Молодость от двадцати одного до двадцати девяти лет
Первый взрослый период. Многие авторы (Зеньковский, Выготский) завершали рассмотрение возрастной периодизации юношеским возрастом. Во второй половине ХХ века более взрослые периоды также стали рассматриваться в контексте психологии развития.
Тому можно назвать несколько причин — увеличение продолжительности жизни и связанное с этим продление профессиональной карьеры зрелого человека, расширение сферы социальной работы, которая включает в себя и работу с взрослыми людьми, и работу с семьями, и работу с представителями пожилого возраста.
Все это позволило ряду исследователей взрослого развития установить, что определенным возрастным периодам соответствуют определенные личностные потребности и социальные ожидания. Как пишет Г. Крайг, «центральным содержанием этих периодов развития, как правило, являются нормативно определяемые „кризисы“, конфликты или проблемы.
При этом они дают проницательное описание проблем и интересов каждой возрастной когорты. Однако вопрос о том, насколько широко они характеризуют взрослость, остается открытым» (7, 672). Этот автор предлагает рассматривать теории развития во взрослости не как устоявшиеся концепции, подтвержденные исследованиями, а как вклад, способствующий углублению представлений о развитии на этом этапе.
В существующем многообразии периодизации взрослых возрастов прослеживаются две основные тенденции. Первая — период взрослости разбивается на ряд хорошо различимых стадий развития, которые зависят от некоторого временного графика жизни, называемого «возрастными часами». «Возрастные часы» — идеализация, выполняющая функции «расписания жизни». Сверяясь с этими часами, человек и общество определяют, насколько медленно или быстро идет продвижение вперед относительно социальных событий.
Так, сорокалетний мужчина, создающий семью, воспринимается как отстающий от сверстников, а женщина, уходящая в этом возрасте на пенсию, как опережающая своих сверстниц. Возрастные часы также способствуют ожиданиям и подготовке к определенным событиям в определенный возраст.
В таком случае говорят о «нормативных событиях», которые, происходя ранее или позже социально установленного времени, воспринимаются как травмирующие психику. Вторая тенденция в рассмотрении взрослого развития соотносит изменение личности взрослого человека не столько с его возрастом, сколько с его личностными характеристиками и социально — культурным окружением.
Учитывая специфику характеристик взрослых возрастов, совсем непросто определить границы молодости. Ряд авторов определяют границы этого возраста в среднем до тридцати лет (Г.С. Абрамова — 23–30 лет; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев — 19–28 лет; Б. Ливехуд — 24,28–30 лет). Вместе с тем выделяется отдельно время наступления кризиса: 30–35 лет — «переходный возраст», Абрамова; 27–33 года — кризис молодости, Слободчиков, Исаев; «середина тридцатых годов» у Б. Ливехуда.
Все эти авторы подчеркивают, что наступление кризиса не всегда строго связано с возрастом, а по большей части зависит от характеристик личности. Можно сказать, что границу окончания молодости они обозначают как начало кризиса середины жизни, или «десятилетия роковой черты». Основные задачи молодого возраста у этих авторов также несколько отличаются, но есть и много схожих характеристик.
Духовное развитие. Мы будем определять возраст молодости в соответствии с церковной традицией, согласно которой человек достигает духовной зрелости в тридцать лет. Именно в этом возрасте Иисус Христос вышел на проповедь.
С другой стороны, в Церкви принято считать, что возраст двадцать один год означает уже некую ступень зрелости. Главной задачей этого возраста можно назвать устроение земной жизни человека.
Бог благословил земную жизнь человека, следовательно, в жизни должно быть такое время, которое преимущественно посвящено обустройству земной жизни, мирским заботам: устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Время молодости и есть время такой жизни. Исключение составляют лишь лица, выбравшие монашеский путь: они уже живут для вечности, и земное время имеет для них другие приоритеты.
Общая психологическая характеристика возраста. В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценимым возрастом. Поведенческие стереотипы молодых зачастую становятся общественным лицом нации. Основные представительские функции, как правило, выполняют люди этого поколения.
На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Этот возраст чрезвычайно энергичен, во многих аспектах проявляется умелость, но еще отсутствуют проявления усталости от жизни. «В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого….Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и напор.
Для реализации своей идеи они готовы работать днем и ночью, при этом неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи». Не случайно пик профессиональной, географической мобильности приходится на представителей «третьего десятилетия жизни», они же составляют большую часть эмигрантов и нарушителей правил дорожного движения.
Основными возрастными задачами молодости большинство авторов называют включение во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Экспансия молодости проявляется во всех жизненных сферах.
Совместно с деланием карьеры, происходит создание собственной семьи, освоение супружеских и родительских прав и обязанностей. Б. Ливехуд, исходя из своей многолетней психотерапевтической практики, утверждает, что для мужчины важнейшей задачей «становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры». Для женщины наиболее значимым является создание собственного окружения — как социального, так и материального.
Даже профессиональная деятельность приносит удовлетворение женщине только в том случае, когда налажены отношения с коллегами. Семейное, дружеское, профессиональное окружение, равно как и обстановка собственного жилья, стиль поведения и одежды — все это получает окончательное оформление в молодости. Все предыдущие периоды развития подготавливают и провоцируют это оформление человека.
«Найти партнера для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни — все это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура». Поиск смысла жизни в молодости связывается с созданием собственной частицы культуры и среды.
Потому для представителей этого поколения очень важен результат деятельности — позиция, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Брак и рождение детей в этом возрасте также зачастую воспринимается как подтверждение результативности прожитого периода жизни.
Стремление к демонстрации результатов может создать и некоторые «перекосы» в развитии. Ими могут стать рост честолюбия, стремление к престижу или имитация престижных связей, смещение содержания на форму, непропорциональная командность, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Обращенность на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.
Освоение супружеской и родительской функций называется некоторыми авторами (Абрамова, Слободчиков) одной из важнейших задач молодости. В этом возрасте заключается большинство браков — к двадцати четырем годам в брак вступают три четверти молодых людей.
При этом специалисты подмечают следующую закономерность: если молодые люди не вступили в брак в возрасте от девятнадцати до двадцати восьми лет, то в последующие годы сделать это становится им все труднее. Создание семьи требует от молодых учета многоплановости существования не только в духовной сфере, душевной, психологической, но и в конкретной деятельности. Большая часть семейных конфликтов имеет причину, в обыденной речи определяемую словами «семейная лодка разбилась о быт».
Ежедневные заботы, которые необходимо выполнять не только по настроению, но и по долгу, побуждают взрослеющего человека учиться управлять предметным миром и своим состоянием. «Честность в отношении к вещам» рождается в честном отношении к своему внутреннему психическому состоянию.
Если человек стремится организовать и структурировать как внутреннее свое пространство, так и внешнее, учится управлять собой и вещами, тогда и семейные взаимоотношения приобретают большую устойчивость. «Тогда ваша чашка найдет место в вашем пространстве, одежда заявит о своем присутствии, и вы будете знать, что с ней делать.
Можете даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посуды, но это возможно, когда они принадлежат вам, а не вы зависите от них. Это не только искусство владения вещами, это навык организации пространства своей жизни».
Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач психологического, социального, физиологического плана.
В психологическом плане решается задача создания общего психологического пространства, которое не разрушает индивидуального пространства каждого человека. Это, по выражению Г.С. Абрамовой, творчество совместной общности, строительство общего дома для двух разных, но единых душ. Эта работа предполагает познание другого и себя, осознание силы и меры своего воздействия на близкого человека, равно как и силы и меры обратного воздействия.
В социальном плане создание семьи является рождением новой общности, которая учитывает все индивидуальные особенности ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи (родительских или общественных) уводит человека от решения своей личной задачи развития.
Стереотипы поведения, как правило, безличны, жестки и в конечном итоге — мертвы. Воспроизведение в своей семье неких стереотипов поведения, является по мысли Г.С. Абрамовой, внесением смерти в зарождение семьи.
В физиологическом плане перед молодыми людьми встает задача освоения пространства своего тела и тела другого человека. Супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого из супругов. Об этой стороне человеческих взаимоотношений много говорят и пишут врачи и психологи, предлагая зачастую диаметрально противоположные точки зрения.
Для христианских супругов определяющими являются слова апостола Павла: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. О значительности и важности интимных отношений мужа и жены в христианском браке повествуется в книге протоиерея Глеба Каледы «Домашняя Церковь» в главе «Брак честен, ложе нескверно».
К концу периода молодости формируется устойчивое отношение к самому себе, своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Человек определяет для себя, на что он способен, а что, вероятно, никогда не сумеет сделать. Общая характеристика периода такова: «Он развил в своем характере уверенность, жизнь у него в руках.
Он знает, чего он может достичь, и работает целенаправленно во имя этой цели. Он считает, что все трудности, в том числе и человеческие проблемы, можно решить логически — организаторским путем. Это фаза жизни, в которую человек, в зависимости от индивидуальных свойств личности, более всего является материалистом».
Отношение к себе и собственному окружению в этот период таково: мир существует для того, чтобы взяться за него и изменить либо завоевать, опекать или бояться. Подводя итог характеристике молодости, Б. Ливехуд отмечает: «Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым».
Физическое развитие. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей.
Психология молодости и возрастного развития
Этапы человеческого возрастного развития, следующие после детства и юности, можно разделить на:
- молодость (иначе — ранняя взрослость) — это период от 20 (иногда 23) до 30 лет;
- тридцатилетний кризис — начиная от 28 лет и до 33 лет;
- зрелость (иначе — средняя взрослость) — от 33 до 50 лет;
- пожилой возраст (иначе — поздняя взрослость) — от 50 до 70 лет;
- старость — все последующие года, начиная от 70 лет.
Возрастные отрезки можно классифицировать по разному и с разной степенью подробности. Рассмотрим наиболее характерные особенности как молодости, так и зрелости.
Психология молодости: основные задачи этого возрастного этапа
К базовым задачам молодости психология относит:
- создание семьи;
- освоение ролей родителей и супругов — то есть чувства компетентности в семейной роли;
- достижение чувства профессиональной компетентности.
Э. Эриксон считал, что создание семьи является шестой стадией жизненного пути, которая соответствует молодости. По-другому этот период нередко называют зрелой генитальностью. Эриксон утверждал, что эту стадию характеризует наличие следующей дилеммы: «близость против изоляции». Такая дилемма возникает в самом начале зрелого жизненного периода. Этот период является временем завоевания независимости от родителей, становления дружбы/близких отношений. Такое возможно только тогда, когда у личности сформировалось чувство идентичности. Тогда человек готов смешать свою идентичность с идентичностью партнера, который будет вместе с ним в цикле «работа-рождение детей-отдых».
Роль любви в становлении молодой личности
Кризисом, характерным для молодости, считается довольно стандартная для этого возрастного периода подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости уже имеет существенные отличия от сексуальных опытов, случившихся ранее, а также от интенсивного поиска сексуальной идентичности. Иначе человек рискует оказаться в одиночестве и тогда близость с другим им будет восприниматься как фактор опасности.
Считается, что на этой стадии появляется новая добродетель возраста — любовь. Эриксон утверждает, что она является одной из наиболее мощных человеческих сил.
Цитата 1Любовь заключается во взаимной преданности, которая подавляет антагонизм, присущий разделенным функциям».
Любовь может проявляться во множестве форм. Однако, если между взрослыми партнерами возникает настоящая близость, то любовь будет включать разделенную идентичность, а также взаимное уважение. Выбор изоляции приводит к «сердцевидной патологии стадии» — то есть к исключительности, отвержению.
По утверждению Соловьева В. С. (известный русский философ) человек может раскрыть свою индивидуальность только посредством эротической любви, а обязательным условием обретения им целостности своей сущности является единение с половиной, которая ему предназначена. Мужчина и женщина, которые имеют противоположность характеристик, образуя единство друг с другом, становятся завершенными и целостными.
Профессиональная деятельность и ее роль в развитии молодой личности
Другая сторона социальной ситуации развития личности в молодости — освоение выбранной профессии. В этот период человек утверждает себя в деле, которое выбрал, получает профессиональное мастерство. Тогда же заканчивается профессиональная подготовка, которая имеет существенно большие сроки в связи с научно-техническим прогрессом. По мнению Толстых А. В., человек в молодости имеет максимальную работоспособность, выдерживает максимально возможные для него нагрузки физического и психического характера, а также более всего способен овладеть сложными способами интеллектуальной деятельности.
То есть, на протяжении периода молодости человек не только выбирает спутника жизни, с которым создает семью, но и занимается развитием, реализацией и утверждением себя в выбранной деятельности, приобретая мастерство и компетентность в профессиональном плане.
Центральными возрастными новообразованиями в период молодости считаются семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии.
Здоровье подростков
Здоровье подростков- All health topics »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- x
- y
- Z
Popular topics >>
Immunization
Infant and young child feeding
Health financing
Health workforce
Health data and health information systems
Traditional medicine
Essential Medicines
Tuberculosis
- Вакциноуправляемые заболевания>>
- Департамент более здорового населения и неинфекционных заболеваний (HPN)>>
- Всеобщее медицинское страхование>>
- Исследования и инновации>>
- Ресурсы>>
- Публикации
- Данные
- Отдел новостей >>
- Выпуски новостей
- Заявления для СМИ
- Тематические истории
- Редакционные статьи
- Всемирный день здоровья 2022 г.
- Выпуски новостей
- Всемирный день здоровья 2022 г.
Избранный материал >>
Активизировать усилия по ликвидации кори: ВОЗ
© ЮВАРБ ВОЗ/ Мехак Сетхи
© Кредиты
- Вспышки и чрезвычайные ситуации
- COVID-19
- Аварийные операции
- Готовность страны к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения и ММСП
- Управление инфекционными опасностями
- Информация о чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения и оценка рисков
- Таиланд становится первым в ЮВАР с бригадой неотложной медицинской помощи, классифицированной ВОЗ
- Министры здравоохранения обязуются обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям
Сильное землетрясение произошло на Сулавеси, Индонезия
- Обзор >>
- Наше внимание
- Где мы работаем
- Управление >>
- Региональный директор
- Региональный комитет
- Семьдесят четвертая сессия Регионального комитета
- Семьдесят пятая сессия Регионального комитета
- Партнерство >>
- Карьера >>
- Дом/
- Вопросы здравоохранения/
- Здоровье подростков
ВОЗ определяет «подростков» как лиц в возрастной группе 10–19 лет, а «молодежь» — как возрастную группу 15–24 лет. В то время как «Молодые люди» охватывают возрастной диапазон от 10 до 24 лет.
В странах Региона Юго-Восточной Азии (ЮВАР) насчитывается около 360 миллионов подростков, что составляет около 20% населения. Переход от детства к взрослой жизни включает в себя резкие изменения в физическом, сексуальном, психологическом и социальном развитии, происходящие одновременно. Помимо возможностей для развития, этот переход создает риски для их здоровья и благополучия. Вопреки распространенному мнению, что это возрастная группа здорового человека, у подростков действительно есть несколько проблем со здоровьем.
По оценкам, в 2015 г. в Регионе погибло 1,7 миллиона подростков; ведущие причины смертности включали членовредительство (самоубийство), дорожно-транспортные травмы и материнскую смертность (среди женщин). Кроме того, сообщается о значительной заболеваемости среди подростков в Регионе – потеря 21 783 лет жизни с поправкой на инвалидность (DALY) на 100 000 подростков из-за членовредительства, железодефицитной анемии, депрессивных расстройств, дорожно-транспортных травм и диарейных заболеваний.
Инвестиции в здоровье подростков обеспечивают тройные дивиденды с точки зрения здоровья в подростковом возрасте, здоровья в более позднем взрослом возрасте (за счет предотвращения факторов риска хронических состояний, таких как неинфекционные заболевания), а также здоровья будущего поколения (за счет обеспечения здоровья потомства женщины, которые сами остались здоровыми).
ВОЗ оказывает поддержку государствам-членам в укреплении национальных программ охраны здоровья подростков и предоставлении соответствующих услуг, основанных на фактических данных.
- Данные и информация
- RMNCAH Страновые профили исследования политики
- Прогресс в достижении задач ЦУР
Наша работа
Избранные публикации
Посмотреть все публикацииОтчеты о встречах
2021
Седьмое совещание SEAR-TAG по сокращению младенческой и детской смертности.
16–19 ноября 2021 г.
Консультация с участием многих заинтересованных сторон по разработке программ по улучшению благополучия подростков в регионе ВОЗ для Юго-Восточной Азии
27–28 июля 2021 г. | Виртуальный
Четвертая глобальная молодежная встреча: итоги 1 и итоги 2
20–21 апреля 2021
2019
Региональная многоотраслевая встреча0238 Укрепление здоровья подростков в контексте Глобальной стратегии и ЦУР 22-26 апреля 2019 г. | Паро, Бутан
2014
Совещание руководителей региональных программ: К укреплению межсекторального сотрудничества в интересах здоровья подростков
25–27 ноября 2014 г. | Нью-Дели, Индия
2013
Консультация региональной группы экспертов: Преконцепционная помощь
6–8 августа 2013 г., Нью-Дели, Индия
2011: Региональное совещание руководителей программ: Улучшение охраны здоровья подростков в Юго-Восточной Азии
11-14 октября 2011 г. | Бангкок, Таиланд
Ссылки по теме
- Здоровье подростков (who.int)
Темы, связанные со здоровьем
- Физическая активность в ЮВАРБ (who.int)
- Школы укрепления здоровья (who.int)
85
Насколько молоды «молодые люди»? А в каком возрасте человек становится «старым»?
Мэтью Смит
Начальник отдела журналистики данных
Политика и текущие событияОбщество
06 марта 2018 г., 10:29 GMT+0
YouGov исследует, где общественность проводит границы между молодежью, средним возрастом и старостью
Недавние дебаты в политических и избирательных кругах о том, было ли причиной результатов выборов 2017 года «молодежное землетрясение», подняли еще более фундаментальный вопрос: кто именно является «молодежью»? Наиболее часто политические обозреватели используют этот термин для описания лиц моложе 25 лет, но, по крайней мере, один из них предположил, что понятие «молодежь» простирается до середины сорока пяти лет.
Как недавно отметил The Economist, важно, чтобы определения политиков как молодых, так и пожилых соответствовали определениям широкой общественности:
«В большинстве богатых стран 65 лет по-прежнему знаменуют собой начало старости. Рабочие места заканчиваются, начинают субсидироваться автобусные поездки, и люди начинают рассматриваться как финансовое бремя, а не как актив для государства… Такие слова, как «старый» и «пенсионер», сигнализируют политикам, а также самим пожилым людям, что они должны вести себя и относиться к себе со стороны правительств, предприятий и работодателей».
Такой аргумент можно применить и к молодежи (см., например, политику правительства, разрешающую более низкие минимальные ставки заработной платы для лиц моложе 25 лет). Если основные партии неверно оценивают возрастной период, в течение которого люди считают себя молодыми, и соответственно строят свою политику, они могут в конечном итоге пренебречь большим количеством избирателей – например, создание политики для молодежи в первую очередь в отношении доступа в университеты и платы за обучение может оттолкнуть многих молодых людей. старше университетского возраста.
Теперь новое исследование YouGov показывает, где, по мнению британцев, проходят границы ключевых этапов жизни, таких как молодость, средний возраст и старость.
Британцы считают, что молодость заканчивается к 30 годамПо общему мнению, молодость длится до 29 лет включительно. Когда человеку исполняется 30 лет, большинство британцев уже не считает его молодым.
Аналогичным образом, точка, в которой большинство британцев считают, что человек становится средним, — это 48 лет, в то время как 70 лет — это возраст, к которому большинство людей считают, что кто-то стареет.
Безымянная возрастная группаРезультаты также показывают возрастную группу ничейной земли — возрастной диапазон, для которого в английском языке, кажется, нет термина. Большинство британцев не считают человека в возрасте 30-47 лет ни молодым, ни средним.
Чем старше ты становишься, тем позже становится «старым»Неудивительно, что на восприятие того, когда заканчивается «молодость» и начинается «средний возраст» и «старость», влияет собственный возраст человека. Вообще говоря, чем моложе люди, тем раньше они устанавливают границы для каждого из этапов. Например, большинство людей в возрасте 18–24 лет считают, что человек достиг среднего возраста к 40 годам, в то время как среди лиц в возрасте 45 лет и старше большинство не считает, что этот этап жизни достигается до 50 лет9.0060
Хотя на первый взгляд может показаться, что избиратели-консерваторы и лейбористы в 2017 г. имеют несколько разные взгляды, это почти полностью объясняется тем фактом, что избиратели-консерваторы, как правило, старше, а избиратели-лейбористы, как правило, моложе, и их взгляды соответственно меняются. Несмотря на то, что между двумя голосующими группами существует небольшая статистически значимая разница, на практике это составляет разницу не более одного года в том, где они размещают вехи.
Тебе столько лет, сколько ты себя чувствуешьYouGov также попросил британцев сказать, на каком жизненном этапе они себя поставили бы. Самовосприятие людей в целом соответствует приведенным выше результатам, хотя многие люди в возрасте 30 лет считают себя «молодыми», несмотря на то, что относительно немногие использовали этот термин для описания других людей того же возраста.