Восприятие времени человеком | Тренинг-Центр Синтон
Автор: Екатерина Воронова
Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день — другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.
Известно, что восприятие времени зависит от многих факторов. Екатерина Воронова отвечает на вопросы по восприятию времени.
1) Почему в детстве, когда мы сидим за школьной партой оно тянется медленно, зато в во взрослой жизни всегда на что-то не хватает времени, а в старости дни пролетают как один миг?
Один из вариантов объяснения этого явления заключается в том, что у людей разного возраста разная «мера времени» в сравнении со всей их жизнью. В первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени. Время измеряется уже не годами, а десятилетиями «Один год для пятилетнего ребенка, равный для него 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный для него 1/50 его жизни.
Другое объяснение таково:
Ход психологического времени замедляется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Если человек изо дня в день совершает одни и те же знакомые действия или увлечен только одной какой-нибудь мыслью или идеей, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, как много я не успел сделать».
Проводили исследование по восприятию времени в разном возрасте. Участникам исследования задавали вопрос: «Насколько у вас изменилось восприятие времени сейчас по сравнению с детством?» Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза. Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних — двух. Участники, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в 4–5 раз. Более пожилые называли цифры в пределах 10–25! Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него.
2) Почему, когда мы что-то и делаем важное или участвуем в интересном мероприятии время пролетает незаметно, а когда чего-то сильно ждешь и нервно смотришь на часы, время тянется очень долго?
В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.
Во время каких-то увлекательных действий наше внимание переключается с раздражителя на раздражитель, которых в интересном событии очень много. Эти элементы сливаются в единый комплекс «настоящий момент», который длится большой промежуток времени, но воспринимается как одно целое. А когда вниманию не за что уцепиться (например при томительном ожидании), то оно фокусируется на самом течение времени (отслеживании стрелок часов, например), и дробится на маленькие промежутки, последовательность и однообразность которых и создает иллюзию «растягивания времени».
При этом, существует обратный эффект при вспоминании интересных и скучных моментов жизни: Ярким событиям мы приписываем длительное время, потому что много подробностей всплывает в памяти, а бездействие пролетает для нас как миг, так как вниманию не за что зацепиться.
Это явление можно, также, объяснить с точки зрения физиологии В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения — повышается обмен веществ, следовательно, время «летит» быстрее. В случае торможения оно «тянется» медленно, из-за замедления обмена веществ.
3) Отличается ли восприятие времени у людей разных профессий?
Существует целый ряд профессий, в которых уделяется особое внимание точности восприятия времени. Так в операторской деятельности (при взаимодействии человек — машина) от ориентации во времени может зависеть жизнь и благополучие других людей. Отсутствие точности и быстроты реакций у водителя на дороге может привести к дорожно-транспортным происшествиям, а у оператора на атомной электростанции — к радиационному заражению окружающих территорий. Люди, обладающие сильно развитым «чувством времени» часто встречаются и среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей, спортсменов.
4) Зависит ли восприятие времени от вероисповедания, национальных особенностей?
Если рассматривать культуру народов Запада и Востока, то можно обнаружить различные модели восприятия времени.
На Западе существуют такие ценности, как: планирование, ответственность, обязательства, созидание. Поэтому важно видеть время в настоящем и будущем, воспринимать его большими интервалами, чтобы вовремя реагировать и правильно им распоряжаться. Здесь рассматривают время как бы «вширь» с устремлением в будущее. Для западного менталитета время имеет высочайшую ценность. Это более чем ограниченный ресурс. Его можно «безвозвратно потерять», «упустить», «растратить», «убить» и т. п., потеряв, упустив и растратив вместе с ним массу возможностей и денег. Поэтому, чтобы не упустить время, надо всегда успевать за ним. Выигрыш во времени — важнейший фактор конкурентной борьбы. Те, кто движется медленно, отстают и теряют рынок. В этих странах не принято опаздывать ни на деловые переговоры, ни на дружеские встречи. Здесь хорошим тоном является придти несколько ранее намеченного срока.
На Востоке больше ценится радость жизни и настоящего момента, углубленное восприятие, интуитивность, способность к внутреннему духовному поиску. Поэтому здесь важна глубина восприятия момента «здесь и сейчас» и получения от него удовольствия. Опоздать на 20-30-40 минут, при определенных обстоятельствах, здесь становится вполне допустимым. Отношение ко времени выражено в известной арабской пословице, которая гласит: «Когда Бог создал время, Он создал его достаточно». В отличии от Запада, Восток всегда более обращен в прошлое, в историю, традиции. Здесь даже деловые переговоры занимают намного больше времени, поскольку значительная их часть связана не с обсуждением конкретных целей и задач, а с выстраиванием дружественных и доверительных отношений, с изучением общего контекста событий.
5) Отличается ли восприятие времени от того, в каком пространстве ты находишься, например, в маленьком темном помещении или светлой просторной комнате?
Данная информация мне не известна.
6) Влияет ли на восприятие времени эмоциональное и физическое состояние?
Влияет. Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т. е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т. е. наблюдается субъективное замедление течения времени Например, время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается.
Широко известен феномен изменения масштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое — время в этом случае как будто «сжимается».
Есть и другие факторы, влияющие на восприятие времени: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), концентрация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее) и т. д. Также доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое.
7) Существуют ли болезни связанные с нарушением восприятия времени?
Да, некоторые больные шизофренией отмечают, что время для них как будто остановилось. Они умом понимают, что время движется, но не «чувствуют» его течения. Нарушение восприятия времени отмечают при очаговых поражениях головного мозга. При поражении лобных долей коры полушарий головного мозга человек лишается способности планирования действий во времени.
Автор: Воронова Е.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже XIX
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже XIX — XX вв. , то проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем современной философии.
Удельный вес, который приобрела проблема времени в философском сознании современности, не могла не сказаться и на психологии; и в психологии эта проблема начала привлекать к себе значительный интерес. Но, к сожалению, она все же не получила еще достаточной разработки. Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в очень сложный процесс восприятия времени.
В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью, 2) собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе. Подобно тому как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия — длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом. В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты. У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство», времени.
По данным новейших исследований, оценка длительности коротких временных интервалов зависит также от внутренней температуры тела. Как ни бесспорна зависимость непосредственной оценки времени от целого ряда физиологических «висцеральных» факторов, нельзя все же, как это делают некоторые авторы (например, Р. д’Аллонь), видеть во времени лишь «висцеральную чувствительность». Восприятие времени обусловлено не только ею, но в неменьшей мере и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.
Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой — нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие — недооцениваются.
Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания.
По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором — оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени.
В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. У взрослых переоценка минутных промежутков достигла 133%, у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет она доходила до 175%. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. В опытах X. Эренвальда одни испытуемые обнаруживали очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие — переоценивать время. Эренвальд считает поэтому возможным различать два типа восприятия времени — брадихронический и тахихронический. Первый обнаруживает более или менее стойкую тенденцию к ускорению; второй — к замедлению, к запаздыванию.
Ошибки в оценке времени оказались, по данным Эренвальда, довольно значительными. Имея задание определить длительность временного интервала в одну минуту, один из испытуемых счел минуту истекшей по прошествии всего 13 секунд, другой — 80. Специальная длительная тренировка может (как это выявилось в экспериментах М. Франсуа) на некоторое время более или менее заметно повысить точность временных оценок. Но и при тренировке у испытуемых сохраняются довольно стойкие индивидуальные тенденции: одни недооценивают, другие переоценивают время. Проведенное у нас исследование Л. Я. Беленькой обнаружило на клиническом патологическом материале связь переоценок и недооценок длительности с эмоциональной сферой1. Оказалось, что все испытуемые, в частности маниакальные больные с повышенным тонусом эмоциональной возбудимости и моторной подвижностью, связанной с непоследовательностью, торопливостью, обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в два раза).
Больные, находившиеся в депрессивном состоянии, — со сниженным тонусом, замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением, отрицательной окраской органической чувствительности, распались на две группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную, предъявлявшихся им в эксперименте временных интервалов. В их показаниях, как правило, отмечалась «тягучесть» времени в их переживании. У другой группы депрессивных больных наблюдалась стойкая недооценка временных интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее депрессивное состояние сочетается с состоянием «угнетенного возбуждения» (по Крепелину). При общем угнетенном состоянии они испытывают постоянное смятение, нетерпеливость, они всегда спешат, боятся опоздать, никак не могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у них с аффективным состоянием тревоги, порождающим поведение, сходное с маниакальным.
Все эти отклонения непосредственного переживания длительности как у маниакальных больных, так и у обеих групп депрессивных, обнаруживают по патологическому материалу связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому и подтверждает выше отмеченное положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.
Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними.
Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая — то часть столетия, года, месяца и т. д. , что в дне столько — то часов, минут и т. д.
Притом, чтобы подлинно реализовать значение этой количественной характеристики, необходимо установить правильное соотношение между этой количественной характеристикой и ее качественным заполнением, т. е. правильно осознать реальную, содержательную вместимость часа, дня и т. д. Непосредственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько «чувством» того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или отдалено, поскольку оно чуждо. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношениями временных величин. Поскольку время — направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, связанной с текучестью времени.Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой и ведется отсчет посредством постоянных, общих единиц счисления (год, месяц, день). Эта исходная общая точка отсчета может быть фиксирована лишь за пределами субъективного, личного переживания, в историческом процессе определенным историческим событием, от которого и ведется времяисчисление (такой — то год нашей эры — на двадцатом году Октябрьской социалистической революции). Время жизни объективно определяется лишь как время истории. Лишь на основе исторически определенной системы исчисления времени можно соотносить временные показания различных наблюдателей, свободно переходя с одной точки зрения на другую, устанавливать однозначное соответствие всех датировок. Все математические формулы, связанные с преобразованием систем координат, представляют собой лишь техническое оформление той фундаментальной интеллектуальной операции, которая заключена в каждом во временном отношении упорядоченном рассказе, требующем перехода от одной отправной точки к другой. Эта операция составляет самую основную трудность, как это показывает изучение «символической афазии». Не может быть, таким образом, и речи о том, чтобы признать непосредственно данную длительность переживания как нечто самодовлеющее и противопоставлять ее абстрактному времени, определенному в понятиях. Восприятие времени, отражающее объективное время, само опосредовано включающимися в него интеллектуальными компонентами. Опосредованные элементы включаются в установление и последовательность явлений и их длительности. Всякая временная локализация — даже пережитого — требует умения оперировать временной схемой или «системой координат», выходящей за пределы переживания. Подлинно временную характеристику даже наше настоящее получает, лишь когда мы в состоянии посмотреть на него и из прошлого, и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного.
Настоящее — отправная точка, из которой определяются и прошлое, и будущее, — не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда некоторым временным интервалом.
Экспериментальными исследованиями пытались установить минимальные размеры, или величину, «момента». Под величиной «момента» разумеют астрономическую длительность того интервала, который воспринимается как нерасчлененное настоящее. Например, искра, прошедшая в течение «момента» путь в 1 м, воспринимается как присутствующая одновременно во всех точках этого пути, т. е. как сплошная светящаяся линия. Величина «момента» обычно определяется установлением порога слияния раздельных периодических колебаний в одно восприятие. Для определения порога зрительных ощущении обычно служит мелькатель. За характеристику величины «момента» в таком случае принимается та частота вращения, при которой произойдет слияние черной и белой половины вращающегося диска, так что черное и белое поля перестанут мелькать и диск будет казаться одноцветным. Эта величина измерена и проверена на практике: она лежит в основе расчета смены кадров при проекции кинофильма. А. Лаланд установил, что для тактильных ощущений частота слияния равняется в среднем 18 раздражении в секунду. Характерно, что частота слияния этих ощущений оказалась примерно одинаковой для всех точек тела. Опыты с животными показали, что величина «момента» неодинакова для разных видов их. Тот факт, что частота слияния одинакова для зрительных, слуховых и тактильных ощущений, привел к заключению, что эта частота определяется не устройством периферических органов восприятия, а центральными факторами, действующими на осязание так же, как на зрение и слух.
Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишь простыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, очень ограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например, ударами молотка, которые мы воспринимаем и непосредственно сравниваем между собой, равны примерно 5 с. Сравнение интервалов большей длительности требует уже счета и опосредованных приемов. При соответствующем обычным условиям реальной жизни заполнении нашего времени содержанием, компактно связанным в обширные целые, грани настоящего заметно расширяются.
В некоторых патологических случаях выступает резкое расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени. Поучительной в этом отношении оказалась группа (обследованная Л. Я. Беленькой) шизофреников (от которых часто вообще можно слышать заявление, что они «не чувствуют времени»). Испытуемая Ф. (студентка, 25 лет) пишет: «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло — для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично». Шизофреники этой группы в состоянии опосредованно оценить время, но не способны его «ощутить». Обнаруживая полное понимание самых сложных временных соотношений, они оказываются не в состоянии определить длительность небольшого интервала, когда приходится сделать это на основании непосредственного переживания длительности. Так, та же испытуемая Ф. дала такие результаты: время, объективно заданное экспериментатором, — 5,15, 30; время, указанное испытуемой, — 9, 5, 1.
Расщепление непосредственного переживания времени и опосредованной его оценки, слитых в нормальном восприятии времени, возникает в некоторых случаях нарушения нормального заполнения реального времени в результате патологического отрыва личности от реальности и образования у нее второго бредового плана переживания. Иногда это расщепление отчетливо осознается __ самим больным. Так, испытуемый Г. , актер, 35 лет (из той же группы шизофреников), говорит: «Я прекрасно понимаю, что время движется, что дни сменяются днями, недели неделями, годы годами. Однако субъективно мне кажется, что время остановилось, замерло, у меня в мозгу засела, застряла одна дата — 10 июля 1925 г. Я отлично понимаю, что настоящему, текущему моменту соответствует другая, но для того чтобы ее запомнить и закрепить, я должен ее записать и в дальнейшем для самоориентировки во времени должен вести календарный отсчет от этой даты (курсив мой. — С. Р. ), ибо иначе снова восторжествует та другая, неподвижная дата, которая не дает разворачиваться времени, которая сковывает его».
Непосредственные компоненты переживания и опосредованные компоненты восприятия и ориентировки во времени в данном случае как бы разведены, и потому каждый из них выступает с предельной отчетливостью: с одной стороны — искаженное непосредственное переживание течения времени; с другой — сохранившаяся нормальная, правильная, опосредованная ориентировка во времени, корригирующая дефектное непосредственное переживание. В других случаях — у больных с кортикальными поражениями и нарушением интеллектуальной деятельности — наблюдалась, наоборот, неспособность оперировать временными соотношениями при сохранности непосредственного переживания длительности, выручающего в элементарных случаях повседневной жизни.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Восприятие времени: как наш мозг формирует наше чувство реальности
Вам кажется, что с возрастом время утекает сквозь пальцы? Вы когда-нибудь были в ситуации, когда кажется, что время остановилось? Загадка восприятия времени была предметом интереса на протяжении веков, но продолжает привлекать внимание как ученых, так и философов. Наше понимание восприятия времени развивалось с годами, и теперь мы знаем, что наш мозг играет решающую роль в формировании того, как мы воспринимаем время. По мере того, как мы стареем и приобретаем новый опыт, наше восприятие времени претерпевает изменения, которые могут изменить наше ощущение реальности.
Восприятие времени, субъективное ощущение того, как долго длится событие или интервал, зависит от нескольких факторов, включая внимание, эмоции, память, ожидание и контекст. В отличие от тиканья часов, восприятие времени не является постоянным или объективным. Это может варьироваться от человека к человеку и от ситуации к ситуации, что делает это сложной областью изучения для исследователей.
Почему с возрастом кажется, что время ускоряется?
Одним из наиболее распространенных представлений о времени является то, что время ускоряется по мере того, как мы становимся старше. Мы чувствуем, что дни и годы стали протекать как в тумане, а мы с любовью вспоминаем наши долгие детские дни, когда время, казалось, тянулось бесконечно. Почему это так, до сих пор неясно, но существует ряд интересных теорий.
Исследователи предполагают, что это может происходить из-за того, что с возрастом скорость обработки зрительной информации снижается. Это связано с тем, что сети нейронов в нашем мозгу становятся больше и сложнее, а наши нервы накапливают повреждения, вызывая сопротивление потоку электрических сигналов.
Как говорит Рори Мейзелс: «Когда мы молоды, каждая секунда реального времени заполнена множеством мысленных образов. Подобно камере с замедленной съемкой, которая снимает тысячи изображений в секунду, время, кажется, течет медленнее».
Опытная продолжительность против запомненной продолжительности
На то, как мы оцениваем время, влияют различные факторы, наиболее важным из которых является то, проинформированы ли мы заранее о том, что нам потребуется оценить продолжительность конкретной задачи. Эти экспериментальные подходы известны как проспективные парадигмы, в которых участники знают о задаче оценки времени и обычно получают указание дать оценку продолжительности сразу после завершения задачи. Напротив, в ретроспективных парадигмах участников заранее не информируют о том, что их попросят оценить продолжительность события.
Поскольку ретроспективные суждения зависят от воспоминаний о событии, а не от непосредственного восприятия, неудивительно, что люди обычно лучше оценивают время в предполагаемых задачах, чем в ретроспективных.
Как мы оцениваем изменения продолжительности с возрастом
Оценка времени может быть сложной задачей, в отличие от измерения расстояния, которое можно выполнить физически. Вместо этого мы используем ментальные ярлыки или эвристики для оценки времени. Эти эвристики меняются с возрастом. Например, маленькие дети склонны думать, что более захватывающие или насыщенные событиями события длятся дольше.
Взрослые, напротив, склонны полагать, что скучная деятельность длится дольше, потому что они полагаются на «эвристику выборки», когда они продолжают сверяться со своими часами и брать образцы времени, заставляя их полагать, что деятельность занимает больше времени, чем на самом деле.
Восприятие времени — сложная и увлекательная тема, изучаемая веками, однако многое еще предстоит выяснить о том, как наш мозг формирует наше ощущение реальности. По мере того, как мы стареем и приобретаем новый опыт, наше восприятие времени меняется, что может изменить наше понимание окружающего мира. Продолжая изучать и понимать восприятие времени, мы можем получить более глубокое понимание того, как наш разум формирует наше восприятие мира.
Восприятие времени: Что такое время для человеческого мозга?
Есть одна вещь, которая меня сбивает с толку. Это идея времени . Мы собираемся поговорить о восприятии времени или о том, как мозг воспринимает время. Смотрим на часы, узнаем, что такое час. Мы смотрим на солнце, мы знаем, что такое день.
А мы? Мы можем целенаправленно оценить, что такое время. Мы можем себе представить, сколько времени у нас есть до дня рождения, сколько времени осталось до выхода из офиса. Мы можем себе представить, насколько утомительно длинным может быть скучный разговор.
Я имею в виду, что наша интерпретация того, что мы знаем сознательно, включает аспект времени. Но что делает компонент мозга?
Чувство времени — одна из самых уникальных сенсорных систем.
- Восприятие времени: что такое время для мозга?
- Как долго ощущается время? Перспективный и ретроспективный мониторинг времени
- Восприятие времени на протяжении всей жизни
- Биология восприятия времени
Восприятие времени: Что такое время для мозга?
Время неуловимо. Вся эволюция в значительной степени имела фоновую информацию, которая представлена как окружающая среда во Времени. Время – это переменная, которая существовала для нас всегда. Для большинства из нас наша оценка времени зависит от 3 вещей на поверхности:
- Биологические часы: Повторяющиеся закономерности в наших биологических системах создают внутренние часы. Например, циркадный ритм, частота сердечных сокращений, рост волос и т. д.
- Внешние ссылки: часы, время суток, времена года, деятельность человека и т. д.
- Интервалы: поездка на машине длиной в 3 песни, перерывы между встречами/телефонными звонками, перерывы между приемами пищи и т. д.
Но это всего лишь факторы, определяющие основной компонент времени – количество нейронных ресурсов и их преобразование. на память.
Несколько лет назад я узнал об исследовании Дэвида Иглмана по восприятию времени. Он провел ряд экспериментов, чтобы увидеть, как люди воспринимают время — что приводит к другому восприятию времени. Его команда пришла к выводу, что мы воспринимаем время как функцию информации, поступающей в мозг. Время переживается на основе нейронного представления того, что мы переживаем.
Больше представлений = больше времени ощущается.
Меньше репрезентации = меньше ощущается времени.
Что нужно мозгу, чтобы, образно говоря, «удерживать поступающую информацию»? Что это за представление? Какие бы умственные и биологические ресурсы ни использовал мозг для представления поступающей информации, так или иначе, они связаны с нашим представлением о Времени. Эти ресурсы создают то, что мы иначе называем «памятью». Богатые воспоминания содержат больше деталей и коррелируют с высокими умственными/биологическими ресурсами. Слабые воспоминания содержат мало деталей и коррелируют с низкими ресурсами. Используемые ресурсы могут использоваться на 3 уровнях: при формировании памяти, при извлечении памяти и для представления всех деталей в ней.
К таким ресурсам относятся, например, доступность внимания, физическая готовность драться или летать, ментальные «закладки» дел, активируемых для справки единиц знаний, потребление глюкозы, наличие питательных веществ и глиальных клеток и т. д.
Чувствуете, что все происходит в замедленном темпе перед аварией? Ваш мозг находится в гипервосприимчивом состоянии. Информация, вероятно, является плотной, и для ее хранения используется много умственных ресурсов. Если только вы не потеряете сознание.
Дэвид Иглмен разработал эксперимент, чтобы проверить, действительно ли мы воспринимаем время в замедленном темпе. Он имитировал людей, падающих с высоты, которые подталкивали тело в сверхчувствительном режиме «спаси себя»: имитируя смертельную ситуацию. Затем он прикрепил перед их глазами экран с очень быстрым представлением визуальных стимулов. Он предположил, что если время замедляется в критической ситуации, испытуемые должны видеть высокоскоростной контент на экране. Но они этого не сделали.
Оказывается, мы сознательно не «видим» больше информации, потому что все движется медленно. Но мы испытывают гораздо более продолжительное время, когда наше тело находится в ужасной ситуации — например, при падении с опасной высоты. Затем время становится функцией того, сколько ресурсов использует мозг в той или иной ситуации.
Мозг воспринимает время как функцию энергии и ресурсов, необходимых для переживания момента и создания памяти. Больше ресурсов, больше опыта. Мало ресурсов, меньше опыта. Click To TweetМозг воспринимает время как функцию количества энергии, необходимой для представления сенсорной информации в виде нервных импульсов. Чем больше энергии требуется, тем медленнее воспринимается время. Вы можете думать об этом как о большем количестве информации, поступающей в ваши чувства, и о том, что вам потребуется больше времени. Внезапно уменьшите эту информацию, момент пройдет очень быстро.
Впрочем, есть еще кое-что, наверное, не только чувства. Предположим, вы какое-то время не разговаривали с кем-то и помните, что у вас есть так много вещей, которые вы хотите им сказать, но не говорите. Если вы оцениваете время, которое вы провели, не разговаривая с ними, вы можете переоценить время, потому что так много мыслей еще предстоит поделиться. То есть количество информации в вашей голове, относящееся к этому промежутку между молчанием и сейчас, велико. Так что оценка времени высока.
Как долго ощущается время? Перспективный и ретроспективный мониторинг времени
Когда мы в данный момент оцениваем, как проходит время, мы измеряем время в перспективе. Например, время, когда вы совершаете покупки во время шоппинга. Когда мы вспоминаем события по памяти, мы измеряем время ретроспективно. Например, вспомнить, как вы были в поездке с друзьями 10 лет назад.
Оба эти аспекта времени оцениваются совершенно по-разному в зависимости от того, сколько памяти имеется для события.
Памятное событие Семейная поездка, школа, веселое свидание | Нехватка памяти Ожидание, скучные лекции | ||
---|---|---|---|
Ретроспектива (прошлое) | Предполагаемый (текущий) | На ощупь короткий | На ощупь длинный |
Другие факторы также влияют на наше окончательное решение. Когда дело доходит до ретроспективного восприятия времени, мы можем полагаться на определенные воспоминания, чтобы запомнить событие. Скорее всего, многих воспоминаний больше нет в мозгу, и вы можете помнить только первые, последние и средние события или пиковые моменты. Вообще говоря, то, что мы помним, — это часть всей памяти, которую мы построили для события. И когда мы запоминаем это, мы в конечном итоге сжимаем его до основных моментов. Затем мы сознательно используем принципы принятия решений, чтобы использовать новую версию этой памяти, чтобы оценить величину этой памяти, а затем оценить время, прошедшее во время этой памяти. Больше всего на это влияют 2 принципа принятия решений:
- Эвристика доступности: Мы основываем решения и суждения на том, что можем быстро запомнить и использовать в качестве ориентира. Итак, то, что мы помним из события, становится точкой отсчета для оценки времени, затраченного на него. Например, мы можем вспомнить только самые захватывающие моменты определенного периода и подумать, что во времени были только захватывающие моменты, а затем оценить, как долго эти моменты могли длиться. Это может быть долгий год, в зависимости от того, сколько нового произошло (при условии, что вы все это помните), или короткий год (если в нем не было ничего интересного).
- Склонность к негативу: Мы склонны уделять больше внимания негативным событиям и запоминать их. Это дополнительное значение, которое мы придаем негативной информации, становится ярким пятном во всей памяти. Если в какой-то период из вашего прошлого было много негативных событий, вы можете оценить, что весь этот период длился дольше, чем на самом деле.
Короче говоря, то, на что вы обращаете внимание и сколько вещей вы можете вспомнить, определяет общее «количество мозговых ресурсов», используемых для этой памяти. И, как мы видели, чем выше ресурсы, тем выше воспринимаемое время. Уменьшите ресурсы, уменьшите воспринимаемое время.
Vsauce в своем видео под названием «Иллюзии времени» хорошо описывает это — ваше восприятие времени зависит от того, насколько «полным» или «пустым» является этот период. Чем он полнее, тем дольше он ощущается. Чем оно пустее, тем короче кажется. Но только в ретроспективе. В противном случае наше восприятие будет обратным: веселый день с друзьями может показаться, что он скоро закончится, но ожидание вашего статуса в Uber может показаться бесконечным ожиданием.
Так почему же проспективные и ретроспективные воспоминания кажутся противоречивыми, когда дело касается опыта времени? Одно из объяснений состоит в том, что пустые моменты на самом деле генерируют много биологического «шума», который представляет собой бесцельную нейронную активность. Этот шум увеличивает количество ресурсов, которые мозг должен отслеживать в этот момент. Например, чувство беспокойства и скуки во время ожидания на самом деле является угрожающим состоянием для тела, потому что мозг эволюционировал, чтобы оставаться вовлеченным в окружающую среду. Это физическое состояние может вызвать реакцию «бей-беги», чтобы избавиться от скуки. Это само по себе повышает мозговую активность и нагружает рабочую память — и то, и другое приводит к переоценке того, как прошло время. И, в противоположность этому, на время ожидания создается очень мало новой памяти, поэтому шум исчезает, и мозг присваивает оценку времени, пропорциональную фактическим деталям в этой памяти — очень мало.
Точно так же, когда вы веселитесь, вы развиваете богатые воспоминания, которые имеют пропорционально высокое «чувствуемое» время. Но, переживая этот день, ваш мозг занят обработкой момента и не позволяет вам активно «осматривать» его память. Это то, что вы можете сделать намного позже — после того, как день прошел. Так что, пока память не сформируется, ваше внимание не получит отметку времени. Внезапно вы можете почувствовать, что во время разговора прошло 2 часа.
Вкратце и в качестве рабочей теории: Проспективное восприятие времени больше всего зависит от используемых ресурсов, а Ретроспективное восприятие времени зависит от памяти, созданной из этих ресурсов.
Восприятие времени на протяжении всей жизни
Интересная идея о восприятии времени заключается в том, сколько новых «кадров» ваш мозг создает в ходе опыта. Когда вы молоды, вы постоянно учитесь и ищете новизны. Подросток изучает правила мира, академический контент, жизненный опыт, знакомится с новыми людьми, занимается хобби и т. д. В результате мозг задействует больше ресурсов, создает новые воспоминания, время течет медленнее. Но когда вы подумаете о потраченном времени, вы сразу же заметите, что времени у вас было много.
Когда вам за 30, я уверен, вы задаетесь вопросом: «Как, черт возьми, у меня столько времени?» В молодости я столько всего делал. Это потому, что время для вашего мозга было относительно медленным, потому что было много новых и стимулирующих впечатлений.
Когда тебе 60 лет, средний человек мало что делает, чего бы он не делал раньше. Новизны мало, и в результате восприятие времени происходит быстрее. Вы не создаете новых воспоминаний, вы не так многому учитесь. Это делает ваше восприятие времени очень быстрым. Когда вы оглядываетесь назад, эмоция «у меня было так много времени» еще больше усиливается.
Возможно, вы не бессмертны, но вы чувствуете, что проживете очень долгую жизнь, если будете искать новизну! Вы будете испытывать больше времени из-за новизны переживаний. Секрет бессмертия — богатый новый опыт. Click To TweetДэвид Иглман очень хорошо описывает, как замедлить восприятие времени в этом коротком видео. Проверьте это.
Доктор Кто прав…
Восприятие времени – мудрые слова Доктора Кто
за исключением того, что… эта шаткая, шаткая временная штука — это мозг.
Биология восприятия времени
Сумасшествие в том, что наше тело ведет себя ритмично, как часы — мозговые волны, циклы сна, регуляция температуры и т. д. Интуитивно понятно, что такие ритмы используются для моделирования времени.
Но НЕТ. По крайней мере, не полностью.
Представление информации используется для восприятия времени. Это выходит за рамки нашего целенаправленного исчисления Времени — подобно тому, как мы смотрим на часы.
Новое глубокое открытие — открытие временных клеток в мозге. Оказывается, время заложено в нашей памяти, особенно в эпизодических воспоминаниях (памяти переживаний). Мы знаем, что есть небольшая область мозга, расположенная глубоко в центре мозга, которая важна для формирования воспоминаний и понимания пространства и местоположения. Этот регион также учится понимать время. Эти «временные клетки» в гиппокампе, по-видимому, важны для представления всего, что имеет временной компонент. Они объединяют пространство, время и память.
Звучит интуитивно, верно? Не так много. Потому что, хотя область гиппокампа объединяет пространство, время и память, мы можем сознательно разделить все 3 в определенной степени и размышлять о каждом компоненте. Вот что делает вещи еще более сложными. Мы знаем, что память тесно связана с восприятием времени. Затем мы можем посмотреть на расположение памяти в мозгу. Но это не простой вопрос. Есть доказательства того, что существует несколько уровней хранения памяти, с биологической точки зрения — как запас нейронов для формирования воспоминаний, на клеточном уровне, на уровне нейронного взаимодействия и т. д. Мы не дойдем до этого сегодня. Прочитайте это, чтобы получить техническую идею, и прочтите это, чтобы узнать о биологических аспектах памяти.
Новая теория восприятия времени рассматривает возможность «внутреннего метронома». Исследователи предполагают, что митохондрии в головном мозге излучают фотоны с определенной частотой, которые обнаруживаются фоторецепторными нейронами.
Помогите мне запустить этот сайт с помощью пожертвования 🙂
Точный механизм того, как это происходит, в настоящее время неизвестен, и как это связано с нейронными ресурсами, также неизвестно. Возможно, эта частота испускания фотонов зависит от активированных нейронных ресурсов. Или, как музыкант, слушающий метроном, чтобы отследить ритм, память помечается фотонной частотой, а количеству используемых ресурсов присваивается вторая частота, например «10 деталей памяти на одно колебание» по сравнению с «нет деталей на 5 колебаний». », а другой набор нейронов записывает это измерение и дает ему продолжительность времени. Впрочем, это все догадки.
Время должно быть той временной штуковиной, которую делает, воспринимает или создает наш мозг.
Восприятие времени неуловимо…. какое правильное слово?
Артефакт.
Подробнее: BRAIN TIME | Edge.org
Все еще хотите больше времени? Читайте еще.
П.С. Эта статья не предназначена для того, чтобы запутать вас.
П.П.С. Я врал. Ничего не поделаешь. Восприятие времени невероятно сложно, и мы знаем очень и очень мало. Давайте даже не будем касаться физической стороны природы времени. Возможно, понимание природы времени и восприятия времени сделало бы нас повелителями времени в прямом смысле этого слова.
П.П.П.С. Итак, кто такой повелитель времени? Возьми? 🙂
Было ли это полезно?
Средняя оценка 5 / 5. Всего голосов: 6
Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!
Давайте улучшим этот пост!
Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?
Адитья Шукла
Эй! Спасибо за чтение; надеюсь, вам понравилась статья.