Внушаемость в психологии: Внушаемость — Психологос

Содержание

Внушаемость — Психологос

01 января 2006 г., 16:34

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Я и другие»

Внушаемость — повышенная подверженность внушениям извне или своим собственным.

Внушаемые люди легче других подчиняются внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принимают чужие идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками.

Внушаемость может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний.

Степень внушаемости зависит от многих личностных и ситуативных факторов. В первую очередь, это личностные особенности: более внушаемы женщины, дети (особенно дошкольного возраста) и подростки, люди доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные, конформные. Более внушаемы люди с некритическим складом ума, неразвитым логическим мышлением и в целом с более низким интеллектом. В некоторых случаях внушаемость является основой конформности, привычки думать и действовать «как все».

Играет роль группа, в которой находится подвергающийся внушению человек: чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять. Кроме того, внушаемость тем больше, чем ниже статус человека, его привязанность к группе или зависимость от нее.

Внушаемы в той или иной степени все, и иногда это вполне безобидно: обычно внушаемость тем больше, чем менее важно обсуждаемое и чем меньше человек в этом понимает. В том числе люди более внушаемы в ситуации дефицита времени, стресса и утомления. Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, научитесь планировать свое время, тренируйте спокойное присутствие и привычку к самостоятельному мышлению – и вы будете защищены от ненужных вам внушений.

  • Внушение
  • Гипноз
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Внушения в человеческой жизни

Комментарии (2):

Антуанетта, 01 сентября 2015 г. , 13:29

Люди в большинстве случаев не просто внушаемы со стороны, то есть принимают информацию от другого человека безоценочно, скорее интересно то, что они хотят быть обманутыми. Проще всего проверить внушаемость человека, а ещё правдивость намерений или слов, если сообщить какую-либо новость или информацию, которая очень далека от реальности. Если верит — то внушаем…

Гость, 14 ноября 2017 г., 23:06

Обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Конформность, конформизм

Конформизм – следование тому, что принято окружающими или властью, установка (желание и привычка) быть как все.

0Подробнее

01 янв. 2000 г.

Внушение

Внушение — прямое или косвенное коммуникативное вставление в партнера формул, взглядов, позиций и установок помимо его сознательного контроля. 

1Подробнее

Внушаемость – это что такое: причины, факторы, примеры

Наши убеждения, идеалы, установки формируются под влиянием социума. Мы воспитываемся в традициях семьи и этноса, впитываем идеи, транслируемые СМИ, оказываемся под воздействием мнения друзей и коллег. Однако люди по-разному подвержены этому влиянию. Степень подчинения внешнему воздействию зависит от такого качества личности, как внушаемость.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое внушаемость
    • 1.1 Внушение как социальное влияние
    • 1.2 Как проявляется внушаемость
  • 2 Внушаемость как комплекс индивидуально-психологических особенностей
    • 2.1 Признаки внушаемости
    • 2.2 Причины повышенной внушаемости

Что такое внушаемость

Это качество личности в психологии рассматривается как подверженность человека воздействию окружающих, но не всякому воздействию, а такому, которое содержит в себе признаки внушения. Поэтому рассмотрим сначала именно это психическое явление.

Внушение как социальное влияние

Социальное влияние, которому мы подвергаемся постоянно: и дома, и на работе, и в компании друзей – разнообразно.

И не все связано с внушением. Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида воздействия: убеждение и внушение. Их бывает сложно различить, да и встречаются они часто вместе, в одном акте общения. Но различия у этих видов влияния принципиальные, и связаны они с отношением к информации.

  • Убеждение предполагает воздействие с помощью рациональных доводов, фактов, логики. Оно апеллирует к разуму и здравому смыслу.
  • Внушение основано на доверии к источнику информации, оно не связано с рациональной сферой, а опирается на веру и подсознательные механизмы психики. Например, может быть связано с фактором психологической защиты.

Эффективность внушения зависит, во-первых, от авторитета того, кто его осуществляет, во-вторых, от психологических особенностей объекта воздействия, то есть от степени его внушаемости.

Как проявляется внушаемость

Главный канал внушения – вера, когда человек не осмысливает полученную информацию, а просто принимает ее. Поступая в мозг, она минует рациональную часть психики, не подвергается критике и сразу становится частью опыта. В результате эти знания, убеждения, ценности воспринимаются человеком как свои собственные, и у него не возникает сомнений в их истинности.

Часто внушение отождествляют с гипнозом или суггестией, что не совсем правильно. Гипноз – это частный случай внушения, при нем критическая оценка информации отсутствует, так как человек находится в особом гипнотическом сне. Он-то и создает условия воздействия на мозг человека, минуя рациональную сферу. Но внушаемость может проявляться и в совершенно обычных условиях, что связано с целым комплексом причин, к которым относятся следующие:

  • Авторитет источника информации. Например, верующий не анализирует и не подвергает сомнению постулаты веры, записанные в священных книгах. Хороший учитель может стать источником внушения для учеников, а родители – для детей.
  • Дефицит информации в сочетании с ее значимостью. Если по какому-то жизненно важному вопросу информация отсутствует, то человек склонен даже ее крупицы и отдельные, ничем не подтвержденные факты воспринимать как абсолютную истину.
  • Психотропные средства и техники, которые отключают рациональную сферу мозга. К ним относится в том числе гипноз, а также другие техники, наркотические вещества и алкоголь.
  • Психологические особенности объекта внушения.

Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью.

Внушаемость как комплекс индивидуально-психологических особенностей

В той или иной степени внушению подвержены все люди, именно это обеспечивает и успех воспитания, и адаптацию человека к социальной среде. Но уровень внушаемости у всех различный, как и проявления этого качества в характере и поведении индивида.

Признаки внушаемости

Заметить людей с ярко выраженной внушаемостью просто, сложнее выявить ее признаки у себя. Дело в том, что процесс внушения обычно происходит незаметно – чужие убеждения, мнения, верования часто усваиваются неосознанно. Но есть ряд качеств личности, которые позволяют говорить о предрасположенности к внушению:

  • Зависимость от мнения окружающих в сочетании со стремлением быть не хуже других, следовать моде, подчиняться стереотипам поведения.
  • Преклонение перед авторитетами, когда точка зрения начальства или позиция центральных СМИ кажутся истиной в последней инстанции. Убежденность в том, что человек, занимающий высокий статус, всегда прав.
  • Конформизм – склонность подчиняться мнению большинства.
  • Быстрая смена убеждений в зависимости от ситуации и социального окружения. Яркий пример – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».

Как правило, внушаемые люди быстро становятся ярыми сторонниками новых идей и верований, но они обычно не бывают их авторами, а слепо следуют за лидером. В зависимости от его позиции внушаемые последователи могут сыграть роль как созидательной, так и разрушительной силы.

Внушаемость – социально полезное качество, но самому человеку оно может принести вред. Склонность подчиняться сильной личности, следовать за авторитетом делают индивида зависимым от других людей, а то и игрушкой в их руках.

Причины повышенной внушаемости

Это качество личности зависит от целого ряда факторов, которые хоть и связаны с психикой человека, но им не контролируются и не регулируются. Наиболее тесно внушаемость связана с врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как пластичность или гибкость нервной системы. А вот ригидные (негибкие) люди, отличающиеся устойчивостью психики и даже упрямством, менее подвержены внушению.

Наряду с гибкостью можно выделить еще ряд психических и психофизиологических предпосылок внушаемости:

  • Неуверенность в себе, робость побуждает личность больше доверять другим людям, которые воспринимаются как более сильные и авторитетные.
  • Низкая самооценка, которая часто является причиной неуверенности и приводит к тому, что человек не только не ценит собственное мнение, он даже не пытается его сформировать.
  • Воспитанная с детства привычка беспрекословно подчиняться родителям, учителям, начальству – любому авторитетному человеку.
  • Высокий уровень эмоциональности, особенно экзальтированность, когда под напором эмоций рушатся рациональные барьеры и способность к критической оценке информации.
  • Склонность к истерии и неврастении.
  • Низкий уровень интеллекта, неспособность логически мыслить и критически осмысливать ситуацию.
  • Возраст. Дети более внушаемы, так как они менее уверены в себе. Уровень внушаемости повышается и у пожилых людей по той же причине – усиление чувства неуверенности.
  • Женщины более внушаемы, чем мужчины. Психологи называют три основные причины этого: традиционно воспитанное чувство зависимости от мужчины, более гибкая психика и повышенная эмоциональность.

Эти факторы могут действовать как по отдельности, так и в комплексе. То есть внушаемый человек вовсе не обязательно отличается низким интеллектом, возможно, у него заниженная самооценка, или он долго находился в состоянии зависимости, или это просто экзальтированный тип.

Несмотря на то, что повышенная внушаемость может создавать человеку серьезные проблемы, психологи доказали, что у этого свойства есть и положительные стороны. Внушаемые люди не только легче адаптируются к новой среде, но и более талантливы, так как они более восприимчивы, легче обучаются, у них гибкое мышление, способное находить оригинальные способы решения задач. Вера в учителя и стремление следовать за ним тоже играет немалую положительную роль в процессе обучения любому делу.

Внушаемость — Лаборатория принятия решений

Предвзятость Почему зевота заразительна?

Ссылка скопирована!

Почему зевота заразительна?

, объяснил.

Предвзятость

Внушаемость  относится к тому, насколько мы восприимчивы к изменению нашего поведения на основе предложений других.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Люди считаются внушаемыми, если они действуют или принимают предложения, основанные на мнении других. Мы варьируемся в нашей внушаемости, с факторами, вызывающими внушаемость, включая нашу самооценку, возраст, воспитание и настойчивость. 1

Внушаемость наблюдается во многих случаях, особенно у детей, поскольку они более склонны, чем взрослые, воспринимать новую информацию некритично. Пример внушаемости можно отметить в рассказе о драке или ссоре в детской школе. Свидетели драки могут сначала подумать, что драка не была серьезной. Услышав, как кто-то описывает конфликт, используя язык, изображающий его как акт насилия, он может изменить свои воспоминания и неосознанно исказить свою память.

Другим примером внушаемого поведения, наблюдаемым в нашей повседневной жизни, является заразная зевота. 2  Заразная зевота — это действие, когда несколько человек зевают после наблюдения за зевком одного человека. Зевота — это пример внушаемости, потому что на нас влияет поведение других, не осознавая этого. 2

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Связанные предубеждения

  • Предвзятость обязательств
  • Прайминг

Индивидуальные эффекты

Внушаемость влияет на то, как мы вспоминаем воспоминания и даже на то, как мы действуем. 1  Внушаемость может заставить нас принимать неверные решения, поскольку внушения могут изменить наши воспоминания на основе ложной информации. Эта неверная информация затем влияет на то, как мы вспоминаем воспоминания и делаем выбор при работе с похожими случаями.

Например, мы можем вспомнить визит к стоматологу как неприятный, но управляемый. Предположим, другой человек описывает, каким ужасным, по его мнению, был наш прием у дантиста. Основываясь на этом обсуждении, мы можем изменить то, как мы вспоминали свой опыт у дантиста, а затем позже отложить необходимую встречу из-за этой искаженной памяти.

Системные эффекты

Внушаемость может иметь более серьезные обстоятельства, чем просто плохое припоминание историй. Типичный пример надвигающегося эффекта внушаемости можно увидеть в показаниях свидетелей. Когда люди дают свои первоначальные заявления, их память о событии может быть изменена из-за начального процесса интервью. В процессе допроса адвокаты или полиция могут вносить предложения, сбивая с толку и искажая память свидетеля. Это явление было широко задокументировано и наблюдалось и представляет собой реальную и угрожающую проблему для принятия юридических решений. 1

В тех случаях, когда воспоминание имеет решающее значение для принятия решения, проблематичные процессы интервью могут привести к внушению и полностью исказить окончательное решение. Это проблематично для разных отраслей, будь то правовая система, политика или управление. 1

Почему это происходит

Хотя исследователи все еще пытаются полностью понять, что делает одних людей более внушаемыми, чем другие, академические исследования установили, что несколько характеристик оказывают определенное влияние на нашу внушаемость.

Люди, испытывающие интенсивные или сильные эмоции, более восприимчивы к внушению. Кроме того, возраст является показателем того, насколько мы внушаемы. Исследования показывают, что с возрастом внушаемость обычно снижается. 3

Кроме того, психологи считают, что люди с более низким уровнем самооценки и уверенности в себе обычно более внушаемы. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что наша личность и то, как мы воспитаны, влияют на уровень нашей внушаемости. Дети, воспитанные более скептически, обычно менее внушаемы по сравнению с их менее скептически настроенными сверстниками. 4

Исследователи также связывают изменчивость внушаемости с различиями в функционировании внимания. Исследователи определяют функцию внимания как нашу способность фильтровать ненужную информацию и подавлять доминирующие реакции. 5  В целом, несколько поведенческих и социальных характеристик влияют на склонность каждого человека принимать сигналы от других и изменять свои убеждения на основе этих предложений.

Почему это важно

Внушаемость может значительно повлиять и изменить то, как мы запоминаем воспоминания и принимаем решения в будущем. Внушаемость влияет на всех, и осознание может помочь нам распознать случаи внушаемости в нашей жизни. Осознав это, мы можем предпринять необходимые действия, чтобы избежать внушаемости в наших когнитивных процессах.

Как все начиналось

Многие социологи, профессионалы отрасли и практикующие юристы уже давно выдвинули гипотезу о внушаемости. Элизабет Лофтус, американский когнитивный психолог, известна своей работой над пластичностью человеческой памяти. Лофтус был первым исследователем, опубликовавшим весьма влиятельную серию работ по изучению внушаемости очевидцев в XIX веке.70-е годы. После ее первой серии было проведено большое количество исследований внушаемости, чтобы изучить ее влияние на память и принятие решений. 7  Исследование Лофтуса показало, что наводящие на размышления интервью приводили людей к серьезным ошибкам в показаниях очевидцев. Кроме того, исследование Лофтус выявило фундаментальные вопросы, касающиеся надежности памяти в отношении показаний очевидцев, что открыло двери для дальнейших исследований и исследований по этой теме.

Исследование, проведенное Loftus, информирует судебные системы и судебные суды о лучших методах предотвращения внушения и получения честных и справедливых показаний. Работа Лофтуса вдохновила на дискуссии и исследования природы памяти, производительности памяти и механизмов того, как мы запоминаем и забываем. 7

Пример 1 – Свидетельские показания

Внушаемость детей-свидетелей и свидетельских показаний была общим фокусом в исследованиях внушаемости. Детские свидетели невероятно восприимчивы к внушению, особенно в отношении процессов допроса. Стремление избежать внушаемости в процессе допроса побудило исследователей определить правильные способы проведения судебно-медицинских допросов. Исследователи надеются найти методы, которые предотвратят предвзятость и вводящую в заблуждение информацию, ведущие к ложным сообщениям или показаниям. 8

В исследовании, проведенном Хритцем, Ройером и их коллегами, исследовательская группа изучила возможные методы опроса, чтобы уменьшить внушаемость показаний детей. Ранее исследователи продемонстрировали, что дети могут эмоционально и, казалось бы, искренне говорить о событиях, которых раньше никогда не было, так же, как дети рассказывают о реальных событиях. 9,10  Кроме того, в ходе исследования Кассина, Табба, Хоша и Мемона, проведенного в 2001 г., были опрошены 64 различных эксперта-очевидца, чтобы оценить точность показаний детей, и было обнаружено, что две трети респондентов заявили, что дети, как правило, менее точны, чем взрослые в своих показаниях. 8  Экспертное мнение о том, что свидетели-дети менее надежны, чем свидетели-взрослые, ставит под угрозу получение точной информации для доказательства. Эти предубеждения приводят к различным тактикам опроса, в результате чего дети подвержены внушению. 8

Исследователи настаивают на том, что перед тем, как взять интервью у детей, интервьюеры должны изучить детский язык, теорию мышления и эмоциональную привязанность. Только после этого интервьюеры должны использовать полученные данные для подготовки линии вопросов, проверяющих альтернативные гипотезы, что может снизить случаи внушаемости в показаниях детей. 8

Пример 2. Описательная формулировка

В другом исследовании, проведенном Линдсей и Джонсон, оценивалось влияние внушаемости; в частности, как предложение определенных слов повлияло на воспоминания участников. Целью исследования было оценить неудачи процесса, которые привели к внушению участников. 11

Исследование началось с показа студентам видео автомобильной аварии. После просмотра исходного видео студентов разделили на разные контрольные группы и спросили о скорости автомобиля. Затем разным группам студентов задавали вопросы о видео, используя разную лексику. Учащихся из разных групп спрашивали, «ударялись», «разбивались», «сталкивались» ли автомобили друг с другом.11

Исследование показало, что в зависимости от серьезности слова, данного студенческим группам, участники скорректировали свою оценку скорости автомобиля на основе видео, которое они просмотрели. восприятия воспоминаний и изменили их, демонстрируя явный пример вербальной внушаемости.11

Резюме

Что это такое

Внушаемость относится к тому, насколько мы восприимчивы к изменению наших воспоминаний на основе внушений других.

Почему это происходит

Хотя до сих пор неясно, почему мы различаемся по внушаемости, на нашу внушаемость влияют следующие факторы: эмоции, возраст, уровень самооценки и уверенности в себе, личность, воспитание и внимание.

Пример 1. Внушаемость может повлиять на показания детей

Внушаемость и ее влияние на показания свидетелей широко изучаются, особенно в отношении детей-свидетелей. Дети чрезвычайно восприимчивы к внушению из-за характера судебных допросов. Ранее исследователи отмечали, что дети могут эмоционально и, казалось бы, искренне говорить о событиях, которых никогда не было. Кроме того, другое исследование показало, что эксперты-очевидцы считали, что дети обычно менее точны в своих показаниях, чем взрослые. Эти предубеждения обычно ставят под угрозу процесс интервью, в результате чего интервьюеры предлагают детям идеи или детали. Такие методы, как изучение детского языка, теории мышления и эмоциональной привязанности перед проведением интервью, а затем использование результатов для подготовки линии вопросов, которые проверяют альтернативные гипотезы, помогли снизить случаи внушаемости в показаниях детей.

Пример 2. Описательные слова могут изменить нашу память

Исследователи Линдси и Джонсон провели исследование, чтобы

определить влияние внушаемости при предложении слов, чтобы определить, как это влияет на воспоминания участников. В ходе исследования участникам сначала показывали видео с автокатастрофами, после чего они были разделены на разные контрольные группы. Затем разным группам студентов задавали вопросы о видео, используя разную лексику, описывая видео с точки зрения того, что автомобили были «сбиты», «разбиты», «столкнулись», «врезались» или «соприкоснулись». Исследование показало, что студенты изменили свое воспоминание о видео в зависимости от серьезности слова, использованного интервьюером, и скорректировали свою оценку скорости автомобиля.

Как этого избежать

Мы можем предотвратить или уменьшить внушаемость, развивая осознанность. Исследователи также могут ограничить внушаемость, используя тесты идентификации источника и публикуя предупреждения и предварительные предупреждения в исследованиях.

Источники

  1. Рассмотрение внушаемости как психологического феномена в клинических испытаниях. (2019, 05 марта). Получено с https://www.fiercebiotech.com/sponsored/addressing-suggestibility-as-a-psychological-phenomenon-clinical-trials
  2. Кларк, Дж. (2020, 22 июня). Означает ли заразная зевота, что вы милы? Получено с https://science.howstuffworks.com/life/inside-the-mind/human-brain/contagious-yawn.htm
  3. Хупер, Виктория-Роуз; Чжоу, Шинин; Браун, Кевин Д. (ноябрь 2016 г.). «Систематический обзор взаимосвязи между самооценкой и вопросительной внушаемостью» (PDF). Журнал судебной психиатрии и психологии. 27 (6): 761–785. дои: 10.1080/14789949.2016.1201844. ISSN 1478-9949.
  4. Уоттс, Т. (без даты). Внушаемость и гипноз. Получено 5 августа 2020 г. с https://www.selfhypnosis.com/suggestibility/ 9.0056
  5. Мюррей, Б. (2002 г., июнь). Противодействие силе внушения. Монитор по психологии , 33 (6). http://www.apa.org/monitor/jun02/countering
  6. Чемберс, К.Л., и Сарагоса, М.С. (2001). Преднамеренное и непреднамеренное влияние явных предупреждений на внушаемость очевидцев: данные тестов идентификации источника. Память и познание,   29 (8), 1120-1129. doi:10.3758/bf03206381
  7. Гарри, М., и Хейн, Х. (2013). Эффекты дезинформации и внушаемость памяти очевидцев. В Справедливость и пусть небо упадет: Элизабет Ф. Лофтус и ее вклад в науку, право и академическую свободу . Нью-Йорк: Психология Пресс.
  8. Хритц, А., Ройер, К., Хелм, Р., Бурд, К., Охеда, К., и Сеси, С. (2015, 08 апреля). Исследование детской внушаемости: что нужно знать, прежде чем брать интервью у ребенка. Получено 5 августа 2020 г. с https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1133074015000124
  9. Хаффман, М.Л., Кроссман, А.М., и Сеси, С.Дж. (1997). «Являются ли ложные воспоминания постоянными?»: исследование долгосрочных последствий неправильной атрибуции источника. Сознание и познание,   6 (4), 482-490. doi:10.1006/ccog.1997.0316
  10. Leichtman, MD, & Ceci, SJ (1995). Влияние стереотипов и внушений на сообщения дошкольников. Психология развития,   31 (4), 568-578. doi:10.1037/0012-1649.31.4.568
  11. Линдси Д.С. и Джонсон М.К. (1989). Эффект внушаемости очевидца и память на источник. Память и познание,   17 (3), 349–358. doi:10.3758/bf03198473

Эффект пристрастия к победе

Почему мы поддерживаем мнения, когда они становятся все более популярными?

Почему мы поддерживаем мнения, когда они становятся все более популярными?

Узнать больше

Эффект кадрирования

Почему наши решения зависят от того, как нам представлены варианты?

Почему наши решения зависят от того, как нам представлены варианты?

Узнать больше

Подготовка

Почему некоторые идеи позже вызывают другие идеи без нашего осознания?

Почему некоторые идеи позже вызывают другие идеи, не осознавая этого?

Узнать больше Просмотреть все

Хотите узнать, как поведенческая наука может помочь вашей организации?

Свяжитесь с нами

Каждый месяц получайте свежие научные данные о поведении.

9Внушаемость памяти в психологии: определение и примеры

Внушаемость в психологии относится к тенденции заполнять пробелы в памяти информацией от других, которая вполне может быть неверной.

Когда люди испытывают сильные эмоции, они проявляют большую внушаемость.

Кроме того, некоторые люди более внушаемы, чем другие, например люди с низкой самооценкой или менее напористые.

Внушаемость связана с ложными воспоминаниями

Внушаемость, один из грехов памяти Дэниела Шактера, является близким родственником неправильной атрибуции.

Подобно неправильной атрибуции, внушаемость предполагает создание ложных воспоминаний.

Но, в то время как неправильная атрибуция происходит по нашей вине, предположение исходит от кого-то другого, кто намеренно или нет оказывает на нас влияние.

Человеческая внушаемость имеет множество последствий, но некоторые из самых разрушительных последствий проявились в системе уголовного правосудия.

Системы уголовного правосудия по всему миру долгое время относились к человеческой памяти с незаслуженным почтением, игнорируя присущую нам внушаемость.

Сомнительные свидетельские показания часто приводили к осуждению за самые тяжкие преступления.

Еще более невероятным для студентов, изучающих научную психологию, является то, что подавленные воспоминания, поднимающиеся на поверхность спустя десятилетия после того, как исходное событие было признано судом основанием для заключения человека под стражу до конца его жизни.

При определенных обстоятельствах люди выявляют не того подозреваемого в очереди, создают ложные воспоминания и даже меняют свои убеждения после того, как их сны интерпретируются.

Пример внушаемости показаний очевидцев

Ошибочные показания очевидцев являются одной из основных причин неправомерных приговоров в США.

Психологи утверждают, что основным фактором, способствующим этим неправомерным убеждениям, является внушаемость (Schacter, 19).99).

Впечатляющие доказательства того, как легко очевидцы поддаются внушению, получены в исследовании, проведенном Гэри Уэллсом и Эми Брэдфилд в Университете штата Айова (Wells & Bradfield, 1998).

Как и многие из лучших исследований, он обманчиво прост, но его последствия для системы уголовного правосудия огромны.

Найди стрелявшего

Участников попросили просмотреть 8-секундную зернистую запись с камеры наблюдения, на которой мужчина входит в магазин.

Видеозапись была замедлена, чтобы участники могли получить как можно больше информации.

Однако качество видео было не очень хорошим.

После просмотра ролика участникам сказали, что мужчина — убийца.

Сразу после того, как кадры обрываются, мужчина застрелил охранника магазина.

Эта информация не вводит в заблуждение — записи с камер видеонаблюдения реальны — как и последующее убийство охранника.

Затем участникам сказали, что их задача — идентифицировать убийцу по фоторепортажу из пяти человек.

Этот фоторепортаж был идентичен тому, что использовался в реальном деле, за исключением того, что настоящий стрелок был удален.

Однако, узнав, что на фоторепортаже стрелок, все участники опознают одного из мужчин.

Вот где экспериментаторы поумнели.

Затем они представили три различных экспериментальных манипуляции:

  • Одной группе участников не дали никакой обратной связи по поводу их выбора подозреваемого.
  • Вторым сказали, что они сделали неправильный выбор из фоторепортажа и что ответом был один из других мужчин.
  • А вот третью группу поздравили: «Хорошо, вы опознали настоящего подозреваемого». Хотя, конечно, не у них — не было ни у кого.

После этого участников спросили о многих аспектах их идентификации, в том числе о том, насколько они уверены, насколько хорошо они видят стрелявшего и их способность разглядеть детали его лица.

Это он, я уверен!

Результаты показали, что простое поздравление участников с выбором правильного подозреваемого оказало огромное влияние на их отчеты по сравнению с теми, кто ничего не сказал и тем, кто сказал, что они были неправы.

Те, кто получил положительную обратную связь, внезапно стали гораздо более уверены в своей правоте, считали, что идентификация была проще, у них был лучший обзор, они считали свои суждения более надежными и с большей готовностью давали показания.

Те, кто получил положительные отзывы, даже стали больше доверять своей способности опознать стрелявшего.

Помните, что все предоставляют эти отчеты на основе одной и той же записи с камеры магазина.

Также помните, что все не правы, потому что настоящий боевик был удален с фоторепортажа!

Повышение уверенности благодаря внушаемости

Самое удивительное в этом эксперименте то, какое огромное влияние оказало простое утверждение на столь широкий спектр факторов.

Предоставление положительной (хотя и неверной) обратной связи участникам катапультировало их уверенность в своей идентификации намного выше, чем в противном случае.

По 7-балльной шкале только 15 процентов очевидцев, получивших отрицательный отзыв, оценили свою уверенность в своей идентификации на 6 или 7 баллов. либо 6, либо 7.

Участники, оставившие положительные отзывы, даже считают, что запись с камеры видеонаблюдения была более четкой.

47 процентов оценили его на 6 или 7 из 7, по сравнению с тем, что никто из очевидцев не дал отрицательных отзывов.

Во второй части исследования авторы хотели выяснить, понимают ли люди, что получаемая ими обратная связь влияет на их уверенность в идентификации преступника.

Несмотря на то, что это имело существенный измеримый эффект, люди отрицали, что обратная связь имела какое-либо влияние.

Обратная связь со свидетелями по-прежнему является обычной практикой

Учитывая огромное влияние, которое обратная связь может оказать на доверие, учитывая человеческую внушаемость, очевидно, что свидетелям не следует сообщать, опознали они подозреваемого или нет.

Уэллс и Брэдфилд (1998) отмечают, что даже когда свидетели не получают словесной обратной связи, полицейским практически невозможно избежать утечки информации через язык тела.

Решение, предложенное Уэллсом и Брэдфилдом (1998), заключается в том, что те, кто распространяет фотографии очевидцев, должны быть слепы к настоящему подозреваемому.

Затем следует сделать заявление, прежде чем свидетели узнают, выбрали ли они подозреваемого, и это повлияет на их суждение.

Добавить комментарий