Виды социальных ролей в психологии: Виды и типы социальных ролей

41. Социальные роли. Виды социальных ролей. Ролевое поведение.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и

исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли.

Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Ролевое поведение.

Ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я.

Виды социальных ролей

Социальная роль — это поведение, которое мы ожидаем увидеть у человека, занимающего какой-либо социальный статус. У каждого человека существует множество ролей. Например, женщина – она чья-то мать, жена, сестра, домохозяйка, бизнес леди и др. Разнообразие социальных групп, отношений в этих группах, видов деятельности послужили поводом для классификации социальных статусов.

Таким образом, были выделены два вида ролей:

  • межличностные;
  • социальные;

Межличностные роли связаны с различными типами отношений. В их основе лежит эмоциональная подоплека. В эту категорию входят лидеры, изгои, любимчики и др. Социальные роли связаны с положением человека в обществе, видом деятельности или профессией. К этой группе относятся социально-демографические категории – муж, дочь, сын.

Американский социолог Толкот Патерсон разъяснил следующие понятия и виды социальных ролей:

  1. Масштаб роли. Некоторые роли строго ограничены, в то время как другие размытые. Например, отношения мужа и жены — это масштабные статусы. Их связывают межличностные отношения – любовь, привязанность, уважение, а также социальные, подтвержденные нормативными актами.
  2. Способ получения. Роли бывают предписанными и завоеванными. Это зависит от необходимости роли определенному человеку. Например, роль женщины, мужчины, пожилого человека не требует каких либо усилий, эта роль получается автоматически.
    А вот статус студента, учителя, водителя – достигаем, каждому из этой категории необходимо приложить некоторые усилия для получения этого статуса.
  3. Степень формализации. Деятельность человека может протекать произвольно или в жестких рамках. Одни виды соц ролей требуют строгого регламента, правил поведения, другие не предполагают каких-то запретов и рамок. Например, отношения нарушителя правил дорожного движения с сотрудником ГИБДД будут строго формальными
  4. Мотивация. В качестве мотивации может быть рассмотрена любая выгода: общественное благо, личная прибыль и т.д.

Какую бы роль не представила нам жизнь, важно уметь нести ее с достоинством и служить примером для окружающих.

 

Статьи по теме:

Виктимное поведение

У каждой из нас есть друг или подруга, которые постоянно жалуются на жизнь. То машина их забрызгала, то начальство на работе не жалует, то бандиты кошелек отобрали. Причин поплакаться в жилетку огромное множество. В психологии есть даже специальное понятие, называемое виктимным поведением. Так что же действительно рискует стать жертвой преступника и почему?

Духовность человека

Когда вы в последний раз замечали как прекрасно небо на рассвете. А музыка классическая вас вдохновляет? Большинство конечно лишь отмахнутся, мол, некогда на глупые вопросы отвечать. Но дело здесь касается духовности — одного из самых недостающих нам сегодня качеств.

Ингибиция

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что присутствие других людей вас раздражает и работа не приносит удовольствие? А если вы работаете в одиночестве — вы справляетесь лучше или хуже? На эти вопросы давно найден ответ. Специально для любителей работать в полной тишине — ингибиция и ее особенности.

Инженерная психология

Труд и человек неизменно связаны между собой на протяжении многих веков. Но лишь недавно союз техники и людей начал интересовать психологов. Так появилась инженерная психология. Эта не совсем простая наука стала единственной попыткой объяснить и объединить понятия труда и человека.

 

▷ Боль от потери социальной роли, когда отнимают часть тебя

Кто ты?

На этот, казалось бы, простой вопрос большинство отвечает списком ролей.

Я мать. Юрист. Английский. Спортсмен…

Эти роли — не что иное, как ряд моделей поведения, которые общество определило для различных сред и ситуаций. Однако, хотя роли в основном представляют собой набор социально разделяемых ожиданий и правил поведения, наступает момент, когда мы включаем их как часть нашего «я».

Когда мы долгое время играем роль, мы отождествляем себя с этой ролью. По этой причине многие люди не воспринимают роль родителей или специалистов как нечто внешнее, а включают ее в свою личность.

Однако, поскольку многие из ролей, которые мы играем в повседневной жизни, являются всего лишь ролями, назначенными обществом, рано или поздно в жизни наступает момент, когда такой «контракт» нарушается. Тогда мы можем оплакивать потерю этой роли.

Мы – это роли, которые мы играем

В обществе мы обычно взаимодействуем через разные роли, от родителей-детей до учителей-учеников или врача-пациента. Роли облегчают это взаимодействие. Они довольно четко сообщают нам, как мы должны вести себя в этих взаимодействиях, и создают статус, который относится к нашему точному положению в этой социальной структуре. Таким образом, роли — это социальные компасы.

Первые роли, которые мы берем на себя в жизни, зарождаются в семье. Постепенно, по мере того как мы взаимодействуем с другими людьми в процессе социализации, мы приобретаем новые роли и лучше понимаем ожидания, поведение и ограничения, связанные с ними.

Когда мы начинаем открывать и осознавать ожидания, которые все общество возлагает на нас, мы учимся играть роли, соответствующие различным областям, в которых мы работаем. Мы учимся быть детьми, учениками, друзьями, братьями… При этом формируется и наша социальная идентичность, тесно связанная с нашим «я».

Хотя роли в основном определяются с точки зрения ожиданий других в отношении нашего поведения, отношений и даже способов мышления, это не означает, что они полностью внешние. Обычно мы становимся той ролью, которую играем. Мы не ограничиваемся тем, что действуем в соответствии с той ролью, которая нам отведена, но мы чувствуем себя таковыми.

Эта идентификация происходит, по мнению психолога Джорджа Х. Мида, потому что, поскольку большинство ролей были отведены нам в обществе, происхождение открытия собственного «я» пересекается с открытием общества. Иными словами, идентичность не является чем-то абстрактным, а в значительной степени строится посредством актов социального признания.

Боль от потери роли

Обычно мы ассоциируем горе с потерей любимого человека или домашнего животного, но мы можем пройти через аналогичный процесс, когда роль потеряна или у нас отняли. На самом деле понятие горя относится к фазам, через которые мы проходим, чтобы приспособиться к потере — любой.

Например, боль при потере работы из-за увольнения или выхода на пенсию может быть особенно сильной. Родители также могут пройти через аналогичный период, когда их дети уходят из дома, поскольку их родительская роль начинает исчезать.

Очевидно, чем больше мы отождествляем себя с ролью, тем более болезненной или даже травмирующей будет ее потеря. Если люди воспринимают себя в первую очередь через свою профессиональную грань и строят вокруг нее свою идентичность, понятно, что потеря этой роли вызывает настоящий эмоциональный цунами. Это также происходит с родителями, которые полностью посвятили себя воспитанию своих детей, игнорируя другие стороны своей жизни, или с которыми они полностью отдались отношениям, не культивируя другие интересы.

Когда эти люди теряют роль, придающую смысл их существованию, они чувствуют себя потерянными. Как будто земля уходит из-под ног. Они теряют компас, которым они руководствовались, потому что шаблоны поведения, которым они следовали, исчезают в одночасье.

В результате они могут чувствовать, что часть их личности была украдена у них, поэтому нередко они начинают испытывать большую внутреннюю пустоту, которая может даже привести к экзистенциальному кризису.

Как справиться с потерей роли, не ломая голову

Роли, как и все в жизни, приходят и уходят. Они не вечны. Самое главное, чтобы не потерять себя из-за потери, — это избегать чрезмерного отождествления себя с этой ролью.

Один из способов перестать отождествлять себя с ролями — изменить наш дискурс. Например, вместо «Я врач» мы могли бы сказать «Меня зовут Энн, и я работаю врачом». Разница тонкая, но важная, потому что таким образом мы ставим себя в центр нашего «я» вместо того, чтобы позволить ему артикулировать социальную роль, которая может исчезнуть.

Эта психологическая техника позволяет нам осознать, что мы гораздо больше, чем роли, которые мы играем, и те роли, которые нам отведены. Это помогает нам расширить наше представление о себе, расширяя нашу идентичность.

Другим важным аспектом борьбы с потерей социальной роли является диверсификация наших интересов. Правило таково: чем больше у нас ролей, тем меньше на нас повлияет потеря одной из них. Мы можем представить нашу личность как здание. Если у вас мало опор/ролей, она рухнет, если одна из них перестанет поддерживать структуру, но если их много, потеря одной опоры/роли не вызовет такого хаоса.

Чтобы расширить наши социальные роли и нашу собственную идентичность, хорошей отправной точкой является поиск новых интересов. Таким образом, Энн перестанет быть просто врачом, а также станет художником, спортсменом, писателем, активистом… Границы устанавливаются вами и вашим желанием исследовать новые грани своей личности.

Роль социальных взаимодействий в социальной психологии

Роль социальных взаимодействий в социальной психологии

Социальные взаимодействия можно определить как определенные формы внешних эффектов, при которых деятельность референтной группы влияет на индивидуальные предпочтения.

Социальные взаимодействия могут также относиться к практикам, действиям или действиям двух или более людей, совместно озабоченных друг другом; любое поведение, которое учитывает или пытается повлиять на личные намерения или опыт друг друга (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008). В социальных взаимодействиях вовлеченные стороны должны помнить о себе друг друга. Например, командиры армий, готовящие план войны против своих врагов, или друзья, пишущие друг другу письма, являются формами социального взаимодействия; независимо от того, такие действия не являются непосредственно физическими или видимыми. Это означает, что социальное взаимодействие существует, несмотря на отсутствие физического поведения; например, когда конкуренты намеренно игнорируют профессиональную деятельность друг друга.

С другой стороны, согласно Сулсу, «социальная психология — это научная область, целью которой является понимание природы и причин индивидуального поведения в социальных ситуациях» (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Как научное исследование социальная психология направлена ​​на понимание причин и характера индивидуального мышления и поведения в социальной ситуации. Он исследует средства, с помощью которых на наши действия, мысли и чувства влияет социальная среда, в которой мы живем (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008).

Социальные взаимодействия помогают формировать то, как мы действуем и кем мы являемся в различных ситуациях (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Факторы, влияющие на социальные взаимодействия, можно разделить на пять основных категорий. К ним относятся биологические факторы, основные когнитивные процессы, характеристики и действия других, культурный контекст и экологические переменные (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Таким образом, цель этой статьи — проиллюстрировать роль социальных взаимодействий в социальной психологии, а также объяснить различные аспекты социальных взаимодействий.

От детства до взрослой жизни социальные взаимодействия можно назвать одним из ключевых факторов прогнозирования благополучия и физического здоровья человека. Как только дети рождаются, они понятия не имеют, чего ожидать от окружающей их среды. Среди первых вещей, с которыми вступают в контакт дети, — социальное взаимодействие и влияние родителей и опекунов (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Независимо от мыслей и мнений других людей, родители учат своих детей чувству «я». Поначалу дети часто оказываются в ситуации своих родителей и, более того, в кругу друзей своих родителей — тех, с кем родители взаимодействуют. Это формирует генезис цикла социального взаимодействия, когда эти друзья либо любят, либо не любят ребенка. Однако по мере того, как ребенок растет, у него появляется интерес к общению и играм с другими детьми (Kowalski & Westen, 2009).). Игра с другими прививает детям подходящие социальные манеры, такие как уважение собственности других людей, сотрудничество, совместное использование и т. д. Кроме того, взаимодействие со сверстниками, особенно среди детей младшего возраста, позволяет им осваивать двигательные, коммуникативные и когнитивные навыки (Hockenbury & Hockenbury, 2006). ).

Именно во время игры у маленьких детей появляется больше всего возможностей для социального взаимодействия. Развитие соответствующих социальных навыков усиливается, когда детям предоставляется возможность играть с другими (Kowalski & Westen, 2009).). Учителя в интегрированных дошкольных учреждениях должны использовать игру как часть обучения, особенно поощряя здоровых учеников играть вместе с учениками с ограниченными возможностями (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Это, в свою очередь, позволяет ребенку с ограниченными возможностями развить чувство сопричастности, а также овладеть соответствующими возрасту социальными навыками, а трудоспособным ученикам приобрести положительное отношение к людям, живущим с ограниченными возможностями, благодаря дружбе, возникающей во время игры (Ковальски). и Вестен, 2009).

 

Выводы, восприятие и память (когнитивные процессы) играют важную роль в понимании поведения каждого человека в сообществе. Воспоминания о прошлом поведении других и выводы о таком поведении человека сильно влияют на реакцию или реакцию человека на различные ситуации.

Чтобы лучше понять причины поведения человека в социальной ситуации, важно, во-первых, понять его образ мышления, а во-вторых, понять процесс других, когда они ведут себя в определенной социальной ситуации (Барон, Бирн, & Сулс, 2000). Например, если муж назначает свидание с женой на 19:00 в отеле «Белый носорог», жена должна ждать, пока он не появится в это конкретное время и в этом месте. Однако, если муж опаздывает на 2 часа, то реакция жены будет негативной, например, злой, разочарованной, ненавидящей и т. д. Таким образом, в таких случаях социальные мысли и социальное поведение каждого человека находятся под сильным влиянием когнитивных процессов. Исследование того, как люди воспринимают, обдумывают и запоминают информацию о других, оказывает огромное влияние на понимание человеческого социального поведения.

Эрвин Гоффман в своей книге «Представление себя в повседневной жизни» формулирует свое мнение о социальном взаимодействии, анализируя различные основные аспекты, которые выражают роль и манеры человека через акт самовыражения перед другими (Гоффман, 2002). ). Гоффман далее связывает разницу между «выражением, которое он испускает, и выражением, которое он дает», поясняя, что два восприятия включают в себя существенно различающиеся действия, но оба обеспечивают способ, которым другие люди создают впечатление об индивидууме (Goffman, 2002). ). В какой-то степени каждый человек имеет возможность вести себя в соответствии с тем, как он хочет, чтобы его воспринимали другие, влиять на впечатления других людей о себе, а также устанавливать курс, в котором другие люди будут реагировать на него. Гоффман отметил, что определенные аспекты «я» передаются через различные человеческие действия, которые в большинстве случаев надуманные, управляемые и стратегические.

Во время социальной встречи человек может подчеркнуть, преувеличить или скрыть некоторые аспекты от аудитории (Goffman, 2002). Такие заранее сформулированные действия человека важны для блага конкретных социальных ситуаций, учитывая, что полная честность порой может привести к беспокойству и срывам.

Использование приемов и практик, позволяющих избежать оскорбительных ситуаций и смущения, Гоффман называет «тактичностью» или «защитной практикой» (Goffman, 2002). Например, человек будет иметь тенденцию иметь непредвзятое отношение и использовать нейтральную точку зрения при политической дискуссии с представителями противоположной стороны, в отличие от того, как он/она разговаривал бы с другими людьми, разделяющими те же идеологии и принадлежащими к той или иной партии. той же политической партии. По его наблюдению, Гоффман называет впечатление или образ, который человек передает адресатам, «сценарием». На «сценарий», используемый индивидуумом, влияет множество факторов, которые индивидуум подвергает тщательному изучению (Goffman, 2002). Гоффман отмечает, что человек склонен олицетворять и включать социальные нормы всякий раз, когда они появляются перед другими (Goffman, 2002). Например, социальная стратификация, роль, к которой стремится личность, общество и место взаимодействия входят в число аспектов, влияющих на сценарий. Вышеупомянутые элементы действуют как сценические указания, реплики и намеки человеку на соответствующее поведение, которое ожидает от него общество.

В двух словах, давление сверстников в социальном взаимодействии, особенно во время игры, заставляет детей поступать правильно или неправильно, чтобы они «вписались в группу». Точно так же взрослые постоянно беспокоятся о том, как их воспринимают другие, и такие мысли и беспокойства меняют их поведение, чтобы они соответствовали им. Социальные влияния существуют во всех сферах жизни, будь то книги, телевидение, Интернет и, прежде всего, другие. При взаимодействии с вещами и людьми важно иметь в виду тот факт, что влияние других слабее, чем уже привитая нам личность.

Поэтому взрослым необходимо напоминать детям об их важности и о том, что они любимы теми, кто общается с ними; это важно, поскольку дети открывают для себя, кто они и где они вписываются. В противном случае то, кем они станут в будущем, не должно определяться социальными влияниями.

 

Аспекты социальных взаимодействий

Существует много аспектов социального взаимодействия, однако из-за ограниченности данной статьи я остановлюсь на основных аспектах. Это сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт (Сазерленд, 1996).

 

Сотрудничество.

Это один из основных процессов в обществе. Фэирчайлд определил сотрудничество как процесс, посредством которого группы или отдельные лица относительно организованно объединяют свои силы для достижения общей цели (Doshi, 1999). Сотрудничество предполагает сближение двух или более людей или групп, работающих вместе для достижения сходных целей (Шарма, 1997). Это связано с жизненными трудностями, которые требуют сотрудничества между людьми и группами. На социальное взаимодействие в значительной степени влияет сотрудничество в том смысле, что всякий раз, когда люди разделяют общие цели, которых они не могут достичь, они объединяют свои силы для достижения этих целей. В этом процессе должна быть какая-то форма социального взаимодействия. Кропоткин отмечает, что в силу своей важности ни одно общество не может существовать без сотрудничества (Maclver, MacIver, & Page, 2003).

Сотрудничество является социальной и психологической потребностью людей, особенно мужчин и женщин, для обеспечения преемственности человечества. Недостаток сотрудничества может привести к жизни в страдании и одиночестве (Шарма, 1997).

Люди стремятся к прогрессивному образу жизни. Непрерывный прогресс никогда не может быть достигнут без сотрудничества. Дух сотрудничества между людьми и нациями внес существенный вклад в исключительный прогресс в области транспорта и связи, науки и техники, сельского хозяйства и промышленности. Таким образом, сотрудничество необходимо не только для социального взаимодействия между людьми, но и между нациями.

 

Аккомодация

Как говорят Маклвер и Пейдж, «термин аккомодация относится, в частности, к процессу, в котором человек достигает чувства гармонии с окружающей средой» (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Аккомодация, таким образом, относится к процессу социальной адаптации. Это происходит, когда приспособление между людьми позволяет гармонично вести себя в обществе. Человек достигает приспособления, когда он/она приобретает отношения, привычки и манеры, передаваемые ему в обществе. Приспособление — это процесс, посредством которого группы и отдельные лица изменяют изменившиеся обстоятельства, чтобы преодолеть свои трудности (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Например, всякий раз, когда в обществе возникает новая ситуация, люди обычно корректируют ситуацию или себя, чтобы приспособиться к новой среде. Парк и Берджесс утверждают, что социальная организация среди людей в основном является следствием приспособления конфликтующих компонентов (Park & ​​Burgess, 2007). Конфликт – это реальность жизни, однако он никогда не бывает постоянным. Таким образом, конфликтующие лица или группы достигают консенсуса, прекращающего конфликт. Это соглашение называется просто договоренностью.

Приспособление обычно имеет много аспектов, включая субординацию, рационализацию, терпимость, преобразование, арбитраж и компромисс среди прочего. Таким образом, это заставляет людей или группы взаимодействовать в обществе путем принуждения, поскольку у одной или обеих сторон нет другого выбора, кроме как сотрудничать (Park & ​​Burgess, 2007).

Приспособление так же важно в обществе, как и сотрудничество, поскольку его отсутствие приводит к конфликту, который, в свою очередь, приводит к нарушению социальной стабильности, интеграции и порядка.

Приспособление сводит к минимуму или контролирует конфликты, а также дает возможность отдельным лицам и группам адаптироваться к новым условиям в обществе. Именно по этой причине Берджесс отмечает, что «социальная организация — это совокупность приспособлений к прошлым и настоящим ситуациям. Все социальное наследие, традиции, чувства, культура, методы являются приспособлениями…» (Park & ​​Burgess, 2007). Из-за близости к конфликту и сотрудничеству, приспособление необходимо для достижения социальной гармонии.

 

Ассимиляция

Огберн и Нимкофф описывают ассимиляцию как процесс, посредством которого индивиды или группы, когда-то непохожие, становятся похожими, что отождествляется в интересах и мировоззрении (Ogburn & Nimkoff, 1992). Согласно Парку и Берджессу, «ассимиляция — это процесс взаимопроникновения и слияния, в котором отдельные лица и группы усваивают взгляды и ценности других людей или групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь». Парк и Берджесс, 2007). В социальном взаимодействии ассимиляция обуславливает исчезновение культурных различий между разными группами людей. Ассимилированные индивиды действуют, чувствуют и думают точно так же, как они усваивают чужие взгляды, общие традиции и впоследствии принимают новую культурную идентичность (Ogburn & Nimkoff, 19).92). Однако ассимиляция не ограничивается культурой, о чем свидетельствует, когда у мужей и жен с разным воспитанием часто возникает непредвиденное единство целей и интересов. Процесс ассимиляции является медленным и постепенным в том смысле, что требуется довольно много времени, прежде чем группы или отдельные лица могут превратиться из расходящихся в сходные.

В процессе ассимиляции происходит аккультурация – заимствование некоторых или всех культурных элементов у других людей и включение их в свой собственный процесс. Хотя процесс ассимиляции, безусловно, затрагивает обе группы, обычно более слабое общество (с точки зрения культуры) больше заимствует и меньше отдает более сильной группе (Шарма, 19).97). Слияние двух культур требует, чтобы основная культура стала общей для них культурой. Ассимиляции как аспекту социального взаимодействия способствуют культурное сходство, объединение, равные экономические возможности, терпимость, общие физические черты и тесные социальные контакты (Argyle, 2009). С другой стороны, ему мешают следующие элементы: культурные различия, господство и подчинение, предрассудки, физические различия, изоляция, чувство превосходства и неполноценности.

Конкуренция

Сазерленд, Вудворд и Максвелл утверждают, что «Конкуренция — это безличная, бессознательная, непрерывная борьба между людьми и группами за удовлетворение, которое из-за их ограниченного предложения может быть не у всех» (Sutherland, 1996). Исходя из приведенного выше определения Сандерленда и др., конкуренция является центральной формой социальной борьбы. Конкуренция возникает из-за дефицита ресурсов, которые большинство, если не все, стремятся приобрести. По словам Огберна и Нимкоффа, конкуренция процветает, когда спрос превышает предложение (Огберн и Нимкофф, 19).92).

Деньги, власть, слава, статус, имя, слава, роскошь и т. д. — это самые главные вещи, за которые люди соревнуются. Дефицит — еще одна реальность в жизни, и поэтому в любом обществе не может быть недостатка в конкуренции (Ogburn & Nimkoff, 1992). Например, в Кении так много выпускников университетов и колледжей, однако рынок труда не соответствует их количеству, и поэтому существует большая конкуренция за трудоустройство.

Те, кто работает, также соревнуются с другими за более высокооплачиваемую работу, чтобы они могли получить вышеупомянутые самые дефицитные вещи.

Характеристики конкуренции могут быть получены путем анализа различных определений. Наиболее заметные аспекты заключаются в том, что конкуренция представляет собой непрерывный процесс, безличный, универсальный и бессознательную деятельность. Конкуренция универсальна и как таковая проявляется в различных формах. Различными формами конкуренции являются политическая, культурная, экономическая, расовая, социальная конкуренция и т. д. (Sutherland, 1996).

Х.Т. Мазумдар отмечал как негативные, так и позитивные функции конкуренции в обществе (Доши, 1999). В позитивном плане конкуренция способствует прогрессу, является источником мотивации и обеспечивает назначение нужных людей на правильные должности в обществе. Напротив, негативный аспект конкуренции может привести к конфликту, монополии и даже разочарованию. Поэтому важно любой ценой поддерживать здоровую и честную конкуренцию, чтобы избежать негатива.

 

Конфликт

Согласно J.H. Фитчер, «конфликт — это социальный процесс, в котором индивидуум или группа людей добиваются своих целей, напрямую бросая вызов антагонисту насилием или угрозой насилия» (Доши, 19).99). Это похоже на конкуренцию, поскольку они являются как дезинтегративными, так и диссоциативными социальными процессами. Часто конфликт возникает, когда внимание соперников переносится с объекта соперничества на себя. Противоположный аспект между конфликтом и конкуренцией заключается в том, что первый достигает целей, ослабляя или устраняя противников. Конфликт преднамеренно пытается принуждать, противодействовать или сопротивляться воле других или другого (Sharma, 1997). Проще говоря, конфликт — это соревнование в его враждебных личных и случайных формах.

Конфликт — неотъемлемая часть человечества и, следовательно, важная форма социального процесса. Он характеризуется тем, что является сознательной деятельностью, универсальным процессом, прерывистым процессом и личной активностью (Argyle, 2009). Хотя конфликт универсален, неизвестно, когда он возник или что на самом деле его вызывает. Однако многие мыслители пытались объяснить веские причины конфликта.

Чарльз Дарвин, выдающийся биолог, утверждал, что принцип борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных являются ключевыми основами конфликта. Мальтус, выдающийся экономист и математик, утверждал, что конфликт возникает только при недостатке пищи или средств к существованию. По его словам, рост населения в геометрической прогрессии и средств к существованию в арифметической прогрессии является главной причиной конфликтов между людьми. Фрейд и некоторые другие психологи отмечали, что источник конфликта лежит в заключении человека или врожденной склонности к агрессии (Argyle, 2009).).

Различия в интересах людей, идеологиях, стремлениях и установках людей приводят к конфликтам. Поскольку ни одно человеческое существо не идентично другому, возникает конфликт, особенно если люди не приспосабливаются друг к другу (Sharma, 1997). Изменения в обществе также могут способствовать распространению конфликта. Например, новое поколение может конфликтовать со старшим поколением всякий раз, когда происходят социальные изменения, когда первое принимает их, а второе отстает. К возникновению конфликтов можно отнести и быстрое изменение нравственных норм общества, желаний, надежд и требований человека. Например, с древних времен дети были обязаны уважать и слушаться своих родителей. Тем не менее, сегодняшнее поколение восстает против таких моральных норм, и поэтому конфликтов между родителями и детьми больше, чем когда-либо прежде.

Существует множество способов возникновения конфликта, основанных на различных школах мысли и авторах (Argyle, 2009). Наиболее распространенные типы конфликтов включают косвенный конфликт, латентный конфликт, судебный процесс, конфликт безличных идеалов, личный и корпоративный конфликт, распри, войну, прямой конфликт и явный конфликт среди других.

Конфликт в обществе имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства конфликта заключаются в том, что он изменяет относительный статус конфликтующих сторон, ведет к переопределению системы ценностей, способствует солидарности и товарищеским чувствам, действует как цементирующий фактор в установлении интимных отношений и увеличивает победившую группу (Шарма, 19).97). С другой стороны, негативные функции конфликта заключаются в том, что он наносит большой психологический и моральный ущерб, вызывает социальную неразбериху, хаос и беспорядок, нарушает социальное единство и сплоченность (Шарма, 1997).

 

В заключение, социальное взаимодействие имеет очень много аспектов, наиболее важными из которых являются сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт. Как обсуждалось выше, эти аспекты в значительной степени влияют на то, как люди склонны взаимодействовать с другими, и, следовательно, на то, как такое взаимодействие влияет на них психологически.

9000 2 Ссылки

Argyle, M. (2009). Социальное взаимодействие . Лондон: Метуэн.

Барон, Р., Бирн, Д., и Бранскомб, Н. (2008). Социальная психология . Принстон, Нью-Джерси: Запись для слепых и дислексиков.

Барон, Р., Бирн, Д., и Сулс, Дж. (2000). Изучение социальной психологии . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Доши, С.Л., и Джейн, П.К. (1999). Сельская социология . Джайпур: Публикации Равата.

Гоффман, Э. (2002). Представление себя в повседневной жизни (4-е изд.

Добавить комментарий