Воображение и его виды – Воображение. Виды воображения. | Psylist.net

Воображение. Виды воображения. | Psylist.net

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Вконтакте

Facebook

psylist.net

Воображение человека — понятие, виды, функции

Способности

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее.  Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые —  неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное  воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта. Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого,  нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к  уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

 Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс  выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки  и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  •  Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность.  Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим  раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное  условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

psyh.info

Виды воображения

Классификация воображения в психологии

Все новое, фантастическое и нереальное рождается в сознании человека из полученной ранее информации. Поскольку воображение есть процесс созидания, то в нем принимают участие интеллект, мышление, внимание и память. Каждый этап и элемент воображения человек обязательно осознает.

Психологи выделяют несколько видов воображения, которые показаны на схеме ниже.

К основным видам воображения специалисты относят активное и пассивное воображение:

  • Активное воображение. Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено в будущее и оперирует временем как определенной категорией – человек не теряет чувства реальности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю;
  • Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются».
  • По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте;

  • Продуктивное или творческое воображение. Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения. Оно рождает не существующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в один полноценный образ. Образы могут самые разные – сказочные, фантастические, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий – поэтам, ученым, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры;
  • Репродуктивное или воссоздающее воображение. Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.

Воображения разных людей различны по легкости, силе, яркости, что зависит от таланта, скрытого потенциала, врожденных задатков, возраста человека.

Помимо видов воображения важно отметить типы воображения в психологии. Проще всего определяются такие типы:

  • Визуальный или зрительный тип. При данном типе воображения у человека возникают зрительные образы;
  • Аудитивный или слуховой тип. Люди, обладающие данным типом воображения, проще всего вызывают представления слуховые. Например, хорошо представляют тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта;
  • Моторный или подвижный тип. Представления направлены на активные движения. При прослушивании музыки, например, люди с данным типом непроизвольно начинают отбывать ритм, представлять исполнителя. Таким типом чаще всего обладают представители творческих профессий – актеры, танцоры и др.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением. Воображение привлекало внимание психологов, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными.

Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью.

П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения.

В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются. Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию.

В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания.

А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов.

Воображение не относится ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя и содержит в себе их признаки.

spravochnick.ru

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых. На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной. Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

psychologist.tips

его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

Воображение
– психический процесс создания образа
предмета, ситуации путем перестройки
имеющихся представлений. Образы
воображения не всегда соответствуют
реальности; в них есть элементы фантазии,
вымысла. Если воображение рисует сознанию
картины, которым ничего или мало что
соответствует в действительности, то
оно носит название фантазии. Если
воображение обращено в будущее, его
именуют мечтой. Процесс воображения
всегда протекает в неразрывной связи
с двумя другими психическими процессами
– памятью и мышлением.

Виды
воображения

  • Активное
    воображение – пользуясь им, человек
    усилием воли, по собственному желанию
    вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное
    воображение – его образы возникают
    спонтанно, помимо воли и желания
    человека.

  • Продуктивное
    воображение – в нем действительность
    сознательно конструируется человеком,
    а не просто механически копируется или
    воссоздается. Но при этом в образе она
    все же творчески преобразуется.

  • Репродуктивное
    воображение – ставится задача
    воспроизвести реальность в том виде,
    какова она есть, и хотя здесь также
    присутствует элемент фантазии, такое
    воображение больше напоминает восприятие
    или память, чем творчество.

Функции
воображения:

  1. Образное
    представление действительности;

  2. Регулирование
    эмоциональных состояний;

  3. Произвольная
    регуляция познавательных процессов и
    состояний человека;

  4. Формирование
    внутреннего плана действий.

Способы
создания образов воображения:

  • Агглютинация
    – создание образов посредством
    соединения любых качеств, свойств,
    частей.

  • Акцентирование
    – выделение какой-либо части, детали
    целого.

  • Типизация –
    наиболее сложный прием. Художник
    изображает конкретный эпизод, который
    впитывает в себя массу аналогичных и
    таким образом является как бы их
    представителем. Так же формируется и
    литературный образ, в котором
    концентрируются типичные черты многих
    людей данного круга, определенной
    эпохи.

Процессы
воображения, как и процессы памяти,
могут различаться по степени произвольности,
или преднамеренности. Крайним случаем
непроизвольной работы воображения
являются сновидения, в которых образы
рождаются непреднамеренно и в самых
неожиданных и причудливых сочетаниях.
Непроизвольной в своей основе также
является деятельность воображения,
развертывающаяся в полусонном, дремотном
состоянии, например перед засыпанием.

Среди
различных видов и форм произвольного
воображения можно выделить воссоздающее
воображение, творческое воображение и
мечту.

Воссоздающее
воображение проявляется тогда, когда
человеку необходимо воссоздать
представление объекта, как можно более
полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется
тем, что человек преобразует представления
и создает новые не по имеющемуся образцу,
а самостоятельно намечая контуры
создаваемого образа и выбирая для него
необходимые материалы.

Особой
формой воображения является мечта –
самостоятельное создание новых образов.
Главной особенностью мечты является
то, что она направлена на будущую
деятельность, т.е. мечта – это воображение,
направленное на желаемое будущее.

Если
произвольное, или активное, воображение
преднамеренно, т.е. связано с волевыми
проявлениями человека, то пассивное
воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Преднамеренное
пассивное воображение создает образы,
не связанные с волей. Эти образы получили
название грез. В грезах наиболее ярко
обнаруживается связь воображения с
потребностями личности. Преобладание
грез в психической жизни человека может
привести его к отрыву от реальной
действительности, уходу в выдуманный
мир, что, в свою очередь, начинает
тормозить психическое и социальное
развитие этого человека.

Непреднамеренное
пассивное воображение наблюдается при
ослаблении деятельности сознания, его
расстройствах, в полудремотном состоянии,
во сне и т.д. Наиболее показательным
проявлением пассивного воображения
являются галлюцинации, при которых
человек воспринимают несуществующие
объекты. При классификации видов
воображения исходят из двух основных
характеристик. Это степень проявления
волевых усилий и степень активности,
или осознанности.

studfiles.net

19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.

Воображение

  • универсальная
    человеческая способность
    (Л. С. Выготский) построения новых
    целостных образов действительности
    путем переработки эмоционально-смыслового
    образа. Л. С. Выготский применение
    понятия психологической системы
    (психологическая структура деятельности,
    выполняет функции конкретной деятельности
    для достижения цели).

  • одна
    из форм
    психического отражения
    мира

  • психический
    процесс
    ,
    заключающийся в создании новых образов
    (представлений) путем переработки
    материала восприятий и представлений,
    полученных в предшествующем опыте
    (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский).

  • специфическая
    деятельность (Л. Д. Столяренко,
    Б. М. Теплов)

  • это
    образное конструирование, создание
    понятия о предмете. Проектирование
    схем действий с ними еще до того, как
    сложится это понятие, а схема получит
    отчетливое, реализуемое в конкретном
    механизме выражение.

Воображение
проявляется в:

  • построении
    образа средств и конечного результата
    предметной деятельности субъекта

  • создание
    программного поведения, когда проблемная
    ситуация имеет неопределенный характер.

  • продуцирование
    образов, которые не программируют, а
    занимают деятельность.

Различия
восприятия и воображения:

Восприятие
— это отражение предметов и явлений в
совокупности их свойств и частей при
непосредственном воздействии их на
органы чувств.

Образы,
рождаемые воображением человека, всегда
несут в себе нечто, чего нет в реальной
действительности, достраивание
реальности.

Сновидения
можно отнести 
к  разряду  пассивных и непроизвольных
форм воображения. Подлинная их роль 
в  жизни  человека  до  сих 
пор  не  установлена,  хотя
известно, что в сновидениях человека
находят выражение и удовлетворение
многие жизненно важные потребности, 
которые в силу ряда причин не могут
получить реализации в жизни.

Галлюцинациями
называют фантастические видения, не
имеющие, по-видимому, почти никакой 
связи с окружающей человека
действительностью. Обычно они, являясь
результатом тех  или  иных 
нарушений  психики  или работы
организма, сопровождают многие болезненные
состояния.

Грезы,
в отличие от галлюцинаций,– это вполне
нормальное психическое  состояние, 
представляющее  собой фантазию,
связанную с желанием.

Мечтой
называют форму особой внутренней
деятельности, заключающуюся в создании
образа того, что человек желал бы
осуществить. Мечта от грезы отличается
тем, что   она   несколько  
более   реалистична  и  в 
большей  степени  связана с
действительностью,  т.е.  в 
принципе  осуществима.

Виды
воображения.

  1. по
    способу регуляции:

  • произвольное
    (активное) — образы сознательно формируются
    и преобразуются в соответствие с целями;

  • непроизвольное
    (пассивное) – образы трансформируются
    непроизвольно, которые совершаются
    под воздействием малоосознанных
    потребностей, влечений.

  1. в
    зависимости от характера образов:

  • конкретное

  • абстрактное

  1. по
    качеству продуктивности

  • продуктивное
    (творческое)

  • репродуктивное
    (воссоздание действительности такой,
    какая она есть)

  1. по
    приемам воображения
    :


агглютинация — соединение несоединимых
в реальности объектов;


гиперболизация — увеличение или
уменьшение предмета и его частей;


схематизация — выделение различий
и выявление черт сходства;


типизация — выделение существенного,
повторяющегося в однородных явлениях.

Функции
воображения:

  1. Представляет
    действительность в образах и дает
    возможность пользоваться ими при
    решении задач, эта функция тесно связана
    с мышлением. Наглядно-образное мышление
    отражает способность человека к
    оперированию образами.

  2. Произвольная
    регуляция познавательных процессов и
    состояний человека: памяти, восприятия,
    мышления, внимания, речи, эмоций. Образ
    воображения выступает как системообразующий
    фактор.

  3. Формирование
    внутреннего плана действий, способность
    выполнять их в уме, манипулируя образами.

  4. Программирование
    и планирование деятельности, составление
    программ, оценка их правильности и
    процесса реализации.

  5. Регуляция
    эмоциональных состояний.

Воображение
и творчество.

Выготский
Л.С. «Воображение и творчество в детском
возрасте».

  • Воображение играет
    существенную роль в каждом творческом
    процессе, особенно в художественном
    творчестве. Произведение – это процесс
    создания новых образов, которые могут
    быть пластичными носителями идей. (При
    этом существует обратная зависимость
    — воображение формируется в процессе
    творческой деятельности).

  • Творческая
    деятельность (Л.С.Выготский) — «деятельность
    человека, которая создает нечто новое.

  • Творчество создание
    новых образов или действий. Мозг не
    только сохраняет и воспроизводит
    прежний опыт человека, но он также
    комбинирует, творчески перерабатывает
    в новое.

  • творческая
    деятельность, основанная на комбинирующей
    способности мозга есть воображение.

  • Воображение
    является основой всякой творческой
    деятельности и проявляется во всех
    сторонах культурной жизни и делает
    возможным художественное, научное и
    техническое творчество.

  • Творческие процессы
    обнаруживаются в играх детей, которые
    всегда представляют собой творческую
    переработку пережитых впечатлений, их
    комбинирование и построение из них
    новой действительности.

  • Именно умение из
    элементов создавать построение,
    комбинировать старое в новые сочетания
    и есть основа творчества.

studfiles.net

10. Воображение, его функции и виды.

Человек
как субъект действия не только созерцает
и познает, но и изменяет мир, преобразует
природу, создает предметы, которых в
ней нет. Человек не мог бы совершать
всего этого, если бы он не представлял
себе результата своих действий. Чтобы
преобразовывать мир на практике, надо
уметь преобразовывать его мысленно, в
представлении.

Психический
процесс, заключающийся в создании новых
образов (представлений) путем переработки
материала восприятия и представлений,
полученных в предшествующем опыте,
называется воображением. Воображение
присуще только человеку. В представлении
ожидаемого результата с помощью фантазии
состоит коренное отличие человеческого
труда от инстинктивного поведения
животных.

Воображение
находится в тесной связи со всеми
сторонами жизнедеятельности человека.
Оно неразрывно связано с памятью,
опираясь на ее процессы, перерабатывая
и преобразуя то, что хранит память.
Воображение активно включается в
восприятие, обогащая воспринимаемые
образы. Так, восприятие произведений
живописи становится более содержательным,
эмоциональным, когда в нем принимает
участие воображение. Тесные связи
существуют между воображением и
мышлением. Это особенно ярко проявляется
в ситуации неопределенности и
недостаточности условий для решения
той или иной задачи. И мышление, и
воображение возникают в проблемной
ситуации, мотивируются потребностью
личности, основываются на опережающем
отражении. Но опережающее отражение
действительности, осуществляемое в
процессе воображения, происходит в виде
ярких представлений, в то время как
опережающее отражение в процессах
мышления осуществляется путем оперирования
понятиями, позволяющими обобщенно и
опосредованно познавать окружающее.

Воображение
играет очень важную роль в жизни и
деятельности человека. Среди множества
его функций наиболее значимыми являются
следующие:

  1. целеполагание
    и планирование. Будущий результат и
    возможности его достижения изначально
    создаются в воображении субъекта;

  2. познавательная.
    Воображение осуществляет мысленный
    отход за пределы непосредственно
    воспринимаемого, конструирует понятие
    о предмете еще до того, как сложится
    само это понятие;

  3. приспособительная.
    В психике ребенка возникает конфликт
    между избытком внешней информации и
    недостатком средств, необходимых для
    понимания и объяснения окружающего. В
    этих условиях детский мозг непременно
    должен противопоставить обрушивающемуся
    на него внешнему потоку информации
    средство, которое позволило бы
    перекомбинировать исходный материал
    и таким образом увеличить объем
    воспринимаемого, например, сказки и
    мифы;

  4. психотерапевтическая.
    Почему дети рассказывают «страшилки»?
    Это своеобразная защита от страхов,
    которые появляются у детей на определенном
    этапе развития.

По
степени активности и осознанности
человеком создания им новых образов
воображение может быть непроизвольным
(пассивным) и произвольным (активным).
При непроизвольном новые образы возникают
под воздействием малоосознанных или
неосознанных потребностей, влечений и
установок. Такое воображение работает,
как правило, тогда, когда человек спит,
находится в дремотном состоянии, в
грезах и т.д.

Произвольное
воображение представляет собой процесс
преднамеренного построения образов в
связи с сознательно поставленной целью
в той или иной деятельности. Для такого
вида воображения характерно осознание
не только цели, но и мотивов деятельности,
понимание того, ради чего продуцируются
новые образы. Произвольное воображение
возникает в раннем возрасте, и наибольшее
развитие получает в детских играх.

По
степени уникальности воображение
подразделяют на воссоздающее
(репродуктивное) и творческое. Воссоздающее
воображение характеризуется тем, что
в его процессе создаются субъективно
новые образы, т.е. образы, новые для
данного индивида, которые объективно
уже существуют в определенных предметах
культуры. Воссоздание образа может
происходить на основе словесного
описания, восприятия изображений в виде
картин, схем и т.д. Воссоздающее воображение
играет важную роль в жизни человека.
Оно позволяет людям обмениваться опытом
и помогает каждому человеку овладеть
достижениями других людей.

Творческое
воображение является самостоятельным
созданием новых образов, которые
реализуются в оригинальных продуктах
деятельности. Это продуцирование
оригинального образа без опоры на
готовое или условное описание. Названный
вид воображения играет важную роль во
всех видах творческой деятельности.

Особой
формой воображения является мечта. Она
всегда направлена в грядущее. Мечта
позволяет человеку намечать будущее и
организовывать поведение для его
осуществления. Образы, которые, человек
создает в своих мечтах, отличаются
ярким, живым, конкретным характером и
эмоциональной насыщенностью,
привлекательностью для субъекта. Однако
мечты полезны лишь тогда, когда они
связывают желаемое будущее с настоящим.
Если такой связи нет, то из стимула
действия мечта может превратиться в
грезы, нереальную мечту. Необходимым
элементом научного и художественного
творчества представляется фантазия. В
фантазии конструируются новые образы,
часто далекие от реальных образов.
Фантастические образы служат тому,
чтобы найти образное объяснение
непонятным явлениям и восполнить
информационный дефицит. Часто в психологии
термины «воображение» и «фантазия»
отождествляются.

Для
создания новых и преобразования уже
существующих образов в воображении
используется ряд приемов. К ним относится
прежде всего комбинирование — сочетание
отдельных элементов различных образов
предметов в новых более или менее
необычных комбинациях. Частным случаем
комбинирования является агглютинация
— создание новых образов на основе
«склеивания» представлений, в повседневной
жизни несоединимых. На основе агглютинации
были созданы мифологические образы
кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный
образ русалки и др. Агглютинации
встречаются не только в искусстве, но
и в технике (троллейбус, аэросани,
танк-амфибия).

Другим
приемом воображения является акцентирование
— подчеркивание тех или иных черт. Это
осуществляется на основе выделения,
абстрагирования и преобразования
существенных особенностей предмета
или явления. Прием акцентирования
выражается, например, в выделении
каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

Один
из приемов создания фантастических
образов называется гиперболизацией.
Он заключается в увеличении или уменьшении
предметов, явлений или образов. Посредством
этого приема созданы сказочные и
мифологические великаны и гномы.
Гиперболизация может заключаться не
только в увеличении или уменьшении
размеров и пропорций, но и в изменении
количества частей предмета или образа,
например, в создании образов многоруких
богинь, одноглазого циклопа, дракона с
тремя головами.

Степень
легкости или трудности мысленного
преобразования предметов, действий,
явлении в большой мере характеризует
отношение личности к миру. Некоторые
люди скованы ситуацией и подчинены
реальности настолько, что мысленное
преобразование окружающей действительности
для них затруднено и даже невозможно.
Для другим людей, напротив, всякая
реальная ситуация выступает как исходный
пункт и материал для преобразующей
деятельности.

11.
Память — способность к воспроизведению
прошлого опыта, одно из основных свойств
нервной системы, выражающееся в
способности длительно хранить информацию
и многократно вводить ее в сферу сознания
и поведения. Выделяют процессы запоминания,
сохранения и воспроизведения, включающего
узнавание, воспоминание, собственно
припоминание. Различают память
произвольную и непроизвольную,
непосредственную и опосредствованную,
кратковременную и долговременную.
Особые виды памяти: моторная
(память-привычка) , эмоциональная или
аффективная (память «чувств») , образная
и словесно-логическая. 
  
Впечатления, которые человек получает
об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при
необходимости и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются
памятью.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о