4. Человек, индивид, личность. Философия: конспект лекций
4. Человек, индивид, личность
Что такое человек мы уже выяснили. Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. До сего момента мы анализировали человека с позиций его возникновения и как представителя человеческого рода. Однако только такой подход недостаточен для того, чтобы ответить на вопрос, почему люди одной и той же этнической общности отличаются друг от друга, почему одни известны всей стране, а о существовании других знает ограниченный круг. С целью качественной характеристики, людей используются такие понятия, как индивид и личность.
В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.
Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Основная причина в том, что, по большому счету, этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке – срок, как видим, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы. Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Личность является предметом изучения многих наук – таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть.
Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретно личность отличается от простых людей? Однозначно на первую часть вопроса ответить нелегко. Безусловно, таких факторов множество, но в настоящее время наука еще не может убедительно объяснить те из них, которые определяют восхождение человека к личности. Однако с полной уверенностью можно отметить, что определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Роль воспитания заключается в том, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни.
Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути. Поэтому общественный строй, уровень экономического и социального развития значат очень много.
Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести немало примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей.
Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире.
Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
19. «Абстрактный индивид» и «универсальный» человек К.Маркса
19. «Абстрактный индивид» и «универсальный» человек К.Маркса В 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политикоэкономический анализ действительности Маркс соединил с
1.
Человек, индивид, личность1. Человек, индивид, личность Человек, индивид Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее
Человек, индивид
Человек, индивид Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие
12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность.
12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность. К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬСОн [Гегель] забывает, что сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и
1. Индивид, индивидуальность, личность
1. Индивид, индивидуальность, личность ИндивидДля человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид,
5. Индивид и личность
5. Индивид и личность Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле
§ 2.
Сущность как индивид§ 2. Сущность как индивид 1. Если я говорю о писчем пере, что к его сущности принадлежит способность красиво писать, а не положение на этом столе или его покупная цена, то в таком случае я имею в виду тот смысл «сущности», который мы здесь рассматриваем как проблему. Об идее
1. Индивид, индивидуальность, личность
1. Индивид, индивидуальность, личность Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается
1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект
1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. [113] Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»
2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное
2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен
3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)
3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная
4.
Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.
2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная
2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины»личность»и»безличие», которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При
Глава III. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА»SÖMA» («ТЕЛО»,»ЧЕЛОВЕК»,»ЛИЧНОСТЬ») В СВЯЗИ С ТЕАТРАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КОСМОСА
Глава III. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА»S?MA» («ТЕЛО»,»ЧЕЛОВЕК»,»ЛИЧНОСТЬ») В СВЯЗИ С ТЕАТРАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КОСМОСА У термина»s?ma»была своя длинная история, которая обследована в работе А. А. Тахо–Годи»О древнегреческом понимании личности на материале термина»зона»в сборнике»Вопросы
Глава XXX. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО
Глава XXX. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО Посетитель: Я не вполне уверен в том, что правильно задаю вопрос; но у меня есть сильное чувство того, что взаимоотношения между индивидом и обществом, этими двумя противоположными сущностями, представляют собой долгую историю несчастий.
Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность
Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется ли в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.
С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру играть ту или иную роль на сцене. В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений.
Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность».
Современные разнообразные определения личности все еще нельзя признать полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывая какую-либо одну, значимую сторону психики, оставляет в стороне другие. Именно поэтому каждое определение дает лишь приближенное представление о личности (ее модель). Однако каждая модель теоретически обоснована авторами и имеет право на существование. В большинстве случаев в понятие «личность» включают достаточно устойчивые и значимые качества человека, приобретаемые им в процессе деятельности и общения среди себе подобных. Человек личностью становиться, по не рождается. Природа создает человека, а личностью его делает общество. Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность — это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим миром. Человек сам формирует свою личность. Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также свойствами, которые у других отсутствуют.
В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность».
Индивидуально-типические различия между людьми — это различия в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, мотивационной сферах, в свойствах нервной системы и темперамента и т.д. Разнообразное сочетание таких различий теоретически может привести, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей. Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественных психологической, социологической и философской литературах.
Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет. Некоторые ученые (Г.М. Гак, 1967; И.С. Кон, 1967; В.П. Тугаринов, 1965) понимают под индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. И.И. Резвицкий же (1973) утверждает, что сведение ее только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализ феномена.
По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) — необходимое, но недостаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы ее функционирования и развития, определить место в общественной структуре. Единичное, согласно И. И. Резвицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее — ее содержательная основа, сущность.
Индивидуальность — это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Поэтому сущность человеческой индивидуальности следует искать не за пределами человеческого общества, а в нем самом. Конечно, индивидуальные, неповторимые особенности человека нельзя отрывать от общих и особенных его черт, но такая постановка вопроса, сформулированная И.И. Резвицким, скорее уводит обсуждение проблемы об индивидуальности личности в сторону индивидуальности бытия, жизни.
Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не есть его форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека. В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только к биологическому, как это в свое время сделали Л.С. Выготский (1926) или П. П. Блонский (1964), писавшие, что «индивидуальность есть своеобразная комбинация отдельных признаков, полученных по наследственности», или только к социальному. Н. К. Михайловский (1911), который полагал, что индивидуальность — это совокупность черт, присущих человеку как социальному феномену , представляются методологически ошибочными. Индивидуальность характеризует прежде всего особенности человека как личности, а особенности его бытия — это и следствие индивидуальности человека, и ее причина. С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» уделил индивидуальности всего несколько строк, однако отметил важный способ ее формирования — индивидуальный жизненный путь.
Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека, совершающееся по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием его индивидуальности.
С. Л. Рубинштейн писал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Возникает вопрос: что это за свойства, какие из них характеризуют индивидуальность, а какие — нет. К. А. Абульханова-Славская (1991), например, считает, что проявлениями индивидуальности являются самовыражение и самолюбие. Но разве, например, последнее присуще только одному субъекту? Д. Н. Узнадзе, например, выделил типы самовыражения, но отнюдь не неповторимые индивидуальные его особенности. Создается впечатление, что К. А. Абульханова-Славская, по сути, ведет речь не об индивидуальности, а о личности.
Большое место индивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев (1969). Он видел в ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).
В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека — сложное многоуровневое и много структурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.
Б. Г. Ананьев считал, что при изучении индивидуальности нужно учитывать два принципа — субординационный и иерархический. Первый состоит в том, что сложные и общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные психологические и психофизиологические свойства. Второй принцип допустим паритетные взаимодействия между разноуровневыми показателями — т. е. относительную автономию каждого из них. Это значит, что индивидуальные особенности низших уровней (биохимического, физиологического, психологического) могут проявляться сами по себе, без коррелирующего давления более высокого уровня. Однако при этом остается открытым вопрос, в каких же случаях индивидуальность реализуется по субординационному, а в каких — по паритетному принципу.
Методическим подходом к выявлению этой сложной взаимосвязи различных элементов и свойств в структуре индивидуальности школа Б. Г. Ананьева избрала метод корреляционного и факторного анализа. Была осуществлена корреляция множества показателей самых разных уровней (физиологических, психофизиологических, психологических), которые интерпретировались в границах рассматриваемой целостности, т. е. предполагаемой обязательности связей между ними. Однако слабой стороной такого подхода (когда устанавливаются корреляции всего со всем) выступает вовсе не обязательная очевидность и причинность выявляемых связей.
Индивидуальность как характеристика целостности человека рядом ученых подвергается сомнению. Так, Р. Уильяме (1960), выступая против идеи стандартного человека и абстрактного понимания нормы в медицине, в то же время усомнился, что индивидуальное своеобразие есть только свойство организма как целого. Он считал, что медицина должна признать индивидуальность на биохимическом и физиологическом уровнях, не ограничиваясь ее признанием на психологическом и социальном уровнях.
B.C. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово «целостность» поменял на «интегральность». Поэтому у него речь идет об интегральном исследовании индивидуальности и интегральной индивидуальности. В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем.
«Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» (1986).
В. С. Мерлин полагал, что одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Например, потребность в достижениях социально типична в ситуации соревнования. Однако если судить о потребности в достижениях по уровню притязаний, то она индивидуально своеобразна, так как связана с индивидуальными особенностями психодинамики человека (надо понимать, у разных людей эти связи качественно разные). Каждое отдельное свойство человека индивидуально также в количественном отношении, в степени его выражения. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности (однако здесь B.C. Мерлин вступает в противоречие с данным им определением интегральной индивидуальности, согласно которому она не есть совокупность особых свойств, отличная от другой совокупности).
В чем совершенно прав B.C. Мерлин, говоря об интегральном исследовании индивидуальности (а в переложении на простой язык -конкретного человека), так это в подчеркивании необходимости изучать связи и взаимообусловленность свойств различных уровней: от биохимического до социального. К сожалению, интегральный подход (не на словах, а на деле) все еще не получил надлежащего распространения в исследованиях психологов. И связано это с тем, что психофизиология, в том числе и дифференциальная психофизиология, находятся не в почете у психологов (создается впечатление, что многие из них ее даже боятся). Впрочем, это и понятно. Строить абстрактные модели личности легче, чем осуществлять исследование с использованием инструментальных методов исследования (тем более, что часто они вообще отсутствуют). Кроме того, интегральный подход к человеку требует не только масштабного мышления, но и широких знаний, выходящих за рамки психологии.
Пренебрежительное отношение к психофизиологии и дифференциальной психофизиологии сложилось у многих отечественных психологов в годы советской власти, когда они твердо усвоили: человек (личность) — это социальное существо, которое надо изучать, абстрагируясь от его биологических особенностей. Не случайно усилиями одного из поборников теории социальной чистоты личности была расформирована дифференциально-психофизиологическая лаборатория Б. М. Теплова, а лаборатория, основанная Б.Г. Ананьевым, прекратила свое существование после смерти ее основателя.
Разноуровневые многозначные связи у В. С. Мерлина являются не только каузальными (свойства низшего уровня выступают как причины, а свойства высшего — как следствия), а включают также иные типы детерминации. Возникает вопрос: как осуществлять интегральное исследование индивидуальности при наличии столь большого количества индивидуально-типических особенностей человека? Как полагал B.C. Мерлин, чтобы исследование индивидуальности стало интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, относящихся, правда, к разным иерархическим уровням. При этом под последними он понимает такие уровни, которые предположительно определяются разными закономерностями (биохимическими, физиологическими, психологическими, социальными), что должно быть проверено и доказано на основе объективных критериев, выделенных в ходе исследования. Существует множество разноуровневых типологических особенностей индивидуума, и зависят ли они друг от друга, каким образом оказывают взаимное влияние, — остается неясным. Вместе с тем теоретически такие связи, выявленные в ряде исследований, более-менее понятны: биохимический уровень и гормональные особенности влияют на особенности протекания нервных процессов, те — на проявление свойств темперамента, психических процессов и свойств, а последние обусловливают специфику социального поведения человека. (Существует и обратное влияние социальных условий развития, воспитания, деятельности на специфику проявления свойств темперамента и характера.) Не случайно сам B.C. Мерлин пишет, что «изучение связи между всеми иерархическими уровнями индивидуальности в настоящее время невозможно по двум причинам:
- неизвестен состав этих уровней;
- часто мы не в состоянии заранее знать, какие свойства относятся к одному и тому же, а какие — к разным иерархическим уровням»
Поэтому интегральное исследование индивидуальности как методологический подход возможно и при ограниченном уровне наших знаний, а вот говорить о реальном выявлении интегральной индивидуальности данного человека не представляется возможным. Пока мы находимся на пути к интегральному рассмотрению индивидуальности человека.
Но это не единственная трудность, связанная с практической реализацией учения об индивидуальности. Имеются и теоретические трудности. В. С. Мерлин в качестве системообразующего механизма интегральной индивидуальности рассматривает индивидуальный стиль деятельности, формирование которого зависит от разноуровневых особенностей человека и потому рассматривается как выразитель интегральной индивидуальности. Но ведь один и тот же стиль деятельности присущ многим людям, т.е. оказывается типической, а не индивидуальной характеристикой человека. Если же неповторимость, уникальность не является главным признаком интегральной индивидуальности, тогда чем это понятие отличается от «конституции человека» («общей конституция», по В.М. Русалову)?
Психология индивидуальных различий: Определение | StudySmarter
Некоторые из нас более общительны; некоторые из нас более застенчивы. Некоторые люди от природы оптимистичны, другие пессимистичны. Есть те из нас, кто преуспевает в учебе, а другие достигают творческих успехов. Давайте углубимся в то, как эти индивидуальные различия понимаются в психологии.
- Как психология определяет индивидуальные различия?
- Какие методы мы используем для измерения индивидуальных различий в психологии?
- Каковы индивидуальные различия в педагогической психологии?
- Что такое индивидуальные различия и универсальные принципы в психологии?
- Наконец, давайте посмотрим на индивидуальные различия в сильных и слабых сторонах психологии?
Индивидуальные различия: определение психологии
Мы все признаем различия, которые наблюдаем между собой и другими. Мы можем замечать различные оттенки личности наших друзей или членов семьи. Мы также замечаем различное поведение и образ мышления в других этнических группах или культурах. Некоторые различия являются продуктом нашего пола. Вы когда-нибудь задумывались, как область психологии определяет индивидуальные различия?
Индивидуальные отличия – это уникальные характеристики и черты, отличающие нас от других.
Индивидуальные различия особенно важны для области дифференциальной психологии .
Дифференциальная психология оценивает и изучает величину, характер, последствия и причины психологических различий между группами и отдельными людьми.
С точки зрения эволюции индивидуальные различия важны. Эволюционных психологов интересуют различия, возникшие в нашей психологии и поведении, которые помогли нашему виду адаптироваться и выжить. Эти различия дали нам полезное преимущество, способствуя нашему долголетию.
Социальные психологи рассматривают наши различия как результат того, что мы принадлежим к разным группам. Мы социализированы нашей семьей, друзьями, культурой и социальными группами. Это означает, что эти группы влияют на то, как мы думаем и ведем себя.
Измерение индивидуальных различий в психологии
Психологи используют различные методы для измерения, оценки и изучения индивидуальных различий. Некоторые методы измерения могут быть более предпочтительными в зависимости от изучаемой черты или поведения. Три важных способа измерения индивидуальных различий — через наблюдения, контролируемые лабораторные эксперименты, и опросы или анкеты .
Наблюдения
Наблюдения могут быть полезными, поскольку они исследуют чье-то спонтанное поведение в ситуации или окружающей среде.
Наблюдение предполагает тщательное изучение человека, вещи или процесса с целью сбора данных или выводов.
Социальный психолог может организовать наблюдение, чтобы изучить индивидуальные различия в том, как дети взаимодействуют с незнакомцами. Они могут попросить незнакомца войти в комнату, где играют 10 детей. Психолог наблюдает, какие дети общаются с незнакомцем, какие сдержанны, а какие дети начинают плакать.
Рис. 1. Ученый работает в лаборатории
Контролируемые лабораторные эксперименты
В психологии эксперименты могут принимать различные формы.
В контролируемом лабораторном эксперименте некоторые переменные намеренно поддерживаются постоянными (или контролируемыми ), чтобы они не влияли на наблюдаемые или измеряемые переменные, которые называются зависимыми и независимыми переменными. Исследователи считают, что в зависимая переменная вызывает поведение. зависимая переменная является результатом такого поведения.
Как следует из названия, такие эксперименты проводятся в лаборатории. Это позволяет исследователям иметь максимальный контроль над переменными, которые они надеются измерить и оценить. Эти типы экспериментов используются большинством психологических исследователей.
Исследователи тестируют лекарство ( независимая переменная ), которое должно делать людей более бдительными и сосредоточенными. Исследователи наблюдают, какие участники сообщали о том, что почувствовали действие препарата (9).0063 зависимая переменная ). Некоторые из тех, кто получил сахарную таблетку (плацебо), не почувствовали никаких изменений, но некоторые из них сообщили, что чувствовали себя намного бодрее и сосредоточеннее. Контролируемыми переменными могут быть возраст, пол и национальность испытуемых. Они отмечают индивидуальные различия в своих психологических реакциях после приема того, что они считали наркотиком.
Опросы и анкеты
Опросы и анкеты являются одними из наиболее широко используемых форм измерения. Возможно, вы даже заполняли его раньше. Может быть, в школе, чтобы оставить отзыв о ваших курсах, или даже на улице или в торговом центре. Обычно люди раздают опросы, когда приближается время выборов или начало нового учебного семестра.
Опросы просты в управлении. Вам просто нужно отправить их по почте или раздать. Однако они полагаются на готовность участников заполнить или вернуть их.
Опросы или Анкеты обычно представляют собой интервью или самоотчеты с краткими ответами или вопросами с несколькими вариантами ответов.
Поскольку опросы обычно проводятся анонимно, субъекты с большей вероятностью будут давать честные ответы и мнения.
Клинический психолог хочет измерить индивидуальные различия в депрессии у студентов из богатых и бедных семей. Исследователь создает комплексный опрос с вопросами о частоте депрессии и экономической подоплеке. Анкеты рассылаются всем первокурсникам местного университета.
Индивидуальные различия в педагогической психологии
Педагогическая психология — это область, в которой понимание индивидуальных различий может принести большую пользу.
Психология образования — это подраздел психологии, который применяет психологические теории и принципы к образовательным условиям, обучению, преподаванию и обучению. Он также изучает психологические последствия обучения и учебной среды.
Выделение индивидуальных различий в педагогической психологии может относиться к интеллект, l стиль заработка и мотивация .
Интеллект
Ранние исследователи предполагали, что интеллект представляет собой единственное обобщаемое качество, называемое g-фактором. Они думали, что люди либо разумны, либо нет. К счастью, исследования интеллекта продвинулись вперед, и теперь у нас есть более динамичное и всестороннее понимание того, что такое интеллект, что также объясняет наблюдаемые нами индивидуальные различия в интеллекте.
Психолог Говард Гарднер представил нам Теорию множественного интеллекта в 1983 году. Его теория предлагала набор из восьми основных видов интеллекта, включая логико-математический, лингвистический, межличностный, внутриличностный, особый, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический. Он предположил, что индивидуальные различия в интеллекте можно объяснить различными типами интеллекта, к которым мы относимся и в которых преуспеваем. Вы можете заметить, что вы хорошо говорите и пишете, но не имеете понятия о расстоянии, направлении или о том, как использовать пространство. .
Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди кажутся более или менее умными? Как объяснить индивидуальные различия в интеллекте? Оказывается, есть несколько факторов, таких как генетика и факторы окружающей среды , которые делают всех нас разными с точки зрения интеллекта.
Генетика
Бесчисленные исследования показали неоспоримую наследственность интеллекта.
Наследуемость относится к степени, в которой определенные признаки могут быть отнесены к генам и переданы из поколения в поколение.
Наследуемость может объяснить многие индивидуальные различия в интеллекте, которые мы наблюдаем.
Факторы окружающей среды
Имеются также свидетельства того, что влияние окружающей среды может быть столь же сильным, если не более сильным! — об индивидуальных различиях в интеллекте.
Твоя подруга Элиза — юрист. Так же как и ее мать и дедушка. На самом деле Элиза происходит из длинной семьи юристов. Не потому ли, что все они родственники и передают свою интеллектуальную силу через свои гены? Или здесь действуют другие факторы?
Факторы окружающей среды могут включать культуру, обстановку (город, пригород, сельская местность, район конфликта), экономический и домашний статус, образование, предрассудки, домашнюю обстановку и образование родителей — все это влияет на индивидуальные различия в интеллекте.
Tucker-Drob & Bates (2016) обнаружили, что факторы окружающей среды лучше предсказывают показатели интеллекта, чем генетика или наследуемость.
Рис. 2. Класс с учителем и учениками
Стиль обучения
Теория Гарднера сыграла свою роль в том, как со временем эволюционировало наше понимание обучения. Поскольку у всех нас есть индивидуальные различия в интеллекте, мы понимаем вещи лучше или хуже в зависимости от того, как эти вещи нам преподносят.
Человек с высоким пространственно-зрительным интеллектом может демонстрировать плохое понимание отрывка текста. Однако если бы тот же человек посмотрел на графическое изображение истории, которую он только что прочитал, он, скорее всего, понял бы ее полностью.
За последние несколько десятилетий в стиле преподавания произошла революция, направленная на использование сильных сторон конкретного стиля обучения каждого учащегося. Школы и учителя поддерживают учебный план, который включает в себя различные подходы, чтобы все учащиеся были вовлечены, стимулированы и обогащены.
Мотивация
Мотивация играет важную роль в образовании. Если у вас нет мотивации учиться, скорее всего, вы этого не сделаете. Что побуждает вас добиваться успеха или даже стремиться к определенным вещам, а не к другим?
Мотивация — это желание или потребность, которые помогают направлять наш выбор и поведение.
Существует несколько различных типов мотивации, и все мы различаемся тем, что конкретно нами движет и мотивирует. Вы можете усердно учиться, чтобы соответствовать интеллектуальной группе друзей. Или, возможно, чтобы ваши родители гордились вами. Личная мотивация исходит из индивидуальных внутренних желаний. Вы можете заметить, что то, что мотивирует ваших друзей, отличается от того, что вдохновляет вас.
Индивидуальные различия и универсальные принципы в психологии
Индивидуальные различия и универсальные принципы в психологии — это непрекращающийся вопрос, аналогичный спорам о природе и воспитании. Сосредотачиваются ли психологи на том, что делает нас разными или что делает нас одинаковыми?
Универсальные принципы — это поведение и черты, которые верны для всех людей или всех членов культуры или общества.
Нейробиологи могут сосредоточиться на том, что делает нас одинаковыми, например, на определенных гормонах, которые побуждают нас к сексуальному поведению. С другой стороны, психологи-гуманисты могут проявлять особый интерес к индивидуальным различиям, полагая, что любое поведение является отражением уникальных качеств человека.
Индивидуальные различия в психологии: сильные и слабые стороны
Итак, каковы сильные и слабые стороны рассмотрения индивидуальных различий в психологии, а не универсальных принципов? Давайте посмотрим:
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
|
Индивидуальные различия Психология – основные выводы
- Индивидуальные различия состоят из наших уникальных характеристик и черт, которые отличают нас от других.
- Три важных способа измерения индивидуальных различий: наблюдения, контролируемые лабораторные эксперименты, и опросы или анкеты .
- Выделение индивидуальных различий в педагогической психологии может относиться к интеллекту, стилю обучения и мотивации.
- Универсальные принципы — это поведение и черты, которые верны для всех людей или всех членов культуры или общества.
- Индивидуальные различия помогают нам выявить проблемы развития и дают более четкое представление о таких понятиях, как интеллект, личность, пол и память. С другой стороны, чрезмерный акцент на различиях при обсуждении психического здоровья может заставить некоторых людей чувствовать себя отверженными или обделенными.
Ссылки
- Рис. 1 — Фото Кенни Элиасона на Unsplash
- Рис. 2 — Фото Кенни Элиасона на Unsplash
Люди наследуют или создают свою личность?
Профессор психологии зарисовывает дискуссию, которая увлекает многих в его области.
Конор Фридерсдорф Ларри Даунинг / Reuters
Он написал:
Я психолог развития личности и всей жизни. Таким образом, моя основная деятельность — преподавание, писательство и исследования. В моей области есть много идей, которые широко и бурно обсуждаются. Но мне не ясно, знает ли широкая общественность об этих дебатах. На самом деле «дебаты» — не совсем правильное слово, потому что оно предполагает две диаметрально противоположные стороны, которые противостоят друг другу. Лучшей характеристикой его были бы «беседы» ученых-психологов разных убеждений и склонностей, изучающих феномен человеческой личности. Мы можем думать о личности как о характерном наборе психологических характеристик, отличающих одного человека от другого. Споры между психологами относительно природы человеческой личности в основном основаны на научных исследованиях и теории, но также основаны на идеологии, культуре и личном опыте.
Центральный вопрос в области психологии личности сегодня таков: в какой мере наша личность дана нам и в какой степени мы сами ее создаем?
Это не то же самое, что старый спор «природа против воспитания». Дело не столько в генах и среде, сколько в роли человеческой воли в формировании личности. Кажется довольно ясным, что некоторые основополагающие черты человеческой личности, такие как наши основные диспозиционные черты, чувствуются так, как будто они даны нам. Например, когда люди движутся по жизни, от одной ситуации к другой, они обычно не выбирают быть, скажем, «экстравертными», «тревожными» или «особенно добрыми и внимательными». «Я такой, какой я есть», — может сказать особенно экстравертный человек, говоря о своей склонности к общительности и социальному доминированию. «Ничего не могу поделать, я просто очень нервный человек», — может заключить человек с высоким уровнем невротизма.
Люди склонны считать, что их черты характера даны им генами, прошлым опытом, удачей, чем угодно. (И исследования подтверждают это утверждение.)
В то же время существуют и другие черты человеческой личности, которые чувствуют себя избранными или созданными, например, жизненные цели и ценности и, особенно, история, которую человек построил о жизни. Жизненные истории — или то, что психологи называют нарративной идентичностью, — сегодня очень горячая тема в психологических науках.
История жизни человека — это интернализованное и развивающееся повествование о себе, которое реконструирует прошлое и представляет будущее таким образом, чтобы придать жизни некоторый смысл и цель. История представляет собой субъективный отчет, рассказанный другим и самому себе, о том, как я стал тем человеком, которым становлюсь. Что касается человеческой личности, то рассказы людей о своей жизни (их нарративные идентичности) наслаиваются на их диспозиционные черты. Чтобы хорошо понять человека, даже если этот человек является самим собой, необходимо понять основные черты, определяющие повседневное социальное поведение, и внутреннюю историю, которая придает смысл жизни человека.
Похоже, черты даны; но истории, кажется, сделаны. Таким образом, люди одновременно являются социальными акторами, чье поведение формируется заданными чертами, и автобиографическими авторами, которые придают смысл своей жизни посредством нарративов.