Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей
«Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей»
Воспитание детей – это неотъемлемая часть в социальной жизни человека. Еще с появления общин проявлялись элементы воспитания, что способствовало общему развитию, прогрессу и становлению культуры общества.
Всем известна проблема «отцов и детей»: непонимание, конфликты, так называемый «переходный возраст», непослушание и т.д. Для своих родителей мы всегда останемся детьми, они до конца жизни дарят нам свою любовь и заботу, а мы в силу своей глупости и возраста стараемся быстрее вырваться из «родительского гнезда», пытаясь доказать свою самостоятельность и независимость. В каждой семье свои принципы поведения, нравы, обычаи, традиции. Всем этим обусловлено воспитание детей.
Меня очень заинтересовал вопрос воспитания и отношения детей с родителями. В этой исследовательской работе, я решила раскрыть его более подробно.
Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе, внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Российская семья представляет собой первичный коллектив нашего общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе, прежде всего, растут и воспитываются наши дети.
Дети отличатся высокой восприимчивостью. Благодаря этому формированию и закрепление у них навыков и привычек поведения происходят более успешно, чем в старшем возрасте. Эти навыки привычки потом долго сохраняются, причем не только положительные, но к сожалению, и отрицательные. Если ребенка дошкольного возраста приучили бояться темноты, «леших» и «домовых», то он в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату, испытывать чувство страха перед «нечистой силой». Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших он в более поздние годы может остаться неправдивым, лживым. Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что в них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо или плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей – важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не дает нужных результатов.
Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие о себе.
Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.
Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей – необходимое условие воспитания наших детей в духе морали. Особенно важно и необходимо родителям поддерживать повседневную связь с классным руководителем.
Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое.
Анализ анкет
Проанализировав анкеты, можно сделать следующие выводы:
Поколение, которое сейчас воспитывает детей, применяет более мягкие меры наказания к своим детям, чем их родители по отношению к ним.
Половина опрошенных считает, что их воспитывали чересчур строго.
Новое время современных родителей требует внедрять свои методы воспитания.
У большинства опрошенных семей распались до их совершеннолетия, что не может не оставить свой отпечаток на воспитании собственных детей.
Больше, чем у половины опрошенных воспитанием детей занималась мать.
Сведения о воспитании детей от респондентов
В момент заполнения анкет некоторые люди рассказывали небольшие фрагменты из своего детства и то, как это помогло им в воспитании своих детей.
Один мужчина рассказал, что за большие провинности, ему попадало и не слабо, родители наказывали его, не объясняя причину. Этот молодой человек, понял, что наказывать детей, не объясняя причину, не имеет смысла, и ребенок просто не поймет, за что его поставили в угол или поругали. Он считает, что такой метод воспитания неприемлем, поэтому применяет свои и более мягкие методы наказания.
Иногда в нашей жизни случается такое, что родители предпочитают просто отдать детей на воспитание другим людям: бабушкам, няням, детским домам, школам-интернатам, а в этот момент сами занимаются своими делами.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». Если ребенок окружен любовью и заботой – нет гарантий, что он будет примерным семьянином. А если дома дети видят пьяных и бьющих друг друга родителей, также нет гарантий, что он станет таким же. Нужно помнить о том, что никто из детей ни застрахован от наркомании, алкоголизма, тюрьмы, психических отклонений с плачевными последствиями.
Выводы
Дети это наше настоящее и будущее. Каждый из нас ощутит счастье быть родителем, даже некоторые из суррогатных матерей, не хотят отдавать своего ребенка на воспитание чужим людям, за «круглую сумму».
Дети – это наше все. Самые беззащитные, самые любимые, и самые любящие. Бывают и исключения, жестокие, черствые, и бесчувственные, которые ненавидят, человечество каждой клеткой своего организма, и все это только потому, что им не повезло с родителями, их не правильно воспитали, или мать каждый день говорила о том какой плохой отец, потому что бросил их. Из таких детей часто вырастают преступники, террористы, наркоманы. Люди идут на это все не от «хорошей жизни», а потому что в детстве им не хватало ласки, заботы, и любви.
«Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей»
«Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей»
Воспитание детей – это неотъемлемая часть в социальной жизни человека. Еще с появления общин проявлялись элементы воспитания, что способствовало общему развитию, прогрессу и становлению культуры общества.
Всем известна проблема «отцов и детей»: непонимание, конфликты, так называемый «переходный возраст», непослушание и т.д. Для своих родителей мы всегда останемся детьми, они до конца жизни дарят нам свою любовь и заботу, а мы в силу своей глупости и возраста стараемся быстрее вырваться из «родительского гнезда», пытаясь доказать свою самостоятельность и независимость. В каждой семье свои принципы поведения, нравы, обычаи, традиции. Всем этим обусловлено воспитание детей.
Меня очень заинтересовал вопрос воспитания и отношения детей с родителями. В этой исследовательской работе, я решила раскрыть его более подробно.
Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе, внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Российская семья представляет собой первичный коллектив нашего общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе, прежде всего, растут и воспитываются наши дети.
Дети отличатся высокой восприимчивостью. Благодаря этому формированию и закрепление у них навыков и привычек поведения происходят более успешно, чем в старшем возрасте. Эти навыки привычки потом долго сохраняются, причем не только положительные, но к сожалению, и отрицательные. Если ребенка дошкольного возраста приучили бояться темноты, «леших» и «домовых», то он в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату, испытывать чувство страха перед «нечистой силой». Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших он в более поздние годы может остаться неправдивым, лживым. Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что в них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо или плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей – важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не дает нужных результатов.
Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие о себе.
Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.
Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей – необходимое условие воспитания наших детей в духе морали. Особенно важно и необходимо родителям поддерживать повседневную связь с классным руководителем.
Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое.
Анализ анкет
Проанализировав анкеты, можно сделать следующие выводы:
Поколение, которое сейчас воспитывает детей, применяет более мягкие меры наказания к своим детям, чем их родители по отношению к ним.
Половина опрошенных считает, что их воспитывали чересчур строго.
Новое время современных родителей требует внедрять свои методы воспитания.
У большинства опрошенных семей распались до их совершеннолетия, что не может не оставить свой отпечаток на воспитании собственных детей.
Больше, чем у половины опрошенных воспитанием детей занималась мать.
Сведения о воспитании детей от респондентов
В момент заполнения анкет некоторые люди рассказывали небольшие фрагменты из своего детства и то, как это помогло им в воспитании своих детей.
Один мужчина рассказал, что за большие провинности, ему попадало и не слабо, родители наказывали его, не объясняя причину. Этот молодой человек, понял, что наказывать детей, не объясняя причину, не имеет смысла, и ребенок просто не поймет, за что его поставили в угол или поругали. Он считает, что такой метод воспитания неприемлем, поэтому применяет свои и более мягкие методы наказания.
Иногда в нашей жизни случается такое, что родители предпочитают просто отдать детей на воспитание другим людям: бабушкам, няням, детским домам, школам-интернатам, а в этот момент сами занимаются своими делами.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». Если ребенок окружен любовью и заботой – нет гарантий, что он будет примерным семьянином. А если дома дети видят пьяных и бьющих друг друга родителей, также нет гарантий, что он станет таким же. Нужно помнить о том, что никто из детей ни застрахован от наркомании, алкоголизма, тюрьмы, психических отклонений с плачевными последствиями.
Выводы
Дети это наше настоящее и будущее. Каждый из нас ощутит счастье быть родителем, даже некоторые из суррогатных матерей, не хотят отдавать своего ребенка на воспитание чужим людям, за «круглую сумму».
Дети – это наше все. Самые беззащитные, самые любимые, и самые любящие. Бывают и исключения, жестокие, черствые, и бесчувственные, которые ненавидят, человечество каждой клеткой своего организма, и все это только потому, что им не повезло с родителями, их не правильно воспитали, или мать каждый день говорила о том какой плохой отец, потому что бросил их. Из таких детей часто вырастают преступники, террористы, наркоманы. Люди идут на это все не от «хорошей жизни», а потому что в детстве им не хватало ласки, заботы, и любви.
Родительская социализация и ее влияние на всю жизнь
1. Maccoby E.E., Martin J.A. Социализация в контексте семьи: Взаимодействие родителей и детей. В: Mussen PH, редактор. Справочник по детской психологии. Том 4. Уайли; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1983. стр. 1–101. [Google Scholar]
2. Баумринд Д. Взаимные права и обязанности в детско-родительских отношениях. Дж. Соц. Проблемы. 1978; 34: 179–196. doi: 10.1111/j.1540-4560.1978.tb01038.x. [CrossRef] [Академия Google]
3. Маккоби Э. Э. Роль родителей в социализации детей — исторический обзор. Дев. психол. 1992; 28:1006–1017. doi: 10.1037/0012-1649.28.6.1006. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Баумринд Д. Дисциплинарные модели родителей и социальная компетентность у детей. Молодежная соц. 1978; 9: 239–276. doi: 10.1177/0044118X7800
2. [CrossRef] [Google Scholar]
5. Гарсия О.Ф., Серра Э. Воспитание детей с плохой успеваемостью в школе: стили воспитания и краткосрочные и долгосрочные последствия для развития подростков и взрослых. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:1089. doi: 10.3390/ijerph26071089. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Баумринд Д. Текущие модели родительской власти. Дев. психол. 1971; 4: 1–103. doi: 10.1037/h0030372. [CrossRef] [Google Scholar]
7. Баумринд Д. Влияние авторитарного родительского контроля на поведение ребенка. Детский Дев. 1966; 37: 887–907. дои: 10.2307/1126611. [CrossRef] [Google Scholar]
8. Баумринд Д. Авторитарный и авторитарный родительский контроль. Подростковый возраст. 1968;3:255–272. [Google Scholar]
9. Мартинес И., Гарсия Ф., Вейга Ф., Гарсия О.Ф., Родригес Ю., Серра Э. Стили воспитания, интернализация ценностей и самооценка: межкультурное исследование в Испании, Португалии и Бразилия. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2020;17:2370. doi: 10.3390/ijerph27072370. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Мартинес И., Круз Э., Гарсия О.Ф., Мургуи С. Проверка шкалы родительской социализации на английском языке — ESPA29. Передний. психол. 2017; 8:1–10. дои: 10.3389/fpsyg.2017.00865. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Дарлинг Н., Стейнберг Л. Стиль воспитания как контекст: интегративная модель. психол. Бык. 1993; 113: 487–496. doi: 10.1037/0033-2909.113.3.487. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Мартинес И., Гарсия Ф., Муситу Г., Юберо С. Практика семейной социализации: факторное подтверждение португальской версии шкалы для их измерения. Преподобный Псикодидакт. 2012;17:159–178. [Google Scholar]
13. Martinez I., Garcia F., Fuentes M.C., Veiga F., Garcia O.F., Rodrigues Y., Cruise E., Serra E. Исследование стилей родительской социализации в трех культурных контекстах: Scale ESPA29Двумерная валидность в Испании, Португалии и Бразилии. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:197. doi: 10.3390/ijerph26020197. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Шефер Э.С. Циркумплексная модель материнского поведения. Дж. Ненормальный. соц. психол. 1959; 59: 226–235. doi: 10.1037/h0041114. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Ламборн С.Д., Маунтс Н.С., Стейнберг Л., Дорнбуш С.М. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Детский Дев. 1991;62:1049–1065. дои: 10.2307/1131151. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Гарсия Ф., Грасия Э. Снисходительный стиль воспитания и результаты развития в странах Южной Европы и Латинской Америки. В: Селин Х., редактор. Воспитание в разных культурах. Спрингер; Дордрехт, Нидерланды: 2014. стр. 419–433. [Google Scholar]
17. Саймондс П.М. Психология детско-родительских отношений. Эпплтон-Сенчури-Крофтс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1939. [Google Scholar]
18. Болдуин А.Л. Поведение и развитие в детстве. Драйден Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1955. [Google Scholar]
19. Фрейд С. Новые вводные лекции по психоанализу. Хогарт Пресс; Лондон, Великобритания: 1933. [Google Scholar]
20. Роджерс Ч. Р. Взгляд терапевта на личные цели. (Брошюра Пендл-Хилла 108) Пендл-Хилл; Oxford, UK: 1960. [Google Scholar]
21. Becker W.C., Krug R.S. Циркумплексная модель социального поведения детей. Детский Дев. 1964; 35: 371–396. дои: 10.2307/1126703. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Сирс Р.Р., Маккоби Э.Е., Левин Х. Модели воспитания детей. Роу, Петерсон; Эванстон, Иллинойс, США: 1957. с. 549. [Google Scholar]
23. Уотсон Дж. Б. Психологическая помощь младенцам и детям. Г. Аллен и Анвин; London, UK: 1928. [Google Scholar]
24. Стейнберг Л. Психологический контроль: стиль или содержание? В: Сметана Дж. Г., редактор. Новые направления развития детей и подростков: изменения родительской власти в подростковом возрасте. Джосси-Басс; Сан-Франциско, Калифорния, США: 2005. стр. 71–78. [Google Scholar]
25. Гарсия О.Ф. Кандидат наук. Тезис. Университет Валенсии; Валенсия, Испания: 2019 г.. [(по состоянию на 1 июня 2020 г.)]. Родительская социализация в Испании на протяжении всей жизни. Доступно в Интернете: https://hdl.handle.net/10550/72456 [Google Scholar]
26. Акспе И., Родри Гес-Фернандес А., Гони Э., Антонио-Агирре И. Стили родительской социализации: вклад Отцовского и Материнского аффекта/общения и Строгости к семейному стилю социализации. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:2204. doi: 10.3390/ijerph26122204. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Алонсо-Стейк П. Какой стиль воспитания способствует здоровому образу жизни у детей-подростков? Предложение по модели интегративных стилей воспитания. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:2057. doi: 10.3390/ijerph26112057. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Гомес-Ортис О., Ромера Э.М., Ортега-Руис Р., Дель Рей Р. Практики воспитания как факторы риска или превентивные факторы вовлечения подростков в киберзапугивание : Вклад детей и пол родителей. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2018;15:2664. дои: 10.3390/ijerph25122664. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Барбер Б.К., Олсен Дж.Э., Шагл С.К. Ассоциации между родительским психологическим и поведенческим контролем и внутренним и внешним поведением молодежи. Детский Дев. 1994;65:1120–1136. дои: 10.2307/1131309. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Силк Дж. С., Моррис А. С., Каная Т., Стейнберг Л. Психологический контроль и предоставление автономии: противоположные концы континуума или разные конструкции? Дж. Рез. Подросток 2003; 13:113–128. дои: 10.1111/1532-7795.1301004. [CrossRef] [Google Scholar]
31. Грусек Дж. Э., Литтон Х. Социальное развитие: история, теория и исследования. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1988. [Google Scholar]
32. Гарсия Ф., Фернандес-Доменек Л., Вейга Ф.Х., Боно Р., Серра Э., Муситу Г. Стили воспитания и методы воспитания: анализ текущих отношений в испанском контексте. В: Гарсия Ф., редактор. Воспитание: культурное влияние и влияние на здоровье и благополучие детей. Издательство Nova Science, Inc.; Хауппож, Нью-Йорк, США: 2015. стр. 17–31. [Академия Google]
33. Тур-Поркар А., Хименес-Мартинес Дж., Местре-Эскрива В. Употребление психоактивных веществ в раннем и среднем подростковом возрасте. Роль академической эффективности и воспитания. Психосоц. Интерв. 2019;28:139–145. doi: 10.5093/pi2019a11. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Льюис К.К. Эффекты родительского контроля фирмы: новая интерпретация результатов. психол. Бык. 1981; 90: 547–563. doi: 10.1037/0033-2909.90.3.547. [CrossRef] [Google Scholar]
35. Баумринд Д. Ответ на переосмысление Льюисом эффектов родительского жесткого контроля: действительно ли авторитарные семьи гармоничны? психол. Бык. 1983;94:132–142. doi: 10.1037/0033-2909.94.1.132. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Керр М., Статтин Х. Что знают родители, откуда они это знают, и несколько форм адаптации подростков: дальнейшая поддержка новой интерпретации мониторинга. Дев. психол. 2000; 36: 366–380. doi: 10.1037/0012-1649.36.3.366. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Статтин Х., Керр М. Родительский контроль: новая интерпретация. Детский Дев. 2000;71:1072–1085. doi: 10.1111/1467-8624.00210. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
38. Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние практики воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Детский Дев. 1992; 63: 1266–1281. дои: 10.2307/1131532. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Барбер Б.К. Родительский психологический контроль: пересмотр забытой конструкции. Детский Дев. 1996;67:3296–3319. дои: 10.2307/1131780. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Arrindell W.A., Akkerman A., Bagés N., Feldman L., Caballo V.E., Oei T.P.S., Torres B., Canalda G., Castro J., Montgomery I. , и другие. Short-EMBU в Австралии, Испании и Венесуэле. Евро. Дж. Психол. Оценивать. 2005; 21: 56–66. дои: 10.1027/1015-5759.21.1.56. [CrossRef] [Google Scholar]
41. Перрис С., Якобссон Л., Линдстром Х., Кнорринг Л.В., Перрис Х. Разработка нового опросника для оценки воспоминаний о родительском поведении при воспитании. Acta Psychiatr. Сканд. 1980; 61: 265–274. doi: 10.1111/j.1600-0447.1980.tb00581.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Arrindell W.A., Sanavio E., Aguilar G., Sica C., Hatzichristou C., Eisemann M., Recinos L.A., Gaszner P., Peter M., Batagliese G ., и другие. Разработка краткой формы EMBU: ее оценка студентами в Греции, Гватемале, Венгрии и Италии. Перс. Индивид. Отличаться. 1999;27:613–628. doi: 10.1016/S0191-8869(98)00192-5. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Тур-Поркар А., Местре В., Льорка А. Воспитание детей: психометрический анализ двух исследований населения Испании. Ану. Псикол. 2015;45:347–359. [Google Scholar]
44. Шефер Э.С. Отчеты детей о поведении родителей: инвентаризация. Детский Дев. 1965; 36: 413–424. дои: 10.2307/1126465. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Чао Р.К. За пределами родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Детский Дев. 1994;65:1111–1119. дои: 10.2307/1131308. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Чао Р.К. Расширение исследований последствий стиля воспитания для американцев китайского происхождения и американцев европейского происхождения. Детский Дев. 2001; 72: 1832–1843. doi: 10.1111/1467-8624.00381. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Зайас Л.Х., Солари Ф. Социализация в раннем детстве в латиноамериканских семьях: контекст, культура и практические последствия. проф. психолог. Рез. Практика. 1994; 25: 200–206. doi: 10.1037/0735-7028.25.3.200. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
48. Торрес-Вилья М. С. Кандидат наук. Тезис. Государственный университет Джорджии; Атланта, Джорджия, США: 1995. Стили воспитания, язык и образование родителей как факторы, определяющие школьную успеваемость испаноязычных учащихся. [Google Scholar]
49. Баумринд Д. Исследовательское исследование влияния социализации на чернокожих детей: некоторые сравнения черных и белых. Детский Дев. 1972; 43: 261–267. дои: 10.2307/1127891. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Дитер-Декард К., Додж К.А., Бейтс Дж.Э., Петтит Г.С. Физическая дисциплина среди афроамериканских и европейско-американских матерей: ссылки на экстернализирующее поведение детей. Дев. психол. 1996;32:1065–1072. doi: 10.1037/0012-1649.32.6.1065. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Дуэри М., Ачуи М. Введение в три межрегиональных исследования стилей воспитания, индивидуальности и психического здоровья в арабских обществах. Дж. Кросс-культ. психол. 2006; 37: 221–229. doi: 10.1177/0022022106286921. [CrossRef] [Google Scholar]
52. Дуайри М., Ачуи М., Абоусерф Р., Фарах А. Стили воспитания, индивидуализация и психическое здоровье арабских подростков: третье межрегиональное исследование. Дж. Кросс-культ. психол. 2006; 37: 262–272. дои: 10.1177/0022022106286924. [CrossRef] [Google Scholar]
53. Гарсия Ф., Серра Э., Гарсия О.Ф., Мартинес И., Круз Э. Третий этап развития современного цифрового общества? Оптимальные стили воспитания в Испании, США, Германии и Бразилии. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:2333. doi: 10.3390/ijerph26132333. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Калафат А., Гарсия Ф., Хуан М., Беконья Э., Фернандес-Эрмида Дж. Р. Какой стиль воспитания лучше защищает от употребления психоактивных веществ подростками? Доказательства в европейском контексте. Наркотики Алкогольная зависимость. 2014; 138:185–192. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2014.02.705. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Мартинес И., Гарсия Х.Ф., Юберо С. Стили воспитания и самооценка подростков в Бразилии. психол. Отчет 2007; 100: 731–745. doi: 10.2466/pr0.100.3.731-745. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Мартинес И., Гарсия Дж. Ф. Интернализация ценностей и самооценки среди бразильских подростков из авторитетных, снисходительных, авторитарных и пренебрежительных семей. Подростковый возраст. 2008; 43:13–29. [PubMed] [Академия Google]
57. Вильярехо С., Мартинес-Эскудеро Х.А., Гарсия О.Ф. Стили воспитания и их вклад в личную и социальную адаптацию детей. Ансьедад Эстрес. 2020; 26:1–8. doi: 10.1016/j.anyes.2019.12.001. [CrossRef] [Google Scholar]
58. Гарсия О.Ф., Лопес-Фернандес О., Серра Э. Воспитание испанских детей с антисоциальными наклонностями: знаем ли мы, что такое оптимальный стиль воспитания? Дж. Интерперс. Насилие. 2018 г.: 10.1177/0886260518818426. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
59. Мартинес И., Мургуи С., Гарсия О.Ф., Гарсия Ф. Воспитание в эпоху цифровых технологий: защитные и рискованные стили воспитания для традиционных издевательств и киберзапугивания. вычисл. Гум. Поведение 2019;90:84–92. doi: 10.1016/j.chb.2018.08.036. [CrossRef] [Google Scholar]
60. Рикельме М., Гарсия О.Ф., Серра Э. Психосоциальная дезадаптация в подростковом возрасте: родительская социализация, самооценка и употребление психоактивных веществ. Ан. Псикол. 2018; 34: 536–544. doi: 10.6018/analesps.34.3.315201. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
61. Алонсо-Гета П.М.П. Стиль воспитания испанских родителей с детьми в возрасте от 6 до 14 лет. Псикотема. 2012; 24:371–376. [PubMed] [Google Scholar]
62. Fuentes M.C., Alarcón A., Gracia E., Garcia F. Адаптация испанских подростков к школе: влияние родительской социализации. Культ. Образовательный 2015; 27:1–32. doi: 10.1080/11356405.2015.1006847. [CrossRef] [Google Scholar]
63. Гарсия О.Ф., Серра Э., Закарес Дж.Дж., Гарсия Ф. Стили воспитания и краткосрочные и долгосрочные результаты социализации: исследование среди испанских подростков и пожилых людей. Психосоц. Интерв. 2018;27:153–161. дои: 10.5093/pi2018a21. [CrossRef] [Google Scholar]
64. Musitu-Ferrer D., León-Moreno C., Callejas-Jerónimo E.J., Esteban-Ibáñez M., Musitu-Ochoa G. Отношения между стилями родительской социализации, сочувствием и связью с природой : Их значение в защите окружающей среды. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:2461. doi: 10.3390/ijerph26142461. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Мартинес И., Фуэнтес М., Гарсия Ф., Мадрид И. Стиль воспитания как фактор защиты или риска для употребления психоактивных веществ и других проблем с поведением среди Испанские подростки. Дополнения. 2013;25:235–242. doi: 10.20882/adicciones.51. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
66. Гарсия О.Ф., Серра Э., Закарес Дж.Дж., Калафат А., Гарсия Ф. Употребление алкоголя и злоупотребление им, а также мотивы употребления алкоголя и отказа от него среди испанских подростков: достаточно ли мы знаем, когда знаем стиль воспитания? психол. Здоровье. 2020; 35: 645–664. doi: 10.1080/08870446.2019.1675660. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Перес-Грамайе А.Ф., Гарсия О.Ф., Рейес М., Серра Э., Гарсия Ф. Стили воспитания и агрессивные подростки: отношения с самооценкой и личной дезадаптацией. Евро. Дж. Психол. заявл. Нога. Контекст. 2020; 12:1–10. дои: 10.5093/ejpalc2020a1. [CrossRef] [Google Scholar]
68. Гарайгордобиль М., Алири Дж. Стили родительской социализации, уровень образования родителей и сексистские установки в подростковом возрасте. Охватывать. Дж. Психол. 2012; 15: 592–603. doi: 10.5209/rev_SJOP.2012.v15.n2.38870. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Морено-Руис Д., Мартинес-Феррер Б., Гарсия-Басете Ф. Стили воспитания, киберагрессия и кибервиктимизация среди подростков. вычисл. Гум. Поведение 2019;93:252–259. doi: 10.1016/j.chb.2018.12.031. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
70. Чумаков М., Чумакова Д. Личность родителей, удовлетворенность браком, стресс и наказание детей в семье. Поведение наук 2019;9:153. doi: 10.3390/bs9120153. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Гарсия Ф., Грасия Э. Всегда ли авторитарность является оптимальным стилем воспитания? Свидетельства испанских семей. Подростковый возраст. 2009;44:101–131. [PubMed] [Google Scholar]
72. Пинкварт М., Герке Д.К. Ассоциации стилей воспитания с самооценкой у детей и подростков: метаанализ. Дж. Чайлд Фэм. Стад. 2019;28:2017–2035. doi: 10.1007/s10826-019-01417-5. [CrossRef] [Google Scholar]
73. Пинкварт М., Каузер Р. Различаются ли ассоциации стилей воспитания с проблемами поведения и успеваемостью в зависимости от культуры? Результаты метаанализа. Культ. Дайверы. Этн. Незначительный. психол. 2018;24:75–100. doi: 10.1037/cdp0000149. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Перес-Аранда Г.И., Перальта-Лопес В., Эстрада-Кармона С., Гарсия Рейес Л., Анхель Туз-Сьерра М. Привязанность и взрослость в образце юго-восточной Мексика. Поведение наук 2019;9:134. doi: 10.3390/bs9120134. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Флотская Н., Буланова С., Пономарева М., Флоцкий Н., Коноплева Т. Развитие самоидентификации у подростков из числа коренных народов Крайнего Севера Россия. Поведение наук 2019;9:106. doi: 10.3390/bs9100106. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Стаффорд М., Кух Д.Л., Гейл Ч.Р., Мишра Г., Ричардс М. Отношения между родителями и детьми и положительное психическое благополучие потомства от подросткового до раннего старшего возраста Возраст. Дж. Поз. психол. 2016;11:326–337. дои: 10.1080/17439760.2015.1081971. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Бартомью К., Горовиц Л. Стили привязанности среди молодых людей — тест четырехкатегорийной модели. Дж. Перс. соц. психол. 1991; 61: 226–244. doi: 10.1037/0022-3514.61.2.226. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Балтес П. Теоретические положения психологии развития продолжительности жизни — о динамике между ростом и спадом. Дев. психол. 1987; 23: 611–626. doi: 10.1037/0012-1649.23.5.611. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
79. Рейгал Р.Э., Морал-Кампильо Л., Морильо-Баро Х.П., Хуарес-Руис де Миер Р., Эрнандес-Мендо А., Моралес-Санчес В. Физические упражнения, фитнес, когнитивное функционирование и психосоциальные переменные в Подростковый образец. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2020;17:1100. doi: 10.3390/ijerph27031100. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Гуарнидо А.Дж.С., Кабрера Ф.Дж.Х., Осуна М.Дж.П. Обнаружение расстройств пищевого поведения через черты личности и самооценку. Есть. Расстройство веса. Стад. Анорекс. Булим. Обес. 2012;17:e309–е313. [PubMed] [Google Scholar]
81. Maiz E., Balluerka N. Тревожность и самооценка детей и подростков с пищевой неофобией. Еда Рез. Междунар. 2018;105:1054–1059. doi: 10.1016/j.foodres.2017.12.037. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Мартин-Альбо Дж., Нуньес Дж.Л., Наварро Дж. Г., Грихальво Ф. Шкала самооценки Розенберга: перевод и проверка у студентов университетов. Охватывать. Дж. Психол. 2007; 10: 458–467. doi: 10.1017/S1138741600006727. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
83. Корнелла-Фонт М., Винас-Поч Ф., Хуарес-Лопес Дж.Р., Мало-Серрато С. Риск зависимости: ее распространенность в подростковом возрасте и ее связь с безопасностью привязанности и самооценкой. клин. Здоровье. 2020;31:21–25. doi: 10.5093/clysa2020a1. [CrossRef] [Google Scholar]
84. Голубчикова Дж., Коларчик П., Гецкова А.М., Рейневельд С.А., ван Дейк Дж.П. Опосредующее влияние ежедневной нервозности и раздражительности на взаимосвязь между потреблением безалкогольных напитков и агрессивным поведением среди подростков. Междунар. Дж. Общественное здравоохранение. 2015;60:699–706. doi: 10.1007/s00038-015-0707-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
85. Шольте Р., ван Лисхаут С., ван Акен М. Воспринимаемая реляционная поддержка в подростковом возрасте: размеры, конфигурации и подростковая адаптация. Дж. Рез. Подросток 2001; 11:71–94. doi: 10.1111/1532-7795.00004. [CrossRef] [Google Scholar]
86. Айзенберг Н., Стрейер Дж. Эмпатия и ее развитие. Издательство Кембриджского университета; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1987. с. 406. [Google Scholar]
87. Айзенберг Н., Эггум Н.Д., Ди Джунта Л. Реакция, связанная с эмпатией: ассоциации с просоциальным поведением, агрессией и межгрупповыми отношениями. соц. Политика выпуска, ред. 2010; 4:143–180. дои: 10.1111/j.1751-2409.2010.01020.х. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
88. Paciello M., Fida R., Tramontano C., Cole E., Cerniglia L. Моральная дилемма в подростковом возрасте: роль ценностей, просоциальная мораль Рассуждение и моральное отстранение при принятии решений. Евро. Дж. Дев. психол. 2013;10:190–205. doi: 10.1080/17405629.2012.759099. [CrossRef] [Google Scholar]
89. Sortheix F.M., Schwartz S.H. Ценности, которые лежат в основе и подрывают благополучие: изменчивость в разных странах. Евро. Дж. Перс. 2017; 31:187–201. doi: 10.1002/пер.2096. [CrossRef] [Google Scholar]
90. Balliet D., Joireman J., Daniels D., George-Falvy J. Эмпатия и система ценностей Шварца: проверка комплексной гипотезы. Индивид. Отличаться. Рез. 2008; 6: 269–279. [Google Scholar]
91. Перес Дж. Ф. Г., Наварро Д. Ф., Ллобелл Дж. П. Статистическая мощность Соломонового дизайна. Псикотема. 1999; 11: 431–436. [Google Scholar]
92. Грасия Э., Гарсия Ф., Муситу Г. Макросоциальные детерминанты социальной интеграции: влияние социального класса и территории. J. Сообщество Appl. соц. психол. 1995;5:105–119. doi: 10.1002/casp.2450050204. [CrossRef] [Google Scholar]
93. Фол Ф., Эрдфельдер Э., Бюхнер А., Ланг А.Г. Статистический анализ мощности с использованием G*Power 3.1: тесты для корреляционного и регрессионного анализа. Поведение Рез. Методы. 2009;41:1149–1160. doi: 10.3758/BRM.41.4.1149. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
94. Rohner R.P., Saavedra J., Granum E. O. Разработка и валидация опросника родительского принятия-отвержения: руководство по тестированию. Кот. Сел. Док. психол. 1978;8:17–48. [Google Scholar]
95. Ali S., Khaleque A., Rohner R.P. Панкультурные гендерные различия в отношениях между воспринимаемым родительским принятием и психологической адаптацией детей и взрослых потомков: метааналитический обзор мировых исследований. Дж. Кросс-культ. психол. 2015;46:1059–1080. doi: 10.1177/0022022115597754. [CrossRef] [Google Scholar]
96. Ронер Р.П., Халек А. Надежность и достоверность шкалы родительского контроля: метаанализ межкультурных и внутрикультурных исследований. Дж. Кросс-культ. психол. 2003; 34: 643–649.. doi: 10.1177/0022022103255650. [CrossRef] [Google Scholar]
97. Гарсия Ф., Муситу Г. AF5: Форма самооценки 5. Издания TEA; Мадрид, Испания: 1999. с. 39. [Google Scholar]
98. Fuentes M.C., Garcia F., Gracia E., Lila M. Самооценка и употребление наркотиков в подростковом возрасте. Дополнения. 2011; 23: 237–248. doi: 10.20882/adicciones.148. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
99. Мургуи С., Гарсия С., Гарсия А., Гарсия Ф. Самооценка молодых танцоров и непрактикующих: подтверждающий факторный анализ шкалы AF5. Преподобный Псикол. Депорт. 2012; 21: 263–269.. [Google Scholar]
100. Гарсия Дж. Ф., Муситу Г., Вейга Ф. Х. Я-концепция взрослых из Испании и Португалии. Псикотема. 2006; 18: 551–556. [PubMed] [Google Scholar]
101. Гарсия Ф., Мартинес И., Баллуэрка Н., Круз Э., Гарсия О.Ф., Серра Э. Проверка пятифакторного опросника самооценки AF5 в Бразилии: Тестирование структуры факторов и Инвариантность измерений в зависимости от языка (бразильского и испанского), пола и возраста. Передний. психол. 2018;9:2250. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02250. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
102. Гарсия Дж. Ф., Муситу Г., Рикельме Э., Рикельме П. Подтверждающий факторный анализ опросника «Autoconcepto Forma 5» у молодых людей из Испании и Чили. Охватывать. Дж. Психол. 2011; 14: 648–658. [PubMed] [Google Scholar]
103. Чен Ф., Гарсия О.Ф., Фуэнтес М.К., Гарсия-Рос Р., Гарсия Ф. Я-концепция в Китае: проверка китайской версии пятифакторной самооценки ( AF5) Анкета. Симметрия. 2020;12:798. doi: 10.3390/sym12050798. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
104. Гарсия Ф., Грасия Э., Железнова А. Валидация английской версии пятифакторного опросника самооценки. Псикотема. 2013; 25: 549–555. [PubMed] [Google Scholar]
105. Гринбергер Э., Джоссельсон Р., Кнерр К., Кнерр Б. Измерение и структура психосоциальной зрелости. Дж. Юноша-подросток. 1975; 4: 127–143. doi: 10.1007/BF01537437. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
106. Schwartz S.H. Универсалии в содержании и структуре ценностей: теоретические достижения и эмпирические проверки в 20 странах. Доп. Эксп. соц. психол. 1992;25:1–65. [Google Scholar]
107. Муситу-Феррер Д., Эстебан Ибаньес М., Леон К., Гарсия О.Ф. Связана ли адаптация к школе с эмпатией к окружающей среде и связью с природой? Психосоц. Интерв. 2019;28:101–110. doi: 10.5093/pi2019a8. [CrossRef] [Google Scholar]
108. Вейга Ф.Х., Гарсия Ф., Рив Дж., Вентцель К., Гарсия О.Ф. Когда подростки с высокой самооценкой теряют интерес к школе. Преподобный Псикодидакт. 2015;20:305–320. doi: 10.1387/RevPsicodiact.12671. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
109. Лила М., Грасия Э., Гарсия Ф. Амбивалентный сексизм, сочувствие и отношение правоохранительных органов к насилию со стороны партнера в отношении женщин среди мужчин-полицейских. психол. Преступное право. 2013;19:907–919. doi: 10.1080/1068316X.2012.719619. [CrossRef] [Google Scholar]
110. Баумринд Д. Эффективное воспитание в раннем подростковом переходном возрасте. В: Коуэн П.А., Херингтон Э.М., редакторы. Достижения в серии семейных исследований. Семейные переходы. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.; Хиллсдейл, Нью-Джерси, США: 1991. стр. 111–163. [Google Scholar]
111. Баборе А., Трумелло К., Канделори К., Пациелло М., Чернилья Л. Депрессивные симптомы, самооценка и восприятие отношений между родителями и детьми в раннем подростковом возрасте. Передний. психол. 2016;7:982. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00982. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
112. Бури Дж. Р. Опросник родительских прав. Дж. Перс. Оценивать. 1991; 57: 110–119. doi: 10.1207/s15327752jpa5701_13. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
113. Бури Дж.Р., Луизель П.А., Мисуканис Т.М., Мюллер Р.А. Влияние родительского авторитаризма и авторитетности на самооценку. Личный. соц. психол. Бык. 1988; 14: 271–282. [PubMed] [Google Scholar]
114. Флури Э. Психологические последствия в зрелом возрасте, связанные с отношением матери к воспитанию детей в раннем детстве — данные британской когорты 1970 года рождения. Евро. Ребенок-подросток. Психиатрия. 2004; 13:35–41. doi: 10.1007/s00787-004-0355-5. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
115. Беси М., Сакеллариу М. Мнения учителей об участии родителей в переходе их детей из детского сада в начальную школу. Поведение наук 2019;9:124. doi: 10.3390/bs9120124. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
116. Barry C.T., Frick P.J., Grafeman S.J. Отчеты о методах воспитания детей и родителей: последствия для концептуализации поведенческих и эмоциональных проблем ребенка. Оценка. 2008; 15: 294–303. дои: 10.1177/1073191107312212. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
117. Альварес-Гарсия Д., Карлос Нуньес Дж., Гарсия Т., Баррейро-Колласо А. Индивидуальные, семейные и общественные предикторы киберагрессии среди подростков. Евро. Дж. Психол. заявл. Нога. Контекст. 2018;10:79–88. doi: 10.5093/ejpalc2018a8. [CrossRef] [Google Scholar]
118. Ассари С., Гиббонс Ф. К., Саймонс Р. Л. Восприятие дискриминации среди чернокожей молодежи: 18-летнее продольное исследование. Поведение наук 2018;8:44. doi: 10.3390/bs8050044. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
119. Ассари С. Раса, межпоколенческая социальная мобильность и стрессовые жизненные события. Поведение наук 2018;8:86. doi: 10.3390/bs8100086. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
120. Queiroz P., Garcia O.F., Garcia F., Zacares JJ, Camino C. Self and Nature: Parental Socialization, Self-Esteem, and Environmental Values в испанских подростков. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2020;17:3732. doi: 10.3390/ijerph27103732. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
121. Zhang X., Gatzke-Kopp L., Fosco G.M., Bierman K.L. Родительская поддержка саморегуляции у детей, подверженных риску экстернализации симптомов: траектории развития физиологической регуляции и поведенческой адаптации. Дев. психол. 2020; 56: 528–540. doi: 10.1037/dev0000794. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
122. Малеки М., Мардани А., Чехрзад М.М., Дианатинасаб М., Вайсморади М. Социальные навыки у детей дома и в дошкольных учреждениях. Поведение наук 2019;9:74. дои: 10.3390/bs9070074. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
123. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Дж., Вершинина Е.А. Характеристики семьи и ребенка, связанные с распадом приемной семьи. Поведение наук 2019;9:160. doi: 10.3390/bs9120160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Пол: ранняя социализация: Социализация родителей
Кэмпбелл Липер, доктор философии
Кафедра психологии, Калифорнийский университет, Санта-Круз, США
Введение
Когда родители рожают новорожденного, первый вопрос, который они обычно задают, — это мальчик или девочка. Присвоение пола детям становится мощной социальной идентичностью, которая формирует жизнь детей. В раннем детстве девочки и мальчики проводят большую часть своего времени дома со своими семьями и обращаются за советом к родителям, старшим братьям и сестрам. Родители преподают детям первые уроки гендера. Возможные способы, с помощью которых родители могут влиять на гендерное развитие детей, включают ролевое моделирование и поощрение различного поведения и деятельности у сыновей и дочерей.
Проблемы
Одной из задач исследователей, изучающих социализацию родителей, является разделение влияния родителей на детей и влияния детей на родителей. 2 Пятьдесят лет назад, когда исследователи наблюдали взаимосвязь между практикой воспитания и поведением детей, типичным выводом было то, что родители влияют на детей. Однако теперь психологи, занимающиеся вопросами развития, признают, что дети также влияют на поведение своих родителей. Таким образом, выводы о причинно-следственном влиянии родительской социализации на гендерное развитие детей следует делать осторожно.
Ключевые вопросы исследования
При оценке влияния родителей на гендерное развитие детей уместны четыре вопроса:
- Склонны ли родители предъявлять к своим детям гендерно-стереотипные ожидания?
- Склонны ли родители моделировать своим детям традиционное гендерно-ролевое поведение?
- Склонны ли родители поощрять гендерно-стереотипное поведение и препятствовать кросс-гендерному стереотипному поведению своих детей?
- Оказывают ли связанные с полом различия в ожиданиях и поведении родителей причинное влияние на гендерное развитие детей?
Результаты исследования
Гендерно-стереотипные ожидания родителей.
Гендерные ожидания могут возникать в отношении личностных качеств (например, «мальчики агрессивны»), способностей (например, «девочки хорошо читают»), занятий и ролей (например, «мужчины — ученые»). 3 По мере того, как за последние несколько десятилетий гендерное равенство возросло во многих культурах, наблюдался соответствующий рост поддержки взрослыми гендерно-эгалитарных взглядов. В настоящее время среди родителей больше различий: некоторые придерживаются традиционных ожиданий, а некоторые выражают эгалитарные ожидания в отношении своих дочерей и сыновей.
Гендерно-ролевое моделирование родителей.
Одним из драматических социальных изменений в большинстве промышленно развитых стран за последние 50 лет стало участие женщин в рабочей силе. В современных индустриальных обществах большинство женщин с детьми работают вне дома. Среднее участие мужчин в уходе за детьми и домашнем хозяйстве также увеличилось, хотя домашние обязанности по-прежнему выполняются в основном женщинами в большинстве семей с двойной профессией.
Потенциальное влияние гендерно-ролевого моделирования родителей было также выявлено в исследованиях детей, воспитанных родителями-лесбиянками или геями.
Различное отношение родителей к дочерям и сыновьям.
Во многих частях мира родители с ограниченными финансовыми ресурсами отдают предпочтение сыновьям. В результате приоритет в ресурсах, начиная от здравоохранения и заканчивая образованием, может быть отдан сыновьям, а не дочерям. 9 Такой резкий контраст в отношении к сыновьям и дочерям обычно не наблюдается в более богатых странах. Тем не менее, есть общие способы, которыми родители в этих обществах могут по-разному социализировать девочек и мальчиков.
Согласно одному всестороннему обзору исследований, проведенных в западных странах, чаще всего родители по-разному относятся к девочкам и мальчикам через поощрение действий, основанных на гендерных стереотипах.
Существуют также незаметные способы, которыми родители могут укреплять гендерные стереотипы, даже если они открыто их не поощряют. Это обычно наблюдается в использовании родителями эссенциалистских утверждений о гендере. Например, «Девочки любят кукол» или «Мальчики любят футбол». В этих случаях родитель выражает то, что известно как описательный стереотип (т. е. описание общих паттернов или «сущностей» каждого пола), а не предписывающий стереотип (т. е. указание того, что должно произойти). Исследования показывают, что даже матери из среднего класса, которые придерживались гендерно-эгалитарных взглядов, часто использовали эссенциалистские утверждения со своими детьми дошкольного возраста. Кроме того, они редко бросали вызов гендерным стереотипам (например, «Все в порядке, если девушка хочет играть в баскетбол»).
В среднем родители во многих промышленно развитых культурах более гибко подходят к игровым занятиям, которые они считают приемлемыми для дочерей, чем для сыновей. 6,10 (Относительно мало исследований изучало отношение родителей к играм девочек и мальчиков в незападных или неиндустриальных странах.) Кроме того, отцы, как правило, более строги, чем матери, в поощрении гендерно-типичных игр (особенно в сыновья). 6,10 Например, многие американские родители поощряют участие своих дочерей в спорте (мужской стереотип). Напротив, лишь немногие родители поощряют игру в куклы (женское стереотипное занятие) своих сыновей.
Пробелы в исследованиях
Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, в какой степени и каким образом родители влияют на гендерное развитие своих детей. Предыдущие исследования в значительной степени основывались на корреляционных планах, которые не доказывали причинно-следственной связи. Некоторые ассоциации в поведении родителей и их биологических детей могут быть связаны с общими генетическими влияниями (например, уровень активности частично передается по наследству).
Выводы
За последние полвека в большинстве промышленно развитых стран произошли кардинальные изменения в ролях женщин и мужчин внутри и вне семьи. Традиционный образ гетеросексуальной семьи с двумя родителями, в которой отец служит кормильцем, а мать — домохозяйкой, больше не является нормой во многих промышленно развитых странах. Вместо этого большинство матерей ищут работу вне дома, а многие отцы занимаются уходом за детьми. Кроме того, многие дети воспитываются родителями-одиночками и родителями-лесбиянками/геями. Несмотря на эти изменения ролей, по-настоящему эгалитарных родительских механизмов остается относительно немного. Кроме того, исследования показывают, что родители с гендерно-эгалитарными установками могут, тем не менее, вести себя по-разному с дочерьми и сыновьями. 12 Продольные исследования показывают, что отношение родителей к сыновьям и дочерям может влиять на некоторые аспекты их гендерного развития. 3,6
Последствия для родителей, поставщиков услуг и лиц, определяющих политику
Родители, поставщики услуг и лица, определяющие политику, могут захотеть способствовать формированию у детей более гибких гендерных ролей, чтобы помочь им развить более широкий набор социально-эмоциональных и когнитивных навыки. Хотя родители могут влиять на половое развитие детей, их влияние иногда может быть переоценено. Поскольку гендер является социальной категорией, которая объединяет практически все слои общества, существует множество источников социализации в гендерном развитии детей. Помимо родителей, к ним потенциально относятся другие члены семьи, группы сверстников, друзья, средства массовой информации и учителя. 11 По мере того, как дети становятся старше и становятся более самостоятельными, влияние сверстников и средств массовой информации часто становится особенно сильным.
Родители могут попытаться побудить своих детей играть с сочетанием игрушек, стереотипных о женском и мужском, и игровой деятельности в раннем детстве; однако они могут обнаружить, что их усилия идут вразрез с отношением детей, когда они знакомятся со сверстниками и средствами массовой информации. Кроме того, родители могут помнить о типах сверстников, с которыми общаются их дети. Они могут способствовать большей гибкости гендерных ролей за счет поощрения организованных смешанных гендерных мероприятий, в которых девочки и мальчики учатся работать вместе на равных. Наконец, родители могут приложить согласованные усилия для обсуждения гендерных стереотипов и борьбы со своими детьми.
Список литературы
- Басси К., Бандура А. Социально-когнитивная теория гендерного развития и дифференциации. Психологический обзор. 1999;106:676-713.
- Коллинз В. А., Маккоби Э. Э., Стейнберг Л., Хетерингтон Э. М., Борнштейн М. Х. Современные исследования воспитания детей: дело о природе и воспитании. Американский психолог. 2000;55:218-232.
- Рубль Д.Н., Мартин К.Л., Беренбаум С. Гендерное развитие. В Дэймон В., Лернер Р.М. (серия ред.), Айзенберг Н. (том ред.). Справочник по детской психологии. Том. 3. Социальное, эмоциональное и личностное развитие, 6-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley; 2006: 858-932.
- Blakemore JEO, Хилл, Калифорния. Шкала гендерной социализации ребенка: мера для сравнения традиционных и феминистских родителей. секс-роли. 2008;58:192-2007.
- Маркс Дж.Л., Лам С.Б., Макхейл С.М. Семейные паттерны гендерно-ролевых установок. секс-роли. 2009;61:221-234.
- McHale SM, Crouter AC, Whiteman S. Семейные контексты гендерного развития в детстве и подростковом возрасте. Социальное развитие. 2003;12:125-148.
- Deutsch FM, Servis LJ, Payne JD. Участие отца в уходе за детьми и его влияние на самооценку детей и отношение к гендерным ролям. Журнал семейных проблем. 2001;22:1000-1024.
- Фулчер М., Сатфин Э.Л., Паттерсон С.Дж. Индивидуальные различия в гендерном развитии: ассоциации с сексуальной ориентацией родителей, отношением и разделением труда. секс-роли. 2008;58:330-341.
- Рафферти Ю. Международные аспекты дискриминации и насилия в отношении девочек: взгляд с точки зрения прав человека. Журнал международных женских исследований. 2013;14:1-23.
- Литтон Х., Ромни Д.М. Дифференциальная социализация родителей мальчиков и девочек: метаанализ. Психологический вестник. 1991;109:267-296.
- Прыгун С, Биглер РС. Пол. В Underwood M, Rosen LH, ред. Социальное развитие: Отношения в младенчестве, детстве и юности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2011: 289-315.
- Гельман С.А. , Тейлор М.Г., Нгуен С.П. Эволюционный ход половой дифференциации. Монографии Общества исследований детского развития. 2004;69(1):vii-127.
- Фридман CK, Leaper C, Bigler RS. Предсказывают ли гендерные установки или комментарии матерей гендерные убеждения маленьких детей? Воспитание детей: наука и практика. 2007;7:357-366.
- Вуд Э., Десмаре С., Гугула С. Влияние родительского опыта на игру детей с гендерными стереотипами в игрушки. Сексуальные роли. 2002;47:39-49.
- Экклс Дж. С., Барбер Б. Л., Стоун М., Хант Дж. Внеклассная деятельность и развитие подростков. Журнал социальных вопросов. 2003;59:865-889.
- Лучшее ДС. Гендерные роли в детстве и юности. В Gielen UP, Roopnarine JL, ред. Детство и юность в кросскультурной перспективе. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд; 2004: 199-228.
Как цитировать эту статью:
Leaper C. Гендерная социализация детей у родителей.