Возрастная периодизация психология: Периодизация возрастного развития | Диплом по психологии

Возрастная периодизация | Статья на тему:

Возрастная периодизация в педагогике

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации.

К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.

 

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок – от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье. Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка.

 Однако уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигательных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы — те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэтому не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функционирования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формированию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей: речевых, зрительных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмоционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, произносит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий.

Младенческий возраст

Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершает первые шаги. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бросает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает предметность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят познание на более перспективный, хотя и более противоречивый и трудный уровень. Механизмы речи формируются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать. Ему свойственны подражательность, копирование действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

 Раннее детство

Раннее детство – от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и разнообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождающихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то неизбежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в будущем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками. Часто в ходе игры проявляются такие качества ребенка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому естественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5–7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика.

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Это наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок б-ти лет по своим физическим и психическим качествам по существу является старшим дошкольником, а к 10-ти годам у него появляются черты младшего подростка со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. Будет ли подросток хорошо учиться, будут ли конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не от физиологических особенностей возраста, а от его жизненного пути, который он пройдет в начальных классах, от тех качеств личности, которые будут у него сформированы.

Учитель, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программных знаний, умений и навыков, в планах и мероприятиях по воспитательной работе. Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступает в роли объекта воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического развития младшего школьника.

Однако известно, что младшие школьники, не­смотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным занятиям, т. е. фактически получают неодинаковый уровень развития.

Младший школьник действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. В этом отношении ребенок проявляет себя как субъект воспитания.

Особенно интересен мир в представлении шестилетнего ребенка. Именно понимание этого мира позволило Ш.А. Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Приступая к обучению и воспитанию шестилеток в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индивидуально развивающейся личностью, тонко реагирующей на все ситуации жизни.

При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Однако многих ждет разочарование, трудности, которые ребенок не всегда может самостоятельно преодолеть. Оказывается некоторым неинтересно писать палочки, произносить звуки, слоги, сидеть смирно в течение урока. Если вовремя не заметить этого субъективного отношения ребенка к учению, то может сформироваться труднопреодолимая негативная реакция.

Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком мире. Этот понятный, интересный, доступный для ребенка мир в процессе формирования абстракций исчезает. Переход от чувственного этапа познания мира к абстрактному сложен и труден для младшего школьника, особенно первоклассника. Знание особенностей возрастного развития шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвижность, уравновешенность процессов. Ребенку трудно сдерживать себя. Поэтому опытный учитель внимателен и терпелив по отношению к ребенку, он знает, что непослушание может быть следствием большой реактивности и подвижности ребенка. У детей шестилетнего возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает «охранительное торможение». Оно проявляется в двигательном беспокойстве, отвлечении внимания.

У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятельности с шестилетними детьми важны форма, стиль, манера общения с детьми. Ребенок становится дисциплинированным, отражая в своей деятельности систему предъявляемых к нему требований, в этом случае у него формируется опыт управления своим поведением. Но первоклассники не выдерживают длительного напряжения, поэтому необходима смена видов деятельности, способов учения, использование игры при изучении учебного материала.

Очень важно отношение детей к школе, к учению. Если ребенок желает учиться, с радостью идет в школу, тогда ему легче сосредоточиться, легче преодолеть трудности, учебная книга становится доступнее и понятнее.

Если учебная деятельность шестилетних детей проводится без учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже ко второму и особенно к третьему классу – наблюдается падение интереса к учению. Опытный учитель видит нарастающие противоречия и пытается их разрешить занимательностью, творчеством, связью обучения с местной природой, прогулками, экскурсиями, вовлечением детей в активную работу.

В младшем школьном возрасте ребенок формируется всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в формировании личности ученика начальных классов – взаимосвязь умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Участие детей в доступных видах трудовой деятельности, знакомство с профессиями оказывают существенное влияние на формирование трудолюбия, интереса к труду взрослых, особенно родителей, приобщение их к культурным и духовным ценностям, формируют самостоятельную творческую деятельность, доставляют радость труда и отдыха.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьником преодолеть можно, если у него воспитаны нравственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, усидчивость, настойчивость, желание учиться, ответственность. Если же ребенок не обладает такими качествами, если в начальной школе они не сформированы, то повысить качество знаний, достичь высоких показателей в обучении чрезвычайно сложно, особенно в старших классах. Одна из причин конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в том, что в начальной школе у ребенка сформированы качества, личности, которые необходимо перевоспитывать.

В возрастной периодизации выделяются – подростковый возраст и юношеский возраст. Воспитателю дошкольного образовательного учреждения важно знать о детях младшего школьного возраста, так как он в условиях детского сада готовит детей к систематическому школьному обучению, воспитывает готовность ребенка к школе.

📖 Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину, 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии, Тема 4.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Возрастная психология: конспект лекций. Хилько М. Е. Страница 6. Читать онлайн

Назва-
ние

Возрастная психология: конспект лекцийМарина Хилько | Ткачева М. С.

Правообладателям

<

123456789101112131415161718

>


Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 3




Читайте еще:
Искусство помнить и забыватьЛапп Даниэль

1. Что такое память!

Беспокойство и депрессия — это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных состояниях человек перестает замечать внешний мир: вместо…

Госпожа тюрьмы, или слёзы МинервыШвецов Михаил

Швецов МихаилГоспожа тюрьмы, или слёзы Минервы

Часть II. Мудрость шизофрении — премудрость психиатрии

В конечном итоге цельнодеревянный самолёт отличился самым низким уровнем потерь Королевских ВВС — в 26255 боевых самолёто-вылетах от огня немецких зениток и истребителей было безвозвратно потеряно всего 196 самолётов, т. е. вероятность благополучного возвращения на родной аэродром составляла для…

Этикет: Краткая энциклопедияОшеверова Лидия

Глава 1

Все люди разные, и никто не может быть застрахован от ошибок и неприятных ситуаций: можно случайно наступить на ногу человеку в общественном транспорте, опрокинуть на кого-то рюмку с вином, перепутать свою очередь. Один человек отнесется к такому конфузу с юмором и не станет обращать на него…

Введение в психологиюГальперин Пётр

Глава 3. Ориентировочная деятельность как предмет психологии

Психическое отражение поля действия и соотнесение его фактического и заданного хода в плане образа составляют обязательное условие успешного выполнения действия, у которого необходимое постоянство условий заранее не обеспечено. Тем более, что это обязательное условие всякого научения, включая и…

Как стать успешным пикапером. Примеры в четырех реальностяхБогачев Филипп

Антон Маторин

Есть ещё страшный сон, который надо забыть — это так называемые рутины — или стандартные сценарии разговора для переведения его на околосексуальные темы. Ничего более глупого и бесполезного я в стратегиях соблазнения не встречал. В то же время это как раз то, чему проще всего учить по Интернету…

7 этажей взаимопонимания. Язык тела и образ мыслиКурпатов Андрей

Часть первая. ЧЕЛОВЕК – ЭТО «ОТКРЫТАЯ КНИГА»

Так или иначе, но свою, равно как и чужую, принадлежность к «художникам» или «мыслителям» имеет смысл знать. Попробуем выяснить…

Критический словарь психоанализаРайкрофт Чарльз

Ю

Приравнивание Фрейдом пассивного к феминному широко критиковалось, особенно женщинами-аналитиками – Horney (1916), Klein (1948) и Payne (1935). Оно является примером того, что Джонс назвал фрейдовским ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИМ взглядом на женщин.

Лишь Hermann (1935) подверг сомнению равенство активного…

Этикет наоборотНачихаев Николай

граждан-покупателеи не осталось и следа

Правила этикета для того и предназначены, чтобы существенно облегчить людям жизнь. В самом деле, определенные правила и умение вести себя в различных ситуациях помогут создать о себе хорошее впечатление и не выглядеть смешно или нелепо. По крайней мере многие люди придают этикету прямо-таки…

Информационные войны и будущееБез автора

Без автора Информационные войны и будущее

Глава 2. Реалии информационной войны.

Представитель австралийской разведки Ник Чантлер подробно рассказал о движении хэкеров, его истории, социальных корнях, и распространении, специализации хэкеров, используемой технике и программном обеспечении. Опыт хакеров может принести немалую пользу при разработке средств защиты…

Везёт же людям..Леви Владимир

Ночной консилиум

В любом случае предлагаю вам, отныне и далее, предусматривать в своем суточном графике в общей сложности НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ, ПОСВЯЩАЕМЫХ ЗДОРОВЬЮ.

Прогулки, физические упражнения, водные процедуры, AT — распределяйте как хотите, но эти четыре святых часа должны принадлежать вашему здоровью и…

Библиотека Ошо: Притчи старого городаРаджниш Бхагаван

ПТИЦА И МОРЕ. . О человеке и душе его

Его друг, прослышав о состоянии больного, еще раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней — лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змееныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина.

Инфология. Тема: Метапсихология, ЭкибанаУрусов В.

Урусов В.Инфология

DIXI

Кодекс, или информационная доктрина — система сведений (правил) образующая информационное обосноваенние поведения объекта на базе концепции 3 уровня (с жесткой парадигмой и без учета влияния наблюдателя на передаваемую информацию).

Взгляд Выготского на возрастную периодизацию развития ребенка | Человеческое развитие

Пропустить пункт назначения

Исследовательские статьи| 18 декабря 2009 г.

Мэри А. Зендер;

BF Zender

Human Development (1974) 17 (1): 24–40.

https://doi.org/10.1159/000271331

История статьи

Опубликовано в Интернете:

18 декабря 2009 г.

Инструменты работы с содержимым

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Citation

Мэри А.

Зендер, Б. Ф. Зендер; Взгляд Выготского на возрастную периодизацию детского развития. Человеческое развитие 1 января 1974 г.; 17 (1): 24–40. https://doi.org/10.1159/000271331

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Использование компьютеров вместо животных для имитации человеческого поведения заставило психологов рассматривать мозг как очень сложную информационную систему. Этот новый взгляд обратил их внимание на такие забытые области, как изучение сознания и личности. В результате интерес советских психологов к работам ВЫГОТСКОГО (1896–1934) возобновился. Эта статья представляет собой перевод неопубликованной статьи ВЫГОЦКОГО, недавно опубликованной в одном из ведущих советских психологических журналов.

В ней он прослеживает основные теории периодизации и дает оценку этим взглядам на развитие ребенка. Кроме того, он развивает свою теорию периодизации, основанную на развитии личности ребенка.

Ключевые слова:

Критерии внешнего вида, Детство, диалектический критерий, внутренние критерии, периодизация, Этапы, переходы, Критерии развертывания

Этот контент доступен только в формате PDF.

В настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Цифровая версия

Аренда

Эта статья также доступна для проката через DeepDyve.

Динамика развития личности в предподростковом возрасте: лонгитюдное исследование

Abstract

Подростковый возраст считается переходным возрастом.

На основе структурной теории личности Кеттелла проведен лонгитюдный эксперимент с детьми 9 лет.до 14 было проведено. Использовали тест культурного честного интеллекта (CFIT), 12- и 14-факторные опросники Кеттелла (12PF/CPQ и 14PF/HSPQ). Показано, что переходный период от 9 до 12 лет, включая возрастной кризис, характеризуется значительными изменениями в структурировании взаимосвязей между чертами личности. Эти изменения имеют существенные гендерные особенности и различия по уровню развития интеллекта. Количественные оценки взаимосвязи черт личности, сделанные на основе факторного анализа психодиагностических данных, позволяют проанализировать этот возрастной период в динамике, с точки зрения процессов системной интеграции и дифференциации. Представленные результаты лонгитюдного исследования позволяют определить временные рамки возрастного (предподросткового) кризиса, «пик» которого, согласно полученным данным, в современных условиях приходится на возраст 11-11,5 лет. Изменение межфункциональных отношений проявляется как системообразующий фактор в динамике развития личности и может служить основой для создания ее неравновесных (динамических) моделей. Обсуждается возникновение стабилизирующих сочетаний личностных черт («психологических образований»), обеспечивающих устойчивость неравновесной системы в переходный (кризисный) период.

Ключевые слова: Школьники доподросткового возрастапсиходиагностические данныесистемный анализдинамика личности

Введение

Возраст 9-12 лет – «пограничный» между детством и юностью. В качестве центральной линии психического развития одни исследователи выделяют развитие интеллекта, другие — развитие личности. В этом возрастном диапазоне наблюдается интерференция (наложение) нескольких кризисов. Одна обусловлена ​​возникновением латентных допубертатных изменений в период полового созревания, что определяет противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри». Другой возрастной кризис связан с изменениями в социальных отношениях и установках. «Педагогический кризис» стимулируется «извне» изменением форм обучения (переход из начальной школы) (Цукерман, 1998). Разрешение этой ситуации зарубежные исследователи видят в построении отношений с детьми по образцу начальной школы (Simmons & Blyth, 1987). С нашей точки зрения, такая организация взаимодействия с ребенком предполагает построение его отношений с окружающей средой. Остается вопрос, что происходит «внутри» возрастного кризиса в это хрупкое предподростковое время? Таким образом, возрастной диапазон 9-12 лет является «бурной зоной» в психическом развитии. Однако этот возраст до сих пор не выделяется отечественными учеными в возрастных периодизациях как специфический, отличный от других периодов развития. Закономерности этого возрастного периода, соответствующая феноменология и динамика психосоциального развития школьника изучены недостаточно.

Постановка проблемы

В описании российских психологов возраст 10-12 лет традиционно ассоциируется с переходом из начальной школы в среднюю. Новый порядок жизни, которому должны следовать студенты, влечет за собой трудности в эмоциональном состоянии, в обучении. Эти проблемы определяются как внешней ситуацией, так и внутренними психологическими факторами.

Возрастной диапазон 9-12 лет в классификациях разных авторов часто приходится на разные возрастные граничные периоды. Зарубежные и российские психологические школы используют разные подходы к описанию этого возраста. Последователи биогенетического направления склонны считать его допубертатным, что нельзя отрицать. При этом многие характерные для этого времени изменения касаются психосоциальной и личностной сферы (De Bolle et al., 2015; Harter, 19).90; Липсиц, 1977). Сторонники подхода социальной обусловленности психического развития (Эльконин, 1995) также не избежали противоречий, которые связаны как с обозначением возрастных границ и времени наступления кризиса, так и с выделением возрастных особенностей и Их психологическое содержание. Единство исследователей наблюдается в описании самого кризиса как бурного процесса, сопровождающегося эмоционально неравновесными состояниями. В условиях кризиса нарушается устойчивость развивающейся системы, что сказывается на структуре межфункциональных отношений. Изменение внутри- и межфункциональных отношений когнитивных функций признается психологической школой Ананьева (2001) существенным критерием развития.

Нельзя сказать, что указанный возрастной диапазон остался без внимания исследователей. Фрейд (2011) выделил возраст от 5 до 10 лет и определил его как латентную стадию с обучением и социализацией. Пиаже (1972) определяет этот период как время перехода от стадии конкретных к стадии формальных операций мышления. Кольберг (1984) обращал внимание на развитие нравственного сознания детей 10-13 лет, он писал, что развитие нравственности в этот период находится на конвенциональном уровне, наблюдается соблюдение норм и правил. Эриксон (1950) отмечали, что в возрасте 6-12 лет интенсивно развивается способность осваивать окружающую среду, что сопровождается переживанием своего мастерства или неполноценности. В США многие дети 6-12 лет учатся в начальной школе, этот возраст обозначается как среднее детство (Collins, 1984; Cole & Cole, 1993). Исследователи называют этот возраст предподростковым. Следующая возрастная ступень относится к возрастной группе подростков (13-19 лет).

Некоторые исследователи называли исследуемый период предподростковым (preteens, предподростковый возраст) с предподростковым кризисом, указывая на его радикальное отличие от подросткового (Поливанова, 2006; Цукерман, 1998; Симмонс и Блит, 1987; Коллинз, 1984; Элкинд, Драгастин и Элдер, 1975; Каган, 1972). Подход к ребенку в 11-12 лет характеризуется определенными изменениями, затрагивающими многие стороны психического развития, социальных отношений, развития личности в целом. Тем не менее многочисленные работы, посвященные проблеме социальной обусловленности психического развития, не дают полного ответа на вопрос о внутреннем движении и психологическом содержании изучаемого переходного периода. В то же время Коллинз (1984) утверждает, что между 9 и 12 годами происходит настолько серьезная кристаллизация личностных структур, что многие учебные, социальные и личностные характеристики школьника этого возраста дают основание для надежных прогнозов его поведения на 4-6 лет вперед. Данные о ребенке до 3 класса не имеют прогностической силы. Исходя из этих представлений, можно предположить, что психосоциальное развитие в указанном возрасте определяется формированием и структурированием межфункциональных отношений.

В настоящей работе на основе лонгитюдного исследования с использованием структурной теории личности Кеттелла предпринята попытка количественно описать возраст как переходный, в том числе предподростковый кризис.

Исследовательские вопросы

В работе обсуждались следующие исследовательские вопросы.

3.1. Можно ли рассматривать предподростковый возраст (предподростковый возраст) как отдельный переход между младшим школьным возрастом и подростковым возрастом?

3.2. Может ли структурирование личностных черт в предподростковом возрасте быть критерием переходного времени?

3.3. Как определить временные рамки предподросткового кризиса по динамике изменения взаимосвязей личностных черт?

Цель исследования

Цель исследования — исследование динамики структурирования черт личности в переходном предподростковом возрасте, включающем предподростковый кризис.

Методы исследования

Лонгитюдное исследование проводилось с 2013 по 2017 год в 24-й школе г. Чебоксары, Россия. В лонгитюдном эксперименте приняли участие учащиеся с конца третьего по начало шестого класса в возрасте от 9 до 12-12,5 лет. Диагностические секции проводились 2 раза в каждом учебном году. Таким образом, результаты психодиагностики получены на протяжении всего периода перехода от начальной к средней школе и, соответственно, охватывают переходный период от младшего школьного возраста к подростковому. В третьем классе было протестировано 127 учащихся, в начале шестого класса — 83 ученика. Кроме того, в 2017 году проведена констатирующая психодиагностическая секция в 8 классе (возраст 14-15 лет, 66 школьников). Исследование было основано на структурной теории личности Кеттелла (Cattell, 1990). Использовались: ESPQ (Early School Personality Questionnaire) для детей младшего школьного возраста (3-4 классы), 12- и 14-факторный опросник (12PF/CPQ и 14PF/HSPQ) Cattell (1990) для детей в возрасте от 10 до 15 (5 лет). -8 баллов). Интеллектуальные характеристики были диагностированы с помощью теста Кеттелла на культурную ярмарку интеллекта (CFIT), определяющего коэффициент интеллекта IQ. Результаты диагностики черт (качеств) личности обрабатывались методом факторного анализа. Используемые тесты масштабированы и стандартизированы, рассчитаны на использование факторного анализа, поэтому при 12-14 исходных психологических характеристиках выборка 35-60 человек позволяет провести адекватный факторный анализ после разделения респондентов по полу или уровню IQ. Кроме того, были проведены контрольные испытания на выборке из 30-35 учащихся других школ Чувашской Республики, России. Таким образом, полученные результаты позволяют оценить особенности структурирования личностных качеств в динамике с учетом гендерных различий и уровня интеллектуального развития учащихся.

Находки

В таблице приведен пример факторного анализа черт личности, демонстрирующий динамика структурирования отношений релевантных психологических характеристик в процессе лонгитюдного эксперимента. На основе критериев Кайзера (собственные значения факторов Е > 1 ) (Kaiser, 1960) и «Scree Test» (Cattell, 1966), анализ выявил в данном случае четыре основных фактора с максимальным вкладом С к общей дисперсии.

Для примера будем интерпретировать факторные нагрузки для девочек в динамике 3-5 классов (см. табл. 01 ).

В конце третьего класса первый фактор эмоционально-коммуникативный: он определяется эмоциональной уравновешенностью (Д), смирением (Э), низкой тревожностью (О). К пятому классу вклад С первого фактора увеличивается более чем в 1,5 раза, в том числе добавляются эмоционально-коммуникативные особенности (Д,Э в отрицательной полярности), застенчивость в общении (Н), низкий волевой самоконтроль (Q3) и высокая фрустрированность (Q4). В совокупности эти признаки носят название «синдром дезадаптации пятого класса» и характеризуют проявления возрастного кризиса.

Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

Вторым по важности фактором в третьем классе является эмоциональный и коммуникативный. В нем сочетаются определенные черты, в дальнейшем (в пятом классе) проявляющиеся как наиболее значимые (невнимательность, застенчивость, неудовлетворенность). Второй фактор в пятом классе определяется принципиально иными признаками: общительностью (А), вербальным интеллектом (В) и эмоциональной устойчивостью (С).

Динамические изменения первых двух факторов с максимальным вкладом в структуру черт личности проявляются: эмоционально-коммуникативные качества интегрированы у детей пятого класса с интеллектуально-волевыми качествами (Славутская, Славутский, 2014; Славутская, 2015).

Как видно из таблицы вклад С к суммарной дисперсии этих факторов существенно различается: для выборки девушек суммарный вклад четырех факторов за два года увеличивается с 57% до 69%. Поскольку в основу факторного анализа положена матрица коэффициентов корреляции, такие изменения означают не только существенные качественные изменения в структуре личностных черт, но и значительное количественное усиление взаимозависимостей между психодиагностическими данными.

Кроме того, меняется совокупность личностных черт, формирующих эти (наиболее значимые) факторы.

Результаты лонгитюдного исследования позволяют количественно оценить общую динамику изменения взаимосвязей личностных качеств студентов в ходе эксперимента. Соответствующие данные графически представлены на рис. 01 .

Рисунок 1: Интегральные изменения вклада всех факторов во время лонгитюдного исследования с 3-го по 8-й класс Посмотреть полный размер >

Он показывает изменения собственных значений всех факторов во всей выборке детей с 3-го по 8-й класс (приблизительно в возрасте 9-14 лет). По вертикальной оси количество факторов — Н , по горизонтали собственные значения — Е Н . Как видно из рисунка, вклад первых факторов (их собственных значений) растет до конца 5-го класса (11-12 лет), а затем собственные значения Е Н распределение стабилизируется. Количественно это можно показать с помощью средневзвешенного («центр тяжести») распределения собственных значений по факторам:

Н С «=» ∑ Н «=» 1 Z Е Н × Н Z .

Здесь Z представляет собой сумму всех собственных значений факторов, равных количеству личностных черт в опросниках Кеттелла (12 или 14 -факторов). Изменение «веса» первых факторов, показанных стрелками, соответствует увеличению их вклада в общую дисперсию, т. е. количественному росту общих взаимосвязей между личностными качествами (чертами). Таким образом, процесс интеграция системных (межфункциональных) связей количественно показано. После кризиса уровень взаимосвязи стабилизируется и даже снижается, что соответствует процессу дифференциация . Это подтверждается перераспределением факторных нагрузок по основным факторам, которые начинают соответствовать разным областям: эмоциональной, коммуникативной, волевой, интеллектуальной.

Еще более отчетливо эти процессы проявляются при оценке динамики суммарного вклада первых четырех, наиболее значимых, факторов в общую дисперсию (см. табл. 1 ). Демонстрационные данные для мальчиков и девочек представлены на рисунке. 2 .

Рисунок 2: Суммарный вклад первых четырех факторов в общую дисперсию в динамике Посмотреть полный размер >

Вклад первых четырех факторов в общую дисперсию увеличивается с 50-55% до 70-75% к концу переходного (кризисного) периода, а затем – стабилизируется и несколько снижается.

Заключение

Исследуемый в статье возраст является переходным не только с точки зрения социальной ситуации развития — перехода от начальной школы к средней, что характерно для российской системы образования. Это в целом переходный период в психическом развитии. Представленные выше результаты лонгитюдного исследования позволяют определить временные рамки возрастного (предподросткового) кризиса, пик которого, по данным, приходится на возраст 11-11,5 лет. Полученные данные позволяют оценить некоторые особенности личностных изменений детей в современных условиях, происходящих в это время, на основе перестройки межфункциональных отношений.

Рост и реструктуризация межфункциональных взаимосвязей — общая закономерность переходного возраста. Оно, так или иначе, проявляется для всех групп учащихся, выделенных по признаку пола или уровня IQ. Экспериментально наблюдаемая гендерная гетерохрония в личностном развитии – у девочек признаки возрастного кризиса возникают на полгода-год раньше, чем у мальчиков, перераспределение отношений личностных черт у них более выражено, а также признаки эмоционального неблагополучия во время кризиса (Славутская, Николаев, Иванова, Юсупов, 2018). При анализе психодиагностических данных учащихся с разным уровнем IQ установлено, что у детей с более высокими интеллектуальными показателями переходный период протекает более гладко в плане количественных и качественных изменений межфункциональных связей психологических характеристик.

Формирование устойчивых и временных (существующих на ограниченном временном интервале) отношений между чертами личности следует с точки зрения системного анализа рассматривать как возникновение стабилизирующих сочетаний («психологических образований»), обеспечивающих устойчивость неравновесная система в переходный (кризисный) период. Анализ динамики развития в такой период должен включать изучение структуры групп таких взаимосвязанных психологических характеристик. В отличие от «психологических новообразований», характеризующих и проходящих в следующем возрастном периоде, такие стабилизирующие сочетания могут исчезнуть в конце кризиса (переходного периода). При этом меняющиеся (прямые или латентные) межфункциональные связи проявляются как системообразующий фактор (Славутская, Славутский, 2018) в динамике развития и могут служить основой для создания его неравновесных (динамических) ) модели.

Показанные выше экспериментально количественные и качественные изменения в структуре межфункциональных отношений соответствуют принципам антиципации, системной интеграции и дифференциации в психическом развитии. Возникновение в кризисе «синдрома дезадаптации пятого класса» с точки зрения принципа антиципации является подготовкой системы к переходу на новый уровень (переход в следующий возрастной период – подростковый возраст). Параллельно проявляется принцип системной дифференциации: факторный анализ личностных свойств школьников после предподросткового кризиса показывает разделение взаимосвязанных характеристик на сферы: эмоционально-волевую, интеллектуальную и др.

В заключение следует отметить, что выявленные особенности динамики личности обучающихся в переходный период необходимо учитывать при составлении образовательных программ дифференцированного обучения, практических школьных психологов – в процессе психолого-педагогической поддержка учащихся, в воспитательной работе с родителями, в формировании компетенций учителей начальных и средних школ.

Каталожные номера

  1. Ананьев Б.Г. (2001). Человек как объект познания. СПб.: Питер.
  2. Кеттелл, РБ (1966). Экранный тест по количеству факторов. Многомерное поведенческое исследование, 1(2), 629–637.
  3. Кеттелл, РБ (1990). Продвинулся в каттелеанской теории личности. Справочник личности. Теория и исследования. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  4. Коул, М., и Коул, С. (1993). Развитие детей. Нью-Йорк; Сан-Франциско: Scientific Am. Книги.
  5. Коллинз, Вашингтон (1984). Развитие в среднем детстве: от шести до двенадцати лет. Вашингтон: округ Колумбия, Natl. акад. Нажимать.
  6. Де Болле, М., Де Фрюйт, Ф., МакКрей, Р.Р., Лёкенхофф, К.Е., и Коста, П.Т. мл. (2015). Появление половых различий в чертах личности в раннем подростковом возрасте: кросс-секционное кросс-культурное исследование. Дж. Перс. соц. Психол, 108 (1), 171–85.
  7. Элкинд Д., Драгастин С. и Элдер Г. (1975). Недавние исследования когнитивного развития в подростковом возрасте. Подростковый возраст в жизненном цикле: психологические изменения и социальный контекст. Нью-Йорк: Halsted Press.
  8. Эльконин Д.Б. (1995). Психическое развитие в детстве. Избранные психологические произведения. Москва: Воронеж, НПО МОДЭК.
  9. Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество. Нью-Йорк: Нортон.
  10. Фрейд, С. (2011). Эго и Ид. Dover Thrift Editions
  11. Хартер, С. (1990). Саморазвитие и саморазвитие. На пороге: Развивающийся подросток. Кембридж, Массачусетс, Гарвардский ун-т. Нажимать.
  12. Каган, Дж. А. (1972). От двенадцати до шестнадцати: ранний подростковый возраст. Нью-Йорк: WW Нортон и комп.
  13. Кайзер, HF (1960). Применение электронно-вычислительных машин для факторного анализа. Образовательные и психологические измерения, 20, 141–151.
  14. Кольберг, Л. (1984). Психология нравственного развития: Природа и обоснованность нравственных стадий. Нью-Йорк, Холт: Райнхарт и Уинстон.
  15. Липсиц, Дж. С. (1977). Забытое взросление: обзор исследований и программ, касающихся раннего подросткового возраста. Торонто: Лексингтонские книги.
  16. Пиаже, Дж. (1972). Интеллектуальная эволюция от подросткового возраста к взрослой жизни. Человеческое развитие, 15, 1–12.
  17. Поливанова, К. Н. (2006). Психологический анализ возрастной периодизации. Культурно-историческая психология, 1, 26–31.
  18. Симмонс, Р. Г., и Блит, Д. А. (1987). Переход в подростковый возраст: влияние пубертатных изменений и школьного контекста. Нью-Йорк: де Грюйтер.
  19. Славутская, Е. В. (2015). Словесно-логическое мышление и структурирование личностных черт предподросткового возраста. Известия Саратовского университета. Новая серия, сер.: Учебная акмеология. Психология развития, 4 (3), 203–207.
  20. Славутская, Е. В., и Славутский, Л. А. (2014). Нейросетевой анализ взаимосвязи между вербальным и невербальным интеллектом у младших подростков. Психологический журнал, 35 (5), 28–36.
  21. Славутская, Е. В., и Славутский, Л. А. (2018). Предподростковый возраст: анализ многоуровневых психодиагностических данных на основе нейросетевых моделей. В обществе. Интеграция. Образование. Материалы научной конференции (стр. 455–464). DOI: 10.17770/sie2018vol1.3348
  22. Славутская, Е., Николаев, Е., Иванова, Г., и Юсупов, И. (2018). Гендерные особенности личностных черт младших подростков. Европейские труды социальных и поведенческих наук. ECCE 2018. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.69
  23. Цукерман, Г. А. (1998). Десяти-двенадцатикурсники: «нейтральная полоса» в психологии. Вопросы психологии, 3, 17–31.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.

Добавить комментарий