Виды метода наблюдения в психологии: Виды наблюдения — Психологос

Содержание

Виды наблюдения — Психологос

Виды наблюдения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:52

 

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

  • Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,
  • Явным и скрытым,
  • Непосредственным и опосредованным,
  • Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
  • Прямым и косвенным,
  • Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение — такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения — регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. ;;

5Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Жизнь замечательных людей
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге

Популярные статьи:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Лидер
  • Субординация: уважаем руководителя
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора

Хиты недели:

  • Свои недостатки ставим себе на службу
  • Лидер
  • Субординация: уважаем руководителя
  • Карл Роджерс
  • Никто никому ничего не должен?

Формы, способы и виды наблюдения в психологии

Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.

О наблюдении в целом

Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.

Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.

Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.

Три значения

Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:

  1. Наблюдение как метод.
  2. Как деятельность.
  3. Как методику.

Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.

Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.

С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.

Особенности метода

Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.

Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:

  • Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
  • Эмоциональная составляющая эксперимента.
  • Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.

В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.

Виды наблюдения

Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:

  1. Объективное наблюдение и самонаблюдение.
  2. Полевое и лабораторное исследование.
  3. Индивидуальный и коллективный эксперимент.
  4. Случайное и преднамеренное изучение.
  5. Систематическое и несистематическое наблюдение.
  6. Полное и неполное исследование.
  7. Сплошной и выборочный эксперимент.
  8. Констатирующее и оценивающее изучение.
  9. Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
  10. Исследования открытого и закрытого характера.
  11. Включенный и невключенный эксперимент.
  12. Прямое и косвенное исследование.

Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.

Объективное, лабораторное и полевое исследование

Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.

Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.

Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.

Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.

Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение

Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.

Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.

Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.

Систематические и полные исследования

В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.

Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:

  1. Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
  2. Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.

С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.

Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.

При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.

Выборочный эксперимент и констатация фактов

Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.

Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.

Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.

Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.

Стандарты. Открытые и закрытые исследования

Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.

При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.

Включенное, прямое, спровоцированное

При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.

Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.

Предмет наблюдения

В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:

  1. Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
  2. Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
  3. Перемещения людей.

Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.

Правила проведения наблюдений

При проведении исследования важно выполнять такие требования:

  • Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
  • Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
  • Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
  • Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.

Средства наблюдения и этический кодекс

Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.

В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:

  1. Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
  2. Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
  3. Минимизировать вторжение в личную жизнь.
  4. Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.

В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.

Что такое обсервационное исследование?

Опубликован в 31 марта 2022 г. к Теган Джордж. Отредактировано 24 марта 2023 г.

Наблюдательное исследование используется для ответа на исследовательский вопрос, основанный исключительно на том, что наблюдает исследователь. Нет никакого вмешательства или манипуляций с субъектами исследования, а также с контрольными и лечебными группами.

Эти исследования часто носят качественный характер и могут использоваться как в поисковых, так и в объяснительных целях. Хотя количественные обсервационные исследования существуют, они менее распространены.

Наблюдательные исследования обычно используются в точных науках, медицине и социальных науках. Часто это происходит из-за этических или практических соображений, которые мешают исследователю проводить традиционный эксперимент. Однако отсутствие контрольных и лечебных групп означает, что формирование выводов затруднено, и существует риск смешения переменных и предвзятости наблюдателя, влияющих на ваш анализ.

Содержание

  1. Типы наблюдения
  2. Типы обсервационных исследований
  3. Пример обсервационного исследования
  4. Преимущества и недостатки обсервационных исследований
  5. Обсервационное исследование по сравнению с экспериментом
  6. Часто задаваемые вопросы
  7. Виды наблюдения

    Существует множество типов наблюдения, и бывает сложно отличить их друг от друга. Вот некоторые из наиболее распространенных типов, которые помогут вам выбрать лучший для вашего обсервационного исследования.

    Тип Определение Пример
    Естествознание Исследователь наблюдает за тем, как участники реагируют на окружающую среду в «реальных» условиях, но никак не влияет на их поведение Наблюдение за обезьянами в вольере зоопарка
    Включенное наблюдение Также происходит в «реальных» условиях, но здесь исследователь погружается в группу участников в течение определенного периода времени Проведение нескольких месяцев в больнице с пациентами, страдающими определенным заболеванием
    Систематическое наблюдение Используя кодирование и строгий график наблюдения, исследователи наблюдают за участниками, чтобы подсчитать, как часто происходит определенное явление Подсчет количества смехов детей в классе
    Негласное наблюдение Зависит от того факта, что участники не знают, что за ними наблюдают Наблюдение за взаимодействием в общественных местах, таких как поездки на автобусе или в парке
    Количественное наблюдение Включает счетные или числовые данные Наблюдения, связанные с возрастом, весом или ростом
    Качественное наблюдение Задействованы «пять чувств»: зрение, слух, обоняние, вкус или слух Наблюдения, связанные с цветами, звуками или музыкой
    Практический пример Исследует человека или группу людей с течением времени, с идеей, что тщательное расследование может быть впоследствии распространено на других людей или группы
    Наблюдение за ребенком или группой детей во время их обучения в начальной школе
    Архивные исследования Использует первоисточники из библиотек, архивов или других хранилищ для изучения исследовательского вопроса Анализ данных переписи населения США или телефонных записей

    Виды обсервационных исследований

    Существует три основных типа обсервационных исследований: когортные исследования, исследования случай-контроль и перекрестные исследования.

    Когортные исследования

    Когортные исследования носят более лонгитюдный характер, поскольку они наблюдают за группой участников в течение определенного периода времени. Члены когорты выбираются из-за общей характеристики, такой как курение, и за ними часто наблюдают в течение нескольких лет.

    Исследования случай-контроль

    Исследования случай-контроль объединяют две группы: группу тематического исследования и контрольную группу. Группа тематического исследования имеет определенный атрибут, а контрольная группа — нет. Затем две группы сравнивают, чтобы увидеть, проявляет ли группа случаев конкретную характеристику больше, чем контрольная группа.

    Например, если вы сравните курильщиков (группа тематического исследования) с некурящими (контрольная группа), вы сможете увидеть, было ли у курильщиков больше случаев заболевания легких, чем у некурящих.

    Примечание: В исследованиях случай-контроль группа тематического исследования выбирается потому, что они уже обладают интересующим атрибутом — в данном случае курением.

    Поперечные исследования

    Поперечные исследования анализ изучаемой совокупности в определенный момент времени.

    Это часто включает сужение ранее собранных данных до одного момента времени, чтобы проверить распространенность теории — например, анализ того, у скольких людей было диагностировано заболевание легких в марте данного года. Это также может быть разовое наблюдение, например, провести один день в отделении болезней легких в больнице.

    Пример наблюдательного исследования

    Обсервационные исследования обычно достаточно просты в разработке и проведении. Иногда все, что вам нужно, это блокнот и ручка! При планировании исследования вы можете выполнить следующие шаги.

    Шаг 1. Определите тему и цели вашего исследования

    Первый шаг — определить, что вам интересно наблюдать и почему. Наблюдательные исследования отлично подходят, если вы не можете провести эксперимент по практическим или этическим причинам или если тема вашего исследования зависит от естественного поведения.

    Пример: Тема наблюдательного исследования. Вас интересует взаимодействие малышей в детском саду, особенно то, как они справляются с сильными эмоциями, такими как волнение, страх, гнев или печаль. Проведение эксперимента может быть затруднено по этическим причинам: дети младшего возраста являются уязвимой группой и не могут дать согласие на участие.

    Шаг 2. Выберите тип и метод наблюдения

    С точки зрения техники, есть несколько вещей, которые следует учитывать:

    • Вы заранее определяете, что хотите наблюдать, или идете непредвзято?
    • Есть ли другой метод исследования, который имел бы смысл в сочетании с наблюдением?
    • Имеет ли значение для вашего анализа, если ваши участники знают, что вы там?
      • Если да, обязательно проведите скрытое наблюдение.
      • Если нет, подумайте, что лучше подходит: наблюдение издалека или активное участие в вашем наблюдении.
    • Как вы можете упредить смешанные переменные, которые могут повлиять на ваш анализ?
    Пример: подходы к наблюдательному исследованию. Существует несколько способов, которыми вы можете продолжить свое исследование, в зависимости от темы вашего исследования:
    • Вы могли наблюдать за детьми, играющими на детской площадке, в натуралистическом наблюдении.
    • Можно месяц провести в детском саду в своем городе, проводя включенное наблюдение, погружаясь в повседневную жизнь детей.
    • Вы можете вести скрытое наблюдение за стеной или стеклом, где дети вас не увидят.

    В целом очень важно оставаться организованным. Придумайте сокращение для своих заметок или, возможно, создайте шаблоны, которые вы сможете заполнить. Поскольку эти наблюдения происходят в режиме реального времени, у вас не будет второго шанса с теми же данными.

    Шаг 3. Настройте обсервационное исследование

    Прежде чем приступить к наблюдениям, обратите внимание на несколько моментов:

    • Планируйте заранее: Если вас интересуют детские сады, вам нужно будет позвонить нескольким в вашем районе, чтобы запланировать посещение. Не все из них разрешают наблюдение, или может потребоваться согласие родителей, поэтому дайте себе достаточно времени, чтобы все настроить.
    • Определите свой метод ведения заметок: Наблюдательные исследования часто основаны на ведении заметок, потому что другие методы, такие как видео- или аудиозапись, могут изменить поведение участников.
    • Получите информированное согласие от ваших участников (или их родителей), если вы хотите записать:  В конечном счете, даже если это может облегчить ваш анализ, проблемы, связанные с записью участников, часто делают ручку и бумагу лучшим выбором.

    Шаг 4. Проведите наблюдение

    После того, как вы выбрали тип наблюдения, определились с техникой, выбрали время и место, пришло время провести наблюдение.

    Пример: Наблюдательное исследование. Вы решили, что у малышей есть особая характеристика, которая вас интересует. Предположим, вы выдвинули гипотезу о том, что только дети чаще расстраиваются, когда их бросают в детский сад, чем дети, имеющие братьев и сестер.

    Здесь вы можете разделить их на контрольные и контрольные группы. У детей с братьями и сестрами есть интересующая вас характеристика (братья и сестры), а у детей из контрольной группы — нет.

    Затем вы можете присутствовать на утренней высадке на автобазе и наблюдать, действительно ли дети с братьями и сестрами меньше расстраиваются, когда их подвозят опекуны.

    При проведении обсервационных исследований будьте очень осторожны, чтобы не смешать или «скрыть» переменные. В приведенном выше примере вы наблюдали за детьми, когда их высаживали, оценивая, расстроены они или нет. Однако здесь могут быть задействованы и другие факторы (например, болезнь).

    Шаг 5. Анализ данных

    После того, как вы закончите наблюдение, немедленно запишите свои первоначальные мысли и впечатления, а также дополнительные вопросы или любые проблемы, которые вы заметили во время наблюдения. Если вы записали свои наблюдения на аудио- или видеокамеру, вы можете расшифровать их.

    В вашем анализе может использоваться индуктивный или дедуктивный подход:

    • Если вы проводили свои наблюдения более открытым способом, индуктивный подход позволяет вашим данным определять ваши темы.
    • Если у вас были определенные гипотезы до проведения ваших наблюдений, дедуктивный подход анализирует, подтверждают ли ваши данные те темы или идеи, которые у вас были ранее.

    Далее вы можете провести тематический или контент-анализ. Из-за открытого характера обсервационных исследований наиболее подходящим вариантом, вероятно, является тематический анализ.

    Шаг 6. Обсудите направления будущих исследований

    Наблюдательные исследования, как правило, носят исследовательский характер, и они часто недостаточно сильны, чтобы давать отдельные выводы, из-за их очень высокой чувствительности к предвзятости наблюдателя и смешанных переменных. По этой причине наблюдательные исследования могут показать только ассоциацию, а не причинно-следственную связь.

    Если вы воодушевлены сделанными вами предварительными выводами и хотите продолжить изучение темы, возможно, вам придется перейти на другой метод исследования, например на эксперимент.

    Преимущества и недостатки обсервационных исследований

    Преимущества

    • Наблюдательные исследования могут предоставить информацию о трудно поддающихся анализу темах экономичным и эффективным способом.
    • Они позволяют вам изучать предметы, которые не могут быть рандомизированы безопасно, эффективно или этично.
    • Часто их довольно просто проводить, поскольку вы просто наблюдаете за поведением участников или используете уже существующие данные.
    • Часто они бесценны для более поздних, крупномасштабных клинических испытаний или экспериментальных планов.

    Недостатки

    • Наблюдение изо всех сил пытается стать надежным методом исследования. Существует высокий риск систематической ошибки наблюдателя и необнаруженных смешанных переменных или опущенных переменных.
    • В них отсутствуют убедительные результаты, как правило, они не являются внешне достоверными или обобщаемыми и обычно могут служить лишь основой для дальнейших исследований.
    • Они не могут делать заявления о безопасности или эффективности изучаемых ими вмешательств или методов лечения, они только наблюдают за реакцией на них. Поэтому они дают менее удовлетворительные результаты, чем другие методы.

    Сравнение наблюдения и эксперимента

    Ключевое различие между обсервационными исследованиями и экспериментами заключается в том, что правильно проведенное обсервационное исследование никогда не попытается повлиять на ответы, в то время как экспериментальные планы по определению предусматривают какое-то условие лечения, применяемое к части участников.

    Однако могут быть случаи, когда невозможно, опасно или нецелесообразно влиять на поведение ваших участников. Это может иметь место в медицинских исследованиях, где неэтично или жестоко воздерживаться от вмешательства, потенциально спасающего жизнь, или в лонгитюдном анализе, когда у вас нет возможности следить за своей группой на протяжении всей их жизни.

    Обсервационное исследование может подойти для вашего исследования, если случайное распределение участников по контрольной и лечебной группам невозможно или очень затруднительно. Однако проблемы, возникающие в обсервационных исследованиях с точки зрения достоверности, смешанных переменных и убедительности, могут означать, что эксперимент более надежен.

    Если вы можете безопасно рандомизировать участников и ваш исследовательский вопрос определенно носит причинно-следственный характер, рассмотрите возможность проведения эксперимента.

    Часто задаваемые вопросы

    Как вы определяете обсервационное исследование?

    Наблюдательное исследование — отличный выбор для вас, если ваш исследовательский вопрос основан исключительно на наблюдениях. Если есть этические, логистические или практические проблемы, которые мешают вам провести традиционный эксперимент, наблюдательное исследование может быть хорошим выбором. В обсервационном исследовании нет вмешательства или манипулирования субъектами исследования, а также нет контрольных или лечебных групп.

    Что такое экспериментальный дизайн?

    Планирование эксперимента означает планирование набора процедур для исследования связи между переменными. Для разработки контролируемого эксперимента вам понадобятся:

    • Поддающаяся проверке гипотеза
    • Хотя бы одна независимая переменная, которой можно точно манипулировать
    • Хотя бы одна зависимая переменная, которую можно точно измерить

    При планировании эксперимента вы решаете:

    • Как вы будете манипулировать переменными
    • Как вы будете контролировать любые потенциальные смешанные переменные
    • Сколько субъектов или образцов будет включено в исследование
    • Как субъектам будут назначены уровни лечения

    Экспериментальный план необходим для внутренней и внешней достоверности вашего эксперимента.

     

    Процитировать эту статью Scribbr

    Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

    Джордж, Т. (2023, 24 марта). Что такое обсервационное исследование? | Руководство и примеры. Скриббр. Проверено 3 апреля 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/observational-study/

    Процитировать эту статью

    Полезна ли эта статья?

    Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса. ..

    Теган — американка, проживающая в Амстердаме, со степенью магистра политических наук и управления образованием. Хотя в душе она определенно является политологом, ее опыт работы в университетах привел к стремлению сделать темы социальных наук более доступными и интересными для студентов.

    Натуралистическое наблюдение | Определение, руководство и примеры

    Опубликован в 10 февраля 2022 г. к Прита Бхандари. Отредактировано 13 марта 2023 г.

    Натуралистическое наблюдение — это метод качественного исследования, при котором вы записываете поведение испытуемых в реальных условиях. Вы избегаете вмешательства или влияния на какие-либо переменные в натуралистическом наблюдении.

    Вы можете думать о натуралистическом наблюдении как о «людях, наблюдающих» с определенной целью.

    Примечание
    Натуристическое наблюдение — это один из методов исследования, который можно использовать для наблюдательного плана исследования. Другим распространенным типом наблюдения является управляемое наблюдение . В этом случае исследователь наблюдает за участником в контролируемой среде (например, в лаборатории). Наблюдатель контролирует большинство переменных и обеспечивает структурное наблюдение за участниками (например, путем кодирования определенного поведения).

    Содержание

    1. Что такое натуралистическое наблюдение?
    2. Типы методов натуралистического наблюдения
    3. Как собирать данные
    4. Выборка данных
    5. Преимущества натуралистического наблюдения
    6. Недостатки натуралистического наблюдения
    7. Часто задаваемые вопросы о натуралистическом наблюдении

    Что такое натуралистическое наблюдение?

    В ходе натуралистических наблюдений вы изучаете своих испытуемых в их собственной среде, чтобы изучить их поведение без какого-либо внешнего влияния или контроля. Это исследовательский метод, используемый в полевых исследованиях.

    Традиционно натуралистические наблюдения использовались исследователями животных, психологами, этнографами и антропологами. Естественные наблюдения полезны в качестве подхода к выдвижению гипотез, потому что вы собираете богатую информацию, которая может вдохновить на дальнейшие исследования.

    Пример: натуралистическое наблюдение в зоологии. В 1930-х годах зоолог Конрад Лоренц ввел знаменитый термин «импринтинг», который описывает критический период обучения животных. Он придумал эту идею, наблюдая за вылупляющимися утятами и гусятами, а затем делая подробные записи об их поведении.

    Основываясь на своих натуралистических наблюдениях, он полагал, что эти птицы импринтировались на первого потенциального родителя в их окружении, и они быстро научились следовать за ними и их действиями.

    Позже он разработал эксперименты для проверки гипотезы и нашел явное подтверждение своей теории.

    Естественные наблюдения особенно ценны для изучения поведения и действий, которые невозможно воспроизвести в контролируемых лабораторных условиях.

    Примеры: натуралистические наблюдения в различных областях
    Поле Пример
    Развитие ребенка Вы отслеживаете развитие речи ребенка в естественной среде, в собственном доме, с помощью устройства для записи звука.
    Исследования потребителей Вы изучаете, как покупатели продовольственных товаров перемещаются по магазину и делают покупки по-разному после изменения планировки.
    Спортивная психология Вы триангулируете отчеты об употреблении наркотиков среди спортсменов с помощью личных наблюдений.

    Типы натуралистических методов наблюдения

    Натуралистические наблюдения могут быть:

    • Скрыто или явно: Вы либо скрываетесь, либо раскрываете свою личность в качестве наблюдателя участникам, за которыми вы наблюдаете.
    • Участник или неучастник: Вы сами участвуете в деятельности или поведении или наблюдаете со стороны.

    Существует четыре основных способа использования натуралистических наблюдений.

    Виды натуралистических наблюдений
    Включенное наблюдение Неучастное наблюдение
    Скрытое наблюдение Субъекты не подозревают, что вы наблюдаете за ними, потому что сообщение им может повлиять на их поведение.

    Вы также погружаетесь в деятельность, которую исследуете сами.

    Вы не сообщаете и не показываете участникам, что наблюдаете за ними.

    Вы наблюдаете за участниками на расстоянии, не вовлекаясь в них.

    Пример: Вы изучаете организационную практику в небольших стартапах, присоединившись к ним в качестве сотрудника.

    Вы не раскрываете, что являетесь исследователем, и тайно делаете заметки о поведенческих данных.

    Пример: Вы делаете видеозаписи занятий в классе, чтобы учиться в качестве наблюдателя.

    Участники не знают, что за ними наблюдают, потому что камеры расположены незаметно.

    Открытое наблюдение Вы сообщаете или даете понять участникам, что наблюдаете за ними.

    Вы также участвуете в деятельности, которую исследуете сами.

    Участники знают, что вы наблюдаете за ними.

    Вы наблюдаете за участниками на расстоянии, не вовлекаясь в них.

    Пример: Вы присоединяетесь к стартапу в качестве стажера и проводите там исследования для своей диссертации.

    Вы участвуете в организации, изучая их организационную практику со всеобщим знанием.

    Пример: Вы присоединяетесь к классу и изучаете поведение учеников, не участвуя в этом сами.

    Вашим участникам ясно, что вы за ними наблюдаете.

    Важно отметить, что все это происходит в естественных условиях, а не в экспериментальных лабораторных условиях. Хотя вы можете активно участвовать в некоторых видах наблюдений, вы воздерживаетесь от влияния на других или чрезмерного вмешательства в действия, за которыми наблюдаете.

    Как собирать данные

    Вы можете использовать различные методы сбора данных для натуралистических наблюдений.

    Аудиовизуальные записи

    В настоящее время принято собирать наблюдения с помощью аудио- и видеозаписей, чтобы вы могли вернуться к ним на более позднем этапе или поделиться ими с другими обученными наблюдателями. Лучше всего размещать эти записывающие устройства незаметно, чтобы они не отвлекали ваших участников. Это может привести к эффекту Хоторна, когда участники меняют свое поведение, как только узнают, что их записывают.

    Однако убедитесь, что вы получили информированное согласие (в письменном формате ) от каждого участника до их записи.

    Пример: аудиовизуальные записи. Вы размещаете видеокамеры на школьной площадке, чтобы изучить частоту и тип взаимодействия детей со сверстниками с течением времени. Вы должны убедиться, что эти камеры находятся вне поля зрения, чтобы ваши испытуемые не обращали на них внимания.

    Ведение заметок

    Вы можете делать заметки во время натуралистических наблюдений. Запишите все, что кажется вам релевантным или важным для вас, исходя из темы вашего исследования и интересов, неструктурированным образом.

    Пример: Ведение заметок Вы наблюдаете за социальными взаимодействиями и употреблением алкоголя в баре колледжа и делаете заметки. Вы записываете свое восприятие уровня потребления пива испытуемыми, громкости и частоты их речи, их общего поведения и всего остального, что бросается в глаза.

    Счетчик

    Если вы изучаете конкретное поведение или события, часто полезно подсчитывать частоту их появления в течение определенного периода времени. Вы можете использовать подсчет, чтобы легко записывать каждый случай, который вы наблюдаете в данный момент.

    Пример: подсчет. Вы сосредотачиваетесь на наблюдении за четырьмя студентами колледжа, в частности, в баре колледжа. Вы изучаете их поведение, связанное с употреблением алкоголя, и записываете, сколько напитков они выпивают за одно посещение.

    Выборка данных

    Существует много информации, которую вы можете собрать, проводя исследования в естественной, неконтролируемой среде. Чтобы упростить сбор данных, вы часто будете использовать выборку данных.

    Выборка данных позволяет сузить область записи данных до определенного времени или события.

    Выборка времени

    Вы записываете наблюдения только в определенное время. Эти временные интервалы могут быть выбраны случайным образом (например, в 8:03, 10:34, 12:51) или систематически (например, каждые 2 часа). Вы записываете, происходит ли интересующее вас поведение в эти периоды времени.

    Пример: временная выборка. Вы наблюдаете за социальным поведением детей в классе. Вы систематически наблюдаете и записываете все социальное поведение в течение 5 минут каждые 2 часа в течение нескольких дней.

    Выборка события

    Вы записываете наблюдения только тогда, когда происходят определенные события. Вы можете использовать подсчет, чтобы отметить частоту события, или делать заметки каждый раз, когда вы видите, что событие происходит.

    Пример: выборка событий. Вы фокусируетесь на кооперативном поведении восьмилетних детей в классе. Во время групповых занятий вы наблюдаете и делаете заметки каждый раз, когда сталкиваетесь с социальным поведением детей.

    Преимущества натуралистического наблюдения

    Естественные наблюдения — ценный инструмент из-за его гибкости, внешней валидности и пригодности для исследовательских тем, которые нельзя изучать в лаборатории.

    • Гибкость

    Поскольку натуралистическое наблюдение не является экспериментальным методом, вы не обязаны соблюдать строгие процедуры. Вы можете избежать использования жестких протоколов, а также изменить свои методы на полпути, если вам нужно.

    • Экологичность

    Естественные наблюдения имеют особенно высокую экологическую достоверность, потому что вы используете реальную среду вместо лабораторных. Люди не всегда ведут себя одинаково в лаборатории и за ее пределами. Ваши участники ведут себя более аутентично, когда не знают, что за ними наблюдают, что снижает риск эффекта Хоторна.

    • Инновация

    Естественные наблюдения помогут вам изучить темы, которые вы не сможете изучить в лаборатории по этическим соображениям. Вы также можете использовать технологию для записи разговоров, поведения или другого шума, если у вас есть согласие или это допустимо с этической точки зрения.

    Недостатки натуралистического наблюдения

    К недостаткам натуралистического наблюдения относятся отсутствие научного контроля, этические соображения и возможность предвзятости со стороны наблюдателей и испытуемых.

    • Отсутствие контроля

    Поскольку вы проводите исследования в естественной среде, вы не можете контролировать настройки или какие-либо переменные. Без этого контроля вы не сможете делать выводы о причинно-следственных связях. Возможно, вы также не сможете воспроизвести свои выводы в другом контексте, с другими людьми или в другое время.

    Большинство людей не хотят, чтобы за ними наблюдали в течение дня без их явного согласия или осознания. Важно всегда уважать конфиденциальность и стараться быть ненавязчивым. Также лучше использовать натуралистические наблюдения только в публичных ситуациях, когда люди ожидают, что они не будут одни.

    Примечание: Не записывайте людей без получения письменного информированного согласия до начала наблюдений.
    • Предвзятость наблюдателя

    Поскольку вы собираете данные косвенно, всегда существует риск предвзятости наблюдателя при натуралистических наблюдениях. Ваше восприятие и интерпретация поведения могут зависеть от вашего собственного опыта и неточно отражать правду. Этот тип смещения особенно вероятен при использовании методов включенного наблюдения.

    • Предвзятость субъекта

    Когда вы наблюдаете за объектами в их естественной среде, они иногда могут осознавать, что за ними наблюдают. В результате они могут изменить свое поведение, чтобы действовать более социально желательными способами, чтобы подтвердить ваши ожидания, или восприятие высоких или низких ожиданий может вызвать эффект Пигмалиона.

    Часто задаваемые вопросы о натуралистических наблюдениях

    Как я могу свести к минимуму предвзятость наблюдателя в моем исследовании?

    Вы можете использовать несколько тактик, чтобы свести к минимуму предвзятость наблюдателя.

    • Используйте маскировку (ослепление) , чтобы скрыть цель вашего исследования от всех наблюдателей.
    • Триангулируйте ваши данные с помощью различных методов или источников сбора данных.
    • Используйте несколько наблюдателей и обеспечьте надежность между станциями.
    • Обучите ваших наблюдателей, чтобы убедиться, что между ними постоянно записываются данные.
    • Стандартизируйте процедуры наблюдения, чтобы они были структурированными и четкими.

    Предвзятость социальной желательности — это склонность участников интервью давать ответы, которые будут благосклонно восприняты интервьюером или другими участниками. Это происходит во всех типах интервью и опросов, но чаще всего в полуструктурированных интервью, неструктурированных интервью и фокус-группах.

    Предвзятость социальной желательности можно смягчить, обеспечив участникам непринужденность и удобство при обмене мнениями. Обязательно обращайте внимание на собственный язык тела и любые физические или словесные сигналы, такие как кивание или расширение глаз.

    Этот тип предвзятости также может проявляться в наблюдениях, если участники знают, что за ними наблюдают. Соответственно они могут изменить свое поведение.

    Процитировать эту статью Scribbr

    Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

    Бхандари, П. (2023, 13 марта). Натуралистическое наблюдение | Определение, руководство и примеры. Скриббр. Проверено 9 апреля 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/naturalistic-observation/

    Процитировать эту статью

    Полезна ли эта статья?

    Вы уже проголосовали.

Добавить комментарий