Возрастные этапы социализации: Возрастные этапы социализации

Возрастные этапы социализации

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация проходит так называемые возрастные (жизненные) циклы, которые связаны со сменой социальных ролей, изменением образа жизни, окружения. Обычно выделяют четыре этапа:

1. Детство. Этап связан с подготовкой ребенка к жизни, овладением им элементарными социальными навыками: прямохождением, речью, мышлением, общением, сложной деятельностью (рисованием, познанием, трудом).

Социализации должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Безусловно, значительную роль играют биологические особенности организма, задающие качество познавательных процессов, но чем больше времени проходит с момента рождения, тем большую роль играют факторы социальные.

Самое главное, что происходит на этом этапе — это зарождение личности. Главными временными точками этого процесса являются а) осознание своего «Я», б) осмысление своего «Я».

У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир.

Известно, что в раннем детстве он называет себя собственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит к личному местоимению (Я хочу пить). Понятие о своем «Я» развивается у ребенка из понятия о других. Через понимание других ребенок приходит к осознанию своего социального «Я». Впервые этот процесс описал Ч.Кули в теории «зеркального Я».

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного поведения, пытается выяснить социальную ценность своего «Я» для других: имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? Ценят ли меня родители, друзья, учителя? Что такое любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни? Подобные вопросы верный признак начала осмысления своего «Я», а значит зарождения личности (сквозь индивидуальность уже «проклевывается» личность).

Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго.

2.Юношество. Э тап связан с получением основных знаний и профессиональных навыков (в школе и других учебных заведениях), формированием интеллекта, мировоззрения.

Однако – это и самая неустойчивая стадия в процессе становления личности. Именно эта возрастная группа – относится к группам риска, т.е. более других склонным к девиантному поведению. Молодежь (особенно подростки) чаще других возрастных категорий совершают антиобщественные поступки. Для них характерно проявление нетерпимости, максимализма в отстаивании своих взглядов (вплоть до самоубийства), отрицания общепринятых устоев, правил вплоть до неуважения к старшим.

Причина: социальная и физиологическая незрелость. Знания значительные, но в основном теоретические, жизненного опыта не хватает. Отсюда, неспособность спрогнозировать последствия своих действий.

Однако, во многом благодаря такой позиции, свежему взгляду дилетанта большинство научных открытий совершают молодые (по статистике, до 21 – 25 лет).

3.Зрелость. Этот этап связан с утверждением основных социальных ролей и статусов, обретением самостоятельности в личной и производственной жизни (карьера, семья, дети). Человек завоевывает свое «место под солнцем».

4. Старость. На этом этапе обычно наступает процесс десоциализации. В отличие от более ранних этапов, когда человек принимал на себя новые обязанности и роли, происходит расставание со многими привычными ролями и статусами. Это связано с ослаблением физических, умственных возможностей.

Многое зависит от уровня развития страны, культурных традиций народа, физического потенциала самого человека. Резкий уход с рынка труда влечет за собой не только материальные, но и моральные потери, утрату прежней идентичности. В развитых странах система пенсионного обеспечения позволяет сделать этот переход менее безболезненным.

| следующая лекция ==>
Социализация – процесс, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей| Социальный контроль — средство, с помощью которого общество (агенты социализации) регулирует поведение человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



31.

Возрастные этапы социализации, ее критические периоды

В работе «Стадии социализации индивида» видный отечественный психолог Я. Гелинский отмечает, что личность проходит три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. На третью стадию (послетрудовую) существуют различные точки зрения.

Сторонники первой точки зрения рассматривают пенсионный статус как завершающий процесс социализации, в результате которого человек осваивает новые для себя социальные роли, связанные со статусом пенсионера, новыми функциями в семье и в социальном окружении. Противники первой точки зрения считают, что после трудовой деятельности идет лишь процесс свертывания социальных функций, а поэтому применение к нему термина социализации бессмысленно.

Третья точка зрения — самая крайняя — представляет пенсионный статус человека как этап де-социализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

Кризисные периоды социализации взрослых могут иметь более многообразный и распространенный характер и быть обусловлены не столько личностными факторами, сколько социальными, т.е. проблемными ситуациями, сложившимися в обществе и в ближайшем социальном окружении человека.

В структуре внутренних факторов определяющее значение приобретает возраст субъекта социализации — индивида и связанные с ним биопсихологические особенности. В частности, американский психолог и психоаналитик Э. Эриксон (1902-1976) выдвинул теорию «кризисного развития» или «критических периодов», объясняющую изменение отношения человека к социальной среде с точки зрения возрастных этапов. Итак, человеческую жизнь принято делить на три больших периода: становление личности, ее зрелость (взрослость) и старость. В свою очередь, в

период становления личности обычно различают детство, отрочество (подростковый возраст) и юность. Эти периоды характеризуются прежде всего быстротой возрастных изменений, сочетающихся с систематическим увеличением контактов индивида с внешним миром, что создает своего рода привычку к подвижности интересов, установок и ценностных ориентации.

По мере того как ребенок приближается к рубежам юности в первичной социализации, все большее значение приобретают не дидактические моменты, а сама жизнь семьи, то место, которое занимают в ней общесоциальные ценности и отношения. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное «Я», и других людей преимущественно через суждения, оценки, поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или иной мере находятся в зависимости и от сверстников, и от так называемых референтных групп, и от моды, и от общественного мнения.

Разумеется, эта кризисность переходного периода от детства к взрослости чрезвычайно усложняет определение временных границ третьего периода становления личности — юности, когда усиливается потребность не только в познании, но и в освоении окружающего мира, в поисках оптимальных образов поведения и отношения с другими людьми, изменяется сама форма самоопределения развивающейся личности: в ней все в большей степени проявляется стремление к самоутверждению и самореализации, возрастает активность поведения, а значит, и необходимость в его социальном регулировании.

Окончание юношеского периода совпадает с завершением становления личности, обретением ею определенной психической и социально-нравственной стабильности, выявлением своих склонностей и возможностей, с началом нового этапа ее развития в рамках взрослого состояния. Этим этапом и является молодость, которую, следовательно, надо рассматривать не как простое продолжение детства, отрочества, юности, а как расширение и углубление социальной, психологической зрелости, составляющей сущность понятия «взрослость».

В свою очередь, в период молодости различаются ранний и поздний этапы (по Б.Г. Ананьеву (1907-1972) 21—25 лет и 26—34 года), предшествующие наступлению полной зрелости. Данная периодизация может быть подтверждена и таким критерием, как возникновение оптимальной возможности гармонизации физических, социальных и психических характеристик индивида. Это происходит примерно в 25—26 лет, поскольку именно к этому времени даже та часть молодежи, которая получает высшее образование, включается в профессиональную деятельность (длительность включения, по мнению специалистов, равна в зависимости от обстоятельств трем-четырем годам) и, кроме того, большинство людей определяет свой личностный статус, создает семью, формирует индивидуальный стиль повседневной жизни в соответствии с социальными структурами, в которые они включены.

Процесс социализации с его стадиями развития

РЕКЛАМА:

Процесс социализации с его стадиями развития!

Социализация не ограничивается детством; это процесс на всю жизнь. Оно больше не рассматривается как исключительная прерогатива детства, где главными действующими лицами являются семья и школа. В настоящее время признано, что социализация продолжается на протяжении всей жизни. Он начинается с рождения и продолжается до самой смерти. На каждом отдельном этапе жизни есть переходы, которые необходимо совершить, или кризисы, которые необходимо преодолеть.

Некоторые более ранние ученые, такие как З. Фрейд и Жан Пиаже, обсуждали процесс развития только до детства или юности. Фрейд обсудил серию из пяти стадий, через которые проходит ребенок. Это оральный, анальный, фаллический, латентный и генитальный. Стадии когнитивного развития по Пиаже включают сенсомоторную стадию (от рождения до 2 лет), предоперационную стадию (от 2 до 7 лет), конкретно-операциональную стадию (от 7 до 11 лет) и формальную операциональную стадию (от 11 до 15 лет).

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Согласно Пиаже, первые три стадии развития универсальны, но не все взрослые достигают формальной операционной стадии. Вслед за Фрейдом известный социолог Талкотт Парсонс также рассмотрел только четыре стадии, начиная с периода младенчества (оральный, анальный и латентный) и заканчивая подростковым периодом. Как сказано выше, процесс социализации не прекращается в подростковом возрасте или в определенном возрасте, а продолжается до самой смерти — прекращения личностного существования.

Стадии человеческого развития на первый взгляд кажутся биологически детерминированными — от младенчества до смерти, — но социологи не принимают этого положения. Их интересуют возрастные этапы прежде всего как социальные, а не биологические или хронологические категории.

Исследования диких и изолированных детей показали, что они вообще не развиваются от стадии к стадии (как утверждали теоретики развития Фрейд и Пиаже), если они не взаимодействуют. Именно благодаря общению с другими людьми ребенок развивает осознание себя отличным от других.

Социологи изучают социальную конструкцию возраста. Они считают, что этапы человеческого «жизненного пути» являются как социальными, так и биологическими. На них влияет культура, а также материальное окружение людей, в которых они живут. Биологическая природа человека делает социализацию возможной и необходимой. Социализация не могла бы произойти, если бы у человека не было врожденной способности изучать и использовать язык.

РЕКЛАМА:

Ранее психологический (психоаналитический) взгляд на социализацию подчеркивал внутренние стимулы, влечения и инстинкты (врожденный процесс развития), в то время как социологический взгляд сосредотачивался на том, как человек учится выполнять требования различных социальных ролей, которые он призван играть.

Человек становится человеком, усваивая нормы и ожидания в отношении поведения людей, с которыми он взаимодействует. Социологи сделали основной упор на годы детства и юности, а не младенческий период. В современных обществах ожидания на разных этапах социализации меняются как у мужчин, так и у женщин.

Эрик Эриксон («Детство и общество», 1963) попытался интегрировать биологические, психологические и социологические точки зрения на «концепцию жизненного цикла».

Он выделяет восемь стадий психосоциального развития человека:

Теперь мы кратко опишем четыре важных этапа социализации от младенчества до старости.

Младенчество и детство (оральное, анальное и латентное) :

Это особый этап жизни, начинающийся от рождения до наступления подросткового возраста, т. е. период, начинающийся от 0 до 13—14 лет. В традиционных и дописьменных обществах «детство» как отдельная фаза развития не существовало.

Маленький ребенок перешел от длительного младенчества к работе в обществе. Однако в современных обществах признается длительный период детства. И воспитание детей, и детство стали явно отличаться от других стадий, чем это было характерно для традиционных обществ.

В первый год жизни контакт ребенка с внешним миром, в том числе с матерью, осуществляется через рот и губы. Мать является первым родителем, который начинает процесс социализации. Именно от нее исходят самые ранние социальные стимулы, которым подвергается ребенок.

РЕКЛАМА:

Он/она реагирует на эти стимулы, имитируя их. На этой стадии ребенок не делает различия между людьми и вещами — материнская грудь и соска бутылочки в равной степени и исключительно средства органического удовлетворения. Плач, улыбка и движение глаз в ответ на других являются формами раннего социального поведения. На этой стадии развития роли матери и младенца сливаются.

Примерно на втором году жизни во многих обществах начинается приучение к туалету и прочее. В этот период ребенок учится принимать пищу и вежливо разговаривать. У ребенка развивается чувство контроля над собой и своим окружением, хотя он все еще зависит от своих родителей. Он начинает узнавать семейные отношения. На этом этапе ребенок усваивает две роли — свою собственную и роль своей матери, которые теперь четко разделены.

Возраст от 3 до 5 лет (фаллическая стадия) – это период быстрого физического развития и передвижения, осознания генитальных ощущений и появления фрейдистского Эдипова комплекса, при котором привязанность мальчика к матери сочетается с ревнивой враждебностью по отношению к матери.

На этом этапе ребенок учится «вести себя в различных контекстах своей деятельности, особенно при общении со взрослыми». Кроме того, ребенок также усваивает все четыре роли семьи, а именно: мужа-отца, жены-матери, сына-брата и дочери-сестры.

РЕКЛАМА:

Затем наступает латентная стадия, которая продолжается от 5 до 12-13 лет. Примерно к пяти годам ребенок становится довольно автономным существом, уже не просто младенцем, а почти независимым в элементарных рутинах домашней жизни.

В этот период ребенок усваивает неформальные аспекты культуры — обычаи, обычаи, причуды и увлечения, наряду с тайными способами удовлетворения и запретными знаниями. Социологи назвали эту стадию «стадией бандитизма».

В эти годы ребенок все больше и больше смещает свои интересы с социального мира семьи на групповую жизнь своих сверстников. Быстро развивается общественное сознание, основной интерес вызывает групповая деятельность, и большое значение приобретает групповая лояльность. Нарастает бунт против господства взрослых.

Подростковый возраст :

С половым созреванием начинается подростковый возраст. Биологические изменения, связанные с половым созреванием (момент, когда человек становится способным к взрослой половой жизни и воспроизводству), универсальны. Это важнейший этап социализации, который начинается примерно с 14-15 лет до 20-21 года. Это переходный этап от детства к зрелости, во время которого вырабатываются новые модели поведения, отвечающие требованиям как более широкой и разнообразной жизни его сверстников, так и взрослого общества.

РЕКЛАМА:

В этот период человека больше привлекает противоположный пол. Он испытывает интерес к отдыху, фильмам, телевидению, спорту и т. д. Психолог Дж. Стэнли Холл писал, что «юношеский возраст» «естественно» является периодом психологической «бури и стресса». Но социологи считают, что эмоциональный опыт молодежи сильно различается у разных людей и в разных культурах.

Подросткам в традиционных обществах нужно меньше «разучиваться», чем подросткам в современных обществах, поскольку темпы изменений медленнее. В традиционных культурах, где дети уже работают вместе со взрослыми, этот процесс «разучивания» обычно гораздо менее серьезен. В настоящее время понятие «подросток» стало очень актуальным. Подростки часто пытаются следовать взрослому образу жизни, но по закону с ними обращаются как с детьми. Подростки находятся между детством и взрослой жизнью.

Совершеннолетие :

Совершеннолетие считается достигнутым, когда человек может содержать себя полностью независимо от родительской семьи…………… Полная взрослость подразумевает способность формировать семью на протяжении всей своей жизни (Johnson, 1960).

Это период сильного стресса и напряжения. В этот период приходится принимать множество жизненных решений — о выборе брачных партнеров, о выборе профессии и т. д. Это очень ответственный этап жизни. На этом этапе человек женится и начинает работать, чтобы зарабатывать на жизнь. В результате индивидуум должен принять множество новых статусов и должен выучить роли в соответствии с этими статусами.

РЕКЛАМА:

Когда человек вступает в брак, ему приходится сталкиваться с новой серией приспособлений в своем личном поведении. Человек должен усвоить новые привычки, идеалы, обычаи и понятия, чтобы приспособиться к супругу и его/ее семье. Со временем могут родиться дети, и человек сталкивается с новой ситуацией и необходимостью новых приспособлений, т. е. родительских.

Поскольку оба родителя сами были воспитаны разными группами родителей, они изучили разные методы воспитания детей и, следовательно, должны будут общаться друг с другом, чтобы прийти к соглашению о методах ухода за детьми. Все это обучение является частью взрослой социализации.

Другим типом социализации является профессиональная подготовка, которая учит отношениям и ценностям, связанным с профессией, а также навыкам. Врач должен приобрести технические знания, необходимые для медицинской практики. Новый сотрудник в офисе должен научиться соответствовать ожиданиям других работников, а также писаным и неписаным правилам. Нужно изучить стили одежды, декор и поведение людей в компании коллег по работе.

Взросление можно разделить на две стадии: молодость и зрелость. Юношеская взрослость все больше становится специфическим и важным этапом в процессе развития человека. Это период возбуждения и полового развития.

В современном обществе молодые люди в возрасте от двадцати лет занимаются подготовкой к получению профессионального образования, поиском карьеры и поиском какой-либо работы или занятия. Кроме того, они исследуют возможности сексуальной, политической и религиозной принадлежности в этот критический период своей жизни.

Зрелые взрослые (средний возраст около 40 лет) часто испытывают стресс самооценки в этот период. На этом этапе люди осознают, что они не достигли основных целей и амбиций и у них осталось мало времени для этого. Видно, что женщины в среднем возрасте испытывают страх и растерянность. В этот период от взрослых требуется глубокая интериоризация норм и установок, которые идут вразрез с уже усвоенными и усвоенными нормами.

Старость :

РЕКЛАМА:

Это последний переходный период, который чаще всего приходится на 60-65 лет. Хотя старость обычно считается начинающейся в 60 или 65 лет, это определение старости не является общепринятым. В это время многие люди начинают ограничивать свои профессиональные обязанности и готовятся к выходу на пенсию. (Нормы выхода на пенсию отличаются от места к месту). С возрастом разум, как и тело, кажется, теряет свою гибкость.

Привычки, как и артерии, твердеют и отказываются от напряжения новых требований. Те люди, которым удается приспособиться к этим новым требованиям (как физическим, так и социальным), ведут приятную жизнь даже в пожилом возрасте. У таких индивидуумов социализация может активно продолжаться до конца жизни.

В традиционных обществах, таких как Индия, к пожилым людям обычно относились с большим уважением. Раньше старейшины имели большое, часто последнее слово в делах семьи и общества в целом. Они сыграли большую роль в социализации младших детей в семье. Люди привыкли чувствовать себя частью семьи и сообщества. Но сейчас все быстро меняется. Пожилые люди уже не получают такого уважения, как раньше.

Их даже презирают и оставляют жить в одиночестве. Пожилым людям, больше не живущим со своими детьми и изгнанным с экономической арены, нелегко сделать последний период своей жизни полезным. В то же время уже не принято считать, что пожилые люди должны просто пассивно сидеть, ожидая смерти. Вместо этого увеличилось количество программ по социализации пожилых людей для значимых занятий и продолжения счастливой жизни.

4.3 Социализация на протяжении всей жизни – Изучение нашего социального мира: история о нас

Перейти к содержимому

  • Увеличить размер шрифта

Глава 4: Социализация

4.

3 Социализация на протяжении всей жизни

 



Раздел 4.3 Ссылки

Adams, E.0 J. Adams2 (E.0 J. Adams21). Исцеление невидимых ран: почему имеет смысл инвестировать в уход за детьми с учетом травм. Вашингтон, округ Колумбия: Институт политики правосудия.

Андерсон, Р. К. (1985). Стать нацией читателей: Отчет Комиссии по чтению. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия образования.

Дэвидсон, А. (20 июня 2014 г.). Официально, дети-бумеранги не уйдут. Нью-Йорк Таймс. Получено с https://www.nytimes.com/2014/06/22/magazine/its-official-the-boomerang-kids-wont-leave.html.

Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике. (2020, сентябрь). Дети Америки вкратце: ключевые национальные показатели благополучия, 2020 г. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с https://stacks.cdc.gov/view/cdc/94307.

Хениг, Р. М. (2010, 18 августа). Что такого в двадцатилетних? Нью-Йорк Таймс.   Получено с https://www.nytimes.com/2014/06/22/magazine/its-official-the-boomerang-kids-wont-leave.html.

Хаттон, Дж. С., Т. Горовиц-Краус, А. Л. Мендельсон, Т. ДеВитт и С. К. Холланд; Авторский консорциум C-MIND. (2015). Домашняя среда чтения и активация мозга у детей дошкольного возраста, слушающих рассказы. Педиатрия, 136(3), 466-78.

Лауб, Дж. Х., Р. Дж. Сэмпсон и Г. А. Суитен. (2006). Оценка теории преступления Сэмпсона и Лауба на протяжении всей жизни. В FT Cullen (Ed.), Подведение итогов: статус криминологической теории, 15 , 313–333. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

Мэйбери-Льюис, Д. (1998). Племенная мудрость. В К. Финстербуш (ред.), Sociology 98/99 (стр. 8–12). Гилфорд, Коннектикут: Душкин/Макгроу-Хилл.

Рудер, Д. Б. (2008). Мозг подростка: работа в процессе. Гарвардский журнал, 111(1), 8–10.

Шрек, С. Дж., М. В. Бурек, Э. А. Стюарт и Дж. М. Миллер. (2007). Стресс и насильственная виктимизация среди подростков. Журнал исследований преступности и правонарушений , 44 (4), 381–405.

Сеффрин, П. М., П. К. Джордано, В. Д. Мэннинг и М. А. Лонгмор. (2009). Влияние свиданий на дружеские сети, развитие личности и правонарушения. Justice Quarterly, 26(2), 238–267.

Тререлиз, Дж. (2019). Справочник Джима Трелиза по чтению вслух. 8-е издание. Нью-Йорк: Пингвин.

Контент по лицензии CC, опубликованный ранее и адаптированный. (nd) Введение в социологию. Введение в социологию | Простое книжное производство. Люмен Обучение. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ на странице https://courses.lumenlearning.com/wm-introductiontosociology/.

Конерли, Тоня, Кэтлин Холмс, Аша Лал Таманг, Дженнифер Хенсли, Дженнифер Л. Трост, Памела Алкейси, Кейт МакГонигал, Хизер Гриффитс, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Томми Сэдлер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Салли Вайн, Джефф Брай и Фэй Джонс. (2021). Введение в социологию 3E. ОпенСтакс. Хьюстон, Техас. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://openstax.org/books/introduction-sociology-3e/pages/1-introduction.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стайер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай и Фэй Джонс. (2015). Введение в социологию 2E . ОпенСтакс. Хьюстон, Техас. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://openstax.org/books/introduction-sociology-2e/pages/1-introduction-to-sociology.

Фонд Сэйлор. (2015). Социальные проблемы: преемственность и изменение. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://saylordotorg.github.io/text_social-problems-continuity-and-change/.

Лицензия

Исследование нашего социального мира: история о нас Джин М. Рамирес; Сюзанна Лэтэм; Руди Г. Эрнандес; и Alicia E. Juskewycz под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.

Добавить комментарий