Воспитание самостоятельности у детей: Формирование самостоятельности у детей | Блог 4brain

Содержание

Формирование самостоятельности у детей | Блог 4brain

Недавно было проведено исследование, которое показало, что в России примерно 40% молодых людей уже обзавелись к зрелому возрасту (18-35 лет) собственным гнездышком, более четверти опрошенных сказали, что все еще проживают с родителями, и 27% респондентов снимают жилье. По словам экспертов, ключевым мотивом приобрести свою недвижимость является желание начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей [ТАСС, 2021].

Мнение, что настоящая самостоятельность начинается только за пределами отчего дома, – это распространенный стереотип, причем не только среди детей, но и среди родителей. Если ребенок живет отдельно от взрослых, это еще не является гарантией того, что он будет сам решать свои вопросы. На самом деле самостоятельность формируется еще в дошкольном возрасте (если быть точнее, период «я сам» начинается с трех лет) и это длительный и трудоемкий процесс. О том, как сформировать и развить самостоятельность у детей, когда следует начинать это делать и почему этот навык важен не только младшему поколению, но и родителям, расскажем в нашей статье.

В чем польза?

Перед родителями часто встает выбор между «научить» и «сделать самим». Некоторые предпочитают выбрать второе: так они экономят свое время и избегают непредсказуемого результата. Например, проще и быстрее самому покормить ребенка, чем ждать, пока он сам поест. Подобное поведение в итоге приводит к тому, что ребенок вместо естественного желания «я хочу сделать это сам» начинает испытывать другие чувства «я не могу сделать это сам, т.к. за меня это сделают родители».

Сегодняшнее общество живет под девизом «все лучшее – детям»: младшее поколение до 18 лет (а то и старше) в большинстве случаев не заботится о том, где взять деньги и обеспечить себя, т.к. их потребности удовлетворяют родители. Но как они, привыкшие только потреблять, будут заботиться о своих детях? Самостоятельность ребенка должна быть необходимостью. Наверное, ваши бабушки и дедушки рассказывали вам, как они заботились о своих младших братьях и сестрах в то время, как их родители были заняты тяжелым трудом.

Они попадали в среду, когда не было выбора делать или не делать самому (помогать или не помогать). Это и есть условие необходимости, без которого формирование самостоятельности у ребенка невозможно.

Если ребенка все время держать на руках, он не научится ходить. Если постоянно решать за него вопросы, он не сможет разобраться в них сам. Это не означает, что дитя нужно лишать своей помощи, но, кроме поддержки родителей, оно должно рассчитывать на свои силы. Задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а не решать все его вопросы.

Дети, которые чрезмерно опекаются родителями, становятся:

  • неуверенными в себе;
  • склонными к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • чрезмерно требовательными;
  • нетерпеливыми, когда ситуация требует от них усилий.

Чем больше ребенок делает все сам, чем крепче его уверенность в собственных силах, тем сильнее его стремление действовать дальше, несмотря на преграды, возникающие на пути. Когда ребенок начинает учиться самостоятельности, на начальном этапе он сталкивается с преодолением. Вспомните, как вы в детстве впервые сами завязывали шнурки или готовили себе завтрак.

Наверняка, это давалось непросто, но именно такие преодоления формируют волевые качества, которые помогают делать что-то против своего желания ради конечного результата. Это как в спорте: каждый спортсмен хочет одержать победу на соревнованиях, но вряд ли путь к медали складывается только из приятных моментов. Он состоит из усердных тренировок и постоянного преодоления себя.

Стать самостоятельным в одночасье невозможно, это качество развивается с раннего детства. Существуют две грани родительского воспитания: когда взрослые требуют подчинения от детей и за неповиновение наказывают их, таким образом зарабатывая свой авторитет, и когда ребенок постоянно слышит, что он самый лучший, но на деле ему не доверяют, постоянно страхуют от возможных ошибок. Самостоятельность формируется тогда, когда найдена золотая середина между этими двумя гранями [Е.

Филоненко, 2016].

Понимание, как удовлетворить психологические и физиологические потребности, поможет ребенку вырасти уверенным. Более смелые люди всегда привлекают к себе окружающих и легко вливаются в любую компанию, будь то группа в детском саду, школьный класс или рабочий коллектив.

Психологи считают, что, помимо гиперопеки, серьезный вред личности ребенка может нанести установка родителей на то, что ребенок станет самостоятельным сам. Она приводит к тому, что родители начинают верить во «взрослость» ребенка, чтобы побыстрее предоставить ему самостоятельность, к которой он может быть еще не готов. В итоге, проявив себя недолжным образом, дитя вынуждено выслушивать недовольства от взрослых. Такая цепочка действий приводит к разочарованию в собственных способностях принимать самостоятельные решения [Е. Яковлева, 2009].

Самостоятельность – это одно из главных качеств личности, которое помогает ставить цели и добиваться их, самостоятельно мыслить и действовать, проявлять инициативу особенно в незнакомой обстановке. Самостоятельный человек всегда сам несет ответственность за свои поступки и имеет адекватную самооценку. Родители должны развивать самостоятельность у ребенка не тогда, когда им это становится удобно, а когда ребенок начинает проявлять автономность в решении каких-то вопросов. А сам процесс развития должен строиться с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка.

Стадии развития самостоятельности у детей

Технология формирования навыка самостоятельности у детей дошкольного и школьного возраста отличается, т.к. в разном возрасте дети по-разному воспринимают информацию, и способны выполнять только определенный посильный объем задач. Малыши в возрасте 2-3 года могут сами надеть определенный атрибут одежды, самостоятельно принимать пищу, выбирать книжку, которую родители будут читать им перед сном, и игрушки, решать, когда им необходимо сходить в туалет. Дети в возрасте 3-5 лет должны нести ответственность за все вышеперечисленное, плюс за порядок в комнате. Они уже могут выбирать, какое количество еды они бы хотели съесть и с кем им интереснее играть.

В возрасте 6-9 лет дети в силах сами решать, как им выглядеть, как распорядиться карманными деньгами, как провести время, каким дополнительным видом деятельности заниматься. В 10-12 лет ребенок должен отвечать за уход за своим внешним видом, может выбирать место для прогулок, самостоятельно выполнять домашние задания и оставаться дома один. Подростки в возрасте 13-15 лет могут сами выстраивать свой дневной график (с учетом всех важных задач), выбирать способ проезда к пункту назначения, мероприятия, которые им интересны для посещения, подрабатывать не в ущерб обучению в школе.

Перечисленные навыки являются ориентиром, их можно дополнять в зависимости от стремлений и возможностей ребенка. Важно оказывать помощь в освоении новых «умелок» в таком объеме, в котором требуется, пока ребенок не начнет чувствовать себя комфортно в самостоятельной среде, постепенно добавлять обязанности, прививать ответственность и расширять границы свободы действий [О. Давыдова, Е. Калихова, 2020]. После того, как намечен ориентир в освоении нового навыка, необходимо переходить к действиям.

С чего начать развитие самостоятельности у ребенка?

Воспитание самостоятельности у младшего поколения начинается с воспитания родителей самих себя. Для начала важно уяснить, что ребенок – это личность, и родители должны помочь сформировать ее, ведь они лучше всех знают особенности своего чада. Когда взрослые решают все вопросы за детей, оценивают каждый шаг, они берут ответственность за их жизнь на себя. Елизавета Филоненко, автор книги «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», считает, что формирование навыков самостоятельности у детей строится на

5 основных принципах:

  1. Уверенность родителей: взрослые должны быть уверены в силах ребенка, но на практике получается иначе. Для кого-то несамостоятельные дети удобны: за них можно сделать так, как нужно сразу, не опасаясь за результат. Родители должны помнить, что их задача дать удочку, а не накормить рыбой.
  2. Поддержка: дети проявляют свою самостоятельность, когда родители к ней еще не готовы. И здесь главное не обрубить желание ребенка резкой фразой или суровым взглядом. Важно поддерживать ребенка в его начинаниях, так он быстрее станет самостоятельным.
  3. Развитие навыка: бывает, что мамы и папы настолько активно проявляют свою поддержку, что у ребенка просто нет условий, в которых он может показать, что в силах сам справиться с задачей. Чтобы дети научились самостоятельности, для начала родителям нужно стать менее активными.
  4. Правильные границы: чтобы ребенок проявил свой навык, он должен столкнуться с соответствующей ситуацией. Родители должны дать понять, что там, где ребенок может сделать что-то сам, взрослые за него делать этого не будут. Если ребенок отказывается выполнять действия, для него должны наступить соответствующие последствия: так он получит ответ от внешнего мира на свои поступки. Если ребенка пугает масштаб действий, задачу необходимо разделить на несколько этапов.
    Например, можно начать с уборки определенного пространства в комнате, а не всего помещения сразу. Эксперты не рекомендуют освобождать детей постарше от домашних обязанностей: они должны понимать, что родители работают, и быт никто не отменял, даже, если все члены семьи заняты.
  5. Формирование образа ребенка как самостоятельного человека
    : от родителей зависит, будет ли ребенок всю жизнь цепляться за мамину юбку или станет самостоятельным и независимым. Важно сформировать положительный образ, отмечать хорошие поступки не просто похвалой, но и развернутым обоснованием, за что конкретно вы его хвалите [Е. Филоненко, 2016].

Специалист по личностному развитию, психолог, коуч Елена Сидорина считает, что самостоятельность в ребенке нужно начинать развивать в 2 года. В 3 года стремление стать самостоятельным уже набирает обороты. Дитя все чаще повторяет «я сам», и, если не поощрять его инициативу, он вырастет ленивым. По мнению эксперта, родителям, в первую очередь, нужно избегать авторитарного стиля управления и гиперопеки, которые мешают ребенку принимать решение самому.

Чтобы облегчить «борозды правления» можно использовать следующие приемы:

  1. Расслабьтесь и осознайте, что дети должны иметь собственный опыт. Важно усваивать уроки с раннего детства, иначе во взрослой жизни встречи с проблемами могут обернуться серьезными последствиями.
  2. Станьте другом своему ребенку: не все его поступки будут соответствовать представлениям родителей о том, как правильно что-то делать. Дети оценивают происходящее по-своему, поэтому важно научиться принимать ситуации такими, какие они есть.
  3. Будьте наставником: ребенок должен чувствовать поддержку от взрослых. Это помогает ему быстрее осваивать навыки. Говорите: «Давай я покажу тебе, как нужно сделать, и мы сделаем это вместе».
  4. Научитесь радоваться достижениям малыша: положительные эмоции наполнят энергией не только ребенка, но и вас.
  5. Слушайте и пойте любимую музыку, когда занимаетесь с ребенком: обучение самостоятельности требует терпения и выдержки от родителей. Чтобы тревога не одолевала вас, пойте и слушайте любимые песни.
  6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой: это поможет вам расслабиться, привести в норму физическое и психическое состояние, снять стресс, чувство тревожности, справиться с бессонницей, улучшить внимание и память.

В общении с ребенком важно интересоваться его мнением, и, если это необходимо, мягко корректировать его действия. Например, поинтересуйтесь у него, почему важно мыть руки или почему он сложил вещи подобным образом. Обращайте внимание на собственное поведение: дети копируют действия родителей.

Начните с бытовой самостоятельности: пусть ребенок сам надевает и снимает одежду, моет руки, умывается по утрам и т.д. Научите заботиться о старших: попросите поднести какую-то вещь, поделиться чем-либо. Как только этот этап будет пройден, можно переходить к следующему – выполнению обязанностей по дому. Все задания должны быть по силам ребенку и прививать ответственность не только за себя, но и за ближнего: попросите покормить домашнее животное, полить цветы [Е. Сидорина, 2020].

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в возрасте от года до трех лет считается одним из важных этапов в его жизни. Эксперты считают, что это переходный период между моментом рождения и обретением осознанности действий. За 2 первых года жизни ребенок делает серьезный скачок в своем развитии. Именно в этом возрасте он осваивает жизненно необходимые навыки, например, самостоятельный прием пищи.

Дети в этом возрасте начинают проявлять инициативу, но не все, что они хотят, они могут сделать самостоятельно, поэтому родители часто боятся доверить ребенку самостоятельное выполнение дела. Главное, что должны помнить родители: нельзя препятствовать проявлению инициативы, или наоборот, заставлять делать что-то через силу.

Дети от года до трех лет не умеют лениться: если они что-то не хотят делать, значит, на это есть причины. Если ребенок сопротивляется есть самостоятельно, возможно, он пока просто не может делать это сам в силу особенностей своего развития или потому что хочет, чтобы родитель уделил ему внимание.

Давайте рассмотрим, как развить конкретные навыки у малышей:

  1. Прием пищи: в процессе взросления ребенка можно заметить, как он проявляет стремление к самостоятельному приему пищи. Сначала он кладет ручку на бутылочку, через несколько месяцев уже самостоятельно держит ее и т.д. Как только ребенок научится держать ложку, давайте ему ее всегда, когда он садится за стол. В первое время у него может не получаться кормить себя самому. Чтобы он не оставался голодным, кормите его одной ложкой сами. Комментируйте свои действия: «Посмотри, я кладу кашку в ложечку, а ложку тебе в ротик. Попробуй сам!» Не ругайте ребенка, если он перепачкается или что-то уронит. Не забывайте хвалить его за первые успехи.
  2. Самостоятельное одевание: показывайте ребенку, как правильно надевать ту или иную одежду, и последовательность процесса. Важно комментировать свои действия: «Давай сначала наденем трусики, потом штанишки. Теперь надеваем футболку». Необходимо сразу учить правильно одеваться, т.к. переучивать сложнее. Учитывайте вкусы ребенка: ему будет приятно осваивать новый навык, используя при этом свою любимую одежду. Приучайте его одеваться в спокойной обстановке, помогайте ему, когда это требуется.
  3. Опрятность: если ребенок, смотря на то, как вы умываетесь или чистите зубы, хочет повторить ваши действия, не отказывайте ему. Сначала он может делать это нелепо, и это нормально. Любое проявление инициативы привести себя в порядок должно поощряться родителями. Объясняйте малышу, почему важно чистить зубы, причесываться, умываться. Показывайте на своем примере, как это делать правильно.
  4. Пользование горшком: к этому процессу нужно подходить с максимальным спокойствием. Если у вашего ребенка пока не получается подружиться с горшком, это не повод расстраиваться: вы видели когда-нибудь школьника, который ходит в подгузниках? А значит, и ваш малыш не будет исключением. Отметьте, через какие промежутки времени ребенок ходит в туалет, и своевременно сажайте его на горшок. Комментируйте свои действия: «Сейчас мы снимаем трусики, садимся на горшочек и т.д.» Не ругайте его, если случилась оплошность. Если недоразумения происходят часто, подумайте, возможно, на это есть причины (страх, семейные проблемы, стресс).
  5. Наведение порядка: уже с года ребенок откликается на просьбы родителей о помощи. В этом возрасте можно начать приучать ребенка убирать за собой игрушки. Помогите ему, простите навести порядок доброжелательно, покажите, как это делается. Превратите процесс уборки в игру: скажите ребенку, что игрушкам пора спать. Если ребенок отказывается убирать конкретную игрушку, спрячьте ее, а потом попросите ее найти (он ее, конечно, не найдет). Расскажите ему сказку, что игрушка, которую он не положил в домик, обиделась и ушла искать другого хозяина. Поставьте ребенку условия: он сможет посмотреть мультики или порисовать только в чистой комнате.

Какой бы конкретный навык вы ни развивали, важно запастись терпением и временем: в таком возрасте малышам требуется много времени, чтобы чему-то научиться, и промахов на этом этапе тоже будет достаточно [О. Вологотская, 2012].

Дети старшего дошкольного возраста осознаннее подходят к выполнению задач и принятию решений. С ними действует такой же принцип воспитания самостоятельности, как и с детьми младшего возраста: поощрение инициативы, похвала за успехи, демонстрирование на своем примере, как делать правильно. В этом возрасте дети могут развивать самостоятельность через творчество: покажите образец рисунка и предложите повторить его, но используя другие цвета. Так ребенок проявит инициативу и разовьет воображение.

Ребенку в 6-9 лет необходимо предоставлять право выбора, а если его выбор может привести к нежелательным последствиям, важно объяснить ему это. В этом возрасте ребенок уже готов к роли старшего, поэтому не бойтесь доверить ему простые задачи, которые касаются младших братьев или сестер. Одним из самых эффективных способов освоения навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста являются игры. О них мы поговорим далее.

Игры для формирования самостоятельности и активности у ребенка

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети учатся взаимодействовать с окружающими, ставить цели, проявлять инициативу и прикладывать усилия для достижения цели. Давайте рассмотрим некоторые игры, которые помогают сформировать самостоятельность:

  1. «Золушка»: прочитайте сказку «Золушка», после чего попросите малыша помочь главной героине отправиться на бал. Для этого перемешайте разные крупы, а затем дайте ребенку задание перебрать крупы (небольшой горстки будет достаточно). Упражнение не только полезно для развития самостоятельности, но и хорошо тренирует мелкую моторику.
  2. «День рождения куклы»: расскажите ребенку, что у его любимой куклы/игрушки день рождения. Малышу необходимо нарядить именинницу, накрыть стол, собрать гостей. Эта игра поможет изучить правила сервировки стола и этикет.
  3. «Теремок»: прочитайте ребенку сказку «Теремок». Расскажите, что его шкаф – это волшебный теремок. Задача малыша – определить, какие вещи будут жить в теремочке и на какой полке [Е. Сидорина, 2020].
  4. «Добрые ручки»: нарисуйте на ручках малыша глазки и улыбающийся ротик. Расскажите ребенку о том, что его ручки очень хорошие, ими можно кого-то погладить или сделать доброе дело. После этого попросите ребенка, чтобы он договорился со своими ручками ближайшие полчаса делать что-то полезное и доброе. По выполнению задания погладьте ручки, похвали их. Упражнение эффективно проводить после того, как ребенок нашкодил.
  5. Поваренок: эту игру проводят в группе детей. Ведущий называет овощ или показывает картинку с ними, а дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ присутствует. Тот, кто правильно назвал блюдо, получает конфету. Побеждает тот, у кого больше конфет [Е. Яковлева, 2009].
  6. «Почтальон»: дети занимаются самостоятельной деятельностью. Один из малышей – «почтальон». Его задача – вручать письмо адресату. Тот, к кому он подошел с письмом, должен назвать свой домашний адрес, описать внешний вид дома, особенности. Конверты получают те, кто справился с заданием. Дети, справившиеся с упражнением, достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют что-нибудь для следующего получателя.
  7. «Придумай свой вопрос»: участники упражнения садятся в круг. Одному из детей в руки дается какой-либо предмет, который определяет ведущего, задающего вопрос. Следующий ребенок, который ответил на вопрос, забирает предмет и становится ведущим, и так по кругу. Упражнение учит формулировать вопросы и задавать их [Н. Коробкова, 2020].

Для формирования самостоятельности у детей раннего возраста с целью подготовки к школе автор книги «Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка» Наталья Круглова рекомендует использовать упражнение «Пуговицы»: в игре принимают участие 2 человека. Перед ними располагаются 2 одинаковых комплекта пуговиц (все пуговицы в комплекте разные). У каждого участника есть игровое поле (квадрат, поделенный на клетки). Тот, кто начинает игру, выставляет на своем игровом поле 3 пуговицы, второй игрок должен запомнить их расположение.

Затем первый игрок закрывает поле с пуговицами листком бумаги, второй игрок должен расположить на своем поле пуговицы так же, как они были расположены у партнера по игре. Чем больше пуговиц используется в игре, тем сложнее выполнять задание. Упражнение помогает планировать свои действия, брать на себя роль партнера и анализировать ситуацию с разных сторон.

Самостоятельное решение вопроса или выполнение задачи требует от ребенка сосредоточения фокуса внимания на цели. Для тренировки этого навыка Наталья рекомендует выполнить упражнение «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», оно помогает развить умение действовать в уме по инструкции и составлять внутренний план действий. Ход упражнения: перед ребенком расположен квадрат, разделенный на 9 клеток. В центральной клетке размещена картинка (объект). Задача игрока – перемещать мысленно картинку в соответствии с указаниями ведущего (влево, вверх, вниз и т.д.) [Н. Круглова, 2010].

Формирование самостоятельности у детей школьного возраста

Воспитание самостоятельности – это непрерывный процесс, длится он до тех пор, пока ребенок не приобретет уверенность в собственных действиях и решениях, а взрослый не научится доверять своему дитя. Ребенок, попадая в самостоятельную среду, должен уметь налаживать общение с окружающими и находить контакт с незнакомыми людьми в случае необходимости. Этот навык противоречит золотому правилу, которое родители прививают своим детям: разговаривать с незнакомцами нельзя!

Здесь важно найти золотую середину: есть возраст, когда нельзя контактировать с незнакомцами и откликаться на их просьбы, и есть возраст, когда дети уже понимают, с кем общаться опасно, а с кем нет. Ребенок должен знать, что в случае непредвиденной ситуации (например, если он не может найти дорогу домой), он должен попросить о помощи окружающих.

Кстати, о дороге домой: родители часто сопровождают ребенка и боятся отпустить его одного, даже если он в силах дойти или доехать до пункта назначения сам. Предоставьте ему возможность самостоятельно передвигаться по городу. Сначала это могут быть небольшие расстояния и перемещение по знакомому пути, постепенно доверяйте ребенку изведать новые маршруты. Если вы переживаете за ребенка, воспользуйтесь гаджетами, которые помогут отследить его местонахождение.

Если вы привыкли проявлять гиперопеку и тотальный контроль в его личных делах, самое время изменить подход. Ребенок привыкает, что, например, мама тщательно проверяет домашние задания, сама выстраивает план дня, и в дальнейшем ему становится трудно брать на себя ответственность. Школьник должен уметь расставлять приоритеты, планировать выполнение задач и отвечать за выполненные уроки. Научите его этому.

Выделяйте в плотном графике ребенка время для помощи по дому. Он должен понимать, что порядок в его комнате, опрятность внешнего вида должна зависеть только от него. Если ваш ребенок в 12-14 лет не может самостоятельно приготовить себе завтрак или собраться в школу, это повод задуматься.

Дети в школьном возрасте должны уметь самостоятельно справляться со своими проблемами. Если постоянно вступаться за них в конфликтах со сверстниками, вы вселите в него уверенность, что он слабый и не может сам повлиять на ситуацию. Если ребенок проявляет инициативу к собственному заработку, не подавляйте ее даже, если он ни в чем не нуждается. Подработка поможет научиться ценить труд окружающих и управлять собственными финансами. Выберите вариант заработка, который будет ему по силам: помощь по хозяйству, продажа вещей, сделанных собственными руками, и т.д.

Если в раннем детстве родители сами выбирают, какие дополнительные занятия посещать ребенку, то в старшем возрасте оставляйте право выбора за ним. Школьники уже четко понимают, чем им интересно заниматься, учитывайте их желания и зарождающиеся таланты.

Дети должны думать своей головой. Технология формирования самостоятельного мышления у детей заключается в следующем: чаще обсуждайте с ними различные события, интересуйтесь их мнением, задавайте открытые вопросы и сдерживайте порыв навязать свое видение ситуации. Не ограждайте ребенка от неудач: за пеленой постоянной похвалы, помощи и поддержки, он не увидит реальной жизни. Дайте ему возможность оступаться, рисковать, набивать шишки. Проявите эмпатию, если ребенок испытывает боль от собственных неудач. Объясните, что ошибки совершают все, приведите пример из своей жизни [Д. Литткот-Хеймс, 2015].

Резюме

Самостоятельность – это ключевой навык. Трудно представить себе успешного человека, за которого все делают другие, правда? Конечно, каждый родитель хочет защитить своего ребенка от неудач, но иногда это стремление перерастает в гиперопеку, которая мешает формированию личности. Кто-то же, напротив, предоставляет полную свободу детям, не учитывая то, что они могут быть к этому не готовы.

Развитие навыка самостоятельности требует от ребенка и родителей сдержанности, терпения, усилий. Необходимо постоянно давать обратную связь своему дитя, почему какой-то поступок считается правильным, а какой-то хорошим, объяснять, за что вы его хвалите или ругаете. Если вы сомневаетесь, что вам удастся найти общий язык в этом вопросе, загляните на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации», где вы узнаете о том, как донести нужную информацию до ребенка, объяснить свою мысль, найти к нему индивидуальный подход и добиться взаимопонимания с ним (и вообще с любым человеком).

Не подавляйте стремление ребенка делать что-то самостоятельно. Не ругайте, если ему не удалось сделать хорошо с первого раза. Это как первые шаги младенца: сначала он падает и передвигается, держась за опору, и только после сотни попыток самостоятельно сделать первый шаг, он начинает ходить уверенно. Если вы считаете, что не в силах сами справиться этим вопросом, обратитесь за помощью к специалистам, которые дают консультацию для родителей по формированию самостоятельности у ребенка.

Желаем удачи!

И обязательно примите участие в нашем опросе:

Ключевые слова:1Коммуникации

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Самостоятельный ребенок — мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: «Что такое хорошо…»;
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. «Сделай сам»;
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.

Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

Кризис трехлетнего возраста

Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: «Хочешь мороженое»? — «Нет». Пойдешь со мной в магазин»? » — Не хочу». Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, «воспитание» самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие «умения» мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым «махровым образом» расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи «спасибо» бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Откажитесь от режима из-под палки

Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме «из-под палки». Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно «вбить». Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: «Кто сегодня первым идет чистить зубы»? «Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко». В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. «Кто первый оденется на прогулку»? «Кто лучше всех заправит постель»? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме «делай, как я» можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

Давай оденем куклу Катю

Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. «Давай оденем куклу перед прогулкой». «Давай Катю разденем после прогулки» и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации — спортивной, домашней, праздничной.

Приручил — отвечай

Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:»Не смей никогда этого делать, нельзя»! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

Как воспитать самостоятельность у дошкольников

С самого рождения дети стремятся к независимости. Мы видим это, когда младенцы пытаются есть с ложки или настаивают на том, чтобы снять подгузники, как малыши требуют сами одеться или открыть кран в раковине.

Возможности для развития независимости чрезвычайно важны для развития чувства собственного достоинства и самоуважения, не говоря уже о терпении разочарования и настойчивости!

Тем не менее, как родители, трудно не стонать при мысли о том, как наши дошкольники мчатся к табуретке-стремянке, взбираются наверх, а затем пытаются налить себе стакан молока. Разрешение детям выполнять задания часто означает, что задача займет в два раза больше времени и будет в три раза более грязной. И может быть тяжело наблюдать, как ваш ребенок пытается, терпит неудачу и чувствует разочарование или разочарование.

Учитывая, насколько высок наш уровень стресса в данный момент, наша терпимость к неудобствам и беспорядку может быть более ограниченной, чем обычно. Но пребывание дома во время COVID-19 также дает родителям прекрасную возможность взрастить подающую надежды независимость и, в конечном итоге, получить больше места для себя. Вот несколько простых способов сделать это.

Установите предсказуемый распорядок

Это может показаться удивительным, но установление последовательного распорядка важно для воспитания независимости. Как и взрослые, когда дети могут предвидеть свой день, они лучше подготовлены к тому, чтобы брать на себя ответственность. Не путать с расписанием (хотя они могут пересекаться), рутина — это любая последовательность событий, происходящих в течение дня. Даже процесс чистки зубов является рутиной, потому что он состоит из нескольких шагов, которые всегда выполняются в одном и том же порядке: включите воду, промойте зубную щетку, нанесите зубную пасту, почистите, прополощите, вытрите руки и вытрите рот. Точно так же выход на улицу включает в себя надевание пальто и обуви, возможно, упаковку закуски или вспоминание любимой игрушки или куклы.

По мере того, как дети снова и снова повторяют эти действия, они учатся предвидеть, что будет дальше, и начинают брать на себя больше ответственности с меньшей помощью. Если вы позволите ребенку сделать часть подготовительной работы, например, нанести зубную пасту на зубную щетку или найти свое пальто и обувь, он все больше и больше будет выполнять эти шаги самостоятельно. И вы сообщаете им, что вы верите в их способность сделать эти шаги без вас, но также и что вы готовы помочь, если они в ней нуждаются.

Позвольте вашему ребенку выбирать

Еще один способ поддержать независимость вашего ребенка (и заполнить время в бесконечные дни COVID!) — предоставить ему выбор. Вовлекайте их в решение, что надеть, во что поиграть или кому позвонить. Это не должно означать, что у них есть свобода действий. Предложите два-три варианта, а потом похвалите их за прекрасное умение сделать выбор! Предоставление выбора особенно ценно, когда ваш дошкольник настаивает на том, чтобы делать что-то по-своему. Например, они могут захотеть перейти улицу самостоятельно, чего вы не можете им позволить. Предлагая выбор — держать вас за руку или нести — они могут чувствовать себя уполномоченными, даже если вы обеспечиваете их безопасность.

Пусть ваш ребенок поможет

Дети любят помогать! В дополнение к развитию независимости, это отличный инструмент для успокоения истерик или изменения направления поведения, давая им чувство контроля. Когда вы позволяете ребенку помогать, вы укрепляете его уверенность и даете ему возможность научиться чему-то новому. Хотя это может потребовать добавления дополнительного шага или двух, это также отличный способ вовлечь вашего ребенка в повседневные дела и занятия.

Например, при приготовлении яичницы-болтуньи взрослый может налить молоко прямо в миску, а скорлупу выбросить прямо в мусор. В качестве альтернативы вы можете налить молоко в маленькую чашку или кувшин и попросить ребенка налить его в миску. Точно так же соберите яичную скорлупу в небольшую миску и попросите ребенка помочь выбросить ее в мусор.

Опять же, вы сообщаете своему ребенку, что доверяете ему выполнение этих задач, и эти моменты также предоставляют возможность для обсуждения деятельности с общей целью. Кроме того, дети с большей вероятностью будут в восторге, а затем съедят (!) еду, приготовленную с их помощью. Так что если ваш ребенок отрежет концы стручковой фасоли, это может стать еще одним способом добавить в свой рацион больше зелени.

Дайте ребенку работу по дому

Даже дошкольники могут начать выполнять работу по дому. Они, конечно, будут выглядеть иначе, чем старшие дети, но они являются важными ступеньками для подготовки к более крупным задачам. Многие исследования поддерживают выполнение детьми домашних обязанностей как способ воспитания чувства ответственности и уверенности в себе, развития исполнительных функций, обучения командной работе и воспитания эмпатии.

Простые задачи, такие как сбор игрушек или складывание белья в корзину, позволяют вашему ребенку нести разумную ответственность и помогают поддерживать порядок в течение дня. На самом деле, эти хлопоты могут быть встроены в ваши повседневные дела. Например, частью распорядка вашего ребенка во время приема пищи может быть поднесение тарелки к раковине или даже помощь в загрузке посудомоечной машины (ножи оставьте себе!).

Пусть ваш ребенок решает задачи

Обязательно позволяйте ребенку пробовать сложные вещи и решать (небольшие) проблемы самостоятельно. Много раз мы проецируем наш стресс или разочарование на детей, когда на самом деле они счастливы решать проблемы. Когда дети впервые учатся ползать или ходить, мы должны позволить им упасть. Точно так же, когда дети учатся надевать обувь, мы должны позволять им надевать ее не на ту ногу. Подождите, пока ваш ребенок попросит о помощи или даст небольшой намек, чтобы перейти к следующему шагу.

Предлагая вашему ребенку задания, которые немного сложны, но все еще находятся в рамках того, что он может сделать при некоторой поддержке, помогает ему научиться справляться с разочарованием, решать проблемы и выживать в сложных ситуациях. Вы можете признать, что что-то сложно, и дать понять ребенку, что вы им гордитесь, хваля его за то, что вы пробуете что-то новое или сложное. Тем не менее, обязательно хвалите усилия, а не результат или умение: «Я так горжусь тем, что ты придерживаешься этого, даже когда это становится трудно», а не «Ты так хорошо завязываешь шнурки!»

Поощрение проектов

Проекты, которые могут включать в себя что угодно, от раскрашивания до сборки, головоломок и поделок, дают детям возможность сосредоточить свое внимание на определенной деятельности в течение определенного периода времени. Комментируя и хваля работу вашего ребенка, вы даете ему чувство выполненного долга и самоуважения, а похвала за усилия вашего ребенка помогает развитию упорства. Когда вы поощряете своего ребенка продолжать попытки нанизывать бусы на ожерелье, вы сообщаете ему, что верите в его способность что-то делать, что выражается в уверенности, а после достижения успеха — в достижениях и гордости.

Развивайте свободную игру

Независимая и неструктурированная игра очень важна для развития творчества, решения проблем и самостоятельности. Тем не менее, большинству детей дошкольного возраста все же потребуется (и они захотят!) участие родителей во время неструктурированных игр.

Предложите дошкольнику разнообразные материалы для творчества (мелки, фломастеры, мел, пальчиковые краски), строительные материалы (кубики, MagnaTiles, Lego) или воображаемый реквизит для игр, и пусть он сконструирует свое собственное ремесло или игру. Вы также можете включить материалы, которые вообще не являются игрушками. Переработанные материалы и вторсырье, такие как рулоны бумажных полотенец, банки из-под кофе и коробки из-под хлопьев, можно использовать бесконечным образом. Рулон бумажных полотенец может быть телескопом, трубой, машиной, самолетом, волшебной палочкой. Коробка для хлопьев может быть сараем для животных, строительным блоком или ступенькой.

Наблюдайте за своим ребенком и замечайте, к чему он стремится. Одному ребенку может быть интересно складывать и строить, а другой хочет играть в притворство. Используйте эти наблюдения, чтобы направлять и расширять их игру. Если они кажутся застрявшими или сбитыми с толку, вы можете смоделировать решение или прокомментировать их действия, а затем предложить им повторить попытку самостоятельно.

Пока смотришь, постарайся не вмешиваться. Вы можете комментировать то, что они делают, и хвалить их усилия, но не выполняйте работу за них. Например, если они укладывают канистры друг на друга, вы можете прокомментировать: «Вау. Я вижу, вы складываете банки. Вы строите высокую башню». Чем больше ваш ребенок играет, тем меньше вы можете играть. Вы можете вносить предложения или моделировать, как использовать материалы по-разному, или даже вводить новые материалы. Это поможет продлить игру, и со временем ваш ребенок сможет играть самостоятельно дольше.

Что говорить, пока они работают и играют

В дополнение к предоставлению вашему ребенку возможностей для развития самостоятельности, вам важно дать ему понять, что вы видите его — его усилия, его настойчивость, его храбрость. , их рост. Предлагая словесную обратную связь, вы уделяете положительное внимание качествам, которые хотите воспитать в своем ребенке, и повышаете вероятность того, что такое поведение повторится.

То, что мы называем навыками «P-R-I-D-E», представляет собой стратегии, которые, как было показано, помогают улучшить позитивное поведение у маленьких детей:

  • P ПОДЪЕМ: Похвалите ребенка за правильное поведение. Это помогает усилить конкретное поведение, на которое вы обращаетесь, и способствует теплому общению с вашим ребенком. Например, «Отличная работа, выровняйте эти блоки!» или: «Я горжусь тобой за то, что ты решил эту головоломку!»
  • R EFLECT: Отражение соответствующей речи. Это поможет продемонстрировать ребенку, что вы слушаете и понимаете. Например, ваш ребенок говорит: «Я построил башню». А потом вы говорите: «Ты построил башню!»
  • I MITATE соответствующее поведение и игра. Это придает положительное внимание (самая мощная награда) хорошему поведению и способствует сотрудничеству. Например, когда ваш ребенок строит башню, вы тоже начинаете складывать блоки.
  • D ESCRIBE соответствующее поведение вашего ребенка. Это усиливает положительную игру вашего ребенка и привлекает к ней внимание. Вы можете сказать: «Я вижу, ты нарисовал радугу!» или «Мы вместе строим башню».
  • Be E NTHUSIASTIC ! Это делает ваше общение более теплым и поддерживает интерес вашего ребенка. Например, вы можете использовать игривый голос, преувеличивать свои эмоции во время разговора и часто улыбаться.

Яркие горизонты | Дети, развивающие независимость: что такое правильный баланс?

Статья размещена пользователем Яркие горизонты 15 августа 2020 г.

Кажется, что с младенчества люди стремятся к независимости. Младенцы настаивают на том, чтобы держать бутылочку или брать еду самостоятельно. Малыши решительно заявляют: «Я сделаю это». Дошкольные годы — это время бурного роста, когда дети приобретают интеллектуальные, вербальные и социально-эмоциональные навыки, чтобы самостоятельно решать больше задач.

Но как уравновесить стремление вашего ребенка к независимости с его потребностью в безопасности и ограничениях?

Эта проблема не исчезает по мере взросления вашего ребенка, а продолжает возникать. Подумайте о ночевках, внеклассных мероприятиях, свиданиях с подростками, спорте и, возможно, о самом страшном — о передаче ключей от машины водителю-подростку.

Стиль общения и отношений, который вы выработаете, когда ваш ребенок станет дошкольником, будет продолжать влиять на ваше воспитание в течение многих лет. Вот несколько идей, как пройти путь к независимости вместе с ребенком.

Советы, которые помогут детям дошкольного возраста развить независимость
  • Выберите свои сражения. Если вы столкнулись со своим дошкольником, спросите себя: «Будет ли это иметь значение через год?» Во многих случаях допустимо — и даже желательно — позволить дошкольнику принимать решения. За родителями всегда остается последнее слово в вопросах безопасности, здоровья и благополучия, но ваш дошкольник может помочь принять множество мелких решений, например, какую книгу читать во время просмотра рассказов или какой фильм смотреть на семейном вечере кино.
  • Предлагайте выбор. Один из самых простых способов воспитать самостоятельность и помочь развить навыки критического мышления у малышей и дошкольников — предложить выбор, с которым вы оба сможете жить. Например, многие дети любят выбирать, что они будут носить каждый день, но все же нуждаются в небольшом руководстве, чтобы сделать правильный выбор. Позвольте вашему ребенку выбрать одежду, но установите некоторые границы, например: «На улице холодно, поэтому тебе нужно надеть брюки или леггинсы».
  • Обеспечивает гибкость конструкции. Предсказуемость и последовательность помогают детям чувствовать себя в безопасности, но жесткость может вызвать у них раздражение. Составьте расписание и дайте ребенку знать, чего ожидать. В то же время будьте готовы вносить изменения, когда это необходимо. Например, возможно, у вас есть правило, согласно которому вы ужинаете всей семьей без телевизора или гаджетов. Это вполне разумное правило, но и здесь есть место для гибкости. Можно отодвинуть ужин на 15 минут назад, чтобы дать ребенку возможность досмотреть любимую телепередачу. Эти маленькие жесты укрепляют дух доброй воли и сотрудничества в вашей семье.
  • Поддержка роста. Теоретик раннего детства Лев Выготский отдавал предпочтение подходу «поддержки» роста детей для обучения новым навыкам. Он предложил наблюдать за детьми, чтобы понять, какими навыками они уже овладели, а затем работать непосредственно с ними, чтобы освоить новый, немного более сложный навык. Возможно, ваш дошкольник может надеть рубашку или штаны, но не научился надевать обувь и носки. Поощряйте вашего ребенка осваивать эти навыки и тренируйтесь вместе в течение нескольких дней. Вскоре ваш ребенок самостоятельно освоит новый навык.
  • Поощряйте здоровый риск. Наша работа как родителей состоит в том, чтобы обеспечить безопасность наших детей, но есть разница между опасностью и риском. Опасность — это что-то непредсказуемое и неуправляемое, что может и, скорее всего, причинит вред вашему ребенку, например, дорожное движение или ядовитые вещества. Здоровый риск — это то, что может заставить вас немного съежиться, но поддерживает рост и развитие вашего ребенка. Примеры могут включать езду на велосипеде или лазание по деревьям после того, как вы поговорили с ребенком о правилах безопасности и потенциальных опасностях. В здоровом риске вы внесли свой вклад в обеспечение безопасности вашего ребенка, и ваш ребенок знает и может смягчить потенциальные опасности.
  • Принимать ошибки. Когда дети маленькие, уместно предлагать большую поддержку, но когда они становятся старше, мы не всегда можем быть рядом. Мы должны позволять им совершать ошибки, потому что они больше всего учатся на этих пробах и ошибках.
  • Настройте среду для успеха. То, как организован ваш дом, может существенно повлиять на независимость вашего ребенка. Организуйте свой дом, чтобы ваш ребенок знал, куда все идет. Например, обувь и пальто отправляются в прихожую. Игрушки складываются в отмеченные корзины в игровой комнате или спальне. На кухне держите пластиковую посуду низко и научите ребенка, как получить простую закуску или чашку воды.

Думайте о родительском опыте как о постепенном освобождении от ответственности с течением времени, начиная с дошкольного возраста. Ваш ребенок должен с раннего возраста усвоить, что вы его лучший защитник и болельщик.

В то же время ваша работа заключается в том, чтобы обеспечить ее безопасность и здоровье, устанавливая разумные ограничения.

Добавить комментарий