27. Классификация человеческих потребностей
В сегодняшней теории менеджмента есть несколько классификаций непосредственных потребностей человека, которые направлены на решение определенных задач связанных с самым максимальным применением потенциала работников, реализуя их непосредственные потребности.
Со времен Аристотеля использовали именно эту систему классификации потребностей человека. Автором популярной классификации является психолог Маслоу. В его системы классификации все потребности человека делятся на четыре группы.
группа куда относятся все физиологические потребности человека;
группа потребностей человека – это потребность в безопасности;
группа такой классификации — это все потребности причастности человека к каким-либо группам или коллективам людей;
группа человеческих потребностей по данной классификации – это потребности к самореализации, самовыражению и признанию.
Данные четыре группы образуют между собой определенную иерархическую лестницу, где критерием расположения выступает их удовлетворение.
То есть на каждом этапе потребностей человека, существуют свои рычаги воздействия. Именно поэтому все варианты нужно рассматривать индивидуально, подходя к каждому работнику в отдельности.
К. Альдерфером также была предложена еще одна модель человеческих потребностей. Структура этой модели так же было иерархической. В его классификации также существовала группа потребностей физиологических и группа человеческих потребностей безопасности, как и в классификации Маслоу.
Третьей группой человеческих потребностей в данной классификации являлась группа потребностей связи. Это группа соответствовала двум группам в классификации Маслоу: группе потребностей причастности и группе потребностей признания, самореализации.
Еще одной группой в данной классификации являлась группа потребностей роста. К этой группе относятся все потребности, которые каким-то образом связаны со стремлениями к развитию и росту у человека.
Альдерфер полагал, что для того, чтобы удовлетворить высокие потребности не обязательно удовлетворять и более низкие по иерархической лестнице потребности. В этом и заключается отличие его классификации и теории от классификации и теории Маслоу.
Альдерфер считал, что все потребности проявляются у человека в один период времени, что не одна из человеческих потребностей не является доминантной. Отсюда следует, что с самого начала своей жизни человек испытывает потребность в развитии. Но все это не является опровержение теории и классификации Маслоу, это наоборот расширяет и дополняет его теорию.
Из этих двух, описанных теории, следует, что на любом этапе человек испытывает все потребности из групп, хочет их удовлетворить, но на каждом этапе у этих потребностей разная приоритетность.
Еще одну классификацию человеческих потребностей представил Д. МакКлелланд. По его классификации все человеческие потребности делят на три группы. К первой группе относятся потребности достижения, ко второй – потребности соучастия, а к третьей группе – потребности власти.
В данной теории, у этих групп человеческих потребностей иерархическая структура отсутствует. Д. МакКлелланд считает, что все этих группы человеческих потребностей взаимодействует между собой. Эта взаимодействие зависит только от особенностей психологии человека. И оно связано с последними уровнями классификации и теории и Альдерфера, и Маслоу.
Еще существует теория Герцберга. По данной теории все факторы, которые являются определяющими в поведении человека, можно условно разделить на две группы. К перовой группе отнести все гигиенические факторы, а ко второй группе – все мотивирующие факторы.
Первую группу факторов он относит к обеспечению физиологических потребностей человека, потребности в уверенности и в завтрашнем дне и в будущем в целом, гигиенические и санитарные условия труда, а также потребности в безопасности. Ко второй группе факторов, к мотивирующим факторам относятся все потребности человека в развитии и самовыражении.
Подмарковым (российским социологом) были рассмотрены лишь три группы человеческих потребностей.
Требование полноты не соблюдено ни в одной из выше перечисленных классификаций: ни в классификации Маслоу, ни в классификации Альдерфера, ни в теории МакКлелланда. В их классификациях отсутствуют группы, к которым можно было бы спокойно отнести потребности человека в духовном совершенствовании, вере и к свободе.
Существует классификация Каверина. Основанием для построения данной классификации стали принципы доминирования и деятельности. Каверин считает, что все сделанное человеком в жизни, исчерпывается только четырьмя группами деятельности.
К первой группе относится труд, ко второй – общение. Третья группа – это познание, а четвертая – это реакция. Каждому из видов деятельности человека должна соответствовать своя группа человеческих потребностей.
По Каверину все потребности человека можно поделить на потребности в творчестве, на социогенные потребности, на психические, физические потребности и на биогенные. К каждой группе потребностей относятся строго определенные человеческие потребности.
Все рассмотренные теории похожи в том, что движет человеком удовлетворение потребности, но при этом оно регулируется при помощи различных социально-психологических потребностей. Если первая группа полностью удовлетворяется, то решающей становится вторая. Это все используется как в теории, так и в практике менеджмента.
Клинический психолог из Башкирии Виктория Хлескина рассказала, какие виды манипуляции применяют работодатели
В трудовых отношениях, вернее, в рабочем процессе, манипуляции обычное дело, но зачастую мы их не замечаем. Они проявляются в виде отношения к руководителю или сотрудникам как к вещам, орудиям, средствам достижения своих корыстных целей на основе контроля, лжи и цинизма, стремления выигрывать любой ценой. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Клинический психолог из Башкирии Виктория Хлескина рассказала, какие виды манипуляции применяют работодатели
Во-первых, манипуляция – это не порок и не обман, а способ воздействия с целью изменить восприятие и поведение других людей. Этот тип воздействия начинается с первых дней жизни человека, с того момента, когда родителям приходится «цивилизовать» природные инстинкты малыша. Например, приучение ходить на горшок – это тоже манипуляция. Во-вторых, из каждого говорящего утюга слышится словосочетание «жертва манипуляций». Так ли это? Я лично считаю, что это выражение обижает огромную массу нормальных людей. Неужели люди, которые учатся, познают новое, повышают квалификацию, являются «жертвами манипуляций»? И почему «жертвами»?
«Мой начальник – манипулятор!» – плачет очередная «жертва». А что заставило начальника прибегнуть к манипуляциям? Зачастую – это команда от руководства сверху без всяких там приемов. Просто нужно, и все! А вот у конкретного начальника есть задача и нет реальных рычагов мотивации. Вот и приходится крутиться, как уж на сковородке.
Давайте рассмотрим самые частые манипуляции. Кстати, родом они все из детства, когда нами манипулировали родители.
Пожалуй, самая распространенная манипуляция – давление на жалость.
«Какой отпуск? У нас сейчас горит важный проект, и без вас будет очень тяжело выполнить всё качественно. Вы что, хотите нас бросить?» – произносит начальник убедительным тоном. Согласно теории Эрика Берна, на таком уровне общаются двое взрослых коллег, а на скрытом — начальник становится на позицию «ребёнка», который просит «родителя» помочь ему. Редко кто упустит возможность почувствовать себя спасителем в такой ситуации. Чувство собственной значимости – одна из самых ненасыщаемых человеческих потребностей.
Следующая, тоже довольно часто применяемая манипуляция – игра на чувстве вины. «Вы и так нас бросили и уехали в отпуск, а у нас горячий сезон. У вас получится хотя бы в скайп выйти?» – спрашивает руководитель, скорее всего, не без упрека в голосе, у отдыхающего, к примеру, на море подчиненного.
Ситуация та же, но послание иное. В этом случае позиция начальника родительская, а подчинённому достаётся роль «ребёнка», непослушного и виноватого. Конечно, чтобы заслужить любовь и признание «родителя», «ребёнок» откажется от удобного времени отпуска, выйдет сверхурочно и будет пахать за троих.
Нередко используется в процессе трудовых отношений и такая манипуляция, как сравнение. «Такую глупую ошибку иногда допускают неопытные молодые сотрудники, но от вас я этого не ожидал!» – возмущённый до предела, заявляет начальник. Ситуации оценивания и сравнения, когда они не в нашу пользу, крайне неприятны. Конечно, всем хочется быть лучше прочих. И сколько бы современные психологи ни говорили, что сравнивать себя сегодня нужно только с собой вчера, – все тщетно.
«На слабо» – подобная манипуляция встречается, но уже реже. «Вы никогда не закроете эту сделку! Как ни крутитесь…» – вполне может сказать современный руководитель, чтобы подстегнуть сотрудника к трудовому подвигу. И тогда последний всем назло пустится доказывать свой профессионализм, упорство и целеустремлённость. Такой подход грубоват, поэтому руководители часто используют третье лицо, чтобы донести до сотрудника свои сомнения в его силах.
«Вы же самый умный сотрудник в отделе! Я не могу доверить это важное задание никому, кроме вас», – признается руководитель подчиненному. И тогда человек, заряженный от подобных слов энергией, стремится выполнить работу ещё качественнее, ведь в глазах окружающих все хотят выглядеть в лучшем свете. Это тоже, как ни крути, манипуляция, и название ей лесть. Ее слышит и видит весь офис, но не тот, кому адресована она. Поэтому лесть чаще заменяют такой манипуляцией, как описательная похвала. «Вы отлично выступили с презентацией, нашли убедительную аргументацию, использовали разные источники, сразу видно, что потрудились на славу», – прям-таки бисером рассыпается начальник.
Похожие манипуляции относятся к приёмам, которые часто используются, чтобы мотивировать сотрудника действовать в нужном направлении. Если описать конкретные действия, в следующий раз человек будет стараться ещё больше.
Подобные манипуляции по схеме «начальник-подчиненный» часто имеют место быть, когда отсутствует четкое распределение трудовых функций. И сотрудникам довольно сложно понимать, грузят ли их сверх меры или нет. Не имея организационной схемы и разделения труда у персонала, руководство лишено возможности осуществлять контроль его работы. Поэтому все сваливают на самого усердного или активного работника. Все остальные лишь отсиживают время. А при отсутствии четких критериев оценки деятельности сотрудники не знают, какие показатели труда нужны начальству. И часто им сложно доказать фактически, насколько плодотворна или объемна их работа.
С уверенностью можно утверждать, что манипулирование, в частности в рабочей среде, является широко распространенным и привычным явлением. Однако не всегда используется в корыстных целях.
Автор:В. ХЛЕСКИНА, клинический психолог
Типы человеческих потребностей 13 типов в соответствии с различными аспектами
По мере развития людей и наших потребностей они становятся источником мотивации, побуждающей нас действовать так, как мы поступаем. В этой статье мы предоставим вам виды потребностей человека.
Несомненно, одним из наиболее важных теоретиков человеческих потребностей и мотивации является Абрахам Маслоу , психолог-гуманист, предложивший «теорию человеческих потребностей», более известную как пирамида Маслоу.
Виды человеческих потребностей
В своей знаменитой пирамиде Маслоу рассказывает нам о пяти человеческих потребностях, которые организованы на разных уровнях , от основания фигуры до ее высшей части. Эти потребности должны быть удовлетворены одна за другой, чтобы мы могли чувствовать себя довольными собой и своей жизнью. По его словам, достичь вершины пирамиды можно только в том случае, если предыдущие потребности удовлетворяются одна за другой.
Однако существуют и другие критерии классификации потребностей человека. Ниже мы покажем различные способы классификации этих потребностей. Они следующие:
В зависимости от важности или характера
Потребности могут быть жизненно важными или нет, то есть они могут иметь органический риск, если не удовлетворяются в одних случаях, и могут быть дополнительным фактором выживания человека в других.
1. Первичные потребности
Это жизненные потребности, то есть это те, удовлетворение которых зависит от выживания человека . Например, есть, спать, дышать, пить и т. д. Это потребности, связанные с поддержанием минимальных стандартов, которые позволяют организму нормально функционировать.
2. Вторичные потребности
Они не являются жизненно важными, но повышают уровень удовлетворенности и благополучия человека . Обычно они имеют культурную составляющую, поэтому могут различаться в зависимости от культуры и даже времени. Например, наличие автомобиля, наличие мобильного телефона. и т.д.
По происхождению
В зависимости от происхождения потребности человека могут быть:
3. Индивидуальные потребности
Это потребности индивидуума или лица и могут быть двух типов:
- Натуральный : Основные потребности: еда, питьевая вода и т. д.
- Социальный : культурный характер: носить часы, отмечать свадьбу, носить галстук и т. д.
4. Коллективные потребности
Это потребности отдельных лиц как группы или общества, то есть как граждан: общественный транспорт, безопасность и порядок и т. д.
В соответствии с его экономической значимостью
В зависимости от экономической функции или нет, потребности могут быть …
5. Хозяйственные потребности
Это потребности, для удовлетворения которых необходимо осуществлять экономическую деятельность . Например, двигаться или есть (покупать еду на рынке).
6. Неэкономические потребности
Эти потребности не требуют хозяйственной деятельности . Например, дышать и принципиально любой сферой жизни, находящейся за пределами хозяйственных операций.
по своей природе
Теория Маслоу также говорит о дефицитных потребностях и развитии человека.
7. Дефицитные потребности
Они означают, что есть нехватка, если мы их не удовлетворяем, то есть мы не можем жить без них . Это физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности и признании. Удовлетворение потребности дефицита важно, чтобы избежать последствий или неприятных ощущений.
8. Развитие бытия
Они важны для личностного роста и связаны не с дефицитом чего-то, а с желанием расти как личность. Поэтому они в первую очередь основаны на представлениях о себе и о том, как они влияют на наши эмоциональные состояния.
Согласно Абрахаму Маслоу
Согласно теории Маслоу, существуют разные потребности человека:
9. Физиологические потребности
Первый уровень пирамиды Абрахама Маслоу состоит из основных потребностей, которые людей требуют каждый день: пища , одежда и жилье . Эти ежедневные потребности являются первичными и физиологическими и состоят из физических потребностей человеческого организма для нормального функционирования, включая воздух, воду и сон. Другими словами, они необходимы для нашего выживания, и если мы их не удовлетворяем, мы не можем остаться в живых. Поэтому людям всегда нужно их прикрывать.
10. Потребности в безопасности
В иерархии потребностей Маслоу потребности второго уровня — это потребности в безопасности. Люди должны быть уверены в своем благополучии и безопасности . Например, нам не нравится беспокоиться о грабителях в нашем доме или о том, что у нас нет дома, чтобы быть в безопасности. Люди ценят хорошее здоровье, а также личную и финансовую безопасность.
11. Потребности членов
Третий уровень в иерархии человеческих потребностей – это потребности ассоциации или социальные потребности . Людям нужно любить и быть любимыми в ответ, им нужно чувствовать, что другие ценят их и им нужна привязанность. Люди также испытывают потребность принадлежать к социальным группам, и, следовательно, нам нравится чувствовать связь и принадлежность к другим.
Нам всем нужно приспосабливаться, взаимодействовать и быть принятыми людьми вокруг нас. Семья, дружба и отношения важны для удовлетворения наших социальных потребностей.
12. Потребность в признании или уважении
Людей нужно уважать и лелеять . Эта потребность в уважении и самоуважении образует четвертый уровень иерархии потребностей Маслоу. Как и потребности других людей, эти потребности взаимосвязаны с другими человеческими потребностями и образуют с ними континуум. Как следствие, оценка требований состоит из двух этапов.
Первая, вытекающая из социальных потребностей человека, — это потребность заслужить уважение окружающих. Такого рода потребность в уважении побуждает людей искать славы, почета и престижа. Второй, который требует уважения к себе, а не только к другим людям.
13. Потребности в самореализации
Это потребности, находящиеся на вершине пирамиды. Они связаны с тем, кем люди хотят стать. Когда люди удовлетворяют свои прежние потребности, они испытывают сильное желание быть теми, кем они мечтают быть.
Другими словами, они испытывают потребность реализовать себя, актуализировать свой потенциал и раскрыть свой талант и всю полноту своей натуры. Маслоу считает, что каким бы ни был потенциал человека, он должен его раскрыть. Это то, для чего человек рождается и что сделает его счастливым.
Семь основных потребностей — Основные положения | Майк Состерик
7 минут чтения·
16 декабря 2019 г.В двух предыдущих статьях я рассмотрел важность окружающей среды для создания здоровых, цельных и взаимосвязанных живых существ. В первой статье я рассмотрел так называемого «альфа-волка» и определил, что альфа-поведение — это токсическое поведение, «психическое заболевание», вызванное разрушением родственных связей волка и его заключением в искусственной (зоолабораторной) среде. . Во второй статье я более внимательно рассмотрел окружающую среду. В этой статье я указал, что среда включает в себя ваши физическая среда (ваш дом, ваш двор, улица вашего района) и ваша социальная среда (все люди в вашем окружении, с которыми вы взаимодействуете). В конце второй статьи я сделал простое заявление; если вы хотите быть здоровым и полностью связанным человеком, вам нужна среда, в которой удовлетворяются все ваши основные потребности. В конце этой статьи у нас осталось два вопроса. Каковы ваши насущные потребности и что происходит, когда вы их не удовлетворяете?
Что касается ваших основных потребностей, учтите, что рост человека очень похож на рост любого живого существа. Возьмем, к примеру, растение. Если вы хотите вырастить здоровое и сильное растение, не лишайте его и не обижайте. Вместо этого вы удовлетворяете все его основные потребности. Вы даете ему достаточно воды, пищи и солнечного света, и вы защищаете его от вредителей и нападения окружающей среды (кролики, люди, идущие по нему и т. д.). Если удовлетворить потребности растения, оно вырастет здоровым, сильным и красивым. Если не удовлетворить потребности растения, оно вырастет чахлым, деформированным и даже может погибнуть.
То, насколько плохо растет растение, зависит от того, сколько лишений и оскорблений оно испытало во время роста. Чем беднее растение, чем больше оно подвергается воздействию животных и вредителей, которые его топчут или хотят съесть, тем менее «оптимальным» будет его рост. Это не ракетостроение. Вам даже не нужно быть садовником, чтобы знать, что это правда. И так же для всех живых существ. Удовлетворяйте их основные потребности, и они вырастут здоровыми и сильными. Лишите их, и они зачахнут, чахнут и умрут.
Если это так, и, на мой взгляд, нет абсолютно никаких оснований утверждать, что это не так, единственный вопрос для нас как индивидуумов и как вида состоит в том, каковы наши основные человеческие потребности?
Иерархия потребностей МаслоуЭто не новый вопрос, и некоторые ученые пытались на него ответить. Если вы погуглите «человеческие потребности», вы столкнетесь с Иерархией основных потребностей Абрахама Маслоу . В этой иерархии, которую Маслоу предложил еще в 1943 году, Маслоу предположил, что у людей есть пять основных категорий потребностей. Для Маслоу основными потребностями были физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в «самореализации» (Маслоу 19). 43).
Физиологические потребности включают потребность в воздухе, еде, воде, крове и т. д.
Потребности в безопасности включают потребность в стабильности, доме, в котором можно жить, и безопасной семейной среде.
Социальные потребности включают вашу потребность в дружбе, семье и общении с другими людьми.
Самоуважение Потребности включают вашу потребность чувствовать себя хорошо, чувствовать себя сильным и пользоваться уважением.
Наконец-то ваша самореализация потребность была вашей потребностью актуализировать свое «я», стать тем, кем вам предназначено быть. Как сказал Маслоу в своей оригинальной статье: «Музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если [они] хотят быть в конечном счете счастливыми. Каким [человеком] может быть , [они] должны быть . Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».
Маслоу организовал эти потребности в иерархию, потому что он чувствовал, что вам нужно удовлетворить свои «низшие» потребности, прежде чем вы перейдете к своим «высшим» потребностям. Он назвал низшие потребности «преобладающими» над высшими. Таким образом, если вы хотели «самореализоваться», вам сначала нужно было удовлетворить все или большинство ваших предыдущих основных потребностей.
Эта иерархия или некоторые ее варианты расклеены по всему Интернету и появляются в текстах по психологии во всем мире. У меня есть версия этого здесь, в этой статье. Хотя эта иерархия может быть хорошей отправной точкой для понимания наших основных потребностей, мы не можем на этом закончить. Проблема с иерархией в том виде, в каком она обычно представлена, заключается в том, что она неполна, а в некоторых областях неверна. Это так по крайней мере по трем причинам.
Причина номер один , общепринятое представление потребностей Маслоу неверно, потому что Маслоу позже изменил свою иерархию, добавив потребность в «трансцендентности» (Маслоу 19).43, 1962, 1969а, 1969б). Любая иерархия потребностей, в которой отсутствует это важное дополнение, как эта в Psychology Today, является неполным и неправильным представлением основной иерархии человеческих потребностей Маслоу.
Причина номер два , общее представление не включает вторую иерархию потребностей Маслоу, которую он также представил в своей статье 1943 года, которая была его Иерархия когнитивных потребностей (подробно здесь). В эту вторую иерархию Маслоу включил нужно знать , а нужно понимать как основные биологически укоренившиеся потребности. Он был абсолютно прав, так как люди, очевидно, имеют такие потребности. Подробнее о второй иерархии потребностей Маслоу можно прочитать здесь.
Причина номер три , психологи убедительно доказали, что эти потребности не являются иерархическими, а представляют собой скорее матрицу, над которой вы работаете на протяжении всей своей жизни, заполняя пробелы здесь и там, пытаясь двигаться вперед к здоровью и связи. Очевидно, что существует некоторое «преобладание», как предположил бы Маслоу. Вам будет трудно самореализоваться, пока вы работаете по 80 часов в неделю, как раб, и вы не сможете «превзойти», пока вы умираете от голода. Тем не менее, вам не обязательно удовлетворять все свои потребности в уважении, прежде чем вы перейдете к самореализации, и даже у людей, которые ненавидят себя и других, могут быть короткие всплески «трансцендентности», как в случае с Чарли Мэнсоном или Джимом Джонсом. обязательно свидетельствую.
Хотя в первоначальной концепции Маслоу есть много правды, треугольник Маслоу, без сомнения, использовался неправильно и устарел, и поэтому не должен больше распространяться. По этим причинам в этой статье мы смешиваем две иерархии Маслоу вместе с несколькими незначительными изменениями, которые будут объяснены в следующий раз, в единый блок семи основных потребностей , которые люди должны удовлетворить, если вид хочет исцелиться и расти. стать здоровым и сильным. Этот блок потребностей включает в себя все потребности в базовой иерархии потребностей Маслоу и все потребности в когнитивной иерархии потребностей Маслоу. Эти потребности перечислены ниже, а также представлена диаграмма.
- Физиологические потребности — Потребности в еде, воде, воздухе, сексе,…
- Потребности в безопасности и стабильности — Потребности в безопасной и стабильной среде
- Потребности в любви и привязанности — Потребности в безусловной любви , поддержка и принадлежность. Потребность в привязанности к семье, группе, обществу.
- Потребность в истине — Потребность знать и понимать мир
- Самоуважение/Сила — Потребность чувствовать себя хорошо, чувствовать себя сильным и эффективным в мире.1
- Согласование — Необходимость быть в согласии со своим Высшим Я . Необходимость выразить, кто ты есть на самом деле. Потребность в актуализации своего внутреннего «я» и своего потенциала.2
- Связь — Необходимость установить прочную и чистую связь со своим Высшим Я.
Эти семь основных потребностей отвечают на вопрос, касающийся этой серии статей, а именно: как создать среду, в которой люди могут расти здоровыми, сильными и связанными, а не искривленными, злыми и деформированными , как альфа-волки в оригинальной статье?
Ответ для людей, как и для волков, как и для растений, никогда не лишать людей того, что им нужно для роста и процветания, и защищать их от травм и нападений.
Другими словами, при создании среды были удовлетворены все основные потребности. Когда вы делаете это, вы получаете здоровых, сильных и сострадательных существ, связанных со своим Высшим Я. Когда вы этого не сделаете, вы получите какую-то версию чахлого, ядовитого альфа-волка.
Думаю, просто, элементарно и до боли самоочевидно; но беременна рогом изобилия последствий. Мы рассмотрим некоторые из этих последствий в следующей статье этой серии, когда мы более подробно рассмотрим эти семь основных потребностей и почему они так важны для человеческого развития и связи.
Статьи из этой серии
- Как окружающая среда создает альфа-самца
- Здоровая окружающая среда = здоровый человек
- Семь основных потребностей — основное положение
- Семь основных потребностей — расширенный обзор
- Семь токсичных потребностей
Примечания
Психология 1, вып. 2 (1961): 2.