Волевые качества человека психология: Волевые качества личности

Волевые качества человека и их развитие

   В общей психологии волю принято считать психическим процессом, обладающим при этом определенными качествами.

Сила воли

   На первом месте среди отдельных качеств воли стоит ее сила. Сила воли — обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое преодолел человек, тем с большей степенью уверенности можно говорить о том, что человек обладает сильной волей.

Именно препятствия, объективные и значительные, преодолеваемые с помощью волевых усилий человека, являются значимым показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание

   Выдержка и самообладание проявляется в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность и настойчивость

   Целеустремленностью обозначают сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. С целеустремленностью часто связывают такое качество, как настойчивость. В общем, можно сказать, что первое понятие включает в себя второе, потому что целеустремленный человек всегда настойчивый. При этом настойчивый человек не всегда целеустремленен, потому что он может не обладать ясным видением конечной цели своих усилий, и усилия эти могут носить необоснованный характер (усилия ради усилий).

Целеустремленность разделяют на стратегическую и тактическую (или оперативную). Эти два вида касаются целей разного масштаба. В первом случает целеустремленность обозначает ясное понимание цели жизнедеятельности в значительном промежутке времени (месяцы, годы и даже десятилетия). Данный вид целеустремленности проявляется в определенных жизненных принципах и идеалах, именно через них (через внутренние законы) во многом и реализуется жизненная стратегия, ориентированная на достижение конечной цели.

Тактическая (оперативная) целеустремленность заключается в умении настраиваться на достижение краткосрочных целей (от нескольких часов до дней). Если для стратегической целеустремленности чуть ли не решающим фактором является последовательность и самодисциплина, принципиальность, то для тактической целеустремленности значительно важнее сила воли, проявляющаяся в первую очередь в способности мобилизовать физические и умственные способности, пройти через череду неприятных ощущений, мелких неудач.

Упрямство

   Упрямство является как раз тем частным случаем настойчивости, когда важна не столько цель, сколько сами усилия, процесс деятельности, мнения окружающих. Упрямство часто выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия.

Часто наблюдается упрямство у детей. Ребенок, например, решил выкопать яму размером с дом. Окружающие объясняют ему, что этого сделать у него не получится, уговаривают его прекратить бесполезные действия.

Ребенок уже понимает, что у него ничего не выйдет, но все равно продолжает копать, руководствуясь теми или иными соображениями. У него могут быть демонстративные мотивы (показать другим, что он упорный или трудолюбивый), экспериментальные (проверить все же, сколько может уйти времени на копку такой большой ямы), какие-то иные (например, он решил для себя, что закончит копать яму только после того, как от него все отстанут). В любом случае при упрямстве цель не носит какого-то знакового смысла, человек одержим не целью, а самим процессом. Цель выступает как нечто несерьезное, игровое, условное.

Инициативность и самостоятельность

   В русском языке словом «воля» обозначается еще и свобода (пример: «Выпустить животное на волю… Дать волю рукам…»). Воля как психический процесс обозначает свободу, способность человека к совершению тех или иных действий. Если человек, находящийся в неволе (за решеткой), не имеет возможности заняться, например, подводным плаванием — в силу внешних факторов, то безвольный человек не имеет возможности заняться подводным плаванием из-за того, что ленив и боится воды.

Поэтому важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность — способность, внутренняя готовность предпринимать попытки к реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности и несамостоятельности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный и инициативный человек. Если человек с детства привыкает, что причина каждого его поступка должна лежать извне (потому что так велят родители или другие, более активные сверстники, так предписано правилами или традициями), то потом ему очень сложно дается достижение любой, стратегической или тактической, цели. Потому что путь к цели состоит из множества отдельных поступков, а если на каждый поступок ждать одобрения со стороны, то на достижение цели может уйти на порядок больше времени, если только человек не «перегорит» на полпути.

Самостоятельность проявляется не только в способности осознанно принимать решения, но и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен и критически оценить советы и предложения других людей, и действовать на основе своих взглядов и убеждений, и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов, руководствуясь здравым смыслом.

Решительность

   Решительность проявляется в отсутствии излишних колебаний, сомнений в борьбе мотивов, умении преодолевать внутренние конфликты. Но главное — эффективность проявляется в своевременном и быстром принятии решений. У любого действия, поступка есть промежуток времени, как бы предназначенный для этого действия или поступка, то есть это — наиболее оптимальное время. Решительность — это способность действовать тогда, когда надо, а не тогда, когда хочется.

Кроме объективной пользы решительность имеет огромное субъективное значение. Действуя решительно, человек — можно сказать — предметно, наглядно ощущает свои возможности, свою готовность к оперативным, эффективным действиям. В дальнейшем он сможет планировать свои действия, подстраивая под ситуацию, будучи при этом уверенным, что в нужный момент он не отступит назад, не смутится.

Решительность, таким образом, является очень важным компонентом предприимчивости — в самом широком смысле этого слова.

Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Слишком выраженная решительность, однако, имеет возможность выродиться в импульсивность, проявляющуюся в торопливости, нерациональном принятии решений, необдуманности поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.

Решительность и импульсивность различаются следующим. В первом случае человек склонен действовать рационально в любой ситуации, даже в самой бурной. Он не просто быстро принимает решения, он к этим решениям долго готовится, загодя тщательно анализируя возможное развитие событий.

Можно сказать, что он руководствуется принципом Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». В самом «бою» (в переносном или буквальном смысле) решительный человек руководствуется строгой логикой, четкими алгоритмами. Импульсивный же человек всей этой рациональности лишен. Он надеется на «авось» или свою интуицию.

Качество самоконтроля

   Поставленные задачи будут тогда решены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.

Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. Стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать, и спланированное уже никогда не будет выполнено.

Высокая самооценка часто приводит к переоценке своих возможностей. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется, и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике, в силу несбыточности задач.

Развитие волевых качеств

   Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения и чисто инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы. Почти сразу начинаются внутренние конфликты — между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку. Если ребенок видит, что, например, папа по утрам делает гимнастику, преодолевая собственную лень и желание поспать подольше, то можно предполагать, что он «заразится» этим стремлением делать то, что надо, а не то, что хочется. Если ребенок наблюдает, как его родитель безуспешно борется со своими вредными привычками (курением, пьянством, обжорством…), то у него может рано сформироваться уверенность в том, что есть такие слабости, которые не побороть.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Уже с первого класса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать математику, то может стать ученым или инженером, если у него будут успехи по русскому языку, он может стать писателем или журналистом, если будет сильным и выносливым, то может стать спортсменом или военным. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Именно в школе развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. В свою очередь, следует это тоже отметить, целеустремленность и настойчивость являются чуть ли не самыми главными личностными качествами школьника, способствующими его обучению (самый яркий пример этому — Ломоносов).

Большое значение для развитии воли имеет увлеченность ребенка. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное. Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как конструирование или творческая деятельность, занятиями в спортивной секции, особенно такими, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного «Я», принимает на себя полноту ответственности за свои действия.

Следует понимать, что не все виды увлеченности одинаково полезны. Некоторые увлечения развивают интеллектуальные способности, но не волю, другие увлечения — наоборот. Увлечение ребенка чтением книг — как и компьютерными играми, например — развивает интеллект, способствует пониманию жизненных проблем, особенностей межличностных отношений. Где-то книга может подтолкнуть ребенка к решительным действиям, но где-то она же может оттолкнуть его от каких-либо действий, заронив сомнения и равнодушие.

Увлеченность ребенка чем-то позволяет ему через свои интересы и склонности в деятельности находить много приятного. Но сила воли — это способность делать неприятное. Если ребенок все свободное время будет делать только приятное, то вряд ли его сила воли будет развиваться.

Основные идеи для формирования и развития волевых качеств у ребенка:

— разностороннее развитие (не замыкаться на одном-двух видах деятельности),

— предъявление к ребенку достаточно высоких требований,

— требовательность к себе (речь идет о родителях),

— последовательность,

— разумный баланс между мягкостью и суровостью,

— приучение к дисциплине, к тому, что есть вещи, безоговорочно обязательные для выполнения,

— развитие физического здоровья,

— формирование адекватной самооценки и реалистичного мировоззрения,

— развитие здоровой критичности и самокритичности,

— борьба с малодушием и самообманом,

— знакомство с биографиями выдающихся, успешных людей.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Воля

  • Аскеза
  • Барьер психологический
  • Волевые качества
  • Желание
  • Импульсивный навык
  • Инициатива
  • Инфляция воли
  • Настойчивость
  • Недостаток побуждения
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Волевые качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.

Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].

К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:

– когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения

– когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий

– когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.

Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.

Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.

Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.

Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств. Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, воля, трудность, воспитание воли, достижение цели, качество, поведение человека, способность человека, действие, личность.

Может ли личность измениться? | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Почти по определению черты личности считаются устойчивыми психологическими чертами. Они отмечают, что кто-то думает и ведет себя характерным образом прямо сейчас — и, возможно, завтра и даже через год. Действительно, исследования развития личности с течением времени показывают, что, по крайней мере во взрослом возрасте, сравнительные оценки людей по таким чертам, как экстраверсия, доброжелательность и добросовестность, относительно стабильны.

В то же время ясно, что личности людей постепенно развиваются на протяжении всей жизни, от детства до старости, и потенциально меняются в связи с важными жизненными событиями, такими как романтические отношения. Люди могут даже иметь возможность изменять аспекты своей личности по собственному желанию.

В то время как черты проявляют стабильность с течением времени, личность действительно может меняться, и психологи продолжают исследовать, почему, как и когда это происходит.

На этой странице
  • Как меняется личность с возрастом
  • Целенаправленное изменение личности
  • Что формирует личность?

Как меняется личность с возрастом

Сохранит ли добрая, трудолюбивая и замкнутая девочка-подросток эти черты, когда ей будет 55 лет? Всегда ли был таким откровенный и вспыльчивый дедушка или с годами он стал еще более таким? Один из способов ответить на эти вопросы может быть: да и нет.

Психологи, проанализировавшие данные о личностях с разницей в несколько десятков лет, нашли доказательства как стабильности, так и изменений. То есть люди часто со временем становятся похожими на самих себя, а не резко меняются, и, скорее всего, останутся более экстравертными или невротичными, чем большинство, если они начнут таким образом. Но есть и общие тенденции, показывающие, что люди имеют тенденцию повышать или понижать определенные характеристики с течением времени.

Как меняется личность во взрослом возрасте?

Короче говоря, люди взрослеют или становятся более социально адаптированными с течением времени, что проявляется в тестах личности. Данные о личности, полученные сначала в молодости, а затем еще раз 50 лет спустя, показали увеличение таких черт, как спокойствие (считается, что оно связано с эмоциональной стабильностью) и социальная чувствительность (связано с покладистостью). В другой работе были обнаружены доказательства того, что нарциссизм в среднем уменьшается со временем.

Как меняется личность, когда мы взрослеем?

Исследования показывают, что дети могут демонстрировать все более отчетливые профили черт по мере взросления. Исследования с участием подростков и молодых людей указывают на колебания личности с течением времени: например, в подростковом возрасте мальчики могут стать менее сознательными, а девочки в среднем менее эмоционально стабильными, причем обе эти черты приобретают по мере взросления. Приятие также, кажется, увеличивается.

Меняются ли личности после крупных жизненных событий?

Возможно. Некоторые исследования обнаружили общее снижение покладистости среди новобрачных мужей и жен. Мужья также демонстрировали в среднем более низкую экстраверсию и большую добросовестность, а жены проявляли меньшую открытость и невротизм. Прошлые работы также связывали первые долгосрочные отношения с уменьшением аспектов невротизма.

Целеустремленное изменение личности

Люди могут развиваться в течение лет, полных опыта, по разным причинам. Но как насчет человека, который хочет стать более сознательным или приятным, или менее невротичным или эгоцентричным, и сделать это как можно скорее? Недавние исследования дают основания надеяться на возможность преднамеренного, самостоятельного изменения личности, хотя для этого, вероятно, требуется нечто большее, чем просто желание быть определенным образом.

Можете ли вы изменить свою личность?

Кажется возможным. Некоторые из черт «большой пятерки», включая экстраверсию, добросовестность и покладистость, кажутся поддающимися волевым изменениям — с помощью таких упражнений, как преднамеренное приветствие кого-то нового (для экстраверсии), — хотя постоянство в этих усилиях оказалось важным. Нейротизм (или эмоциональная стабильность) также, по-видимому, поддается изменению, будь то с помощью специальных курсов или с помощью проверенного временем метода изменения: психотерапии.

Как быстро могут измениться черты характера?

Некоторые вмешательства, используемые для того, чтобы дать людям возможность изменить свою личность, растянулись на несколько месяцев. Но недавние исследования показывают, что даже двухнедельного вмешательства с помощью смартфона может быть достаточно, чтобы улучшить определенный аспект личности, такой как самодисциплина, — по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Могут ли измениться люди с расстройствами личности?

Да. Хотя расстройства личности рассматриваются как долговременные модели неадекватного мышления и поведения, есть свидетельства того, что со временем симптомы расстройства личности могут уменьшаться, даже если сохраняются определенные психологические и социальные нарушения. В некоторых случаях терапия может быть полезна для улучшения функционирования: например, диалектическая поведенческая терапия — это один из подходов, обычно используемых для лечения пограничного расстройства личности.

Что формирует личность?

По мере того, как мы узнаем о том, насколько и каким образом личность развивается с течением времени, по-прежнему возникает множество вопросов о том, что именно дает человеку тот или иной набор черт с самого начала. Как и в случае с другими психологическими характеристиками, на черты личности влияют как гены, так и другие факторы — и не обязательно те, о которых мы думаем.

Что приводит к различиям в характере?

На протяжении веков предлагалось множество теорий, но до сих пор существуют разногласия. Но современные научные исследования показывают, что некоторая часть личностных различий объясняется человеческими генами, в лучшем случае небольшая часть связана с общими для семьи влияниями окружающей среды, такими как воспитание детей, и большая часть различий является результатом многих других негенетических факторов развития. Некоторые теоретики предполагают, что изменения социальных ролей существенным образом влияют на личность по мере взросления человека.

Какая часть личностных различий является генетической?

Оценки показывают, что разница между людьми (или дисперсия) в личностных оценках , которую можно отнести к генам – наследуемость личности – составляет менее половины. Анализ 2015 года дал общую оценку в 40 процентов, хотя она варьировалась в зависимости от типа исследования. Эти цифры основаны на исследованиях близнецов и других подходах к изучению вклада генетических и негенетических факторов. Полногеномные ассоциативные исследования (GWAS) в настоящее время используются для изучения конкретных связей между множеством небольших генетических различий и чертами людей.

Влияет ли порядок рождения на личность?

Вопреки популярным идеям и психологическим теориям о последствиях того, что ребенок является первенцем, «ребенком» в семье или средним ребенком, недавние исследования не показывают доказательств того, что порядок рождения играет существенную роль в формировании личности. Исследования только детей также практически не выявили различий между их личностью и личностью других.

Далее: Теории личности

Essential Reads

Последние сообщения

Личность может меняться от часа к часу

Психологи используют такие черты личности, как экстраверсия, невротизм или тревожность, как средство описания типичных моделей мышления, эмоций и поведения, которые отличаются от одного человека к другому. С этой точки зрения составляющие личности состоят из набора относительно стабильных черт, которые трудно изменить.

Но предположение о том, что эти черты можно регулярно измерять с помощью вопросников, определяющих типичное поведение, в последние два десятилетия подвергалось сомнению. Дело не только в том, что изменения в поведении происходят часто, но и в том, что они происходят изо дня в день и час за часом. Кто-то может быть открытым и приятным в полдень, но негативным и жестким в два часа. Такие колебания в повседневных чувствах и поведении, обозначенные мягким названием внутрииндивидуальной изменчивости, или IIV, на самом деле настолько велики, что они соперничают или даже превышают различия в личностных чертах, таких как экстраверсия или добросовестность, которые можно измерить между одним человеком. и другой.

Название этой новой области появилось в 2004 году, когда Питер С. М. Моленаар, заслуженный профессор человеческого развития и психологии в Университете штата Пенсильвания, отстаивал IIV в манифесте , озаглавленном «Возвращение человека в научную психологию, на этот раз навсегда». ” В нем он использовал серию математических и физических расчетов, чтобы проиллюстрировать степень динамического потока личности, высмеивая стандартные методы психологического тестирования.

Это мнение о важности IIV продолжало набирать популярность в годы после публикации манифеста Моленаара. Это способствовало лучшему пониманию личности и привело к изменениям в некоторых формах психотерапии. Исследователи выяснили, что изменчивость реакции на стрессовые повседневные события — от ссоры с супругом до попадания в пробку — может дать важную информацию об эмоциональном и физическом здоровье людей в долгосрочной перспективе.

Исследование, лежащее в основе этого сдвига, можно увидеть в 20-летнем исследовании стресса и здоровья, в котором также изучалась ежедневная изменчивость личности у более чем 3500 взрослых. Психолог по вопросам развития штата Пенсильвания Дэвид Алмейда и его коллеги восемь дней подряд спрашивали испытуемых об уровне стресса и эмоциях в течение предыдущих 24 часов (и собрали ряд физиологических показателей). В список стрессоров людей вошли ссоры с членом семьи, дедлайны на работе, перегрузка домашними делами и свита обычных повседневных хлопот. Среди множества эмоций, о которых спрашивали исследователи, были радость, гнев, страх и тревога. Они также задавали вопросы о мыслях, связанных с беспокойством, и о поведении, таком как физическая активность и сон. Исследователи повторили это исследование еще дважды с интервалом в 10 лет. Алмейда говорит, что они пришли к выводу, что «повседневный опыт, который когда-то считался относительно неважным для здоровья, имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для различных эмоциональных, физических и когнитивных результатов».

Команда Алмейды подсчитала, какая часть того, что мы обычно считаем чертой характера, на самом деле является таковой или может быть понята как мимолетная эмоция. «Мы видим это в том, насколько сварливы люди», — говорит он. «Мы думаем: «О, это сварливый человек». На самом деле, половина их сварливости — это личностная черта, а половина может меняться изо дня в день». Он отмечает, что люди с положительными качествами, такими как открытость или покладистость, демонстрируют лишь 30-процентную вариацию таких черт, как быстрота гнева или беспокойства.

Некоторые исследователи пошли дальше, пытаясь определить, насколько непосредственные обстоятельства человека влияют на краткосрочные психологические состояния. Профессор психологии и коммуникации Стэнфордского университета Нилам Рам сосредоточил свою работу на том, как эти ежечасные, изо дня в день колебания являются реакцией на контекст, в котором они происходят, например, на работе, дома, во время проведения времени. с детьми или в кабинете врача. До недавнего времени высокая или низкая эмоциональная изменчивость рассматривалась как личностная черта сама по себе. Однако Рам говорит, что эти взлеты и падения могут отражать появление и исчезновение в течение дня различных аспектов личности человека или немедленную реакцию на человека или событие.

Возьмем, к примеру, человека, участвующего в исследовании, которое ежечасно собирает отчеты о своих эмоциях. Кого-то с высоким IIV можно считать эмоционально лабильным человеком. Или их эмоциональные колебания могут указывать на то, что они переживают серию непредсказуемых событий в своей жизни, возможно, возникающих из-за хаотичного рабочего места. На самом деле, говорит Рам, эмоциональные отчеты, которые исследователи получают от людей, которых они наблюдают в своих исследованиях, вероятно, представляют собой комбинацию некоторых аспектов ближайшего окружения и элементов их личности — насколько они реагируют на то, что их окружает, и насколько хорошо они регулируют свои эмоции. .

Стресс в данный момент различается в зависимости от оказываемого давления. Ученые научились измерять и оценивать воздействие определенных категорий стресса. Ссора с супругом часто приводит к большему эмоциональному расстройству, чем к крайнему сроку работы, что, в свою очередь, оказывает большее давление, чем ежедневные неприятности, такие как опоздание поезда или обнаружение того, что собака снова нагадила на ковер.

В то время как исследователи обычно измеряют IIV, оценивая одного и того же человека через короткие промежутки времени, например, каждые 24 часа в неделю или пять раз в день, психолог Надин Бекманн из Даремского университета в Англии и ее коллеги применили другой подход. Исследователи задали каждому из 288 работающих профессионалов в своем исследовании серию вопросов об их личности — были ли они трудолюбивыми, созерцательными, ранимыми, капризными и т. д. — всего в один момент времени и задали те же вопросы пяти. членов семьи, близких друзей или коллег каждого из участников.

Мгновенные состояния, объясняет Бекманн, отражают то, как проявляются определенные черты личности, когда человек реагирует на различные ситуации. Мы интуитивно знаем, что дома мы думаем, чувствуем и ведем себя не так, как на работе или во время общения с друзьями. Результаты Бекмана показывают, что внутриличностная изменчивость систематически колеблется в зависимости от контекста, независимо от того, кто ее оценивает. Человек может показаться более добросовестным на работе, чем дома, и более экстравертным с друзьями, чем с коллегами.

По мере того, как исследователи научились количественно определять такого рода изменчивость от часа к часу, они начали оценивать, что означают превратности при разработке более широкой картины личности. Рам говорит, что он может измерять ежечасные колебания настроения человека по сравнению с ежемесячными колебаниями самооценки. Если настроение человека сильно меняется, но его самооценка остается относительно постоянной, одна из интерпретаций может состоять в том, что на его уровень самооценки не сильно влияют временные взлеты или падения, которые он может испытать в результате комплимента или унижения.

В последние годы психолог-исследователь из штата Пенсильвания и когнитивно-поведенческий терапевт Мишель Ньюман сочла IIV бесценным как для проведения исследований, так и для разработки новых способов лечения пациентов. По ее словам, до появления смартфонов пациенты, проходившие терапию, или участники исследования заполняли анкету, в которой резюмировались их представления о себе. Их попросили ежечасно записывать ощущения с помощью ручки и бумаги или на электронном устройстве для ведения заметок, таком как PalmPilot. Находя эти задачи громоздкими, они ждали до конца дня, чтобы записать свои мысли и чувства. Полученные данные? «Бесполезно!» — говорит Ньюман.

Создав специализированные приложения для смартфонов, психологи смогли отслеживать эмоции и переживания людей несколько раз в день и получать более подробные сведения об их психологическом состоянии. Изучая колебания у людей с генерализованным тревожным расстройством (ГТР), Ньюман использовал эту мельчайшую запись их мыслей и чувств, чтобы бросить вызов прежним убеждениям некоторых психологов о причине непрекращающегося беспокойства, которое является основным симптомом ГТР. Более ранние теории, основанные на описании людьми своих чувств, утверждали, что люди беспокоятся, чтобы приглушить негативные чувства.

Исследования Ньюмана говорят об обратном: постоянное беспокойство поддерживает негативные эмоции. В одном исследовании она и ее коллеги наблюдали за 83 людьми с ГТР в течение восьми дней непосредственно перед или сразу после социального взаимодействия, которое длилось минуту или более. В среднем ученые обнаружили, что люди с ГТР в целом чувствовали себя лучше после этих социальных взаимодействий, что говорит о том, что эти встречи, вероятно, были приятными или, по крайней мере, безвредными. Вопреки интуиции,   она обнаружила, что те, кто беспокоился  меньше  до социальной встречи было больше чувств, таких как тревога и печаль после нее. Те, кто беспокоился больше  перед встречей, чувствовали себя более счастливыми и довольными после нее.

Это исследование подтвердило теорию Ньюмана о том, что тревожные люди верят, что если они беспокоятся о плохом исходе (независимо от того, насколько маловероятен он), они не испытают удар под дых от того, что с ними произойдет что-то ужасное, после того как они позволят себе почувствовать себя счастливыми и оптимистично. По ее словам, когда ничего плохого не происходит, они чувствуют облегчение, что укрепляет их веру в то, что тревога защищает их. Без этих подробных журналов колебаний мыслей и чувств в течение дня исследование упустило бы такие выводы.

Данные, собираемые с частыми интервалами, также помогают терапевтам разрабатывать методы лечения, адаптированные к конкретным пациентам. Многие люди не знают или не помнят, что вызывает их тревогу, но терапевты могут выяснить это, связав более высокие уровни тревоги с текущими событиями. Они могут побудить пациента использовать определенные стратегии, изученные ранее в терапии, чтобы противостоять своему беспокойству. Например, с помощью техники, называемой когнитивной реструктуризацией, пациенты могут сравнивать то, о чем они беспокоятся, с реальными событиями, чтобы понять, что их опасения беспочвенны.

Тревожные люди испытывают не только негативные чувства, но и склонны преуменьшать позитивные. «Мы не просто хотим уменьшить негативные чувства, — говорит Ньюман. «Нам также необходимо усиливать положительные эмоции».

Чтобы усилить эти добрые чувства, коллега Ньюмана, психолог Скидморского колледжа Лукас ЛаФреньер,   , создал приложение для телефона под названием SkillJoy. Несколько раз в день через случайные промежутки времени приложение предлагает тревожным людям сосредоточиться на приятных вещах в настоящий момент, таких как встреча с другом, рассмешить кого-то или послушать отличную песню, и по-настоящему «наслаждаться» тем, о чем они думают. минуту или две. Недавнее исследование показало, что через семь дней пользователи SkillJoy беспокоились меньше, чем до использования приложения.

Это понимание эмоционального потока в течение дня привело исследователей к вопросу, работает ли высокий уровень IIV на людей или против них. Мнение Ньюмана в этом споре ясно. «Изменчивость — это хорошо, — говорит она, — и нет четкого ответа, когда она указывает на психопатологию». Другие в этой области менее уверены. В то время как некоторые исследования связывают высокую изменчивость с невротизмом, другие не смогли этого сделать. Многое зависит от контекста. По словам Рама, человек с высоким IIV может успешно адаптироваться к бурной жизни, в то время как человек с более низким IIV может вести предсказуемую, рутинную жизнь и на самом деле может быть более ригидным.

Согласно недавним исследованиям ученых, таких как исследователь Центра медицинских наук Университета Оклахомы Лизбет Бенсон, наличие большего разнообразия эмоций, которые варьируются от энтузиазма и решимости до грусти и страха, названо эморазнообразием Джорди Куойдбахом, ныне доцентом Esade Law. Школа в Барселоне — считается, что она помогает людям лучше приспосабливаться к различным ситуациям в течение дня. «Самая крутая вещь, которую мы показали, это то, что у тех, кто испытывал высокий уровень негативных эмоций», — говорит Бенсон, у тех, у кого было больше видов негативных эмоций, как правило, были лучшие результаты для здоровья.

Для терапевтов и пациентов признание взлётов и падений повседневных эмоций — одних плохих, других в высшей степени хороших, у одних настроений в приподнятом настроении, у других — запредельно — дало новый взгляд на постоянную цель психологии — помочь определить, кто мы такие, чтобы мы можем научиться жить с этим знанием и найти способы стать теми людьми, которыми мы хотим быть.

Добавить комментарий