Что необходимо знать каждому о возрастной психологии — Екатерина Могунова на vc.ru
Возрастная Психология Екатерина Могунова
1934 просмотров
Для улучшения взаимодействия людей, для более эффективной коммуникации и понимания друг-друга, необходимо обладать и применять базовые знания в области возрастной психологии. Это даст вам возможность понять, что происходит с вами в конкретный период времени и что происходит с окружающими вас людьми.
Возрастная психология изучает развитие и динамику психики человека на протяжении всей жизни. Существует понятие паспортный возраст. Это понятие подразумевает ответ на вопрос сколько вам лет, констатация факта и биологический возраст, это то на сколько вы выглядите, например, на сколько ваша личность сформирована. Всё это связанно с развитием человека. Некоторые отстают, а некоторые уходят вперёд и развиваются с опережением. В связи с биологическим существованием человека на земле, он проходит определённые кризисы, а именно возрастные кризисы.
Кризис — от латинского слова «krisis» — решение, поворотный пункт, исход. В зависимости от того, как человек проходит возрастные кризисы, будет строиться вся его дальнейшая жизнь. Есть очень важная особенность прохождения данных кризисов. Если человек не справился с кризисом на одном из этапов, например, с кризисом ранней юности, то он останавливается в своём психическом развитии и остаётся на том же уровни психики, к примеру на уровне 15-16 летнего подростка.
Для того чтобы двигаться по жизни уверенно и успешно, каждому необходимо знать эти возрастные периоды и стадии развития психики человека. Согласно жизненному циклу человека, можно представить стадии кризиса в виде ступенек: по Э.Эриксону:
1 стадия: до года. Доверчивость и подозрительность ко всему.
2 стадия: 1-3 года. Автономия ли стыд и сомнение.
3 стадия: 3-5 лет. Инициативность и чувство вины.
4 стадия: 6-11 лет. Научение, работа или чувство неполноценности.
5 стадия: 10-20 лет. Ключевая для развития личности. Идентификация или спутанность ролей.
6 стадия: 21-25лет. Близкие отношения или изоляция.
7 стадия: 25-50 лет. Взрослость. Генеративность или застой.
8 стадия: 55-65 лет. Завершение жизненного пути. Цельности личности или отчаяние.
Кризисы возраста, приводят либо к личностному развитию, либо к личностной деградации. Это связанно с тем, что человека изнутри раздирают внутренние противоречия, и он сними не может справиться, а к ним ещё добавляются различные неблагоприятные обстоятельства, может привести к болезням и печальным последствиям.
Есть несколько поведенческих признаков кризисов в детском возрасте, которые необходимо знать родителям, а также что им следует делать и как вести себя с ребенком.
Затем следует возраст 15-20 лет — это кризис четверти жизни. Человек задаётся вопросом: А зачем я здесь? И это абсолютно нормально, ведь это свидетельствует о том, что вы не робот. Противоречие между тем, что вы хотите отделиться, и уже наконец, стать самостоятельным, оторваться от родительской опеки и страхом, а также не желанием брать ответственность на себя.
Вы как-бы находитесь на середине, не понимаете заводить ли вам серьёзные отношения. Вроде и работа есть, но не любимая, карьерный рост вроде бы есть, а вроде бы и не повышают, авось через 10 лет повысят.
В этом кризисе чаще всего сталкиваются с депрессией. Стоит вопрос выбора, или выйди из зоны комфорта и стать самостоятельным хозяином своей жизни, или плыть по течению, получая от жизни то, что получают все.
Следующий кризис — это кризис 25-30 лет, такое состояние переживают на сегодня примерно 72% человек в возрасте от 25 до 30 лет. Это связывают их с «очень сытым» детством, а также с вседозволенностью и с полной неготовностью к ответственности. Возможно, причиной послужили завышенные ожидания их родителей.
Кризис данного возраста характерен тем, что вы снова спорите сами с собой и с мамой, доказывая родителям, что вы правильный, и сами мучаетесь от своего непостоянства (расстались с близким вам человеком, а потом снова с ним сошлись, 5 раз за год сменили место работы и т. д).
Из-за этого, большинство молодых людей предпочитают проводить свое свободное время в интернете, отрываясь от настоящих ценностей.
Вы всё ещё пытаетесь покупать только брендовые вещи, чтобы всем показать, что у вас есть деньги. Сначала грузите человека своими проблемами, получаете от него советы, а потом стараетесь его избегать. Надоедает…
НО самое главное вы мечетесь, и перед вами совершенно чётко стоит выбор: остаться в зоне комфорта или рискнуть. Тем не менее вы всё ещё не можете понять, куда именно следует двигаться.
Следующий кризис 40-50:
Потеря вкуса к жизни, снижение эмоционального статуса, апатия, сонливость, вспышки раздражительности, высокая обидчивость. Внезапные увлечения, хобби с обесцениванием всего другого, потеря интереса к профессии, реализация деятельности через «не хочу». Отсутствие ответа на вопрос «что и почему со мной происходит». Видимые окружающим изменения в поведении. Осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни.
Кризис 50 летних, так называемый «пустого гнезда». Взрослые дети покидают родную семью и начинают активную жизнь, супружеские пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальности.
55 — 65 лет, кризис нравственного смысла жизни, в качестве значимых отношений в жизни рассматриваются нравственные принципы.
Необходимо знать и то, что у мужчин и женщин эти кризисы протекают по-разному, в связи с физиологий организма. Важно знать и осознавать, что происходит с вами в тот или иной отрезок времени.
что это и опасные периоды в 21, 25, 30 и 40 лет
Время от времени с нами как будто что-то происходит: жизнь перестает радовать, будущее кажется мрачным, а перспективы – туманными. Оказывается, этому состоянию есть логическое объяснение – так действуют возрастные кризисы. Что это и каковы причины их появления? Как отличить кризис от темной полосы? На что они влияют? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, познакомившись с четырьмя основными перекрестками судьбы, которые проходит каждый. Узнав о них больше, черт может показаться не таким страшным, как его малюет воображение.
Что такое возрастной кризис?
Возрастной кризис — это процесс личностного развития, характеризующийся недолговременной продолжительностью и определенными психическими изменениями. Само слово «кризис» имеет древнегреческое происхождение и означает решение, поворотный пункт.
Его возникновение считается нормальным явлением, так как анализировать свои поступки, подытоживая достигнутое, – естественно для каждого. Осознанное принятие переломного момента означает, что человек готов к метаморфозам, усовершенствованию, самоанализу.
Степень проявления кризиса зависит от темперамента, особенностей характера, воспитания и многих других факторов. Психологи считают, что равномерное распределение эмоциональных нагрузок, когда каждый кризис возраста оставляет след в жизни человека, благоприятно влияет на становление сильной личности. В случае подавления переживаний внутри себя возникает опасность встретиться со снежной лавиной, созданной из не пройденных вовремя проблемных этапов.
Отличить приближение кризиса от обыкновенной усталости или нахлынувшей депрессии помогут психологические исследования, впоследствии которых удалось определить самый уязвимый возраст.
Пройти тест на депрессию
Возрастные кризисы.
Кризис 21 года.
К 21 годам у большинства уже имеется накопленный социальный опыт, диплом об окончании учебного заведения, а также множество планов, амбиций, поставленных целей. Фактически – это первая ступень взрослой независимой жизни, когда человек начинает самостоятельно зарабатывать деньги, жить отдельно от родителей, строить серьезные отношения с противоположным полом. Помешать взрослению под силу лишь нежеланию кормильцев отпускать своего ребенка во «взрослую» жизнь, что существенно затормозит процесс сепарации. Это может негативно сказаться как на отношениях между членами семьи, так и на уверенности в себе личности, переживающей непростой период.
Он вызван рядом внезапно возникнувших задач и восприятий: приходиться бороться за место под солнцем, постоянно доказывая свою самостоятельность и компетентность. Все выдается доступным и одновременно далеким. Кажется, что жизнь бьет ключом, приглашая взять от нее все. Мужчины хотят доказать окружающему миру, что сами управляют своей судьбой, поэтому часто меняют место работы, увлечения, друзей или партнеров.
В этом возрасте закладывается фундамент успешного становления личности, прочность которого непосредственно сыграет роль при переходе к следующим жизненным этапам. Поэтому 21 год – идеальное время для самореализации, поиска возможностей, саморазвития.
Кризис 25 лет.
До 25 лет молодые люди, чувствуя свою исключительность, верят, что родились «под счастливой звездой», помогающей им достичь многого. Но с наступлением даты, знаменующей, что четверть жизни уже прошла, их охватывает панический страх перед будущим.
Человек может осознать, что ошибся в выборе профессии или в раннем создании семьи. Желание наслаждаться жизнью, иметь все и сразу, стать успешным разбивается об реальность, в которой нужно много работать и долго ждать. Неудовлетворенность личными возможностями, возникновение первых признаков старения, ощущение усталости повышают нервозность общего состояния, приводя к депрессии.
«А что, если нечего не получится?», «Наверное, я ничтожество», «Моя жизнь закончена, ведь я никогда не добьюсь успеха!» — это стандартный набор фраз, звучащих в голове человека, переживающего переломный период. Но стоит сменить профессию на более оплачиваемую, найти увлекательное хобби или встретить новую любовь, как проблемный период подходит к концу, знаменуя начало нового этапа.
Пройти тест: Шкала депрессии Бэка
Кризис 30 лет.
Человек, достигнувший 30 лет, напоминает путника, который, добравшись до пункта назначения, сменил курс направления. Причиной такого поворота является переосмысление собственного образа жизни, смена приоритетов и «переоценка ценностей». Этот период называют кризисом «смысла жизни», потому что человек начинает задавать себе множество глобальных вопросов: «Чего я успел добиться в жизни?», «Неужели половину жизни я уже прожил?», «Как жить дальше?».
Их постановка подталкивает к кардинальным жизненным реформам в виде освоения новой профессии, переезда в другой город, изменение внешности или стиля одежды. Поиск себя знаменует, что наступает переход от беззаботной молодости до рассудительной зрелости, позволяющей узнать свою сущность.
Приходит понимание, что результат зависит не от «чуда» или «фортуны», а от того, сколько усилий приложено к достижению цели. Это приводит к корректировке жизненного плана путем воплощения в жизнь собственного потенциала. Общее состояние мужчины напоминает прозрение, нагрянувшее как гром среди ясного неба.
Кризис 40 лет.
Если предыдущий переломный этап не привел к решению проблем, возникнувших внутри себя, через 10 лет он может вернуться с новой силой. Ему характерны чувства неудовлетворенности собой, сопоставление былых надежд с имеющей действительностью, экзистенциальные размышления. Мысли о том, что жизнь прожита зря, а время потрачено впустую сказывается на отношениях внутри семьи, коллегами на работе, лучшими друзьями.
Мужчина начинает чувствовать себя недооценённым начальством, так как в коллективе появляются «подающие надежду» молодые кадры, у которых перспектив куда больше, чем у 40-летнего сотрудника. Не менее удручающе выглядит обстановка дома, ведь дети повзрослели и, скорее всего, живут отдельно.
Все как будто наваливается «на одну кучу», сказываясь на общем психоэмоциональном состоянии: появляется апатия, чувство опустошенности, всплески агрессии. Жить становится неинтересно и скучно, поэтому не исключена тяга к эпатажности как попытка что-то изменить.
На этом поворотном пункте поддержка со стороны близких и самостоятельное стремление пережить нелегкий период без потрясений может помочь избежать депрессии, развода и других эмоциональных потрясений.
Возрастные кризисы, не смотря на «громкие» терминологические названия, на самом деле являются этапами роста, изменения и личностного развития. Каждый из них исполняет роль своеобразной пилюли, которая, безусловно, имеет побочные реакции. Тратить силы желательно именно на них, а не на попытки избежать на своем пути столкновения с перекрестками судьбы.
Пройти тест на психологический возраст
Пандемия показывает нам, как кризисы разрушают жизнь молодых людей
Нинне Рагасе было 24 года, когда врачи обнаружили образование в левом полушарии ее мозга. Дальнейшая визуализация показала, что у Рагасы была артериовенозная мальформация, клубок кровеносных сосудов, нарушающий приток кислорода к мозгу.
Врачи предложили удалить опухоль, чтобы избежать ее разрыва, что может привести к летальному исходу. Рагаса, аспирантка факультета дизайна интерьеров Института Пратта в Нью-Йорке, беспокоилась, что операция на головном мозге повредит ее мобильности и карьерным устремлениям.
«Мне было легко стать дизайнером, — говорит Рагаса, мой друг.
Но процедура прошла гладко, и Рагаса вернулась к своей жизни в Пратте. Затем, примерно через год после операции, Рагаса начал падать. Сначала она обвиняла в этом свою тяжелую работу и образ жизни, связанный с тяжелыми вечеринками, и сократила количество выпивки. Но она продолжала падать. Поэтому она сменила туфли на шпильках на массивные сапоги, а затем и на шлепанцы. Ничего не помогло. Однажды Рагаса упала, выходя из метро, и ей пришлось ползти к дому матери.
Сканирование показало, что мозг Рагасы распух после процедуры, из-за чего она постепенно потеряла подвижность правой стороны тела. Рагаса больше не мог справляться с физическими требованиями студента-художника, такими как построение моделей и рисование. Поэтому она бросила школу и нашла работу с медицинской страховкой для оплаты физиотерапевтических процедур. Она чувствовала себя, по ее словам, совершенно потерянной.
Многие из нас в какой-то момент жизни сходят с рельсов. Мы можем заболеть, как Рагаса, развестись, уволиться или потерять любимого человека. Исследования показывают, что наш возраст, когда происходит бедствие, может сильно повлиять на нашу реакцию на событие, причем молодые люди особенно уязвимы для того, чтобы сбиться с курса. Частично это связано с тем, что, когда обряды перехода, знаменующие переход от детства к взрослой жизни, откладываются или теряются, молодые люди могут чувствовать себя растерянными и все более неуверенными в будущем — момент, который подтверждается резким падением благополучия этой когорты во время продолжающейся пандемии.
Исследователи не всегда считали взрослую жизнь заметно отличающейся от других лет взрослой жизни. Но теперь точно установлено, что человеческий мозг хорошо созревает к 20 годам ( SN : 22.05.19). А социальные и экономические изменения последних поколений означают, что когда-то линейный путь от проживания в родительском доме к переезду и созданию собственной семьи удлинился и стал значительно более неровным. И в течение многих лет изменение климата добавляло растущую неопределенность к и без того сложной смеси (9).0015 Серийный номер: 18.08.21). Другими словами, пандемия не вызвала кризис психического здоровья среди молодежи, а лишь ускорила существующие тенденции.
Возраст от 18 до 25 лет — это период интенсивного исследования любви, работы и мировоззрения. Эту возрастную группу следует рассматривать как уникальный период развития, отличный от того, является ли он ребенком или полноценным взрослым, написал психолог Джеффри Арнетт из Университета Кларка в Вустере, штат Массачусетс, в основополагающей статье 2000 года в журнале American Psychologist. «Начинающаяся взрослость — это время жизни, когда остаются возможными многие разные направления, когда мало что известно о будущем, когда масштаб самостоятельного исследования жизненных возможностей для большинства людей больше, чем он будет в любой другой период взросления. течение жизни».
Получите отличную научную журналистику из самого надежного источника с доставкой прямо к вашему порогу.
Подписаться
Пандемия заставила нас задаться вопросом: что происходит, когда «сфера самостоятельного исследования жизненных возможностей» останавливается или даже сокращается?
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что последствия для молодых людей могут быть ужасными. Вместо того, чтобы повзрослеть, личности этой группы стали более юными, как я сообщал в прошлом месяце (SN : 28.09.22). В целом лица моложе 30 лет стали менее сознательными, менее покладистыми и более невротичными. По сравнению с пожилыми людьми молодые люди также сообщали о более высоком уровне тревоги, депрессии и чувства одиночества во время пандемии.
Опрос примерно 2600 взрослых американцев, проведенный в январе 2022 года, показал, что члены этой группы исказили U-образную кривую. Эта несколько противоречивая теория утверждает, что благополучие, в том числе счастье и здоровье, высоки в раннем и позднем возрасте, но низки в среднем возрасте. С этой точки зрения отчаяние, когда-то предназначенное для среднего возраста, кажется, стало знаком юности.
«Левая часть буквы «U» практически полностью сплющена», — написал соавтор исследования и эпидемиолог Гарвардского университета Тайлер Вандервил в журнале Psychology Today. «Молодые люди… сообщают о том, что они менее счастливы и менее здоровы; меньше смысла, большая борьба с характером и плохие отношения; и [быть] менее финансово стабильным по сравнению со своими старшими коллегами».
Решения, принятые в юношеском возрасте, также могут иметь серьезные последствия. Например, временная отсрочка поступления в колледж в начале пандемии может стать постоянным решением, тем самым радикально изменив траекторию жизни.
Некоторые молодые люди выздоравливают после этого события без особых проблем, но другие могут испытывать трудности, говорит личностный психолог Родика Дамиан из Хьюстонского университета. «Иногда, когда что-то происходит в критический период разработки, возникает эффект снежного кома».
Комментарий Дэмиана напомнил мне о разговоре, который у меня состоялся более года назад с психологом, занимающимся развитием, Энтони Барроу из Корнельского университета. Довольно предусмотрительно, незадолго до того, как разразилась пандемия, Берроу начал описывать явление, которое он назвал «крушением». Сход с рельсов, как сказал мне Барроу, относится к ощущению людей, что их жизнь сбилась с курса. Это чувство может привести к тому, что люди потеряют чувство идентичности, будут бороться за ответ на вопрос: Кто я?
«Крушение — это субъективное ощущение, что то, кем вы были, несовместимо с тем, кто вы есть», — говорит Барроу. «Этот поезд шел в одном направлении по этим путям, но больше не может двигаться по этим путям».
Один из способов оценить сход с рельсов во время пандемии — спросить себя: «Я все еще тот же человек, что и до пандемии?» — говорит Берроу. «Это основной вопрос с глубоким смыслом».
Люди в Соединенных Штатах, которые чувствуют себя не в своей тарелке, борются с тревогой, депрессией и ухудшением самочувствия, сообщили Барроу и его команда в 2020 году в Журнал личности и социальной психологии. Кроме того, это чувство крушения связано с депрессивными симптомами через год или более в будущем.
Но работа Барроу также указывает на способы вернуть наши метафорические поезда в нужное русло. В том же исследовании он обнаружил, что ведение дневника — когда люди пишут повествование, в котором соединяются их прошлое и настоящее — может помочь им восстановить это чувство преемственности и восстановить цели на будущее.
Другие исследования показывают, что принятие более гибкого восточноазиатского мышления может помочь людям справиться с жизнью, которая отклоняется от курса. Сошедшие с рельсов японцы, то есть, не демонстрируют такого же падения благосостояния, как жители Запада, сообщили исследователи в 2021 году в Журнал исследований счастья. Исследователи подозревают, что разница заключается в стилях мышления. В то время как жители Запада склонны считать, что жизнь должна идти линейным курсом, японцы склонны верить, что жизнь диалектична, полна противоречий и находится в постоянном движении. Сходов, как таковых, следует ожидать.
Рагаса, который в детстве переехал в Соединенные Штаты с Филиппин, понимает этот поток. Но потеря своей индивидуальности в свои 20 лет, когда она чувствовала себя физически и эмоционально непобедимой, заставила ее пошатнуться. В конце концов она переехала в Вермонт и родила сына.
Тем не менее, ей потребовались годы, чтобы смириться с тем, что старая художественная дорожка, на которой она работала, исчезла навсегда. «Мне пришлось оплакать это и отпустить», — говорит она. Теперь, по ее словам, она начала трудный процесс поиска нового трека. «Я все еще чувствую себя потерянной, — говорит она. «Я должен понять, кто я сейчас».
Вы переживаете кризис идентичности? Вот как узнать
Существует несколько определений кризиса идентичности, но это понятие обычно относится к вопросу о вашем месте в мире и о том, кто вы есть как личность.
Возможно, вы чувствуете, что больше не связаны с какой-то целью. Возможно, вы не понимаете, какую роль вы выполняете в этом мире и какими должны быть ваши следующие шаги.
Если это так, и вы испытываете некоторый дискомфорт от этого процесса самоисследования, возможно, вы переживаете кризис идентичности.
Что такое кризис?
В психологии под кризисом обычно понимается сильное психическое расстройство, вызванное ощущением неизбежности перемен и отсутствием ресурсов, чтобы справиться с ними.
Хотя кризис часто имеет негативное значение, он может стать возможностью для роста и позитивных изменений.
Было ли это полезно?
Кризис идентичности — это когда вы постоянно задаетесь вопросом, кто вы есть, включая ваши:
- жизненную цель
- основные убеждения
- личность
- опыт
- мысли, которые создают ваше восприятие себя
Концепция кризиса идентичности возникает из работ психолога Эрика Эриксона.
Эриксон считал, что большинство людей переживают множественные кризисы в процессе развития личности. Он думал, что развитие чувства идентичности было самым значительным психологическим процессом, который когда-либо переживался.
По словам Эриксона, кризис — это момент «сделай или сломай», когда вы сталкиваетесь с серьезной проблемой, связанной с вашим личным ростом и самоощущением.
О чем кризис идентичности?
Дэвид Флауэрс, лицензированный профессиональный консультант и адъюнкт-профессор из Дэвисона, штат Мичиган, объясняет, что во время кризиса идентичности вам может стать скучно или разочароваться в вещах, которые раньше имели для вас большое значение, например:
- роли дома или на работе
- ценности
- отношения
- убеждения
- личные или профессиональные цели
- деятельность
- образцы для подражания
Кризис некоторых аспектов идентичности.
Небольшой контекст: стадии психосоциального развития Эриксона
Эриксон, как и другие до него, считал, что личность и идентичность развиваются поэтапно и меняются на протяжении всей жизни.
По словам Эриксона, на каждом этапе возникают уникальные проблемы или конфликты.
Если вы успешно преодолеете это испытание, у вас разовьется особая черта. Если вы не справитесь с этой задачей, вы не разовьете указанную черту или разовьете противоположную ей.
Например, в младенчестве вы узнаете о доверии. Если вы справитесь с этой задачей, у вас может развиться доверие к другим и отношениям. Если вы не добьетесь успеха, вы можете вырасти, не чувствуя себя в безопасности в отношениях с другими.
Эриксоновские стадии развития личности с соответствующими чертами включают:
- стадия 1: доверие или недоверие (младенчество)
- стадия 2: автономия или стыд и сомнение (возраст 2-3 года)
- Стадия 3: Инициатива или чувство вины (возраст 3–5 лет)
- Стадия 4: Компетентность или неполноценность (возраст 6–11 лет) )
- этап 6: Близость против изоляции (возраст 19-40)
- стадия 7: Забота о других против стагнации (40-65 лет)
- стадия 8: Целостность эго против отчаяния (возраст 65+)
роль в мире, все этапы способствуют различным аспектам вашей личности. В этом смысле вы развиваетесь и подвергаете сомнению свою личность на протяжении всей своей жизни.
Было ли это полезно?
Когда вы исследуете, что значит быть вами , возникающие эмоции и мысли могут быть чрезвычайно личными и уникальными.
Не существует универсального списка признаков кризиса идентичности. По возрасту тоже нет правил.
Подросток, скорее всего, пройдет через кризис идентичности, чтобы определить, кем он является или хочет быть как личность. Но также возможно, что у вас есть подобный опыт в любой другой момент жизни, особенно если вы испытываете значительные жизненные изменения.
По словам Флауэрса, некоторые общие признаки того, что вы можете испытывать кризис идентичности, включают:
- чувствуете скуку или беспокойство из-за вещей, которые раньше приносили удовлетворение
- часто спрашиваете себя, в чем «смысл» того, что вы делаете, или ролей, которые вы играете
- чаще думаете о смерти или о том, как быстро уходит время ( особенно во время определенного типа кризиса идентичности, называемого «кризисом среднего возраста»)
- спрашивая себя, кто вы, где вы подходите или где вы
- часто задаетесь вопросом, делали ли вы правильный выбор до сих пор и живете ли вы ваш потенциал, когда вы всегда чувствовали себя уверенно до
Является ли кризис идентичности таким же, как кризис среднего возраста?
Кризис среднего возраста — это разновидность кризиса идентичности, но не все кризисы идентичности случаются в среднем возрасте.
Эриксон считал, что личность постоянно развивается на основе вашего жизненного опыта.
На седьмом этапе Эриксона может развиться кризис среднего возраста.
На этом этапе, в возрасте от 40 до 65 лет, вы можете задаться вопросом, было ли то, что вы сделали в жизни, продуктивным и запоминающимся.
Осознание того, что вы становитесь старше и что времени на то, что вы хотите, может стать все меньше, может создать ощущение безотлагательности, которое заставит вас усомниться в своем жизненном пути.
Если вы переживаете кризис среднего возраста, у вас могут возникнуть такие вопросы, как:
- Сделал ли я все, что нужно было сделать?
- Какое у меня наследие?
- Должен ли я больше наслаждаться жизнью?
- Стоит ли пробовать что-то новое?
- Слишком поздно…?
Было ли это полезно?
Как заметил Эриксон, хотя это звучит сложно, кризис развития — это шанс для огромного личного роста.
«Это может быть возможностью подвести итоги своей жизни и либо вновь обрести уверенность в том, что вы на правильном пути, либо внести некоторые коррективы, которые сделают вас счастливее», — говорит Флауэрс.
Он добавляет, что это может означать поиск терапии, новое хобби или отказ от ролей, которые вам больше не подходят.
Кризис самосознания может стать шансом изменить вашу жизнь к лучшему.
Вполне естественно волноваться при слове «кризис». Это часто подразумевает серьезную срочность, которую нельзя игнорировать.
Но кризисы развития могут служить платформами для роста, и есть способы справиться с этим процессом самооценки.
Рассмотрите возможность роста
В психологии кризисы могут быть возможностями для личного роста.
Напоминание себе об этом может помочь вам взглянуть на потенциальные положительные результаты, возникающие в результате вопросов о том, кто вы и чего хотите от жизни.
Постарайтесь напомнить себе, что это естественное явление.
Флауэрс советует рассматривать кризис идентичности как естественное явление, которое, скорее всего, произойдет не раз в жизни.
Наряду с принятием своих нынешних чувств Флауэрс предлагает не быть самокритичным. Вполне нормально подвергать сомнению роли и ценности, которые вы когда-то считали близкими.
Общение с другими может помочь
«Спросите у друзей, был ли у них такой опыт, как они с этим справились и как это у них получилось», — предлагает Флауэрс.
Разговоры с другими об их опыте могут помочь уменьшить тревогу, связанную с размышлениями о серьезных изменениях в жизни.
Подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту в области психического здоровья
Флауэрс говорит, что некоторые люди могут чувствовать, что у них развиваются симптомы депрессии, когда они сталкиваются с кризисом идентичности. Но это не одно и то же.
Вы можете испытывать экзистенциальную депрессию или клиническую депрессию, если вам тяжело во время кризиса идентичности.