Витальные потребности: Витальные потребности | это… Что такое Витальные потребности?

Классификация потребностей: как ее видит психолог П. В. Симонов

У каждого человека есть определенные потребности: одежда, еда, семья, уход за собой и прочее. Известный психолог Павел Симонов выявил 3 основных категории потребностей. В этой статье вы сможете ознакомиться с классификацией потребностей и узнать, чем они отличаются друг от друга.


Павел Симонов предложил разделить человеческие потребности, следуя вымышленной таблице и считая, что все отделы в мозге отвечают за определенные функции. Когда человек рождается, у него в мозге автоматически задаются программы поведения. Эти программы можно поделить на 3 группы:

  1. Витальные потребности являются наиболее важными для жизни.
  2. Зоосоциальные.
  3. Потребности саморазвития, целью которых является улучшение жизни.

Витальные потребности

К витальным категориям можно отнести все то, в чем человек нуждается, как биологический организм:

  1. Пища и питье.
  2. Пассивно-оборонительные потребности, к которым можно отнести состояние страха и тревожность.
  3. Активно-оборонительные, к которым относится агрессия.
  4. К гомеостатическим потребностям относятся период сна и бодрствования, дыхание и терморегуляция, а также кровообращение.
  5. Экономия сил, что подразумевает лень.
  6. Груминг — уход за своим телом.

Все эти группы имеют комплекс простых и сложных врожденных программ. Их запуск происходит с помощью полезных и вредных стимулов. В качестве примера можно взять сладкий и горький вкус, где первый — хорошо, а второй — плохо.

Социальные потребности

Социальная потребность объясняется необходимостью человека принадлежать к определенной социальной группе, а также получать внимание и уважение от других людей. Эта потребность является очень важной, а также она требует от людей соблюдения определенных норм. По мнению Гегеля, именно социальная потребность является самой значимой в жизни каждого человека. К зоосоциальным потребностям относятся:

  1. Половой инстинкт.
  2. Родительская модель поведения.
  3. Детская модель поведения, выраженная в желании контактировать с родителями.
  4. Территориальное поведение, что подразумевает защиту от перенаселения.
  5. Иерархическое поведение, которое рассчитано на то, что человек будет стремиться к лидерству или хотя бы будет в подчинении у вожака.
  6. Сопереживание и «взятие» чужих эмоций, которые испытывает собеседник.

Потребность саморазвития

Именно благодаря этой потребности люди начинают творить, создавая произведения искусства. Ее можно отнести к духовным, ведь в данном случае человек познает себя, мир и начинает осознавать свое место и миссию. К потребностям саморазвития можно отнести:

  1. Сбор новой информации, напрямую связанный с любопытством.
  2. Подражательное поведение, когда человек пытается за кем-то что-то повторить.
  3. Рефлекс свободы, когда вводятся ограничения.
  4. Тренировка двигательных навыков.

Работа всей поведенческой программы полностью обусловлена когнитивной работой головного мозга.

Поэтому чтобы достигнуть баланса, необходимо постоянно тренировать и развивать когнитивные функции. Делать это просто с помощью тренажеров Викиум.

Как правильно поощрять собаку | Дрессировка собак

© В. Большакова https://dogschool.ru

То, без чего нельзя дрессировать собаку – ее внимание и заинтересованность. Как же их добиться?

Первое, о чем почему-то частенько забывают дрессировщики – это что собака им ничего НЕ ДОЛЖНА. Если вы записаны в ее документах как владелец, абсолютно не означает, что собака будет вас слушаться априори. Собака – животное, со своими инстинктами и законами, и за голую идею работать не обязана – это противоестественно для всех животных, кроме, пожалуй, человека. Поэтому при дрессировке собаки необходимо хотя бы представлять, какими ее особенностями мы можем пользоваться.

Все действия организма в природе так или иначе биологически обоснованы (или были обоснованы когда-то). Все они направлены на удовлетворение нужд организма или вида в целом. Вот этим-то мы и пользуемся при дрессировке.

Потребностей существует столько же, сколько и попыток их классифицировать. Наиболее удачной считается классификация известного российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы:

  1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.
  2. Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.
  3. Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генетической программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо потребности над другими в силу наследственных причин или в результате соответствующего воспитания.

В соответствии с потребностями находится мотивация – модное в последнее время слово при описании методов дрессировки. Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Используя это состояние и удовлетворяя потребность, вызвавшую ее, мы и дрессируем собак, предлагая им то или иное поощрение.

Мы здесь рассматриваем только положительное подкрепление, поскольку применение всех других видов подкреплений и наказания требует квалифицированного подхода.


Виды положительного подкрепления.

В одной из школ дрессировки существует такое понятие, как «четырехлистный клевер», где каждый листок – один из видов поощрения. Там предлагается даже перед началом обучения проводить следующий тест:

На расстоянии нескольких метров от собаки раскладываются в ряд: мячик, миска с кормом, игрушка для перетягивания и садится хозяин. Инструктор отпускает собаку, и по тому, куда она подойдет в первую очередь, определяется приоритетный вид поощрения. Затем его убирают, собаку вновь отводят в сторону и отпускают. Таким образом выстраивается иерархия поощрительных предметов для данной собаки. При этом в дрессировке используются все четыре вида в порядке убывания. Т.е., когда собака выполнит требуемое действие, она получает (к примеру) лакомство, мячик, оглаживание, а затем играет в «потягушки». Можно найти много аргументов за и против такой методики и способа тестирования, но… Попробуйте!

ПИЩА

Самое распространенное поощрение, и в большинстве случаев совершенно незаменимое. Главное условие – собака должна быть готова продать душу за него. Отговорки, что «она у меня не пищевик», «она есть не любит», как правило, показатель лени хозяина. Как-то я стояла в группе свеженабранных владельцев собак, и мне несколько человек одновременно рассказывали, что у них собаки «за кусок работать не будут». При этом их собаки толклись вокруг меня и пытались получить тушеные почки, которыми я угощала свою собаку. Да, собака может не работать за кусок сухого корма или даже за мясо. А за глоток кефира? За ВАШ бутерброд, который вы откусите у нее на глазах? За мясные субпродукты? Проявите фантазию. Кстати, проверьте упитанность вашей собаки – может быть, она не любит есть, потому что заплыла жиром? Тогда посадите ее на диету и убьете таким образом двух зайцев сразу – повысите заинтересованность собаки в зарабатывании еды и улучшите ее здоровье.

Вид и количество

Если у вас нет исключительных проблем с подбором лакомства, то хорошо работают сыр или сосиски. Резать их надо мелкими кусками, в зависимости от размера собаки. Главное условие – они должны легко и быстро проглатываться. Надо найти баланс – собака не должна долго стоять и жевать или грызть каждый кусок, но должна все же заметить, что ей дали вкусненькое. Количество кусочков – чем больше, тем лучше. Если останется после прогулки или занятия, положите в холодильник или морозилку до следующего раза, ничего страшного. Гораздо хуже, если оно кончится посреди занятия или в критической для собаки ситуации.

Как давать

Давать лакомство лучше с открытой ладони, как и лошадям, чтобы не пострадали пальцы (хотя некоторые активные собаки умудряются и ладонь прихватывать, тогда заведите перчатки). При этом надо понимать, что лакомство для собаки – та же добыча. Видели вы в природе, чтобы зайцы или мыши сами прыгали в пасть? Нет, обычно, наоборот, приходится прыгать за ними. Поэтому попробуйте сделать так, чтобы лакомство доставалось собаке не так-то просто. Приподнимите руку повыше, чтобы ей пришлось встать «на цыпочки» или чуть приподняться на задних лапах, чтобы дотянуться (только не переусердствуйте). Некоторые собаки любят сами выкапывать кусочки в пакете или в сумке, но надо сделать так, чтобы она не могла съесть сразу много. Или заставьте ее погнаться за лакомством, сделав один-два шага назад. Если же вам нужно, чтобы собака после получения лакомства сохранила прежнее положение для продолжения работы – тогда кладите кусочек прямо в пасть, чтобы ей не пришлось сдвигаться с места, наклоняться или приподниматься. Но не злоупотребляйте таким способом поощрения, поскольку он не обладает высокой ценностью для собаки.

В период плотных тренировок или когда вы занимаетесь с собакой один-два раза в день, уменьшите основной рацион или полностью перенесите кормление на занятия. Тогда еда приобретает для собаки еще большую ценность — ведь она достается трудом, а не просто так. Через некоторое время дрессировки собаки начинают с удовольствием есть даже то, от чего они всегда отказывались — если это им дали за работу. И при этом с отвращением отвернутся, если им предложить то же самое дома «за бесплатно». Но это происходит только когда социальные факторы становятся для собаки не менее важны, чем витальные.

Для обучения большинству навыков удобнее, если собака работает за кусок, а не за игрушку, потому что ей проще объяснить движения, когда она следует за рукой с лакомством. Кроме того, чересчур активные собаки, которые перевозбуждаются при работе за игрушку, работают спокойнее за лакомство. В кликер-дрессировке начинать лучше тоже с работы за еду, а потом уже можно переходить и на подкрепление щелчка игрушкой (особенно при переходе на этот метод с собакой, которую раньше обучали по-другому).

Когда давать

При использовании традиционных методов кусок лакомства надо доставлять собаке НЕМЕДЛЕННО по принятии ей требуемого положения или окончания выдержки. Кликер позволяет более свободно обращаться со временем дачи куска, поскольку нужное поведение отмечается условным сигналом, а что происходит после него (изменение положения собакой и поиски кусочка в кармане), уже не имеет значения.

ИГРУШКА

Игра – лучший способ подружиться с собакой и установить с ней тесный контакт. Даже если вы регулярно занимаетесь с ней – ничто не заменит игру с любимым хозяином. Есть несколько видов игр с использованием игрушек.

  1. Мячик. Многим собакам нравится гоняться за мячиком, причем одним нравится приносить его обратно и дожидаться следующего броска, другим интересен сам процесс погони, а догнав его, собаки теряют интерес. Отдельную категорию составляют собаки, которые любую игрушку уносят и жадничают с ней в отдалении. Для обычных игр с собакой подойдет любой мячик, только следите, чтобы он был не слишком маленький и собака не могла бы им подавиться. Можно иметь несколько мячиков, чтобы привлечь вторым внимание собаки, когда она поймает первый.Для занятий лучше подходит мячик на веревке. Им удобнее манипулировать, его можно использовать около дороги, не выпуская при этом веревочку из рук, им можно играть и в «потягушки». Поучите собаку ловить его, когда вы бросаете его с небольшого расстояния (25-40 см) прямо ей в пасть.
    Тогда она должна делать движение, напоминающее поимку мухи. Бросайте мячик не с размаху, а коротким и почти незаметным движением кисти руки, как будто брызгаете водой, резко растопыривая пальцы. Если вы поощряете собаку мячиком, не бросайте его далеко – для нее важен сам момент его поимки, а не погоня на километр по пересеченной местности.
  2. Игрушка для перетягивания. Это может быть что угодно – жгутик, косичка из полосок ткани, канаты, которые продаются в зоомагазинах. Надо понимать, что эта игра основана на борьбе, и если вы не уверены в абсолютном подчинении собаки, то лучше начинать эти игры под присмотром инструктора или не начинать вовсе. Азартные собаки, не слишком уважающие хозяина, могут заиграться и начать бороться с ним уже всерьез.Хорошо, если собака отдает игрушку по команде. Для этого либо по команде «Дай» предлагайте ей кусочек лакомства в обмен, либо нажимайте на челюсти так, чтобы она разжала их. Следите при этом, чтобы не отбить интерес чрезмерной жесткостью у мягкой и не очень заинтересованной собаки, и чтобы не выказать излишнюю слабость перед жесткой, склонной к агрессии и неподчинению собакой (но надо понимать, что и идти на открытый конфликт надо только в крайнем случае, не следует самоутверждаться без нужды).

Игрушки важны и ценны, если они не доступны в любой момент по желанию, а выдаются из рук хозяина и забираются им же. Игра должна контролироваться вами – «я разрешаю поиграть, и я же решаю, когда заканчивать». Пусть у собаки будут игрушки в свободном доступе – но другие, которыми она может поиграть сама, пожалуйста. Но самые любимые и главные игрушки – из ваших рук.

Для некоторых собак, у которых нет проблем с общим послушанием, но которым надо повысить заинтересованность в работе, возможен и такой вариант – пусть получит игрушку и жадничает, если хочет. Ваша задача тогда – бегать за ней и жалобно просить отдать. Главное, чтобы вы могли прекратить игру, когда это понадобится. Не надо бояться, что это скажется на подносе предмета по команде (апортировке).

ОГЛАЖИВАНИЕ

Само по себе редко является поощрением, но обязательно должно использоваться вместе со всеми остальными видами. Во-первых, это вносит необходимый социальный компонент в поощрение. Во-вторых, физический контакт для собаки не менее важен, чем все остальное. В-третьих, в ринге на соревнованиях или испытаниях запрещено использование еды и игрушек, а вот гладить собаку можно. Если же вы ее только там и гладите, это не будет для нее поощрением во время выступления, а может еще больше нервировать – никогда не гладили, а тут начали, «Мамочки, значит, все очень серьезно». Поэтому приучайте себя и собаку к поглаживанию после выполненной команды – в момент или сразу после получения ей основного поощрения. Помните, что короткие резкие движения или похлопывания возбуждают собаку, а широкие спокойные оглаживания – успокаивают, поэтому вы сможете корректировать состояние собаки, когда это надо.

ДОБРОЕ СЛОВО

Последний пункт, играющий далеко не последнюю роль. Слово можно использовать очень по-разному – и как аналог кликера, и как сигнал окончания работы, и как подсказку («горячо-холодно»). Огромное значение имеет интонация, именно она объясняет собаке – сейчас после слова «Хорошо» можно подпрыгнуть и побежать радоваться, а вот сейчас это – «Хорошо, продолжай в том же духе». Если вы выбираете голосовой маркер, заменяющий щелчок кликера, постарайтесь, чтобы он был коротким и не использовался вами в обычной жизни (хорошо работает короткое «хоп!», например). Помните в этом случае, что маркер нуждается в таком же «переводе» собаке, как и щелчок, чтобы она начала понимать, что он означает.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Это самое важное поощрение, которое участвует в воспитании собаки незаметно (и обычно неприятно) для нас. Собака учится самоподкрепляться тем, что нюхает что-то интересное, ест что-то вкусное с помойки и т.д. Но и этот вид поощрения можно использовать в дрессировке. Как? Читайте в этом разделе. А на первом и самом важном этапе воспитания щенка задача владельца – стать интереснее окружающей среды.

ВАРИАБЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Через некоторое время занятий можно начинать подкреплять уже хорошо знакомые собаке команды не каждый раз, а в случайном режиме, чтобы она не знала, в какой момент будет поощрение. Для большинства собак это увеличивает заинтересованность, но некоторые нежные особи, не получив поощрения, считают, что ошиблись и расстраиваются, так что режим должен подбираться индивидуально.

Когда прекращать поощрение?

НИКОГДА

Нужное поведение можно подкреплять изредка, но надежда должна быть у собаки всегда. Часто именно это причина того, что собака вдруг перестает выполнять какую-либо команду. Хозяин посчитал, что она «и так уже ее знает», и расслабился. А собака – биологический организм, который делает то, что целесообразно. Если выполнение каких-то действий не подкрепляется, это становится пустой тратой энергии, которую надо что? Беречь. Это витальная потребность организма. Поэтому прекращать поощрение полностью нельзя никогда.

словосочетание жизненной необходимости | значение и примеры использования

словосочетание на английском языке

значения жизненно важного и необходимого

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом need.

жизненно важный

прилагательное

великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈvaɪ.təl/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈvaɪ.t̬əl/

необходимый для успеха или продолжения существования чего-либо; …

См. больше на жизненно важный

потребность

сущ.

uk

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ niːd / нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/niːd/

состояние необходимости иметь что-то, чего у вас нет, особенно то, что вы должны иметь, чтобы иметь … Примеры жизненной необходимости

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Это жизненная необходимость потребность .

Из архива

Hansard

Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0

.