Виды мотива: Мотив: характеристика и виды

Содержание

Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Формирование мотивации общения.

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.

Основные характеристики мотива

Сила. Выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива.

Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.

Устойчивость. Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.

Функции мотива

Побуждающая. Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность.

Направляющая. Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения.

Регулирующая. Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Виды мотивов

Биологические мотивы – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.

Мотив достижения

проявляется как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

Мотив избегания выражается в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств).

Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми.

Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т. д.

Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.

Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.

При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности.

К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности.

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности.

Установка готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

В структуре установки выделяют три подструктуры:

  • когнитивную – совокупность того, что готов познать и воспринять человек;

  • эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

  • поведенческую – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Интересы это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Желание

– это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.

Формирование мотивации общения

Мотив. Виды мотива

 

МОТИВ

 

МОТИВ (франц. motif, от лат. motivus — «подвижный») — в музыке мотивом называют наименьшую, относительно самостоятельную часть формы, равную одному метрическому такту. Развитие музыкальной композиции осуществляется посредством многообразных повторений и преобразований исходного

мотива, отсюда название. Из отдельных мотивов складывается лейтмотив (нем. Leitmotiv— «ведущий мотив«) — повторяющаяся музыкальная фраза, гармонический оборот, мелодия.

Мотив выражает содержание композиции через одну часть и является компонентом в составе художественного образа. Например, в архитектуре арка — разновидность строительной конструкции — является темой, а повторяющийся ряд арок — аркада —

мотивом архитектурной композиции определенного стиля. Ряд полуциркульных арок является мотивом романского искусства, стрельчатых — характерный мотив Готики, полуциркульная арка, опирающаяся непосредственно на капители колонн, — тема архитектуры эпохи Итальянского Возрождения.

Мотив — относительно самостоятельная и завершенная в себе композиция, но от сочетания и взаимодействия различных мотивов, рассматриваемых в движении во времени и пространстве, появляются новые мотивы и темы. Так, из зигзага возникает мотив волны, или меандра, из ромба —

мотив трельяжа, из раскрепованного карниза — «волнение стен» в архитектуре Барокко.

Мотивы могут находиться в различных отношениях к объекту изображения в зависимости от меры обобщения, метода работы художника — наглядного,символического, абстрактного. В натуралистической живописи, а также в предварительном этюде с натуры понятия мотива в природе и в искусстве совпадают. Отсюда характерное выражение: ходить на мотив. Мотивом в таком случае называют вид местности с определенной точки зрения, часть пейзажа. Так, например, красота и настроение замечательных пейзажей И. И. Левитана не заключены в качествах художественной формы. Определение «

левитановский пейзаж» мы относим не к конкретной картине, а к характеру действительного пейзажа, который ассоциируется в нашем представлении с особым чувством тоски и одиночества, свойственными личности Левитана.

В творчестве французских импрессионистов мотив имеет иной смысл — это один из преходящих моментов состояния природы, подвергающийся в процессе живописного анализа многократным превращениям. В таком случае живописный мотив, например «красное на зеленом«, приобретает по отношению к аналогичному природному мотиву символический смысл.

Для искусства архитектуры характерны как символические (купол —небесный свод), так и абстрактные отношения художественного и природного мотивов. Последние строятся на основе формальных соответствий и «гармонического резонанса«.

 

ВИДЫ МОТИВА

 

Акант

АКАНТ (лат. Acanthus от греч. a-kamptos — негибкий, akantha — «колючка») — род растений семейства акантовых, произрастающих в районе Средиземноморья. Acanthus spinosus(колючий) имеет узкие, острые, с колючками, листья.

Мотив аканта один из любимых в античном искусстве. Использовался как элемент орнамента архитектурных фризов,  карнизов,   акротериев,  киматиев, наряду с пальметтой — в  росписях керамических ваз и торевтике.

В отличие от греков, римляне чаще использовали мотив «acanthus mollis» («медвежьей лапы»), другой разновидности этого растения — с широкими изогнутыми и разветвленными листьями. Они сделали его элементом пышной капители коринфского ордера. Такая капитель была особенно декоративна, она использовалась и позднее, в архитектуре Итальянского Возрождения и стиля Барокко.

Форма аканта необычайно пластична и динамична. Это и обеспечило ее долгую жизнь в искусстве. Характерно также, что слово «акант» рифмуетсяс греческимa-kanthos — «необрамленный«.

В  средневековом искусстве изображение листьев аканта ассоциировалось с  чертополохом   и терновым венцом, напоминающим о страданиях Христа. Поэтому такой мотив был одновременно символом жизни, динамики, роста и осознания греха, боли, сострадания к ближнему. Именно такой смысл, параллельный письменному тексту, приобрел мотив аканта в книжной  миниатюре средневековья. Отсюда акант — символ Вечной жизни и бессмертия души. Подобная символика усиливалась древним поверьем в то, что лист аканта— это рог растущей луны.

В готической архитектуре — в декоре архивольтов арок и капителей колонн—акант, так же, как мотив астверка, динамичен и натуралистичен, хотя его высекали из камня.

Лист аканта, вероятно как символ жизни, движения, — атрибут аллегории почитания изящных искусств.

Происхождение мотива аканта иногда объясняют результатом  комбинирования пальметт более древнего египетско-ассирийского происхождения.

БАНДЕЛЬВЕРК (нем. bandelwerk от франц. bandele — «повязка, лента» и нем. Werk — «работа, изделие») — декоративный мотив, элемент орнамента в виде переплетающихся лент. Мотивы ленточного плетения получили распространение в искусстве готического стиля. В гравюрах и росписи итальянской майолики эпохи Возрождения декоративные ленты — бандероли — использовали для размещения надписей. Особенно популярным был этот мотив в сочетании с картушами и разного рода обрамлениями в искусстве французского Ренессанса, школы Фонтенбло, произведениях итальянского Маньеризма и немецкого барокко (отсюда немецкое написание слова). Во Франции эпохи «Большого стиля» Людовика XIV мотив бандельверка ассоциируется прежде всего с творчеством Жана Берена Старшего.



 

БАНДЕРОЛЬ (франц. banderole — «ремень, перевязь» от bande — «полоса» и roll — «крутить») — декоративный мотив в виде извивающейся ленты, полосы ткани. Иногда этот термин используют как французский аналог немецкому «бандельверк«, но чаще для обозначения реющей в пространстве ленты, несущей надпись, девиз. Такая лента прихотливо извивается и имеет остроконечный вырез. Другой мотив — бандероль, завязанная в виде банта и изображающая перевязь, подвеску, связку каких-либо атрибутов. Этот мотив характерен для искусства Рококо.


 

 

БУКРАНИИ (лат. bucranium — «бычья голова») — декоративный мотив и орнамент, составленный из изображений бычьих или козлиных черепов, дополненный гирляндами и жертвенными сосудами. Возник, вероятно, на о. Крит, где существовал культ быка. В Древней Греции отражал обычай жертвоприношений животных. Букраниями украшали жертвенники, алтари. С III в. до н. э. в архитектуре появляются рельефные и живописные фризы с изображением этих мотивов. Орнамент «букраний» использовался и позднее: в искусстве Итальянского Возрождения, в оформлении интерьеров, декоративных росписях, деталях мебели стилей Классицизма, Ампира начала XIX в., «неоренессанса» и Необарокко середины XIX в., Неоклассицизма начала XX в..


 

 

«ВИЗАНТИЙСКИЕ ВСАДНИКИ» — характерный изобразительный мотив искусства Византии V—XV вв. Легковооруженные конники — трапезиты (ср.-греч. trapesites — «стольники, прислужники») — составляли свиту императора и слыли непобедимыми, были гордостью императорского войска. Поэтому их часто изображали на книжных миниатюрах, изделиях из серебра, слоновой кости, в росписи керамики и — попарно, симметрично — в раппортах византийских тканей. «Византийских всадников» можно легко распознать по униформе — короткой тунике до колен — скарамангию , поверх которого надет панцирь и плащ, застегивающийся справа круглой фибулой. С VII в. воинов изображали в кожаных куртках до пояса с прикрепленными к ним металлическими бляхами. В IX—XI вв. вошли в обиход штаны и остроносые сапоги, заимствованные византийцами у варваров. Особое значение в византийской коннице придавалось маневренности и искусному владению копьем. Поэтому чаще всего всадники изображались вооруженными копьями с ромбическими наконечниками и шаровидными яблоками. Самые любимые сцены: показательные поединки византийских и мусульманских конников на ипподроме в присутствии императора и его семьи, а также сражение трапезитов с варварами — болгарами, славянами — «длинноволосыми» (в отличие от которых византийских воинов изображали коротко подстриженными). В образе «византийских всадников» представляли Св. Георгия с копьем, Св. Дмитрия Солунского с мечом, Дигениса Акрита.


 

 

«ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦВЕТОК» — орнаментальный мотив византийского искусства. Трехлепестковая или пятилепестковая пальметта со спирально закрученными усиками у основания, плотного силуэта, вписанная в ромбические промежутки меж медальонов или иных изображений. Этот мотив распространен в книжных миниатюрах и рисунках шелковых тканей XI—XII вв. Может считаться элементом орнамента «византийская связка» (банд-э-руми). Иногда от «византийского цветка» отходят «полупальметки» или округлые «почки«, и получается «букет». Такие «букеты» могут плотно заполнять изобразительное пространство согласно восточному «ковровому» типу композиции.


 

ГИРЛЯНДА (франц. guirlande, итал. ghirlanda от лат. gerrae — «плетение») — венок, ожерелье. В специальном значении — декоративный мотив в виде сплетенных цветов, стеблей, листьев, плодов, иногда в соединении с лентами, бантами, маскаронами.

В отличие от венка — замкнутого мотива, — гирлянда является элементом орнаментального ряда, поэтому часто включается в композиции обрамлений, бордюров, кантов.

Гирлянды встречаются на античных рельефах, в особенности в эллинистическом и римском искусстве; в чередовании с изображениями бычьих или козлиных голов именуются букраниями. В искусстве Итальянского Возрождения гирлянды включали в композиции гротесков.

В стилях Классицизма и Барокко использовали в архитектурном декоре: ряд гирлянд разделялся вертикальными элементами в виде античных факелов либо круглыми розетками. В искусстве стиля французского Регентства и Рококо гирлянды включали в обрамления шпалер; в рисунках, гравюрах и декоративных росписях их соединяли с рокайлями и картушами. Мотив гирлянд возрождался в искусстве Неоклассицизма, в частности, на фасадах петербургских зданий и изделиях прикладного искусства неоклассического течения периода Модерна.


 

ИСЛИМИ (тюркск. Islimi — «исламский») — мотив мусульманского средневекового орнамента XII—XVI вв., представляющий собой соединение спирали с листьями вьюнка. Восходит к эллинистическому мотиву виноградной лозы.

 


 

 

Картель

КАРТЕЛЬ (франц. cartelle от итал. cartello от carta — «бумага») — в искусстве Франции XVII—XVIII вв. — элемент орнамента, близкий картушу, напоминает свернутый лист бумаги. Картелями (в ином написании: cartel) во Франции XVIII в. называли настенные часы в корпусах из позолоченной бронзы с мотивами «картелей и рокайлей«. Во второй четверти XVIII в. появились «pendule en cartel» (франц., «часы с маятником») на стенной консоли или напольные, на подставке.


 

Пальметта

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette, из греч. palmete — «пальмовая») — элемент орнамента в виде симметрично расположенных листьев пальмы.

Геометризованные листья пальметты расходятся веерообразно из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам, иногда заключаются в круг.

Впервые мотив пальметты зародился в Египте и представлял собой стилизованный веерообразный цветок лотоса; зафиксированы различные типы египетских пальметт — простые, с одиночным цветком; одиночные с мотивом восходящего солнца; кисти из цветков; цветок или пальмовая ветвь, опирающиеся на свиток. Из Египта мотив пальметты распространился на Крит, в Междуречье и Персию, где найдены одни из самых ранних образцов пальметт, вероятно, основанные на древнейших египетских мотивах.

Благодаря симметричной структуре мотив пальметты, имеющий восточное происхождение, получил распространение в античном искусстве (его повторения образуют разнообразные орнаментальные ряды) в формеакротериев, наверший надгробных стел.

Пальметта чередуется со стилизованными мотивами цветка или бутона лотоса, трилистника, аканта, антемия, апия.

Пальметта — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Был распространён в египетской и  эллинистической архитектуре — в качестве антефиксов, в завершениях памятных стел и надгробий, в капителях ионических и коринфских колонн, в украшениях карнизов.

В искусстве Древней Месопотамии похожие элементы были солнечным знаком богини Иштар. Лепестки пальметты уподобляли солнечным лучам, которые заканчивались точками — звездами.

Своеобразную форму имеет так называемая сирийская, или лотосовидная пальметта, в которой соединились элементы изображения цветка лотоса и листьев пальмы.

«ЛОТОСОВИДНАЯ ПАЛЬМЕТТА» (франц. fleur de lys — «цветок лилии», то же, что «цветок лотоса») — элемент орнамента, аналогичный древнегреческой пальметте, представляющий собой стилизованное изображение цветка лотоса. В нижней части имеет завитки, напоминающие волюты эолийской илиионической капители.

Более упрощенные, абстрагированные варианты того же мотива принято называть «сирийской пальметтой«, поскольку, возникнув в Египте, в эпоху фараона Тутмоса III (ок. 1500 г. до н. э.), этот орнамент получил распространение по всей Передней Азии. Предполагают также влияние мотива спирали, характерного для крито-микенского искусства и культуры Киклад. Согласно еще одной версии, этот мотив трактуется как изображение не лотоса, а финиковой пальмы. Вероятнее всего, «лотосовидная пальметта» представляет собой классический пример mixtum compositum (лат., «смешанное соединение») многих подобных элементов.

Схожие мотивы известны в искусстве Финикии.

В древнегреческой вазописи изображения  пальметт появляются на рубеже VIII—VII вв. до н. э. Индийская, или восточная,  пальметта представляет собой, по одной из версий, стилизованную ветвь кипариса.

Ее вариации встречаются в восточных, в частности азербайджанских, коврах.

Мотив пальметты использовали в Средневековье и в эпоху Возрождения.


 

Ретичели

РЕТИЧЕЛЛИ (от итал. «a reticella» — «в сеточку», от лат. rete — «сеть, невод») — мотив сетчатого орнамента. В искусстве венецианских стеклоделов XVI—XVII вв. — оригинальная техника двойной (перекрещивающейся) стеклянной нити, образующей внутри стенок сосуда молочно-белую «сеточку«. Другое название — филигрань. Словом «ретичелла» называют также итальянские кружева XVI—XVII вв. с ажурным геометрическим орнаментом в виде кругов, звезд и розеток.


Ролльверк

РОЛЛЬВЕРК, РОЛЬВЕРК (нем. Rollwerk, от Rolle — «ролик, катушка, сверток» и Werk — «работа») — «крученая работа«, элемент орнамента в виде скрученной ленты, полуразвернутого рулона пергамента, ткани. Близок картушу. Такой мотив возник в искусстве поздней Готики, его использовали в эпоху Итальянского и Северного Возрождения, в искусстве Маньеризма и Барокко.


 

 

Розетта

 

Розетка, розетта (от фр.rosette, буквально  «розочка») в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.

Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята  романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже вИндии.

Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.

Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами — геометрическими, спиральными и листовидными.

«ВИХРЕВА́Я РОЗЕ́ТКА» — элемент геометрического орнамента в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения. Близок к свастике и меандру. Древнейший солярный (солнечный) знак. Другое название — водоворот. Встречается в искусстве  викингов, откуда заимствован древнерусским искусством X—XII вв.

 


 

РУМИ, МУШИ-РУМИ (турецк. muširumi — «цветок гиацинта», «римский цветок») — мотив цветочного орнамента, рожденный культурой стран Ближнего Востока: древней Персии, Византии, Турции. Раппорт из букетиков гиацинта украшает вышитые шёлковые ткани, изделия из керамики. Этот мотив столь типичен, что иногда отождествляется с более общим названием: арабеска. Другое наименование: «турецкая гроздь«.


 

ТУРУНДЖ (арабск. turundje — «лимоны») — в мусульманском искусстве, в частности в орнаментике книжных миниатюр и ковров, — овал, заостренный с двух концов, напоминающий по форме лимон. Мотив, отчасти похожий на «огурец«, или «восточную пальметту«.


 

 

ЦВЕТОК ГРАНАТА

«Цветок граната» — самый популярный мотив в орнаменте тканей Эпохи возрождения. Его можно встретить на картинах многих художников XV — XVI веков. Чаще всего он украшает роскошные платья дам.


 

 

Типы мотивов — Понятие мотивов

Типы мотивов

Понятие мотивов

Содержание

Мотивы являются причиной выбора конкретного действия из нескольких альтернативных вариантов для удовлетворения потребностей. Человеческие мотивы создаются всякий раз, когда есть психологический или физический дисбаланс. Это причина действия, цель и направление определенного поведения, индивидуумы отличаются от природы и разные типы мотивов помогают им в успешной мотивации. Понимание таких мотивов помогает менеджеру применять наиболее подходящую технику для мотивации каждого сотрудника.

3 типа мотивов

Мотивы можно разделить на три части, как описано ниже

а) Первичные мотивы

личности, чтобы удовлетворить их. Это физиологические потребности, которым не нужно учиться. Это основные и первичные мотивы, ожидаемые человеком, такие как голод, жажда, холод, боль и т. д. Физиологические мотивы — это биологические мотивы. Они жизненно важны для выживания организма.

Эти мотивы активируются дисбалансом в организме. Во многих своих внутренних физиологических процессах человеческое тело стремится поддерживать состояние равновесия, называемое «гомеостазом». Этот баланс необходим для выживания. Физическое тело работает на оптимальных уровнях с гомеостазом. Существует оптимальный уровень питания, потребления жидкости, температуры тела и т. д. Мотивация человека к восстановлению состояния равновесия возникает в результате некоторой вариации этих уровней.

i) Мотив голода

Мы едим, чтобы выжить. Питательные вещества усваиваются из пищи, которую мы потребляем. Жизнь поддерживается биохимическими процессами, которые получают энергию из пищи. Организм пытается поддерживать гомеостаз, развивая чувство голода, когда эти вещества истощаются.

Приступы голода возникают из-за сокращения мышц живота и вызывают некоторую боль или дискомфорт. Психология доказала это с помощью экспериментов.

ii) мотив жажды

Вода и другие жидкости регулярно потребляются нами в повседневной жизни. Вода необходима для здоровья и функционирования наших клеток. У нас появляется желание пить воду, когда уровень воды в нашем организме падает. Сухость во рту обычно указывает на жажду. Исследователи обнаружили, что недостаточно намочить пересохший рот водой, чтобы увлажнить его. Чтобы утолить жажду, нужно пить достаточное количество воды. Жажда является основным мотивом, который побуждает людей искать и потреблять воду.

Вот некоторые моменты, которые объясняют важность жажды как основного мотива:

  • Жажда необходима для выживания, потому что вода необходима для многих функций организма, включая пищеварение, кровообращение и регулирование температуры. Обезвоживание может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
  • Жажда регулируется гомеостатическими механизмами организма, которые регулируют баланс жидкости и электролитов. Когда организм обнаруживает дефицит воды, он вызывает чувство жажды, чтобы побудить человека пить и восстановить баланс.
  • Вода увлажняет мозг, предотвращая когнитивные нарушения, усталость и изменения настроения, вызванные обезвоживанием. Жажда помогает поддерживать гидратацию мозга, чтобы он мог нормально функционировать.
  • Поддержание водного баланса во время тренировки предотвращает тепловое истощение и повышает работоспособность. Во время тренировки тело теряет воду через пот.
  • Контролируйте уровень жажды, чтобы выявить потенциальные проблемы со здоровьем и помочь в лечении. Жажда также может быть симптомом заболеваний, таких как диабет и заболевания почек.
iii) Потребность в кислороде

Нам постоянно нужен кислород, чтобы наше тело функционировало. Наше тело получает кислород через постоянное дыхание. Кислород необходим для очистки крови. Крайне важно, чтобы мы регулярно получали кислород. Отсутствие кислорода может вызвать серьезные последствия, такие как повреждение головного мозга или смерть.

Вот несколько основных причин, по которым кислород является важнейшим элементом для выживания человека и его основным мотивом:

  • Поскольку кислород необходим для дыхания, то есть для превращения пищи в энергию, кислород необходим для дыхания.
  • Наличие достаточного количества кислорода в мозге необходимо для его функционирования. Без кислорода клетки мозга начинают умирать в течение нескольких минут, что приводит к необратимому повреждению головного мозга.
  • Поскольку кислород помогает доставлять питательные вещества в ткани организма и удалять отходы, он является важнейшим компонентом сердечно-сосудистой системы.
  • Энергия вырабатывается кислородом, и любая деятельность, от мышления до бега, требует наличия кислорода.
  • Крайне важно поддерживать иммунную систему для борьбы с инфекциями и болезнями, и кислород играет в этом решающую роль.
  • От легких головных болей до тяжелой дыхательной недостаточности дефицит кислорода может вызвать целый ряд проблем со здоровьем.
  • Человеческая жизнь невозможна без кислорода. Это самое важное требование для выживания человека, и это то, что позволяет нам дышать.
iv) Средство для регулирования температуры тела

Важно поддерживать нормальную температуру тела (98,6°F или 37,0°C). Высокие или низкие температуры тела вызывают многочисленные проблемы. Температура тела регулируется автоматическими механизмами, такими как потоотделение, когда температура поднимается выше нормы, или озноб, когда она падает ниже нормы. В результате мы отвечаем принятием мер. Для сохранения прохлады в жаркую погоду открывайте окна, пользуйтесь вентиляторами, пейте прохладительные напитки, раздевайтесь и т. д.; а чтобы не замерзнуть в холодную погоду, носите свитера и пейте горячие напитки. Таким образом регулируется температура нашего тела.

v) Потребность во сне

Когда мы спим, тело и разум функционируют должным образом. Нам нужен отдых для омоложения энергии, когда наш разум и тело устали. Когда вы устали, у вас накапливается слишком много молочной кислоты, токсина. Как только человек спит, токсин исчезает, и человек снова становится активным. Недостаток сна также может вызвать психологические проблемы, такие как спутанность сознания, неспособность сосредоточиться, опущенные веки и мышечный тремор. Физиологическая потребность человеческого организма во сне выполняет множество важных функций.

Вот некоторые из причин, по которым сон необходим как основная потребность:

  • Когда вы спите, ваше тело восстанавливает и регенерирует свои клетки, ткани и органы, обеспечивая оптимальное здоровье.
  • Во время сна мозг консолидирует информацию, собранную в течение дня, укрепляет нейронные связи и интегрирует новую информацию с уже имеющимися знаниями.
  • Хороший ночной сон помогает людям лучше справляться со стрессом и беспокойством и сохранять эмоциональную стабильность.
  • Сон сохраняет энергию за счет снижения скорости обмена веществ в организме, что позволяет сохранять энергию для физической активности.
  • Во время сна в организме вырабатывается и регулируется ряд гормонов, в том числе гормон роста, кортизол и мелатонин. Гормоны регулируют обмен веществ, рост и иммунитет во время сна.
  • Помогает поддерживать крепкую иммунную систему. Сон повышает выработку цитокинов, которые помогают регулировать иммунный ответ, поэтому он может бороться с инфекциями и болезнями.
  • Поддержание внимания, памяти и навыков решения задач требует достаточного количества сна для оптимального когнитивного функционирования.

Люди спят в первую очередь для восстановления сил, закрепления воспоминаний, регулирования эмоций, сохранения энергии, регулирования гормонов и поддержки иммунной системы.

vi) Необходимость избегать боли

Ни один организм не может терпеть боль в течение длительного периода времени. Чтобы справиться с болью, мы стараемся избегать ее, насколько это возможно. Уход от болезненных ситуаций мотивирует нас. Например, когда мы подвергаемся воздействию жаркой погоды, мы ищем тени. Мы стараемся не щипать предметы, когда они щиплют нас.

  • Способность избегать боли имеет решающее значение для выживания. Боль предупреждает нас об опасности и помогает избежать опасных ситуаций.
  • Мы учимся избегать причиняющих вред действий и поведения, когда мы испытываем боль. Отрицательный опыт боли может быть мощным инструментом обучения.
  • Принятие мер по предотвращению или облегчению боли часто является мощной мотивацией.
  • Поддерживать здоровье означает избегать боли. Боль может быть результатом основной проблемы со здоровьем. Обращение за лечением может предотвратить дальнейшее повреждение.
  • Качество жизни человека также можно улучшить, избегая хронической боли. Хроническая боль может серьезно повлиять на повседневную деятельность и общее самочувствие, и лечение может помочь.
vii) Стремление к устранению отходов

Мы не можем терпеть ничего чрезмерного или расточительного в нашем теле. Пот и моча — это два пути вывода лишней воды из организма. Точно так же переваренные частицы пищи также выводятся в виде стула после поглощения питательных веществ. Для того, чтобы эти отходы были устранены, требуется некоторое время.

viii) Половой мотив

В результате секреции гормонов — андрогенов и эстрогенов — этот мотив возникает в организме. Индивидуальные сексуальные потребности не являются жизненно важными для выживания, но они имеют решающее значение для выживания видов. Сексуальные потребности не удовлетворяются так же, как голод или жажда. Наше поведение регулируется несколькими правилами и положениями. Люди обязаны соблюдать эти правила. В большинстве случаев это может быть удовлетворено браком.

  • Людьми движет биологическая потребность в половом размножении, которая является мощной силой, влияющей на их поведение. Половой мотив является первичным мотивом, поскольку он является биологическим влечением.
  • Половой мотив тесно связан с выживанием и размножением, что объясняет, почему у людей есть врожденное стремление к сексуальному поведению, чтобы обеспечить выживание и продолжение вида.
  • На сексуальный мотив также влияют психологические факторы, в том числе влечение, желание и удовольствие, которые могут влиять на мотивацию человека к сексуальному поведению.
  • Существуют также социальные факторы, влияющие на сексуальный мотив, такие как культурные нормы, религиозные убеждения и социальные ожидания. Эти факторы влияют на то, как выражается сексуальное поведение, а также на уровень принятия сексуального поведения в обществе.
  • Сексуальный мотив в конечном счете обусловлен желанием личного удовлетворения и самореализации. Сексуальное поведение может способствовать близости, удовольствию и связи с другими, что может увеличить счастье и благополучие.
ix) Материнское влечение

Это инстинкт или врожденная склонность. Все женщины мечтают стать матерями. Исследователи обнаружили, что это один из самых мощных импульсов в мозге. Из-за этого многие женщины, которые не могут иметь собственных детей, удовлетворяют это желание социально приемлемыми способами, такими как работа в детских домах, присмотр за детьми или усыновление чужих детей.

  • Стремление защищать и заботиться о своих детях, материнское стремление управляет инстинктивными мотивами матери.
  • Различные виды животных, в том числе люди, демонстрируют этот драйв, который считается в значительной степени врожденным.
  • Некоторые гормоны, в том числе окситоцин и пролактин, способствуют материнскому поведению, в том числе материнскому влечению.
  • В зависимости от генетики, воспитания и факторов окружающей среды материнское влечение может различаться у разных людей.
  • Чтобы потомство выжило и процветало, основным мотивом считается материнское стремление.

b) Вторичные мотивы

Вторичные мотивы принимаются во внимание, когда первичные мотивы и основные потребности больше не являются проблемой для выполнения или удовлетворения. В современном и развитом обществе потребностей больше. Это не физиологические, а усвоенные мотивы. Индивид вовлекается в действие для реализации личных мотивов, таких как власть, достижения, принадлежность, статус или престиж и т. д.

Как объяснялось выше, и у животных, и у людей есть физиологические мотивы, но только у людей есть социальные мотивы. В результате взаимодействия с семьей и обществом они именуются социальными мотивами. Каждый человек имеет разные сильные и слабые стороны.

i) Мотив достижения

Мотивация достижения относится к желанию достичь какой-либо цели. У человека развивается этот мотив после того, как он увидел, как люди в обществе добиваются больших успехов, занимают высокие должности и достигают высоких стандартов. В результате он/она начинает больше заботиться о том, чтобы добиться большего, повысить производительность.

В исследовании, проведенном Дэвидом Макклелландом, который изучал, какие характеристики отличают успешных людей от слабых, Макклелланд обнаружил, что успешные люди выбирают и лучше выполняют сложные задачи, берут на себя личную ответственность, используют обратную связь для повышения производительности и имеют инновационные идеи для повышения производительности.

Неуспевающий, тем временем, не принимает вызовы, ставит средние стандарты и легко принимает неудачи. Чтобы дети в будущем добились успеха, родители должны стараться прививать им лидерские качества. Крайне важно, чтобы дети могли принимать собственные решения и направлялись к более высоким достижениям с раннего возраста, чтобы у них развивалась мотивация высоких достижений.

ii) Агрессивный мотив

Агрессивный ответ на фрустрацию мотивируется этим мотивом. Человек может разочароваться, если ему мешают достичь цели или если его оскорбляют другие. Люди могут прибегать к агрессивному поведению даже перед лицом пугающей и опасной ситуации. Люди используют такое поведение как средство преодоления противодействия, которое может быть физической или словесной агрессией.

  • Вторичный мотив можно определить как психологическую потребность или желание, не связанное напрямую с базовым выживанием, например в еде или крове.
  • Те, кто руководствуется агрессивными мотивами, хотят каким-то образом причинить вред другим или доминировать над ними.
  • Агрессивное поведение может выражаться в физическом насилии, словесной агрессии или другими способами.
  • К факторам, которые могут мотивировать агрессивное поведение, относятся разочарование, гнев и стремление к власти и контролю.
  • И агрессор, и жертва могут страдать от негативных последствий агрессивного поведения, но это также может быть полезно для установления иерархии доминирования и защиты себя или своей группы.
iii) Мотив власти

Когда у человека есть мотив власти, он или она беспокоится о том, как его действия повлияют на других. Они пытаются влиять на других через свою репутацию. Когда у человека есть мотив власти, он или она будет ожидать, что другие будут кланяться им, когда они будут давать указания. Люди с сильным мотивом власти обычно выбирают работу, на которой они могут использовать свою власть. Для них важны подписчики. Эти люди ждут от окружающих высокого статуса и признания. Например, люди могут захотеть стать полицейскими, политиками или заместителями комиссара.

  • В качестве вторичного мотива власть относится к желанию оказывать влияние или контроль над другими и часто используется для достижения других первичных мотивов, таких как достижение, принадлежность и автономия.
  • Когда у кого-то сильное стремление к власти, он может стремиться к лидерству или авторитетным должностям, поскольку эти должности позволяют им оказывать влияние и контролировать других.
  • Мотив власти в зависимости от того, как он выражен, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Если оно выражено положительно, оно может привести к эффективному лидерству, вдохновению других и приверженности социальной справедливости. В негативном выражении может привести к агрессии, манипулированию и эксплуатации.
  • Анкеты самоотчетов, проективные техники и наблюдение за поведением — все это эффективные методы измерения мотива власти.
  • Индивидуальные различия в характере и поведении также можно лучше понять, если понять мотив власти человека, что может помочь в подборе персонала, развитии лидерских качеств и разрешении конфликтов.
iv) Стяжательский мотив

Руководствуясь этим мотивом, люди приобретают материальные блага. Это могут быть материальные ценности или деньги. В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся со многими людьми, которые заработали много денег и живут хорошей жизнью. Люди склонны приобретать все, что им нравится.

  • Те, у кого есть корыстный мотив, желают накопить материальные блага, такие как деньги, имущество и другие материальные предметы.
  • Потребность в безопасности, власти или статусе часто является основным мотивом такого поведения.
  • Потребительство и реклама, продвигающие приобретение товаров как символ успеха и счастья, влияют на мотив приобретения.
  • Деньги и материальный комфорт являются положительными последствиями корыстного побуждения, но жадность, эгоизм и чрезмерный акцент на материальных ценностях являются отрицательными последствиями.
  • Лучшее понимание мотивов корыстного поведения может помочь людям сбалансировать свое стремление к материальной собственности с другими ценностями и целями.
v) Мотив любопытства

Стимул и мотив исследования также могут быть названы так. Склонность узнавать и исследовать новые вещи можно назвать любопытством. Путешествия — это обычный способ для людей открыть для себя новые места, новые вещи и новые события, происходящие за пределами их среды. Изучая новое, люди хотят расширить свои знания и опыт. Когда дети растут, они стремятся исследовать новые вещи. Игрушки и другие предметы не принимаются до тех пор, пока они не будут осмотрены под разными углами, даже если в процессе они будут повреждены или испорчены.

  • Вместо удовлетворения основных биологических потребностей, таких как голод или жажда, любопытство возникает из желания исследовать и узнавать о новых вещах.
  • Считается, что новизна, сложность и неопределенность стимулируют любопытство как внутренне, так и внешне.
  • Мы занимаемся дальнейшими исследованиями и ищем дополнительную информацию, когда нам любопытно, поскольку наш мозг выделяет дофамин, нейротрансмиттер, связанный с удовольствием и вознаграждением.
  • Любознательность может способствовать обучению, творчеству, навыкам решения проблем и способствовать личностному росту и развитию.
vi) Общность

Это также называется потребностью в принадлежности. Общительность относится к акту объединения с другими членами группы или вида. Для человека важно устанавливать, поддерживать и восстанавливать дружеские отношения, а также участвовать в групповой деятельности. Индивиды подчиняются социальным нормам, нравам и этическим нормам различных групп, в том числе тех, в которых они заинтересованы.

Грациозность развивается в значительной степени за счет удовлетворения основных потребностей, потребностей в безопасности и защищенности. Вышеуказанные мотивы являются дополнением к ряду других, таких как потребность в самоуважении, одобрении со стороны других, самоактуализации, автономии, мотиве господства и унижении.

в) Общие Мотивы

Это нечто среднее между первичными и вторичными мотивами. Они физиологически обоснованы, но их не нужно изучать. Важно понять и изучить общие мотивы управляемого организационного поведения. В целом существует два типа общих мотивов: мотивы любопытства и мотивы привязанности. Помимо названных выше физиологических и социальных мотивов, существуют и другие мотивы, которые являются родственными обоим названным мотивам. Это в высшей степени персонализированные и очень индивидуализированные мотивы.

i) Сила привычек

Различные привычки, сформированные разными людьми, включая жевание табака, курение и употребление алкоголя, очевидны. Кроме того, есть хорошие привычки, такие как регулярные физические упражнения, чтение газет, молитва и медитация.

Когда эти привычки формируются, они действуют как движущие силы и заставляют человека это делать. Привычки имеют то явное преимущество, что они автоматически побуждают человека к такому поведению.

ii) Жизненные цели

Почти у каждого человека есть определенные цели в жизни. Образовательные, профессиональные, денежные, спортивные и социальные факторы, среди прочего, могут иметь значительное влияние. Цель будет мотивировать его выполнить ее, как только она будет поставлена. Люди ставят цели, основываясь на многих факторах, таких как знания, информация, руководство, поддержка, личность, имеющиеся возможности, стремления, семейное положение и т. д.

iii) Уровни стремлений

Стремиться к чему-то или достичь цели. Однако достижение такой цели зависит от мотивации человека. В жизни каждый человек будет стремиться к достижению цели. Однако каждый человек приложит разное количество усилий для достижения этой цели. Уровень стремления человека определяет, какое удовлетворение он будет испытывать. На экзамене, если студент ожидает 80% оценок, а получает только 75%, он может быть недоволен.

Напротив, ученик, ожидающий неудачи, может быть очень счастлив, если он получит только 35% с проходным баллом, поскольку у него высокие стремления, а ученик с низкими стремлениями — нет. Поэтому всегда есть потребность в более высоких устремлениях. Они также должны соответствовать его способностям. В результате, если человек стремится к более высоким достижениям, не имея нужных навыков, он в конце концов разочаруется и разочаруется.

iv) Отношения и интересы

Мотивация определяется нашим отношением и интересами. У каждого человека есть свой набор интересов. В семье один член может иметь положительное отношение к планированию семьи, а все остальные могут иметь отрицательное отношение. Так же у всех разные интересы. Кто-то может интересоваться спортом, телевидением и т. д.

У нас всегда будет мотивация для достижения наших целей, если мы сохраняем позитивный настрой. Мы только хотим избежать, если у нас есть негативное отношение. Музыка станет более интересной для того, кто ею интересуется. Наши личные мотивы определяют наше поведение.

Тест по типам мотивов/MCQ

 

90 331

Какой основной мотив побуждает людей искать пищу и воду?

  • A. Голод и жажда
  • B. Любовь и привязанность
  • C. Страх и тревога
  • D. Власть и господство

Ответ: A. Голод и жажда

900 04 Какой основной мотив побуждает людей формировать социальные связи и отношения?
  • A. Голод и жажда
  • B. Любовь и привязанность
  • C. Страх и тревога
  • D. Власть и господство

Ответ: B. Любовь и привязанность

Что первично мотив, побуждающий человека к избежать опасности и искать безопасности?

  • A. Голод и жажда
  • B. Любовь и привязанность
  • C. Страх и тревога
  • D. Власть и доминирование

Ответ: C. Страх и тревога

Что такое основной мотив, побуждающий человека стремиться к власти и контролю над другими?

  • A. Голод и жажда
  • B. Любовь и привязанность
  • C. Страх и тревога
  • D. Власть и доминирование

Ответ: D. Власть и доминирование

Тест по основным мотивам/MCQ
9 0323
 Викторина по вторичным мотивам/MCQ

 

Что из перечисленного НЕ считается вторичным мотивом в психологии?

а) Сила
б) Достижение
в) Любовь
г) Голод
Ответ: Г – Голод

Какой психолог впервые предложил концепцию вторичных мотивов?

а) Карл Юнг
б) Абрахам Маслоу
в) Зигмунд Фрейд
г) Эрик Эриксон
Ответ: С – Зигмунд Фрейд

Вторичные мотивы считаются __________ по своей природе.

а) Биологический
б) Психологический
в) Социологический
г) Все вышеперечисленное
Ответ: Б – Психологический

Что из перечисленного является примером вторичного мотива?

а) Необходимость безопасности
б) Потребность в социальном статусе
в) Потребность в пище
г) Потребность в воде
Ответ: Б – Потребность в социальном статусе

Второстепенными мотивами считаются __________ по степени важности.

а) Менее важный
б) Более важный
в) Столь же важный
г) В зависимости от индивидуума
Ответ: А – Менее важный

Какой из следующих мотивов НЕ является второстепенным мотивом в соответствии с иерархией потребностей Маслоу?

а) Самореализация
b) Уважение
c) Безопасность
d) Любовь и принадлежность
Ответ: C – Безопасность

Какой из следующих мотивов НЕ является вторичным мотивом согласно Эриксоновским стадиям психосоциального развития?

a) Близость или изоляция
b) Доверие или недоверие
c) Автономия или стыд и сомнение
d) Трудолюбие или неполноценность
Ответ: A – Близость или изоляция

Вторичные мотивы считаются __________ к первичные мотивы.

а) Более важная
б) Менее важная
c) Дополнительный
d) Конфликтующий
Ответ: C – Дополнительный.

Аналогично, Вам также могут понравиться:

  • Теория атрибуции – Детерминанты теории атрибуции | Ошибка атрибуции

Мотивация: типы, теории и оценка — RajRAS

Behaviour-Law / By Команда / 27 апреля 2019 г. / Поведение человека, мотивация, психология, Известия РАН 2018 / Оставить комментарий

Концепция мотивации фокусируется на объяснении того, что «движет» поведением. На самом деле термин «мотивация» происходит от латинского слова «movere», обозначающего движение деятельности. Работа, учеба, игры и забота — вот некоторые важные повседневные занятия, которые считаются целеустремленными. Мотивы помогают объяснить наше движение к избранным целям. Следовательно, мотивация является одной из детерминант поведения. Инстинкты, побуждения, потребности, цели и стимулы входят в широкий спектр мотивации.

Мотивационный цикл

  • Потребность – это отсутствие или дефицит какой-либо необходимости. Это состояние приводит к драйву, то есть к состоянию напряжения или возбуждения.
  • Диск активирует случайную активность. Когда одно из случайных действий приводит к цели, оно снижает влечение, и организм перестает быть активным. Организм возвращается в сбалансированное состояние.

Типы мотивов

В основном существует два типа мотивов: биологические и психосоциальные.

Физиологические/Биологические мотивы

Биологические мотивы также известны как физиологические мотивы, так как они управляются в основном физиологическими механизмами организма. Это самая ранняя попытка понять причины поведения. Эта теория утверждает, что у организмов есть потребности (внутренние физиологические дисбалансы), которые вызывают влечение, которое стимулирует поведение, приводящее к определенным действиям для достижения определенных целей, которые снижают влечение.

Самые ранние объяснения мотивации основывались на концепции инстинкта. Термин «инстинкт» обозначает врожденные модели поведения, которые определяются биологически, а не приобретаются.
Некоторыми из основных биологических потребностей, объясняемых этим подходом, являются голод, жажда и секс, которые необходимы для существования человека.

Психосоциальные мотивы

Психосоциальные мотивы представляют собой сложные формы мотивов, в основном возникающие в результате взаимодействия человека с его/ее социальным окружением. Социальные мотивы в основном приобретаются или приобретаются. Социальные группы, такие как семья, соседи, друзья и родственники, действительно вносят большой вклад в приобретение этих мотивов.

Потребность в принадлежности

  • Потребность в принадлежности возникает, когда люди чувствуют угрозу или беспомощность, а также когда они счастливы.
  • Люди пытаются сблизиться с другими людьми, обратиться к ним за помощью и стать членами их группы. Поиск других людей и желание быть рядом с ними как физически, так и психологически называется принадлежностью. Это включает в себя мотивацию для социальных контактов.

Потребность в энергии

  • Потребность во власти – это способность человека оказывать желаемое воздействие на поведение и эмоции другого человека.

Потребность в достижениях

  • Мотивация достижения относится к желанию человека соответствовать стандартам совершенства. Потребность в достижении, также известная как n-Ach, заряжает энергией и направляет поведение, а также влияет на восприятие ситуаций.

Любопытство и исследование

  • Часто люди занимаются деятельностью без четкой цели или намерения, но получают от этого какое-то удовольствие. Это мотивационная тенденция действовать без какой-либо конкретной цели.
  • Склонность искать новый опыт, получать удовольствие от получения информации и т. д. являются признаками любопытства. Следовательно, любопытство описывает поведение, основной мотив которого, по-видимому, остается в самих действиях.

Общие мотивы

  • Это промежуточная категория мотивов между физиологическими и социально-психологическими.
  • Мотивы этой категории необученные, но не физиологически обоснованные.

Рабочая мотивация

Катцелл и Томпсон (1990) определяют трудовую мотивацию как «широкий конструкт, относящийся к условиям и процессам, которые объясняют возбуждение, направление, величину и поддержание усилий человека на работе». Совсем недавно Роббинс (2005) определяет трудовую мотивацию как «готовность прилагать большие усилия для достижения целей организации, обусловленную способностью усилий удовлетворять некоторые индивидуальные потребности».

Классификация мотивов труда:

Первичные и вторичные мотивы:

Первичные мотивы — это необученные физиологические потребности, которые включают голод, жажду, сон, секс, избегание боли и т. д. Эти потребности важны для выживания и практически универсальны, но они различаются по интенсивности у одного человека. другому.

Вторичные мотивы — усваиваемые, социальные мотивы, возникающие в результате взаимодействия с другими людьми и развивающиеся по мере взросления человека. В эту категорию входят принадлежность — желание объединяться с другими; признание — потребность в частых материальных доказательствах того, что кто-то продвигается вперед; статус – потребность иметь высокое положение в обществе и т. д.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя мотивация связана с материальными вознаграждениями, такими как заработная плата и дополнительные льготы, продвижение по службе, трудовой договор, рабочая среда и условия труда.

Внутренняя мотивация связана с психологическими наградами, такими как возможность использовать свои способности, чувство вызова и достижения, получение признательности, положительное признание и заботливое и внимательное отношение.

Важность мотивации в организациях:

Мотивация сотрудников необходима для успеха любой организации, большой или маленькой. На современном рабочем месте человеческие ресурсы ценятся превыше всего. Мотивированные сотрудники продуктивны, счастливы и преданы своему делу. Побочным результатом этого является снижение текучести кадров, ориентированность на результат, лояльность компании и гармония на рабочем месте.

Мотивация очень важна для организации, поскольку она обеспечивает следующие преимущества:

  • Повышение производительности труда и повышение эффективности работы сотрудников
  • Стабильность рабочей силы
  • Позитивная культура на рабочем месте
  • Лучшая командная работа
  • Гармония рабочего места

Теории мотивации:

Существует множество конкурирующих теорий, пытающихся объяснить природу мотивации. Эти теории сосредоточены на трех различных аспектах мотивации: индивидуальной предрасположенности, когнитивном процессе и последствиях, вытекающих из действий человека. Исходя из этих аспектов, выделяют три типа теорий мотивации:

  • Теории содержания . Эти теории касаются определения потребностей людей и их относительных сильных сторон, а также целей, которые они преследуют для удовлетворения этих потребностей.
  • Теории процессов . Эти теории больше касаются того, как инициируется, направляется и поддерживается поведение, и пытаются определить отношения между динамическими переменными, которые составляют мотивацию.
  • Теория подкрепления (теории результатов) – Эта теория пытается объяснить, какие типы последствий побуждают разных людей работать. Основное внимание уделяется тому, как окружающая среда учит нас изменять наше поведение, чтобы мы максимизировали положительные последствия и минимизировали неблагоприятные последствия.

Иерархия потребностей Маслоу

Абрахам Х. Маслоу попытался изобразить картину человеческого поведения, расположив различные потребности в иерархии. Его точка зрения на мотивацию очень популярна из-за ее теоретической и прикладной ценности, известной как « Теория самоактуализации ».


Модель Маслоу можно представить в виде пирамиды:

  • Нижняя часть/основание иерархии пирамиды представляет основные физиологические или биологические потребности, необходимые для выживания, такие как голод, жажда и т. д.
  • Как только эти потребности удовлетворены, возникает потребность в безопасности . При отсутствии физической безопасности — из-за войны, стихийного бедствия и т. д. люди могут испытывать стресс и т. д. и принимать меры для обеспечения физической безопасности. При отсутствии экономической безопасности предпочтение отдается гарантии занятости.
  • Как только эти потребности удовлетворены, возникает потребность искать других людей, быть социальным и включать в себя чувство принадлежности.
  • После того, как эти потребности удовлетворены, человек стремится к уважению , т.

Добавить комментарий