какие бывают, список, функции, примеры эмоциональных состояний человека
Содержание:
- Виды эмоций в психологии и их классификация
-
Какие бывают, список основных
- Классификация Додонова
- Классификация Леонтьева
- Дифференциальные эмоции Изарда
- Эмоциональные состояния человека
Содержание
- Виды эмоций в психологии и их классификация
-
Какие бывают, список основных
- Классификация Додонова
- Классификация Леонтьева
- Дифференциальные эмоции Изарда
- Эмоциональные состояния человека
Виды эмоций в психологии и их классификация
Эмоциональное состояние определяет реакцию на поступки и поведение других людей, влияет на принятие тех или иных решений, продуктивность и самочувствие. При отсутствии базового контроля над переживаниями человек подвержен стрессам, что может сопровождаться неприятными последствиями.
Определение
Эмоциональность представляет собой реакцию психики на разные обстоятельства жизни, определяющую направленность действий личности.
Эмоциональность характеризуется связью с внешним миром по средствам отношений взаимозависимости. Окружающая среда в виде обстановки, общей атмосферы, людей, событий оказывают влияние на психическое и эмоциональное состояние человека, что в последствие может изменять окружающее пространство.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Эмоции и чувства отличаются. Первое понятие характеризуется краткосрочностью, а второе – более устойчиво и продолжительно.
Эмоциональность является сложным психическим процессом. Данная реакция включает несколько компонентов:
- Физиологический, выражается в изменениях, происходящих в организме в результате проявления какого-либо настроения, в форме частоты дыхания, сердцебиения, перепадов в гормональном фоне, обмена веществ.
- Психологический, является характеристикой самого переживания в виде гнева, радости, грусти и других эмоциональных состояний.
- Поведенческий, включает мимику, жестикуляцию, такие действия, как заторможенность реакции, активность, агрессивное поведение, плач.
Физиологический и психологический компоненты являются внутренним формированием эмоций. Поведенческий аспект эмоциональности выражается в ее внешних проявлениях.
Примечание
Возникают ситуации, когда человеку трудно выразить собственные эмоции. В этом случае наблюдается необходимость в сдерживающем факторе или временной отсрочке. Лишняя энергия должна выплескиваться. Для этого человек может прибегать к двигательной активности или бытовым действиям (уборка, хобби, спорт).
Особые характеристики эмоций:
- полярность выражается в положительном или отрицательном окрасе;
- энергетическая заряженность в виде стенических переживаний, то есть повышения активности, и астенических переживаний в пассивной форме;
- целостность по средствам взаимодействия всех психических и физических сторон личности;
- неотчуждаемость выражается в невозможности отделить эмоции от остальных процессов, которые протекают в психике человека.
Градация функций:
- Субъективная — выражается в эмоциональном состоянии, способствующем образованию конкретной точки зрения и установлению связей с внешним миром, восприятии событий с помощью призмы ощущений человека.
- Коммуникативная — благодаря такому свойству психики, как эмпатия, человек идентифицирует настроение других индивидов, что способствует установлению контактов и манипуляции окружающими.
- Поведенческая — в форме вектора поведения, отделения приятного от неприятного, значимого от незначительного.
В течение своей жизни человек испытывает огромное число переживаний. Можно представить основные виды эмоций:
Эмоции невозможно отделить от личности индивида. Согласно утверждению С.Л. Рубинштейна, эмоциональные проявления личности могут происходить в нескольких сферах:
- органическая жизнь;
- материальные интересы;
- потребности духовного и нравственного характера.
Исходя из данной классификации, выделяют:
- органическую или аффективно-эмоциональную чувствительность, которая проявляется в элементарных удовольствиях или неудовольствиях, связанных со степенью удовлетворения органических потребностей;
- предметные чувства — связаны с обладанием какими-либо ценностями и занятостью в отдельных видах деятельности, могут быть материальными, интеллектуальными и эстетическими;
- обобщенные мировоззренческие чувства — сопряжены с понятием морали и отношениями человека к миру, людям, происшествиям, нравственности и ценностям.
Эмоции индивида неотделимы от его потребностей. С их помощью выражается состояние, процесс и итог удовлетворения потребностей. Исходя из эмоционального состояния человека, можно определить актуальные для него потребности и интересы. Если рассматривать людей, как отдельные личности, то следует отметить отличия по многим параметрам, включая:
- эмоциональную возбудимость;
- длительность и устойчивость переживаний;
- доминирование позитивных и отрицательных эмоций.
Развитые личности характеризуются эмоциональной сферой с разной силой и глубиной чувств, неодинаковым содержанием и предметной отнесенностью. Данный факт используют психологи при составлении тестирования, направленного на изучение личности.
Какие бывают, список основных
При изучении эмоций применяют разные подходы. Они связаны с систематизацией и классификацией эмоциональных состояний человека. Наиболее простой является такая методика:
Классификация Додонова
Наиболее распространенной в психологии является данная схема. Согласно классификации Додонова, определяются типы переживаний, исходя из их функционала:
- коммуникативные, возникающие при общении;
- альтруистические, в виде желания приносить пользу людям;
- праксические, как результат успешного выполнения планов;
- глорические, в форме потребности в самоутверждении;
- пугнические, проявляются как тяга к риску и опасности;
- романтические, в виде стремления к новому и необычному;
- эстетические, являющиеся следствием взаимодействия с миром искусства;
- гностические, как тяга к знаниям;
- акизитивные, основанные на накоплении и собирательстве;
- гедонистические (потребность испытать удовольствие).
Классификация Леонтьева
Данный подход делит эмоции в зависимости от их источника. Согласно классификации Леонтьева, причинами переживаний являются:
- степень удовлетворения каких-либо потребностей;
- чужие желания и отношение к ним индивида;
- взаимоотношения;
- презрение;
- аналогия между реальной и идеальной личностями;
- сравнение индивида с общественными стандартами.
Примечание
Методика Леонтьева подвержена критике. Причиной является отсутствие четкого разделения понятий. Например, одинаковые ощущения могут возникать по разным причинам.
Дифференциальные эмоции Изарда
Из огромного спектра эмоций можно выделить фундаментальные переживания. Такую классификацию называют дифференциальными эмоциями Изарда:
- Интерес — обладает прямой связью с социальностью индивида, позволяет получить новые навыки, информацию, физическое и интеллектуальное развитие.
- Удовольствие — как синоним радости, формирует позитивный фон и хорошее настроение, является результатом возникновения возможности для удовлетворения важной для человека потребности, повышает уверенность в собственных силах, упрощает установление коммуникативных связей, исключает тревогу и стресс.
- Удивление — краткосрочная реакция на контакт психики с каким-то неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев — выражается в форме негативного состояния, сформированного в результате отсутствия возможности получить желаемое, неудачи или неудовлетворенности поведением другого человека, в своей высшей степени является неконтролируемым (проявляется как ярость).
- Отвращение — является следствием контакта человека с неприятным для него объектом, сопровождается потребностью исключить из поля внимания провоцирующий фактор.
- Презрение — возникает при разногласиях в убеждениях и действиях индивидов.
- Стыд — итог несоответствия каких-либо сторон личности с собственными требованиями или мнением общества, сопровождается ощущением беспомощности.
- Вина — реакция на осуждение собственного поведения, приводит к раскаянию.
- Страх — связан с осознанием сформированной или надуманной угрозы для жизни.
- Горе — реакция на негативные события.
Исходя из данной классификации, сформирована шкала. Ее используют, чтобы определить, в каком эмоциональном состоянии пребывает личность.
Для определения эмоционального состояния следует оценить самочувствие, ориентируясь на каждый столбец:
- не подходит абсолютно;
- скорее да, чем нет;
- согласие;
- полностью верно.
Затем требуется суммировать баллы из строк списка и определить коэффициент, используя формулу:
КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)
Если рассчитанный показатель больше, чем единица, получается положительный результат. При значении меньше единицы у человека наблюдают негативный настрой и подверженность депрессивному состоянию.
Эмоциональные состояния человека
Эмоциональные процессы отличаются по формам. В качестве примеров состояния человека можно привести следующую классификацию:
- Эмоции непосредственно проявляются как в столкновении с действительно существующими событиями, так и при обдумывании воображаемых происшествий. С их помощью индивид выражает степень удовлетворения происходящим, оценивает события, основываясь на собственном опыте.
- Чувства характеризуются постоянной устойчивостью и отличаются по яркости выраженности, человек может чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение является наиболее длительным состоянием психики, влияющим на поведение и самочувствие человека в общем смысле в течение продолжительного времени.
- Аффекты представляют собой крайнюю форму проявления переживаний, которая приводит к краткосрочным и неконтролируемым изменениям в поведении, отличаются иррациональностью и достаточно бурным протеканием.
Чувства представляют собой наиболее стабильное проявление эмоциональности. Они возникают на основе духовных потребностей и образуют конкретную позицию, точку зрения индивида. В зависимости от предмета чувства различают:
- интеллектуальные, возникающие при умственной активности, включая удивление, сомнение, любопытство;
- эстетические, связаны с восприятием прекрасного, в форме любви к искусству или его аспектам, восхищения красотой;
- нравственные, определяют отношение человека к поведению других индивидов, зависят от общественных норм, проявляются в виде гуманности, альтруизма, дружбы, сострадания, жалости, любви.
При изучении эмоций большое значение имеют такие понятия, как состояние и реакция. Данные термины отличаются длительностью, позволяют соотнести потребности и стремления человека с его возможностями и ресурсами, которыми он обладает в данный момент времени. Эмоциональные реакции:
- Лабильность, в виде изменчивости проявления переживаний, которые обычно соответствуют широкому диапазону, включая легкие сантименты и истерику.
- Монотонность проявляется однообразием, статичностью или отсутствием чувственных эффектов от происходящих событий.
- Отзывчивость и эмпатия выражаются в виде навыков оперативной и гибкой реакции на внешнее воздействие, способности к сопереживанию.
- Вязкость представляет собой фокусировку на продолжительном чувстве, к примеру, реакция на ситуацию заменяется возвращением человека к старым обидам, неудачам.
- Огрубление проявляется в виде невозможности осознать уместность и допустимость эмоционального выражения, отсутствие сдержанности и деликатности.
- Алекситимия является затруднением в идентификации собственных чувств и их проявлении, отсутствием умения отличать переживание от физических ощущений.
- Ригидность определяется неподвижностью и ограниченным диапазоном реагирования.
Бывают случаи, когда поведение человека носит демонстративный характер. Причиной является обладание определенными социальными функциями. Индивид демонстрирует какую-то степень вовлеченности и эмоциональности в ситуации, требующей этого. Явление называют эмоциональной реакцией.
Согласно вышеуказанной классификации по когнитивному наполнению, чувства бывают простыми и сложными. В первом случае для них характерны быстрота и яркость. Примерами являются гнев и радость. Вторая категория включает более продолжительные и часто противоречивые чувства.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 3.67 (Голосов: 3)
Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении
Библиографическое описание:Топчиева, О. Д. Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении / О. Д. Топчиева. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 254-257. — URL: https://moluch. ru/conf/law/archive/181/10384/ (дата обращения: 19.03.2023).
Никто не может жить, постоянно контролируя себя и не поддаваясь никаким эмоциям
Гийом Муссо
Эмоции являются обязательным компонентом любой человеческой деятельности, в том числе и преступной. На мой взгляд, проблема осуществления личностного подхода, учета психологических особенностей лица, совершившего преступление, является весьма актуальной и значимой. Правоохранительным органам необходимо установить психическое состояние лица в момент совершения им преступления, что, безусловно, требуется для юридически грамотной оценки поведения лица и ситуации, имеющие уголовно-правовое значение.
Уголовное право тесно взаимодействует с психологией, так как непосредственно соприкасается с внутренним миром индивидуума. В самом тексте Уголовного кодекса РФ встречаются понятия, заимствованные из психологических наук (например, мотив, цель, вина, аффект или внезапно возникшее сильное душевное волнение).
Вопросом понятия, природы и действия эмоций в той или иной степени занимались физиологи (исследование взаимосвязи физиологических процессов и чувств), биологи (эмоции рассматриваются как продукт эволюции организма и специфический способ адаптации) и психологи (эмоции определяются как психическая деятельность). В восемнадцатом и девятнадцатом веках эмоции в психологии понимались как дискретные, эпизодические, так и чисто аффективные состояния сознания. В настоящее время они, как правило, рассматриваются как сложные душевные состояния, существование которых неотделимо от других психических состояний, чисто аффективных, или связанных с познанием и физиологической активностью.
Эмоциональное состояние — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), представленный в сознании в форме переживания. [16]
В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, стрессы и психотравмирующие ситуации.
Аффектв уголовном праве — сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой сознание и способность мыслить сужаются, а способность контролировать свои действия ослабляется. Аффект «накрывает», когда человек не способен найти выход из опасной или травмирующей ситуации. Происходит мгновенная мобилизация сил, спазм периферических кровеносных сосудов (человек чувствует озноб, появляется холодный пот, немеют руки), растет частота пульса. Все это похоже на симптомы сильного стресса, но с дополнением в виде «сужения сознания», торможения посторонней интеллектуальной деятельности. Как правило, потом люди хорошо помнят негодование, злость по отношению к кому-то, которую испытывали в тот момент. Они полностью сосредоточены на объекте своей ярости. [15]
Выделяют два вида аффекта: патологический и физиологический.
В уголовном праве физиологический аффект связывается с внезапно возникшим сильным, но кратковременным эмоциональным состоянием (душевным волнением), при котором происходит дезорганизация психической деятельности. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но практически не контролирует их.
Патологический аффект— кратковременное болезненное психическое расстройство, сопровождающееся глубоким помрачением сознания, импульсивными актами, частичной или полной потерей памяти (амнезией). Он характеризуется концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом. Действия человека сопровождаются бессвязной речью, чрезмерной жестикуляцией. Постаффективное состояние проявляется в общей слабости, сонливости или глубоком сне.
Патологический аффект является исключительным состоянием и довольно редко встречается в судебно-экспертной практике. Для установления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и др.), проводятся комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы. Если лицо будет признано невменяемым в момент совершения преступления, то уголовной ответственности оно подлежать не будет.
В Уголовном кодексе РФсодержатся две статьи, предусматривающие ответственность за совершение преступления в состоянии аффекта: совершение убийства (ст. 107) и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст.113). [1]
Статистика говорит прямо: большинство осужденных по статье 107 УК РФ («Убийство в состоянии аффекта») — вовсе не профессиональные разбойники. 72 % из них по месту учебы и работы характеризовались положительно, 12 % имеют высшее образование, 65 % — среднее или среднее специальное. Свыше 90 % преступлений в состоянии аффекта происходит «на почве семейно-бытовых конфликтов». [6, с.74]
Известен пример, 24 сентября 2015 года в г.Иркутске 56-летняя женщина, находясь в состоянии аффекта, убила своего мужа шваброй в ходе очередного бытового скандала. [14, с.38]. Можно привести огромное количество таких примеров.
Следующий вид эмоционального состояния — стресс. Главное отличие аффекта от просто стрессовой ситуации — это глубина эмоциональных переживаний. При аффекте она настолько велика, что эмоции частично или полностью вытесняют способность к логическому мышлению. В своих действиях при аффекте человек руководствуется исключительно целью, заданной эмоциями.
Термин «стресс» происходит от латинского «stringere» (стать жестче). Стресс —это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.
Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями (в подобных случаях происходит бурное расходование человеком адаптационной энергии), идлящимся, имеющим затяжной по времени характер. В последнем случае адаптационные резервы организма расходуются постепенно. Вот почему симптоматика длящегося стресса нередко напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас и серьезных психических расстройств. [5, с.13]
Большое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают психофизиологические особенности человека, адаптационные резервы его психики, в конечном итоге — порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят, уровень толерантности к стрессу.
Особый интерес в уголовно-правовом отношении представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Данную закономерность особенно необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны; оценке суицидных поступков; поведения потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности личности, когда есть основания полагать, что жертва могла находиться в психически беспомощном состоянии (ст. 131, 132 УК), либо преступление было совершено в отношении беззащитного или беспомощного лица (что рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание — п. «з« ч. 1 ст. 63 УК). [1]
Мухина В.С, советский психолог, исследовала так называемый «застывший стресс», который на протяжении длительного времени испытывают пожизненно заключенные преступники. Работая с ними, она обнаружила, что длительное отбывание наказания не снимает аффекта преступления — аффект сохраняет концентрацию на событии преступления. Застывший стресс держит личность под своим прессингом и требует постоянной специфической адаптационной перестройки как функциональных систем организма, психических функций, так и особых личностных усилий на определение цели жизни в заданных условиях. Застывший стресс, поддерживается условиями отбывания наказания, тяготой преступления и в конечном итоге — ужасом перед содеянным.[9, с.54]
Психотравмирующая ситуация — это ситуация, складывающаяся не сразу, а в результате повторения негативного воздействия на психику матери-убийцы, то есть в процессе накопления отрицательных эмоций. [8, с.124]
Диспозиция статьи 106 УК РФ характеризует особое психофизическое состояние специального субъекта преступления, связанное с различными расстройствами в организме и психике женщины, негативно влияющими на ее поведение, способность осознавать значение своих действий и осуществлять их полноценную волевую регуляцию и контроль. Это предполагает наличие трех самостоятельных составов: убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, то же преступление, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Теория, законодатель и правоприменительная практика, говоря о психотравмирующей ситуации, вкладывают в эту проблемную и неоднозначно толкуемую дефиницию различный смысл и очевидно, что наличие множества позиций по вопросу психотравмирующей ситуации, отсутствие четкого содержания и единого понимания понятия «психотравмирующая ситуация» приводит к правовым ошибкам, нарушению прав человек. [12, с.26]
В этой связи вопросы характеристики психотравмирующей ситуации в рамках доказывания объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, ее отличия от психического расстройства, не исключающего вменяемости, а также от аффекта заслуживают особого внимания и требуют глубокой научной разработанности.
А. В. Наумов, комментируя норму рассматриваемого вида убийства, полагает, что психотравмирующая ситуация относится также к характеристике объективной стороны преступления — обстановке совершения преступления и вызывается разнообразными фактами негативного воздействия на психику матери, решившейся на убийство своего ребенка. [10, с.92]
По мнению Глазкова А. С. существуют определенные сложности в квалификации преступления по ст.106 УК РФ, поскольку, во-первых, нет законодательного закрепления понятия новорожденный ребенок, которое трактуется неоднозначно, во-вторых, спорным считается вопрос о том, что является финальным моментом состояния новорожденности. В педиатрии длительность периода новорожденного равна одному лунному месяцу (28 дней), в акушерстве — одной недели, в судебной медицине — одним суткам, в теории уголовного права — одному месяцу. [4, с.18]
Проанализировав судебную практику, я пришла к выводу, что чаще всего женщины совершают убийство новорожденного ребенка, по следующим причинам: беременность как результат изнасилования; пропуск срока беременности для производства аборта; беспокойное поведение новорожденного, лишающее его мать на длительное время сна и отдыха; требование отца ребенка избавиться от него любой ценой; отказ отца ребенка признать его своим; отказ зарегистрировать брак; травля матери ребенка ее близкими родственниками и т. п.
В РФ матери лишают жизни своих новорожденных в 10 раз чаще, чем в Европе. В 2012–2013 гг в РФ матери убили 268 новорожденных. Для сравнения: в странах Евросоюза подобных случаев бывает по 10–15 в год. [13, с.20]
Спасти данную ситуацию, по моему мнению, могли бы бэби-боксы — специальные окошки в больницах, куда женщина анонимно может положить своего малыша. Такие Бэби-боксы есть в Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии и других странах. В России первый бэби-бокс появился в 2011 г. в Перми, где за 7 месяцев спасли трех новорожденных. [3]
Криминологические исследования показывают, что для значительного числа правонарушителей совершение преступления, особенно первичного, — ситуация стрессовая, эмоциональная. Если подсознание имеет влияние на человека (что в научном плане никто не опроверг и вряд ли это возможно вообще), то при оценке противоправного посягательства необходимо учитывать такое влияние. Все это очень важно для понимания субъективной вины правонарушителей, обвиняемых за совершение небрежных и легкомысленных преступлений, а также многих деяний, совершаемых с косвенным и даже с прямым умыслом.
Для того чтобы действительно выявить психическое отношение субъекта к совершаемому им деянию, которое, по предположению законодателя, направлено на вредоносное изменение окружающей реальности, необходимо выявлять как его внутренние побуждения к совершаемому деянию (обоснование направленности поведения или его мотивы), так и желаемый для него конечный результат (т. е. планируемую им цель изменений действительности). Без выявления этих аспектов поведения признаки осознания опасности, предвидения наступления последствий, а также желания или допущения неизбежно оказываются оторванными от реальности, что приводит к недопустимому упрощению сути явления.
Подводя итог данной работы, хотелось бы подчеркнуть, что эмоциональные состояния стоят на стыке уголовного права и психологии. Учитывая тот факт, что эмоциональное состояние субъекта оказывает значительное влияние на поведение человека, я считаю, что данный субъективный признак необходимо более активно использовать в нормотворческой и правоприменительной деятельности, поскольку квалификация деяния без учета мотива, цели и эмоционального состояния лица не дает возможности наполнить совершенное деяние конкретным содержанием.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24.05.1996 г., одобрен Советом Федерации 5.06.1996г.(ред. от 28.06.2014)// Собр. Законодательства Рос. Федерации.-1996.- N 25.- ст. 2954.
- Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22.11.2001г.,одобрен Советом Федерации 5.12.2001г (ред.от 18.12.2001,с изм. от 28.06.2014)// Ведомости Федерального Собрания РФ.-2002.- N 1.- ст. 1.-Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
- Бэби-бокс.Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %
- Глазков А. С. Сложности квалификации ст.106 УК РФ/Труды Международного симпозиума «Надежность и качество»// А. С. Глазков.-2010.-С.15–21
- Журавель Е. Г. Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка/Е. Г. Журавель //Юридическая психология.-2011.- N 1.-С.13
- Зоркин А. П. Состояние аффекта: что это такое//Men’s health.-Лит.газ.-2014. -№ 12.-С.74
- Конышева Л. П. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних./ Л. П. Конышева //Метод. пособие. -М.- 1989.-С.67–69.
- Красиков А. Н. Преступления против права человека на жизнь./ А. Н. Красиков//Саратов.-1999.-С.124
- Мухина В. С., Хвостов А. А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности.- 2002.- № 3. -С. 51–61
- Наумов А. В. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации./ А. В. Наумов //М.-1996.- С.92.
- Портал правовой статистики.-(http://crimestat.ru/regions_chart_total)
- Сафуанов Ф. П. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка/ Ф. П. Сафунов // Российская юстиция. -1998.- № 3.-С.24–27
- Сигида А. М. Россиянки убивают своих детей из-за гормональных сбоев/А. М. Сигида // Знание.Понимание.Умение-№ 12.-2012.-С.19–21
- Ткаченко Т. И. Субъективная сторона: сильное душевное волнение /Т. И. Ткаченко // Законность.-2013-№ 16.-С.38
- Что такое аффект и почему порой мы не можем остановиться.Фактрум. URL: http://www.factroom.ru/psychology/affects
- Эмоциональный процесс. Википедия: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Основные термины (генерируются автоматически): психотравмирующая ситуация, УК РФ, новорожденный ребенок, состояние аффекта, конечный итог, негативное воздействие, патологический аффект, психическая деятельность, психическое расстройство, эмоциональное состояние.
6 основных типов эмоций и их вариаций из психологии
Что такое эмоции?
По словам психолога и лицензированного консультанта Элизабет Федрик, доктора философии, LPC, эмоция — это сознательное изменение поведенческого и психологического состояния человека в ответ на какой-либо тип стимула. Этот стимул может быть либо внешним (например, событие или взаимодействие), либо внутренним (например, мысль или физическое ощущение). «Независимо от того, является ли стимул внешним или внутренним, эти переживания приводят к изменению психологического и физиологического состояния благополучия», — говорит Федрик mbg.
Эмоции переживаются субъективно, и хотя у большинства людей они имеют сходство в отношении психологических, физиологических и поведенческих реакций, возникающих в результате определенной эмоции, они также невероятно уникальны в том, как они полностью переживаются и выражаются каждым человеком.
Федрик говорит, что это распространенное заблуждение, что эмоции — это то же самое, что чувства или состояния настроения. «Эмоции определяются комбинацией этих трех элементов: уникального внутреннего опыта, который часто приводит к физиологической реакции, а затем, в конечном счете, к поведенческой реакции», — объясняет она.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Как эмоции работают в нашем теле.
Эмоции могут по-разному влиять на наше тело. «Как положительные, так и отрицательные эмоции могут вызывать у тела разные реакции, такие как беспокойство, нервозность, головные боли, мышечное напряжение и боли в животе, — говорит ДжинаМари Гуарино, лицензированный консультант по психическому здоровью в PsychPoint, — и сильные эмоции. может вызвать стрессовую реакцию». Эмоции также могут заставить нас плакать или высвобождать энергию, чтобы уменьшить стресс, добавляет она.
Чтобы понять, как эмоции работают в теле, Федрик говорит, что необходимо понять, как они фильтруются через мозг.
«Лимбическая система была определена как основная часть мозга, которая обрабатывает наши эмоциональные переживания. В мозгу есть особый эмоциональный фильтр, также известный как миндалина, через который обрабатываются стимулы», — объясняет она.
Миндалевидное тело предназначено для хранения сенсорной памяти о нашем предыдущем опыте и использует эту информацию в качестве меры, чтобы определить, как относиться к сегодняшнему опыту. Затем миндалевидное тело отправляет соответствующую информацию в другие части мозга, что приводит к высвобождению определенных нейротрансмиттеров и гормонов в зависимости от интерпретации этого события.
«Например, если миндалевидное тело обрабатывает событие как волнующее или приятное, произойдет выброс дофамина, серотонина, эндорфинов и т. д., что повлияет на реакцию организма на это событие», — объясняет Федрик. «Если миндалевидное тело чувствует что-то страшное, постыдное, раздражающее, тревожное и т. д., произойдет выброс адреналина, норадреналина, адреналина, кортизола, которые отвечают за нашу реакцию «бей или беги», которая предназначена для того, чтобы удерживать нас. безопасный.»
Таким образом, эмоции возникают в теле в результате того, как мозг обрабатывает событие и какие нейротрансмиттеры и гормоны выделяются в организм в ответ на эту интерпретацию.
Основные виды эмоций.
В 20 веке психолог Пол Экман, доктор философии, определил шесть основных типов эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, отвращение и удивление. Его исследования признали эмоции эволюционными функциями, призванными помочь нам справляться с жизненными событиями без необходимости активно думать о них. Он также внимательно изучал, как эмоции могут быть переданы с помощью микровыражений, то есть выражений лица, которые возникают за доли секунды, иногда бессознательно.
Изучая универсальные выражения лица, Экман обнаружил, что каждая из этих основных эмоций на самом деле представляет собой семейство связанных эмоциональных состояний, являющихся вариациями на общую тему: контролировать его функции доступности.
1.
Счастье
Счастье является результатом нейротрансмиттеров «хорошего самочувствия», включая серотонин и дофамин. Серотонин вызывает чувство удовлетворения и удовольствия в теле. Дофамин связан с поиском вознаграждения и, следовательно, может привести к чувству возбуждения и повышенному состоянию удовольствия.
«Эндорфины и окситоцин также являются одними из наших гормонов хорошего самочувствия, которые также вызывают чувство спокойствия, удовлетворенности, удовольствия и радости в теле», — добавляет Федрик.
Вариации включают в себя:
- Joy
- Волнение
- PRIDE
- Удовлетворенность
- Благодарность
- Amusement
- Playning
Applaise
.2.
Грусть
Грусть может быть результатом низкого уровня нейротрансмиттеров серотонина и дофамина. «Это может привести к тому, что наш организм будет реагировать подавленным настроением или вызывать раздражительность», — говорит Гуарино. «Это также может привести к тому, что тело станет тяжелее и упадет энергия».
Длительное снижение уровня этих нейротрансмиттеров связано с депрессией, утомляемостью, общей нехваткой энергии, трудностями с концентрацией внимания, изменениями аппетита и сна.
Возможные варианты:
- мрачный
- Безнадежный
- Разочарован
- несчастный
- LONELY
- Скуче
- APETETIC
Доступный.
3.
Страх
Страх возникает, когда мозг воспринимает потенциальную угрозу. «Страх создает реакцию в нервной системе, которая предупреждает тело об опасности и может заставить его перейти в режим «сражайся или беги», — объясняет Гуарино. «Некоторые люди также могут замерзнуть».
По словам Федрика, другими воздействиями на организм могут быть учащение дыхания и сердцебиения, мышечное напряжение, сухость во рту, избыток энергии в организме и многое другое.
Variations include:
- Scared
- Worried
- Apprehensive
- Anxious
- Panic
- Insecure
- Discouraged
4.
Anger
Anger has a similar neurological response to fear, as many of the высвобождаются одни и те же гормоны и нейротрансмиттеры. «Гнев может вызвать мышечное напряжение и вспыльчивость», — говорит Гуарино. «Вы можете реагировать, крича, варясь в негативных мыслях или набрасываясь на людей или предметы, чтобы снять стресс».
«Тесная корреляция между страхом и гневом объясняет, почему родители могут кричать, когда ребенок собирается сделать что-то опасное, или почему партнер может стать агрессивным, чувствуя себя спровоцированным своим партнером», — объясняет Федрик.
Вариации включают в себя:
- Разочарован
- Раздраженные
- MAD
- Раздражанный
- SKEPTICAN
- Ревнивый
5.
DISGURS
9000 2
. У вас может возникнуть расстройство желудка, или вы можете обнаружить, что хотите выйти из ситуации.«Отвращение предназначено для защиты тела, отталкивая нас от вещей, которые могут быть токсичными или зараженными», — говорит Федрик. «[Примеры] отвращения могут быть связаны с чем-то, что плохо пахнет или имеет неприятный вкус, или может быть ответом на моральные нарушения».
Вариации:
- Отталкиваемые
- Аверсии
- Аг. сюрприз.
«Первой реакцией может быть замораживание или шок», — говорит Гуарино. «Если удивление положительное, оно может привести к счастью, но если это плохая реакция, оно может вызвать реакцию травмы, которая может вызвать долгосрочные негативные реакции, такие как тревога, депрессия, страх и мышечное напряжение».
Возможные варианты:
- Шок
- Изумление
- Изумление
- Ошеломление
- Удивление
Другие теории эмоций.
Существует множество теорий и идей об эмоциональном процессе, и некоторые из них довольно противоречивы в отношении процесса переживания эмоции, говорит Федрик. Некоторые теории являются когнитивными, некоторые физиологическими, некоторые и теми и другими, а некоторые ни теми, ни другими.
Примеры включают социальные теории, которые объясняют эмоции как продукты культур и обществ, или колесо эмоций Роберта Плутника, которое цитирует восемь основных эмоций вместо шести.
Изображение Иллюстрация Грейс Ли / mbg Creative
Независимо от этих вариаций, многие эмоциональные исследования переплетаются и накладываются друг на друга. В целом, Федрик отмечает, что исследователи изучают эмоции, внимательно изучая выражения лица (включая микровыражения), наблюдая за расширением зрачков, активностью мозга, частотой сердечных сокращений и даже проводимостью кожи.
Вынос.
Хотя мы можем начать получать поверхностное понимание основных эмоций, эмоции чрезвычайно сложны, их постоянно изучают и узнают больше.
«Необходимо понять, что эмоции — это субъективный опыт, который является результатом того, как они интерпретируются», — говорит Федрик. «Хотя у вас может не быть влияния на интерпретацию доли секунды, у вас есть влияние на то, как вы продолжаете думать об этом событии».
Когнитивную обработку эмоций можно проводить в терапии с помощью таких практик, как ведение дневника, движение, медитация и т. д. Все эти методы также могут быть эффективными способами повышения вашего эмоционального интеллекта.
Какие бывают виды эмоций?
Автор Эмбер Фелтон
В этой статье
- Что такое эмоции?
- Что такое эмоциональное благополучие?
- Сколько эмоций?
Эмоции — это то, как вы реагируете на окружающий мир. Они являются важной частью ваших повседневных функций и помогают вам стать тем, кто вы есть. Они также влияют на качество вашей жизни. Эмоции, как правило, играют большую роль в психическом здоровье и благополучии.
Что такое эмоции?
Что такое эмоции? Как работают эмоции? Каково значение эмоций? Откуда берутся эмоции?
Эмоции, чувства и настроения — это термины, которые часто используются взаимозаменяемо, даже если это не так. Эти три термина очень различны.
Что касается эмоций, чувств и настроения, эмоция обычно определяется как сложная реакция на определенные ситуации, часто включающая поведенческие, эмпирические и физиологические факторы. Короче говоря, эмоции — это то, как вы справляетесь с обстоятельствами, которые важны для вас лично. Эти переживания можно разделить на три категории: субъективные переживания, физиологические реакции и поведенческие и экспрессивные реакции.
Чувства и настроения отличаются от эмоций. Чувства возникают в результате эмоционального опыта, а настроения возникают в результате кратковременных эмоциональных состояний.
Какова цель эмоций?
Эмоции играют важную роль в вашем психическом здоровье и благополучии:
- Эмоции помогают защищать, сохранять и улучшать вашу жизнь.
- Эмоции помогают вам общаться с другими.
- Эмоции помогают вам влиять на других.
- Эмоции самоподтверждаются.
Что такое эмоциональное благополучие?
Эмоции существенно влияют на вашу способность выполнять повседневные дела и поддерживать здоровые отношения.
Эмоции также могут влиять на ваше психическое здоровье и благополучие. Ваша реакция на определенные переживания, чувства и ситуации может меняться с годами. Когда вы хорошо регулируете свои эмоции, что известно как эмоциональное благополучие или эмоциональный интеллект (EQ), вы можете лучше справляться со стрессовыми ситуациями. Иногда происходит чрезмерная регуляция, и хотя может показаться, что человек хорошо справляется со стрессовой ситуацией, позже это может иметь неприятные последствия. Эмоциональное благополучие также поможет вам адаптироваться к изменениям, происходящим в вашей жизни, и любым трудным ситуациям, с которыми вы можете столкнуться.
Как улучшить свое эмоциональное состояние? Есть несколько простых шагов:
- Повышение устойчивости: Устойчивость — это когда вы можете контролировать свои негативные мысли и эмоции и быстрее восстанавливаться после стрессовых ситуаций. Повышение устойчивости поможет вам лучше справляться со своими эмоциями. Но как развить устойчивость? Один из способов сделать это — практиковать здоровые стратегии выживания.
- Улучшение социальных отношений: Мы, люди, социальные существа, и социальные связи и отношения помогают нам процветать. Даже тем, кто называет себя интровертами, приятно иметь хотя бы одну-две социальные связи в жизни. Это может быть просто семья, соседи или коллеги. Ученые также изучают связь между социальными связями и тем, как они влияют на наше физическое и эмоциональное здоровье.
- Улучшите свой сон: Сон — один из самых жертвенных факторов в нашей жизни. Мы часто ограничиваем количество часов сна, чтобы уместить больше дел в нашу повседневную жизнь. Однако сон важен, особенно для вашего эмоционального благополучия, которое также влияет на ваше психическое и физическое здоровье. Когда вам не хватает сна, ваша умственная деятельность снижается. Но когда вы высыпаетесь, вы можете мыслить более кратко, у вас лучше рефлексы и вы можете лучше сосредоточиться.
- Научитесь справляться с утратой: 902:50 Независимо от того, потеряли ли вы кого-то, пострадали от понижения в должности или увольнения или испытали какую-либо другую потерю в своей жизни, ваш мир переворачивается с ног на голову. Потерять кого-то — одно из самых ужасных событий, которые только можно себе представить, и научиться справляться с этой потерей может показаться непосильной задачей. Есть много способов скорбеть и горевать, и ни один из них не является правильным или неправильным. Получение поддержки от ваших близких может помочь вам пройти через процесс скорби, но вам может понадобиться дополнительная помощь в виде психотерапевта. В любом случае, умение справляться с этими потерями поможет вашему эмоциональному благополучию, когда вы столкнетесь с новыми потерями. Один из способов справиться с этим — встретиться лицом к лицу со своим горем и позволить ему пройти через это.
- Практикуйте осознанность: Возможно, вы уже слышали термин «осознанность», но не знаете, что он на самом деле означает. Когда вы достигаете состояния осознанности, вы полностью осознаете, что происходит в вашей жизни в данный момент. Это включает в себя все, что происходит внутри и снаружи вашего тела. Некоторые люди живут своей жизнью на автопилоте, в то время как другие слишком много беспокоятся о прошлом и будущем, которое находится вне их контроля. Практикуя осознанность, вы живете в настоящем.
- Уменьшение стресса: Стресс — это нормальная часть жизни, но то, как вы с ним справляетесь, влияет на ваше эмоциональное благополучие. Стресс иногда может дать вам заряд энергии, но если он длительный или хронический, то в долгосрочной перспективе он может повредить. Вы должны найти способы справиться со стрессом и повысить устойчивость.
Сколько эмоций?
Сколько эмоций? Какие бывают виды эмоций?
Существует шесть основных эмоций:
- Гнев: Гнев является результатом эмоционального состояния с повышенной восприимчивостью к разочарованию, враждебности и вспышкам гнева.
- Отвращение: Отвращение возникает как сильное эмоциональное состояние, обычно из чувства отвращения.
- Страх: Страх — это эмоция, которая проявляется в виде реакции «бей, беги или замри», что важно для выживания.
- Счастье: Счастье — одна из самых приятных эмоций, возникающая в результате чувства радости, удовлетворения и удовлетворенности.
- Печаль: Грусть возникает из-за чувства безнадежности, разочарования и горя.
- Удивление: Эмоциональное состояние удивления обычно кратковременно. Он может быть положительным или отрицательным и обычно возникает после неожиданного события.
Другие типы эмоций включают:
- Интерес: Чувства дружелюбия, доброты, привязанности, преданности и другие связанные чувства.
- Радость: Подобно счастью, радость проявляется через чувства удовольствия, облегчения, восторга и экстаза.
- Стыд: Стыд проявляется через чувство вины, раскаяние, сожаление и смущение.
Хотя это лишь некоторые примеры общих эмоций, многие другие можно узнать из конкретных ситуаций, культур, членов семьи и других ситуаций. Есть также эмоции, которые являются комбинацией других, таких как предвкушение, изумление, отвращение, скука и другие.
Примеры эмоций
Какие примеры эмоций можно привести?
Подумайте вот о чем: вы едете по шоссе, и перед вашим автомобилем выбегает дорогой человек.