Виды общения психология: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Содержание

Понятие и виды общения в психологии

Понятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств. Результативность общения бывает эффективной, малоэффективной или абсолютно неэффективной. Общение бывает разных видов, форм и имеет специфические способы и методы. Любой вид коммуникаций тесно взаимосвязан между собой и характеризуется неотделимостью от других.

Для эффективности коммуникаций нужно соблюдать три обязательных критерия. Первый критерий коммуникативного взаимодействия предполагает то, что как минимум двое индивидов должны принимать участие в общении. Другими словами любые коммуникационные взаимодействия предполагают наличие субъекта, передающего информацию, и адресата. Вторым непреложным условием является наличие общего предмета или темы разговора. Третье условие заключается в необходимости общности (одинаковости) языковой системы, которой владеют два субъекта коммуникаций.

Понятие и виды общения

Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.

Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.

В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.

Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.

Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.

К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Понятие этика общения

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Понятие и функции общения

Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.

Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.

Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.

Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.

Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.

Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.

Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.

Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.

Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.

Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.

Культура общения — понятие

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «культура общения» нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «культура».

Коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой, носит название общение. Культура в общем смысле термина означает воспитание, формирование личности. Это людское взаимодействие в самых различных его проявлениях, которое охватывает личностное самовыражение и самопознание, накопление человеком отдельно и социумом в целом опыта.

Культурой общения именуют своеобразный свод правил, норм, которые надлежит соблюдать каждому уважающему себя человеку. Показателем уровня образованности и культурности является именно соблюдение этих правил и норм поведения. Ведь без культуры  невозможно полноценно взаимодействовать с социумом в развитом и цивилизованном государстве, нельзя вести преуспевающий бизнес и успешно налаживать деловые контакты.

С развитием речи появилась возможность разнообразия сути транслируемого и получаемого в ходе коммуникаций сообщения. Также появилась возможность обогащения средств и инструментальных аспектов коммуникаций.

Последующее развитие коммуникативного взаимодействия можно представить в качестве постепенного накопления человеком культуры общения. Такое накопление происходит, в первую очередь, на основе рефлексии, саморегуляции и обратной связи.

Высокоразвитая личность с позиции психологии отличается от менее развитой личности не только своей проявленной потребностью в коммуникациях с разными людьми, но также и богатым содержанием, многочисленностью целей и большим выбором инструментов для коммуникаций. Также несомненна и связь культуры общения с деятельностью, так как коммуникационное взаимодействие и деятельность формирует неразрывную цельность. Ведь одно невозможно без другого.

Понятие и структура общения

Человечество просто не в состоянии осуществлять полноценную и эффективную взаимную деятельность без установления контакта между отдельными индивидами, в нее включенными, и обществом в целом. Также деятельность невозможна и без установления должного уровня взаимопонимания между субъектами.

Понятие общения и коммуникации сегодня представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс формирования и развития взаимных контактов между индивидами, который происходит вследствие «рождения» потребностей совместной деятельности и содержит в себе обмен данными, выработку целостной стратегии деятельности, прием и постижение другой личности.

Коммуникативное взаимодействие бывает словесным, т.е. вербальным, и бессловесным, т.е. неречевым. Словесное представлено языковыми системами, а неречевое – мимикой, разнообразными жестами, пантомимикой, положением тела при взаимодействии и др.

Коммуникации содержат в себе три уровня: внутри- и межличностное, общественное. Внутриличностные коммуникации выражаются в мысленном общении индивида с собственным «Я». Такой уровень встречается, когда субъект строит планы, намечает задачи и цели, вырабатывает стратегии, готовится к взаимодействию с социумом. Межличностные коммуникации соответственно означают общение как минимум между двумя особами. Общественные – подразумевают коммуникации субъекта с большой социальной группой.

Выделяют три важнейших аспекта коммуникаций между субъектами – это соответственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект проявляется в выявлении специфики процесса обмена сообщениями между индивидами.

Интерактивный демонстрируется во взаимодействиях партнеров при создании и выполнении обоюдно направленной деятельности.

Перцептивный заключается в формировании образа другого субъекта, благодаря соотношению физических особенностей с психологическими характеристиками поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понятие и виды общения • Психология Книга 1, Немов Роберт Семёнович, 1995

Понятие и виды общения

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радиои видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) , деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития, организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания) . Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение — видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

8 типов невербальной коммуникации и способы их использования

В этой статье вы узнаете больше о различных типах невербального общения, его влиянии и о том, что вы можете сделать, чтобы улучшить свое невербальное общение.

Содержание

Что такое невербальная коммуникация?

Невербальное общение предполагает передачу информации без использования слов. Он может полагаться на сигналы, передаваемые языком тела, жестами, тоном голоса и выражением лица.

Невербальная коммуникация может выполнять множество важных функций при передаче информации другим.

  • Усиление сообщения : Это может усилить или подчеркнуть то, что вы говорите устно.
  • Подрыв вашего сообщения : Если ваш язык тела посылает сигнал, отличный от того, что передают ваши слова, люди могут подумать, что вы нечестны.
  • Дополнение сообщения : Иногда язык вашего тела может дополнять или усиливать сказанное слово. Жест или выражение лица могут добавить смысл, который люди могут не понять в ваших словах.
  • Подчеркивание сообщения : Язык тела, жесты и мимика могут придать вес вашим словам или дать понять, что конкретный момент важнее.
  • Замена сообщения : Вместо произнесения сообщения вслух часто можно использовать невербальную коммуникацию, чтобы отправить сообщение, не говоря ни слова.

Согласно одной часто цитируемой статистике, 55 % общения происходит посредством языка тела, 38 % — посредством тона голоса и только 7 % — посредством произносимых слов. Важно отметить, что это зависит от ситуации.

Типы невербальной коммуникации

Существует множество различных типов сигналов, которые можно использовать для невербальной передачи информации. Некоторые из основных типов невербальной коммуникации включают:

Выражения лица

Люди могут передавать огромное количество информации и эмоций с помощью выражения лица. Эмоции, передаваемые выражением лица, включая гнев, грусть, счастье и страх, универсальны для всех культур по всему миру.

Взгляд

Зрительный контакт также может использоваться для невербального общения. Например, взгляд на кого-то может указывать на интерес и внимание. В зависимости от того, как используется зрительный контакт, его также можно использовать для выражения привлекательности, доминирования или даже агрессии.

Другие аспекты взгляда, включая размер зрачка, моргание или движение глаз, также могут указывать на то, как человек себя чувствует. Проблемы с поддержанием зрительного контакта, например, часто воспринимаются как признак того, что человек нечестен.

Язык тела

Невербальная информация также передается посредством движений и положений тела. Поза, например, может сообщить, что человек заинтересован и уделяет внимание. Скрещенные руки могут указывать на то, что человеку неудобно или он обороняется.

Хотя отдельные движения не следует рассматривать изолированно, то, как человек ведет себя или представляет себя, может многое рассказать о его чувствах.

Внешний вид

То, как человек одевается и представляет себя с точки зрения внешнего вида, также может передавать важную информацию. Например, такие факторы, как прическа, одежда и даже выбор цвета, могут влиять на то, как другие люди воспринимают и оценивают других.

Например, если вы пытаетесь показать, что вы профессиональны и компетентны, вы можете носить деловую одежду. Если вы пытаетесь показать, что вы стильны и находитесь в авангарде, вы можете попробовать одеться в более модную и модную одежду.

Тон голоса

То, как вы говорите, может передавать смысл в дополнение к вашим словам. Тон, высота тона, интонация, громкость и скорость речи — все это влияет на то, как люди интерпретируют ваши слова. Этот аспект невербальной коммуникации называется паралингвистикой.

Жесты

Преднамеренные движения также могут использоваться для отправки сообщений. Жесты, такие как махание руками и указывание, могут использоваться для быстрой передачи сообщения. Однако жесты не всегда универсальны и могут различаться в зависимости от географического положения или культуры.

Личное пространство

Физическое пространство также может быть невербальным способом передачи или подкрепления сообщения. Каждому нужно личное пространство, хотя его количество может зависеть от того, с кем вы разговариваете, и от ситуации.

Находясь очень близко к другому человеку, вы можете отправлять разные сообщения в зависимости от ситуации. В некоторых случаях это может выражать привязанность. В других случаях это может быть способом доминирования или запугивания. Культурные факторы также могут влиять на потребности в личном пространстве.

Прикосновение

Физический контакт также можно использовать для отправки сообщения, будь то рукопожатие или похлопывание по плечу. Прикосновение обеспечивает безопасность и комфорт, что необходимо для здорового развития в детстве.

То, как люди используют прикосновения во взрослом возрасте, может зависеть от их пола. Там, где женщины чаще выражают заботу или утешение через прикосновения, мужчины чаще используют их для утверждения доминирования или контроля.

Важность невербальной коммуникации

Невербальные сигналы важны по нескольким причинам.

  • Общение : Вербальное и невербальное общение обычно происходит одновременно. Во многих случаях целью невербальных сигналов является помощь в усилении или придании ясности произносимым словам. Например, если вы пытаетесь убедить группу коллег согласиться с вашим аргументом, язык тела может подтвердить, что вы хорошо осведомлены, уверены в себе и заслуживаете доверия.
  • Отношения : Невербальное поведение также может быть важным в отношениях. Эти сигналы могут передавать внимание и привязанность. Или их можно использовать для выражения гнева и недоверия.
  • Терапия : Невербальная коммуникация также играет ключевую роль в терапевтическом процессе. Невербальные сигналы терапевта могут передать интерес к истории человека и помочь человеку почувствовать себя комфортно и захотеть открыться.

Терапевты также обращают внимание на язык тела своего клиента и другие невербальные сигналы. Например, они могут заметить, когда то, что кто-то говорит, не совпадает с движениями их тела.

Как улучшить невербальное общение

Если вы чувствуете, что ваши навыки невербального общения нуждаются в некотором улучшении, вы можете кое-что сделать, чтобы научиться более эффективно общаться с помощью языка тела и других невербальных сигналов. Некоторые вещи, которые могут помочь, включают:

Используйте зрительный контакт 

Хороший зрительный контакт может показать, что вы внимательны, уверены в себе и заинтересованы в том, что говорит ваш собеседник. Но помните, однако, что зрительный контакт должен быть естественным. Вы не хотите, чтобы другой человек чувствовал, что вы смотрите на него или пытаетесь запугать его.

Подумайте о своих выражениях

Выражения вашего лица также можно использовать, чтобы подчеркнуть то, что вы говорите или пытаетесь передать устно. Сопоставление выражения лица с вашими словами, тоном и языком тела может помочь вашему сообщению стать более весомым.

Развивайте свою эмоциональную осведомленность 

Развитие более глубокого эмоционального понимания собственных чувств может помочь вам лучше посылать сигналы, соответствующие вашим эмоциям. Это осознание также помогает вам лучше читать чувства других людей. Понимание их психического состояния означает, что вы сможете реагировать более адекватно.

Узнайте о языке тела

Умение интерпретировать язык тела других людей полезно. Некоторые стратегии, которые могут помочь, включают:

  • Обратите внимание, когда слова не совпадают с языком тела . Когда то, что человек делает, не совпадает с тем, что он говорит, это может указывать на то, что он пытается что-то скрыть. Например, человек может сказать, что он в порядке, но его беспокойство, плохой зрительный контакт и защитная поза могут указывать на то, что он чувствует грусть или тревогу.
  • Обратите внимание на сигналы как на группу . Оттачивание одного жеста или аспекта языка тела при игнорировании других сигналов является ошибкой, которая может привести к недопониманию. Например, если вы сосредоточитесь на том факте, что руки человека скрещены, вы можете подумать, что он защищается. Однако, если этот человек также улыбается, поддерживает зрительный контакт и говорит теплым тоном, это, вероятно, означает, что он просто скрещивает руки по другой причине.
  • Доверяйте своим чувствам : Важно доверять своим инстинктивным реакциям на других людей, а не чрезмерно анализировать конкретные сигналы. Если человек чувствует себя некомфортно, велика вероятность, что ваша первоначальная интерпретация верна.

Если вы не уверены в сигналах, которые кто-то посылает, лучшее, что вы можете сделать, — это задать вопросы.

Часто это можно сделать, просто попросив разъяснений («Вы имеете в виду…?») или перефразировав сказанное и попросив подтвердить вашу интерпретацию («Я слышу, что нам следует…»).

Вместо того, чтобы неверная интерпретация привела к плохой коммуникации, попросите разъяснений.

Резюме

Невербальное общение составляет большую часть повседневного общения. Это может сыграть важную роль в том, как люди относятся друг к другу, и часто может усилить, заменить или даже подорвать то, что вы пытаетесь передать. Работа над своими навыками невербального общения может стать отличным способом улучшить общение в самых разных условиях.

Источники:

Меграбян А. Невербальное общение. Нью-Брансуик: Aldine Transaction; 1972.

Фрит С. Роль мимики в социальных взаимодействиях. Philos Trans R Soc Lond, B, Biol Sci . 2009;364(1535):3453-8. doi:10.1098/rstb.2009.0142

Общение в группе — IResearchNet

Общение обычно определяется как передача мыслей, чувств, информации, знаний и идей посредством письменных или устных сообщений. Однако, когда люди общаются лицом к лицу, они позиционируют свое тело определенным образом, меняют свою позу, контролируют свой взгляд и двигают руками определенным образом. Поэтому существует дополнительный набор невербального поведения, который часто координируется с обменом вербальными сообщениями. Вербальные (открытые) и невербальные (скрытые) каналы коммуникации используются спортсменами на тренировках и соревнованиях. Коммуникация в команде состоит из как минимум двух человек, которые обмениваются содержательным обменом информацией, в ходе которого один человек пытается повлиять на реакцию другого человека или команды в целом. Общая информация в вербальном общении открытая, явная, недвусмысленная, точная и ясная. И наоборот, при невербальном общении передаваемая информация является скрытой, скрытой, скрытой, необъяснимой, а иногда и неочевидной для случайного наблюдателя.

Процесс коммуникации состоит из следующей последовательности: принятие решения о создании сообщения, кодирование сообщения отправителем, отправка сообщения, расшифровка сообщения получателем и, наконец, ответ на него. Коммуникация между членами команды может пострадать из-за неспособности отправителя успешно закодировать сообщение, шума или помех в канале связи (например, физического шума, психологических барьеров) и неспособности получателя эффективно декодировать сообщение. В спорте шум может создаваться аплодисментами болельщиков или свистящим судьей (физический шум), а также контекстом соревнований, таким как положение в игре и временная фаза (психологический шум), которые в равной степени могут нарушить процесс общения.

Коммуникация в спорте

Современная точка зрения состоит в том, что команды, а не отдельные лица, могут найти больше решений проблем, возникающих во время соревнований. Чтобы быть эффективными, члены команды должны общаться, особенно когда участники хотят передать сообщение. Коммуникационные процессы могут привести к убеждению, оценке, передаче информации, мотивации и решению проблем. Кроме того, общение может выполнять более одной функции одновременно. Например, плеймейкер в баскетболе может мотивировать и информировать товарища по команде о следующей игре, чтобы преодолеть оборонительную стратегию, установленную командой соперника. Таким образом, общение может служить для координации (когнитивная функция) и для мотивации членов команды (аффективная функция). Обнаружено, что модели общения (например, как члены команды реагируют на сообщения друг друга) различают более эффективные и менее эффективные команды. Эффективные спортивные команды, как правило, (а) демонстрируют более последовательные типы общения и (б) часто используют заявления о планировании.

Для многих видов спорта характерна постоянная смена мест и временных ограничений. В таких видах спорта, как баскетбол, футбол и хоккей на траве, игроки меняются местами, и мяч движется со скоростью от одного игрока к другому. В таких обстоятельствах члены команды часто полагаются как на открытое, так и на скрытое общение, пытаясь улучшить координацию и производительность команды. В бейсболе питчер и кетчер общаются с помощью серии сигналов рукой, какая подача будет брошена. В то же время шорт-стоп и второй игрок с низов могут сообщить, кто будет защищать вторую базу. В баскетболе плеймейкер сообщает остальным товарищам по команде, какая игра будет проводиться, чтобы замедлить или ускорить темп игры. Наконец, товарищи по футбольной команде сообщают конкретную цель игроку, который выполняет угловой удар. Из этого следует, что члены команды в спорте общаются друг с другом, чтобы найти лучшие решения проблем, поставленных игроками противоборствующей команды, и, таким образом, имеют больше возможностей для координации и реализации командных стратегий между собой.

Модераторы группового общения

Культура модерирует вербальное и невербальное общение на крупномасштабном уровне. Обычаи, нормы и правила демонстрации — это области, в которых одна культура отличается от другой. Кроме того, тот факт, что генетически и культурно детерминированные рудиментарные сообщения (демонстрация агрессии, игры и ассоциации) универсальны, свидетельствует о поразительном несоответствии в том, как отдельные люди, а также группы артикулируют и понимают вербальные и невербальные сигналы. Пол — это дополнительная переменная, которая регулирует процессы кодирования и декодирования. Данные, полученные в современной литературе, подтверждают выводы о том, что мужчины и женщины различаются в плане кодирования и декодирования вербального и невербального поведения. Во-первых, существуют различия в отношении невербальной выразительности. По сравнению с мужчинами женщины, как правило, чаще улыбаются, касаются друг друга и смотрят в глаза. Кроме того, женщины обладают большей беглостью речи. Напротив, мужчины, как правило, используют экстравертную жестикуляцию и движения чаще, чем женщины. Большинство этих различий бросаются в глаза, когда они находятся на публике. Во-вторых, мужчины, как правило, менее восприимчивы к социуму и менее привязаны, чем женщины. Кроме того, мужчины склонны перебивать и больше говорить, меньше слушать и в целом доминировать во время разговора. Кроме того, мужчины, как правило, предполагают меньшую близость и проявляют меньше дружелюбия по сравнению с женщинами. Кроме того, женщины, как правило, лучше распознают лица и точнее интерпретируют невербальные сообщения других людей.

Результаты исследований также показывают, что склонность получать сообщения визуально положительно связана с получением сообщений вслух (разные способности каналов кодирования коррелируют друг с другом). Другими словами, люди, которые лучше воспринимают, интерпретируют и реагируют на визуальные сообщения, как правило, лучше делают это при получении слуховых сообщений. Кроме того, личностные черты, такие как экстраверсия, разговорчивость и экспрессивность, высокая самооценка и черта самосознания, положительно связаны с навыками кодирования. Кроме того, если люди общительны, энергичны, автономны, умственно приспособлены и имеют низкий уровень личностной тревожности, они, как правило, лучше предрасположены с точки зрения своих навыков невербального общения. Тем не менее, важно отметить, что невербальное общение может улучшиться с практикой. Кроме того, на навыки кодирования влияет возраст; они улучшаются с возрастом, но ухудшаются с возрастом. Между навыками кодирования коммуникации и расой, образованием или коэффициентом интеллекта, как правило, не существует значимых отношений.

Оценка общения в команде

Оценка общения в спорте в первую очередь связана с аспектами командной сплоченности и сосредоточена на общих стилях общения. На сегодняшний день нет данных об опубликованных исследованиях, в которых исследователи стремились измерить общение на поведенческом уровне (например, среди членов товарищей по команде во время реальной игры) или в которых они связывали такие оценки с производительностью команд. Недавнее исследование, проведенное Домагоем Лаусиком, Гершоном Тененбаумом, Дэвидом Эклзом, Алланом Джонгом и Тристаном Джонсоном, оценило вербальное общение с помощью технологий видео- и аудиозаписи, чтобы выявить типы сообщений, которыми теннисисты обмениваются во время парных соревнований по теннису.

В этом исследовании было обнаружено, что команды-победители чаще, чем команды-проигравшие, реагируют более конструктивно и подтверждают действия, предлагаемые каждым игроком, а также используют мотивационные заявления во время соревнований.

В то время как исследования в области невербальной коммуникации увеличились за последние 25 лет, исследований невербальной коммуникации в спорте не хватает. Для оценки невербальных навыков обычно используются три процедуры: (1) стандартные показатели эффективности, (2) индивидуальные показатели эффективности и (3) показатели самооценки. Стандартные показатели эффективности состоят из аудио- или видеопрезентаций, по которым респондент делает выводы о воспринятом эмоциональном сообщении, межличностных отношениях или наличии обмана. Респондента обычно проверяют на точность распознавания эмоций, которые передаются лицом, телом и голосом другого человека. Индивидуальные показатели эффективности включают видеосъемку субъектов во время участия в различных групповых мероприятиях, где видеозапись фиксирует ряд эмоций.

Затем записи просматриваются и анализируются группой судей. Меры самоотчета фиксируют оценки участников их собственных невербальных навыков.

Ссылки:

  1. Bowers, C.A., Jentsch, F., Salas, E., & Braun, C.C. (1998). Анализ коммуникативных последовательностей для оценки потребностей командного обучения. Human Factors, 4, 672–679.
  2. Экклс, Д. В., и Тененбаум, Г. (2004). Почему команда экспертов — это больше, чем команда экспертов: когнитивная концепция командной координации и общения в спорте. Журнал спортивной и спортивной психологии, 26, 542–560.
  3. Экклс, Д. В., и Тененбаум, Г. (2007). Социально-когнитивный взгляд на работу команды в спорте. В Tenenbaum & RC Eklund (Eds.), Handbook of
  4. Харриган, Дж. А., Розенталь, Р., и Шерер, К. Р. (ред.). (2005). Новый справочник по методам исследования невербального поведения.
    Нью-Йорк: Оксфорд.
  5. Лаусик, Д., Тененбаум, Г., Экклс, Д.

Добавить комментарий