26. Эмоции. Виды эмоциональных расстройств.
Эмоции – окраска наших переживаний к окружающему и к самому себе (к потребностям, мотивам, целям человека). Чувства – внешние эмоции, возникающие в результате социальных отношений.
Подразделяются на: высшие, низшие, положительные, отрицательные, стенические (побуждающие к деятельности) и астенические (снижающие или подавляющие побуждения).
По степени выраженности:
Настроение – ровный фон эмоций.
Аффект – кратковременный бурный взрыв эмоций, выделяют физиологический и патологический (нарушение сознания, потеря контроля).
Страсть – сильное, стойкое и длительное чувство, касающееся определённой сферы жизни.
Патология эмоций
1) Усиление положительных эмоций:
Эйфория («несу хорошее») – беспечное, беззаботное, безмятежное настроение, полное благополучие и отсутствие проблем.
Гипертимия (повышение настроения) – весёлое, праздничное, жизнерадостное настроение с приливом бодрости, инициативы, оптимизма, ничем не омрачаемое переживание счастья.
Морио («глупость») – благодушное нелепое веселье, часто с плоским «лобным юмором» (симптом лобных опухолей, симптом Фостер-Кеннеди).
Экстаз – крайняя степень подъёма положительных эмоций.
2) Усиление отрицательных эмоций:
Гипотимия (снижение настроения) – аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, разочарованности, обречённости, ослабления привязанности к жизни.
Депрессия – снижение настроения с более глубоким переживанием печали, уныния, тоски, глубокого несчастья, обычно сопровождающееся различными физическими тягостными ощущениями (тяжесть в области сердца, «тоска на сердце» – ancsion precordialis). Весь мир становится безрадостным, серым. Ничто не доставляет удовольствия, господствует мрачность, ожидание плохого, состояние безысходности, часты суицидальные мысли с возможной их реализацией.
3) Ослабление эмоций:
Апатия – состояние безучастности, равнодушия, безразличия, бездумности. Ничто не вызывает интереса. Полная индифферентность к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам будущего. Это выпадение, как социальных чувств, так и органических эмоций. Образно это состояние называют смертью с открытыми глазами, бодрствующей комой.
Паралич эмоций (утрата эмоционального резонанса) – anaestesia dolorosa phisica – «воспринимаю всё глазами, умом – не сердцем» – это состояние мучительного бесчувствия, потеря радости, печали, страха, любви.
Эмоциональная слабость – лёгкая и капризная изменчивость настроения, часто умиление, слезливость, слабодушие, иногда эмоциональная гиперестезия – утончённая эмоциональная чувствительность. Крайняя степень может проявляться в аффективном недержании.
4) Извращения эмоций:
Эмоциональная тупость – душевная холодность, опустошение, чёрствость, бессердечие. Обозначается иногда, как «моральная идиотия» – олотимия.
Эмоциональная холодность – утрата тонких эмоциональных дифференцировок чаще в среде высших чувств и в отношениях с окружающими. Больные теряют сдержанность, деликатность, учтивость, чувство такта, собственного достоинства. Становятся бесцеремонными, циничными, назойливыми, заносчивыми, не соблюдают элементарных приличий.
Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с приступом сильного гнева, ярости с глубоким помрачением (сужением сознания), бурным двигательным возбуждением с автоматическими действиями и последующей амнезией.
Растерянность – чувство недоумения, беспомощности, бестолковости, непонимания самых простых ситуаций.
Эмоциональная вязкость – застревание, фиксация аффективной реакции на событии, ситуации, объекте (неудачи, обиды, прилипчивость к аффективно значимым темам, утрированной аккуратности, чистоплотности).
| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей
В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.
Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.
Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!
Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.
К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.
Типичными признаками патологии могут быть:
– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
– жестокость к другим людям или животным,
– преднамеренная порча имущества,
– поджоги,
– воровство,
– обман,
– уходы из дома,
– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
– вызывающие провокационные поступки;
– систематическое непослушание.
Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Что такое эмоциональные и поведенческие расстройства?
Таня Дж. Петерсон
Эмоциональные и поведенческие расстройства — это специфические расстройства психического здоровья, вызывающие крайние трудности как с эмоциями, так и с поведением. Они влияют на функционирование ребенка в большинстве или во всех сферах его жизни. Эмоциональные и поведенческие расстройства (E/BD) мешают ребенку регулировать эмоции и делать правильный выбор поведения в самых разных ситуациях.
Эмоциональное и поведенческое расстройство негативно влияет на способность ребенка быть успешным в школе, контролировать свои чувства и действия и в целом быть счастливым в жизни. Эти расстройства затрагивают всего ребенка — чувства, поведение, социальное развитие и когнитивные функции. Дети, живущие с E/BD, с трудом справляются с многочисленными требованиями жизни.
Эмоциональные и поведенческие расстройства Определение
Определение эмоциональных и поведенческих расстройств у детей включает следующие элементы:
- Модель деструктивного поведения и эмоций
- Интенсивные и часто длительные эмоции и поведение
- Нарушение здорового функционирования дома, в школе, в социальных ситуациях и в других условиях
- Большая продолжительность; поведение и эмоциональные расстройства должны длиться шесть месяцев или дольше
Следует предостеречь: большинство, если не все, дети время от времени проявляют сильные эмоции и деструктивное поведение. Это нормально и является частью их стадии развития (например, истерики у маленьких детей). Типичное вызывающее поведение и негативные эмоциональные реакции не указывают на эмоциональное и поведенческое расстройство, но когда они тяжелые, частые и длятся после определенного возраста (например, истерики после раннего детства), это может быть более глубокая проблема.
В чем именно может заключаться эта более глубокая проблема? Несколько различных расстройств подпадают под эгиду E/BD.
Типы эмоциональных и поведенческих расстройств
У детей старше пяти лет могут возникать следующие расстройства. В то время как признаки могут присутствовать в возрасте до пяти лет, диагноз у очень маленьких детей почти никогда не ставится. Даже у детей старшего возраста эти диагнозы ставятся с особой осторожностью, поскольку существуют разногласия по поводу понятия «навешивание ярлыков на детей».
У детей могут диагностироваться следующие виды эмоциональных и поведенческих расстройств:
- Тревожные расстройства
- Биполярное расстройство
- Психотические расстройства
- Обсессивно-компульсивное расстройство
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности*
- Оппозиционно-вызывающее расстройство
- Нарушение поведения
(*примечание: некоторые специалисты и группы в области психического здоровья включают СДВГ в число эмоциональных и поведенческих расстройств, в то время как другие не перечисляют и признают некоторые симптомы СДВГ частью поведенческих расстройств. )
Вместе эти расстройства поведения и эмоций имеют определенные характеристики, которые отличают их от «типичного» плохого поведения в детстве.
Характеристики эмоциональных и поведенческих расстройств
Дети с Э/БД имеют определенные черты, которые отличают их эмоции и поведение от других, менее экстремальных действий или чувств. Эти характеристики эмоционального и поведенческого расстройства могут включать:
- Импульсивность
- Короткая продолжительность концентрации внимания
- Агрессия, например, разыгрывание или драка
- неповиновение, отказ следовать правилам
- Неуважение к власти
- Спор
- Трудно справиться с разочарованием
- Обвинение других, отрицание ответственности за действия
- Членовредительство
- Снятие
- Чрезмерный страх, часто в ответ на личные проблемы
- Незрелость (плач, истерики, отсутствие навыков преодоления несоответствия возрасту)
- Поведение, не соответствующее возрасту
- Проблемы с обучением, другие проблемы в школе
- Трудности в установлении и поддержании отношений с другими детьми, учителями и даже членами семьи
- Постоянное недовольство и/или злость
Воспитание, обучение или иная забота о ребенке с эмоциональными и поведенческими расстройствами — сложная и утомительная задача («Воспитание — это тяжело! Как победить эмоциональное выгорание и истощение»). Знание того, что обременительное поведение и общая напряженность вашего ребенка не являются личными, может помочь вам взглянуть на это в перспективе. Эмоциональные и поведенческие расстройства являются психическими заболеваниями, что означает, что они влияют на мозг и его функции. Эти дети не пытаются быть трудными (нарушение поведения может быть исключением). Им нужна помощь и поддержка, чтобы они воспринимали жизнь более позитивно и, по умолчанию, чтобы другие в их жизни тоже могли воспринимать жизнь более позитивно.
Этим детям необходима профессиональная психологическая помощь. Чтобы помочь в учебе, многие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами имеют право на услуги специального образования. В дополнение к этой профессиональной поддержке, чем больше вы как родитель или опекун понимаете об эмоциональных и поведенческих расстройствах, их типах и характеристиках, тем лучше вы сможете понять своего ребенка и помочь ему пережить периоды сильных эмоций и нежелательного поведения. .
ссылки на статьи
Ссылка APA
Peterson, T.
(2022, 11 января). Что такое эмоциональные и поведенческие расстройства?, HealthyPlace. Получено
2023 г., 5 мая, с сайта https://www.healthyplace.com/parenting/behavior-disorders/what-are-emotional-and-behavioral-disorders.
Последнее обновление: 17 января 2022 г.
Медицинский осмотр Гарри Крофта, доктора медицины
Подробнее
IEP для лиц с ограниченными возможностями обучения: как это поможет вашему ребенку?
Как проявляется биполярное расстройство у детей и подростков?
12 вопросов о психическом здоровье вашего ребенка, которые вы должны задать 4
5 советов по воспитанию волевого ребенка
Какие существуют виды терапии аутизма?
типов поведенческих и эмоциональных расстройств у детей — доктор Джагат Шах
Последнее обновление: 07 марта 2023 г.
Написано и проверено
Доктор Джагат Шах 91% (284 оценки)
Доктор медицины, гомеопатия, степень магистра гомеопатии
Доктор гомеопатии, Мумбаи • 16 лет опыта
Знаете ли вы о поведенческих и эмоциональных расстройствах у детей? В годы развития ребенка означены постоянный рост и изменение. Этот факт следует строго учитывать при работе с поведенческими и эмоциональными расстройствами у детей. Мозговые расстройства, такие как биполярное расстройство, депрессия и тревожные расстройства, могут затронуть любого ребенка в раннем детстве. При решении этих проблем следует обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья. В глобальном масштабе почти 15% детей страдают поведенческими расстройствами. Среди различных форм поведенческих расстройств синдром дефицита внимания и гиперактивности является одним из наиболее распространенных.
Вот список различных форм поведенческих и эмоциональных расстройств, которые наблюдаются у детей:
СДВГ- Это распространенное психическое расстройство у детей чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Обычно дети, страдающие этим расстройством, не могут закончить знакомые задачи, спланировать или усидеть на месте. Они могут даже потерять понимание того, что происходит вокруг них. В некоторые дни дети с СДВГ могут казаться здоровыми, но в другие дни они могут испытывать неорганизованность и бешеную активность. Это расстройство может продолжаться и в подростковом, и во взрослом возрасте. Существует несколько вариантов лечения СДВГ, которые могут включать лекарства, терапию и образовательные возможности.
Аутизм- Дети, страдающие аутизмом, кажутся безразличными, отчужденными и изолированными в своем собственном мире. Они не могут формировать эмоциональные связи с другими людьми или сверстниками. Аутизм чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это состояние может привести к задержке речи, умственной отсталости, а в некоторых случаях ребенок может страдать от высокого функционирования и нормальной речи и интеллекта. Это связано с тем, что мозг таких детей функционирует иначе, чем у других. Последовательность очень важна для лечения аутизма у детей.
Биполярное расстройство — Это расстройство, скорее всего, начинается в раннем детстве и продолжается во взрослом возрасте. Характеризуется резкими перепадами настроения у больного. У ребенка могут быть чрезвычайно высокие или эйфорические чувства, но его настроение может внезапно перейти в депрессию и печаль. Это состояние является генетическим заболеванием, и его часто ошибочно принимают за СДВГ.
Тревога- Тревожные расстройства вызывают у детей чувство беспокойства, стресса и необычайного страха без уважительной причины. Панические расстройства, проявляющиеся интенсивными эпизодами страха, которые возникают без какой-либо провокации или сигнала, являются распространенным типом тревожного расстройства. ОКР или обсессивно-компульсивное расстройство, повторяющееся и компульсивное по своей природе, является еще одним типом тревожного расстройства.
Очень важно лечить детские поведенческие и эмоциональные расстройства на ранней стадии.