Внешняя и внутренняя речь
17.06.2012
Внутренняя речь есть речь для себя, а внешняя речь — это речь для других. Внутренняя речь не предшествует внешней и не воспроизводит ее в памяти, а представляет собой самостоятельное образование, возникающее примерно в семилетнем возрасте из эгоцентрической внешней речи ребенка. Эгоцентрическая речь ребенка представляет собой речь внутреннюю по психической функции и внешнюю по структуре. Переход от эгоцентрической внешней речи ребенка к внутренней речи происходит на пороге школьного возраста. При этом происходит дифференциации двух речевых функций эгоцентрической речи и обособление речи для себя и речи, для других из общей нерасчлененной речевой функции.
Главнейшая особенность внутренней речи — ее совершенно особый синтаксис: отрывочность, фрагментарность, сокращенность. Даже если бы можно было записать внутреннюю речь, то она оказалась бы сокращенной, отрывочной, бессвязной, неузнаваемой и непонятной по сравнению с внешней речью.
Устная, внешняя речь в большинстве случаев является диалогической. Диалог всегда предполагает то или иное знание собеседниками сути дела, которое позволяет делать целый ряд сокращений, что создает в определенных ситуациях чисто предикативные суждения. Диалог предполагает всегда зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов и акустическое восприятие всей интонационной стороны речи. То и другое, вместе взятое, допускает понимание с полуслова, общение с помощью намеков.
Внутренняя речь не является просто речью про себя. Она, выполняя регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение. Внутренняя речь по своей семантике никогда не обозначает предмет, никогда не носит строго номинативный характер, т. е. не содержит «
Ключевые слова: Речь
Источник: Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя
Материалы по теме |
---|
Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,… |
Мышление: его виды и связь с языком Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Виды речевой деятельности Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Текст как продукт речевой деятельности Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности |
Язык и речь. Формы и виды речевой деятельности Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008… |
Виды речи как деятельности Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:… |
Содержательная сторона речевосприятия Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010 |
Учебная речь как сфера общения Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,… |
Внешняя и внутренняя речь Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь — психологически наиболее простая и естественная форма речи — возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительными чертами диалогической речи являются: — эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; — ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются. Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов. Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли, грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При отклонениях речевого развития от нормы монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая. Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте (Р.Е. Левина, 1961). При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести. Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет план высказывания. Внутренняя речь отличается по своей структуре предикативностью, свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения, т.е. имеет особое синтаксическое и семантическое строение при отсутствии фонетического оформления. В онтогенезе внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Внутренняя речь — это субъективный язык-посредник, с помощью которого замысел переводится во внешнюю речь (Н.И. Жинкин). На основе переструктурирования через семантический план строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев как у детей, так и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи. Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком. Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Второй аспект — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Ко второму аспекту непосредственно примыкает третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения. В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя коммуникативную, обобщающую и регулирующую функции. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их предупреждения и устранения непосредственно связана с ранним выявлением структуры дефекта. Согласно современным научным представлениям, нарушение речевого развития детей представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции и обусловленные им отклонения неязыковых функций и процессов. Для обозначения нарушений речевого развития используется широкий круг терминов, не всегда взаимозаменяемых и точных по смыслу: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, патология речи, недоразвитие речи, отклонения речи. Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации. |
Теория внутренней речи Выготского — Исследование своего сознания
3 минуты
Выготский предположил, что внутренняя речь монологична. Он также считал, что в некотором смысле выразительное измерение внутренней речи является проявлением самых глубоких состояний вашего сознания.
Написано и проверено психологом Паулой Вилласанте .
Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.
Философы всегда интересовались внутренним языком. Фактически, один из самых известных авторов в западной психологии изучал эту тему. Это был Лев Выготский. По сути, его мышление полностью изменило представление о человеческой психике. Для этого он сосредоточился на языке. Кроме того, он подчеркивал развитие эмоций, а также системное понимание психики. Концепция внутренней речи Выготского была одной из самых известных его теорий.
Выготский был высокоинтеллектуальным писателем. Помимо представления своих предложений, он хотел обсудить их последствия. На самом деле у Выготского было много споров с Жаном Пиаже. Наиболее известна их дискуссия на тему эгоцентрической речи.
От внешней к внутренней речи
Выготский утверждает, что внутренняя речь основана на существовании трех различных способов речи . Первая — внешняя речь или социальная речь. Далее идет эгоцентрическая речь. Наконец, внутренняя речь.
Фейгенбаум так относится к теории Выготского:
«Выготский рассматривал частную речь как связующее звено между ранней общественно-коммуникативной речью и зрелой внутренней речью. Социальная речь — это вокализованная речь, адресованная и интеллектуально адаптированная к другим, а внутренняя речь — это субвокализованная речь, направленная и адаптированная к самому себе, тогда как частная речь — это вокализованная речь, адресованная и адаптированная к самому себе. Таким образом, частная речь — это не социальная коммуникация и не безмолвная мысль, а вокализованная мысль».
Кажется, для Выготского, внутренняя речь — это опыт молчаливого разговора с самим собой. Это язык без звука, субвокализованная речь. Или, как он утверждал в своей последней работе, озвученная мысль.
Внутренняя речь Выготского
Выготский определяет внутреннюю речь как имеющую особую формулировку по своей психологической природе. Он утверждает, что это уникальная форма вербальной деятельности со своими особенностями. Однако она поддерживает сложные отношения с другими формами вербальной деятельности.
Выготский утверждает, что есть разница между разговором с самим собой и разговором с другими. Вы используете внутреннюю речь, чтобы разговаривать с самим собой. Однако вы используете внешнюю речь, чтобы разговаривать с другими. Кроме того, радикальные и фундаментальные различия между этими двумя типами речи означают, что они также различны по структуре.
Однако дело не только в вокализации. Действительно, для Выготского наличие или отсутствие вокализации не имеет отношения к особой психологической природе внутренней речи.
Внутренняя речь предшествует внешней речи. Более того, внутренняя речь есть полная противоположность внешней речи. Выготский утверждает, что внешняя речь превращает мысли в слова. С другой стороны, внутренняя речь идет извне внутрь. В сущности, внутренняя речь есть своего рода испарение языка в мысль.
Выразительное измерение
Выразительное измерение языка проявляется в вашей внутренней речи. Однако при использовании внутренней речи вы одновременно являетесь отправителем и получателем сообщения. Таким образом, внутренняя речь принимает форму монолога.
Выготский предполагает, что внутренняя речь более нагружена смыслом. Другими словами, он удаляет все аспекты сознания, связанные с выражаемой идеей. Кроме того, внутренняя речь не имеет характеристик диалога. На самом деле, это более целостная концепция. Как мы упоминали выше, во внутренней речи вы одновременно являетесь отправителем и получателем сообщения. Это означает, что вы склонны исключать подлежащее в предложении. Остаются только предикаты. Это потому, что вы уже знаете, о чем идет речь. Следовательно, он становится ненужным.
Выготский считает, что внутренняя речь монологична. Кроме того, ваше выразительное измерение внутренней речи является проявлением ваших глубочайших состояний сознания. Выготский утверждает, что внутренняя речь возникает благодаря интерфункциональной связи между мыслью и языком. Большинство ваших мыслей обретают форму благодаря этим конкретным отношениям. Собственно, это отношение и есть ключевой элемент внутренней речи, по Выготскому.
Это может вас заинтересовать…Фейгенбаум, П. (1992). Развитие синтаксических и дискурсивных структур частной речи. Частная речь: от социального взаимодействия к саморегуляции , 181-198.
Выготский, Л.С., Козулин, А. , и Абадиа, П.Т. (1995). Pensamiento y lenguaje (стр. 97–115). Барселона: Пайдос.
Фосса, П. (2017). La Dimensión expresiva del habla interna. Психология USP , 28 (3), 318-326.
Speak Your Mind
Внутренняя речь, также известная как вербальное мышление или внутренний голос, представляет собой обычный ежедневный опыт, который считается важным для сохранения кратковременной памяти, развития, самосознания и познавательного мышления. [1] Несмотря на его важность для многих когнитивных функций, исследователи потратили мало времени на изучение этой темы из-за трудностей ее изучения. Однако интерес к внутренней речи резко возрос за последние несколько лет в связи с развитием технологий нейровизуализации и новых экспериментальных подходов. Недавние исследования психологического воздействия внутренней речи выявили еще одну важную связь с поведением и функциями. Многочисленные исследования выявили корреляцию между нарушением внутренней речи и нарушениями психики и развития, такими как шизофрения и аутизм. [2]
Исследователи предложили несколько теорий роли внутренней речи. Лев Выготский, советский психолог, определял внутреннюю речь как процесс развития, происходящий в детстве для закрепления поведенческих и социальных привычек. [2] Выготский считал, что внутренняя речь развивается посредством интериоризации, процесса превращения открытой речи во внутренний диалог. Он получил поддержку своей теории благодаря наблюдению за частной речью. Частная речь — это стадия когнитивного развития, на которой внутренняя речь экстернализуется посредством разговора с самим собой вслух или движения губ во время выполнения когнитивной задачи. Исследователи показали, что приватная речь используется на всех этапах жизни, особенно при выполнении сложных когнитивных задач или самомотивации. Однако его вклад в рассуждения и познавательные процессы наиболее заметен у детей в возрасте от трех до восьми лет, поскольку их внутренняя речь еще не полностью развита. [2] Исследование, проведенное в 2003 году, показало, что использование личной речи положительно коррелирует с выполнением задач у пятилетних детей, но не у детей старшего возраста. [3] Несмотря на эти результаты, частная речь наблюдается в возрасте старше пяти лет и даже во взрослом возрасте.
Алан Бэддели и Грэм Хитч, известные психологи из Йоркского университета, предложили вторую важную теорию внутренней речи, названную рабочей памятью. [2] Рабочая память — это подмножество кратковременной памяти, связанное с немедленной обработкой, при которой информация сохраняется во время выполнения задачи. Например, повторение в уме комбинации из трех цифр и одновременное использование этой комбинации для открытия замка — это пример рабочей памяти. Многочисленные исследования с двумя задачами, которые требуют от участников выполнения двух задач одновременно, подтверждают идею о том, что внутренняя речь является необходимым компонентом рабочей памяти. Баддели и Хитч обнаружили, что, когда участники выполняли задание, которое подавляло их внутреннюю речь, например, повторяли вслух дни недели, пытаясь обработать отдельный список слов, выполнение когнитивных задач снижалось. [2]
Теории Выготского, Баддели и Хитча основываются на идее о том, что процессы порождения внутренней и внешней речи почти идентичны. Разница в том, что стимул для внешней речи посылается в двигательную систему, тогда как стимул для внутренней речи посылается в другую область мозга. Эта связь между внутренней и внешней речью породила теорию о том, что следствием разряда является чувственное восприятие внутренней речи. [4] Последующий разряд — это копия двигательной команды, посылаемой в другие области мозга, и используется для предсказания самопроизвольных движений или звуков, как способ уведомить себя о действии до того, как оно произойдет. Например, прежде чем вы двигаете рукой, чтобы взять стакан воды, у вас уже есть представление о том, как быстро вам нужно двигать рукой и где она в конечном итоге окажется. Если движение соответствует вашему прогнозу, это подтверждает, что движение было вызвано внутренними процессами, а не результатом действия внешней силы на вашу руку. Это очень важно, потому что позволяет людям различать внутренние и внешние стимулы. Эксперименты показали, что производство внутренней речи ослабляет воздействие звуков, генерируемых извне, отдавая приоритет внутреннему голосу над внешними. [2] Если последующая разрядка не работает должным образом, люди могут ошибочно принять свой внутренний голос за чей-то голос. Это становится очевидным при взгляде на людей, которые испытывают слуховые галлюцинации.
Трудности с различением внутренних и внешних голосов могут привести к слуховым галлюцинациям — характерному симптому шизофрении. Во всем мире примерно 21 миллион человек страдают от этого психического расстройства, которое влияет на их способность различать, что реально, а что нет. [5] Общие черты включают слуховые вербальные галлюцинации (AVH), искаженное восприятие и мысли, а также экстремальное эмоциональное поведение. [5] Около 70-80% людей, страдающих шизофренией, испытывают AVH. [6] Это часто вызывает сильный дистресс и делает шизофреников потенциально опасными для себя и других, если их галлюцинации заставляют их выполнять нежелательные задачи. [6] Пациенты с АВГ «слышат» голос без внешней слуховой стимуляции, но не признают этот внутренний голос своим собственным. Эта неверная атрибуция внутренней речи играет роль в «слышании голосов» — особенности, наиболее часто связанной с шизофренией.
У больных шизофренией фМРТ показывает, что область левой височной доли, активируемая во время внешней слуховой стимуляции, также активируется во время слуховых галлюцинаций. [7] Кроме того, дополнительные исследования показали, что когда внутренняя речь и внешняя речь возникают одновременно, два типа речи конкурируют за пространство для обработки мозгом. Внутренний голос имел приоритет, эффективно подавляя или даже блокируя внешние сигналы. [7] Эта конкуренция за ресурсы может еще больше затруднить способность пациентов различать внешние и внутренние голоса. Однако из-за трудностей, связанных с изучением AVH, необходимы дополнительные исследования того, как генерируется внутренняя речь, прежде чем можно будет сделать какие-либо выводы. Тем не менее, исследования показали корреляцию между внутренней речью и аномальными психическими процессами и процессами развития. [1, 2, 6, 7, 8] Шизофрения раскрывает важность правильного приписывания внутреннего голоса к себе.
Многочисленные исследования также подтверждают связь между внутренней речью и расстройствами аутистического спектра (РАС). [2, 8] РАС классифицируются как нарушения развития, которые обычно приводят к задержке функций, проблемам с общением и ненормальному социальному поведению. [2, 5] Учитывая теорию Выготского о внутреннем голосе как части развития, следует, что атипичное развитие в детстве может привести к недоразвитию внутреннего голоса и может объяснить некоторые задержки психических функций у людей с РАС. В исследовании, проведенном Сюзанной Рассел-Смит и ее коллегами, изучалась роль внутренней речи при РАС путем проведения компьютерного теста сортировки карточек у детей с РАС и без него при четырех условиях: контроль (отсутствие эффектов), артикуляционное подавление, одновременное задание на глотание и внешняя вербализация. своей стратегии. Артикуляционное подавление включало повторение слова «понедельник» вслух, что эффективно блокировало внутреннюю речь. Одновременная задача с ртом требовала, чтобы испытуемые неоднократно открывали и закрывали рот, чтобы можно было измерить стоимость двигательных движений при этом действии. Исследование показало, что дети без РАС хуже справлялись с артикуляционным подавлением, чем дети с РАС. Эти результаты позволяют предположить, что если у детей с РАС менее развит внутренний голос, то его прерывание будет менее вредным, чем нарушение внутреннего голоса у детей, которые на него полагаются. Параллельное задание на глотание не повлияло на баллы ни одной из групп, что еще раз подтвердило идею о том, что вербальное нарушение внутренней речи, а не моторное движение, вызвало разницу, наблюдаемую в состоянии подавления артикуляции. [8]
Внутренняя речь играет ключевую роль во множестве психических процессов. Имеются данные о его участии в развитии социального поведения, познавательных задач, самосознания и даже уверенности в себе. Хотя исследователи установили связь между многими из этих результатов, методология изучения внутренней речи находится в зачаточном состоянии и нуждается в улучшении. Кроме того, есть много вопросов, на которые нужно будет ответить, если атипичная внутренняя речь действительно связана с определенными психическими заболеваниями. Существуют ли методы лечения, которые уменьшают влияние внутренней речи, чтобы можно было уменьшить или полностью устранить симптомы слуховых вербальных галлюцинаций при шизофрении и других психических заболеваниях? Можно ли помочь развитию внутренней речи у детей с ранними признаками РАС? Методы визуализации, такие как фМРТ, позволяют ученым измерять активность мозга, что может выявить новые данные о внутренней речи; однако только дальнейшие исследования в этой области приблизят ученых к ответу. К счастью, интерес к изучению внутренней речи и разработка инновационных технологий визуализации мозга указывают исследователям правильное направление.
- Перроне-Бертолотти, М. , и Рапин, Л., и Лашо, Дж. П., и Бачу, М., и Левенбрюк, Х. (2014). Что это за тихий голос в моей голове? Феноменология внутренней речи, ее роль в когнитивной деятельности и ее связь с самоконтролем. Поведенческие исследования мозга, том 261, 220-239. 10.1016/j.bbr.2013.12.034.
- Олдерсон-Дэй, Бен, и Фернихоу, Чарльз (2015). Внутренняя речь: развитие, когнитивные функции, феноменология и нейробиология. Психологический вестник, 141(5), 931-965. 0,1037/бул0000021.
- Уинслер, Адам и Наглиери, Джек (2003). Открытые и скрытые вербальные стратегии решения проблем: тенденции развития в использовании, осведомленности и отношениях с выполнением задач у детей в возрасте от 5 до 17 лет. Развитие детей, 74 (3), 659-678. 10.1111/1467-8624.00561.
- Скотт, Марк (2013). Вывод следствия обеспечивает сенсорное содержание внутренней речи. Психологическая наука, 24 (9), 1824–1830. 10.1177/0956797613478614.
- Всемирная организация здравоохранения (2017 г.). Психические расстройства.