внешний локус контроля: eugenegp — LiveJournal
?- Общество
- Cancel
У тех, у кого этот самый локус внешний, прослеживается инфантильность, беспомощное поведение в кризисных ситуациях, стремление встать под надежную защиту/опору и проч. — в общем, всё легко объяснимо.
Я вот что думаю — в России сформировалось какое-то бешеное продвижение идеи внешнего локуса контроля для страны и для общества
И вот это жужжание про «внешний контроль» в адрес миллионов людей, чьи действия, споры, геройские порывы, ошибки, преступления, пьянство, волонтерство, стремление к счастью и составляют живое дыхание огромной страны — вот это жужжание вызывает у меня такую же изжогу, как если бы моим детям в школе учительница рассказывала изо дня в день — «от вас ничего не зависит».
Я б такую учительницу поменял. Но, чего таить, я сам не мог такое придумать — это мне кто-то подсказал. Извне.
Tags: общественное
SubscribeСлучай на шахте
Чувствую некое пересечение с текущей повесткой: https://youtu. be/EMtGnoM3bcU?t=31 Сидели-пили в разнобой «Мадеру», «старку», «зверобой», И…
главный дефицитный ресурс
Конечно, в международный день защиты детей настроение по текущим новостям хреновое. А ЖЖ напомнил, о чем я писал 20 лет назад в этот день. Что…
вам пора с вентиляторным заводом заключать договора
Интервью с начальником цеха металлообрабатывающего завода, Москва, август 1985 года (производственные интервью социологов ИПН РАН, на сайте Сергея…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Случай на шахте
Чувствую некое пересечение с текущей повесткой: https://youtu.be/EMtGnoM3bcU?t=31 Сидели-пили в разнобой «Мадеру», «старку», «зверобой», И…
главный дефицитный ресурс
Конечно, в международный день защиты детей настроение по текущим новостям хреновое. А ЖЖ напомнил, о чем я писал 20 лет назад в этот день. Что…
вам пора с вентиляторным заводом заключать договора
Интервью с начальником цеха металлообрабатывающего завода, Москва, август 1985 года (производственные интервью социологов ИПН РАН, на сайте Сергея…
Локус контроля в психологии — методика когнитивной ориентации
Локус контроля показывает, как человек относится к тому, что с ним происходит. Что вы считаете главной причиной своих неудач? Для кого-то это свои собственные ошибки, недочеты и промахи. Другие же думают, что во всем виноваты какие-то факторы. Как говорят, появились не в том месте и не в то время. Локус контроля личности определяет, к какой группе относитесь вы.
Содержание
- Определение локуса контроля Роттера
- Формирование локуса контроля
- Виды локус контроля
- Внешний (экстернальный)
- Внутренний (интернальный)
- Типы людей
- Зрелость личности
- Методика изучения
- Шкала «Локус контроля»
- «Когнитивная ориентация»
- Заключение
Определение локуса контроля Роттера
Что такое локус контроля? Это такое свойство личности, при котором человек объясняет свои успехи и провалы влиянием внешних или внутренних факторов. В переводе с французского locus —местоположение, а contrôle — проверка. В психологии понятие локуса контроля говорит о том, что люди причину всего происходящего ищут либо в окружающей среде (черная полоса, судьба, происки недоброжелателей), либо в своем внутреннем мире. Так они оправдывают все свои действия.
Термин введен в науку Джулианом Роттером. Именно поэтому феномен носит название локуса контроля Роттера. Также его называют когнитивной ориентацией. Он показывает, управляет ли индивид своей собственной жизнью или полагается на обстоятельства.
Формирование локуса контроля
На развитие локуса контроля Роттера влияет несколько факторов:
- особенности личности того или иного человека;
- воспитание;
- исторический момент;
- общество.
В зависимости от них человек развивает в себе пассивную или активную позицию к жизни. В первом случае он считает, что от него ничего не зависит. А во втором, что он все-таки может что-то изменить.
По мнению Джулиана Роттера, какая будет позиция, во многом зависит от того, как часто человека наказывали или хвалили в детстве. Это предположение он выдвинул в 1954 году. Итак, если после совершения каких-либо поступков индивид слышал лишь упреки и унижения, в его сознании появится установка: «Я ничего не могу сделать, у меня нет контроля над происходящим». То же самое происходит, если действия не приносят ожидаемого результата.
Получается, что воспитание играет одну из главных ролей в формировании того или иного типа локуса контроля. Есть 2 примера:
- Ребенок, растущий в авторитарной семье, в которой мама и папа воспитывают его непоследовательно, развивают в себе внешний контроль. Плыть по течению для него — привычка.
- Дети, чьи родители были последовательными в процессе воспитания, всегда возлагают ответственность за свои поступки на себя.
И хотя локус контроля формируется начиная с детства, его можно изменить. Точно так же можно поменять судьбу.
Виды локус контроля
Как сказано выше, локус контроля делится на внешний и внутренний. Каждый из них имеет свои особенности.
Внешний (экстернальный)
По-другому внешний локус контроля по-другому называется экстернальным. Это состояние, когда человек во всем винит внешние условия. Он считает, что его жизнь заранее кем-то или чем-то предопределена. Поэтому его поступки не изменят ни настоящее, ни будущее. Если у него получилось успешно справиться с задачей — так сложились обстоятельства. А если преследуют неудачи — во всем виноваты звезды.
Человек с внешним локусом контроля не хочет нести ответственность за свои действия. Он перекладывает ее на что угодно. Это могут быть окружающие люди, вселенная, какие-то абстрактные силы и многое другое. Виновники происходящего есть всегда. Такие личности называются экстерналами.
Внутренний (интернальный)
В отличие от внешнего локуса контроля, внутренний или интернальный побуждает людей быть уверенными, что контроль над жизнью принадлежит только им. Если что-то не получается, интерналы ищут причину в себе, а не в обстоятельствах. Они оценивают свое внутреннее состояние, способности. Если они хвалят, то только себя. Себя же они делают объектами критики.
Такой вид локуса контроля Дж. Роттера в психологии называется средним. Человек понимает, что существуют факторы, от влияния которых избавиться он не в силах. И он принимает их. Но при этом ведет достаточно активный образ жизни, не боится брать ответственность, принимать решения. Как говорят, если жизнь дала лимоны, сделайте из них лимонад.
Внимание! На 100% чистых интерналов или экстерналов не существует. В человеке сочетаются оба типа локуса контроля.
В процессе эволюции, по мнению ученых, у женщин лучше развилась экстернальность. Для мужчин же характерен интернальный локус контроля.
Типы людей
По мнению психологов, самооценка человека находится в тесной зависимости от его локус контроля. Тот, кто постоянно внутренне себя контролирует, умеет объективно оценивать свои способности и возможности. У него правильное осознание себя как личности.
Характеристики интерналов:
- берут ответственность за любое свое действие;
- не зависят от мнения окружающих;
- ценят себя, самодостаточны;
- обладают внутренней гармонией;
- имеют устойчивую психику;
- работают на результат.
Люди с интернальным локусом контроля обычно счастливы, успешны, здоровы. Они относятся к другим доброжелательно. Смотрят на мир через призму позитива.
Те, у кого внешний локус контроля, обладают такими чертами:
- не видят своих ошибок;
- не умеют анализировать промахи и исправлять их;
- постоянно испытывают беспомощность;
- зависят от мнения посторонних людей;
- отличаются неустойчивой психикой;
- прекращают действия при первых неудачах.
Постоянный спутник экстерналов — чувство полной безнадежности. Они не счастливы, испытывают слабость и недомогание, не получают радости от своей жизни. Такие люди проявляют агрессию, подозрительность, тревожность.
Главные отличия экстерналов и интерналов можно вынести в таблицу.
Интернальный локус контроля | Экстернальный локус контроля |
---|---|
Смотрят в будущее | Постоянно возвращаются в прошлое |
Расценивают трудности как дополнительный жизненный опыт, видят в них возможность измениться, стать лучше | Боятся неудач, сторонятся чего-то нового, неизведанного |
В любых обстоятельствах придерживаются собственного мнения | Не способны отстаивать свои взгляды |
Ставят цели, обладают навыками планирования | Безответственны, тянут с решением задач до последнего, не любят планировать |
Много времени уделяют работе, ради нее готовы жертвовать развлечениями и отдыхом | Живут одним днем |
Знают, что будущее будет ярким, насыщенным хорошими событиями, яркими красками | Видят свое будущее неинтересным |
Для интерналов время летит очень быстро, ведь они увлечены своим делом | Время тянется |
Ценят каждую минуту | Не умеют себя организовывать, правильно распоряжаться временем |
Уважают себя как личность. Жду для себя только хорошего, удачи, побед, любви | Не уверены в себе, считают, что в будущем ничего хорошего не получат |
Зрелость личности
Внутренний локус контроля в психологии — это свойство зрелого человека. Ему не интересно, что о нем думают другие люди. Он дает объективную, а не субъективную оценку своим способностям, возможностям. Но в этом случае сложно не впадать в крайности.
Чтобы придерживаться золотой середины, ставьте те цели, которые точно сможете достичь. Не пытайтесь изменить неподвластные вам обстоятельства. Иначе вы гарантированно испытаете разочарование, депрессию, апатию. И еще один совет — анализируйте окружающую обстановку. Если видите нестабильность, не стройте далеко идущие планы.
Методика изучения
Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».
Шкала «Локус контроля»
Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.
Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.
- Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
- Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
- Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
- Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
- Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
- Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
- Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
- Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
- Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
- Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
- Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
- Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
- Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
- Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
- Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
- То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
- Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
- В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
- Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
- При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
- Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
- Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
- Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
- Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
- Плохой руководитель — вина сотрудников.
- Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
- Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
- Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
- Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
- Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
- Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
- Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
- В моих неудачах виноваты окружающие.
- Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
- Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
- Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
- То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
- Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
- Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
- Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
- Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
- Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
- Большинство моих побед — заслуга окружающих.
- Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.
Расшифровка результатов зависит от того, сколько ваших ответов совпало с ответами в ключе. Всего рассматривается 6 сфер жизни:
- Общая интернальность. Засчитывайте по 1 баллу, если вы ответили «Да» на такие вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44. «Нет» — 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
- Достижения. «Да» — 12, 15, 27, 32, 36, 37. «Нет» — 1, 5, 6, 14, 26, 43.
- Область неудач. «Да» — 2, 4, 20, 31, 42, 44. «Нет» — 7, 24, 33, 38, 40, 41.
- Семейная жизнь. «Да» — 2, 16, 20, 32, 37. «Нет» — 7, 14, 26, 28, 41.
- Работа. «Да» — 19, 22, 25, 42. «Нет» — 1, 9, 10, 30.
- Сфера здоровья. «Да» — 13, 34. «Нет» — 3, 23.
В первую очередь нужно оценить результаты общей интернальности. Если у вас 33-34 балла, то в вас преобладает интернальный тип личности. Если от 0 до 11 — преобладает экстернальный локус контроля. Если же у вас получилось 12-32 балла, можно говорить о смешанном типе.
Что касается остальных сфер, то высокие оценки говорят о том, что человек готов брать на себя ответственность за свою жизнь, активно действовать. Низкие баллы, наоборот, символизируют людей, которые привыкли занимать пассивную позицию. Они всегда перекладывают ответственность на окружающих людей. Причем «винят» их и в победах, и в поражениях.
«Когнитивная ориентация»
Как и предыдущее тестирование, помогает определить, какой у вас локус контроля: экстернальный или интернальный. Здесь 29 пунктов. В каждом из них нужно выбрать одно из двух приведенных утверждений. Они обозначены буквами «а» и «б».
№ | А | Б |
---|---|---|
1 | Дети сталкиваются с трудностями при слишком строгом воспитании | С детьми случаются неприятности, если родители проявляют чрезмерную мягкость |
2 | Все трудности — следствия неудач | В своих проблемах человек виноват сам |
3 | Аморальные поступки совершают потому, что люди закрывают на них глаза | Даже если попытаться искоренить аморальность, она все равно будет проявляться |
4 | В итоге человек получит вознаграждение за все свои действия | В большинстве случаев никто так и не признает заслуги и достижения того или иного человека |
5 | Успеваемость никак не зависит от предвзятости учителя | Ученики не понимают, что их оценка во многом зависит от того, как сложились обстоятельства |
6 | Успех руководителя компании определяется внешними обстоятельствами. | Будет человек хорошим или плохим руководителем, зависит от него самого |
7 | Понравиться всем вокруг не получится | Если вы не вызвали у кого-то симпатию, значит не умеете общаться с людьми |
8 | Характер и поведение изменить нельзя. Они на 100% зависят от наследственности | Характер и поведение определяются жизненным опытом |
9 | Все зависит от того, что предначертано судьбой | Вместо того, чтобы полагаться на судьбу, нужно активно действовать |
10 | Хорошему сотруднику не страшна дотошная проверка | Проверку с пристрастием не выдержит даже самый опытный, подготовленный работник |
11 | Успех — результат тяжелой повседневной работы | Успех — стечение обстоятельств |
12 | Каждый из нас может повлиять на судьбу государства. | Граждане никак не смогут изменить решение властей |
13 | Я уверен в себе, своих целях, планах | Я не строю планы, потому что не знаю, как сложатся обстоятельства. От меня мало что зависит |
14 | В мире есть много плохих людей | В каждом человеке можно найти что-то хорошее |
15 | Осуществление моих желаний напрямую зависит от того, сколько я приложил усилий | Чтобы определиться с желаниями и целями, я бросаю монетку или полагаюсь на милость судьбы |
16 | Стать руководителем просто так нельзя. Тут нужно везение | Руководителями становятся те люди, которые имеют способность управлять большим количеством подчиненных |
17 | Человек не может повлиять на ход мировых событий | Люди должны активно участвовать в общественной жизни, поскольку это — возможность изменить мир |
18 | Многие не понимают, что их жизнь зависит от стечения обстоятельств | Везения нет, стечения обстоятельств тоже |
19 | Важно признавать ошибки | Свои ошибки лучше скрывать |
20 | Понять, симпатичны вы человеку на самом деле или нет, сложно | От нас самих зависит наш круг общения. Нужно учиться находить общий язык с окружающими |
21 | Черная полоса обычно сменяется белой | Человек должен сам нести ответственность за неудачи. Пока он не исправит ошибки, неудачи будут повторяться |
22 | Людям под силу сделать общество менее черствым, бездушным | Формализм и бездушие устранить невозможно |
23 | Часто мне не понятно, за что руководитель выдал премию одному из сотрудников | Премия — вознаграждение за хорошую работу, за то, что человек приложил максимум усилий |
24 | Хороший руководитель дает подчиненным свободу действий | Хороший руководитель объяснит каждому сотруднику, какие на него возложены обязанности |
25 | Я не могу влиять на свою жизнь, я бессилен | Случайностей и судьбы не существует. Все зависит только от меня |
26 | Люди одиноки, потому что сами не проявляют дружелюбия к окружающим | Не стоит пытаться вызвать у кого-то симпатию. Ты или понравился человеку, или нет |
27 | Характер определяется силой воли | Характер во многом зависит от коллектива, общества |
28 | Я сам создаю свою жизнь | Мне кажется, что я не контролирую то, что со мной происходит |
29 | Очень часто я не понимаю действий своего руководителя | Плохое руководство — следствие неправильного поведения сотрудников |
- У вас экстернальный локус контроля, если вы ответили так: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
- Вы интернал, если ваши ответы выглядят так: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Максимальное количество баллов 23. 6 вопросов считаются фоновыми.
Заключение
От локуса контроля личности зависит, как вы строите свою жизнь. Интерналам проще. Они уверены в себе, готовы работать над собой, упорно идти к достижению своих целей. Экстерналам гораздо сложнее. Они не видят смысла жизни, не умеют себя мотивировать, не ждут от будущего ничего хорошего. Узнали себя в этом описании? У вас есть возможность измениться, взять контроль над собой и всем, что с вами происходит.
Карл Роджерс — Локус оценки • Наставник-консультант
«Локус оценки» — это «то, на что люди ссылаются, чтобы выносить суждения о себе, других и мире» (Feltham and Dryden, 1993: 106).
‘ Locus ’ в переводе с латыни означает «место», поэтому этот термин описывает место, из которого человек выносит ценностное суждение .
Термин был впервые использован Карлом Роджерсом, отцом личностно-ориентированного консультирования.
Роджерс (1951: 150) писал о концепции локуса оценки следующим образом:
«В большинстве утверждений, которые выносят или подразумевают оценочное суждение, можно довольно легко вывести пространственное положение источника оценки»
Это «пространственное положение» (т. е. место) обычно видят современные личностно-ориентированные консультанты могут быть внутренними или внешними.
Внутренний или внешний локус оценки
Если человек действует из внутреннего локуса оценки, то он доверяет своим собственным инстинктам, то есть использует свой организменный процесс оценки.
Однако, многие люди действуют из внешнего локуса оценки ; это означает, что они интроецируют ценности других , часто родителей или значимых других, через условия ценности, приобретенные в детстве .
«Люди часто судят о себе по тому, считают ли их другие приемлемыми или нежелательными» (Tolan, 2003: 5). Культура также может быть ключевым источником интроецируемых ценностей.
Вероятно, очень немногим удается всегда действовать через внутренний локус оценки, но это становится все более осуществимым по мере того, как они проходят семь стадий процесса.
Но подобно тому, как человеку свойственно действовать то из внутреннего, то из внешнего локуса оценки в разное время, в зависимости от того, что еще у него происходит, так и естественно колебаться между стадиями процесса по мере.
Терапия может помочь повысить способность людей действовать, исходя из внутреннего локуса оценки.
Краткий обзор
- Внутренний локус оценки = Насколько мы доверяем и ценим наше представление о себе.
- Внешний локус оценки = Насколько мы доверяем и ценим то, как нас видят другие.
Насколько вы цените свое мнение о себе? И насколько вы цените мнение других о вас?
Скачать бесплатный раздаточный материал
Место оценки
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
How Therapy Can Help
Feltham and Dryden (1993: 106) утверждают: «Клиенты часто начинают консультирование с внешнего локуса оценки; по мере их продвижения они часто достигают большего доверия к своим собственным процессам принятия решений (своей внутренней интуиции)» 9. 0003
Это достигается путем получения основных условий эмпатии, конгруэнтности и безусловного положительного отношения со стороны терапевта. Роджерс (1951: 150) описывает это следующим образом:
В терапии на начальных этапах, по-видимому, существует тенденция к тому, чтобы локус оценки находился вне клиента. Это рассматривается как функция родителей, культуры, друзей и консультанта. Что касается последнего, то некоторые клиенты прилагают напряженные усилия, чтобы терапевт выполнял функцию оценки, чтобы дать им руководство к действию. Однако в клиентоцентрированной терапии одним из описаний поведения консультанта является то, что он постоянно сохраняет точку оценки с клиентом.
Примеры
В терапевтическом кабинете распространенным признаком того, что кто-то действует из внешнего локуса оценки, является то, что они используют слова «должен» или «должен» .
Например, клиент, потерявший близких, может сказать: «Прошло шесть месяцев со дня смерти моей мамы. Мне должно быть уже лучше».
В каждом из этих случаев слова «должен» или «должен» показывают, что организмическое «я» клиента не чувствует себя лучше или благодарнее — вместо этого он думает, что должен, основываясь на том, что говорят другие.
Как отмечалось в приведенной выше цитате Роджерса (1951: 150), некоторые клиенты с преимущественно внешним локусом оценки могут попытаться добиться от консультанта того, что они думают, или дать совет.
В личностно-ориентированном консультировании важно всегда сохранять точку оценки с клиентом . Это включает в себя отсутствие похвалы клиента , «что является таким же суждением, как и осуждение клиента» (Tolan, 2003: 75).
Так, например, если клиент пришел на сеанс и радостно заявил: «Я не курил всю неделю!», оба следующих ответа — на первый взгляд положительные и поддерживающие — могли бы иметь противоположный эффект:
- ‘Молодец! Я так доволен тобой» (подкрепляет внешнюю оценку).
- ‘Я вижу, ты в восторге от этого и так гордишься собой’ (поощряет внутреннюю оценку).
Скачать бесплатный раздаточный материал
Место оценки
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Ссылки
Feltham C and Dryden W (1993) Dictionary of Counseling , Whurr Publishers
Rogers C (1951) Клиент-центрированная терапия , Constable
90 002 Tolan J (2003) Навыки личностно-ориентированного консультирования & Психотерапия , Sage Заметили устаревшую информацию или неработающие ссылки?
Пожалуйста, сообщите нам страницу, на которой вы их нашли. Электронная почта: сломанная ссылка@counsellingtutor.com
Недовольны работой? Переход от внешнего к внутреннему локусу контроля
Кандидат наук, тренер по общению и отношениям, эксперт по этикету, основатель Академии социальных компетенций com/»> .
gettyКак сказала Мать Тереза: «Работать без любви — это рабство». Она говорила о тех, кто работает без удовлетворения и удовольствия. Согласно отчету Gallup «Состояние глобального рабочего места», уровень вовлеченности сотрудников составляет всего 23%, и большинство сотрудников не считают свою работу значимой, не питают надежды на свое будущее или не думают, что их жизнь складывается хорошо. Эти цифры шокируют, учитывая, что в среднем человек работает от 35 до 40 лет. Постоянная неудовлетворенность работой может предрасполагать людей к психологической дезадаптации.
Многочисленные исследования показали, что несчастье связано со снижением иммунной системы, в то время как удовлетворенность работой связана с повышенным иммунитетом естественных клеток-киллеров. На эмоциональном уровне несчастные сотрудники, скорее всего, будут чувствовать себя обескураженными и испытывать чувство низкой самооценки на работе, что приведет к разочарованию, стрессу и выгоранию. Если их не лечить, эти симптомы могут в конечном итоге привести к депрессии или беспокойству, особенно когда люди не могут удержаться от того, чтобы их разочарование выплескивалось наружу, нарушая их домашнюю и социальную жизнь. Анализ, проведенный Австралийским национальным университетом, показал, что сотрудники на некачественной работе демонстрируют еще худшее психическое здоровье, чем безработные.
Единственное, казалось бы, эффективное решение здесь — начать искать работу получше, вместо того, чтобы терпеть ту, которую не любишь. Отсюда и постоянно высокая текучесть кадров в поисках идеального рабочего места, которое должно и вызывать азарт, и обеспечивать самовыражение, и раскрывать потенциал, и способствовать уверенности в себе, и поддерживать эмоциональный баланс, и, и, и… ничто не идеально, и очень скоро у сотрудника, который осознает эту истину, не остается выбора, кроме как принять факт или отказаться от поиска очередной иллюзии. Таким образом, порочный круг повторяется снова и снова.
Однако есть и другое решение! Проще говоря, если вы не можете изменить обстоятельства, то измените свое отношение к ним; в психологических терминах это называется смещением локуса контроля с внешнего на внутренний. Локус контроля — это степень веры или уверенности человека в своей способности влиять на результаты событий в своей жизни (ориентация на внутренний контроль) в отличие от внешних факторов, которые находятся вне контроля человека (ориентация на внешний контроль). Другими словами, локус контроля — это привычка приписывать успех или неудачу либо собственным усилиям, качествам, знаниям, навыкам и т. д., либо внешним факторам. В идеале локус контроля должен быть внутренним, чтобы видеть себя агентом изменений.
БОЛЬШЕ ДЛЯ ВАС
Для сотрудника с внешним локусом контроля рабочая среда никогда не бывает стабильной и безопасной:
• Их самооценка колеблется от заниженной до завышенной.
• Их удовлетворенность работой зависит от авторитетов, коллег, клиентов, задач, результатов и т. д.
• Они либо слишком вовлечены и ответственны за все, либо легко теряют интерес и становятся безответственными.
• Они легко становятся беспокойными и несчастными, чувствуют себя недооцененными, контролируемыми и критикуемыми.
• Они считают, что нахождение новой работы может помочь им достичь удовлетворения; однако, не меняя своего отношения, они снова и снова будут сталкиваться с одной и той же проблемой.
Когда локус становится внутренним, у сотрудника возникает совершенно другое восприятие действительности:
• Он не ищет внешнего одобрения или признательности, имея возможность самостоятельно оценивать свои достижения.
• Они знают, что их украшает не рабочее место, а то, что они делают его привлекательным, ценным и удовлетворительным.
• Они реалистично оценивают свои сильные и слабые стороны, способности и ограничения.
• Они несут ответственность за свои действия/бездействие.
• Их мотивация стабильна, и они открыты для вызовов как источника саморазвития и реализации своего потенциала.
Как вы можете перейти от внешнего к внутреннему локусу контроля?
1. Первый шаг к переменам — это признать проблему , а именно осознать, что ваше удовлетворение и счастье зависят не от вашей работы, людей, событий и т. д., а от вашего отношения, мыслей и чувств. Для этого исследуйте свои привычные реакции:
• Как часто вы чувствуете себя жертвой, что косвенно означает, что у вас нет сил, навыков или творческих способностей, чтобы действовать по-другому?
• Как часто вы думаете, что у вас нет выбора, что косвенно означает, что у вас нет сильных сторон, навыков или творческих способностей, чтобы действовать по-другому?
• Как часто вы говорите себе, что ничего не помогает, косвенно имея в виду, что у вас нет сил, навыков или творчества, чтобы действовать по-другому?
2. Второй шаг – взять на себя ответственность для поиска цели, личностного роста и фундамента для будущего на текущей работе. Это помогает создать убеждение, что все происходит не просто так и что в ваших силах превратить их в значимые переживания.
• Какие навыки межличностного общения помогут вам приобрести, развить или улучшить с помощью задач на этом рабочем месте?
• Какие профессиональные навыки помогают вам приобрести, развить или усовершенствовать с помощью задач на этом рабочем месте?
• Какие навыки вы должны приобрести, развить или улучшить на этом рабочем месте, чтобы стать уникальным, независимым и незаменимым?
3. Третий шаг — перестать обобщать — люди склонны воспринимать негатив в целом, а не делить его на элементы или факторы и определять, какие из них имеют негативные или позитивные последствия:
• Какие люди, ситуации и задачи заставляют вас чувствовать себя негативно на рабочем месте?
• Как можно свести к минимуму влияние людей, ситуаций или задач, которые вызывают у вас негативные эмоции на рабочем месте?
• Какие люди, ситуации или задачи вызывают у вас положительные эмоции на рабочем месте и как вы можете увеличить их присутствие?
4. Четвертый шаг – осуществить изменение , сделав ваше рабочее место более привлекательным, интересным и приносящим удовлетворение. Не ждите этого от своего работодателя, поскольку многие компании больше ориентируются на производительность, чем на мотивацию. Возьмите это в свои руки.
• Узнайте значение своей работы в более широком смысле и порадуйтесь своему вкладу.
• Будьте изобретательны и старайтесь делать что-то по-другому, так как постоянное повторение одного и того же скучно.
• Отслеживайте свой прогресс, чтобы чувствовать свой рост и замечать новые достижения.
• Думайте о самовознаграждении за свои усилия и празднуйте маленькие победы.
Эти шаги являются лишь отправной точкой, так как, как только вы приведете их в действие, ваш внутренний локус контроля будет продвигать вас вперед без необходимости внешнего подталкивания. Не ждите долго; начните свой путь к личному удовлетворению и счастью прямо сейчас!
Совет тренеров Forbes — это сообщество ведущих бизнес- и карьерных коучей, доступное только по приглашению.