Восприятие времени в психологии: Понятие восприятия времени в психологии

Процесс восприятия времени

Человек сопряжен со временем, это одно из уникальных его свойств. Любая деятельность происходит во временном пространстве, имеет определенные показатели темпа, ритма, периодичности, требует оценки доступного временного ресурса.Уложиться во времени также важно, как и произвести действие правильно. «Дорога ложка к обеду», гласит русская пословица.

Время с точки зрения психологии

Психологическое время существенно отличается от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени.

Исследователи, изучающие законы протекания психологического времени сталкиваются с особенностью: в отличие от перцепции, «рецепторы времени» очень сложно обнаружить, элементарные «ощущения времени», на которых основывается его восприятие, также выделить трудно. Тем не менее, человек хорошо ориентируется во времени, даже без часов. Множество процессов физиологического характера: сердцебиение, дыхание, смена сна и бодрствования имеют ритмическую природу, определяющуюся четкими временными характеристиками.

По утверждению психолога В.Вундта ритмичность является одним из важнейших свойств сознания. Восприятие времени человеком основано на физиологическом механизме регуляции временного аспекта функционирования организма, называемого биологическими часами. Большинство авторов современных психологических концепций считают биологическими часами ядра гипоталамуса. Как же человек оценивает время с точки зрения психологии? Как он определяет продолжительность происходящих с ним событий?

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Восприятие времени психология связывает с темпом происходящих в организме физиологических изменений. Например, если обмен веществ ускоряется, субъективная оценка времени становится искаженной: человеку кажется, что время течет быстрее обычного и наоборот. Это открытие было сделано Г. Хогландом. У жены ученого, которая была простужена, наблюдались значительные температурные колебания. Известно, что повышенная температура тела ведет к усилению метаболизма, а пониженная к его ослаблению. Хогланд предложил ей оценить субъективную минуту, то есть указать, не сверяясь с часами, когда пройдет минута. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела четко прослеживается. Чем выше температурные показатели, тем длиннее становится период времени, определяющий минуту.

Рисунок 1. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Данные аналогичного характера были получены и при последующих исследованиях, в том числе и с применением фармакологических средств. Больные, получающие стимуляторы, отмечали, что время течет быстрее. Те, кто принимал релаксанты, напротив, указывали, что движение времени замедляется. С чем связаны такие искажения восприятия времени?

Дело в том, что организм, находящийся в состоянии активизации, требует повышенных темповых характеристик деятельности. Другими словами, субъектом осознается команда «надо спешить». Создается ощущение нехватки времени, что дополнительно стимулирует скорость выполнения действий. В расслабленном состоянии требования к темпу деятельности снижены.

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Восприятие времени зависит не только от уровня мобилизации организма. Важную роль играет фактор когнитивной нагрузки на психику. В.Джеймс отмечал, что время, наполненное разнообразными событиями и явлениями, проходит гораздо быстрее. А время, где отсутствуют события, длится бесконечно долго. Протяженность времени оценивается человеком с точки зрения интенсивности переработки информации, ее сложности и объема. Если трудоемкость задачи и человеческий потенциал оптимальны, возникает феномен потока, когда человек не замечает времени, ему кажется, что оно просто пролетает или вообще исчезает. Если наблюдается чрезмерная нагрузка на психику и требуется мобилизация всех имеющихся возможностей, прослеживается обратный эффект: ход времени замедляется.

Соотношение характеристик длительности и субъективного восприятия времени.

Рисунок 2.

Характеристики деятельности и восприятия времени

Существует феномен «мчащегося времени», связанный с восприятием времени в масштабе всей человеческой жизни. Чем старше человек, тем короче становятся воспринимаемые им временные интервалы. Это явление объяснимо. С возрастом активизация организма снижается, скорость метаболизма замедляется. Пожилому человеку кажется, что прошло 20-30 минут, а на самом деле минуло уже полтора часа. С другой стороны, ускоренный бег времени связывают с тем, что человек оценивает время не в абсолютных, а в относительных величинах. Длительность временного периода соотносится с опытом прошлого. Для ребенка десяти лет год — это 10% прожитого им времени, а для 50-летнего — 2%.

Вывод

Может быть поэтому в детстве время идет медленно, и дети с трудом могут дождаться какого-то желаемого события, а пожилые люди, напротив, сожалеют о быстром беге времени.

Восприятие времени — Нож

18+
Статья не пропагандирует употребление каких бы то ни было других запрещенных веществ.
Текст представляет собой описание научных исследований в области науки, истории, социального и культурного аспектов.

Истоки науки о восприятии

Определить механизмы человеческого познания пытались еще философы Древней Греции. Аристотель предположил, что основу знания об окружающей природе человек получает из ощущений. Совокупность всех получаемых ощущений в результате складывается в восприятие мира. Эта идея впоследствии получила развитие в теориях эмпиристов XVII–XVIII веков, считавших, что знание о мире основывается на чувственном опыте, который получен человеком при взаимодействии с окружающей средой.

Одним из наиболее выдающихся эмпиристов был Джон Локк. В его философской теории каждый человек при рождении не имеет никакого знания о внешнем мире. Он представляет из себя чистую доску (tabula rasa), на которой прижизненно записывается опыт. Другую интересную точку зрения выдвинул философ и священнослужитель Джордж Беркли, согласно которому весь мир существует до тех пор, пока мы его воспринимаем. Несмотря на неподдельный солипсизм, именно Беркли стал тем, кто поставил процесс восприятия в области человеческого познания во главу угла.

Хотя теории эмпиризма со временем изжили себя, они превратились в плодотворную почву для экспериментального изучения процесса восприятия не только философами, но также физиками, психологами и математиками.

Подробнее всего вопросы о восприятии изучали психологи. Первой проблемой, которую они пытались решить, было соотношение восприятия и ощущений: в чем отличие и связь этих двух процессов, как определить каждый из них? Сейчас большинство учебников по общей психологии определяют эти понятия следующим образом:

  • Ощущение — это элементарный сознательный опыт, который отражается в знании характеристик предмета реального мира. Появляется в результате простого воздействия на органы чувств человека. К такого рода опыту относится ощущение яркости света, громкость звука, ощущение боли. Это перевод физических свойств предмета (важно заметить, что не самого предмета, а именно его свойств) на язык сознательного опыта.
  • Восприятие определяется как процесс отображения предметов и их отношений в целостном сознательном образе. Этот процесс активен и включает не просто отражение предмета, как в зеркале, а с учетом состояния субъекта и его опыта. То есть мы не просто видим и слышим, а сопоставляем увиденное и услышанное с уже имеющимися нашими представлениями и ожиданиями.

Как строится целостный образ восприятия в нашем сознании

От внешнего мира мы получаем непрерывный поток информации. Человека окружает разнообразие звуков, запахов, изображений, но прежде чем наш мозг построит целостный образ восприятия, эта информация должна дойти до него.

Сначала на наши органы чувств попадает информация об ощущениях. Например, запах свежеиспеченного пирога с яблоками поступает на рецепторы носовой полости. Затем информация преобразуется в нервные импульсы, отправляясь к центру сборки наших образов — мозгу. Нейроны рецепторов кодируют качество запаха с помощью сочетания активации различных клеток, а силу — изменением частоты импульсов. Получаемая информация передается по нервным каналам в соответствующую структуру мозга для последующей обработки. Так, зрительная информация поступает в затылочные отделы коры, информация о звуке — в височные, запахе — в обонятельную луковицу.

Сначала мозг обрабатывает простые элементы поступивших сигналов, после расшифровки происходит их соотношение с нашим предыдущим опытом. Так, в примере про пирог сначала мы распознаем запах выпечки, яблок, корицы. После происходит соотношения этого аромата с ранее уже известными. Конечный образ яблочного пирога с корицей формируется в лобных структурах головного мозга.

В рамках нейронной передачи всё это происходит за доли секунд, что позволяет нам моментально распознавать целостный образ.

Но если со вкусом, запахом, изображением и звуком всё понятно (у нас есть и соответствующие органы восприятия, и особый центр преобразования сырой информации от раздражителей), то возникает интересный вопрос о восприятии времени. У нас нет очевидных органов чувств для его фиксации, как нет и наблюдаемых, непосредственных ощущений, связанных с течением времени.

В отличие от обычного стимула продолжительность времени не имеет своей физической основы, однако мы можем его отсчитывать, планировать распорядок дня. Даже предвосхищаем некоторые временные события, просыпаясь, например, за 5 минут до звонка будильника.

Единицы времени были даны человеку условно — посредством общественного договора. Система временного отчета введена из-за социальной необходимости согласовывать и планировать свои задачи, встречи с другими людьми. Несмотря на такой общественный характер времени, у нас есть и биологические часы, которые проявляют себя в циркадных ритмах.

В общей психологии у ощущения времени выделяют два качества — это переживание настоящего момента и чувство течения времени. Есть лишь немногие аспекты, которые мы можем выделить в образе времени:

  • оценка времени
     — протяженности от одного события до другого;
  • последовательность событий — что произошло сначала, а что потом;
  • предвосхищение какого-либо события — сколько осталось до ожидаемой встречи.

Для объяснения такого сложного феномена психологи выделили две группы теорий: биологические и когнитивные.

Умственная обработка

Когнитивный подход базируется на том, что восприятие времени заключается в умственной обработке информации, которая соотносится с внешними часами. Первым, кто высказал такую теорию, был Роберт Орнштейн. Он предположил, что восприятие временного отрезка зависит от того, сколько информации было переработано в этот период: чем больше событий произошло, тем дольше нам кажется прошедший час. В экспериментах он давал испытуемым послушать за один и тот же отрезок времени (9 минут 20 секунд) разное количество звуковых сигналов. Чем больше сенсорных событий было воспринято, тем длиннее для человека казалась процедура эксперимента. Похожие исследования проводились и со зрительной, и с тактильной чувствительностью — результаты совпали с теми, которые получил Орнштейн.

Это может объяснить эффект, когда при ожидании значимого события (например, результатов тестирования) время течет нестерпимо медленно.

Ожидание заставляет нас переоценивать временную составляющую, так как переводит нас в состояние общего тонуса организма, что расширяет диапазон нашей чувствительности. В итоге мы можем делать и воспринимать то, что раньше игнорировали. Например, чаще проверять почту, обновлять страницу в сетях или активно вертеть в руках какой-то предмет. Это работает и в том случае, когда человек пережил насыщенную неделю и ему кажется, что прошло не семь дней, а целый месяц.

Следующая теория называется когнитивно-аттенционной. Один из ее представителей — Даниэль Канеман, американско-израильский психолог, получивший Нобелевскую премию по экономике. Сторонники этой теории полагают, что восприятие времени зависит от того, обращаем мы на него внимание или нет. Они выделяют два аспекта, которые требуют умственной концентрации человека во время деятельности:

  1. Обработка текущих событий.
  2. Обработка информации о времени.

Общий объем внимания человека ограничен, поэтому при выполнении заданий на время эти два механизма конкурируют между собой. И если фокус внимания человека направлен на текущую деятельность, то время течет быстрее, так как на когнитивный таймер не остается ресурсов. Это можно проследить в той ситуации, когда мы едем в метро, опаздывая на важную встречу. Чаще всего мы с волнением смотрим на часы, отсчитываем, сколько нам еще ехать, пытаемся понять, не опоздаем ли. При пристальном наблюдении за движением секундной стрелки на часах, может показаться, что она идет медленно.

Субъективное восприятие времени зависит от того, сколько внимания мы уделяем его течению. Это иллюстрирует выражение «счастливые часов не наблюдают»: человек настолько занят делом, что ему не хватает ресурсов уделять внимание когнитивному таймеру.

А. Делонгом была сформулирована гипотеза о зависимости восприятия времени от пространства, в котором находится испытуемый. Для подтверждения этой гипотезы эксперименты проводились с тремя группами. Им предлагалось играть в видеоигру на мониторах разного размера. Люди, которые взаимодействовали с маленьким экраном, переоценили затраченное время в 2,3 раза.

Из этого вытекает, что чем меньше размер воспринимаемого пространства, тем субъективно медленнее идет время.

Позже были установлены два противоположных эффекта, касающихся восприятия времени: каппа- и тау-эффекты.

  • Каппа-эффект открыл психолог Джон Коэн. Он последовательно включал три лампочки, расположенные на разных расстояниях друг от друга. Задачей испытуемых было сказать, какой из интервалов между зажжением ламп дольше. Выяснилось, что на восприятие временных интервалов влияет линейное расстояние между лампочками. Чем дальше они были друг от друга, тем больше казался временной интервал между их включениями
  • Тау-эффект был открыт Гарри Хэлсоном. Он использовал тактильную стимуляцию трех равноудаленных друг от друга точек предплечья. Если между стимуляцией двух точек проходило больше времени, расстояние между ними переценивалось Чем больше был промежуток времени, тем большим казалось расстояние между ними.

Циркадные ритмы

Следующая группа теорий — биологические. Они исходят из существования циркадных ритмов — циклических процессов, происходящих внутри организма каждые 24 часа. Таким, например, является цикл сна—бодрствования.

Регуляция и настройка внутренних часов происходит за счет того, что свет поступает на фоточувствительные ганглионарные клетки глаза. В отличие от колбочек и палочек, эти клетки помогают ориентироваться во времени суток и присутствуют даже у слепых людей. Руководит биологическими часами человека супраоптическое ядро. К нему поступают сигналы от глаз о текущем времени суток. После информация идет в эпифиз, где при отсутствии света запускается выработка гормона мелатонина. Он снижает температуру тела человека и подготавливает организм ко сну.

Помимо суточных ритмов, в организме есть и другие циклы, длящиеся меньше 24 часов. Это привело ученых к мысли о существовании биологически обусловленной точки временного отчета.

Первым, кто создал биологическую теорию восприятия времени, был Хадсон Хогланд. На проведение исследований его подтолкнула болезнь жены. У нее был сильный жар, который спровоцировал дезориентацию во времени. Заметив это, Хогланд попросил жену считать до 60, приняв одно отсчитывание за одну секунду. Он сделал вывод, что при высокой температуре внутренние биологические часы начинают спешить. Так, при температуре 38 больная воспринимала 40 секунд как минуту. При более низкой температуре, наоборот, время воспринималось как медленно текущее.

Последующие эксперименты проводились ученой Марианной Франкенхаузер с фармакологическими препаратами, которые ускоряют метаболизм человека (амфетамин, кофеин). Под действием этих веществ испытуемым казалось, что прошло больше времени, чем на самом деле. Другие препараты (оксид азота и анестетики) показали обратный эффект.

Генетические предпосылки восприятия времени

Биологическим аспектам восприятия времени посвящены также генетические исследования. Индивидуальные различия в восприятии времени очевидны в наших повседневных действиях. Скажем, у одного человека «пик продуктивности» приходится на утро, а у другого возникает после полуночи. Кто-то с особой точностью может сказать, когда прошло 7 минут, другой ошибется на 5 минут.

Нейромедиаторы — химические вещества, передающие информацию между нейронами, — помогают синхронизировать получаемые стимулы и запускать реакцию на них. Генетический полиморфизм, ведущий к дисбалансу нейромедиаторов или нарушению регуляции циркадных ритмов, может увеличивать или уменьшать ход внутренних часов.

У людей с более активной выработкой серотонина внутреннее время идет быстрее объективного. Это, в частности, показывают исследования с применением ЛСД и псилоцибина. Эти вещества заставляют мозг выделять огромное количество серотонина, вследствие чего испытуемые принимали час за три.

На восприятие времени влияет и дофамин. Нарушение экспрессии генов, связанных с дофаминергическими путями, приводит к искажению восприятия течения времени. Так, при повышенной дофаминовой активности меняется процесс кодирования информации, что влияет на субъективный счет времени. Повышенный дофамин замедляет внутренние часы животных, заставляя их недооценивать временные интервалы. Также исследователи указывают на взаимосвязь механизмов кодирования временных интервалов и системы вознаграждения, в которой основным нейромедиатором тоже выступает дофамин.

Такие процессы метаболизма, как повышение/понижение уровня медиаторов или гормонов, зависят от циркадных ритмов. От них же зависит и наше врожденное предпочитаемое время бодрствования: утро, вечер, ночь, день. За циркадные ритмы отвечают гены CLOCK, ARNTL, PER (1, 2, 3) и CRY (1, 2). Они находятся в циклической зависимости друг от друга, образуя петлю отрицательной обратной связи. Комплекс белков CLOCK/ARNTL активирует экспрессию белков PER, CRY. Они, в свою очередь, подавляют действие ARNTL и CLOCK. Весь процесс активации и подавления продолжается примерно 24 часа, после чего начинается новых круг.

Гены CLOCK, ARNTL участвуют в кодировании временных интервалов, настройке циркадных ритмов и синхронизации действий человека во времени. У мышей, которым удалили ген ARNTL, исчезли циркадные ритмы. Другой важный ген, PER2, отвечает за выработку мелатонина и суточные изменения концентрации дофамина. Белки CRY (1, 2) могут выполнять роль рецепторов света для настройки внутренних часов.

Все исследования подводят к тому, что в перцепции времени участвует не одна система. Для него требуются как когнитивные механизмы, так и биологически заданные характеристики, включая правильную работу генетического аппарата и нейромедиаторов. Эти два элемента дополняют друг друга, создавая у человека целостный образ времени.

Восприятие времени | Когнитивные науки, психология и неврология

Связанные темы:
время ожидание эффект каппа эффект тау продолжительность

Просмотреть весь связанный контент →

восприятие времени , опыт или осознание течения времени.

Человеческий опыт изменений сложен. Очевидно, что один первичный элемент представляет собой последовательность событий, но различимые события разделены более или менее продолжительными интервалами, называемыми длительностью. Таким образом, последовательность и продолжительность являются фундаментальными аспектами того, что воспринимается в изменении.

Очевидно, продолжительность зависит от событий, которые люди выделяют в последовательности, в которой они живут: продолжительность поцелуя, еды, поездки. Данный интервал всегда можно разделить на последовательную цепь, разграничивающую более короткие длительности, как и на регулярные единицы, обеспечивающие эмпирическую меру времени: секунды, сутки, год. В самом деле, человеческий опыт — это не просто одна серия событий, а множество накладывающихся друг на друга изменений. Продолжительность радиопрограммы, например, может сочетаться с продолжительностью завтрака, причем обе они включаются в более длительный период морского путешествия.

Кажется, люди не могут жить без представления о времени. Древние философии стремились связать понятие времени с некоторой объективной реальностью, которой оно соответствовало бы. Рене Декарт (1596–1650) открыл критическую эру философии, подчеркнув древнюю проблему происхождения идей, включая идею времени. Иммануил Кант (1724–1804), дав радикальный ответ на эпистемологическую проблему времени, писал, что мы не оцениваем время объективно как физическую вещь; что это просто чистая форма чувственной интуиции. Другие философы 18-19 вв.XX века стремились объяснить понятие времени как возникающее из ассоциации и памяти последовательных восприятий.

Переход к эмпирической психологии произошел с ростом исследований интроспективных данных опыта. Примерно с середины 19 века под влиянием психофизических представлений Густава Теодора Фехнера психологи проводили эксперименты по изучению взаимосвязи между воспринимаемым временем и временем, измеряемым в физике. Их работа со взрослыми постепенно распространилась на изучение детей и животных. Затем психологи расширили свои исследования времени, чтобы охватить все формы адаптации к последовательности и продолжительности.

Последовательные действия

Адаптация к последовательным событиям

На раздражение можно реагировать немедленно (как при безусловнорефлекторном действии), не принимая во внимание элемент времени. Однако стимуляция может также сигнализировать о последующем событии; тогда он имеет значение только как часть последовательности, в которой он является первым термином: звонок, возвещающий обед, дорожный знак или приближающаяся опасность. Люди реагируют на такие стимулы опережающим поведением, адаптированным к стимулу или действию, которое еще не произошло. Принципы, управляющие такой привязанной ко времени адаптацией, суть не что иное, как обусловливание. Одно событие становится условным сигналом для другого стимула, которого следует искать или избегать.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Младенец на искусственном вскармливании, который сначала реагирует на сосок на губах простым сосательным рефлексом, постепенно приучается переставать плакать, когда видит бутылочку (сигнал к кормлению). Позже он может научиться реагировать на еще больше вторичных сигналов, возвещающих о прибытии бутылки; Например, поднимают из кроватки или слышат, как его мать греет молоко на кухне. Его поведение стало включать временное измерение событий.

В соответствии с принципами инструментального обусловливания один раздражитель становится сигналом для последующего события только в том случае, если второй раздражитель вызывает приспособительную реакцию (завершающую или отталкивающую) и только в том случае, если порядок последовательности повторяется. Обусловливание имеет тенденцию устанавливаться наиболее быстро, когда интервал между сигналом (условным раздражителем) и безусловным раздражителем довольно короткий. Иван Павлов подсчитал, что оптимальный интервал для такой последовательности составляет 0,5 секунды, что примерно соответствует интервалам, характерным для последовательностей, наиболее точно различимых перцептивно (см. ниже Восприятие последовательности и длительности).

Помимо адаптации человека к порядку последовательности, обусловливание также адаптируется к продолжительности между сигналом и немедленным действием стимула. Реакция на сигнал, как правило, возникает примерно через тот же интервал, который разделял два стимула во время кондиционирования. Таким образом, животное можно научить задерживать реакцию на некоторое время после сигнала (отложенное обусловливание).

Эта форма адаптации наиболее распространена в человеческом поведении, позволяя людям предвидеть последовательность событий в их среде, чтобы они могли подготовиться к тому, чтобы соответствующим образом справиться с тем, что еще не произошло.

Адаптация к периодическим изменениям

В 1912 г. одна из учениц Павлова (И. П. Феокритова) показала, что собака, привыкшая к кормлению каждые 30 минут, к концу каждого получасового периода начинает пускать слюни. Это было явным свидетельством обусловленности временем; сам интервал между кормлениями служил условным раздражителем.

Это открытие подчеркивает постоянную периодичность повседневной жизни, особенно на биологическом уровне: ритмы активности и сна, ритмы еды и занятий любовью. Когда вмешивается обусловливание, предвосхищающие переживания голода, усталости или возбуждения служат нашей адаптации к экологическим требованиям.

Следует также учитывать суточные, или циркадные, ритмы метаболической активности ( например, суточных циклов изменения температуры). Имеются данные о том, что эти фундаментальные биологические функции могут синхронизироваться с ритмическими фазами экологических (экзогенных) изменений. Таким образом, в течение нескольких дней после того, как фабричный рабочий будет назначен в ночную смену, максимумы и минимумы его дневных колебаний температуры будут обратными. Тем не менее, ритмичные изменения температуры тела сохраняются, что свидетельствует о врожденной (эндогенной) основе циркадных явлений. Такая гипотеза означала бы, что постепенное установление циркадных ритмов сна или температуры у человека является результатом созревания нервной системы, а не обусловленности в строгом смысле слова. Эксперименты начались в 1962, в которых люди месяцами жили в пещерах или других ограждениях, лишенные временных сигналов от окружающей среды, также продемонстрировали устойчивый характер ритмов температуры тела и сна-бодрствования. Ритмические периоды, однако, иногда расширялись, и субъект начинал жить примерно по двухдневному циклу, не осознавая этого.

Благодаря обусловленности временем и циркадным ритмам физиология человека представляет собой своего рода биологические часы, которые предлагают точки отсчета для временной ориентации.

Восприятие времени. Что такое время?

Каждый человек воспринимает течение времени по-разному

Восприятие времени относится к субъективному восприятию человеком течения времени или воспринимаемой продолжительности событий, которые могут значительно отличаться у разных людей и/или в разных обстоятельствах. Хотя физическое время кажется более или менее объективным, психологическое время субъективно и потенциально податливо, что подтверждается такими распространенными фразами, как «время летит, когда вы развлекаетесь» и «горшок, за которым наблюдают, никогда не кипит». Эта податливость особенно проявляется в различных временных иллюзиях, которые мы испытываем.

Как область исследования в рамках психологии и нейронауки, восприятие времени достигло своего апогея в конце 19 -го -го века с исследованиями взаимосвязи между воспринимаемым и измеренным временем одним из основателей современной экспериментальной психологии, Густавом Теодором Фехнером. .

Мы воспринимаем не столько само время, сколько изменения или течение времени, или то, что можно описать как «события во времени». В частности, мы осознаем временные отношения между событиями и воспринимаем события либо как одновременно или последовательно . У нас также есть восприятие последовательности или порядка этих событий.

Наше чувство времени, кажется, возникло как продукт человеческой эволюции , и это не чисто автоматический или врожденный процесс, а сложная деятельность, которую мы развиваем и активно изучаем по мере нашего роста. Насколько нам известно, люди — единственные животные, которые осознают ход времени, нашу собственную непостоянство и смертность, а также имеют сознание прошлого, которое является чем-то большим, чем чистый инстинкт и поведенческая обусловленность.

Как мы воспринимаем время

Хотя психологи считают, что существует неврологическая система , управляющая восприятием времени, похоже, что она не связана с конкретными сенсорными путями, а скорее использует сильно распределенную систему в мозгу (см. раздел по биопсихологии). Таким образом, восприятие времени отличается от других наших чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и даже проприоцепции, — поскольку время не может быть непосредственно воспринято и поэтому должно быть каким-то образом «реконструировано» мозгом.

Нейротрансмиттеры, такие как дофамин и норэпинефрин (адреналин), неразрывно связаны с нашим восприятием времени, хотя точный механизм до сих пор не совсем понятен. Человеческий мозг, по-видимому, обладает своего рода «внутренними часами » (отличными от биологических или циркадных часов), которые связаны с определенными уровнями дофамина, или, возможно, даже несколькими разными часами, работающими вместе, но независимо, каждый из которых может определять наше время. восприятия в зависимости от конкретного контекста (более подробно см. раздел о биопсихологии).

Когда мозг получает новую информацию из внешнего мира, необработанные данные не обязательно поступают в порядке, необходимом для их правильной обработки. Таким образом, мозг реорганизует информацию и представляет ее в более понятной форме. В случае знакомой информации для этого процесса требуется очень мало времени, но новая информация требует большей обработки, и эта дополнительная обработка имеет тенденцию увеличивать время. Это одна из причин, почему лето ребенка кажется вечным, в то время как привычная рутина пожилого человека ускользает все быстрее и быстрее. Чем более знакома задача, тем меньше новой информации требуется мозгу для обработки, и тем быстрее проходит время.

В некоторой степени восприятие времени также связано с другими когнитивными процессами, такими как внимание . Измерение продолжительности события — будь то время, в течение которого соус должен кипеть, оценка скорости бега, чтобы поймать мяч, или расчет того, достаточно ли времени, чтобы проехать на желтый свет, — требует определенного количества времени. внимания, и кажется, что новые события занимают больше времени, чем знакомые, потому что им уделяется больше внимания. Например, в психологических тестах, если одна и та же картинка показывается снова и снова, время от времени чередуясь с другой картинкой, наблюдатель воспринимает другую картинку как остающуюся на экране дольше, даже если все картинки на самом деле появляются в течение некоторого времени. такой же отрезок времени. Разница возникает из-за степени внимания, уделяемого картинкам.

Восприятие длительности времени также тесно связано с памятью . По сути, именно наша память о событии (и, возможно, даже более конкретно, наша память о начале и конце события) позволяет нам формировать восприятие или убеждение в его продолжительности. Мы делаем вывод, хотя и подсознательно, о продолжительности события, исходя из нашей памяти о том, как далеко в прошлом что-то произошло, как давно произошло начало и конец события. Неясно, делается ли это какой-то мерой силы трассировка памяти , которая сохраняется с течением времени ( силовая модель памяти времени), или вывод, основанный на связях между событием и другими событиями, дата или время которых известны ( модель вывода ).

Появляется все больше свидетельств того, что скорость метаболизма животного влияет на то, как оно воспринимает время. В целом, у более крупных животных скорость обмена веществ медленнее, и время для них течет относительно быстро. У более мелких животных, наоборот, обмен веществ более быстрый, и время течет относительно медленно, поэтому они могут воспринимать больше событий за один и тот же период. Исследования показали, что мелкие животные на самом деле могут различать очень короткие и очень быстро меняющиеся события, что является одной из причин, по которой муха с такой кажущейся легкостью может избежать мухобойки. С точки зрения эволюции, способность воспринимать время в очень малых масштабах может быть разницей между жизнью и смертью для маленьких, уязвимых животных.

Последовательность и продолжительность

Мы воспринимаем время как ряд событий в последовательности , разделенных длительностями различной длины. Однако наш опыт не ограничивается одной серией событий, мы переживаем множество перекрывающихся событий, последовательностей и длительностей.

Добавить комментарий