К основным сторонам общения относят: Стороны общения в психологии

2. Характеристика основных сторон общения

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Таким образом, в ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией: различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Процесс обмена информацией ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ следующими признаками:

1. В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п. Барьеры бывают:

Ш психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.

Ш проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)

Ш социальные: отс. общ. лингв. система или по-разному интерпретируются события.

Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация –побуждение к действию в заданном направлении; интердикция –побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности.

СУБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения.

На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

· индивидуально-психологические свойства субъекта;

· предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

· возрастные особенности;

· когнитивные характеристики;

· социо-культурный уровень;

· уровень психологической культуры;

· другие

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников.

При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д.

Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимают внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения. Под МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ понимается «личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга» (Я.Л.Коломинский). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь).

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В работах Б. Ф. Ломова выделяется ряд функций общения: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. Существует много моделей. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:

1

Кто передает сообщение

Коммуникатор

инф. передается в завис-ти от доверия к коммуник-ру

2

Что передается

Сообщение

завис от адресности инф-ции и от отношения к ней.

3

Как осуществляется передача

Канал

опосредованное или непосредственное, важна степень свободы. (TV- минимальная)

4

Кому направлено сообщение

Аудитория

не поддаваться иллюзии пассивности

5

С каким эффектом?

Эффективн-ть

смотря чего хотеть… рассказать про рекламу.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия. В области воздействия текста сообщения применяется методика контекст-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. , а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.

Психологические механизмы восприятия человека человеком чаще всего исследуется в рамках проблемы социальной перцепции. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделяют три относительно самостоятельных классов процессов социальной перцепции:

· межличностное восприятие;

· самовосприятие;

· межгрупповое восприятие.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком в ходе общения (взаимодействия).

Межличностное восприятие характеризуется слитностью когнитивных (познавательны) и эмоциональных компонентов, яркой выраженной оценочной и ценностной окраске, зависимостью от мотивационно-смысловых характеристик субъектов общения.

Часто межличностное восприятие рассматривается как одна (перцептивная) из трех сторон общения (еще 2 : коммуникативная и интерактивная).

В процессе общения включены разные люди и в ходе их взаимодействия и происходит восприятие, понимание и оценка всеми участниками друг друга. В психологии выявлены некоторые механизмы этого процесса.

Социальная психология — тест 10

Главная / Гуманитарные и социальные науки / Социальная психология / Тест 10

Упражнение 1:


Номер 1

Целям осмысления воспринятых значений через представления, воображение и мышление служат … функции человека как субъекта общения:
Ответ:

&nbsp(1) когнитивные&nbsp

&nbsp(2) эмотивные&nbsp

&nbsp(3) креативные&nbsp



Номер 2

К паралингвистическим средствам коммуникации психологи относят…
Ответ:

&nbsp(1) запахи&nbsp

&nbsp(2) мимику&nbsp

&nbsp(3) речевые паузы&nbsp

&nbsp(4) внешний вид&nbsp



Номер 3

К основным проблемам коммуникации с точки зрения теории информации (К.  Шеннон, У. Уивер) не относится проблема…
Ответ:

&nbsp(1) сохранности&nbsp

&nbsp(2) техническая&nbsp

&nbsp(3) семантическая&nbsp

&nbsp(4) эффективности&nbsp



Номер 4

К основным элементам коммуникации (по К. Шеннону) относятся…
Ответ:

&nbsp(1) сообщение, получатель, восприятие, эмпатия&nbsp

&nbsp(2) имидж, восприятие, обратная связь&nbsp

&nbsp(3) отправитель, сообщение, канал, получатель&nbsp



Номер 5

В Северной Америке круг, образованный большим и указательным пальцами, когда другие пальцы подняты, обозначает…
Ответ:

&nbsp(1) нуль или нечто никчемное&nbsp

&nbsp(2) что все в порядке&nbsp

&nbsp(3) неприличный жест&nbsp



Упражнение 2:


Номер 1

При рассмотрении специфики связей между людьми к видам взаимозависимости не относят…
Ответ:

&nbsp(1) кооперацию&nbsp

&nbsp(2) конкуренцию&nbsp

&nbsp(3) конвергенцию&nbsp



Номер 2

Ситуация, в которой один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому, характеризует социально-психологический тип взаимодействия:
Ответ:

&nbsp(1) контрастное взаимодействие&nbsp

&nbsp(2) однонаправленное противодействие&nbsp

&nbsp(3) однонаправленное содействие&nbsp

&nbsp(4) уклонение от взаимодействия&nbsp



Номер 3

Общая манера, характерная для каждого индивида при его взаимодействии с другими, определяет … стиль общения:
Ответ:

&nbsp(1) межличностный&nbsp

&nbsp(2) безличностный&nbsp

&nbsp(3) неопределенно-личностный&nbsp

&nbsp(4) стереотипный&nbsp



Номер 4

С наибольшей долей вероятности можно ожидать, что конфликт не будет конструктивным в случае, когда (если)…
Ответ:

&nbsp(1) главное влияние конфликта в группе сосредоточено на отдельном индивиде&nbsp

&nbsp(2) группа решает высококреативную и неструктурную задачу&nbsp

&nbsp(3) члены группы воспринимают какое-либо событие как дисфункциональное, не удовлетворяющее их&nbsp

&nbsp(4) конфликт характеризуется умеренным и низким уровнем оппозиции&nbsp



Номер 5

Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что…
Ответ:

&nbsp(1) любой межличностный конфликт играет негативную роль; необходимо корректировать взаимодействия людей во избежание конфликта&nbsp

&nbsp(2) некоторый уровень конфликтности в группе необходимо поддерживать, поскольку группа в состоянии покоя и уравновешенности статична, малопродуктивна&nbsp

&nbsp(3) конфликты естественны и неизбежны; в некоторых случаях они могут повышать продуктивность группы&nbsp



Номер 6

К характерным чертам социального взаимодействия Э.  Холландер не относит…
Ответ:

&nbsp(1) разнонаправленные цели и мотивы всех участников взаимодействия&nbsp

&nbsp(2) взаимозависимость поведения участников взаимодействия&nbsp

&nbsp(3) взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга&nbsp

&nbsp(4) оценку каждым участником взаимодействия ценности мотивов и действий других людей&nbsp



Номер 7

Индивидуальный, доминантный стиль взаимодействия, при котором человек энергично занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы; его чувства сильны, хотя он игнорирует доводы другой стороны, называется…
Ответ:

&nbsp(1) агрессивно-аргументированным&nbsp

&nbsp(2) «приемлемым и вежливым» поведением&nbsp

&nbsp(3) экспрессивно-конфронтационным&nbsp

&nbsp(4) умозрительно-экспериментальным&nbsp



Упражнение 3:


Номер 1

Результаты, которые не могли быть вызваны каким-либо другим действием, описываются логическим правилом анализа личностных характеристик других людей по их поведению:
Ответ:

&nbsp(1) социальной желательности&nbsp

&nbsp(2) необычных эффектов&nbsp

&nbsp(3) степени выбора&nbsp



Номер 2

Тенденция приписывать собственное поведение внешним, или ситуационным причинам, а поведение других людей - внутренним, или диспозиционным причинам называется…
Ответ:

&nbsp(1) различием действующего лица и наблюдателя&nbsp

&nbsp(2) предрасположением в пользу своего Я&nbsp

&nbsp(3) фундаментальной ошибкой атрибуции&nbsp



Номер 3

К параметрам атрибуции Ф.  Хайдер не относил…
Ответ:

&nbsp(1) контролируемость&nbsp

&nbsp(2) «локус причинности»&nbsp

&nbsp(3) устойчивость или неустойчивость причины, вызвавшей данное поведение&nbsp

&nbsp(4) когнитивность&nbsp



Номер 4

Восприятие нами поведения других людей обусловлено в значительной степени тем, какие причины мы приписываем данному поведению: внутреннему состоянию человека или каким-либо внешним факторам, - в этом заключается смысл теории…
Ответ:

&nbsp(1) каузальной атрибуции&nbsp

&nbsp(2) «соответствующего вывода»&nbsp

&nbsp(3) предрасположения в пользу своего Я&nbsp



Номер 5

Китайцы в древности называли свое государство «срединной империей», однако их ментальность сохранила впечатление о Китае как центре мира до наших дней; оно проявляется в отношении китайцев к другим странам и народам.  Эта национальная особенность является примером…
Ответ:

&nbsp(1) казуальной атрибуции&nbsp

&nbsp(2) предрасположения в пользу своего Я&nbsp

&nbsp(3) тенденции различия между действующим лицом и наблюдателем&nbsp



Упражнение 4:


Номер 1

Тенденциозность нашего восприятия, которая проявляется в том, что при оценке каких-либо черт личности мы попадаем под влияние сложившегося у нас общего впечатления об этой личности и стремимся сделать наши оценки совместимыми, непротиворечивыми, называется…
Ответ:

&nbsp(1) хало-эффектом&nbsp

&nbsp(2) стереотипом&nbsp

&nbsp(3) перцептивным набором&nbsp



Номер 2

Рациональные основания для формирования стереотипов…
Ответ:

&nbsp(1) имеются только в отношении этнических стереотипов&nbsp

&nbsp(2) в реальности отсутствуют&nbsp

&nbsp(3) подтверждаются результатами исследований&nbsp



Номер 3

К основным функциям стереотипов не относится…
Ответ:

&nbsp(1) минимизация информации о человеке, сведение ее к наиболее общим, характерным чертам&nbsp

&nbsp(2) выявление особенностей индивида&nbsp

&nbsp(3) облегчение общения&nbsp



Номер 4

Термин «стереотип» впервые в социальных науках использовал…
Ответ:

&nbsp(1) Д. Рубин&nbsp

&nbsp(2) Д. Багли&nbsp

&nbsp(3) Б. Рэйвен&nbsp

&nbsp(4) У. Липпман&nbsp



Упражнение 5:


Номер 1

Наиболее значимыми отличительными элементами облика человека в глазах взрослых являются…
Ответ:

&nbsp(1) одежда, походка&nbsp

&nbsp(2) речевые особенности&nbsp

&nbsp(3) рост, цвет глаз, цвет волос&nbsp



Номер 2

Самое первое впечатление о незнакомом человеке обусловлено…
Ответ:

&nbsp(1) признаками, которые наилучшим образом выражены в поведении воспринимаемого человека&nbsp

&nbsp(2) признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека&nbsp

&nbsp(3) ситуацией, в которой происходит восприятие&nbsp



Номер 3

Неверным является утверждение: восприятие личностью другого человека обусловлено…
Ответ:

&nbsp(1) имплицитной теорией личности&nbsp

&nbsp(2) селективностью восприятия&nbsp

&nbsp(3) социальным статусом воспринимаемого&nbsp

&nbsp(4) эффективностью его деятельности&nbsp



Упражнение 6:


Номер 1

Жесты, называемые эмблемами, являются невербальными актами, которые…
Ответ:

&nbsp(1) однозначно понимаются большинством представителей той или иной культуры&nbsp

&nbsp(2) являются характерными для представителей данной страны&nbsp

&nbsp(3) имеют разное значение для представителей разных стран&nbsp



Номер 2

Невербальные поведенческие акты, прямо связанные с вербальным языком, называются…
Ответ:

&nbsp(1) иллюстраторами&nbsp

&nbsp(2) информаторами&nbsp

&nbsp(3) регуляторами&nbsp



Номер 3

К средствам невербальной коммуникации относится…
Ответ:

&nbsp(1) поза человека&nbsp

&nbsp(2) смех&nbsp

&nbsp(3) письмо&nbsp

&nbsp(4) темп речи&nbsp



Номер 4

Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации…
Ответ:

&nbsp(1) с использованием языка слов&nbsp

&nbsp(2) без использования языка слов&nbsp

&nbsp(3) с использованием письменной речи&nbsp



Упражнение 7:


Номер 1

С точки зрения теории информации под тезаурусом понимается…
Ответ:

&nbsp(1) совокупный словарный запас человека&nbsp

&nbsp(2) использование прфессионального жаргона в общении&nbsp

&nbsp(3) совокупность информации, которой располагает данный человек&nbsp



Номер 2

К основным элементам коммуникационной цепи (модель К.  Шеннона) не относятся…
Ответ:

&nbsp(1) передатчик информации, источник информации&nbsp

&nbsp(2) получатель информации, приемник информации&nbsp

&nbsp(3) хранитель информации, координатор информационного потока&nbsp



Номер 3

Весь путь прохождения информации от ее отправителя до получателя называется…
Ответ:

&nbsp(1) коммуникационным путем&nbsp

&nbsp(2) путем сообщения&nbsp

&nbsp(3) информационным потоком&nbsp

&nbsp(4) каналом коммуникации&nbsp



Упражнение 8:


Номер 1

К основным сторонам общения отечественные исследователи не относят…
Ответ:

&nbsp(1) коммуникативную&nbsp

&nbsp(2) перцептивную&nbsp

&nbsp(3) интерактивную&nbsp

&nbsp(4) когнитивную&nbsp



Номер 2

В классификации по целям сообщения в случае если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, информация имеет…
Ответ:

&nbsp(1) осведомительное назначение&nbsp

&nbsp(2) регуляторную нагрузку&nbsp

&nbsp(3) эмоциональный характер&nbsp



Номер 3

Взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия обеспечивают … функции человека как субъекта общения:
Ответ:

&nbsp(1) коммуникативные&nbsp

&nbsp(2) информационные&nbsp

&nbsp(3) конативные&nbsp



Упражнение 9:


Номер 1

Прямой взгляд может быть расценен как показатель агрессивности в…
Ответ:

&nbsp(1) США, Великобритании&nbsp

&nbsp(2) Японии, Корее&nbsp

&nbsp(3) Германии, Франции&nbsp

&nbsp(4) Дании, Норвегии&nbsp



Номер 2

«Эффект ореола» представляет собой тенденцию…
Ответ:

&nbsp(1) наделять людей, которые нас любят, положительной характеристикой, а тех, кто относится к нам плохо — негативной&nbsp

&nbsp(2) переносить общее впечатление на основании одного качества человека на другие его качества&nbsp

&nbsp(3) приписывать наше собственное поведение внешним причинам, а поведение других людей — внутренним причинам&nbsp



Номер 3

Термин «хало-эффект» в психологии впервые использовал…
Ответ:

&nbsp(1) Д. Майерс&nbsp

&nbsp(2) Г. Лассуэл&nbsp

&nbsp(3) Э. Торндайк&nbsp

&nbsp(4) У. Липпман&nbsp



Упражнение 10:


Номер 1

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что, объясняя действия других людей, мы…
Ответ:

&nbsp(1) как правило, не ищем их причину&nbsp

&nbsp(2) всегда ищем причину в каких-либо ситуационных обстоятельствах&nbsp

&nbsp(3) чаще всего ищем причину в их диспозициях&nbsp



Номер 2

К внешним причинам поведения (экстернальная атрибуция) относят…
Ответ:

&nbsp(1) черты и способности личности&nbsp

&nbsp(2) особенности окружающей социальной или физической среды&nbsp

&nbsp(3) установки, настроения, состояние здоровья индивида&nbsp



Номер 3

К типам социального взаимодействия не относятся:
Ответ:

&nbsp(1) однонаправленное содействие и однонаправленное противодействие&nbsp

&nbsp(2) контрастное взаимодействие и компромиссное взаимодействие&nbsp

&nbsp(3) сотрудничество и противоборство&nbsp

&nbsp(4) однонаправленное бездействие и компромиссное содействие&nbsp



Главная / Гуманитарные и социальные науки / Социальная психология / Тест 10

Коммуникативный процесс – семь основных элементов

Навыки эффективного общения имеют решающее значение для успеха практически в любой профессии. Успешные профессионалы знают важность общения. Они понимают процесс и то, как при правильном использовании он поможет им добиться большего успеха на работе и вне ее.

Вот 7 элементов, необходимых для успешного общения.

1. Отправитель
  • Отправитель — это человек, который пытается передать сообщение.
  • Отправитель хочет, чтобы другой человек получил и понял его сообщение. Цель сообщения обычно состоит в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать или понять.

К сожалению, при передаче информации другое лицо (лица) может не понять сообщение так, как его предполагал отправитель. На самом деле, нередко другой человек (лица) отвечает утвердительно, сообщая, что сообщение было получено. Это не означает, что сообщение было понято так, как намеревался отправитель.

2. Получатель
  • Получатель является получателем сообщения и должен перевести слова в мысли, обработать мысли и определить, как ответить отправителю.
  • Проблема в том, что, поскольку образование и опыт получателя могут сильно отличаться от отправителя, слова часто имеют разные значения.

3. Сообщение

Хотя вы можете тщательно подбирать слова для речи, сами по себе слова представляют небольшой процент того, что получает другой человек. На самом деле, согласно литературе, слова несут наименьшую ценность в сообщении.

  • Следовательно, то, что сказано, далеко не так коммуникативно, как язык тела и интонация голоса. Даже когда не произносится ни слова, общение происходит. Если человек хмурится, не смотрит ему в глаза или смотрит на часы, это значит, что сообщение отправлено… и это может быть не то сообщение, которое предполагалось.
  • Следовательно, имеет смысл обратить внимание на язык тела и интонацию голоса. Это требует больше, чем случайный просмотр и прослушивание. Чтобы быть максимально эффективным, требуется наше полное внимание.
  • Эффективное сообщение — это сообщение, в котором есть конгруэнтность или согласие между словами, смыслом и эмоциями. Язык тела и интонация голоса необходимы для достижения конгруэнтности.

4. Канал
  • Канал — это средство, используемое отправителем для отправки сообщения получателю. Это может быть лично, по телефону, электронной почте, текстовому сообщению, письменной корреспонденции или третьему лицу.
  • Важно помнить, что когда общение осуществляется только вербально, самый важный элемент общения… язык тела… не учитывается. Если сообщение написано, то и язык тела, и интонация голоса не учитываются.
  • Таким образом, в зависимости от характера отправляемого сообщения отправитель может решить, какой носитель использовать. Более критические сообщения могут потребовать личных встреч, в то время как менее критические сообщения могут быть надлежащим образом отправлены в устной или письменной форме.

5. Шум
  • Шум относится к помехам, возникающим в процессе связи. И отправитель, и получатель могут отвлекаться на шум. Шум может исходить от внутренних (мысли, эмоции и т. д.) или внешних источников (радио, другие разговоры и т. д.).
  • При появлении шума примите меры, чтобы не отвлекать внимание. Если шум внутренний, потребуется некоторое время, чтобы перефокусироваться. Может помочь несколько глубоких вдохов. Извинение за то, чтобы пойти выпить воды, может быть умственным перерывом, необходимым для очистки ума.
  • Если шум внешний, постарайтесь найти более тихое место для встречи. При необходимости подумайте о том, чтобы перенести встречу на время, когда меньше отвлекающих факторов.

6. Обратная связь

Обратная связь — это процесс определения того, правильно ли получено сообщение. Это может быть инициировано отправителем или получателем. Отправитель, например, может попросить получателя повторить сообщение, чтобы подтвердить, что сообщение было получено, как предполагалось. С другой стороны, хороший слушатель предоставит обратную связь, чтобы подтвердить, что он/она правильно воспринял сообщение.

Обратная связь может происходить четырьмя способами.

  1. Первое и, вероятно, самое распространенное — это перефразирование. Перефразирование — это повторение того, что сказал другой человек, своими словами.
  2. Второй — подведение итогов. Это включает в себя краткое изложение ключевых моментов и чувств, выраженных другим человеком.
  3. В-третьих, чтобы отразить чувства. Основное внимание уделяется не столько сообщению, сколько эмоциям, стоящим за сообщением. Часто это эффективный способ проявить эмпатию.
  4. Четвертый способ — отразить смысл. В центре внимания этого типа обратной связи находится определение значения, выраженного другим человеком. Бывает, человек говорит одно, а смысл в этом разный.
Примеры обратной связи
Сообщение Я пришел сегодня на работу с намерением провести секретные операции I/M, но у меня нет доступных транспортных средств. Мне придется пойти в другую лабораторию, чтобы получить подходящее транспортное средство.
Перефразируя Я слышал, вы сказали, что, поскольку здесь нет транспортных средств, вам придется забрать транспортное средство в другой лаборатории, прежде чем вы сможете начать работать над своими забегами.
Подведение итогов Я слышал, вы сказали, что вам придется получить транспортное средство в другой лаборатории, прежде чем вы начнете работать. Ты кажешься расстроенным.
Отражение чувств Ты кажешься расстроенным.
Отражение смысла У нас снова проблемы с получением машин под прикрытием?

Каждая из этих различных форм обратной связи имеет место в процессе коммуникации. Когда предоставляется обратная связь, происходят две вещи. Во-первых, это помогает убедиться, что сообщение было получено четко. Во-вторых, это способ оценить отправителя. Когда получатель тратит время на то, чтобы убедиться, что сообщение было правильно услышано и понято, это означает, что отправитель важен… ценен.

7. Контекст

Контекст — это еще один способ учета настройки. Примеры контекста:

  • Что происходит в голове другого человека, когда вы появляетесь? Они только что поссорились с сотрудником или клиентом?
  • Какова окружающая среда? Это шумно? Есть ли клиенты, стоящие вокруг?
  • Каков был последний контакт и как он прошел?
  • Какие культурные факторы следует учитывать?
  • Есть ли заметки или полезная информация от человека, ответившего на первый звонок?

Нажмите на ссылку ниже, чтобы увидеть полезную схему процесса связи.

https://switzeronleadership.com/wp-content/uploads/Communication-process-diagram.pdf

Особенности общения (8 функций)

Статьей поделились:

РЕКЛАМА:

Ниже перечислены основные функции связи:

1. В нем участвуют как минимум два человека:

В коммуникации участвуют как минимум два человека: отправитель и получатель. Отправитель называется коммуникатором, а получатель сообщения — коммуникатором. Человек, который говорит, пишет или отдает какие-либо инструкции, является отправителем, а человек, для которого предназначено сообщение или который получает сообщение, является получателем или передает.

2. Обязательное сообщение:

Сообщение – предмет сообщения, например, содержание письма или речи, приказ, указание или предложение. Коммуникация должна передавать какое-то сообщение. Если нет сообщения, нет связи.

3. Общение может быть письменным, устным или жестовым:

РЕКЛАМА:

Под общением обычно понимают устную или письменную речь. Но на самом деле это нечто большее. Он включает в себя все, что может быть использовано для передачи значений от одного человека к другому, например, движение губ, подмигивание глаза или взмах руки могут передать больше значения, чем даже написанное или произнесенное слово.

4. Общение — это двусторонний процесс:

Это включает в себя как информацию, так и понимание. Коммуникация не будет завершена, если получатель правильно не понял сообщение и его реакция или ответ не известны отправителю. Понимание является конечным результатом общения, но оно не означает согласия.

5. Его основная цель — мотивировать ответ:

Основной целью общения является мотивация реакции или влияние на поведение человека. Нет сомнений в том, что мотивация исходит изнутри, но коммуникатор также может мотивировать людей хорошим составлением сообщения, правильным выбором времени для общения и т. д. Чтобы создать понимание, общение должно соответствовать ситуации. Всегда нужно помнить, что общение — это средство мотивации, а не самоцель.

6. Общение может быть формальным или неформальным:

Официальное общение осуществляется по формальным каналам, предусмотренным в организационной структуре.

Добавить комментарий