Билет №1 1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты. Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания. Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины. В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке. Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма). В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира. Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты. Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения. Скачать 476.06 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Виды памяти. Предметы и явления, мысли, движения, чувства. образная, словесно-логическая память
Похожие презентации:
Память. Виды памяти
Память. Виды памяти
Память и ее виды Тренировка памяти
Память. Виды памяти
Память. Виды и типы памяти. Закономерности процессов памяти
Память, как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти. Забывание
Память. Виды памяти
Память. Виды памяти и её сущность
Виды развития памяти
Память как психический познавательный процесс
1. виды памяти выполнила Сурикова Анна
ВИДЫПАМЯТИ
ВЫПОЛНИЛА
СУРИКОВА АННА
Память
это способность мозга запоминать, сохранять и
впоследствии воспроизводить то, что мы раньше
воспринимали, переживали или делали.
это отражение опыта человека путем его
запоминания, сохранения и воспроизведения.
Самая долговечная из человеческих способностей
Лишившись памяти, человек утрачивает
собственное «я».
Память лежит в основе способностей
человека, является условием учения,
приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти
невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни
общества.
4. виды памяти
ВИДЫ ПАМЯТИВ основе
видовой классификации памяти
лежат
три основных критерия :
6. 1.
объект запоминания, т.е. то, что запоминается. Предметы и явления, мысли, движения, чувства. образная, словесно-логическая,1. ОБЪЕКТ ЗАПОМИНАНИЯ,Т.Е. ТО, ЧТО ЗАПОМИНАЕТСЯ.
ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ, МЫСЛИ, ДВИЖЕНИЯ,
ЧУВСТВА.
ОБРАЗНАЯ, СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ,
ДВИГАТЕЛЬНАЯ (МОТОРНАЯ) И
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
2. Степень волевой регуляции
Характер цели
Произвольная и
непроизвольная
память.
3. Длительность хранения в памяти.
Кратковременная, долговременная,
оперативная.
9. По степени участия мышления смысловая механическая
ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ МЫШЛЕНИЯСМЫСЛОВАЯ
МЕХАНИЧЕСКАЯ
10. Образная память
ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬэто запоминание, сохранение и воспроизведение
образов ранее воспринимавшихся предметов
и явлений действительности.
Подвиды
Зрительная
слуховая
Осязательная
Обанятельная
Вкусовая
Зрительная и слуховая память наиболее четко
проявляется у всех людей
Развитие осязательной, обонятельной и вкусовой
памяти связано преимущественно с
различными видами профессиональной
деятельности или людей, лишенных слуха или
зрения.
Словесно-логическая память.
Словесно-логическая память выражается в
запоминании, сохранении и воспроизведении
мыслей, понятий, словесных формулировок.
Высший вид памяти
Двигательная (моторная) память
проявляется в запоминании и
воспроизведении движений и их систем.
Генетически первичная (проявляется уже в 1й
месяц жизни)
Она лежит в основе выработки и
формирования двигательных навыков
(ходьбы, письма, трудовых и спортивных
навыков и т.д.).
14. Двигательная память проявляется у всех по разному индивидуальные различия зависят от: — врождённых физических особенностей
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ УВСЕХ ПО РАЗНОМУ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАВИСЯТ ОТ:
— ВРОЖДЁННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
— СТЕПЕНИ ПРАВИЛЬНОЙ ВЫУЧКИ, УПРАЖНЕНИЙ И
ТРЕНИРОВКИ В ВЫРАБОТКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
(ВРОЖДЁННЫХ И ПРИОБРЕТЁННЫХ) КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК
ОБЛАДАЕТ СВОИМ ТЕМПОМ, СТИЛЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРИ
ХОДЬБЕ, ПИСЬМЕ, В ТРУДЕ, ИГРЕ, СПОРТЕ И Т. Д.
Эмоциональная память –
память на пережитые чувства.
Формируется практически одновременно с
двигательной
Положительные или отрицательные чувства,
пережитые человеком, не исчезают бесследно, а
запоминаются и воспроизводятся им при
определённых условиях – человек вновь
радуется, вспомнив радостное событие,
краснеет при воспоминании о неловком
поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее
страх.
16. Позволяет человеку регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эмоциональная память – важнейшее условие
ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ РЕГУЛИРОВАТЬПОВЕДЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАНЕЕ
ПЕРЕЖИТЫХ ЧУВСТВ.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ –
ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНОГО
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Произвольная и непроизвольная память.
различаются в зависимости от
степени волевой регуляции,
цели и способов запоминания и
воспроизведения
18. Непроизвольная память
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬИнформация запоминается сама собой, без
специального заучивания, в ходе выполнения
деятельности, в ходе работы над
информацией.
В развитии предшествует произвольной
Сильно развита в детстве, у взрослых
ослабевает.
19. Произвольная память
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬИнформация запоминается целенаправленно с помощью
специальных приемов.
В сознательной, активной деятельности, при усвоении
системы знаний, умений и навыков (например, в учении)
произвольная память занимает ведущее место.
1.
2.
Эффективность запоминания зависит от:
Целей запоминания (насколько прочно, надолго хочу
запомнить).
Приемов заучивания.
20. Приемы заучивания
ПРИЕМЫ ЗАУЧИВАНИЯ1. Механическое дословное многократное
повторение – работает механическая память
(не осмысливается материал)
Результаты низкие при больших временных и
энергетических затратах
21. 2. Логический пересказ = логическое осмысление
2. ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ =ЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
материал+систематизация+выделение
главных логических компонентов+перессказ
своими словами.
Работает логическая память (смысловая)
Эффективность в 20 р. выше
22. 3. Образные приемы
3. ОБРАЗНЫЕ ПРИЕМЫПеревод информации в образы, графики,
схемы, картинки.
Работает образная память
23. 4. Мнемотехнические приемы запоминания
4. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫЗАПОМИНАНИЯ
Специальные приемы для облегчения
запоминания
24. По длительности сохранения информации
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИСОХРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Кратковременная — до 10 мин
Долговременная — часы, дни и более
Оперативная (промежуточная) – до 30 мин.
Сенсорная (иконическая) – до 500мс
25. Кратковременная память
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬПроцесс небольшой длительности, для
точного воспроизведения только что
произошедших событий, только что
воспринятых предметов и явлений.
повторение
Входная
информация
Кратковрем
енная
память
Перевод
перекодирование
Долговременная
память
26. Долговременная память
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬПроцедурная
Декларативная
семантическая
эпизодическая
автобиографическая
27.
Оперативная памятьОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬзапоминание каких-то сведений на время,
необходимое для выполнения операции,
отдельного акта деятельности.
28. Человек, лишенный памяти, по сути дела престает быть человеком
ЧЕЛОВЕК, ЛИШЕННЫЙ ПАМЯТИ, ПО СУТИ ДЕЛАПРЕСТАЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Многие выдающиеся личности обладали
феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.
Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
обладателю высокий интеллект.
Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, который
легко запомнил ряды чисел.
И все же, память – одно из необходимых условий для
развития интеллектуальных способностей.
English Русский Правила
Хранение | Введение в психологию
Цели обучения
- Описать три этапа хранения памяти
- Различать имплицитную и эксплицитную память, а также семантическую и эпизодическую память
После того, как информация закодирована, мы должны каким-то образом ее сохранить. Наш мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище.
Рисунок 1 . Согласно модели памяти Аткинсона-Шиффрина, информация проходит через три отдельных этапа, чтобы сохраниться в долговременной памяти.
Модель Аткинсона и Шиффрина — не единственная модель памяти. Другие, такие как Baddeley и Hitch (1974), предложили модель, в которой кратковременная память сама по себе имеет разные формы. В этой модели хранение воспоминаний в кратковременной памяти похоже на открытие различных файлов на компьютере и добавление информации. Тип кратковременной памяти (или компьютерного файла) зависит от типа полученной информации. Существуют воспоминания в визуально-пространственной форме, а также воспоминания об устном или письменном материале, и они хранятся в трех краткосрочных системах: зрительно-пространственном блокноте, эпизодическом буфере и фонологической петле. Согласно Баддели и Хитчу, центральная исполнительная часть памяти контролирует или контролирует поток информации к трем краткосрочным системам и от них.
Сенсорная память
В модели Аткинсона-Шиффрина стимулы из окружающей среды сначала обрабатываются в сенсорной памяти: хранилище кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы. Это очень кратковременное хранение — до пары секунд. Нас постоянно бомбардируют сенсорной информацией. Мы не можем поглотить все это или даже большую часть. И большая часть из них никак не влияет на нашу жизнь. Например, во что был одет ваш профессор на последнем уроке? Пока профессор был одет подобающим образом, на самом деле не имело значения, во что они были одеты. Сенсорная информация о видах, звуках, запахах и даже текстурах, которую мы не рассматриваем как ценную информацию, мы отбрасываем. Если мы считаем что-то ценным, информация переместится в нашу систему кратковременной памяти.
Кратковременная память
Кратковременная память (STM) — это система временного хранения, которая обрабатывает входящую сенсорную память. Термины краткосрочная и рабочая память иногда используются взаимозаменяемо, но это не совсем одно и то же. Кратковременная память более точно описывается как компонент рабочей памяти. Кратковременная память берет информацию из сенсорной памяти и иногда связывает эту память с чем-то, что уже находится в долговременной памяти. Кратковременная память длится от 15 до 30 секунд. Думайте об этом как об информации, отображаемой на экране вашего компьютера, например, в документе, электронной таблице или на веб-сайте. Затем информация в STM попадает в долговременную память (вы сохраняете ее на жесткий диск) или отбрасывается (вы удаляете документ или закрываете веб-браузер).
Репетиция перемещает информацию из кратковременной памяти в долговременную. Активная репетиция — это способ внимания к информации, чтобы перевести ее из кратковременной памяти в долговременную. Во время активной репетиции вы повторяете (практикуете) информацию, которую нужно запомнить. Если вы будете повторять это достаточно часто, это может быть перемещено в долговременную память. Например, этот тип активной репетиции — это то, как многие дети изучают азбуку, напевая песенку с алфавитом. В качестве альтернативы, детальное повторение — это акт связывания новой информации, которую вы пытаетесь изучить, с существующей информацией, которую вы уже знаете. Например, если вы встречаете кого-то на вечеринке, и ваш телефон разряжен, но вы хотите запомнить его номер телефона, который начинается с кода города 203, вы можете вспомнить, что ваш дядя Абдул живет в Коннектикуте и имеет код города 203. Таким образом, когда вы попытаетесь вспомнить номер телефона вашего нового потенциального друга, вы легко запомните код города. Крейк и Локхарт (1972) предложил гипотезу об уровнях обработки, согласно которой чем глубже вы о чем-то думаете, тем лучше вы это помните.
Вы можете задаться вопросом: «Сколько информации может обрабатывать наша память одновременно?» Чтобы изучить объем и продолжительность вашей кратковременной памяти, попросите партнера прочитать вам вслух цепочки случайных чисел (рис. 8.5), начиная каждую строку со слов «Готов?» и заканчивая каждый, говоря «Вспомнить», после чего вы должны попытаться записать строку чисел по памяти.
Рисунок 2 . Проработайте эту серию чисел, используя описанное выше упражнение на запоминание, чтобы определить самую длинную последовательность цифр, которую вы можете запомнить.
Обратите внимание на самую длинную строку, в которой вы получили правильный ряд. Для большинства людей емкость, вероятно, будет близка к 7 плюс-минус 2. В 1956 году Джордж Миллер проанализировал большую часть исследований емкости кратковременной памяти и обнаружил, что люди могут сохранять от 5 до 9 элементов, поэтому он сообщил емкость кратковременной памяти была «магическим числом» 7 плюс-минус 2. Однако более современные исследования показали, что емкость рабочей памяти составляет 4 плюс-минус 1 (Cowan, 2010). Как правило, припоминание случайных чисел несколько лучше, чем случайных букв (Jacobs, 1887), а также часто немного лучше для информации, которую мы слышим (акустическое кодирование), чем информации, которую мы видим (визуальное кодирование) (Anderson, 19).69).
Затухание следа памяти и помехи — два фактора, влияющих на краткосрочное сохранение памяти. Петерсон и Петерсон (1959) исследовали кратковременную память, используя последовательности из трех букв, называемые триграммами (например, CLS), которые нужно было вызывать через различные промежутки времени от 3 до 18 секунд. Участники запомнили около 80% триграмм после 3-секундной задержки, но только 10% после 18-секундной задержки, из чего они сделали вывод, что кратковременная память угасает за 18 секунд. При распаде след памяти со временем становится менее активным, и информация забывается. Однако Кеппел и Андервуд (1962) исследовал только первые попытки выполнения задачи с триграммой и обнаружил, что упреждающее вмешательство также влияет на сохранение кратковременной памяти. При упреждающем вмешательстве ранее усвоенная информация мешает способности узнавать новую информацию. И распад следа памяти, и упреждающее вмешательство влияют на кратковременную память. Как только информация достигает долговременной памяти, она должна быть консолидирована как на синаптическом уровне, что занимает несколько часов, так и в системе памяти, что может занять недели или дольше.
Долговременная память
Долговременная память (LTM) — это непрерывное хранение информации. В отличие от кратковременной памяти, объем долговременной памяти считается неограниченным. Он включает в себя все, что вы можете вспомнить, что произошло больше, чем несколько минут назад. Нельзя по-настоящему рассматривать долговременную память, не задумываясь о том, как она организована. Действительно быстро, какое первое слово приходит на ум, когда вы слышите «арахисовое масло»? Вы подумали о желе? Если да, то вы, вероятно, ассоциировали в своем уме арахисовое масло и желе. Общепризнано, что воспоминания организованы в семантические (или ассоциативные) сети (Collins & Loftus, 19).75). Семантическая сеть состоит из понятий, и, как вы помните из того, что вы узнали о памяти, понятия — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Хотя индивидуальный опыт и знания могут влиять на расположение концептов, считается, что концепты располагаются в уме иерархически (Anderson & Reder, 1999; Johnson & Mervis, 1997, 1998; Palmer, Jones, Hennessy, Unze, & Pick, 1989; Rosch, Мервис, Грей, Джонсон и Бойс-Брэм, 19 лет76; Танака и Тейлор, 1991). Связанные понятия связаны, и сила связи зависит от того, как часто два понятия были связаны.
Семантические сети различаются в зависимости от личного опыта. Что важно для памяти, активация любой части семантической сети также активирует понятия, связанные с этой частью, в меньшей степени. Этот процесс известен как распространяющаяся активация (Collins & Loftus, 1975). Если активирована одна часть сети, проще получить доступ к связанным понятиям, поскольку они уже частично активированы. Когда вы что-то вспоминаете или вспоминаете, вы активируете концепцию, а связанные с ней концепции легче запоминаются, потому что они частично активированы. Однако активации не распространяются только в одном направлении. Когда вы что-то вспоминаете, у вас обычно есть несколько способов получить информацию, к которой вы пытаетесь получить доступ, и чем больше у вас ссылок на концепцию, тем выше ваши шансы на запоминание.
Существует два типа долговременной памяти: явная и неявная (рис. 8.6). Понимание разницы между эксплицитной и имплицитной памятью важно, потому что старение, определенные типы травм головного мозга и определенные расстройства могут по-разному влиять на эксплицитную и имплицитную память. Явные воспоминания — это те воспоминания, которые мы сознательно пытаемся запомнить, вспомнить и сообщить. Например, если вы готовитесь к экзамену по химии, материал, который вы изучаете, будет частью вашей явной памяти. В соответствии с аналогией с компьютером, некоторая информация в вашей долговременной памяти будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (ваша кратковременная память), но в большинстве случаев вы можете извлечь эту информацию, когда захотите. Не все долговременные воспоминания являются сильными воспоминаниями, а некоторые воспоминания можно вызвать только с помощью подсказок. Например, вы можете легко вспомнить какой-то факт, например, столицу Соединенных Штатов, но вам может быть сложно вспомнить название ресторана, в котором вы обедали, когда прошлым летом были в соседнем городе. Подсказка, например, что ресторан был назван в честь его владельца, может помочь вам вспомнить название ресторана. Эксплицитную память иногда называют декларативной памятью, потому что ее можно выразить словами. Эксплицитная память делится на эпизодическую память и семантическую память.
Попробуйте
Рисунок 3 . Есть два компонента долговременной памяти: эксплицитная и имплицитная. Эксплицитная память включает эпизодическую и семантическую память. Имплицитная память включает в себя процедурную память и информацию, полученную в результате обусловливания.
Эпизодическая память — это информация о событиях, которые мы лично пережили (т. е. эпизод). Например, воспоминание о вашем последнем дне рождения — это эпизодическая память. Обычно эпизодическая память описывается как история. Впервые концепция эпизодической памяти была предложена в 19 в.70-х (Талвинг, 1972). С тех пор Тулвинг и другие переформулировали теорию, и в настоящее время ученые считают, что эпизодическая память — это память о событиях в определенных местах в определенное время — что, где и когда произошло событие (Талвинг, 2002). Это включает в себя припоминание визуальных образов, а также чувство знакомства (Hassabis & Maguire, 2007). Семантическая память — это знания о словах, понятиях, языковых знаниях и фактах. Семантическая память обычно сообщается как факты. Семантический означает, что он имеет отношение к языку и знаниям о языке. Например, в вашей семантической памяти хранятся ответы на такие вопросы, как «что такое определение психологии» и «кто был первым афроамериканцем-президентом США».
Имплицитные воспоминания — это долговременные воспоминания, не являющиеся частью нашего сознания. Хотя имплицитные воспоминания усваиваются вне нашего сознания и не могут быть вызваны сознательно, имплицитная память проявляется при выполнении какой-либо задачи (Roediger, 1990; Schacter, 1987). Имплицитная память изучалась с помощью когнитивных задач, таких как выполнение искусственных грамматик (Reber, 1976), словесная память (Jacoby, 1983; Jacoby & Witherspoon, 1982), а также изучение невысказанных и неписаных условий и правил (Greenspoon, 19).55; Гиддан и Эриксен, 1959; Крикхаус и Эриксен, 1960). Возвращаясь к компьютерной метафоре, имплицитные воспоминания подобны программе, работающей в фоновом режиме, и вы не осознаете их влияния. Имплицитные воспоминания могут влиять на наблюдаемое поведение, а также на когнитивные задачи. В любом случае вы обычно не можете выразить память словами, адекватно описывающими задачу. Существует несколько типов имплицитных воспоминаний, в том числе процедурные, прайминговые и эмоциональные.
Неявный процедурную память часто изучают с помощью наблюдаемого поведения (Adams, 1957; Lacey & Smith, 1954; Lazarus & McCleary, 1951). Неявная процедурная память хранит информацию о том, как что-то сделать, и это память на искусные действия, такие как чистка зубов, езда на велосипеде или вождение автомобиля. Вы, вероятно, не так хорошо катались на велосипеде или вели машину в первый раз, когда попробовали, но вы стали намного лучше после того, как занимались этим в течение года. Ваше улучшение езды на велосипеде произошло из-за того, что вы научились балансировать. Вы, вероятно, думали о том, чтобы оставаться в вертикальном положении в начале, но теперь вы просто делаете это. Более того, вы, вероятно, умеете сохранять равновесие, но не можете рассказать кому-то, как именно вы это делаете. Точно так же, когда вы впервые учились водить машину, вы, вероятно, думали о многих вещах, которые сейчас просто делаете без особых размышлений. Когда вы впервые научились выполнять эти задачи, кто-то, возможно, рассказал вам, как их выполнять, но все, что вы узнали после этих инструкций, что вы не можете легко объяснить кому-то другому, как это сделать, — это имплицитная память.
Связь на каждый день: можете ли вы вспомнить все, что вы когда-либо делали или говорили?
Эпизодические воспоминания также называют автобиографическими воспоминаниями. Давайте быстро проверим вашу автобиографическую память. Что ты был одет ровно пять лет назад сегодня? Что вы ели на обед 10 апреля 2019 года? Вероятно, вам будет трудно, если не невозможно, ответить на эти вопросы. Можете ли вы вспомнить каждое событие, которое вы пережили в течение своей жизни, — приемы пищи, разговоры, выбор одежды, погодные условия и так далее? Скорее всего, никто из нас даже близко не смог бы ответить на эти вопросы; однако американская актриса Марилу Хеннер, наиболее известная по телешоу Такси, могу вспомнить. У нее потрясающая и превосходная автобиографическая память (рис. 7).
Рисунок 7 . Суперавтобиографическая память Марилу Хеннер известна как гипертимезия. (кредит: Марк Ричардсон)
Мало кто может так вспоминать события; прямо сейчас менее 20 человек обладают этой способностью, и лишь немногие изучены (Parker, Cahill & McGaugh, 2006). И хотя гипертимезия обычно проявляется в подростковом возрасте, у двоих детей в Соединенных Штатах, по-видимому, есть воспоминания задолго до своего десятого дня рождения.
Посмотрите это видео о превосходной автобиографической памяти из телепрограммы новостей 60 минут , чтобы узнать больше.
Смотреть
В этом видео Хэнк Грин рассказывает о нескольких исследованиях, которые помогли нам лучше понять имплицитные воспоминания.
Вы можете просмотреть стенограмму «Почему езда на велосипеде — это «точно так же, как езда на велосипеде?»» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Подумай об этом
- Опишите то, чему вы научились, что теперь находится в вашей процедурной памяти. Обсудите, как вы узнали эту информацию.
- Опишите что-то, чему вы научились в старшей школе и что теперь хранится в вашей семантической памяти.
Глоссарий
Модель Аткинсона-Шиффрина (A-S): модель памяти, в которой говорится, что мы обрабатываем информацию через три системы: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память время, пространство, частота и значение слов
декларативная память: тип долговременной памяти о фактах и событиях, которые мы переживаем лично
трудоемкая обработка: кодирование информации, требующее усилий и внимания сознательно пытаться вспомнить и вспомнить
неявная память: воспоминаний, не являющихся частью нашего сознания
память: система или процесс, который сохраняет то, что мы изучаем, для будущего использования
консолидация памяти: активная репетиция для перемещения информации из кратковременной памяти в долговременную
процедурная память: тип долговременной памяти для обучения действия, например, как чистить зубы, как водить машину и как плавать
извлечение: действие по извлечению информации из долговременной памяти и обратно в сознательное сознание
эффект самореференции: склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к самому себе, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение
семантическое кодирование: ввод слов и их значения тип декларативной памяти о словах, понятиях и языковых знаниях и фактах
сенсорная память: хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы
кратковременная память (STM): (также рабочая память) содержит около семи битов информации до того, как она будет забыта или сохранена, а также информация, которая была извлечена и используется
хранение: создание постоянного учета информации
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Хранение – Общая психология
Перейти к содержимому
Память
Цели обучения
- Описать три этапа хранения в памяти
- Описывать и различать имплицитную и эксплицитную память, а также семантическую и эпизодическую память
После того, как информация закодирована, мы должны как-то ее сохранить. Наш мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. — это создание постоянной записи информации.
Чтобы попал в хранилище (то есть в долговременную память), он должен пройти три отдельных этапа: , Кратковременная память и, наконец, Долговременная память . Эти этапы были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968). Их модель человеческой памяти (рис. 1), названная Аткинсоном-Шиффрином (А-Ш), основана на убеждении, что мы обрабатываем воспоминания так же, как компьютер обрабатывает информацию. Рисунок 1 . Согласно модели памяти Аткинсона-Шиффрина, информация проходит через три отдельных этапа, чтобы сохраниться в долговременной памяти.Но A-S — это всего лишь одна из моделей памяти. Другие, такие как Baddeley и Hitch (1974), предложили модель, в которой кратковременная память сама по себе имеет разные формы. В этой модели хранение воспоминаний в кратковременной памяти похоже на открытие различных файлов на компьютере и добавление информации. Тип кратковременной памяти (или компьютерного файла) зависит от типа полученной информации. Существуют воспоминания в визуально-пространственной форме, а также воспоминания об устном или письменном материале, и они хранятся в трех краткосрочных системах: зрительно-пространственном блокноте, эпизодическом буфере и фонологической петле. Согласно Баддели и Хитчу, центральная исполнительная часть памяти контролирует или контролирует поток информации к трем краткосрочным системам и от них.
Сенсорная память
В стимулы из окружающей среды сначала обрабатываются в : хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы. Это очень кратковременное хранение — до пары секунд. Нас постоянно бомбардируют сенсорной информацией. Мы не можем поглотить все это или даже большую часть. И большая часть из них никак не влияет на нашу жизнь. Например, во что был одет ваш профессор на последнем уроке? Пока профессор был одет подобающим образом, на самом деле не имеет значения, во что она была одета. Сенсорная информация о видах, звуках, запахах и даже текстурах, которую мы не рассматриваем как ценную информацию, мы отбрасываем. Если мы считаем что-то ценным, информация переместится в нашу систему кратковременной памяти.
В ходе одного исследования сенсорной памяти изучалось значение ценной информации в краткосрочной памяти. Дж. Р. Струп открыл феномен памяти в 1930-х годах: вам будет легче назвать цвет, если он напечатан в этом цвете, что называется эффектом Струпа . Другими словами, слово «красный» будет называться быстрее, независимо от цвета, в котором оно появляется, чем любое слово, окрашенное в красный цвет. Проведите эксперимент: назовите цвета слов, данных вам на рис. 2. Не читайте слова, а называйте цвет, которым напечатано слово. Например, увидев слово «желтый» зеленым шрифтом, вы должны сказать «зеленый», а не «желтый». Этот эксперимент забавен, но не так прост, как кажется.
Рисунок 2 . Эффект Струпа описывает, почему нам трудно назвать цвет, когда слово и цвет слова разные.Кратковременная память
— система временного хранения, обрабатывающая поступающую сенсорную память; иногда ее называют рабочей памятью. Кратковременная память берет информацию из сенсорной памяти и иногда связывает эту память с чем-то, что уже находится в долговременной памяти. Кратковременная память длится около 20 секунд. Джордж Миллер (1956) в своем исследовании объема памяти обнаружил, что большинство людей могут запомнить около 7 элементов в СТМ. Кто-то помнит 5, кто-то 9, поэтому он назвал емкость STM 7 плюс-минус 2.
Думайте о кратковременной памяти как об информации, отображаемой на экране вашего компьютера — в документе, электронной таблице или веб-странице. Затем информация из кратковременной памяти переходит в долговременную память (вы сохраняете ее на жесткий диск) или отбрасывается (вы удаляете документ или закрываете веб-браузер). Этот шаг репетиция , сознательное повторение информации, которую нужно запомнить, для перемещения СТМ в долговременную память называется .
Вы можете задаться вопросом: «Сколько информации может обрабатывать наша память одновременно?» Чтобы изучить емкость и продолжительность вашей кратковременной памяти, попросите партнера прочитать вам вслух цепочки случайных чисел (рис. 3), начиная каждую строку со слов «Готов?» и заканчивая каждый, говоря «Вспомнить», после чего вы должны попытаться записать строку чисел по памяти.
Рисунок 3 . Проработайте эту серию чисел, используя описанное выше упражнение на запоминание, чтобы определить самую длинную последовательность цифр, которую вы можете запомнить.Обратите внимание на самую длинную строку, в которой вы получили правильный ряд. Для большинства людей это будет близко к 7, знаменитому Миллеру 7 плюс-минус 2. Припоминание несколько лучше для случайных чисел, чем для случайных букв (Jacobs, 1887), а также часто немного лучше для информации, которую мы слышим (акустическое кодирование). чем видеть (визуальное кодирование) (Андерсон, 19 лет)69).
Долговременная память
Долговременная память (LTM) — это непрерывное хранение информации. В отличие от кратковременной памяти, объем памяти LTM не имеет ограничений. Он включает в себя все, что вы можете вспомнить, что произошло более чем несколько минут назад, и все, что вы можете вспомнить, что произошло дни, недели и годы назад. В соответствии с аналогией с компьютером информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (в вашей кратковременной памяти), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени. Не все долгосрочные воспоминания являются сильными воспоминаниями. Некоторые воспоминания можно вызвать только с помощью подсказок. Например, вы можете легко вспомнить факт («Какая столица Соединенных Штатов?») или процедуру («Как вы ездите на велосипеде?»), но вам может быть сложно вспомнить название ресторана, в котором вы обедали. когда вы были в отпуске во Франции прошлым летом. Подсказка, например, что ресторан был назван в честь его владельца, который рассказал вам о вашем общем увлечении футболом, может помочь вам вспомнить название ресторана.
Долговременная память делится на два типа: явную и неявную (рис. 4). Понимание различных типов важно, потому что возраст человека или определенные типы травм или расстройств головного мозга могут оставить нетронутыми определенные типы LTM, но иметь катастрофические последствия для других типов. — это те, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить. Например, если вы готовитесь к экзамену по химии, материал, который вы изучаете, будет частью вашей явной памяти. (Примечание: иногда, но не всегда, термины явная память и взаимозаменяемы. )
— это воспоминания, которые не являются частью нашего сознания. Это воспоминания, сформированные из поведения. Неявная память также называется недекларативной памятью.
Рисунок 4 . Есть два компонента долговременной памяти: эксплицитная и имплицитная. Эксплицитная память включает эпизодическую и семантическую память. Имплицитная память включает в себя процедурную память и информацию, полученную в результате обусловливания.— тип имплицитной памяти: он хранит информацию о том, как что-то делать. Это память на искусные действия, например, как чистить зубы, как водить машину, как плавать кролем (вольным стилем). Если вы учитесь плавать вольным стилем, вы практикуете гребок: как двигать руками, как поворачивать голову, чтобы чередовать дыхание из стороны в сторону, и как бить ногами. Вы будете практиковать это много раз, пока не станете в этом хороши. Как только вы научитесь плавать вольным стилем и ваше тело научится двигаться по воде, вы никогда не забудете, как плавать вольным стилем, даже если не плаваете пару десятков лет. Точно так же, если вы подарите опытному гитаристу гитару, даже если он давно не играл, он все равно сможет играть достаточно хорошо.
Эксплицитная память связана с хранением фактов и событий, которые мы пережили лично. Эксплицитная (декларативная) память состоит из двух частей: и эпизодической памяти. Семантический означает, что он имеет отношение к языку и знаниям о языке. Примером может служить вопрос «что означает аргументативный ?» В нашей семантической памяти хранятся знания о словах, понятиях, языковых знаниях и фактах. Например, в вашей семантической памяти хранятся ответы на следующие вопросы:
- Кто был первым президентом США?
- Что такое демократия?
- Какая самая длинная река в мире?
— это информация о событиях, которые мы пережили лично. Концепция эпизодической памяти впервые была предложена около 40 лет назад (Tulving, 1972). С тех пор Тулвинг и другие изучили научные данные и переформулировали теорию. В настоящее время ученые считают, что эпизодическая память — это память о событиях в определенных местах в определенное время, о том, что, где и когда произошло событие (Tulving, 2002). Это включает в себя припоминание визуальных образов, а также чувство знакомства (Hassabis & Maguire, 2007).
Связь на каждый день: можете ли вы вспомнить все, что вы когда-либо делали или говорили?
Эпизодические воспоминания также называют автобиографическими воспоминаниями. Давайте быстро проверим вашу автобиографическую память. Что ты был одет ровно пять лет назад сегодня? Что вы ели на обед 10 апреля 2019 года? Вероятно, вам будет трудно, если не невозможно, ответить на эти вопросы. Можете ли вы вспомнить каждое событие, которое вы пережили в течение своей жизни, — приемы пищи, разговоры, выбор одежды, погодные условия и так далее? Скорее всего, никто из нас даже близко не смог бы ответить на эти вопросы; однако американская актриса Марилу Хеннер, наиболее известная по телешоу Такси, могу вспомнить. У нее потрясающая и превосходная автобиографическая память (рис. 7).
Рисунок 7 . Суперавтобиографическая память Марилу Хеннер известна как гипертимезия. (кредит: Марк Ричардсон)Очень немногие люди могут вспоминать события таким образом; прямо сейчас только 12 известных людей обладают этой способностью, и лишь некоторые из них изучены (Parker, Cahill & McGaugh 2006). И хотя гипертимезия обычно проявляется в подростковом возрасте, у двоих детей в Соединенных Штатах, по-видимому, есть воспоминания задолго до своего десятого дня рождения.
Если вы хотите узнать больше, посмотрите эти видеоклипы, часть 1 и часть 2, посвященные превосходной автобиографической памяти, из телевизионного новостного шоу 60 минут .
Смотреть
В этом видео Хэнк Грин рассказывает о нескольких исследованиях, которые помогли нам лучше понять имплицитные воспоминания.
Вы можете просмотреть стенограмму «Почему езда на велосипеде — это «точно так же, как езда на велосипеде?»» здесь (откроется в новом окне).
Подумай об этом
- Опишите то, чему вы научились, что теперь находится в вашей процедурной памяти. Обсудите, как вы узнали эту информацию.
- Опишите что-то, чему вы научились в старшей школе и что теперь хранится в вашей семантической памяти.
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Как работает память. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/8-1-how-memory-functions. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
Все права защищены содержание
- Почему езда на велосипеде похожа на езду на велосипеде?. Предоставлено : SciShow Psych. Расположен по адресу : https://www.