Вербальное и невербальное общение что это такое: Вербальные и невербальные приемы ведения эффективных переговоров

Лекция 2. Вербальное и невербальное общение

  1. Вербальные средства коммуникации

  2. Невербальные средства коммуникации

  3. Основные элементы невербального языка

  4. Жесты лжи

  5. Межнациональные различия невербального общения

Средства общения, как известно, делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. Принято считать, что по вербальному ка­налу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.

Деловое общение предполагает, преж­де всего, передачу информации в словесной форме. И главное в вербальном общении — это умение гово­рить и умение слушать.

Умение говорить озна­чает способность преодолевать коммуникативные барьеры и доносить до адресата инфор­мацию, воздействуя с ее помощью на его поведение.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. 

А еще язык — это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей. Язык — это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям …

Таким образом, язык используется в самых разных функциях.

  • Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

  • Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

  • Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

  • Конструктивная.

    Язык  как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

  • Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

  • Контактоустанавливающая. Язык как средство  установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

  • Этническая. Язык как средство объединения народа.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

 Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм. Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Сходства и различия вербальной и невербальной коммуникаций

С давних времен в литературе психологической направленности выделяли разделение коммуникации на два способа – вербальную и невербальную коммуникацию. И один, и другой вид передачи данных применяется в организационных коммуникациях с одинаковыми целям. Данные способы передачи разноплановых сообщений свойственны в разной мере и горизонтальным, и вертикальным коммуникациям, их можно встретить и в неформальных, и в формальных взаимодействиях между членами организации. Являясь дополнением друг друга, данные способы передачи информации обладают явными отличиями, а также собственной спецификой.

Особенности двух типов коммуникации

Вербальная коммуникация состоит из устных и письменных контактов с передачей различного рода данных. Невербальная коммуникация, в свою очередь, подразумевает передачу данных без применения языка слов, речи устного либо письменного характера. В таком случае индивид получает информацию с помощью своего зрения, подмечая такие характерные элементы поведения, как, например, лицевая экспрессия, позы человека, его мимика и жесты, внешний вид в общем. Невербальная коммуникация значительно дополняет, демонстрирует либо подчеркивает то, что человек произносит. В некоторых случаях невербальные сигналы и устная речь несколько противоречат друг другу. В таком случае человек, как правило, склонен больше доверять собственным глазам, нежели ушам. Получается, что невербальная коммуникация иногда даже превосходит по собственной результативности вербальную.

Отличия вербальной и невербальной коммуникации

Если говорить об отличиях двух типов коммуникации, то, как правило, говорят о следующем:

  • Вербальная коммуникация является осознаваемой, а невербальные сигналы считаются намного более автоматическими и неосознаваемыми индивидом. Сам индивид редко специально планирует собственные жесты и телодвижения во время какой-то беседы, но, как правило, продумывает то, что планирует произнести либо написать.
  • Невербальная коммуникация не в каждом случае оказывается абсолютно ясной и определяемой точными правилами, как во время вербальной коммуникации. Когда ваш сотрудник смотрит на свои часы, что это может значить? Надоело ли ему общение с вами либо у него просто предполагается встреча с другим индивидом?

Особенности коммуникаций у мужчин и женщин

В результате получается, что сигналы невербального характера можно назвать менее понятными и точными, и они могут быть истолкованы неправильно. Как считают западные ученые, надежность сообщения, которое получают с помощью невербальной коммуникации, не превышает шестидесяти процентов.

При этом есть мнение, что женщины склонны сильнее фокусировать свое внимание на сигналах невербального характера в ситуациях коммуникации, и это дает объяснение тому, почему они по праву считаются лучшими слушателями, нежели мужчины. Мужчины же зачастую сосредотачивают собственное внимание именно на словах.

Вывод

Руководствуясь этим можно сделать вывод о том, что рост межличностных коммуникаций с помощью электронной почты и факсов более выгоден для мужчин, а усиление роли видеоконференций способно стать преимуществом женской части сотрудников.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

чтение языка тела – fcevolution

В футболе общение между игроками находится на высочайшем уровне. Не только общение между товарищами по команде, но и по отношению к сопернику. Например, тренеры, которые выявляют слабые места в стиле игры соперника, иногда пытаются поставить тактическую ловушку, пытаясь спровоцировать недопонимание между противоборствующими игроками.

Вербальное и невербальное общение

В рамках этого общения мы можем различать вербальное и невербальное общение. Когда игроки общаются вербально, они становятся более предсказуемыми, поскольку оппонент может слышать, что они говорят. Так что в идеале игроки общаются друг с другом невербально, чтобы быть более непредсказуемыми для соперника. Невербальное общение означает, что игроки обмениваются информацией с помощью языка тела.

Простой пример: правый вингер делает выбег вперед, чтобы дать понять полузащитнику с мячом, что он хочет получить мяч за линией обороны соперника. Но невербальное общение между товарищами по команде часто бывает более тонким. Это происходит на бессознательном уровне.

Бессознательное зрительное восприятие

Очевидно, что люди осознают свое сознательное зрительное восприятие. Они знают то, что сознательно видят. Но исследования показали, что наше сознательное визуальное восприятие — это только верхушка айсберга. Люди бессознательно воспринимают гораздо больше. Лучше всего объяснить это на практическом примере.

Вы когда-нибудь ехали домой после напряженной вечерней игры? В течение 30-45 минут вы бессознательно едете по знакомой дороге, сознательно размышляя обо всех упущенных шансах. Припарковав машину перед своим домом, вы вдруг осознали, что только что бессознательно вели машину более получаса. Как это было возможно?

Видеть не глядя

Бессознательное вождение автомобиля — это не то же самое, что вождение с закрытыми глазами. В то время как вы сознательно размышляли об игре, вы все еще бессознательно воспринимали другие машины на дороге, красный и зеленый сигналы светофора, перекрестки и т. д. Эта бессознательная визуальная информация позволяла вам безопасно доехать до дома, хотя ваше сознание было занято чем-то другим. . Можно сказать, что во время вождения вы видели вещи, не глядя.

Этот практический пример доказывает важность бессознательного визуального восприятия во время действий, что является важной информацией при тренировке футболистов. Когда мы переносим вышеизложенное знание на футбольный контекст, мы можем сделать только один вывод: бессознательное невербальное общение с товарищами по команде и соперниками является наиболее важным источником информации для игрока. Следующий вопрос заключается в том, как тренировать этот процесс.

Бессознательное чтение языка тела товарищей по команде

Игроки, которые годами тренируются друг с другом, более или менее предсказуемы друг для друга. Часто они заранее знают, что сделает их товарищ по команде в той или иной игровой ситуации. Из-за сотен или даже тысяч тренировочных часов, например, правый крайний защитник бессознательно понимает, что собирается сделать правый вингер. Крайний защитник улавливает определенные визуальные сигналы на языке тела своего товарища по команде. Со временем он бессознательно определил закономерности. Например, если центр тяжести вингера сдвинут вперед, он будет просить мяч в ноги. С другой стороны, когда точка притяжения находится выше или дальше назад, вингер собирается отправить мяч глубже.

Невербальная коммуникация в зависимости от позиции

Как лучше всего тренировать бессознательную невербальную коммуникацию между товарищами по команде? Проще говоря, как тренер может улучшить способность своих игроков читать язык тела друг друга и последующие намерения? Ответ прост. Позиционные специальные упражнения. Независимо от того, запланировал ли тренер проходное упражнение, позиционную игру, тактическую игру, футбольную фитнес-игру или какое-либо другое упражнение, он всегда должен ставить своих игроков на их позиции по отношению друг к другу. Каждое упражнение должно быть основано на общении между игроками в конкретной позиции, а не на случайном общении между игроками, которые почти не общаются друг с другом во время игры.

Более предсказуемые товарищи по команде

Если правого крайнего защитника окружают, например, правый центральный защитник, правый полузащитник и правый вингер, он научится читать их язык тела каждую минуту тренировки. Другими словами, игрок будет постепенно выявлять закономерности в поведении своих товарищей по команде. Он будет шаг за шагом распознавать, какой язык тела будет предшествовать какому футбольному действию. В конце концов, товарищи по команде станут более предсказуемыми по отношению друг к другу, что приведет к меньшему недопониманию на поле и большему шансу на успех.

Раймонд Верхейен является основателем FCE и отвечает за развитие футбола во всех областях знаний.

Предыдущий пост

ПЕРИОДИЗАЦИЯ FCE — Вопросы и ответы 2

21.09.2022

Следующий пост

Как развивать культуру

28.09.2022

Вербальное и невербальное общение в удаленных командах | by Upstack

https://pixabay. com/ 3 минуты чтения

·

15 января 2020 г.

Подумайте о последнем разговоре, который у вас был с кем-то, и попытайтесь указать в процентах важность следующих частей этого разговора:

  • Вербальное общение — информация и использованные слова
  • Невербальное общение — тон голос
  • Невербальное общение — язык тела, особенно мимика

Согласно некоторым авторам , вербальное общение составляет только одну треть сообщения, тогда как невербальное составляет две трети всего общения .

Вот почему письмо, которое вы отправили на днях, может быть неправильно понято. То, что мы обычно используем в качестве 66% контекста для эффективного общения, отсутствует в этом очень популярном средстве общения.

Из-за этого здесь, в Upstack , все виды взаимодействия, которые у нас есть, осуществляются посредством видеозвонков: от интервью до еженедельных встреч, ежедневных стендапов, взаимодействия между клиентом и разработчиком и т.

Добавить комментарий