Внимание это психология: Внимание — Психологос

Содержание

Внимание — Психологос

 

Фильм «Невидимая горилла»

Тот, кто хочет увидеть сразу все, не увидит ничего. Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным. Внимание – система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес.

Непроизвольное внимание реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся. Произвольное и послепроизвольное – на то, что мы выбираем сами.

Внимание – сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект. Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания.

Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джемс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» (James, 1890).

Чтобы начать читать книгу, вначале нужно направить на нее свое внимание

Если внимание направлено к собственному мышлению или внутренним чувствам, его называют внутренним вниманием. Внешнее внимание направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматриваем как внешний объект.

Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Поскольку под внимание понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Однако внимание – не только свет, но и энергия, дающая возможность человеку лучше управлять тем, на что он в себе эту энергию направил.

Направляя внимание на свои руки, можно почувствовать их расслабленность и тяжесть. Внимание к расслабленности и тяжести в руках – та энергия, которая помогает сменить напряжение на расслабление. Внимательно следя на своими движениями, мы делаем их более точными. Внимательно подбирая слова, мы выбираем из них лучшие.

Цветок для любимой – знак внимания к ней

Другая частая метафора в отношении внимания – это нить, которая нас привязывает к чему-либо. Тот человек, к которому все время притягивается наше внимание, вначале человек для нас интересный, после – значимый, а в конце концов становится любимым. Почему? Потому что за живым вниманием обычно следуют пусть маленькие, но действия, вниманием по жизни называют не только внутренний психический процесс, но и мелкую житейскую заботливость, выражающую теплое отношение к кому-то или чему-то.

Подал руку, выслушал до конца, открыл дверь и пропустил вперед – все это бытовые проявления внимания.

То, чему мы уделяем внимание, становится для нас важным, делается нашим вниманием жизненно ценным. Если мы начинаем уделять внимание какому-либо человеку, этот человек становится для нас все более и более значимым.

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание – это единственно возможная реальность. «А что еще здесь можно увидеть?» Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом. Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое..

Управление вниманием окружающих

Женщины более, чем мужчины, склонны привлекать к себе внимание. Жестовые признаки этого – руки в формате «Советский цирк». Смотри Руки приветствия и Привлекательность

13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания.

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь). По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. 6. Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Внимание: определение, типы и теории, психология

Внимание играет важную роль в функционировании человека. Например, без внимания мы не смогли бы формировать воспоминания, хорошо учиться, работать или выполнять задания. По мнению некоторых психологов, наша способность обращать внимание на вещи ограничена. Под этим мы подразумеваем, что при обработке информации или воздействии на различные стимулы существует определенное количество времени, которое мы можем сознательно осознавать и уделять этому внимание, прежде чем наш разум естественным образом начнет дрейфовать и фокусироваться на других темах.

  • Сначала мы рассмотрим определение внимания в психологии.
  • Затем в объяснении будет рассмотрено восприятие и внимание в когнитивной психологии.
  • Далее будут рассмотрены типы внимания.
  • Для этого будут обсуждаться факторы, влияющие на внимание.
  • Наконец, будут представлены теории внимания в психологии.

Определение внимания в психологии

Внимание — это целая область теории и исследований в области когнитивной психологии. Американская психологическая ассоциация определяет внимание следующим образом:

Внимание — это когнитивный процесс, с помощью которого люди могут фильтровать информацию, поступающую из окружающей среды, обрабатывать одни и игнорировать другие.

Уделяя внимание чему-то одному, мы пренебрегаем другими стимулами вместо того, чтобы на них сосредоточиться. Восприятие и внимание в когнитивной психологии имеют большое значение. Давайте рассмотрим определение внимания, различные его виды, а также существующие теории внимания в психологии.

Определение внимания подразумевает, что, обращая внимание на что-то одно, мы пренебрегаем другими стимулами вместо того, чтобы сосредоточиться на них. Это, в свою очередь, показывает, что восприятие является ключом к теории внимания.

Восприятие и внимание в когнитивной психологии

Восприятие можно рассматривать как взаимозависимую часть внимания. Восприятие относится к процессу, посредством которого люди узнают о стимулах в окружающей среде, таких как объекты, люди или события. Однако абстрактные понятия также могут быть восприняты.

Когнитивная психология приложила огромные усилия для объяснения связи между вниманием и восприятием. Объекты, на которые не обращают внимания, не могут быть восприняты. Однако без базового восприятия объекта обратить на него внимание кажется невозможным.

В своей книге «Внимание, восприятие и память» (2005) Стайлз предполагает, что внимание и восприятие нельзя изучать отдельно, но необходимо учитывать и хорошо понимать их взаимодействие.

Типы внимания в психологии

Хотя внимание представляет собой единый когнитивный процесс, психологи обнаружили, что люди обращают внимание по-разному.

Существуют следующие типы внимания:

  1. Сфокусированное внимание , который относится к fфокусировке на одном стимуле.
  2. Избирательное внимание , которое относится к обращению внимания на один стимул, даже если вокруг есть отвлекающие факторы.
  3. Продолжительное внимание , что означает сосредоточение внимания на стимуле в течение длительного периода времени.
  4. Распределенное внимание, , которое относится к вниманию, направленному более чем на один стимул одновременно.
  5. Перемежающееся внимание, которое происходит, когда внимание переключается между различными стимулами.

Таким образом, внимание, которое вы задействуете при подготовке к экзамену (устойчивое внимание), отличается от внимания, которое вы используете при просмотре игры в регби (распределенное внимание).

Факторы, влияющие на внимание в психологии

Доступный тип внимания зависит от определенных факторов. Факторы, влияющие на внимание в психологии, заключаются в том, есть ли отвлекающие факторы, такие как фоновый шум. В зависимости от контекста этих отвлечений и стимулов, на которые мы обращаем внимание, наша способность концентрировать внимание может различаться. Если что-то особенно важно для вас (например, если вы хорошо помните это или испытываете к этому личный интерес), вы можете быть более склонны уделять этому внимание, и это может повлиять на вашу способность обращать внимание.

Это также верно, если у вас мало интереса или нет личного отношения к теме. В этом случае вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы уделить внимание теме (произвольное внимание), особенно если стимул требует активного участия, как при чтении.

Другие формы удержания внимания могут быть более непроизвольными. Таким образом, если что-то особенно бросается в глаза или вызывает стресс (например, если вы находитесь в опасной ситуации), ваше внимание может быть привлечено к этому. Итак, мы видим, что существуют разные формы внимания (безусильное, непроизвольное, сфокусированное, пространственное и т. д.).

Рис. 1. Изображение школьника, занимающегося сосредоточенным вниманием.

Характеристики внимания

Характеристики внимания относятся к тому, как воспринимается внимание при взгляде на мозг. Таким образом, согласно психологическим исследованиям, внимание можно наблюдать тремя способами:

  • Активация лобной доли (передней части мозга).
  • Возбуждение – Общий адаптационный синдром Селеника утверждает, что тело автоматически реагирует на стрессоры (возбуждение), заставляя людей концентрироваться или становиться сверхбдительными. Эти симптомы являются формами внимания.
  • Характеристики внимания могут различаться в зависимости от типа внимания

Характерной чертой устойчивого внимания является интенсивная концентрация. С другой стороны, избирательное внимание характеризуется способностью фиксироваться на чем-либо, игнорируя фоновый шум.

Теории внимания в психологии

Основными теориями, способствующими нашим знаниям о внимании в психологии, являются слуховое избирательное внимание и зрительное невнимание. Слуховое внимание было исследовано и теоретизировано Черри и Морреем в 1959 . Теория зрительного невнимания была исследована Саймоном и Чабри (1999) .

Слуховое избирательное внимание

Теория слухового избирательного внимания была разработана в результате исследования Cherry (1959). В этом исследовании Черри (1959) использовал методы исследования дихотического затенения. Черри предложил «эффект вечеринки с коктейлем», чтобы объяснить, как может измениться избирательное внимание.

Эта теория объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки. Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор. Однако, если они вдруг услышат, как их зовут с противоположной стороны комнаты. Внимание человека будет сосредоточено на человеке, который назвал его имя, а не на разговоре.

Избирательное слуховое внимание — это способность фокусироваться на звуковом стимуле, который представляет интерес для человека, игнорируя при этом другие.

После этих результатов Морей (1959) провел три эксперимента, чтобы подтвердить выводы Черри. Он попытался сделать это с помощью эмпирических методов. Его исследование также предоставило доказательства того, как работает эффект коктейльной вечеринки.

Например, Морей обнаружил, что участники лучше слышали «отклоненное» сообщение, когда они слышали аффективные сигналы, а не неаффективные. Это открытие предполагает, что люди могут переключать свое внимание. Это может произойти даже тогда, когда они зациклены на стимуле, потому что услышали что-то, связанное с ними.

Зрительное невнимание

Зрительные стимулы, по-видимому, привлекают внимание иначе, чем слуховая информация. Саймон и Чабрис (1999) отметили это при исследовании преднамеренной слепоты.

Слепота по невнимательности означает, что человек не замечает очевидного стимула. Согласно этой теории, причина, по которой эта информация упускается, заключается в том, что человек обращает внимание на другой стимул.

Зрительная невнимательность, как и слуховое внимание, возникает, когда человек не видит что-то физически присутствующее.

В ходе исследования участников заставляли зацикливаться на задаче. Чтобы убедиться, что они сосредоточились только на предполагаемых стимулах, участников попросили пройти тестирование после видео. Цель исследования состояла в том, чтобы увидеть, восприняли ли участники неожиданное событие. Неожиданным событием стала женщина с зонтиком или женщина в костюме гориллы.

Исследование показало, что люди с большей вероятностью замечают вещи:

  • Когда они сосредоточены на простой задаче, а не на сложной.
  • Ясно видны раздражители, на которые они не обращают внимания.
  • Когда стимулы имеют сходные с ними физические характеристики.

Подобно выводам Черри и Морей, невнимательность можно преодолеть, когда стимулы, на которые они не обращают внимания, связаны с человеком.

Внимание — основные выводы

  • Внимание — это когнитивный процесс, при котором люди могут сосредоточиться на чем-то одном, игнорируя другие стимулы.
  • Существуют разные виды внимания; Сосредоточенное, избирательное, устойчивое, разделенное и чередующееся внимание.
  • Тип внимания зависит от нескольких факторов, таких как наличие отвлекающих факторов и количество стимулов, на которых необходимо сосредоточиться.
  • Одной из теорий внимания является слуховое внимание: способность фокусироваться на звуковом стимуле, который представляет интерес для человека, игнорируя при этом другие.
    • Черри (1959) и Морей (1959) исследовали эту теорию.
  • Другая теория внимания — визуальное внимание. Это когда кто-то не видит то, что физически присутствует.
    • Саймон и Шабрис (1999) исследовали эту теорию.

Внимание | Психология сегодня

Отвлечение

Отзыв от Psychology Today Staff

Способность обращать внимание на важные вещи — и игнорировать все остальное — была важным навыком выживания на протяжении всей истории человечества. Внимание может помочь нам сосредоточить наше внимание на определенном аспекте нашего окружения, важных решениях или мыслях в нашей голове. Сохранение концентрации — это вечная проблема для людей всех возрастов, и люди давно ищут стратегии, приемы и лекарства, которые помогут им не сбиться с пути.

Содержимое
  • Почему важно внимание
  • Как сосредоточиться
  • Когда разум блуждает
  • Жизнь с СДВГ

Почему важно внимание

Внимание помогает нам учиться в школе, продвигаться вперед на работе и строить успешные отношения, но когда оно скомпрометировано, любые достижения становятся гораздо более сложными. Может показаться, что некоторые люди естественным образом лучше контролируют свое внимание, но у большинства людей способность концентрировать внимание зависит от ситуации, количества отвлекающих факторов, с которыми они сталкиваются, и от того, используют ли они стимуляторы, такие как кофеин или риталин. А другие, особенно те, у кого СДВГ или другие проблемы с психическим здоровьем, могут изо всех сил пытаться обращать внимание, даже когда это важнее всего.

У некоторых людей продолжительность концентрации внимания короче?

Способность концентрироваться на конкретной задаче в течение длительного периода времени у разных людей может сильно различаться. Психологи-эволюционисты предполагают, что люди с длительной и короткой концентрацией внимания имели ценность в ранних человеческих обществах. Последние, например, могли быть искателями новизны, более предприимчивыми и быстрее мигрировать, чем другие.

Возможна ли многозадачность?

Многие люди пытаются выполнять две или более задач одновременно — например, вести машину, отправляя текстовые сообщения, или читать во время прослушивания подкаста, — но все больше исследований показывают, что попытка разделить наше внимание на самом деле приводит к снижению эффективности при выполнении обеих задач. , больший стресс и отвлекаемость, и даже уменьшение серого вещества мозга.

Как сон влияет на внимание?

Ключом к сохранению концентрации является способность быстро восстанавливать внимание после отвлечения внимания. Исследования показывают, что людям, которые мало спят, гораздо труднее оправиться от отвлекающих факторов, выполнить задачи и завершить работу без ошибок. А в случае вождения, когда концентрация абсолютно необходима, недостаточный отдых приводит к более высокому уровню аварийности.

Почему иногда я чувствую, как время ускоряется или замедляется?

Пожилые люди, как правило, считают, что время проходит быстрее, как и те, кто считает свои дни однообразными или потраченными впустую. А исследование так называемого «эффекта матрицы» показало, что в моменты крайней опасности, например, близкой к аварии, наше восприятие времени значительно замедляется, что позволяет нам запоминать ежеминутные детали, которые мы не можем воспроизвести для более обыденных вещей.

События.

Может ли ваш собственный разум отвлекать вас?

Наше внимание нередко теряется, особенно когда мы поглощены стрессом или когда задача является рутинной. Многие люди, например, оказались на подъездной дорожке, ничего не помня о пути домой. Однако, когда мы поглощены своими внутренними мыслями и разговорами с самим собой, затраты иногда могут быть трагическими, например, оставить ребенка без дела в машине.

Как сосредоточиться

Люди могут быть отвлечены как внутренними силами, такими как блуждающие мысли, так и внешними сигналами, такими как призывный пинг текстового сообщения. Когда разум ищет отвлечения или захвачен им, может казаться почти невозможным заставить себя перефокусироваться или обратить внимание на поставленную задачу, особенно если она скучная или сложная.

Некоторые исследователи, изучающие внимание, рассматривают его как своего рода мышцу, которую можно укрепить с помощью практики, и выдвинули гипотезу о том, что определенные стратегии или приемы могут быть особенно эффективны для наращивания способностей в долгосрочной перспективе. Одна из стратегий, получившая распространение в последние годы, — это осознанность, которая развивает способность мозга направлять внимание на определенные сигналы.

Улучшит ли медитация мою концентрацию?

Тренировка осознанности может помочь людям оставаться более спокойными и сосредоточенными, когда их мысли блуждают. Благодаря большей осознанности многим людям легче принимать негативные мысли и сидеть с ними, развивать более глубокое личное осознание и удерживать внимание. Однако существуют смешанные данные о том, является ли медитация более эффективной для усиления внимания, чем другие техники осознанности.

Как мы можем помочь детям сосредоточиться?

Заманчиво окружить детей, особенно маленьких, множеством игрушек, поделок и игр. Но исследования показывают, что когда детям предоставляется множество вариантов игры, они быстро отвлекаются, и качество их вовлеченности страдает. Когда у них есть всего несколько игрушек на выбор, они играют более сосредоточенно и творчески.

Когда разум блуждает

Людей, которых считают мечтателями, часто считают неэффективными или инфантильными. Правда может быть совсем другой. Психолог Джером Сингер предположил, что «счастливые мечтатели» опирались на создаваемые ими образы, фантазии и внутренние монологи, чтобы планировать свое будущее, развлекаться и находить творческие решения своих проблем. Сегодня, живя в среде, полной отвлекающих факторов, некоторые эксперты предлагают подумать о том, чтобы проводить больше времени в своих мечтах. Время от времени блуждающие мысли могут не отражать потерю внимания, а помочь нам более эффективно запоминать, более творчески решать проблемы и поддерживать более крепкое психическое здоровье.

В чем польза мечтаний?

В ходе исследований люди, которые отслеживали свои эпизоды мечтаний, сообщали о том, что чувствуют себя бодрее и эффективнее после того, как возвращают внимание. Некоторые эксперты считают, что расфокусировка и переориентация могут быть секретом решения личных и профессиональных проблем, например, когда мы уходим от неприятной проблемы только для того, чтобы решение быстро всплывает в нашей голове, когда мы возвращаемся к ней.

Есть ли польза от отвлечения внимания?

Отвлекающие факторы при правильном управлении могут быть очень полезными, если они отвлекают нас от негативных мыслей или нездоровой деятельности. Видеоигры, например, могут отвлечь наше внимание от переедания или употребления алкоголя и наркотиков, а музыка может помочь нам выдержать напряженную тренировку. Но хотя отвлечение может быть полезной краткосрочной помощью в подавлении негативных эмоций, оно может иметь неприятные последствия в качестве долгосрочного решения.

Жизнь с СДВГ

Люди, которые постоянно борются с невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью и импульсивностью, могут иметь нейроповеденческое расстройство, известное как синдром дефицита внимания/гиперактивности или СДВГ.

Добавить комментарий