Что такое духовные потребности — Психолог Татьяна Хохлова
Человеку очень часто чего – то не достает, чтобы ощутить себя счастливым в полной мере.
Одним не хватает дорогого автомобиля, другим домика у моря. Но добиваясь заветной цели, человек не ощущает удовлетворения, и все равно ощущает себя несчастным и опустошенным.
Духовные потребности
В случае, если ваша мечта – заработать большую сумму денег, поинтересуйтесь у успешных и богатых людей, чувствуют ли они себя счастливо? Вероятно большая часть этих людей ответит, что они несчастны. И причина здесь не только в том, каким способом человек добыл необходимую сумму и как использует свои накопления.
Еще с древних времен философы пытались найти истинный смысл счастья, утверждая, что оно находится ближе, чем, кажется. Природа наших истинных потребностей берет начало в духовном совершенствовании.
Основная черта духовных потребностей в том, что они представляют собой высшую потребность отдельно взятого человека и имеют большое значение для основного числа людей. Степень развитости духовных потребностей — самое важное в личности человека.
Каждый из нас стремится к самореализации, определению смысла и познанию мира. Эти желания можно отнести к духовным потребностям. Очень важно, чтобы ценности, необходимые человеку, были для него достижимы.
Виды духовных потребностей
Многие аспекты человеческой жизни напрямую связаны с духовными потребностями, наиболее тесную связь можно наблюдать с социальной, политической и юридической сферами жизни индивида. Развитие духовных ценностей помогает личности расширять мировосприятие и тренировать положительные социальные качества.
Удовлетворение духовных потребностей тесным образом связанно с внутренним состоянием гармонии и умиротворения.
Можно выделить различные виды духовных потребностей. К ключевым можно отнести:
- потребность в творчестве;
- стремление к признанию и самовыражению, самоутверждению;
- стремление к приобретению знаний познанию окружающего мира;
- изучение произведений искусства.
Под духовными потребностями обычно понимается
Взаимодействие с реальностью вокруг индивида происходит не только благодаря действиям отдельно взятого человека, но и осуществляется социальной общностью, именно поэтому выделяются различные духовные потребности отдельной личности и общества в целом.
Под духовной потребностью личности понимается психическое свойство организма. Данное состояние особенно ощущается в тот период времени, когда материальные блага больше не приносят желаемого удовлетворения и личность стремится к удовлетворению нравственных потребностей
Духовный человек постоянно стремится к улучшению собственной личности, развитию нравственных качеств и творческого потенциала.
Выделяют ценности, при развитии которых возможно достигнуть высокого уровня духовных потребностей.
Духовность – это неизменное движение к своему самосовершенствованию и саморазвитию. В таком устремлении наилучшими инструментами достижения духовных потребностей становятся три главных человеческих ценности:
- Доброта. Под данным понятием подразумевается общая оценка деяний индивида, противопоставляется злу.
- Красота. Комплекс различных личностных качеств, доставляющих наслаждение и моральное удовольствие человеку, привлекательны на слух и вид.
- Истина. Под истиной понимается отношение личности к окружающей реальности, без иллюзий, приукрашивания. Нахождение в той действительности, которой она является.
Самое главное богатство человека – духовный мир. Основное личностное достижение скрывается не только в достижении удовлетворения духовных нужд, но и использование духовного потенциала для пользы другим.
Духовность общества включает в себя объединение потребностей большого количества человек.
Благодаря совершенствованию духовных потребностей появились такие направления жизни как эстетика, нормы и правила, моральные устои, искусство, научное знание, творческое начало, философия и религия. Недостаток духовности можно компенсировать воспитанием и самовоспитанием, образованием.
Развитие духовных потребностей общества — отражение устремления к идеализированному мировосприятию
Удовлетворение духовных потребностей
Духовные потребности начинают формироваться уже в детском возрасте. В этот период события воспринимаются более ярко и красочно детским сознанием. Именно поэтому для родителей особенно важно закладывать эстетические и духовные качества еще с раннего возраста.
Благодаря развитиям духовных качеств ребенок не только развивается духовно, но и учится позитивно взаимодействовать с окружающим миром.
В подростковом возрасте ему будет намного легче пережить кризис, установить правильные моральные устои. Духовное развитие придает личности силы для преодоления трудностей и невзгод.
Удовлетворить духовные потребности можно различными методами:
- Общаться с природой. Для некоторых выезд на дачу воспринимается как мучение, не приносящего удовлетворения. Попытайтесь отдохнуть от городской суеты и отправиться на природу, расслабьтесь и полюбуйтесь закатом, вдохните чистый лесной воздух, пройдитесь по вытоптанным тропкам.
- Окунитесь в мир искусства. Определите для себя интересующее направление и попробуйте изучить его с разных сторон. Для удовлетворения духовных потребностей посетите театр, концерт любимой группы, отправьтесь в галерею или сходите в кино.
- Слушайте себя. Прислушиваясь к внутреннему голосу можно получить много полезной информации. Найдите время на диалог с собой, окунитесь собственные мысли. Постарайтесь ответить себе на вопрос: «Что я хочу?».
- Проводите время с животными. Общение с живой природой способно поднять настроение и зарядить позитивными эмоциями.
Даже в удовлетворении простых потребностей может скрываться путь к гармонии и душевному равновесию. Удовлетворение духовных потребностей поможет открыть личностный потенциал, отвлечет от обыденности, поможет справиться со стрессом.
Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры
Содержание:
- Духовные потребности людей что такое
- В чем отличие от материальных потребностей
- Основные признаки духовных потребностей
- Виды духовных потребностей
- Потребность в познании
- Самосовершенствование
- Любимое дело
- Любовь и счастье
- Возможности удовлетворения духовных потребностей
- Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить
- Видео
Духовная ценность – одна из высших потребностей человека, регулирующая процесс познания и самопознания личности. Богатство внутреннего мира дает уникальную возможность проявить индивидуальность: раскрыть природные способности, проявить таланты и дарования.
Основные ценности человечества
Духовные потребности людей что такое
Духовные потребности – стремление к познанию внутреннего мира через самосовершенствование. В поиске гармонии личность приобщается к науке, искусству, философии, религии.
В чем отличие от материальных потребностей
Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.
Самоотверженность людей — что это такое
Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.
Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.
Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.
Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.
Основные признаки духовных потребностей
Самые странные фобии у людей
Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:
- возникают в сознании;
- обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
- степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
- взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
- процесс реализации духовных нужд неограничен.
Базовые потребности людей
Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.
Виды духовных потребностей
Мания величия — что это значит у людей
Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.
Первую группу составляют:
- общение и наблюдение за подлинными и вымышленными героями из книг, спектаклей, кино;
- эстетическое удовлетворение от красивых пейзажей, художественных работ, музыкальных композиций;
- научно-познавательная деятельность, расширяющая границы мировоззрения;
- поддержание здоровья как фундамента для новых начинаний.
Ко второй группе относят потребности социального характера:
- Трудовая деятельность, способствующая материализации духовных запросов.
- Нравственные ориентиры, используемые для сопоставления собственных взглядов на ситуацию с общепринятыми идеалами;
- Патриотическая составляющая поступков, ориентирующая индивида на защиту и любовь к отечеству.
Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.
Потребность в познании
Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.
Самосовершенствование
Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.
Стратегия саморазвития
На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни. Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.
Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний.
Любимое дело
Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.
Любовь и счастье
Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств. Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми. Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.
Возможности удовлетворения духовных потребностей
Реализовать духовные качества помогут:
- Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
- Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры.
Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов. - Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
- Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
- Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.
Поиск душевной гармонии через единение с природой
Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.
Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить
Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.
От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.
Видео
youtube.com/embed/7AjE3bT_6F0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Шорты Demix
699 ₽ Подробнее
Шорты Demix
699 ₽ Подробнее
Спортивные брюки Demix
Автор:
Тaрaсенкo Нaтaлья ВлaдимирoвнaДуховность и здоровье
Когда человек становится пациентом, его чувство врожденной человечности может отрицаться — его одежда заменяется больничным халатом, его помещают в палату, и все тонкие тонкости, которые делают их индивидуальность меркнет по сравнению с их болезнью и идентичностью пациента. Они являются их болезнью. Внедрение духовности в здравоохранение — это способ очеловечить бесплодный и чужой опыт в контексте ценностей и убеждений человека.
Мы знаем, что в здравоохранении ценится духовность: больничные капелланы и многоконфессиональные часовни дополняют экосистему больниц по всей стране. В этих помещениях проводятся религиозные обряды и ритуалы, а бригады комплексного ухода становятся новой нормой.
Фактически, многие исследования связывают духовность с повышением качества жизни. Метаанализ, проведенный Американским онкологическим обществом в рамках исследования выживших после рака, показал, что духовность является независимым предиктором лучшего качества жизни и эмоционального благополучия. Отдельный анализ тех же данных показал, что вера в значительной степени способствовала функциональному качеству жизни выживших после рака — почти 70% участников сообщили, что религия и духовность помогли им справиться с раком.
Связь между духовностью и здоровьем не ограничивается лечением рака. Многоцентровое исследование пациентов с ВИЧ / СПИДом показало, что 80% участников были утешены своей духовностью, а 75% обнаружили усиление религиозности из-за своей болезни. Национальное исследование тяжелобольных пациентов оценило 44 атрибута качества жизни перед смертью: первое место заняла «свобода от боли», за которой следует «мир с Богом».
Кроме того, есть данные, которые дают представление о влиянии неудовлетворенных духовных потребностей на пациентов с прогрессирующим заболеванием. Исследование, проведенное в Нью-Йорке, показало, что 73% больных раком сообщают о духовных потребностях. Восемнадцать процентов этих пациентов заявили, что их духовные потребности не были удовлетворены, а пациенты с неудовлетворенными духовными потребностями сообщили о более низкой удовлетворенности своим медицинским обслуживанием. Аналогичное исследование в Бостоне показало, что у 85% пациентов паллиативной помощи были духовные проблемы. В этом исследовании пациенты с большими неудовлетворенными духовными потребностями также были связаны с более низким качеством жизни.
Итак, какие существуют барьеры, из-за которых люди чувствуют себя духовно неудовлетворенными в контексте здравоохранения и лечения?
Прежде всего, в основе этого пересечения лежат важные различия во власти между учреждениями, врачами и больными. Автономия пациента и его личные убеждения могут вызвать трения в системах западной медицины, построенных таким образом, чтобы обеспечить выживание, а не благополучие. Историки, такие как Филипп Ариес в своей книге « Западное отношение к смерти 9».0004 , детализируют сдвиг в том, как смерть воспринимается как неудача медицины, а не как естественное явление. Это различие становится ключевым, когда мы начинаем договариваться о надлежащем вмешательстве по уходу как о неотъемлемой части духовного и культурного воплощения пациента. Например, если наибольшее препятствие для здоровья пациента проистекает из решимости сбалансировать личную религиозность с клиническим лечением, как должны действовать врачи? Как это выглядит, когда врачи работают вместе с этими системами убеждений?
Чтобы ответить на этот вопрос, полезно понять очень ощутимое влияние духовности на принятие решений. В одном исследовании пациентов, их семьи и клиницистов попросили ранжировать семь различных факторов, которые были важны для них при принятии решения о лечении. Это исследование показало, что для пациентов и их семей «вера в Бога» была вторым по важности фактором. Напротив, клиницисты поставили «веру в Бога» как наименее важную (седьмое место из семи).
Имеются также данные, свидетельствующие о том, что лучших решения о лечении принимаются, когда духовность является фактором при принятии решений. Исследование исходов в конце жизни показало, что духовная поддержка со стороны медицинской бригады пациента привела к большему использованию хосписа, менее агрессивным вмешательствам и меньшему количеству смертей в отделении интенсивной терапии.
Качественные результаты помогают пролить свет на конкретные эффекты партнерства духовности и здоровья — то, что может показаться очень возвышенным и неизмеримым. Сам термин «духовность» используется в этом контексте, поскольку он оставляет место для нюансов, поскольку индивидуальные практики и системы верований представляют собой среду, уникальную для каждого человека. Эта среда состоит из негегемонистских моральных ценностей и принципов.
Более экзистенциальным аспектом духовности в здоровье является то, что духовная вера и практика могут быть как феноменологическими, так и психологическими. Другими словами, то, во что люди верят , может иметь очень интуитивную связь с их умственными способностями к исцелению. Верования людей, то, что они потребляют, как они относятся к болезни и смерти, — все это неразрывно связано с их теологией, культурными ценностями и ритуальными способами существования в мире. Предоставление места этим человеческим тонкостям централизует исцеление как общую цель между клиницистом и пациентом, способствуя при этом улучшению результатов в отношении здоровья.
Учитывая важность духовности в принятии решений и результатах для здоровья, куда нам двигаться дальше? Медицинский антрополог Артур Клейнман разработал объяснительную модель, которая представляет собой практический инструмент, который можно применять в клинических условиях, чтобы начать понимать систему убеждений пациента или даже просто понять, как пациент понимает свою болезнь. Объяснительная модель представляет собой набор вопросов:
- Как вы называете проблему?
- Как вы думаете, что вызвало проблему?
- Как вы думаете, почему это началось именно тогда?
- Как вы думаете, что делает болезнь? Как это работает?
- Насколько серьезна болезнь?
- Будет ли это короткое или длинное течение?
- Какое лечение, по вашему мнению, должен получить пациент?
- Каковы самые важные результаты, которые вы надеетесь получить от этого лечения? Каковы основные проблемы, вызванные болезнью?
- Чего ты больше всего боишься в болезни?
Другие практические инструменты включают диалог между пациентом и врачом, который затрагивает вопросы духовности на уровне первичной медико-санитарной помощи до того, как болезнь разовьется на поздних стадиях. Обращение к духовности может быть таким же простым, как предоставление пациентам возможности указать свою духовную историю в формате анкеты, объединение капелланов и врачей для совместных консультаций, когда это уместно, и, что наиболее важно, продвижение и расширение работы, уже проделанной прилежными больничными капелланами во время работы. расширить междисциплинарные бригады помощи в клинических помещениях.
** Главное фото Маркуса Списке из Pexels
Заинтересованы в других подобных статьях? Подпишитесь на нашу двухнедельную рассылку новостей
Хотите внести свой вклад в блог Harvard Primary Care Blog? Ознакомьтесь с нашими инструкциями по подаче документов. Она изучает религию, медицину и биоэтику. Она является соучредителем «Студенты, объединяющие духовность и здоровье» (SUSH), студенческой организации, цель которой — внести свой вклад в более широкое определение заботы в сфере духовной и клинической помощи. В настоящее время она проходит стажировку в Центре этики Эдмонда Дж. Сафры. Она получила степень бакалавра. в области здравоохранения, медицины, общества и религиоведения Университета Редлендса в 2019 г..
Культура, духовность, религия и здоровье: общая картина
Реклама
- Том 186
- Выпуск 10 Приложение
Ричард М Экерсли
Med J, август 2007 г.; 186 (10): С54. || doi: 10.5694/j.1326-5377.2007.tb01042.x
Опубликовано в сети: 21 мая 2007 г.
- ИЗДЕЛИЕ
- АВТОРОВ
- ССЫЛКИ
Темы
Администрация служб здравоохранения
Здоровье человека имеет несколько источников: материальные, социальные, культурные и духовные. Мы физические существа с материальными потребностями в питательной пище, чистом воздухе и воде, надлежащем жилье, а также в физической активности и сне. Мы также являемся социальными существами, которым для процветания нужны семьи, друзья и сообщества. Мы культурные существа — из всех видов только нам нужны культуры, чтобы сделать жизнь стоящей. А мы духовные существа, психически связанные с нашим миром.
В этой статье я делаю несколько общих наблюдений о культурном выражении или трансляции духовного, особенно через религии, и о том, как это может повлиять на здоровье. Статья опирается на предысторию социальных детерминант здоровья и благополучия, особенно культурных влияний.1-3 Это не обзор исследовательской литературы по религии и здоровью (которая рассматривается в других статьях в этом приложении). Он отражает веру в то, что культурные изменения можно с пользой изучать в большом масштабе глобальных влияний, влияющих на целые общества, а не только в небольшом масштабе культуры как локального знания, формирующего повседневную жизнь людей и групп (подход, который предпочитают антропологи). 3,4
Культуры — это то, как мы думаем, что мир «устроен»: язык, знания, убеждения, предположения и ценности, которые формируют то, как мы видим мир и наше место в нем; придать смысл нашему опыту; и передаются между отдельными людьми, группами и поколениями. Духовность — это глубоко интуитивное, но не всегда осознанно выраженное чувство связанности с миром, в котором мы живем. Его наиболее распространенным культурным представлением является религия, институционализированная система верований и ритуального поклонения, которая обычно сосредотачивается на сверхъестественном боге или богах.
Моя главная цель — проиллюстрировать, как макрокультурные факторы, такие как материализм и индивидуализм, могут влиять на выражение духовного, включая религию, на здоровье и благополучие.
Духовность, религия и здоровье
Религиозные убеждения и практика укрепляют здоровье и благополучие, хотя некоторые аспекты этой взаимосвязи оспариваются. Психологическая литература предполагает, что преимущества для благополучия проистекают из социальной поддержки, экзистенциального смысла, целеустремленности, согласованной системы убеждений и морального кодекса, которые дает религия. религии «упаковывают» многие составляющие здоровья и благополучия, чтобы сделать их доступными для людей. Это была их социальная функция.
В общем и целом, благополучие зависит от связи и вовлеченности, от того, что вы зависли в паутине отношений и интересов. Это придает смысл жизни людей. Многие источники благополучия взаимосвязаны, отношения между источниками и благополучием часто носят взаимный характер, и один источник может хотя бы частично компенсировать отсутствие другого.
Люди могут найти смысл жизни на самых разных уровнях.9 Рядом с их личной жизнью есть такие вещи, как работа, семья, друзья, интересы и желания. Многие люди сегодня находят смысл в погоне за личными целями. Существует также уровень идентичности с нацией или этнической группой, а также с сообществом. На самом фундаментальном, трансцендентном уровне есть духовный смысл. Духовность представляет собой самую широкую и глубокую форму связанности. Это самое тонкое и, следовательно, легко искажаемое, но, возможно, и самое могущественное. Это единственная форма смысла, которая выходит за пределы личных обстоятельств людей, социального положения и материального мира и поэтому может поддерживать их в проблемах и борьбе земного существования.
История показывает, что баланс и стабильность смысла жизни имеют решающее значение для личного благополучия и социальной сплоченности. Отсутствие смысла, выходящего за рамки личного, увеличивает уязвимость людей. Когда слишком много смысла придается хрупким, преходящим или эфемерным вещам, разочарование и неудача становятся более вероятными. Но дисбаланс может быть и в другом направлении, когда поиск смысла и принадлежности заканчивается полным подчинением себя — например, религиозным фундаментализмом или националистическим фанатизмом.
Многие источники психологического благополучия также связаны с физическим здоровьем, включая долголетие. Например, у социально изолированных людей в два-пять раз больше шансов умереть в данном году, чем у тех, кто тесно связан с семьей, друзьями и обществом. на иммунную и нейроэндокринную системы, а также на диету, физические упражнения, курение, употребление алкоголя и другой образ жизни.2
Сложный характер взаимосвязи между религией, здоровьем и благополучием лежит в основе непрекращающихся споров среди исследователей о влиянии религии на здоровье. Некоторые утверждают, что связь ненадежна и может зависеть от неизвестных искажающих факторов и ковариатов.11 Другие считают, что такой связи не должно быть, если принять во внимание все опосредующие переменные.12
Именно эта сложность причинно-следственных связей позволяет « «вторжение» других социальных и культурных факторов, тем самым изменяя влияние религии на здоровье. Кроме того, в основном статистические корреляции, на которых основываются ассоциации между религией и здоровьем, едва касаются поверхности роли духовности. Его природа таинственна и неуловима, поэтому науке чрезвычайно трудно определить и измерить его. Тейси, который много писал о духовности, утверждает, что «дух» играет решающую, но в значительной степени непризнанную роль в благополучии, и что светские общества не поняли его значения и не признали его способность взращивать и преобразовывать. 13,14
Понятие социальной интеграции Дюркгейма обеспечивает традицию в рамках социологической теории для понимания связи между социальными условиями и плохим здоровьем.15,16 Социальная интеграция (побочным продуктом которой является социальная поддержка) включает взаимодействие между двумя антагонистическими аспектами человеческого существования. — индивидуальное и общественное. Интеграция оптимальна, когда две стороны находятся в равновесии, и часть этого баланса требует ограничения человеческих потребностей. Дюркгейм подчеркивал роль социальных институтов, таких как семья и религия, в привязывании индивидуумов к обществу, в удержании их «более жесткой хватки» и вытягивании их из «состояния моральной изоляции»17 9 .0005
Культурное влияние на религию
Два мощных культурных фактора, которые сегодня работают против духовности в западных обществах, — это материализм и индивидуализм, особенно в сочетании. Я писал об их влиянии на здоровье в другом месте. Исторически индивидуализм был связан с освобождением личности от социального регулирования, в том числе со стороны церкви. Но, как отмечают социологи, это обоюдоострый меч: свобода, которую мы имеем сейчас, одновременно и воодушевляет, и тревожит, принося с собой как новые возможности для личного опыта и роста, так и тревогу социальных потрясений. Опасности индивидуализма растут, поскольку он все больше ассоциируется с верой в то, что мы независимы от других.
Мораль является важным аспектом религиозной веры и практики. Ценности обеспечивают основу для принятия решений о том, что является важным, истинным, правильным и хорошим, и поэтому играют центральную роль в определении отношений и значений2,9. укреплять ценности, которые подчеркивают социальную ответственность и самоограничение, и препятствовать тем, которые поощряют потакание своим слабостям и антиобщественное поведение. Добродетели связаны с построением и поддержанием прочных личных отношений и социальных связей, а также с силой выносить невзгоды. Пороки связаны с безудержным удовлетворением индивидуальных желаний или капитуляцией перед человеческими слабостями. Индивидуализм и материализм обращают эти универсальные добродетели и пороки вспять, тем самым ослабляя одну из основных социальных функций религии, центральную для здоровья и благополучия.
Мы видим последствия культурного влияния материализма и индивидуализма на религию и ее воплощение духовного на многих уровнях: упадок господствующего христианства в западных странах; рост верований «Нью Эйдж», которые часто носят индивидуалистический и потребительский характер; и контртенденция к усилению религиозного фундаментализма, когда строгое соблюдение буквальной истины священных текстов означает, что религиозным властям передается слишком большая власть.
Однако культурные влияния не просто меняют внешний «облик» религии. Культурные послания могут создавать напряженность, конфликты и замешательство внутри людей, когда они противоречат религиозным верованиям и учениям, что затрудняет интеграцию религии в их жизнь18,19. Это, в свою очередь, может привести к изменениям и компромиссам внутри религий, в том числе к большей терпимости к потребительству и самоудовлетворению, что устраняет необходимость выбирать между «Богом и маммоной».
Другими словами, при всей пользе для здоровья, которую она может дать, религия не является панацеей. Например, американцы выделяются среди населения других развитых стран силой своих религиозных убеждений и соблюдения ими обрядов20. В то время как, вообще говоря, важность религии снижается с ростом дохода, Соединенные Штаты являются исключением — островом религиозности в море секуляризма в развитом мире. Тем не менее, по многим социальным показателям, включая ожидаемую продолжительность жизни, преступность, бедность и неравенство, США уступают другим.21
Религиозность американцев не защитила их от роста числа самоубийств среди молодежи, одной из самых драматических неблагоприятных тенденций для здоровья в западных странах за последние 50 лет (но сейчас она улучшается во многих странах, где наблюдался наибольший рост). По крайней мере часть объяснения можно найти в анализе, который мы с коллегой провели в отношении культурных коррелятов самоубийств среди молодежи в развитых странах. Не было никакой связи между самоубийством и тем значением, которое молодые люди придавали Богу в своей жизни, но были сильные, положительные корреляции с несколькими различными показателями индивидуализма, включая чувство свободы выбора и контроля над своей жизнью у молодых людей.22
Если социальная интеграция имеет центральное значение для здоровья, религия является одним из важных средств, но только одним. И его эффективность в этом отношении может зависеть от того, как объясняются и практикуются религиозные убеждения. В то время как Дюркгейм подчеркивал роль институтов в интеграции индивидуумов в общество и, таким образом, в установлении ограничений и задании направлений, культуры в целом могут выполнять аналогичную роль как непосредственно, так и посредством своего воздействия на социальные институты. Они могут влиять на выражение духовного, в том числе через религию.
Культуры могут «выдолбить» духовное содержание религии и наполнить его другими вещами, в том числе материализмом, национализмом и фанатизмом. Другая метафора — это религия как сосуд или кувшин, духовное содержимое которого может быть испорчено или искажено другими системами верований. Религия по-прежнему может функционировать как источник социальной поддержки и смысла в этих обстоятельствах и обеспечивать стимулы для ведения здорового образа жизни. Однако я утверждаю, что когда духовность увядает, социальная ценность религии уменьшается, потому что ее трансцендентное измерение теряется или искажается. Инерция, бюрократия, политика и коррупция могут сделать религии настолько косными и склеротическими, что они станут корыстными институтами, лишенными какой-либо высшей цели; хуже того, они могут стать мощными идеологиями угнетения и насилия.
Тем не менее, духовный импульс остается сильным, и есть также свидетельства того, что между «старой Церковью» и Новым Веком появляются новые выражения духовности, которые превосходят, а не противостоят мощным индивидуализирующим и фрагментирующим силам современного Запада.