48 Виды речи, их психологическая характеристика.
Характеристика основных видов речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Виды речи, их характеристика.
Существуют различные виды речи: речь внешняя и речь внутренняя, устная речь и письменная речь, речь диалогическая и речь монологическая, эгоцентрическая речь. Каждый вид речи характеризуется своими структурными особенностями, спецификой построения и функциями.
Рассмотрим первую оппозицию: речь внешняя и речь внутренняя. Внешняя речь представляет собой процесс, при котором используются языковые значения для реального общения. Она включает речь письменную и речь устную, которая, в свою очередь, делится на речь диалогическую и речь монологическую.
Речь устная — это внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь, служащая для общения в условиях непосредственного контакта. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь — речь ситуативная (собеседники объединены общностью ситуации), поэтому эта речь обычно бывает не полностью развернутой, многое в ней не высказывается, а подразумевается. Большое значение в диалогической речи приобретают выразительные средства, сопровождающие ее, такие, как интонация, модуляции голоса, голосовые подчеркивания, ритм, паузы, мимика, пантомимика. Монологическая речь — речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т.д.). Эта речь более развернута и грамматически лучше оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи — логическая связность высказываемых мыслей и системность изложения, подчиненные определенному плану.
Письменная речь — речь, закрепленная в виде письменного текста. По мнению С.Л.Рубинштейна, «письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли». Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графический код (письменность), но и тем, что имеет специфическую организацию: ей свойственно развернутое построение — типичные синтаксические конструкции, строгая системность и логическая связность изложения, продуманность, плановость. Для выражения эмоциональности в письменной речи используются особые сочетания слов, их расстановка, знаки препинания, стилистические приемы.
Обратимся к внутренней речи.
1) Внутреннее проговаривание — «речь минус звук», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков). Например, решать мыслительные задачи в затрудненных условиях легче, если проговаривать «про себя» ход решения.
2) Собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления.
Наиболее полно структурные и семантические особенности этого типа внутренней речи были изучены Л.С.Выготским. Приведем основные характеристики внутренней речи, выделенные Л.С.Выготским.
Отрывочность, фрагментарность, сокращенность внутренней речи за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов. Предикативность — оперирование предикатами (психологическими сказуемыми). Иллюстрируя эту характеристику, Л.С.Выготский приводит такой пример: «Представим, что несколько человек ожидает на трамвайной остановке трамвая. Никогда кто-либо из этих людей, заметив приближающийся трамвай, не скажет в развернутом виде: «Трамвай «Б», которого мы ожидаем, чтобы поехать туда-то, идет», но всегда высказывание будет сокращено до одного сказуемого: «Идет» или «Б»».
Редуцирование физической стороны речи (речь без слов). Преобладание смысла слова над его значением (фраза превалирует над словом, весь контекст — над фразой).
Агглютинация семантических единиц (слияние смыслов, когда слово вбирает в себя смысл как предыдущих, так и последующих слов, превращаясь в «концентрированный сгусток смысла»). Идиоматичность (возможность выразить все мысли, чувства одним лишь названием).
По мнению Л.С.Выготского, «…переход от внутренней речи к внешней представляет собой… не простую вокализацию внутренней речи, а сложную динамическую трансформацию — превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь».
3) Внутреннее программирование замысла речевого высказывания, целого текста и его частей. Это создание внутренней программы, которая соответствует «содержательному ядру» будущего высказывания (определение того, что уже известно, а что — нет, что выступит субъектом, что — объектом, а что — предикатом).
Что касается эгоцентрической речи, то по своей структуре, форме она представляет собой речь внешнюю, а по психологической функции может быть отнесена к внутренней речи (первому и второму типам).
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Виды речи, их характеристика.
От 250 руб
Контрольная работа
Виды речи, их характеристика.
От 250 руб
Курсовая работа
Виды речи, их характеристика.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьВосприятие речи — JungMinded
Восприятие речи кратко обсуждалось в посте о понимании языка (страница психологии языка). Здесь я сосредоточусь конкретно на нескольких теоретических моделях, пытаясь объяснить, как мы различаем отдельные фонемы и слова в непрерывном потоке человеческой речи.В завершение я расскажу о модели TRACE: вычислительной системе, предназначенной для воспроизведения того, как люди воспринимают речь. Я расскажу об этом более подробно в следующем посте о коннекционизме.
Акустика речи
Отсутствие инвариантностиВо-первых, нам нужно понять, что такое речь на самом деле. С точки зрения акустики (физики звука) это движущиеся частицы воздуха, и мы измеряем частоту этих движений в Гц (герц = циклы/сек). Человеческая речь представляет собой сложный звук, а это означает, что одновременно воспроизводятся многочисленные частоты. Самая медленная называется основной частотой и определяет высоту голоса (80-200 Гц у мужчин, до 400 Гц у женщин). Остальные частоты гармоники : они определяют тембр . Таким образом, то, что мы воспринимаем как речь, представляет собой многочисленные волны разной частоты.
Традиционно психолингвисты разбивают речь на разные уровни: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения. Вопрос, однако, в том, как наш мозг может различать эти уровни в необработанном частотном сигнале. Письменный язык можно описать как «бусины на нитке», где каждая буква и слово следуют друг за другом, воспринимаясь одна за другой. Различение языковых уровней в речи гораздо сложнее по многим причинам, и одна из них — 9.0010 Отсутствие инвариантности .
Отсутствие инвариантности относится к представлению об отсутствии надежной связи между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. Одно и то же слово или даже отдельная фонема могут звучать совершенно по-разному в зависимости от многих факторов:
1) Индивидуальные различия. Акустический строй речи во многом зависит от акцента говорящего, его физических и психологических особенностей.
2) Условия речи.
3) Коартикуляция. Это идея о том, что одновременно артикулируется более одного звука, поэтому каждый из них частично формируется окружающими его звуками. Суставы (челюсть, язык, рот) переходят от звука к звуку, позволяя нам говорить быстрее, поэтому акустическая структура каждой фонемы во многом зависит от ее «соседей». Рассмотрим следующие спектрограммы звука /d/ в трех разных положениях:
Место артикуляции на /d/ каждый раз разное, что дает несколько «версий» одного и того же звука, однако мы, как слушатели, все равно каждый раз будем слышать /d/, несмотря на большие различия в их акустической структуре.
Категориальное Восприятие
Мы воспринимаем речь в разных категориях, а не в одной волне энергии, гораздо лучше различая категорий, чем внутри них. Либерман и др. (1957) провели исследование, в ходе которого участники слушали синтетически созданные согласные, которые постепенно менялись с /b/ на /d/; они должны были маркировать каждый звук так, как они его слышали. Они обнаружили, что даже большие изменения (например, от значений 1 до 4) не приводили к изменению маркировки, если они не пересекали границу фонемы, но небольшое изменение от /b/ до /d/ приводило к другой маркировке. Это открытие подтвердило Теория категориального восприятия : человеческий мозг не то чтобы занимается различиями между звуками как таковыми, но очень хорошо определяет границы между категориями.
Одним из возможных объяснений демонстрируется знаменитый Эффект МакГерка , о котором, я уверен, многие из вас знают. Ключевым моментом является то, что мозг не полагается исключительно на акустику звука при различении раздражителей. Мы также используем нашу визуальную информацию и, самое главное, контекст, таким образом реализуя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз. Я нашел действительно хороший пример эффекта МакГурка, посмотрите его:
Когортная модель (Marslen-Wilson & Welsh, 1978)
Модель предполагает, что когда мы начинаем воспринимать начало слова, активируется целая когорта сохраненных слов с одинаковым началом; например, «СЛОВО» активирует «мир», «работу», «арбуз» и т. д. По мере того, как мы воспринимаем остальную часть слова, когорта «кандидатов» становится все меньше и меньше, пока не останется только одно — и, таким образом, нужное слово признан. Проблема сегментации
Когортная модель поднимает важную проблему сегментации слов: конечно, нам нужно знать, где начинается слово, чтобы активировать соответствующую когорту. В непрерывной речи слова не всегда акустически разделены; взгляните на приведенную ниже спектрограмму, соответствующую фразе /противостоять/:
Кроме того, часто слова могут «прятаться» внутри более длинных слов, и бывает сложно понять, какое слово мы воспринимаем: слушая «он заметил оленя», мы можем сначала услышать, например, «он паучье ухо».
McQueen et al. (1994) предположили, что чем больше активированная когорта, тем меньшую роль играет каждое слово, поэтому тем труднее найти правильное слово в их конкуренции. Частота также имеет значение: более частое слово с большей вероятностью выиграет. Здесь «паук», вероятно, более частое слово, чем «шпионил», поэтому у него больше шансов «победить». Однако опять же, обработка сверху вниз помогает, поскольку контекст играет решающую роль в понимании речи.
Моделирование
McClelland & Elman (1986) реализовал когортную модель на компьютере, создав модель TRACE :
Каждый узел представляет собой гипотезу о том, что слово присутствует в стимуле; они соревнуются друг с другом, пока не останется только один «победитель». Важным моментом здесь является то, что не только согласованные признаки подтверждают друг друга, но и несовместимые — подавляют друг друга (вы можете видеть, что стрелки указывают в обоих направлениях). Так, например, когда мы слышим МИР, активируются такие слова, как РАБОТА, СЛОВО, ЧУДО. Затем возникающий звук /р/ тормозит активацию ЧУДА, а затем /л/ и /д/ тормозят РАБОТУ и СЛОВО, одновременно подтверждая МИР. Тот же процесс происходит на фонемном уровне, где звуковые характеристики (такие как мощность, взрыв и т. д.) подтверждают или подавляют их активацию.
В следующий раз я подробнее остановлюсь на коннекционизме и покажу, как и по какой причине строятся модели восприятия речи.
Исследование психического состояния 2 – Речь и мышление – Патология
К концу этого CAL вы сможете:
- Описывать общую цель и составные части исследования психического состояния (MSE), особенно речь и мысли пациентов.
- Оцените речь и мысли пациентов в их психическом состоянии и используйте соответствующую терминологию для описания аномалий.
Благодарности:
Спасибо Нилому Шарме, Александре Питток, Мероу Гроув, Майе Форрестер и Мерседес Смит за их большой вклад в содержание этого модуля.
Введение Часть 1 из 11
Прежде чем мы начнем, давайте быстро подведем итоги последнего сеанса, посвященного внешнему виду и поведению:
Речь и мысль Часть 2 из 11
Все возвращается к тебе?
Отлично! Давайте перейдем к изучению следующих двух доменов MSE:
Речь и Мысль.
То, как человек говорит, может быть ненормальным при ряде психических расстройств, и его следует наблюдать и комментировать. Это должно быть описано с точки зрения…
- «задержек» – времени между тем, как вы задаете вопрос, и пациентом, который вам отвечает
- том ’ – как громко говорят, так и количество слов употребляемых
- « скорость» — как быстро произносятся слова
- «ритм» – правильность фразировки в предложениях
- ‘ интонация’ – количество интонаций или каденций («интонация») в голосе
- « просодия» — степень использования ударения для передачи значения, которое не может быть обеспечено одной грамматикой.0080
Речь Часть 3 из 11
Для начала, речь вообще есть?
Небольшое количество пациентов не говорят во время интервью. Если да, прокомментируйте…
- Видимый уровень понимания – пациент понимает, что ему говорят? например соответственно качает или кивает головой
- Уровень альтернативного общения – могут ли они записывать ответы, указывают ли они или используют жесты?
- Уровень структурных нарушений органов речи т.е. есть ли признаки дизартрии? (сложная или нечеткая артикуляция речи, в остальном лингвистически нормальная)
- Пациент шепчет? Или говорить неуместно громко?
- Есть заикание или невнятная речь?
- Являются ли ответы излишне краткими или односложными?
- И наоборот, они неуместно продлены? (Примечание: это также может быть из-за скорости речи)
- Речь пациента необычно медленная или необычно быстрая (напряженная речь)?
- Это может отражать ускорение или замедление скорости мысли
- Реагирует ли пациент спонтанно?
- Существуют ли длительные паузы между вопросом и ответом пациента?
- Передают ли интонация голоса больного и ритм предложений смысл? например повышение тона в конце вопроса
Мысль Часть 4 из 11
Описание нарушения мышления пациента является одной из самых сложных задач, так как невозможно узнать, о чем на самом деле думают пациенты, поэтому об этом необходимо судить по их речи и поведению.
Проблемы с мышлением рассматриваются в MSE по трем рубрикам:
- Мыслеформа т.е. как думает пациент
- Содержание мыслей т. е. то, что думает пациент (верования, которых он придерживается)
- Одержимость мыслями т. е. симптомы Шнайдера первого порядка, представляющие собой группу симптомов, имеющих особое значение для диагностики шизофрении
Мыслеформа Часть 5 из 11
Мыслеформа имеет дело с «механикой» мыслей пациента, т.е. как думает пациент. Это имеет диагностическое значение, так как при многих психических расстройствах мышление «сползает» на менее сложный уровень вследствие болезни.
Это приводит к нарушению мыслительной формы, когда способность связно и связно выражать мысли нарушается или полностью утрачивается. Поток целенаправленной мысли прерывается неуместностью до такой степени, что цель теряется.
Поэтому первое, что нужно отметить, это то, насколько легко вам следить за тем, что говорит человек…
Вы понимаете, куда идут его мысли?- Они сильно расходятся?
- Кажется, они содержат слишком много информации?
- Доберутся ли они в конце концов до «цели» или нет?
- Кажется, их мысли очень быстро перескакивают с одной «связи» на другую?
- Являются ли эти точки останова логичными или трудно увидеть связи?
Изображения: Марвик К. , Биррел С. Психотический пациент. В: Ускоренный курс: Психиатрия. 4 -й выпуск . ООО «Эльзевир»; 2015. с. 65-75.
содержание мысли Часть 6 из 11
Содержание мыслей связано с убеждениями, которых придерживается пациент, и важными темами, возникающими в их рамках, т.е. то, что думает пациент.
Некоторые вопросы, которые могут оказаться полезными для оценки расстройств содержания мышления, следующие:
- Каковы основные темы мышления человека?
- Они чем-то конкретно озабочены?
- Эти темы были раскрыты только в ответ на ваш вопрос, или они возникли спонтанно?
- Соответствуют ли они настроению пациента?
- Насколько поддаются обсуждению и альтернативному объяснению основные убеждения?
Ключевыми патологиями убеждений, которыми больше всего занимаются психиатры, являются первичные и вторичного бреда , или сверхценных идей , и навязчивых идей .
Заблуждения Часть 7 из 11
Бред – это непоколебимое ложное убеждение , которое не принимается другими членами культуры пациента
Важно понимать следующие характеристики бредового мышления:
Переоцененные идеи Часть 8 из 11
Сверхценная идея – это правдоподобное убеждение, которым пациент чрезмерно озабочен. Ключевой особенностью является то, что погоня за этой идеей причиняет больному или окружающим его людям значительные страдания.
Отличаются от бреда отсутствием грубой ненормальности рассуждений; эти пациенты часто могут привести довольно логичное обоснование своих убеждений.
Они отличаются от навязчивых идей тем, что не рассматриваются как повторяющиеся вторжения.
Одержимость мыслями Часть 9 из 11
Одержимость мыслями также подпадает под содержание мысли в том смысле, что включает бред контроля , при котором существует ложное убеждение, что мысли, чувства, действия или импульсы человека контролируются или «создаются» внешним фактором, т. е. полагая, что один был , сделал , чтобы демоны разбили окно.
Бредовые идеи контроля над мыслями включают:
Внедрение мысли : убеждение, что мысли или идеи внедряются в голову внешним фактором
Напр. «пациентка неоднократно жалуется на тревожно-насильственные мысли, которые, как она утверждает, посылаются ей сатаной»
Отказ от мыслей : вера в то, что чьи-то мысли или идеи извлекаются из его головы внешним фактором
напр. «мужчина постоянно винит в своей плохой памяти «правительственных агентов», которые, как он утверждает, способны украсть его мысли»
Передача мыслей : вера в то, что чьи-то мысли распространяются или транслируются другим, так что они знают, о чем думают
Например: ‘женщина отказывается объяснять свою проблему, говоря: «Я знаю, что ты знаешь что я думаю. Все слышат, о чем я думаю».
вопросов Часть 10 из 11
А теперь посмотрите это видео и напишите свою собственную запись речи и мыслей пациента.