Внимание в психологии кратко: 4. Внимание. Психология: конспект лекций

Общая характеристика внимания

Details
Просмотров: 33860
  • Предыдущая статья Свойства внимания
  • Следующая статья Основные психологические понятия по теме Внимание
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный ха­рактер.

Этот избирательный, направленный характер пси­хической деятельности связывают с таким свойством на­шей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого со­держания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

 

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточе­ние психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. 

Характеризуя внимание как сложное психическое яв­ление, выделяют ряд функций внимания. Сущность вни­мания проявляется прежде всего в отборе значимых, ре­левантных, т. е. соответствующих потребностям, соответ­ствующих данной деятельности, воздействий и игнори­ровании (торможении, устранении) других — несуще­ственных, побочных, конкурирующих воздействий. Наря­ду с функцией отбора выделяется функция удержания (со­хранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является

регуляция и кон­троль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами ин­теллектуального внимания как высшей его формы яв­ляются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсор­ное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида вни­мания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, про­извольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчерки­вают отсутствие усилий со стороны человека, направлен­ных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, по­требностями. В этом случае также нет волевых усилий, на­правленных на сосредоточение: объект внимания выделя­ется в силу соответствия его причинам, побуждающим че­ловека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточе­ние сознания на объекте в силу каких-то его особеннос­тей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу сво­его действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизволь­ное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные зву­ки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосре­доточение внимания.

Еще большее значение для возник­новения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, про­должительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внима­ния к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова

активное или волевое. Все три термина подчеркива­ют активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание—это созна­тельно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произволь­ное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ста­вит перед собой цель деятельности, выполнение кото­рой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, ко­торое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходи­мо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного вни­мания к любому объекту является постановка цели дея­тельности, сама практическая деятельность, за выполне­ние которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельнос­ти облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содер­жании научной книги, когда чтение сопровождается кон­спектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюде­ния и опыты показывают, что к концу рабочего дня уве­личивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуж­дение, вызванное причинами, посторонними для выпол­няемой работы (озабоченность какими-то другими мыс­лями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 256с. С. 50.

  • Предыдущая статья Свойства внимания
  • Следующая статья Основные психологические понятия по теме Внимание

Психологические теории внимания.

Теории, установки и концепции

Теория внимания Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Теория установки Д. Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Концепция  П. Я. Гальперина

Интересную теоретическую точку зрения на внимание предложил П. Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Внимание и рабочая память | Отношения с СДВГ

Внимание и рабочая память имеют решающее значение для повседневной жизни и обучения. Оба они являются аспектами исполнительного функционирования, которые помогают нам воспринимать и осмысливать новую информацию. Но хотя они тесно связаны, эти функции не одно и то же. Вот краткое изложение того, что представляет собой каждый из них.

Что такое внимание

Внимание — это процесс, который позволяет нам воспринимать информацию. Он также помогает нам выбирать полезную информацию. Думайте об этом как о воронке. Он собирает то, что нам нужно знать, и направляет это в наш мозг.

Умение концентрировать внимание состоит из четырех важных частей. У детей могут быть проблемы с любым или всеми этими компонентами.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Фокус и внимание

  1. Бдительность. Дети должны быть готовы к вниманию.
  2. Выбор. Дети должны уметь определять, что заслуживает внимания. Например, они должны иметь возможность сосредоточиться на учителе, а не на голосах в зале.
  3. Поддержание. Дети должны быть в состоянии оставаться достаточно внимательными с течением времени. Это может быть трехминутная презентация или 40-минутная лекция.
  4. Переключение. Дети должны уметь ненадолго переключать внимание при появлении важной новой информации. Например, они должны иметь возможность сосредоточиться на кратком объявлении по внутренней связи. Затем они должны быть в состоянии снова обратить свое внимание на учителя.

Дети с проблемами внимания могут не помнить то, чему их учили. Это потому, что это никогда не «приходило им в голову» в первую очередь.

Что такое рабочая память

После сбора информации воронка внимания помещает ее в краткосрочное хранилище мозга. Здесь впервые хранится новая информация. Эксперты называют этот процесс «кодированием». Именно здесь мозг манипулирует новой информацией, чтобы она была полезной. Этот процесс называется «рабочей памятью».

Рабочая память — активный и довольно мгновенный процесс. Это позволяет нам использовать новую и изученную информацию, пока мы находимся в середине деятельности.

Представьте себе урок обществознания. Учитель говорит о великих исследователях. Когда учащиеся слушают, их рабочая память работает с информацией, которую они слышат, так что она может иметь значение и актуальность.

Это часто включает в себя упорядочение фрагментов информации. Это может быть хронологический порядок. Например, дети могут представить Колумба до Писарро на временной шкале. Они могли бы поставить то, что они знают о Льюисе и Кларке, после Колумба.

Дети также могут классифицировать то, что они слышат или видят. Например, они могут сортировать исследователей по стране, из которой они прибыли, или по региону, который они исследовали.

Как только эта новая информация обработана, она покидает корзину краткосрочного хранения мозга. Затем он перемещается в более крупный долгосрочный «резервуар». Если в конце урока учитель задает студентам вопросы, информация извлекается из резервуара долговременной памяти.

Когда у детей проблемы с рабочей памятью, информация, которую они помещают в долгосрочное хранилище, может быть дезорганизована в их сознании. Это может не иметь большого значения, потому что оно не было правильно упаковано. А так может быть не очень полезно.

Проблемы с оперативной памятью также могут привести к потере информации и невозможности ее ввода в резервуар для длительного хранения.

Различия между вниманием, рабочей памятью и обучением и мышлением

Несмотря на то, что внимание и рабочая память различаются, обе важны для обучения. У детей с СДВГ и проблемами исполнительного функционирования проблемы с вниманием и оперативной памятью. И многие дети с языковыми различиями в обучении также могут испытывать трудности в этих областях.

Детям, столкнувшимся с подобными проблемами, может быть труднее учиться. Но понимание того, где именно у них возникают проблемы, помогает им добиться успеха.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания или оперативной памятью, рассмотрите возможность обследования. Он может точно определить, где проблемы. Это также может помочь школе вашего ребенка предоставить стратегии и поддержку, необходимые вашему ребенку для обучения.

Если у вашего ребенка СДВГ, врач может также прописать лекарства, которые могут помочь. Вы даже можете делать дома другие вещи, которые помогут улучшить рабочую память и улучшить способность концентрироваться.

Еда на вынос

  • Лекарства могут помочь некоторым детям с СДВГ с проблемами рабочей памяти и внимания.

  • Рабочая память — это активный процесс, который обрабатывает новую информацию и делает ее пригодной для использования.

  • Тщательный осмотр поможет выявить проблемы у вашего ребенка.

Изучение смежных тем

  • Фокус и внимание

Распределенное внимание: запоминание и классификация кратко представленных объектов

Распределенное внимание: хранение и классификация кратко представленных объектов

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Краткие отчеты
  • Опубликовано:
  • Гарольд Пашлер 1  

Психономический бюллетень и обзор том 1 , страницы 115–118 (1994 г. )Процитировать эту статью

  • 1531 Доступ

  • 11 цитирований

  • Сведения о показателях

Abstract

Хотя во многих исследованиях было изучено разделение внимания, когда люди выполняли одну и ту же задачу (например, отчет или поиск) с большим количеством объектов, в нескольких исследованиях люди должны были выполнять две логически независимые задачи, связанные с одним и тем же кратким заданием. отображать. В двух экспериментах испытуемые видели массивы символов длительностью 200 мс. В двухзадачных блоках они классифицировал цвет некоторых или всех предметов (немедленный ответ), а сохранял форму некоторых предметов для последующего теста распознавания. Не было большого взаимного вмешательства между классификацией и хранением как таковыми. Однако задачи ни в коем случае не были независимыми: существовала существенная интерференция, когда для одной задачи нужно было сохранить различных объектов из массива, а для другой классифицировать. Результаты подтверждают, что совершенно несвязанные визуальные задачи зависят от одной и той же системы ввода-внимания, и предполагают, что внимание к объекту с любой целью может повлечь за собой сохранение его представления в кратковременной визуальной памяти.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Олпорт, Д. А. (1971). Параллельное кодирование внутри и между измерениями элементарного стимула. Восприятие и психофизика , 10 , 104–108.

    Google Scholar

  • Бродбент, Д.Э. (1982). Комбинирование задач и выборочное получение информации. Acta Psychologica , 50 , 253–290.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Дункан, Дж. (1980). Локус интерференции при восприятии одновременных раздражителей. Психологический обзор , 87 , 272–300.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Дункан, Дж. (1984). Избирательное внимание и организация зрительной информации. Journal of Experimental Psychology: General , 113 , 501–517.

    Артикул Google Scholar

  • Дункан, Дж. (1985). Зрительный поиск и зрительное внимание. В М. Познер и О.С.М. Марин (редакторы), Внимание и производительность XI (стр. 85–105). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Дункан, Дж. (1987). Внимание и чтение: Целое и части в распознавании формы — обзор учебного пособия. В М. Колтхарт (ред.), Внимание и производительность XII: Психология чтения (стр. 39–61). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Эриксен, К.В., и Спенсер, Т. (1969). Скорость обработки информации при зрительном восприятии: некоторые результаты и методологические соображения. Журнал экспериментальной психологии Монографии , 79 (ч. 2), 1–16.

    Артикул Google Scholar

  • Эстес, В.К., и Тейлор, Х.А. (1964). Метод обнаружения и вероятностные модели для оценки обработки информации с кратких визуальных дисплеев. Труды Национальной академии наук , 52 , 446–454.

    Артикул Google Scholar

  • Фрик, Р. В. (1984). Использование как слухового, так и визуального краткосрочного хранилища для увеличения диапазона цифр. Память и познание , 12 , 507–514.

    Google Scholar

  • Хоффман, Дж. Э., Нельсон, Б., и Хоук, М. Р. (1983). Роль ресурсов внимания в автоматическом обнаружении. Когнитивная психология , 51 , 379–410.

    Артикул Google Scholar

  • Джонстон, Дж. К., и Пашлер, Х. (1990). Тесная привязка идентичности и местоположения в восприятии визуальных признаков. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 16 , 843–846.

    Артикул Google Scholar

  • Канеман, Д. (1973). Внимание и усилия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Канеман, Д. , и Трейсман, А. (1984). Изменение взглядов на внимание и автоматизм. В Р. Парасураман и Д. Р. Дэвис (ред.), Разновидности внимания (стр. 29–62). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Кляйсс, Дж. А., и Лейн, Д. М. (1986). Локус и постоянство ограничений возможностей обработки зрительной информации. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 12 , 200–210.

    Артикул Google Scholar

  • Пашлер, Х. (1988). Знакомство и визуальное обнаружение изменений. Восприятие и психофизика , 44 , 369–378.

    Google Scholar

  • Пашлер, Х. (1993). Двойная интерференция и элементарные психические механизмы. В D. Meyer & S. Kornblum (Eds.), Внимание и производительность XIV (стр. 245–264). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Филлипс, Вашингтон (1974). О различии между сенсорной памятью и кратковременной зрительной памятью. Восприятие и психофизика , 16 , 283–290.

    Google Scholar

  • Филлипс, Вашингтон (1983). Кратковременная зрительная память. Философские труды Лондонского королевского общества: серия B , 302 , 295–309.

    Артикул Google Scholar

  • Филлипс, В. А., и Кристи, Д. Ф. М. (1977). Вмешательство в визуализацию. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 29 , 637–650.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шиффрин, Р. М., и Гарднер, Г. Т. (1972). Возможности визуальной обработки и контроль внимания. Журнал экспериментальной психологии , 93 , 78–82.

    Артикул Google Scholar

  • Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратких визуальных презентациях. Психологические монографии: общие и прикладные , 74 (Все № 498), 1–29.

    Google Scholar

  • Трейсман, А., и Геладе, Г. (1980). Интеграционная теория внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Тсал Ю. и Лави Н. (1993). Место доминирования в отношении цвета и формы. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 19 , 131–139.

    Артикул Google Scholar

Скачать ссылки

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Факультет психологии 0109, UC San Diego, 92093, La Jolla, CA

    Гарольд Пашлер

Авторы

  1. Гарольд Пашлер

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Автор, ответственный за корреспонденцию

Гарольд Пашлер.

Добавить комментарий