Воображение | это… Что такое Воображение?
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 589 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Содержание
|
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
- Основная статья: Творчество как процесс
- Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
- Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
- Инсайт (озарение).
- Проверка решения.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- билингвистический опыт;
- позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- конформность;
- неодобрение воображения;
- жесткие полоролевые стереотипы;
- разделение игры и обучения;
- готовность к изменению точки зрения;
- преклонение перед авторитетами.
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
См. также
- Креативность
- Мечта
- Сила воображения
- Фантазия
Примечания
- ↑ Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
- ↑ Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3.
- ↑ В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»)
Литература
- Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп. ). — СПб., 1890—1907.
- Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
- Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. — 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
- Egan, Kieran. Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Петровский А. В., Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
- Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.
Воображение | это… Что такое Воображение?
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 589 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте».
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.[2]
Содержание
|
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
- Основная статья: Творчество как процесс
- Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
- Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
- Инсайт (озарение).
- Проверка решения.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- билингвистический опыт;
- позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- конформность;
- неодобрение воображения;
- жесткие полоролевые стереотипы;
- разделение игры и обучения;
- готовность к изменению точки зрения;
- преклонение перед авторитетами.
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
См. также
- Креативность
- Мечта
- Сила воображения
- Фантазия
Примечания
- ↑ Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
- ↑ Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3.
- ↑ В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»)
Литература
- Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
- Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. — 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
- Egan, Kieran. Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Петровский А. В., Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
- Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.
ВООБРАЖЕНИЕ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЕГО ВАЖНОСТЬ| ILLUMINATE BLOG
Воображение, сила или способность человека создавать или желать новых идей. Лучшее в этом то, что никто не может контролировать или учить вас вашему воображению, оно полностью ваше собственное и уникальное. Это ваше самостоятельное творчество.
Чем больше вы воображаете, тем больше вы совершенствуете свои творческие способности. Воображение безгранично и играет большую роль в воплощении идей в реальность.
Воображение — это способность создавать и воспроизводить в уме новые объекты, ощущения и идеи без непосредственного участия органов чувств. Это также описывается как формирование переживаний в уме, которые могут быть воссозданием прошлых переживаний, таких как яркие воспоминания с воображаемыми изменениями, или они могут быть полностью выдуманными и, возможно, фантастическими сценами.
Это помогает сделать знания применимыми при решении проблем и имеет основополагающее значение для интеграции опыта и процесса обучения.
Воображение в психологииВоображение — это когнитивный процесс, используемый в умственной деятельности и иногда используемый в сочетании с психологическими образами. Его природа такова, потому что он включает в себя размышления о возможностях.
Родственный термин мысленных образов может быть использован в психологии для обозначения процесса возрождения в уме воспоминаний об объектах, ранее данных в чувственном восприятии.
Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не «продуктивном» или «конструктивном». воображение.
Важность воображения нация в жизниТак почему воображение важно в жизни? Способность воображать вещи пронизывает все наше существо, влияет на все, что мы делаем и о чем думаем.
Это мощный стимулятор мозга, поскольку он заставляет вас думать нестандартно для других людей. Это может помочь вам найти решения, которые ваш мозг может счесть неожиданными, но ваша способность воображать вещи может создавать сценарии, которые решают проблемы наиболее эффективным способом.
Я t важнее знаний?Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Истинный признак интеллекта — не знание, а воображение». Ибо знание ограничено всем, что мы знаем и понимаем, а воображение охватывает весь мир, и все, что нужно будет знать и понимать». Без него не будет никаких новых технологий, которые мы видим сегодня, таких как автомобили, смартфоны и даже человекоподобные роботы.
Плюсы воображения- Первый плюс в том, что это помогает нам повышать уровень творчества.
- Это также может помочь при обдумывании решений некоторых сложных проблем в нашей жизни.
- Если мы правильно представим себе все последствия, последствия (будь то хорошие или плохие) любой ситуации или решения, мы могли бы выбрать лучший способ реализации наших идей и планов.
- Это важная вещь для создания знаний. Без воображения не было бы никакого знания.
- Слишком сильное воображение может быть опасным или может плохо повлиять на наш разум.
- Нужно уметь отличать реальность от своего воображения. Слишком много воображения может создать проблемы для жизни и личности.
- Чрезмерная зависимость от него может быть признаком обсессивно-компульсивного расстройства. Это может создать путаницу при различении реальности и воображаемой вселенной.
Воображение играет важную роль в жизни человека по многим причинам, но его следует контролировать. Поэтому никогда не следует прекращать воображать, но и не следует слишком полагаться на воображение.
Нужно знать разницу между воображением и реальностью и не смешивать их. Его следует использовать для создания новых идей и творений, и не следует постоянно жить в своем воображаемом мире.
Вносит большой вклад в создание знаний. Следовательно, у человека есть свое уникальное воображение. Мир, в котором мы сейчас живем, полон новых технологий, которые являются результатом только нашего воображения.
Посетите другие наши блоги.
- УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ ОСОЗНАННЫХ СНАХ
- УЗНАТЬ СВОИ АМБИЦИИ В ЖИЗНИ
- ВРЕМЯ И ЕГО ЦЕННОСТЬ
- ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ВОР ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?
Харшит Шарма
Что такое воображение и почему оно важно для написания художественной литературы?
В этом посте мы спрашиваем: «Что такое воображение?», смотрим на разницу между воображением и творчеством и обсуждаем, почему это важно для написания художественной литературы. Есть также упражнения для писателей, которые обязательно пробудят ваше воображение.
Воображение, которое часто отбрасывают как нечто фантастическое, на самом деле является всепроникающей функцией человеческого опыта и помогает нам осмысливать мир.
Детские игры
В эти выходные я навестил своего двоюродного брата. В комнату ворвался его трехлетний сын. Ной настаивал, чтобы отец не называл его по имени. Теперь он Рокки, из семьи ротвейлеров.
Маленький мальчик преобразился. Ему хотелось лизать, а не целовать, и есть печенье из миски, стоящей на земле. Мы все согласились с уловкой.
Его творческая игра напомнила мне о моей племяннице Лейле в том же возрасте. Однажды, раздавая воображаемые сладости, она расплакалась. Когда ее мать спросила, что случилось, она закричала: «Ты их все съел!»
Это заставило меня задуматься о воображении и о том, как весело придумывать вещи, сознательно оставлять реальность позади и наслаждайтесь такой умственной игрой. Именно этот «забавный» аспект мы часто забываем как писатели, когда «взрослеем».
А что именно это воображение?
Воображение — это часть нашего разума, которая создает вещи. Именно так мы формируем новые идеи, образы или представления о внешних объектах, которые не воспринимаются органами чувств непосредственно.
Например, когда вы можете увидеть и почти почувствовать красивую шелковую рубашку цвета ириски, которую вы видели в витрине бутика несколько недель назад, или попробовать свой любимый темный шоколадно-кремовый мусс, когда вы на строгой диете.
Иногда наше воображение, как сказала бы моя бабушка, тоже может сыграть с нами злую шутку. Царапающий звук в окне в полночь внезапно становится стеклорезом в стиле компаса хорошо организованного серийного убийцы, врывающегося в вашу спальню. Когда вы отдергиваете шторы, это просто безобидная веточка на ветру.
Распространенные теории
Иммануил Кант, знаменитый философ 18-го века, разработал более широкую теорию воображения, выходящую за рамки узкого физического смысла этого слова.
Кант считал, что воображение вносит значительный вклад в познавательные, эстетические и моральные аспекты нашей жизни. Он синтезируется с тем, как мы думаем, рассуждаем и понимаем мир вокруг нас.
Как и Кант, Дастин Стоукс, молодой философ из Университета штата Юта, интересуется философскими и психологическими объяснениями наших способностей воображения.
В эссе для сборника 2104 года под названием Философия творчества, он говорит, что немногие философы рассматривали различие между воображением и творчеством. Точно так же немногие психологи напрямую проверяли разницу между этими двумя концепциями.
Воображение играет важную роль в нашем опыте искусства, в построении теорий и в повседневной жизни, пишет Стоукс на своем сайте.
Взлеты и падения воображения
Кажется, что наш мозг ведет себя по-другому, когда мы находимся в «режиме воображения», как люди.
LiveScience, веб-сайт научных новостей, сообщил, что реальность и воображение текут в разных направлениях в мозгу.
Визуальная информация из реальных событий течет вверх по от затылочной доли мозга к теменной доле; воображаемых образов стекают из теменной доли в затылочную долю.
На самом деле, в той же статье сообщалось, что использование нашего воображения связано с 11 областями нашего мозга.
Почему это важно для написания художественной литературы?
Воображение — лучший друг писателя. Ни один художник не станет спорить с его богатыми и непостижимыми ресурсами.
Некоторые из нас думают о нем как о глубоком, питательном колодце, другие — как о гигантском волшебном дереве, которое мы видим на краю наших снов, прежде чем мы заснем — и когда у нас часто возникают лучшие идеи.
Однако воображение не является исключительной прерогативой художника. Как люди, это наша основная способность быть творческим. Это часть человеческого инстинкта и поведения, и, как и творчество, его часто отвергают как причудливую — оторванную от разума или суждения — теми, кто не понимает его важности.
Воображение является мощным и даже жизненно важным, когда оно используется, чтобы помочь нам воссоздать что-то более глубокое значение. Другими словами, когда мы используем его, чтобы написать историю и создать ее, чтобы оказать определенное влияние на читателя или аудиторию. Или когда мы используем его, чтобы бросить вызов, ниспровергнуть или изменить то, что мы находим в нашем воображении.
Общий творческий опыт
В своей новаторской книге Инстинкт искусства: красота, удовольствие и эволюция человека (2009) Деннис Даттон, американский философ искусства, выделяет 11 характеристик искусства, другими словами индикаторы (или то, что он называет «сигналами») для искусства, которые признаются в разных культурах и мире.
В книге он говорит, что предметы искусства дают творческий опыт как художнику, так и публике. Он также утверждает, что характеристика воображения, пожалуй, самая важная в общем составе искусства.
Все искусство происходит в воображаемом мире, пишет он. Художественный опыт происходит в театре воображения.
Даттон прав. Тот же самый инцидент с серийным убийцей, оказавшимся веткой, достаточно силен, чтобы заставить вас написать роман ужасов о вымышленном серийном убийце, который похищает молодого главного героя — роман, в котором волнует тысячи читателей по всему миру.
Творчество — это, конечно, еще одна уникальная когнитивная функция, которая пронизывает всю человеческую жизнь, но, возможно, чуть менее непроизвольная, чем воображение или наши воображаемые реакции на окружающую среду.
Воображение и творчество
В то время как воображение позволяет нам заполнять пробелы в нашем человеческом существовании, творчество аналогичным образом позволяет нам соединять часто «противоположные» идеи для создания новых идей, концепций или противоречий между двумя противоположными идеями.
Это то, что часто называют магическим синтезом, термин, введенный итальянским писателем и психоаналитиком Сильвано Ариети (автор Творчество: Магический синтез ) в 1970-х годах.
Этот синтез исследуется Институтом Санте-Фе в статье 2015 года под названием «Как творчество работает в мозгу» . Это то, что происходит в мозгу, когда идеи объединяются таким образом, который необходим для творчества.
Другими словами, поясняется в статье, мозг должен быть одновременно и дивергентным, и конвергентным. Этот процесс хорошо понимают художники, которые часто объединяют радикально разные идеи, чтобы создать новую связь.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: 5 шагов к писательскому творчеству
Воображение к творчеству
Возможно, решающее различие между конструкциями воображения и творчества , по крайней мере для писателей, заключается в том, что наше воображение может создавать ощущения или изображения, которые стимулируют творческие части нашего мозга. Получив этот «образ», мы можем начать превращать его в историю, сознательно манипулируя или перестраивая его, чтобы он соответствовал контексту нашего повествования.
Иными словами, можно представить, каково было бы встречаться с Джорджем Клуни, но потребуются наши творческие способности, чтобы написать целый роман об обычном человеке, который встречается со знаменитым голливудским актером.
Упражнения на воображение
Вот три упражнения, которые помогут развить ваше воображение и креативность.
Для каждого найдите тихое место, где вы можете удобно сесть, закрыть глаза и дать волю своему воображению хотя бы на 30 минут.
После каждого упражнения вы можете записать любые уникальные или вдохновляющие идеи.
1. Воображаемые семьи
Представьте одну из следующих семей в качестве альтернативы:
- Парижская семья во время La Belle Epoque во Франции.
- Марсианская семья по программе обмена с Землей.
- Семья магов.
- Семейство животных, живущих в лесу.
- Семья психопатов Мэнсона в 60-х.
- Семейство рыб в новом аквариуме.
На что был похож опыт? Были ли вы удивлены тем, что предложило вам ваше воображение?
2. Натюрморт
Представьте себе стол перед вами, пустой, если не считать белоснежной скатерти. В данный момент вы художник, раскладывающий предметы для натюрморта маслом.
- Что ты поставишь на стол? (Фрукты, цветы и т. д.) Как вы расположите эти предметы? Увидьте все это в своем уме.
- Теперь добавьте еще чувств помимо зрительных. Что вы пахнете ? Что объекты ощущаются как ? что ты можешь слышите на заднем плане?
- Наконец, начните представлять, кто вы есть в роли этого художника. Как выглядит ваша студия? Что вас вдохновляет? Для кого картина?
3. Персонажи оживают
В этом упражнении подумайте о персонаже из вашей любимой книги или рассказа. При желании вы можете перечитать часть рассказа или романа.
- Как они выглядят в вашем воображении?
- Во что они одеты, как вы их себе представляете?
- Что они делают?
- Вы «слышите» их голоса или смех?
- Что еще приходит на ум?
Последнее слово
Надеюсь, я ответил на вопрос «Что такое воображение?», объяснил разницу между воображением и творчеством и показал, почему это важно для написания художественной литературы.