Учебная литература по юридической психологии
Пашин В.М., Деулин Д.В., Маслак О.Н. Учебное пособие
Достаточно часто человек в процессе своей жизнедеятельности создаем что-либо новое — макет учебника, эскиз здания, лекало новой модели одежды и т.д. Таким образом, рассматривая этот процесс, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения. Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений Воображение — это также и психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — активное и пассивное. Последнее, в свою очередь делится на произвольное и непроизвольное. Произвольное воображение — возникает в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Непроизвольное воображение — констатируют при непреднамеренности возникновения образов или предметов под влиянием слов или звуков. Следует иметь в виду, что вся деятельность воображения человека может быть в состоянии вдохновения, сосредоточена на предмете творчества. Но никогда вдохновение не приходит к ленивым людям. Да и вдохновение возможно тогда, когда накоплен большой опыт наблюдения, выяснен замысел произведения, понятна идея. Вот тогда возникает вопрос, как выразить задуманное. Причем чем оригинальнее и дерзновеннее замысел, тем труднее его осуществить. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Мечта — это тоже воображение, но направленное в будущее, на перспективу жизни и деятельности человека. Она вдохновляет человека, заставляет искать пути ее осуществления, помогает бороться с трудностями.
Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника. Следователю в своей работе необходимо обращать внимание на такие особенности воображения участников следственного процесса, как[3]:
Таким образом, воображение — это создание у человека нового в форме образов представлений (например, человек, читающий книгу, живет жизнью литературных героев). [1] См.: Маклаков А.Г. Указ. раб. [2] См.: Романов В.В. Указ. раб. [3] См.: Семенова О.В. Указ. раб.
|
Воображение это (в психологии)
«Представьте себе…» Сколько раз приходилось вам слышать этот призыв? И вы послушно представляли, запуская удивительный механизм человеческой психики — воображение.
А как работает этот механизм, как пробуждается фантазия? Что позволяет изобретателю придумать новое устройство, а писателю создать образ героя или даже целого мира, в котором действует этот герой, — мира, никогда не существовавшего в реальности?
Что же такое воображение? Каковы его природа и виды? Как можно его стимулировать?
Общие сведение и принципы работы
Воображение как психический процесс стоит немного особняком от других, сходных с ним явлений психики. Обычно воображение изучается в комплексе с такими процессами, как память, мышление и восприятие, — у них действительно много общего.
Особенности воображения в том, что, скорее всего, из всех живых организмов свойственно оно только человеку. А еще, например, в том, что, в отличие от уже упомянутых памяти и восприятия, оно изучено совсем не так детально. Виды и функции, черты и свойства воображения в психологии пока представляют собой скорее гипотезы и догадки, чем подтвержденные факты.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Потому и самый распространенный заголовок главы о воображении в учебниках «Общая характеристика воображения» можно воспринимать буквально. На сегодняшний день психология и в самом деле может охарактеризовать воображение лишь в общем, однако именно эта способность психики дает нам надежду, что в недалеком будущем понятие о воображении будет гораздо полнее.
Наверное, нет нужды объяснять, насколько велика роль воображения в жизни человека. Самые важные функции воображения — это познавательная (которая активизируется в ситуациях недостатка информации и помогает выдвигать гипотезы) и аффективно-защитная.
Рекомендуем: Галлюцинации — это
Последняя оберегает психику от нежелательных переживаний и травм и особенно активна у детей. Также важна функция планирования, которая позволяет создавать образ желаемого в будущем объекта и намечать возможности его достижения.
Велика роль воображения и для науки, в рамках которой оно изучается. Как предполагают некоторые авторы, психология могла начать развиваться именно из-за интереса к этому психическому процессу, который, затмевая остальные, вызывал больше всего вопросов и восхищения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Какое определение интересующего нас понятия принято сейчас в науке? Оно довольно простое: способность к созданию новых психических образов на основе тех, которые уже сохранены в психике человека.
Иными словами, новые образы строятся путем перестройки тех, которые находятся в памяти (вот и связь с памятью), или тех, что получены с помощью ощущения и восприятия (о связи с этими процессами мы тоже уже говорили). Без такого «фундамента» воображение работать не может: поэтому, к сожалению, глухой человек никогда не сможет представить пение птиц или шум моря, а слепой не поймет, чем красный цвет отличается от зеленого.
Рекомендуем: Что такое интуиция?
Каковы психологические механизмы воображения? Иначе говоря, какие процессы лежат в основе его работы? Основных таких процессов (еще их называют приемы воображения) четыре.
- Акцентирование — выделение отдельной черты объекта и утрированное ее изображение.
- Типизация — создание обобщенного образа, включающего в собирательном виде черты многих других (вспомним собирательные образы героев в литературе).
- Преувеличение или преуменьшение отдельных характеристик объекта.
- Комбинирование — создание нового образа путем сочетания черт нескольких исходных.
Разнообразие форм
Виды воображения многочисленны. Вернее даже сказать, многочисленны параметры для их выделения. Например, таким параметром может быть преднамеренность.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Вспомним начало текста: «Представьте себе…» Это воображение, запущенное сознательно, иначе говоря, произвольное. Непроизвольное же начинает работать само по себе: это сновидения, образы, возникающие в состоянии полудремы и ему подобных.
Рекомендуем: Одаренность — что это такое?
Различают такие формы воображения, как активное и пассивное. Пассивное воображение подчиняется субъективным факторам и создает образы, которые не реализуются и часто не могут реализоваться вообще. С активным видом мы имеем дело тогда, когда есть намерение представить что-то конкретное, то есть этот вид смыкается с произвольным, о котором было упомянуто раньше.
Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее (репродуктивное) — это представление по описанию, рисунку, чертежу, рассказу. Творческое, или продуктивное воображение уже своим названием наглядно демонстрирует, как связаны воображение и творчество. Это создание совершенно новых образов, которые затем, как правило, воплощаются в оригинальных творческих результатах (будь то наука, искусство, техника или иная сфера деятельности). Творческое воображение — более сложный процесс, чем воссоздающее.
Как видно, виды воображения и параметры их выделения в различных классификациях накладываются друг на друга и пересекаются, что еще раз свидетельствует о том, что этот психический феномен пока не изучен достаточно полно и основательно.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Как подтолкнуть
Развитое воображение — мечта многих, но как же его развивать? Московский специалист по когнитивным исследованиям кандидат психологических наук Мария Фаликман среди всех видов стимуляции творчества выделяет два самых известных и эффективных.
- Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), предложенная советскими учеными.
- Синектика — разработка американских психологов.
Первый метод хорош именно для изобретателей. Что он нам предлагает? Например, такой необычный и даже, на первый взгляд, забавный способ. Представим, что стоящую перед вами задачу решают множество маленьких человечков.
Они могут передвигаться, выполнять различные манипуляции — все что угодно, лишь бы решение было найдено. Такой прием помогать увидеть работу будущего механизма и открывает перед изобретателем картину того, как его приспособление должно быть устроено.
Второй способ построен на аналогиях. При решении задачи нужно попытаться найти что-то, что работает сходным образом. Аналогия может быть проведена даже с человеческим телом! Например, все оно — организация, части — ее отделы. Как части связываются между собой, как достигается их согласованная работа?
Рекомендуем: Что значит: инсайт?
Возможно, нечто подобное применимо и в реальной организации. Возможна и фантастическая аналогия. Как привлечь покупателя в магазин? Пусть магазин придет к нему сам! Отсюда и идея интернет-покупок.
Но что, если конкретной задачи пока нет, а хочется просто обладать богатой фантазией? Как развить воображение вообще, безотносительно к сфере деятельности и наличию или отсутствию определенной проблемы? Есть несколько упражнений, которые стимулируют развитие воображения.
- Буриме — игра, известная не одно столетие. Нужно сочинять стихи с заранее заданными рифмами.
- Обсуждение искусства. Придумывайте свои трактовки живописи (особенно абстрактной), музыки или литературных произведений, опишите ассоциации, которые вызывают у вас предметы искусства.
- Поставить себя на место другого — хороший способ подтолкнуть фантазию. Это может быть даже случайно встреченный прохожий. Куда он идет, что любит? С какими ситуациями сталкивается каждый день? А как бы в них себя вели вы?
- Собирайте коробку воспоминаний — открыток, вырезок из газет, билетов, понравившихся мелочей… Нужен свежий взгляд? Достаньте из коробки вещь наугад и постарайтесь найти связь между ней и текущим положением дел.
- Список ассоциаций. Составьте список любимых (или ненавистных) вещей и к каждой подберите несколько ассоциаций. Чем дальше они от реальности, тем лучше.
- Незаконченный рисунок. Это парная игра. Первый человек рисует несколько хаотичных линий, а второй потом пытается дорисовать элементы так, чтобы получилось осмысленное изображение.
Это, пожалуй, даже не упражнения, а игры: их выполнение больше похоже на развлечение, а не на серьезную, напряженную деятельность. Развивать воображение такими способами не только полезно, но и приятно. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Внимательность и «психологическое воображение»
. 2020 июнь;42(5):1184-1201.
дои: 10.1111/1467-9566. 13093. Epub 2020 16 апр.
Даниэль Неринг 1 , Эшли Фроули 2
Принадлежности
- 1 Международная школа социальной работы, Восточно-китайский университет науки и технологии, Шанхай, Китай.
- 2 Общественное здравоохранение, политика и социальные науки, Колледж наук о человеке и здоровье, Университет Суонси, Суонси, Великобритания.
- PMID: 32297358
- DOI: 10.1111/1467-9566.13093
Даниэль Неринг и соавт. Социальное здоровье Illn. 2020 июнь
. 2020 июнь;42(5):1184-1201.
дои: 10.1111/1467-9566.13093. Epub 2020 16 апр.
Авторы
Даниэль Неринг 1 , Эшли Фроули 2
Принадлежности
- 1 Международная школа социальной работы, Восточно-Китайский университет науки и технологии, Шанхай, Китай.
- 2 Общественное здравоохранение, политика и социальные науки, Колледж наук о человеке и здоровье, Университет Суонси, Суонси, Великобритания.
- PMID: 32297358
- DOI: 10. 1111/1467-9566.13093
Абстрактный
Мы анализируем рост «осознанности» в англоязычных медиа-дискурсах и контекстуализируем его с точки зрения его выражения устойчивого лежащего в основе «психологического воображения» в современном мышлении о социальных проблемах. Инверсия широко цитируемого социологического воображения Ч. Райта Миллса, психологическое воображение опирается на авторитет медицины и науки, рассматривая социальные проблемы как частные интересы, коренящиеся в индивидуальной биологии, менталитете и поведении. Мы анализируем роль, которую академические заявления, коммерческие интересы и средства массовой информации сыграли в росте внимательности с конца XIX века.70-х годов и далее. Сначала мы наносим на карту перевод внимательности из буддийской философии в западную психотерапию и популярную психологию, прежде чем рассматривать ее появление и выражение в публичной сфере заявлений средств массовой информации. Мы утверждаем, что там, где социологическое воображение «обещало» прежде всего трактовку личных проблем как общественных проблем и понимание «человеческого разнообразия», порожденного мириадами образов жизни, психологическое воображение обещает изоляцию общественных проблем как частных интересов, коренящихся в индивидуальных проблемах. биология, психика и поведение. Психологическое воображение пронизывает выражение осознанности как решения социальных проблем и символизирует сравнительный упадок предположений, подразумеваемых призывом Миллса 20-го века к социологам.
Ключевые слова: внимательность; средства массовой информации; социальное строительство; социальные проблемы; социологическое воображение.
© 2020 Авторы. Социология здоровья и болезней, опубликованная John Wiley & Sons Ltd от имени Фонда SHIL (SHIL).
Похожие статьи
Социология: потерянная связь в социальной психологии.
Ойши С., Кесебир С., Снайдер Б.Х. Оиси С. и др. Pers Soc Psychol Rev. 2009 Nov; 13 (4): 334-53. дои: 10.1177/1088868309347835. Pers Soc Psychol Rev. 2009. PMID: 19815492 Обзор.
Актуальность теории не-я в современной внимательности.
Джайлз Дж. Джайлз Дж. Curr Opin Psychol. 2019 авг; 28: 298-301. doi: 10.1016/j.copsyc.2019.03.016. Epub 2019 2 апр. Curr Opin Psychol. 2019. PMID: 31112909 Обзор.
Помощь специалистам в области здравоохранения и социальной помощи в развитии «представления о неравенстве»: модель для использования в образовании и на практике.
Харт А, Холл В, Хенвуд Ф. Харт А. и др. J Ад Нурс. 2003 март; 41(5):480-9. doi: 10.1046/j.1365-2648.2003.02555.x. J Ад Нурс. 2003. PMID: 12603573
Внимательность и личная идентичность в западном культурном контексте: призыв к большему космополитизму.
Панайоти А. Панайоти А. Транскульт психиатрии. 2015 авг; 52 (4): 501-23. дои: 10.1177/1363461515573106. Epub 2015 12 марта. Транскульт психиатрии. 2015. PMID: 25765440
Современное движение осознанности и вопрос о не-я1.
Сэмюэл Г. Сэмюэл Г. Транскульт психиатрии. 2015 авг; 52 (4): 485-500. дои: 10.1177/1363461514562061. Epub 2014 5 декабря. Транскульт психиатрии. 2015. PMID: 25480489
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Алидина, С. и Адамс, Дж. (2010) Внимательность на работе: основы для чайников. Милтон: Wiley Publishing Australia.
- Альтейде, Д.Л. и Шнайдер, CJ (2013) Качественный анализ СМИ. Тысяча Дубов: Мудрец.
- Остин, Г. (1994) Сейчас и дзен. Возраст. Нексис, стр. 19.
- Бэтчелор, С. (2014) The Everyday Sublime. В Bazzano, M. (ed) After Mindfulness: New Perspectives on Psychology and Meditation. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
- Бест, Дж. (2006) Аромат месяца: почему умные люди влюбляются в причуды. Беркли: Калифорнийский университет Press.
термины MeSH
Творчество и воображение | Настоящее счастье
您在這裡
首頁 / Инициативы / Творчество и воображение
Креативность и воображение
Ученые-психологи определяют креативность как создание идей или продуктов, которые являются одновременно оригинальными и ценными. Творчество опирается на воображение, на сознательное представление того, что не существует непосредственно для чувств. Несмотря на то, что количество и качество исследований креативности возросло после выступления президента Дж. П. Гилфорда перед Американской психологической ассоциацией в 1950 году, эта фундаментальная человеческая способность остается недостаточно изученной по сравнению с другими важными психологическими феноменами. В настоящее время мы проводим ряд различных исследовательских проектов, направленных на то, чтобы лучше понять причины и последствия творчества, а также способы его повышения.
Мотивация и творчество
Одним из важных факторов, предшествующих творческому поведению, является мотивация. Почему люди занимаются творчеством? Какие преимущества, если таковые имеются, они ожидают? Прошлые исследования по этой важной теме показали, что люди с внутренней мотивацией, как правило, более креативны. Другими словами, люди, которые занимаются творческой деятельностью ради самой деятельности (а не ради внешних ограничений вознаграждения), лучше способны выдвигать оригинальные и ценные идеи. Кроме того, небольшой, но растущий объем литературы предполагает, что просоциальная мотивация, определяемая как желание внести свой вклад в жизнь других, также может способствовать творческому мышлению. Наши текущие исследовательские проекты направлены на расширение научного понимания роли мотивации в творчестве путем дальнейшего изучения специфики мотивации создателей и взаимосвязи между мотивацией, достижениями и благополучием.
Творчество и хорошее самочувствиеПрошлые исследования показывают, что творческая деятельность может иметь терапевтические преимущества и улучшать самочувствие. Однако на сегодняшний день мало исследований изучали механизмы, объясняющие, как творческое мышление может приносить свои преимущества. Текущие исследовательские проекты в нашем центре изучают возможность того, что творческое мышление может улучшить самочувствие за счет повышения когнитивной гибкости и способности решать проблемы, предоставляя людям важное чувство мастерства и свободы действий, а также помогая людям ощутить преимущества после преодоления невзгод.