Как цвета влияют на восприятие человека? Плюсы и минусы использования цветных линз
Как цвета влияют на восприятие человека? Плюсы и минусы использования цветных линз LensMaster.ruЦвета несут определенные сигналы нашему мозгу и даже могут косвенно повлиять на самочувствие человека. Многие коммерческие компании пользуются этим, чтобы привлечь покупателей, заинтересовать их, переключить внимание. При этом с цветотерапией работают не только маркетологи, но и врачи. Разбираемся, как разные цвета влияют на наше отношение к миру, настроение и активность.
Цветоощущение как зрительная функция
Цветоощущение — это зрительная функция, которая позволяет нам воспринимать разнообразие цветов и оттенков окружающего нас мира. За нее отвечают система преломления света и сетчатка, на которой собираются лучи и формируется изображение. Цвет картинки передается при помощи макулы, центральной точки сетчатки, а точнее — при помощи колбочек, которые находятся в наших органах зрения.
Есть три базовых цвета: красный, зеленый и синий. Остальные оттенки формируются путем их смешивания. Соответственно, есть три типа колбочек, каждый из которых более чувствителен к определенным световым волнам: коротким, средним или длинным. Комбинация всех световых сигналов, формирующихся в колбочках, характеризует спектр оттенков, которые мы можем улавливать глазами.
Особенности цветового зрения глаза человека:
- Человек является трихроматом. Он использует три части спектра, чтобы идентифицировать все тона.
- За преобразование световых частиц в нервные импульсы отвечают рецепторы, расположенные на сетчатке глаза.
- Глазные рецепторы проявляют особую чувствительность к зеленому, красному и синему цветам.
Восприятие цвета может искажаться при дефектах зрительной функции (нарушениях цветоощущения). Их причинами могут стать патологии сетчатки глаза или патологии нервной системы. Генетические нарушения цветоощущения имеют около 8% мужчин, тогда как у женщин данная проблема встречается всего в 0,5% случаев.
Свойства цвета
Есть три основных аспекта, влияющих на восприятие цветов:
- Тон. Позволяет различать красный, синий, зеленый, желтый и промежуточные оттенки, находящиеся между двумя основными.
- Яркость — аспект, который показывает близость оттенка к белому или черному. Она определяется степенью отражения от физической поверхности, на которую падает свет. Чем выше яркость, тем светлее тон.
- Насыщенность. Этот параметр определяет, насколько «живым» выглядит тон. Чем меньше насыщенность, тем более серой и невыразительной кажется цветовая палитра.
Как возникает понимание цвета
Под цветом понимается субъективная качественная характеристика электромагнитного излучения. Она определяется на основании физиологического зрительного ощущения, которое зависит от психологических и физических факторов. Цветоощущение возникает при возбуждении светочувствительных клеток — рецепторов сетчатки глаза. На индивидуальное восприятие тонов человеческим глазом влияет спектральный состав цвета, цветовой и яркостный контраст с окружающим миром. Цветовосприятие во многом зависит от адаптации глаза к фоновому свету, от цветов соседних предметов и других факторов. Для хорошего восприятия цвета необходимо качественное освещение и достаточная яркость.
Научно доказанные факты о цветном зрении
- Цветное зрение формируется на шестом месяце жизни ребенка. По статистике, у каждого 12-го младенца мужского пола и у каждой 255-й девочки наблюдается дальтонизм, который не считается патологией развития.
- Органы зрения человека могут различать фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, синий и красный тона, а также около 10 миллионов их полутонов, среди которых 500 разных вариантов серого.
- Женщины могут распознавать значительно больше тонов, чем мужчины.
- Доказано, что с возрастом мир тускнеет и окрашивается в желтые тона. Это связано с изменением оптических свойств глаза, из-за которых он хуже воспринимает тона синего. Это явление хорошо заметно в картинах маринистов, написанных в разные периоды жизни.
Особенности восприятия цвета человеком
Каждый человек воспринимает цвета по-своему. Один и тот же оттенок может кому-то показаться теплым и привлекательным, а другому — отталкивающим и неприятным. Существуют три теории, почему мы воспринимаем разные тона субъективно.
Эволюционная
Согласно этой теории, на цветовые предпочтения влияют биологические механизмы, которые сформировались в процессе эволюции. Например, черный и темно-синий тона ассоциировались с ночью, то есть с тишиной, спокойствием и отдыхом. А желтые были связаны с солнцем, активностью, бодростью.
Эта же теория объясняет любовь женщин к красным и розовым цветам, а мужчин — к синим. Предположительно, к таким различиям могли привести изменения, связанные с основными занятиями людей в древности. Например, женщины должны были собирать овощи и фрукты, готовить еду. А поскольку красные и розовые плоды выделялись на фоне зеленых листьев, зрение женщин постепенно «затачивалось» на их поиск.
Гендерная
Сторонники этой теории считают, что на восприятие цвета влияет половая идентичность. Как только малыш начинает осознавать свой гендер, он ищет в окружающем мире данные, которые подтверждают его принадлежность — в том числе и данные про цветовую палитру, соответствующую его гендеру. Родители дополнительно укрепляют гендерные стереотипы, покупая одежду, игрушки, мебель и оформляя комнату ребенка в определенных тонах.
Теория валентности
Эта теория объясняет, как формируется разнообразие вкусов и почему человек начинает любить те или другие оттенки. Согласно ей, нам будут нравиться те цвета, которые ассоциируются у нас с чем-то хорошим. Для подтверждения этой теории был проведен эксперимент, в котором людям предлагали две ручки разного цвета под аккомпанемент различных мелодий. Одна песня была мелодичная, позитивная; а вторая — неблагозвучная. В результате испытуемые чаще выбирали ту ручку, которая ассоциировалась у них с приятной мелодией. Эта теория отчасти подтверждает гендерную: раз мальчикам с детства чаще дарят синие игрушки, возможно, поэтому именно этот цвет вызывает у них положительные эмоции.
Характеристики тонов с точки зрения психологии
Фиолетовый
Фиолетовый может вызывать меланхолию, способствовать вдохновению и чувственности. Специалисты используют его в терапии при диагностировании неврозов, депрессии, отчаяния. Фиолетовый раздражает нервную систему и приводит к переутомлению глаз, поэтому лучше не проводить много времени в фиолетовых линзах.
Синий
Глаз человека воспринимает синий тон как холодный и насыщенный. Он создает расслабление на физическом и эмоциональном уровнях, дарит чувство спокойствия. В психологии он характеризуется как чистый, строгий, загадочный. Считается, что синий цвет помогает выстраивать доверительные отношения, может избавлять от фобий и очищать мысли. Его рекомендуют как постоянный цвет очковых линз людям с неустойчивой психикой, а также тем, чья работа связана с высоким уровнем стресса и нервного напряжения. Синие стекла не защищают от солнца и не подходят для вождения автомобиля в ясный день.
Зеленый
Основные ассоциации: сила жизни, спокойная атмосфера. При нехватке зеленого человек может ощутить потерю спокойствия. В психологии за счет его восприятия избавляются от негативных эмоций, злости, стеснения в проявлении чувств. Зеленый благоприятно действует на вегетативную систему, чаще других используется при изготовлении солнцезащитных очков. Зеленые линзы рекомендованы людям преклонного возраста и пациентам с глаукомой для снижения внутриглазного давления.
Красный
Насыщенный, стойкий, яркий. Он влияет на становление лидерских качеств, активность и властность. Психология тона связана со страстью, силой, адреналином. Красный выполняет роль стимулятора нервной системы, способствует ее возбуждению. Линзы красных оттенков используют в спортивных очках, чтобы увеличить скорость реакции спортсмена. Длительное ношение такой оптики не рекомендовано, так как из-за постоянного напряжения глаза могут быстрее уставать.
Желтый
Глаз воспринимает желтый как нечто воздушное, теплое и легкое. Этот цвет ассоциируется с радостью, обеспечивает активизацию умственной деятельности. Как на человека влияет восприятие желтого? Его память улучшается, повышается способность быстро принимать решения, он избавляется от отрицательных эмоций. Оттенки «солнечного» спектра часто используются в оформлении общеобразовательных учреждений для детей, так как они повышают концентрацию внимания и стимулируют интерес к познанию окружающего мира. Очки с такими линзами делают картинку более насыщенной, подходят для улучшения видимости в тумане или в пасмурную погоду.
Черный
Психология черного говорит о депрессивности, подавленности, ограничениях. Человек, отдающий предпочтение такому цвету, желает скрыться от общества, держать ситуацию под собственным контролем, не показывать истинных чувств. Черная оптика защищает от солнечного света и практически не искажает реальные оттенки, но снижает их яркость. Такие очки не рекомендуется носить при плохой освещенности.
Оранжевый
Теплый и легкий оранжевый оказывает возбуждающее действие. Он стимулирует прилив энергии, создает позитивное настроение, ассоциируется со счастьем, страстью. Оранжевый может вывести человека из состояния депрессии. Используется в спортивной оптике, так как повышает физическую активность.
Голубой
Голубой олицетворяет легкость, нежность и ощущение чистоты. Помогает при бессоннице, так как способствует успокоению и расслаблению нервной системы. Часто используется в очках для горнолыжников, так как имеет поляризационный эффект.
Коричневый
Коричневый ассоциируется с надежностью, приверженностью семейным традициям, преданностью работе. Коричневые линзы практически не искажают реальные цвета и при этом делают их более контрастными. Коричневую оптику часто используют в солнцезащитных очках, поскольку она приглушает блики.
Розовый
Ассоциируется с беззаботностью, мечтами, нежностью, чувством успокоения, отвлечением от негативных мыслей. Для солнцезащитных очков такие линзы не очень подходят, так как плохо затемняют, однако их можно использовать при длительной работе за компьютером. Розовая оптика делает изображение на мониторе более контрастным и помогает снизить утомляемость глаз.
Серый
Серый выступает базой для остальных цветов. Его психология — отстраненность, строгость, ощущение безопасности, твердость и рациональность. Используется в солнцезащитных очках, снижает контрастность воспринимаемых глазом объектов.
Сиреневый
Психология сиреневого говорит о привязанности, философском взгляде на жизнь. Люди, предпочитающие его, отличаются чувствительностью, мечтательностью и романтичностью. Оптика сиреневого оттенка может существенно искажать цветовосприятие, поэтому носить ее регулярно не рекомендуется.
Что нужно знать про цветную оптику
Если цвета так влияют на наше настроение и мироощущение, то почему бы не корректировать с их помощью нашу реальность? Делать это можно при помощи цветных линз. Кто-то опасается, что краситель может вызывать аллергию, что изделия влияют на восприятие цветов, что искажение естественных оттенков приводит к снижению остроты зрения — однако все эти опасения напрасны.
Если мы смотрим на предмет через окрашенную линзу, то яркость воспринимаемой нами картинки снижается, а чувствительность глаз к поверхностным отражениям линз возрастает. Чтобы компенсировать это, на оптику наносят просветляющее покрытие.
Что дают цветные линзы, кроме корректировки настроения:
- Возможность изменить образ. Большой выбор линз разных цветов позволяет «примерить» разные оттенки глаз и выбрать тот, который нравится больше всего. Даже если у вас все в порядке со зрением, но хочется просто изменить образ, вы можете купить декоративную контактную оптику с «нулевыми» диоптриями.
- Маскировка дефектов. Цветная контактная оптика позволяет скрыть такие дефекты, как отсутствие радужки, бельмо и так далее.
- Защита от света. Конъюнктивит, кератит, повреждения роговицы могут привести к светобоязни. Цветные линзы борются с неспособностью глаз переносить солнечный свет и снижают их чувствительность.
- Коррекция амблиопии. Затемняющие цветные линзы могут использовать для того, чтобы больной глаз мог получать повышенную нагрузку.
Терапевтический эффект цветной оптики заключается в уменьшении светобоязни, имитации нагрузочной работы и коррекции других состояний. Однако носить ее можно и без терапевтических целей — она оказывает только кратковременное влияние на цветовосприятие и не наносит вреда зрительному аппарату. Выбирать оптику в любом случае нужно только по рецепту офтальмолога.
Влияние цвета на восприятие информации человеком
Влияние цветовой гаммы на внимание, работоспособность
В школах по СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» стены в классах должны быть окрашены в светлые оттенки жёлтого, бежевого, розового, зелёного или синего.
При их правильном использовании эффективность работы обучающихся увеличивается на 11-17%.
Двери должны быть окрашены в тот же цвет, что и стены, но более насыщенного тона.
Оконные рамы белого или светло — серого цвета. Занавески в классе с солнечной стороны — сиреневые, с теневой стороны – розовые.
Тон для доски коричневый, но лучше всего использовать темно-зелёный, так как именно при таком цвете количество ошибок сокращается, повышается процент правильных ответов учащихся. Доска чёрного цвета разрешается только для кабинетов черчения.
Внимание — это произвольная или непроизвольная нацеленность и концентрированность умственной работы. Внимание — функция психики, а также характеристика деятельности. Главные свойства внимания это разделение, переход, сосредоточение и отклонение. Важно то, что интерес постоянно меняется .
В период занятий внимание учеников непостоянно. Урок разбит на следующие этапы:
1. В начале занятия внимание возрастает и держится на высокой планке примерно 10-15 минут.
2. Проходит 20 минут и наступает привыкание, внимание снижается и остаётся на крайне малом уровне весь оставшийся урок.
3. Спустя 25 минут внимание снова вырастает.
О. Лауринсен предположил, что если менять цвет слайда, а не делать всю презентацию в одних и тех же тонах (как это принято среди учителей и учащихся), в таком случае возможно достичь повышенного интереса от слушателей. Например, меняя цвет фона слайда презентации от холодного – к тёплому и нейтральному: от тёмного синего или фиолетового через жёлтый к зелёному цвету.
Это может показаться неожиданным, однако, если представить, что точно в тот момент, когда у аудитории станет исчезать интерес — слайды меняют цвет на яркий, данная идея оказывается крайне продуктивной. Затем, когда внимание снова активируется, окрас слайда можно резко изменить на другой.
Но, все-таки, стоит отметить то, что презентация должна быть оформлена в не более трёх цветах. Многие из нас зачастую сталкиваются с проблемой невозможности подбора интересных сочетаний цветов и, в результате, получают обычный шрифт и белый фон. Опять же, в интернете много сайтов с уже готовыми комбинациями цветов для одежды, но вы можете смело использовать эту информацию для своей презентации.
Вот два ключевых принципа, которые стоит соблюдать для создания качественной презентации, которая захватит внимание слушающей вас аудитории:
Выбирайте цветовую гамму, которая будет отличать вас от других и соответствовать сфере, в которой вы работаете. Например, авиакомпании чаще всего используют синие цвета в оформлении.
Выберите ту гамму, которая больше всего соответствует вашей аудитории. Презентации для школьников/студентов подойдут необычные и насыщенные цвета. Если ваша аудитория – взрослые, то лучше выбирать чуть более сдержанные тона слайдов.
В главе описывается влияние цветовой гаммы на внимание и работоспособность, были выявлены причины цветовых решений в интерьере учебных заведений и представлено несколько советов по составлению привлекающей внимание презентации.
Color Language — влияние цвета на наше восприятие и поведение Поиск
Вортраг
Более 500 пробандов приняли участие в крупнейшем в мире психологическом исследовании влияния цветов на восприятие и поведение человека. За более чем 5-летний период мы оценили более 1 миллиона изображений. Результаты исследования отражены в 13 картах цветовой памяти, которые отражают ассоциативную сеть мозга. Цветовая память отражает личный опыт людей
12.11.2017
Структура исследовательского проекта
Методы: эмпирические наблюдения и психологические эксперименты
Пробанды: 500 человек
Период: 5 лет
Материал наблюдения: 1 миллион фотографий
Руководитель исследования: профессор, доктор Аксель Бютер, председатель визуальный Коммуникации, Университет Вупперталя
Научный сотрудник: Хайке Краусс, Лаборатория исследования цветового света Вупперталь
Эффекты цветов
Наша память определяет, что цвет означает для нас и как цвета влияют на наши мысли и чувства. Цвета определяют опыт нашего «я» и окружающей среды. Они влияют на наше поведение и контролируют наши действия, хотя мы редко осознаем причины.
Мы чувствуем «силу цвета», когда нас притягивает или отталкивает внешний вид людей, вещей и пространств. Мы видим только красивые, уродливые, вкусные или отвратительные цвета, потому что наше восприятие определяется силой наших воспоминаний. Люди — эксперты по цвету.
Каждый с рождения ощущает воздействие цветов всеми органами чувств. Путем проб и ошибок мы учимся успешно согласовывать свое поведение с условиями окружающей среды нашего природного и культурного пространства. Цветовая память составляет важную часть нашего жизненного опыта и служит нам надежной основой для наших действий. С физиологической точки зрения мы видим только цвета. Содержание генерируется в процессе восприятия из чувственного материала наших воспоминаний.
Вот почему мы реагируем разочарованно, если что-то не так, как обещал цвет. Нам не нравятся красивые цвета, которые нам не подходят, когда мы наряжаемся или оформляем нашу среду обитания. Мы не любим вкусных красок, которые не ощущаются нами на вкус, когда мы любим наслаждаться едой. Мы сердито реагируем, когда цвета требуют нашего внимания, но не могут сообщить ничего интересного. Качества цвета или цветовой композиции должны передавать правильное сообщение.
Психология цвета
Психология цвета основана на понимании влияния цветов на опыт и поведение людей. Последствия для процесса проектирования и коммуникации могут быть получены из понимания значения цвета и цветовых эффектов. Прикладная психология цвета способствует функциональности дизайна и эффективности коммуникации.
Успешная цветовая психология может помочь нам в достижении конкретных целей:
- Опосредование установленных сообщений
- Наблюдение за желаемыми изменениями поведения
- Наблюдение за желаемыми действиями
- Восприятие положительных эмоций и чувств
- Цели принятия и удовлетворения и целевые группы
Веб-ссылки
Домашняя страница TEDx Organizer
Kiel University
Science Center Kiel
Fra Уэнхоферштрассе 13
8 факторов, влияющих на восприятие цвета
В повседневных ситуациях не имеет большого значения, если вы думаете, что теннисный мяч желтый, а ваш друг думает, что он зеленый. Ведь существует целый ряд факторов, влияющих на восприятие цвета. . Для большинства из нас эти факторы приводят лишь к случайным разногласиям.
А что, если ваша работа — оценивать цвета продуктов? Ну, это совсем другая история. Различия в том, как люди видят цвет, могут быстро перерасти из разногласий в дорогое узкое место.
Пример: Команда дизайнеров известного бренда одежды планирует цвета на предстоящий сезон. Кто-то использует термин «неоновый желтый». Кто-то из команды по цвету работает с этим и делает все возможное, чтобы найти цвет, похожий на неоново-желтый. Когда дизайнер видит лабораторные провалы, они больше напоминают неоново-зеленый.
То же самое может произойти, когда группы по цвету пытаются визуально сопоставить цвет с производственным стандартом.
У вас может быть зрение 20/20, но ваше зрение по-прежнему ненадежно, когда дело доходит до цвета.
Давайте рассмотрим некоторые физические факторы и факторы окружающей среды, влияющие на восприятие цвета.
Мы можем видеть только объекты, которые отражают свет в наши глаза, а цвет, который мы видим, зависит от длины волны отраженного света. Когда видимый спектр отражается одинаково, мы воспринимаем объект как белый. Когда он поглощает больше всего света, мы видим его черным.
Цвет света, в отличие от пигмента, зависит от спектральной энергии, содержащейся в свете. Объекты, которые кажутся красными, отражают красную энергию, поглощая все остальные. Без красной энергии обычно «красный» объект будет казаться черным.
Свет, который мы воспринимаем как «холодный», содержит больше синего, тогда как «теплый» свет имеет более желтоватый оттенок. Цвет источника света можно описать путем измерения относительной мощности различных длин волн. По мере изменения этого спектрального распределения мощности (SPD) меняется и то, как свет отражается для наших глаз, что влияет на воспринимаемые нами цвета.
Источники света оцениваются по их способности точно отображать цвета по сравнению с естественным освещением. Это значение, определяемое спектром источника света, называется индексом цветопередачи (CRI) и часто указывается на коммерческих лампах. Для справки, индекс цветопередачи для естественного наружного освещения равен 100. Однако важно отметить, что Министерство энергетики США пыталось разработать более точное измерение индекса цветопередачи, называемое TM-30.
Розничные торговцы, рестораторы и дизайнеры офисных помещений — одни из тех, кто регулярно прибегает к CRI, чтобы сделать товары более привлекательными, а атмосферу — более привлекательной. Но на внутренние помещения также влияет естественный свет, который зависит от погоды, времени года, времени суток и положения здания, а также других факторов, влияющих на восприятие цвета.
Как учитывать влияние освещения
Художники по свету могут вносить соответствующие коррективы, тщательно выбирая искусственный свет. Цвета краски и текстиля можно подобрать так, чтобы они компенсировали характеристики естественного освещения. Например, непрямой северный свет может сделать цвета более темными, поэтому дизайнер может выбрать более яркую краску и цвета ткани, чем для южной экспозиции.
Помимо цвета, мощность источника света также может влиять на воспринимаемые цвета объектов, которые он освещает. Однако ярче не всегда лучше. Исследования, проведенные Центром исследований освещения, сравнили зависимость эффективности лампы от индекса цветопередачи, площади гаммы и значений цветового индекса полного спектра. Иногда очень яркие источники света, например, натриевые лампы высокого давления, давали плохую оценку цветопередачи. В зависимости от приложения цвет может быть важнее яркости.
Что может влиять на восприятие цвета? 7 Другие факторы, которые следует учитывать
1. Фон объекта
Цвета могут выглядеть совершенно по-разному в зависимости от их контекста — не только от яркости области просмотра, но и от отношения между образцом цвета и его фоном. Если вы когда-либо видели оптическую иллюзию, в которой используются эти отношения, вы испытали это на собственном опыте.
Даже когда переменные жестко контролируются, восприятие цвета по-прежнему изменчиво и субъективно.
2. Высота над уровнем моря
Вы можете увидеть свои любимые синие штаны одного оттенка дома в Нью-Йорке и немного другого оттенка во время похода в Мачу-Пикчу в отпуске. Хотя вы, вероятно, не осознаете этого, потому что эти различия не имеют решающего значения для вашего успеха в работе.
Но было показано, что восприятие цвета меняется на больших высотах.
В одном исследовании оценивалось влияние пониженного уровня кислорода, вызывающего физиологические изменения в глазах. Другой обнаружил, что изменения зрения, которые испытали альпинисты на больших высотах, обратились вспять в течение короткого времени, когда испытуемые вернулись домой.
3. Шумная среда (вероятно)
Связь между звуком и цветом привлекала ученых на протяжении сотен лет. Платон и Аристотель размышляли об отношениях между цветом и музыкой, а сэр Исаак Ньютон разработал свой цветовой круг, чтобы он соответствовал музыкальной гамме. Синестезия — это хорошо известное состояние, при котором люди могут слышать цвета (или испытывать другие перекрестные чувства).
Но хотя звук может вызывать цвет, неясно, может ли звук — особенно шум — подавлять восприятие цвета. Одно исследование показало, что всплески белого шума могут подавлять визуальное восприятие в целом, но не выделяли цветовое восприятие.
4. Ваш возраст
Не секрет, что с возрастом наше зрение может ухудшаться. Хотя нам могут понадобиться очки или признать, что наше периферийное зрение уже не то, что было раньше, многие люди могут не осознавать, что точное цветовосприятие также зависит от возраста.
С возрастом мышцы наших глаз теряют силу, и ваши глаза становятся менее чувствительными к изменениям освещения. Клетки сетчатки у пожилых людей также теряют чувствительность, что влияет на цветовой контраст. Синие оттенки особенно кажутся более блеклыми пожилым людям, возможно, потому, что хрусталик глаза желтеет с возрастом и образованием катаракты.
Исследование, проведенное в 1990-х годах, выявило потерю цветового зрения за десятилетие. Исследователи обнаружили, что способность воспринимать как оттенок, так и насыщенность начала значительно снижаться в возрасте 50 лет и быстрее после 60 лет. Более полное исследование, опубликованное в 2014 году, подтвердило смешение цветов с возрастом, особенно с синим цветом. И после операции по удалению катаракты пациенты часто сообщают об изменении цветового зрения.
5. Некоторые лекарства
Некоторые распространенные заболевания лечат лекарствами, которые могут повлиять на цветовосприятие. В канадском отчете за 2016 год был проведен обзор литературы для выявления этих препаратов и обсуждено несколько распространенных из них.
Два примера:
- Один препарат, назначенный для лечения сердечных заболеваний, может привести к желтизне зрения и плохому различению цветовых пар (зеленый против синего)
- Другой препарат, назначенный при ревматоидном артрите, может привести к проблемам с различением синего/зеленого и желтого/фиолетового цветов
6.
Память человекаВосприятие цвета бывает как физическим, так и психологическим. Это касается глаз, но также и ума. Будь то рядом или издалека, память является фактором, влияющим на нашу способность видеть, описывать и сопоставлять цвета. Память влияет на цвет несколькими способами.
Во-первых, память влияет на то, как мы называем и воспринимаем цвета. Мы, вероятно, назовем идентичный оранжево-желтый цвет «желтым», если увидеть его на банане, и «оранжевым», если увидеть его на моркови, из-за нашего предыдущего опыта с обоими объектами и ожиданий относительно их цвета. Было показано, что помимо названия, «эффект цвета памяти» заставляет зрителей видеть банан желтым, даже если он на самом деле серый.
Во-вторых, память цвета не очень точна в зависимости от времени и расстояния. Например, сложно подобрать цвет аксессуара в магазине к предмету одежды дома. Наши воспоминания неточны, а освещение и другие переменные контекста также могут изменить воспринимаемый цвет. Несколько лет назад было опубликовано исследование о влиянии памяти и изменений контекста на соответствие цветов.
7. Как вы себя чувствуете в тот день (возможно)
Настроение — еще одна психологическая характеристика, влияющая на наше восприятие. Человек, который «чувствует себя синим», на самом деле может быть менее способен точно определять цвета в сине-желтом спектре, чем в оптимистичные дни. Хотя эмоции сами по себе играют роль в восприятии, существуют и физические объяснения. Например, дофамин, нейротрансмиттер, который влияет на чувство благополучия, связан с восприятием цвета.
«Серые дни» могут иметь и физическую составляющую. В немецком исследовании измерялась способность пациентов воспринимать контраст и была обнаружена «сильная и значимая связь» между тяжестью депрессии и снижением чувствительности сетчатки.
Могут ли технологии помочь преодолеть эти факторы, влияющие на восприятие?Абсолютно. Спектрофотометры, программное обеспечение и другие инструменты, такие как световые короба, предназначены для устранения субъективности восприятия цвета.
… но только если они работают правильно. Да, даже у этих машин могут быть «выходные дни», если не учитывать эти факторы. Мы рассмотрели многие из них в этой статье.
Внедрение технологии управления цветом требует особого внимания, если вы передаете информацию о цвете по всей цепочке поставок вашей компании.
Например, источник света на производственном предприятии может отличаться от источника света в розничном магазине бренда. Это может показаться ошибкой, но на самом деле это просто длина волны света, влияющая на то, как мы видим цвета. Вот почему жизненно важно, чтобы все, кто участвует в производстве, оценивали образцы при одном и том же источнике света, начиная с первоначальной концепции дизайна и заканчивая магазинами.
Субъективность восприятия цветовКак мы узнали, на нашу способность воспринимать цвета влияют многочисленные физические и личностные факторы. Это делает невозможным объективное и высококачественное управление цветом с помощью одного лишь зрения.