид, личность «

технологическая карта по уроку на тему «Человек, индивид, личность» и презентация

Просмотр содержимого документа
«Разработки по уроку на тему «Человек, индивид, личность «»

Технологическая карта занятия № 2

Группа

Дата

Дисциплина

Обществознание

102

Тема занятия

Человек, индивид, личность

107

Вид занятия

Изучение нового материала

Цель занятия

Формирование понятий “человек”, “индивид”, “личность” и их различие

Формируемые

ОК 4, ОК 5, ОК 6,

Результат

Должны

знать

Понятия человек”, “индивид”, “личность” и их различие, характеристики и признаки этих единиц.

Должны

уметь

Сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами;

Показатели оценки

результата

Достижение поставленной цели, наличие сформулированных выше знаний и умений

Межпредметные связи

Обеспечивающие

Дисциплины

Обеспечиваемые дисциплины

Социология, история

Экономика, право

Средства

 схемы, пакет документов, мультимедийная презентация

обучения

Основная

Л.

Н.Боголюбов Обществознание, 10 кл., 2007, §14

литература

содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

3 мин

— проверка готовности студентов к занятию;

— проверка посещаемости;

2

Проверка домашнего задания

12 мин

  1. Что такое общество? Что такое Структура общества.

О -сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоёв.

С – совокупность больших и малых соц.групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

  1. Что такое Институты общества (социальные институты), Какие основные виды институтов выделяются – это формы организации совместной жизнедеятельности, направленной на удовлетворение соц, политич, культурных и тп потребностей в целом.

— потребность в познании – НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

— потомство – СЕМЬЯ

— безопасности – государство

Право

-религия

  1. Что такое общественные отношения? Напишите примеры Это отношения между различными группами (по признаку) – этнические, религиозные, половые, классовые…

4.Что такое Сферы общества, какие 4 основные сферы выделяют?

это как подсистемы общества (общество как система), отличающиеся друг от друга признаком – духовная, экономич, социальная, политическая

3

Целеполагание, формулирование темы, мотивирование (через заданный вопрос , на который ответ не был дан, вопрос связать с каждым)

10 мин

«Мы с Вами поговорили об обществе, т. е. о некой общности людей, а давайте поговорим об отдельном его элементе. – о человеке. Но прежде растолкуйте мне высказывание одного социолога «По сути, каж­дый че­ло­век яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­дом, но не каж­дый че­ло­век яв­ля­ет­ся лич­но­стью». Возникают вопросы – что значит индивид, что — личность. Кто считает себя личностью? Что же раз­ли­ча­ет эти тер­ми­ны и какое зна­че­ние каж­дый из них по­лу­ча­ет в со­ци­аль­ных на­у­ках? Вот об этом и пойдет речь на уроке»

Запишите тему «Человек, индивид, личность »

3

Изучение нового материала по теме «Человек, индивид, личность »

  1. мин

Пер­вый тер­мин, ко­то­рый мы долж­ны разо­брать,- это тер­мин «че­ло­век». Это био­ло­ги­че­ский тер­мин, обо­зна­че­ние био­ло­ги­че­ско­го вида Homo. Че­ло­ве­ком яв­ля­ет­ся любой, кто со­от­вет­ству­ет опре­де­лен­ным био­ло­ги­че­ским при­зна­кам,- и ака­де­мик, и про­да­вец, и сту­дент, и пи­те­кан­троп, и мауг­ли.

Ин­ди­вид – это кон­крет­ный че­ло­век как пред­ста­ви­тель и но­си­тель че­ло­ве­че­ско­го рода или как член со­ци­аль­ной общ­но­сти мень­ше­го по­ряд­ка (де­мо­гра­фи­че­ская еди­ни­ца). Ин­ди­ви­да часто на­зы­ва­ют со­ци­аль­ным ато­мом, под­чер­ки­вая, что он яв­ля­ет­ся пер­во­эле­мен­том об­ще­ства. Само слово «ин­ди­вид» в пе­ре­во­де с ла­ты­ни озна­ча­ет «неде­ли­мый».

Как атомы могут су­ще­ство­вать от­дель­но, так и люди могут не объ­еди­нять­ся в груп­пы – так про­ис­хо­дит, к при­ме­ру, в толпе (рис. 2).

Рис. 2. Толпа

Од­на­ко в со­ци­аль­ной груп­пе между ин­ди­ви­да­ми воз­ни­ка­ют об­ще­ствен­ные связи – груп­па ста­но­вит­ся струк­ту­ри­ро­ван­ной (рис. 3). Пер­во­эле­мен­том этой струк­ту­ры как раз и будет ин­ди­вид. Таким об­ра­зом, уже по­ня­тие ин­ди­ви­да яв­ля­ет­ся со­цио­ло­ги­че­ским.

Рис. 3. Со­ци­аль­ная груп­па

Пред­по­сыл­кой фор­ми­ро­ва­ния ин­ди­ви­да яв­ля­ет­ся его ин­ди­ви­ду­аль­ность, ко­то­рая бы­ва­ет ге­не­ти­че­ской, био­ло­ги­че­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной. Каж­дый че­ло­век ведет себя по-сво­е­му в той или иной си­ту­а­ции.

Мауг­ли, ко­неч­но, яв­ля­ет­ся че­ло­ве­ком, но не яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­дом. У таких людей, как по­ка­за­ла прак­ти­ка, не фор­ми­ру­ют­ся речь, мыш­ле­ние и пря­мо­хож­де­ние.

На­ко­нец, лич­ность – это че­ло­век как со­ци­аль­ное су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее со­во­куп­но­стью ду­хов­ных свойств, осу­ществ­ля­ю­щее об­ще­ние и де­я­тель­ность.

Таким об­ра­зом, лич­но­стью мы на­зы­ва­ем толь­ко со­ци­аль­но ак­тив­но­го че­ло­ве­ка, субъ­ек­та, а не толь­ко объ­ек­та об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Лич­ность – один из самых слож­ных тер­ми­нов в об­ще­ст­во­зна­нии. Раз­ные фи­ло­со­фы дают раз­ные опре­де­ле­ния лич­но­сти. Но все схо­дят­ся на том, что ко всем людям этот тер­мин непри­ме­ним. Для того, чтобы счи­тать­ся лич­но­стью, че­ло­век дол­жен об­ла­дать опре­де­лен­ны­ми ка­че­ства­ми. Чаще всего в числе таких ка­честв на­зы­ва­ют ав­то­ном­ность че­ло­ве­ка, его са­мо­сто­я­тель­ность в при­ня­тии ре­ше­ний и от­вет­ствен­ность за их вы­пол­не­ние.

По­нят­но, что но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок не может быть ав­то­ном­ным, то есть неза­ви­си­мым от ро­ди­те­лей, са­мо­сто­я­тель­но при­ни­мать ре­ше­ния он не может, да и от­вет­ствен­ность брать на себя не за­хо­чет. Если спро­сить ма­лень­ко­го ре­бен­ка, толь­ко что раз­бив­ше­го чашку, кто раз­бил чашку, он ско­рее всего ска­жет: «Не я».

Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти идет по­сте­пен­но, в ходе со­ци­а­ли­за­ции, то есть усво­е­ния че­ло­ве­ком со­ци­аль­ных ролей и куль­тур­ных норм. У ре­бен­ка в воз­расте 3-4 лет на­чи­на­ет­ся пе­ри­од «яче­ства», когда он сам хочет при­ни­мать уча­стие в тех или иных дей­стви­ях. Вот этот мо­мент мно­гие пси­хо­ло­ги и счи­та­ют на­ча­лом про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Лич­но­стью не рож­да­ют­ся, а ста­но­вят­ся (А.Н.Леон­тьев).

Про­явить лич­ност­ные ка­че­ства че­ло­век может да­ле­ко не все­гда. Это в первую оче­редь тре­бу­ет­ся от че­ло­ве­ка, ко­то­рый ра­бо­та­ет с лю­дь­ми,- врача, учи­те­ля, пи­са­те­ля, ак­те­ра. От про­дав­ца в су­пер­мар­ке­те лич­ност­ные ка­че­ства не тре­бу­ют­ся: если нормы кор­по­ра­тив­ной этики тре­бу­ют улы­бать­ся, он будет улы­бать­ся, но неис­кренне. Есть про­фес­сии, в ко­то­рых про­яв­лять лич­ност­ные ка­че­ства может быть даже опас­но, на­при­мер, ра­бо­та на кон­вей­е­ре, где от ра­бо­че­го тре­бу­ет­ся вы­пол­нить стро­го опре­де­лен­ную функ­цию.

Таким об­ра­зом, кроме со­ци­а­ли­за­ции, есть и еще одна пред­по­сыл­ка пре­вра­ще­ния ин­ди­ви­да в лич­ность. Это труд (прак­ти­ка), в ко­то­ром про­яв­ля­ют­ся ка­че­ства лич­но­сти, ее черты ха­рак­те­ра, образ мыш­ле­ния и по­ве­де­ния. Пока че­ло­век не нач­нет дей­ство­вать, мы не смо­жем опре­де­лить, на­сколь­ко сло­жи­лись у него лич­ност­ные ка­че­ства. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния этих ка­честв будет про­дол­жать­ся всю жизнь.

Под вли­я­ни­ем раз­ных об­сто­я­тельств – и со­ци­аль­ных, и био­ло­ги­че­ских – сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся лич­ност­ные ка­че­ства также будут раз­ны­ми. Фор­ми­ру­ют­ся раз­лич­ные типы лич­но­сти.

Самая из­вест­ная ти­по­ло­гия лич­но­сти ба­зи­ру­ет­ся на типах тем­пе­ра­мен­та, пред­ло­жен­ных гре­че­ским ме­ди­ком Гип­по­кра­том. Он счи­тал, что в раз­ных людях пре­об­ла­да­ют раз­ные жид­ко­сти и вы­де­лял сле­ду­ю­щие типы: хо­ле­рик, санг­ви­ник, флег­ма­тик и ме­лан­хо­лик.

Кон­цеп­ция Гип­по­кра­та была до­пол­не­на из­вест­ным швей­цар­ским пси­хо­ло­гом Кар­лом Гу­ста­вом Юнгом, ко­то­рый ввел по­ня­тие о двух уни­вер­саль­ных типах – экс­тра­верт­ном и ин­тра­верт­ном. Хо­ле­рик и санг­ви­ник – экс­тра­вер­ты, флег­ма­тик и ме­лан­хо­лик – ин­тра­вер­ты (рис. 4).

Рис. 4. Типы лич­но­сти

Су­ще­ству­ют мно­го­чис­лен­ные тесты на опре­де­ле­ние типа тем­пе­ра­мен­та. Людей, ко­то­рые от­но­си­лись бы толь­ко к од­но­му типу, на­вер­ное, нет, но прак­ти­че­ски у каж­до­го есть до­ми­ни­ру­ю­щий тип тем­пе­ра­мен­та. Эти дан­ные можно ис­поль­зо­вать, к при­ме­ру, для опре­де­ле­ния бу­ду­щей про­фес­сии.

Да­вай­те поды­то­жим. Итак, при опре­де­ле­нии людей как участ­ни­ков со­ци­аль­но­го дей­ствия мы ис­поль­зу­ем три тер­ми­на – че­ло­век, ин­ди­вид и лич­ность. Че­ло­век – это от­дель­ный пред­ста­ви­тель био­ло­ги­че­ско­го вида Homo; ин­ди­вид – это кон­крет­ный че­ло­век как член со­ци­аль­ной общ­но­сти; лич­ность – это че­ло­век как со­ци­аль­ное су­ще­ство, субъ­ект об­ще­ния и де­я­тель­но­сти (рис. 5).

Рис. 5. Че­ло­век – Ин­ди­вид – Лич­ность

Алек­сандр Гри­го­рье­вич Асмо­лов, один из самых из­вест­ных спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, утвер­жда­ет, что «Ин­ди­ви­дом рож­да­ют­ся, лич­но­стью ста­но­вят­ся, а ин­ди­ви­ду­аль­ность от­ста­и­ва­ют».

Обя­за­тель­но нужно от­ме­тить, что ин­ди­вид не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, об­ще­ство вли­я­ет на него. Лич­ность же – это ак­тив­ный субъ­ект, он сам вли­я­ет на об­ще­ство.

4

Первичное Закрепление пройденного материала по вопросам:

Человек?

Индивид?

Личность?

5 мин

5

Вторичное закрепление – вернёмся к высказыванию социолога в начале урока….

Алек­сандр Гри­го­рье­вич Асмо­лов, один из самых из­вест­ных спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, утвер­жда­ет, что «Ин­ди­ви­дом рож­да­ют­ся, лич­но­стью ста­но­вят­ся, а ин­ди­ви­ду­аль­ность от­ста­и­ва­ют». Как Вы его понимаете

8 мин

6

Заключительная часть

7 мин

  1. Сделать краткий анализ по пройденному материалу, сообщить оценки за работу на уроке.

  2. Рефлексия Понятно — не понятно, % усвоения, Анализ усвоения ОК (вывести на экран ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  1. Дать домашнее задание

Преподаватель

Рощина Е. А.

(И.О. Фамилия)

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»

Личность является объектом ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует комплексного междисциплинарного подхода.

Человек — это — с одной стороны биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью к труду; с другой стороны, это социальное существо, которому необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как существо общественное. Говоря об индивидууме, мы отвлекаемся от его биологической природной стороны. Не каждый человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – это человек как ячейка общества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологических и социальных факторов при ведущей роли социального фактора.

«Индивидуум» — биологический организм, носитель общих генотипов наследственных свойств биологического вида, индивидуальный представитель человеческого рода (мы рождаемся индивидуумом).

«Личность» — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком социальных форм сознания и поведения, социально-исторического опыта человечества (человеком мы становимся под влиянием жизни в обществе , образование, обучение, общение, взаимодействие). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность является не только объектом социальных отношений. Оно не только проходит через социальные воздействия, но и преобразует их, так как постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, человек является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.

Быть человеком — значит совершать выбор, возникающий из внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором ты живешь.

Личность характеризуется пятью потенциалами:

1. познавательный потенциал — это объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым обладает человек;

2. Ценностный потенциал – это идеалы, жизненные цели, убеждения, стремления личности;

3. Креативность — саморазвитие способностей, способность к созданию нового, к продуктивной работе, организаторской деятельности;

4. коммуникативный потенциал — формы общительности, прочность устанавливаемых человеком контактов с другими людьми;

5. художественный потенциал — уровень художественных, духовных потребностей личности.

Особая и своеобразная личность во всей полноте своих духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии различного опыта, знаний, мнений, убеждений, различий в характере и темпераменте. Мы доказываем свою индивидуальность и подтверждаем ее. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (основные тенденции поведения).

Понятие личности тесно связано с родственными понятиями человека, индивидуума и индивидуальности. В чем суть и отличия этих понятий? Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают тройственную природу человека как существа биопсихосоциального. Важно и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определенных общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальность – это уникальное сочетание природных и социальных свойств личности.

Является ли человек личностью? – The Josias

Введение

Популярная тенденция современного ума состоит в том, чтобы рассматривать человеческую личность просто как индивидуальность; как нечто вроде атома человеческого рода, существующего вполне в себе и для себя. Эта тенденция является не только отличительной чертой либеральной традиции, но и имплицитно присутствует даже в самых популярных сегодня «альтернативных» политических философиях. Это проблематичное представление усугубляется многовековым влиянием современного естествознания, практикующие которого склонны исследовать глубочайшие тайны творения простым делением. [1] Эти влияния имеют тенденцию просачиваться даже в церковные документы. Gaudium et Spes , например, определяет «общее благо» как «сумму тех условий социальной жизни, которые предоставляют социальным группам и их отдельным членам относительно полный и свободный доступ к их собственному осуществлению». [2]

Сама община, таким образом, кажется, определяется Церковью как совокупность индивидуумов. Однако, как позже определяет пастырская конституция, «общее благо включает в себя сумму тех условий общественной жизни, посредством которых люди, семьи и ассоциации более адекватно и легко могут достичь своего собственного совершенства». [3] Здесь совершенно ясно видна конечная цель политического общества; человеческое совершенство. Таким образом, индивидуалистической тенденции можно избежать, если мы поймем существование человека как неотделимое от порядка, частью которого он является. Если человек есть существо, упорядоченное к совершенству, значит, он упорядочен для общества. И поскольку человек приписан обществу, он не является индивидом в том смысле, что он «самодостаточен»; скорее, субстанциальное единство, характеризующее существование каждого человека, должно существовать в единстве порядка, посредством которого он наслаждается общением с другими.

Индивидуум

Обычное использование термина «индивидуум» скрывает за собой два различных понятия: первое — это единство конкретной вещи; второе есть вещь в отличие от других вещей. По отношению к единству индивид есть то, что не может быть разделено, оставаясь при этом одним и тем же (т. е. буквальное значение термина). [4] Конечно, каждая физическая вещь делима, но как только, скажем, корова делится пополам, она перестает быть коровой и становится двумя частями говядины. В отношении отличия вещи от других вещей индивид дискретен и обособлен: эта индивидуальная корова отлична от стада, потому что эта корова не есть никакая другая корова.

То, что вызывает единство вещи, не является причиной ее отделения от других, как отмечает Аристотель. Формальная причина отвечает за единство. Таким образом, пока сохраняется форма, сохраняется и индивидуальность: если бы моя левая рука была удалена, она перестала бы быть моей рукой, но остальные члены мои остались бы одним телом, потому что они еще соединены в моей душе. Поэтому мы можем сказать, что единство есть формальное, нематериальное качество вещи. Однако именно материальная причина вещи отличает одного индивидуума от другого в пределах одного и того же вида. Формальной причины достаточно, чтобы отличить корову от лошади, но когда я говорю «эта корова не та корова», я делаю это в отношении того, из чего сделана корова. Две разные коровы содержат две разные совокупности материи. То есть дело в том, что позволяет умножить число форм, одинаковых по видам. Точно так же воск позволяет умножить одну форму перстня на множество печатей.

Итак, «индивидуум» относится в одном смысле к формальной причине, а в другом — к материальной. Таким образом, индивидуальность, позволяющая соединить оба чувства вместе, есть термин, посредством которого мы можем познать сущность вещи, соединение субстанциальной формы и определенной материи. [5] Чтобы вообще адекватно понять вещь, нужно созерцать ее сущность, и поэтому, говоря о вещах, каковы они на самом деле, каждое значение «индивидуального» следует понимать в отношении к другому.

Человек

В отличие от коров, каждый человек не просто индивидуум, а человек ; «индивидуальная субстанция разумной природы». При таком различии может показаться, что люди в одном смысле являются индивидуумами, а в другом — личностями. Именно на этом различии Жак Маритен классно формулирует свой бренд «томистического персонализма». В своей работе «Человек и общее благо» Маритен предлагает краткое изложение различия между «индивидуальностью» и «личностью»:

[Таковы] два метафизических аспекта человеческого бытия, индивидуальность и личность, вместе с их собственными онтологическими чертами. […] [Мы] должны подчеркнуть, что это не две отдельные вещи. Во мне нет одной реальности, называемой моим индивидуумом, и другой реальности, называемой моей личностью. Одна и та же реальность есть в одном смысле индивидуум, а в другом — личность. Все наше существо есть индивидуальность в силу того, что в нас происходит от материи, и личность в силу того, что в нас происходит от духа. [6]

Говоря об индивидуальности как о материальном аспекте человека, Маритен должен говорить об «индивидууме» только в одном из вышеописанных смыслов; то, чем вещь отличается от других вещей того же вида. Личность, однако, описывает человека рационального характера. Следовательно, определяющей характеристикой личности является рациональность. Но человек разумен в силу своей души, своей формальной причины, которая есть объединяющая сторона индивидуальности вещи. Так что, возможно, Маритен имеет в виду использование «личности» для обозначения объединяющего аспекта индивидуума, а «индивидуальности» — отличительного аспекта.

В любом случае ясно, что он не говорит об «индивидуальности» в объединяющем смысле. Опуская этот смысл, он оставляет только материю; и без ссылки на форму чисто материальное непостижимо. Более того, поскольку все неразумные живые существа являются индивидуумами с формальной и материальной причиной, они не являются чисто материальными, но и не являются личностями.

Неотъемлемая проблема различения Маритена состоит в том, что оно проводится в слишком низком порядке: различие между индивидуумом и личностью полезно, но человек более правильно понимается в его индивидуальность как дискретное единство субстанциальной формы и определенной материи. Но рациональность есть специфический атрибут формальной причины и, следовательно, свойственный человеку как роду; недостаточно провести различие между отдельными людьми. Поэтому индивидуальность не чисто материальна, но включает в себя даже разумную природу человека.

Человека лучше всего можно понять в его личности как существа в уникальном, рациональном отношении к бытию. Таким образом, в то время как материя (какой бы конкретный материал ни сообщал его душа) является принцип или начало отличия одного человека от другого, это начало допускает духовные различия. Хотя его интеллект специфически такой же, как интеллект другого человека, его субъективное восприятие мира влечет за собой своеобразное личное отношение к истине и добру. Следовательно, личность основана на индивидуальности, но выходит за ее пределы. Что отличает личность от индивидуальности, так это не рациональность как таковая, а особое отношение субъекта к объектам его интеллекта и воли.

Заказ

Конечно, вещи существуют не как воплощенные сущности или определения, а как сопричастные определенной природе, которая влечет за собой не только формальные и материальные причины вещи, но и ее конечную причину. [7] Проще говоря, конечная причина вещи есть то, ради чего она действует. Другими словами, это побуждение вещи к достижению своей цели, которая есть ее собственное совершенство. [8] Именно в отношении конечной причины мы понимаем добро; то есть все, что хорошо для вещи, хорошо постольку, поскольку оно является целью, конечной причиной. [9] Именно в отношении конечной причины мы можем дать объяснение естественной деятельности: всякий раз, когда вещь действует, она действует для своей конечной причины, для достижения своего собственного совершенства. [10]

Легче всего понять порядок , возможно, в отношении к природе. Вещь, которая совершенна, также называется хорошо упорядоченной. Точно так же вещь, лишенная какого-либо совершенства, беспорядочна. Вещи, способные к деятельности, беспорядочны, если их действия не относятся к их конечной причине. Таким образом, в каком-то смысле быть беспорядочным — значит потерпеть неудачу в бытии. Существовать как творение значит существовать по порядку; быть абсолютно беспорядочным — значит вообще не существовать. [11]

Существуют различные виды заказов. В самом общем виде мы можем сказать, что порядок есть отношение до и после (приоритет и последующее) многих к одному началу или принципу. Например, точки на линии имеют отношение до и после друг к другу по сравнению с начальной точкой линии: это порядка точек на линии. Каждая из четырех причин (материя, форма, агент и конец) может быть названа началом или принципом, и, таким образом, каждой из причин соответствует порядок[12]. Самая важная причина — это конечная причина, причина причин, и поэтому самый важный вид порядка — это отношения до и после того, что многие вещи, действия или части имеют между собой по сравнению с их конечной причиной.[13] Понимать или производить порядок свойственно разуму, поэтому мы можем сказать, что вещи упорядочиваются действием разумного принципа, который управляет ими или продвигает их к цели. [14] В конечном счете, все управляется Вечным Законом Бога, и именно в этом Законе упорядочено все творение.

 Поскольку деятельность влечет за собой конечную причину, а конечная причина подразумевает порядок, вся природная деятельность подчиняется порядку Вечного Закона. Но человек действует по своему свободному выбору в силу своего разума и воли. Таким образом, причастность человека к Вечному Закону не умаляется его свободой, а имеет более высокий порядок, чем причастность низших тварей, потому что приобщаясь в порядке вещей к Богу, человек прежде всего упорядочивает вещи себе. [15] Например, когда корова ест траву, она предназначена для пользы коровы, потому что в природе коров есть траву. Но когда человек ест корову, это происходит не потому, что человеку свойственно есть коров, а потому, что человеку свойственно постигать благо своим интеллектом и решать, как ему лучше всего добиваться этого блага. Короче говоря, человек может действовать своим собственным разумом как исходя из принципа, а не по замыслу природы, и таким образом управляет низшими вещами по своему усмотрению.

Конечно, интеллект человека не абсолютен, но есть причастность к Божественному Разуму как его конечной формальной и конечной причине. Человеческий ум не делает вещи понятными; скорее вещи умопостигаемы, поскольку они имеют формальную причину, полученную от Бога. А так как познание истины есть совершенство разума, а Бог есть Истина, то и Сам Бог есть конечная цель человеческого разума.

Единство

Порядок подразумевает единство многих упорядоченных. Когда корова ест траву, субстанциальная форма травы перестает существовать, и ее материя включается в корову. Но так как и корова, и трава существуют, то одна упорядочена по отношению к другой (формально в одном смысле и индивидуально в другом), и из этого отношения возникает «единство порядка». быть одним. [16] Это единство не просто семантическое, как можно было бы назвать груду камней «одним». Скорее, единство порядка необходимо для совершенства содержащихся в нем индивидуумов. Наша корова не может существовать без травы, и пока она недоедает из-за отсутствия травы, она несовершенна. Более того, трава вполне может существовать без коров, но не без множества других вещей. На самом деле, исследование порядка любого индивидуума в конечном счете раскрывает порядок всей вселенной, в которой он существует. Таким образом, св. Фома называет всю вселенную единством порядка. [17]

Св. Фома называет единство порядка «наименьшим из единств», [18] , но только в отношении близости принципа, по которому вещи делаются едиными. Например, отдельное животное имеет единство в силу формального начала, которое в некотором смысле тождественно животному и не может быть отделено от него. Но вселенная имеет единство, поскольку все вещи упорядочены внешним принципом, которым является Бог. [19] Следовательно, субстанциальное единство есть «более сильное» единство, чем единство порядка, но из этого сравнения не следует, что единство порядка не есть «настоящее» единство. Скорее, субстанциальные единства по своей природе обязательно участвуют в единстве порядка.

Человек находит свое совершенство в познании и любви к Богу, и поэтому ему предписан прямой союз с Ним. Именно потому, что у человека есть разум и воля, он предназначен для такой благородной цели. Эти же самые силы его души позволяют человеку также упорядочивать низшее, чем он сам, в своих целях (и то, что служит человеку, поэтому возвышается до более высокого участия в порядке творения).

Люди подчинены Богу, но как животные по природе политические, они находят свое естественное совершенство в общении с другими людьми. Человеку приказано участвовать в человеческом обществе не только из целесообразности; скорее, он не может достичь своей естественной цели, не живя в обществе. То, что человек есть политическое животное, следует из упорядочения общественных отношений его собственным разумом; разум, который достигает своей наибольшей силы в использовании языка, который сам по себе является социально приобретенной чертой. [20] Более того, даже достигший совершенства человек, не пользующийся обществом, тем не менее радуется добру других и склонен делать им добро. [21]

Заключение

Мы заключаем, что существует по крайней мере четыре способа, посредством которых каждое человеческое существо как индивидуум обязательно существует в единстве порядка. Во-первых, каждый индивид имеет свое бытие как часть порядка вселенной. Во всех своих действиях (даже дыхании) его существование зависит от других вещей. Не его выбор делает это таковым, а сама его природа определяет, что для него хорошо; что необходимо для совершенства его существа. Во-вторых, каждый отдельный человек есть личность, которая в силу своей рациональной природы находится в уникальном отношении к другим вещам. Каждый человек активно участвует в порядке творения, наводя порядок на вещи, чтобы служить своим собственным потребностям и, в конечном счете, помочь ему в достижении собственного совершенства. В-третьих, лица в силу своей рациональной природы способны вступать в единство порядка с другими лицами. Так как человек по своей природе является политическим животным, общество необходимо для его совершенствования не только как предпосылка удовлетворения его материальных потребностей, но и как надлежащее действие человеческого совершенствования. И, наконец, конечной целью каждого человека является общение с Богом; человеческая природа является частью этого порядка, даже если он по своей природе не способен достичь его.

Добавить комментарий