Возрастная периодизация | Учебно-методический материал на тему:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж-филиал
Реферат на тему:
«Возрастная периодизация в научном психологическом наследии»
Подготовила: студентка
ПНК 16 Б группы
Мортина К.В.
Преподаватель:
Балясникова М. В.
Оценка:
Истра 2017
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Возрастная периодизация по Ж. Пиаже…………………………………..5
2.Возрастная периодизация по З. Фрейду…………………………………..7
3.Возрастная периодизация по Э. Эриксона………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11
3
Введение
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения».
Рассмотрим несколько теорий возрастной переодизации разных ученых.
4
1.Возрастная периодизация по Ж. Пиаже
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества.
Основная цель разумного поведения или мышления человека — адаптация к окружающей среде. Способы такой адаптации Пиаже называет схемами. Схема представляет собой повторяющуюся структуру или организацию действий в типичных ситуациях. Схема может состоять из самых простых движений, включать в себя достаточно сложные комплексы двигательных умения, навыков и умственных действий.
Операция — центральное понятие теории Пиаже, объясняющее процесс развития интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее важным свойством — обратимостью, которая заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок может вернуться к его началу путем совершения обратного ему действия.
Ж. Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:
1. сенсомоторная стадия, от рождения ребенка до 18-24 месяцев (с рожд.-1,5-2лет).
Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познания себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
2. дооперациональная стадия, от 18-24 до 7 лет.
К концу сенсомоторной стадии развития ребенок из существа, зависящего от наследственности, становится субъектом, способным к элементарным символическим действиям. Основная характеристика дооперациональной стадии — начало использования символов, в том числе слов. Таким образом, происходит усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Ребенок употребляет их, прежде всего в игре, в процессе подражания. На этой стадии ему еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам. Однако когда
5
соответствующую задачу ребенку необходимо решать в конкретной ситуация, включающей реальные отношения людей, то уже дети примерно трехлетнего возраста неплохо справляются с ней, испытывая затруднения лишь в том случае, когда найденный принцип решения необходимо выразить в абстрактной, словесной форме.
3. стадия конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.
Происходит возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов исобытий. Идет усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы (возраст примерно7 лет) и веса предметов (около 9лет). Классифицирует объекты по отдельным существенным признакам.
На стадии конкретных операций ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.
4.стадия формальных операций, после 12 лет.
На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает настоящие понятия, проявляет гибкость мышления, демонстрирует обратимость умственных операций и рассуждений. Характерная особенность этой стадии — способность рассуждать, пользуясь настоящими абстрактными понятиями. Другой существенной чертой данной стадии развития является системный поиск решения задач, при котором последовательно испытываются различные варианты решения, оценивается и взвешивается эффективность каждого варианта. В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдается определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.
6
2.Возрастная периодизация по З. Фрейду.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии(до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция — «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
На анальной стадии(1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция — «Сверх — Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия(3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания
7
предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском.
Латентная стадия(5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия(12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
8
3.Возрастная периодизация по Э. Эриксону.
Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным.
Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. Концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо
9
проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.
10
Заключение
Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации. Именно поэтому поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.
Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.
11
Список литературы
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
2. http://agespsyh.ru/otvety-k-ekzamenu-vozrastnaya-psikhologiya/179-vozrastnaja-periodizacija-je-jeriksona.html
3. http://www.studfiles.ru/preview/6014842/page:10/
4. http://megalektsii.ru/s13006t3.html
5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555124#1
6. http://www.refsru.com/referat-18456-6.html
Периоды развития организма, возрастная периодизация
В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов, или периодов развития.
Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма.
Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.
Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.
В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижении зрелого возраста выделяют следующие периоды:
I новорожденный – 1-10 дней;
II грудной возраст – 10 дней – 1 год;
III раннее детство – 1-3 года;
IV первое детство – 4-7 лет;
V второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
VI подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
VII юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Критерии такой возрастной периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек.
Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.
www.fizkulturaisport.ru
периодов развития | Продолжительность жизни Развитие
Таблица 1.2 Возраст Периоды развития
Возраст Период | Описание |
Пренатальный | Начинается при зачатии, продолжается через имплантацию эмбриона в стенку матки и заканчивается при рождении. |
Младенчество и юность | Начинается с рождения и продолжается до двухлетнего возраста |
Раннее детство | От двух до шести лет |
Среднее и старшее детство | Начинается в возрасте шести лет и продолжается до наступления половой зрелости |
Подростковый возраст | С начала полового созревания до 18 лет |
Становление взрослой жизни | Начало с 18 до 25 |
Раннее взросление | Начиная с 25 до 40-45 |
Средний взрослый возраст | Начиная с 40-45 до 60-65 |
Поздняя взрослость | Начиная с 65 лет |
В таблице 1. 2 отражены уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут исследованы в этой книге. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми.
Пренатальное развитие : Происходит зачатие и начинается развитие. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.
Рисунок 1.4 «Cheeky Zeke» Таро Тейлора лицензирован под лицензией CC BY 2.0.
Младенчество и юность : Первые два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша. Воспитатели также превращаются из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.
Раннее детство: Этот период также называется дошкольным возрастом и состоит из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению. В возрасте от двух до шести лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира.
Среднее и позднее детство: Возраст от шести лет до наступления половой зрелости включает среднее и позднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других.
Подростковый возраст : Подростковый возраст – это период резких физических изменений, характеризующийся общим скачком роста и половым созреванием, известным как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.
Ранняя взрослость: Период ранней взрослости — это переходный период между окончанием подросткового возраста и моментом, когда люди приобретают все критерии взрослой жизни. Демонстрируется постоянное исследование личности и подготовка к полной независимости от родителей. Несмотря на свой физиологический пик, появляющиеся взрослые больше всего рискуют быть вовлеченными в насильственные преступления и злоупотребление психоактивными веществами.
Рисунок 1.5 «Список желаний: пункт 3» Вуди Хиббарда находится под лицензией CC BY 2.0.
Раннее взросление : Двадцатые и тридцатые годы считаются ранним взрослением. Интимные отношения, создание семьи и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.
Среднее взросление : От сорока до середины шестидесяти лет считается средним взрослением. Это период, когда старение становится более заметным и когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе.
Поздняя взрослость : Поздняя взрослость иногда подразделяется на две категории: молодые и пожилые люди в возрасте от 65 до 84 лет и самые пожилые люди в возрасте 85 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами заключается в том, что молодые и старые по-прежнему относительно здоровы, продуктивны, активны, а большинство продолжает жить самостоятельно. В обеих возрастных группах существенно возрастает риск таких заболеваний, как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания.
От сдержанного золотого века к ползучему платиновому веку: периодизация развития Латинской Америки в робинсоновской традиции
Том. 35 № 4 (2015)
Октябрь-декабрь / 2015
Опубликовано 1 октября 2015 г.
PDF-английский
Как цитировать
Верненго, Матиас. 2015. «От сдержанного золотого века к ползучему платиновому веку: периодизация латиноамериканского развития в робинсоновской традиции».
От сдержанного золотого века к ползучему платиновому веку: периодизация развития Латинской Америки в робинсоновской традиции
Матиас Верненго
Профессор Бакнеллского университета,
https://orcid.org/0000-0001-7085-2645
Бразильский журнал политической экономии, Vol. 35 № 4 (2015), октябрь-декабрь / 2015, страницы 683-707
https://doi. org/10.1590/0101-31572015v35n04a01
Abstract
В этой статье анализируется модель роста Джоан Робинсон, которая затем адаптируется для предоставления исследовательской таксономии эпох роста. Эры или эпохи роста были для Робинсона способом установить логические связи между ростом производства, накоплением капитала, степенью бережливости, реальной заработной платой и проиллюстрировать каталог возможностей роста. Эта измененная таксономия следует духу работы Робинсон, но использует другие теоретические подходы, из которых следует, что некоторые из ее классификаций не полностью соответствуют предложенным здесь. Латинская Америка перешла из Золотого века в 1950-х и 1960-х годов, к свинцовому веку 1980-х годов, имеющему два пересекающихся периода: один, когда процесс роста и индустриализации ускорился в конце 1960-х и начале 1970-х годов, который здесь называется галопирующим платиновым веком, и другой, когда начиная с 1990-х гг. происходил процесс деиндустриализации, репримаризации и маквилизации производственной структуры, который можно обозначить как ползучая платиновая эпоха.