Волевые качества личности в психологии: Волевые качества личности

Содержание

Воля и волевые качества личности в психологии: их формирование и развитие

Человек всегда наполнен идеями и мечтами. Для достижения, которых требуются определенные волевые качества личности. Формирование таких черт необходимо не только для реализации глобальных целей, но также понадобится и в ежедневной жизни, ведь мы каждый день делаем выбор и решаем, пусть и небольшие, но задачи. Ниже представленная статья попробует раскрыть мотивационные секреты по развитию необходимых характеристик и силы воли.

Классификация волевых черт

Воля или сила воли – это уровень усилий, которые индивид прилагает к достижению поставленных целей. От того сколько труда и сколько трудностей человек готов преодолеть для окончательно результата зависит степень стойкости и целеустремленности.

Волевые свойства проявляются не только при наличии мотивационных факторов или в специфических ситуациях, но также определяются воспитанием и врожденными особенностями характера или темперамента. Нервная система у отдельно взятой личности индивидуальна и степень противоположных свойств (сила, слабость, уравновешенность, инертность, инфантильность и другое) развита по-разному.

Эмоционально человек может проявить силу характера единожды в экстренной ситуации, но волевая сфера предполагает постоянное преодоление собственного сиюминутного нежелания что-то делать для результата. Поэтому психология классифицирует волевые качества индивида на первичные, вторичные и третичные, к которым относятся:

  1. Базовые (первичные) свойства:
    • целеустремленность – умение видеть и ставить перед собой четкие задачи, иметь определенные убеждения и принципы;
    • инициативность – активная деятельность с целью достижения результата;
    • самостоятельность подразумевает критическое мышление, когда на решимость не могут повлиять другие мнения или факторы;
    • выдержка позволяет препятствовать внешнему влиянию на принятое решение.
  2. Исполнительные (вторичные и третичные) свойства характера:
    • решительность – твердость характера, когда колебания отсутствуют, а мотив является доминирующим фактором;
    • смелость – отсутствие страха и умение противостоять различным колебаниям в процессе исполнения задуманного;
    • энергичность и настойчивость указывают на возможность человека концентрироваться и не отвлекаться на второстепенные вопросы;
    • организованность и дисциплинированность подразумевают планирование мелких задач для успеха в глобальной цели, при этом дисциплина играет немаловажную роль;
    • самоконтроль позволяет подчинять собственное поведение, выполнять сознательные действия и противостоять лени или нежеланию выполнять какие-либо функциональные обязанности для достижения цели.
Формирование и развитие волевых качеств начинается с постановки перед собой изначально незначительных задач. При каждом положительном результате повышается самооценка, что приводит к увеличению уровня силы воли. Однако, стоит заметить, что любое давление на психику или отсутствие результата деятельности может привести к обратному эффекту, к депрессии и к снижению волевых качеств.

Какие приемы способствуют формированию волевых качеств личности

Этапы становления волевых качеств во многом зависят от исполнительных свойств и черт характера человека. Чтобы морально подготовиться к достижению цели одной мотивации будет недостаточно. Необходимо выработать в себе такие черты, как решительность, настойчивость, дисциплинированность и самоконтроль.

Существуют специальные упражнения и способы для самостоятельного воспитания силы воли. На начальном этапе рекомендуется ставить перед собой незначительные задачи, которые выработают привычку справляться с трудностями, не опуская рук при возникновении малейших препятствий.

Если характеристика цели масштабная и предполагает занятие длительного периода времени, то стоит запланировать пошаговое достижение результатов, т.е. дробить глобальную проблему на более мелкие этапы.

Методика также предполагает развитие инициативности и настойчивости, чтобы контролировать собственные действия и не оправдывать поступки, которые отрицательно влияют на окончательный результат. Кроме того, можно завести полезные привычки, такие как соблюдение режима и распорядка дня или регулярные занятия спортом, что приводит к упорядочиванию действий и выработке обязательного поведения.

Тест на волевые качества личности поможет достоверно определить, какие конкретно черты требуются развивать в собственном характере. Такая диагностика положит начало формированию силы воли, решительности и настойчивости, которые впоследствии станут опорой при достижении определенных целей и желаний.

6.2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности. Основы музыкальной психологии

6. 2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности

Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами. В числе таковых психологи называют: инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, самоконтроль, самообладание

. Данные качества необходимы в любой деятельности, однако особенности их проявления диктуются различными ее видами по-разному. Музыкальная деятельность представляет собой весьма специфическую область и по содержанию волевой деятельности, и по формам ее протекания.

Прежде всего, необходимо отметить, что содержание волевого поведения (т. е. его моральный аспект, общественно-значимая направленность) в музыкальной деятельности имеет в целом, несомненно, положительный характер. Стратегические цели этой деятельности – создание произведений искусства, что само по себе имеет положительное моральное содержание; обучение этому искусству; самореализация в музыке.

Высокоморальные стратегические цели не исключают аморальных тактических, но все же в музыкальной деятельности такие побуждения, как корысть, зависть и т.

п., редко вызывают сложные волевые действия: для этого есть много других, более «благоприятных» областей, чем музыкальное искусство. Поэтому можно считать, что в музыкальной деятельности волевое поведение имеет положительную направленность, и его формирование у учащегося-музыканта следует признать необходимым.

Специфичны и ситуации, в которых разворачивается процесс волевого поведения в музыкальной деятельности. На наш взгляд, следует выделить три основные ситуации, в которых волевое поведение необходимо и где оно во многом определяет успешность деятельности в целом.

1. Постоянное, многолетнее, ежедневно-многочасовое «преодоление себя» в процессе занятий, необходимое для обучения музыкально-исполнительской деятельности в широком смысле. Под музыкально-исполнительской деятельностью в широком смысле мы понимаем не только обучение профессионально-исполнительской (инструментальной) направленности, но и предпрофессиональное обучение, которое может осуществляться в целях общего музыкального развития, но также требует волевых усилий в процессе занятий; и обучение будущих дирижеров, теоретиков и композиторов, которое включает необходимость владения музыкальным инструментом.

В любом случае волевые процессы здесь сходны. По существу, в основе любого музыкального профессионализма, а также формирования развитого любителя, владеющего какими-либо формами исполнительской деятельности, лежит сложный, многоступенчатый волевой акт, включающий бесчисленное множество более простых действий. Приняв сложное решение учиться игре на музыкальном инструменте, молодой человек должен быть готов к многократному воспроизведению ситуации, в которой его реальные побуждения будут расходиться с воображаемыми побуждениями социальной природы, «я хочу» противоречить тому, что «я должен», с преимущественным выбором в пользу последнего.

Это не значит, что весь процесс занятий обязательно будет протекать в форме расхождения желания и долженствования, попросту говоря, насильно. Все здесь гораздо сложнее: по мере формирования интереса к деятельности, склонности к ней, побуждения желания и долженствования, как правило, все менее противоречат друг другу и у большинства профессиональных музыкантов постепенно сливаются. Однако в начале пути, в детстве и подростковом возрасте, непосредственный интерес обеспечивает, как правило, гораздо меньшее количество занятий, чем это требуется. Это связано вначале с детской импульсивностью, невозможностью долго удерживать внимание на каком-либо одном объекте; позднее – со множеством разнообразных интересов, характерных для подросткового возраста.

Исключения встречаются и здесь, и бывают обычно связаны с очень ранним проявлением склонности к занятиям музыкой, которую в таких случаях считают одной из составляющих музыкальных способностей. Очень одаренные дети сами тянутся к музыкальным занятиям и могут проводить за ними много времени. Однако такое раннее формирование склонности к будущей профессии встречается все-таки редко.

Даже у взрослых музыкантов, не мыслящих себя вне постоянных занятий, у которых побуждения хотения и долженствования по отношению к своей ежедневной работе по профессиональному совершенствованию уже практически слились, время от времени возникают моменты необходимости самопреодоления.

Это неизбежно, так как профессиональный музыкант-исполнитель должен заниматься практически всю жизнь, и эта необходимость время от времени встречается с такими препятствиями, как усталость, болезнь, различные дела и т. д. Постоянные волевые действия входят у музыкантов в привычку.

У профессиональных исполнителей встречается также необходимость совершения волевых усилий в обратном направлении: не мысля своего существования вне занятий, человек хочет заниматься и делает это; в то же время он осознает, что для его здоровья (или каких-либо внемузыкальных дел) следует отвлечься, отдохнуть от занятий. В этом случае приходится совершать волевой акт для того, чтобы заставить себя заняться чем-нибудь другим.

Но все же основная проблема по формированию волевого поведения у занимающихся музыкой состоит в развитии постоянного предпочтения побуждению долженствования перед побуждением хотения. Без этого не состоится ни один профессиональный музыкант.

В числе волевых качеств, наиболее необходимых в этой ситуации, прежде всего следует назвать настойчивость и выдержку.

2. Другая ситуация, в которой волевое поведение музыканта или обучающегося музыке является необходимостью, – сценическое выступление. Это не только концерт профессионального исполнителя; в форме концертных выступлений проходят и все отчетные мероприятия в предпрофессиональном и профессиональном музыкальном образовании.

Волевой акт входит в качестве составляющей в процесс исполнения музыки. Убедительная передача художественно-образного смысла исполняемого произведения включает умение убедить слушателей в правильности своей интерпретаторской трактовки.

У неопытных исполнителей (обучающихся) волевой исполнительский «посыл» обычно бывает невелик, что является одним из профессиональных недостатков. Педагог должен не только научить собственно исполнять данное произведение, но и сформировать у ученика уверенность в том, что играть необходимо именно так, как он играет; научить играть убежденно.

У больших музыкантов такое понятие, как колоссальная исполнительская воля, входит в перечень тех особенностей их искусства, которые в наибольшей степени покоряют слушателей. Подчас даже спорная трактовка воспринимается как бесспорная благодаря волевому поведению исполнителя. Применительно к гениальным артистам говорят даже не о воле, а об их магическом или гипнотическом воздействии на аудиторию. Такими музыкантами были, к примеру, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер.

Особые требования к воле предъявляет профессия дирижера. «Инструментом» дирижера является исполнительский коллектив, поэтому все волевые акции должны осуществляться дирижером таким образом, чтобы они воздействовали на волевые качества каждого из исполнителей, составляющих хор или оркестр. В репетиционном процессе дирижер должен преодолевать противоречие между «хочу» и «надо» в масштабе всего коллектива. Во время концертного исполнения волевой «посыл», исходящий от дирижера, организует волю каждого из исполнителей и объединяет ее в общий волевой поток. От волевых качеств дирижера во многом зависит также профессиональная точность исполнения.

Наиболее важными для исполнительского процесса волевыми качествами являются инициативность, решительность и самостоятельность.

3. Третья ситуация, требующая мобилизации всех волевых качеств музыканта, связана с особым состоянием, возникающим между подготовительным процессом и собственно исполнением, и определяется музыкантами как «эстрадное волнение». Такое волнение при одних условиях способно стать фактором, благоприятно влияющим на творческий процесс, а при других может уничтожить почти всю ранее проделанную работу. В качестве условий здесь выступают волевые свойства личности, а также умение музыканта организовать их проявление благоприятным для исполнения образом. Поскольку проблема преодоления эстрадного волнения является одной из наиболее важных и одновременно болезненных для всех музыкантов-исполнителей и обучающихся этому искусству, мы далее рассмотрим ее отдельно.

Волевые качества личности, наиболее остро востребованные в ситуации борьбы с негативными последствиями эстрадного волнения, – решительность, выдержка, самообладание и самоконтроль.

Следует отметить, что в любой из описанных ситуаций, при особой значимости специфических волевых качеств для каждой из них, могут быть востребованы и другие, характерные для иных ситуаций. Волевые проявления личности всегда имеют выраженную индивидуальную окраску.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Совет 50 Прививаем лидерские качества

Совет 50 Прививаем лидерские качества Силу духа и силу воли Вы думаете, ребенок рождается со стремлением быть всюду первым? Ничего подобного. Если не объяснить юному велосипедисту, что он должен обогнать на соревновании сверстников, он и не станет никого обгонять.Малыш

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень

Молоку – знак качества!

Молоку – знак качества! В процессе выработки молока важно не только его количество, но и качественный состав, который напрямую зависит от питания кормящей матери. Пищевой рацион матери должен содержать достаточное количество белковых продуктов, жиров, из которых третью

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон

1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии

1.1. Исторические аспекты становления музыкальной психологии Первые наблюдения и выводы, которые впоследствии были положены в основу музыкальной психологии, принадлежат древнегреческим философам. Платон создал учение о различном воздействии разных ладов на психику и

1.

2. Основные направления современной музыкальной психологии

1.2. Основные направления современной музыкальной психологии В качестве основных направлений современной психологии музыкальной деятельности (музыкальной психологии) выделяют:1. Психологию музыкального творчества2. Психологию музыкально-исполнительской деятельности3.

4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности

4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности Музыкальное восприятие и музыкальное мышление как познавательные процессы имеют продолжение и развитие в процессе музыкального воображения. Это отражает общую логику выстраивания психических

5. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Все познавательные процессы имеют объективно-субъективный характер: с одной стороны, они направлены на определенный объект, с другой – воспринимает и мыслит человек, субъект. Поэтому в каждом из познавательных процессов

6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. ВОЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Воля как психологическая категория Успех в любой деятельности, в том числе музыкально-познавательной, определяют не только, а порой и не столько способности и благоприятные жизненные обстоятельства, но и волевые качества человека,

8. ЭМОЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. ЭМОЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Общая характеристика эмоций Эмоциями (лат. еmoveo – потрясаю, волную; фр. еmotion – волнение) называют реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер,

8.4. Диагностика эмоций в музыкальной деятельности

8. 4. Диагностика эмоций в музыкальной деятельности Изучение и диагностика эмоций характеризуется рядом трудностей, которые вызваны следующими причинами. Во-первых, эмоциональные процессы сложно выделить из всего многообразия психических процессов, так как эмоции

Развивайте у ребенка качества «великого комбинатора»

Развивайте у ребенка качества «великого комбинатора» Все успешные люди – немного авантюристы, игроки, охотники, хитрецы и пройдохи. Но не все пройдохи и авантюристы преуспевают. Наоборот, мы видим примеры того, как люди проматывают свои и родительские состояния,

II.1. Формы и методы развития мотивации обучения хоровому пению как профессионально значимому виду музыкальной деятельности

II.1. Формы и методы развития мотивации обучения хоровому пению как профессионально значимому виду музыкальной деятельности Мотивация обучения хоровому пению носит многоаспектный характер и имеет иерархическую структуру. Согласно психологической теории процесс

Глава 4 Виды музыкальной деятельности

Глава 4 Виды музыкальной деятельности 1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах

4 причины, по которым ваша личность может не иметь значения

Один из фундаментальных вопросов психологии касается относительного влияния индивидуальных различий и факторов окружающей среды. Насколько наше поведение является волевым, то есть насколько наши личные характеристики влияют на то, что мы делаем, и насколько социальная среда заставляет и формирует нас вести себя определенным образом.

Большинство из нас считает, что мы такие, какие мы есть, из-за наших личностных качеств, но часто личность может не иметь такого большого значения, как другие факторы, определяющие наше поведение. Почему важно понимать другие факторы, влияющие на наше поведение? Слишком часто люди «по умолчанию» исходят из личностного аргумента («Я ничего не могу с собой поделать, я такой, какой я есть»), игнорируя роль, которую другие факторы играют в определении поведения. Вот другие факторы, которые управляют нашим поведением помимо личности:

Сила социальной среды. Социальная психология изобилует исследованиями, в которых подчеркивается, что социальная среда в экстремальных или неоднозначных обстоятельствах управляет нашим поведением больше, чем наша личность. Известные исследования Милгрэма и Аша демонстрируют силу социальной среды. В шоковых экспериментах Милгрэма большинство людей применяли карательные удары током к другим просто потому, что им велел сделать это авторитетный человек. В исследованиях конформности Аша, если другие выбирали неверный ответ, люди соглашались с этим выбором, даже если он был неправильным. Личность не так важна, как ситуация.

Сила роли. Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме показывает, что независимо от личности сильная роль (заключенного или охранника) была более важной детерминантой поведения человека (например, агрессивное поведение охранников и карателей), чем личность.

Навыки и способности могут определять наше поведение. Хотя личностные черты могут предсказывать поведение (например, экстраверты чаще ведут себя в обществе, чем интроверты), наши межличностные навыки и способности могут быть лучшими предикторами. Например, в одном исследовании мы обнаружили хорошо установленную связь между экстраверсией и лидерством. Однако когда мы добавили в уравнение социальные навыки, связь между экстраверсией и лидерством исчезла. Это объясняет, почему великие лидеры могут быть как экстравертами, так и интровертами — это навыки, которые делают их великими лидерами.

Фундаментальная ошибка атрибуции. Мы считаем, что личность важна из-за этой фундаментальной предвзятости. Когда мы наблюдаем, как кто-то ведет себя каким-то образом, мы сразу же по умолчанию верим, что это что-то о личности человека. «Она не работает усердно, потому что ленива». «Он всегда шутит, потому что он весельчак». Мы чрезмерно приписываем причину личности и уделяем меньше внимания ситуационным детерминантам, определяющим поведение.

Почему это важно?

Во-первых, мы можем использовать личность, которую не так-то просто изменить, как оправдание нашего плохого поведения («Ничего не могу поделать»).

Во-вторых, если мы осознаем важность навыков и способностей, мы поймем, что можем усердно работать над изменением моделей своего поведения. Личность имеет значение, но навыки могут иметь большее значение. На самом деле, исследования, посвященные природе и воспитанию, показывают, что социальное обучение, как правило, важнее генетической предрасположенности в управлении сложными моделями поведения.

В-третьих, оценивая других, мы должны научиться не прибегать к личностным объяснениям, когда социальное окружение или сила роли на самом деле могут быть причиной поведения другого человека.

Подписывайтесь на меня в Твиттере:

http://twitter.com/#!/ronriggio

Фото: Wikimedia

Баланс черт личности: извлечение выгоды из сильных сторон нашего «истинного я»

Уравновешивание черт личности: использование сильных сторон нашего «истинного я»

Вы когда-нибудь встречали лидера семейного бизнеса, который должен был быть главным героем, не терпел критики, был очень соблазнительным и имел совет директоров, который восхищался им и почти не задавал ему вопросов? Этот лидер семейного бизнеса, вероятно, сделает все, чтобы оставаться в центре внимания, и может мало сочувствовать другим людям. Позиция этого бизнес-лидера, вероятно, вызовет чувство разочарования и эмоциональной неудовлетворенности, что усложнит установление и поддержание здоровых личных отношений.

Этот пример представляет некоторые из возможных проявлений неуравновешенной, нарциссической личности. Если появление такой личности вовремя не распознать и не сбалансировать, то весьма вероятно, что поведение станет более сильным и кристаллизуется, приобретая более сильное значение в структуре личности лидера. Однако, если бизнес-лидер работает над достижением сбалансированной нарциссической личности, культивируя глубокое чувство самосознания, может проявиться положительная сторона нарциссизма. Уравновешенные нарциссы уверенно берут на себя ответственность, имеют сильное предпринимательское стремление, и их личное представление об успехе часто очень вдохновляет других людей.

Когда личностные черты сбалансированы, они могут представлять важные сильные стороны для создания здоровой семейной системы. Консультанты по семейному бизнесу могут помочь своим клиентам сосредоточиться на изменении личности и развитии. Как мы можем помочь себе, а также нашим клиентам сбалансировать личностные черты и извлечь выгоду из сильных сторон нашего «истинного я»?

Понимание черт личности: некоторые выводы из психологии личности

Нашу личность можно определить как глубоко укоренившуюся модель поведения, которая является стабильной и содержит элементы, которые являются когнитивными (т. е. мысли), волевыми (т. е. волей), аффективными (т. е. т. е. эмоции) и поведенческие тенденции (т. е. склонности). Личность можно рассматривать как «молекулу», состоящую из двух гомоцентрических измерений и результатов взаимодействия этих измерений, одного с другим. Два измерения — это темперамент и характер.

Темперамент формируется конституциональными элементами, определяемыми нашим генетическим наследием. Их очень трудно изменить. Физиологические черты играют важную роль в темпераменте, а также в эмоциональных паттернах и других бессознательных и автоматических поведенческих склонностях. Короче говоря, темперамент — это наша унаследованная склонность к поведению, мышлению и чувствам.

Напротив, мы приобретаем свой характер, а значит, можем его изменить. Наш характер зависит от наших действий, опыта, образования и культуры, а также от нашего социального окружения. Он подвержен постоянным психическим и экологическим воздействиям, с которыми взаимодействуют наши собственные личностные ресурсы, изменяя нашу личность в большей или меньшей степени как в положительную, так и в отрицательную сторону.

В целом, наша личность — наше внешнее поведение — является результатом сосуществования и взаимодействия темперамента и характера нашей личности. Результирующие паттерны наших поведенческих тенденций и есть наши личностные черты. Черты личности проявляются как готовность мыслить или действовать определенным образом и влияют на то, как мы воспринимаем реальность, размышляем и действуем в зависимости от различных стимулов и ситуаций. Они несут ответственность за непроизвольное и добровольное поведение, влияющее на наш процесс принятия решений.

Сбалансированная личность — та, в которой наши личностные черты имеют среднюю интенсивность (т. е. нормальную), требует работы, и ее нелегко достичь. Это пожизненный процесс, а это означает, что мы можем продолжать настраивать свою личность на протяжении всей жизни. Все мы в большей или меньшей степени страдаем от психологических слабостей, которые часто возникают из-за дисбаланса в выраженности наших личностных черт. В повседневной жизни эти дисбалансы обычно вызывают чувство разочарования и эмоциональной неудовлетворенности, что затрудняет установление и поддержание здоровых личных отношений.

Некоторые из наиболее распространенных личностных черт, проявляемых лидерами семейного бизнеса, представлены в таблице ниже[1]. В этой таблице мы можем видеть сбалансированное и несбалансированное проявление каждой из черт.

Черта характера Сбалансированный признак Несбалансированный признак
Антисоциальный Автономный, самодостаточный, независимый, смелый, способный противостоять рискованным ситуациям, личный образ уверенности и высокой самооценки. Агрессивен, раздражителен, часто не выполняет взятые на себя обязательства, может испытывать трудности при планировании важных дел, может быть очень импульсивным, может быть незаинтересованным в других людях.
Самовлюбленный Уверенность в принятии ответственности, амбициозность, желание и способность влиять на других, личное представление об успехе, которое часто вдохновляет других, предпринимательский настрой, лидерские качества. Высокомерный, может мало интересоваться другими людьми, эгоцентричный, грандиозное чувство собственной важности: самоидеализация, потребность в восхищении других, чувство права, низкая терпимость к критике и отсутствие эмпатии.
Театральный номер Высокий социальный интеллект, ласковость, чуткость к чужим проблемам, высокий уровень эмпатии, экстраверт, очень хорошо строит отношения, дружелюбна, привлекательна в социальной среде. Чрезмерная потребность в признании со стороны других людей: склонен чувствовать себя некомфортно, когда не находится в центре внимания. Может быть завистлив, чрезмерная зависимость от чужого мнения. Низкий эмоциональный контроль: склонен манипулировать другими.
Зависимый Щедрый, надежный и ласковый. Дружелюбный и послушный, может быть хорошим последователем лидера. Имеет отношение обслуживания. Может проявляться преувеличенной зависимостью от других людей, низкой самооценкой и обесцененной самооценкой. Может быть неуверенным в себе и может испытывать трудности в принятии решений. Боязнь неодобрения, может чувствовать себя огорченным в одиночестве.
Обсессивно-компульсивное Ответственный, надежный и предсказуемый. Методичен, организован и трудолюбив. Способен принять на себя последствия своих действий. Может отображать личный образ правильности и лояльности. Перфекционист, чрезмерно увлеченный порядком, деталями и правилами. Может быть неуверенным и пессимистичным. Могут возникнуть трудности с адаптацией к новым ситуациям и трудности с делегированием полномочий. Может быть суровым, нетерпимым, негибким, жестким и требовательным. Может быть чрезмерно сосредоточен на работе. Часто корректен с другими, но холоден.
Шизоид Чрезвычайно творческий, гений. Оригинальный мыслитель, любознательный, самоуверенный, автономный и независимый. Эмоциональная холодность, интровертность, трудности в установлении и поддержании отношений. Чрезмерное равнодушие к похвале или критике. Сдержанный и может проявлять антиобщественное отношение. Склонность к одиночеству, склонность к увлечению своими мыслями.

Когда личностные качества сбалансированы, они могут представлять важные сильные стороны для руководителей семейного бизнеса, позволяя им проявлять великодушное отношение к семье и бизнесу. Напротив, когда черты личности становятся несбалансированными, может возникнуть несколько неадекватных моделей поведения, которые нарушат семейную гармонию и поставят под угрозу успех семейного бизнеса.

На пути к уравновешенной личности: некоторые ключевые шаги

Если мы уделим немного времени и поразмышляем о нашей собственной семье, возможно, будет полезно вернуться к приведенной выше таблице и определить личностные черты, которые характеризуют нас и других членов семьи. обратите внимание, что наша семья представляет собой группу уникальных личностей, каждая из которых обладает взаимозависимыми личностями, оказывающими постоянное и взаимное влияние друг на друга. В деловых семьях взаимодействие между членами семьи имеет тенденцию быть более сильным и глубоким по сравнению с другими семьями. Эта сильная взаимосвязь создает очень сложные системы, в которых качество отношений становится жизненно важным для поддержания групповой гармонии и успеха между поколениями. Поддержание отношений высокого качества требует, чтобы люди брали на себя ответственность за них, по крайней мере, двумя способами.

Первый способ заключается в том, чтобы признать и принять собственные черты характера и сосредоточиться на изменении личности и развитии собственных неуравновешенных черт. На этом первом этапе решающее значение имеет установка на рост и развитие. Открытость для отзывов и советов — ключевое отношение к созданию правильного психологического климата, который позволит нам развивать уравновешенную и здоровую личность. Ниже приведены некоторые стратегии, которые могут помочь нам и нашим клиентам развить уравновешенную личность.

  • Пройдите личностный тест : Может быть полезно пройти личностный тест, чтобы узнать больше о наших собственных личностных чертах: MMPI-2 (Миннесотский многофазный опросник личности)[2] и TCI-Report (Темперамент). и инвентарь персонажей)[3] могут быть хорошими отправными точками.
  • Примите участие в опросе 360 отзывов : После того, как мы определили свои личностные качества с помощью личностного теста, может быть полезно попросить коллег по работе, членов семьи и друзей высказать свое мнение о наших качествах. Использование отчетов, полученных в результате личностных тестов, может помочь нам управлять процессом обратной связи 360.
  • Получить внешний совет : Может быть очень полезно работать с коучем или психологом на протяжении всего процесса самопознания. Внешние консультанты могут стать прекрасным мотивационным ресурсом, особенно в начале процесса.

Вторая часть ответственности в отношениях — это признание и принятие того факта, что у других членов семьи есть свои личности. Это означает, что у них тоже есть свой особый образ мышления, чувств и поведения. Деятельность по распознаванию и признанию собственных личностных черт и черт других людей — выявление личностных черт — является ключом к пониманию того, почему другие ведут себя так, а не иначе. На этом втором этапе отношение любопытства, смирения, сострадания, любви и перспективы является ключом к пониманию сложности межличностных отношений. Этот второй шаг будет легче, если мы хорошо поработали над признанием и принятием собственных личностных черт.

  • Посмотрите в зеркало : Карл Юнг утверждал «Все, что нас раздражает в других, может привести нас к пониманию самих себя». Те черты личности, которые мы замечаем в других и которые глубоко нас беспокоят, могут быть прекрасным отражением тех черт личности, которые неуравновешены внутри нас и требуют дальнейшей работы. Это упражнение часто требует большого смирения и мужества.
  • Будьте любопытны : Активный интерес к личностным качествам других может быть очень полезным. Попробуйте подробнее изучить, какие личностные черты присутствуют в различных контекстах и ​​как личностные черты других людей взаимодействуют с вашими собственными. Активно ищите информацию о близких вам людях и задавайте вопросы об их собственном жизненном опыте.
  • Развивайте свой социальный интеллект: Социальный интеллект можно развивать с помощью практики внимательности, повышая осведомленность о мыслях и чувствах себя и других. После того, как человек осознает черту личности, следующий шаг — обозначить ее и, если уместно, выразить ее другому. Может быть полезно рассмотреть, как это влияет на контекст семейного бизнеса.

Когда мы способны приспосабливаться к изменениям в нашем окружении и способны строить прочные и любящие отношения, когда мы чувствуем себя творческими, в мире с окружающими нас людьми и в гармонии со своим истинным «я», это означает, что мы делаем хорошая работа по развитию и уравновешиванию наших личностных качеств. Чем здоровее мы психологически, тем больше мы можем способствовать созданию позитивного семейного климата и увеличению успеха семейного бизнеса.

[1] Адаптировано из Ceja & de Dou (2014). Роль личности в процессе наследования семейных фирм. Рабочий документ IESE Business School.

Добавить комментарий