«Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста и роль родителей в их преодолении»
Рекомендации родителям
В развитии дошкольника психологи выделяют три периода: младенческий (с рождения до одного года), раннее детство (от года до трёх) и дошкольное детство (от трёх до семи лет). Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития.
Возрастные кризисы детей – проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием.
Рассмотрим наиболее известные возрастные кризисы дошкольного детства (от 3 до 7 лет).
Кризис трех лет. Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка.
Особенность этого кризиса – ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».
Выделяют следующие симптомы кризиса трех лет:
1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.
2. Упрямство. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.
7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.
За всеми этими симптомами стоят личностные новообразования – сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения. Также формируется самооценка ребенка.
В этом случае для родителей трехлетних детей будут действовать следующие правила:
1. Позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам;
2. Уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;
3. Подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;
4.
5. На ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;
Кризис семи лет.
Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное, что бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту, происходит утрата детской непосредственности.
Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.
Также в этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Например, в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается и отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.
В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.
В этом случае для родителей семилетних детей будут действовать следующие правила:
- Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
- Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
- Отвечайте на вопросы ребенка. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
- Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
- Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
Детский возрастной кризис и как с этим бороться?
В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом.
Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.
Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.
Кризис первого года жизни
Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка.
С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.
Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».
Кризис трёх лет
Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу.
Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.
Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!
Обучение ребёнка общению и умению дружить
Кризис семи лет
Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы.
За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.
Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.
Другие статьи наших педагогов:
- Топ-5 мифов о подростках
- Что означает плач ребёнка
- Психологические расстройства у детей
- Почему кошки мурлыкают (ответ для самых маленьких)
- Интернет зависимость у подростков
Подростковый период
Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет.
У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.
Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.
Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:
- Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
- Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
- Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
- Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
- Не перегружать ребёнка.
- Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
- Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
- Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
- Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
- Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
- Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
- Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
- Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
- Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
- Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
- Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
- Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
- Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!
Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!
Другие статьи детских психологов и педагогов смотрите здесь.
Вас могут заинтересовать материалы
Враг в зеркале: как помочь подростку с комплексами
ПодробнееКак отучить ребенка материться
ПодробнееСемь принципов воспитания счастливого ребенка
ПодробнееКак разговаривать с детьми в кризисной ситуации – Подходящие для развития способы успокоения детей по возрастным группам
Брэд Мейсон
Какие подходы лучше всего подходят для общения с детьми разного уровня зрелости? Хотите знать, как разговаривать с детьми в кризисной ситуации?
Возраст 3-7 лет «Мы здесь, мы позаботимся о вас и Вы будете в порядке.» Составьте и ежедневно выполняйте обычный распорядок дня.
Гайки и болты для детей 8-11 лет. Объясните механизм действия ситуация. Сообщите им, чего ожидать, какие процедуры будут реализованы, что они увидят и что произойдет. В принципе, как это работает.
Возраст 12-18 лет Пусть расскажут об этом своим друзьям. Попробуй наблюдайте на расстоянии и проверяйте, что они слышат. Они хотят знать, что «все остальные» в их группе сверстников думают, чувствуют и делают. Иногда взрослому полезно контролировать и выступать посредником в подростковом возрасте. предлагать крайние реакции и идеи.
Учтите также, что не все дети взрослеют социально и эмоционально с одинаковой скоростью. Дети, страдающие аутизмом или СДВГ, могут отставать от большинства своих сверстников на несколько или несколько лет. Одаренные дети также склонны к асинхронному развитию. В то время как они могут обладать интеллектом, позволяющим представить обычно взрослые виды забот, потребностей и результатов, в эмоциональном плане им может быть трудно справиться с тревожными мыслями. Используйте свое суждение, чтобы умерить, как говорить с детьми в кризисе.
Если кажется, что немного разговора не помогает им сохранять спокойствие и сосредоточены на текущих задачах, попробуйте внедрить некоторые регулярные, рутинные практики здоровый умственный и эмоциональный уход. Это могут быть:
Составление списка благодарностей для ежедневного просмотра, возможно, за завтраком и, возможно, вообще во время сидячей еды и ночью прямо перед сном. «Это вещи, за которые мы благодарны; кондиционер, крыша, которая не протекает, родители, которые нас любят, еда в кладовке, водопровод, теплая постель, друзья, домашние животные и т.д.»
Регулярный график сна
Ежедневные тренировки
Регулярное здоровое питание
Ведение журнала
Обеспечьте структуру, создав подпрограмму с расписанием для следить через день. Для получения дополнительной информации посетите мою страницу бесплатных ресурсов https://intensivecareforyou.com/resources-for-free/
.На этой странице вы найдете
Расписания активности — как сделать визуальное расписание для обеспечивать структуру, упрощать переходы и управлять поведением
Аффирмации для успокоения страхов
Сонник- методика создания целей и прояснения на том, чего вы хотите, вместо того, чтобы сосредотачиваться на существующих проблемах или ограничениях.
Стратегии управления стрессом
Советы по расслаблению
Медитации
И многие другие краткие и простые в использовании стратегии, помогающие детям справляться с эмоциями, укреплять психическое здоровье и вести себя ожидаемым образом.
Управляйте экранным временем и видеоиграми, находясь дома Оберегайте детей от неприятностей и управляйте их поведением, пока они застряли домаВ блоге на этом сайте, интенсивной терапии для вас.
Дополнительная информация о том, как разговаривать с детьми в кризисной ситуации:
https://www.kidsincrisis.org/get-help/
https://www.mercycorps.org/blog/tips-helping-children-through-crisis
https://www.healthychildren.org/English/healthy-living/emotional-wellness/Building-Resilience/Pages/How-to-Support-Your-Childs-Resilience-in-a-Time-of-Crisis.aspx
✕
Я хочу создать здоровую счастливую жизнь
Может быть трудно работать с мыслями, которые продолжают думать о проблемах и заботах. Пора учить детей их власти над мыслями и чувствами.
Мне нужны обучающие упражнения для; замена мыслей, которые не являются полезными, разумными или правдивыми, создавая радость и эмоциональную устойчивость, метафора Mindgarden, иллюстрирующая силу и выбор в мыслях, стратегия Dream Book для определения четких целей и создания мотивации, видео, объясняющее, как НЕ , чтобы позволить другим или ситуациям сломить вас!
Почти четверть детей школьного возраста в мире живут в странах, пострадавших от кризиса – ЮНИСЕФ
Почти четверть детей школьного возраста в мире – 462 миллиона – живут в странах, пострадавших от чрезвычайных гуманитарных ситуаций – новый доклад Организации Объединенных Наций Об этом сообщил Детский фонд (ЮНИСЕФ) и партнеры.
В отчете, озаглавленном «Образование не может ждать», говорится, что почти каждый шестой — или 75 миллионов — детей от дошкольного до старшего среднего возраста (от 3 до 18 лет), живущих в странах, пострадавших от кризисов, относится к отчаянно нуждается в образовательной поддержке. Однако в среднем только 2 процента глобальных гуманитарных призывов посвящены образованию, говорится в пресс-релизе ЮНИСЕФ.
«Образование меняет жизнь в чрезвычайных ситуациях», — сказала Жозефин Борн, глобальный руководитель отдела образования ЮНИСЕФ. «Посещение школы защищает детей от злоупотреблений, таких как торговля людьми и вербовка в вооруженные группы, и является жизненно важным вложением в будущее детей и в будущее их сообществ. Настало время, чтобы образование стало приоритетом международного сообщества как неотъемлемая часть основных гуманитарных мер, наряду с водой, едой и жильем».
ЮНИСЕФ сообщил, что опубликовал новые статистические данные в преддверии первого Всемирного саммита по гуманитарным вопросам в Стамбуле 23 и 24 мая, на котором будет создан новый фонд — «Образование не может ждать » — для предоставления доступа к обучению детям, нуждающимся в чрезвычайных ситуациях.
Фонд планирует собрать почти 4 миллиарда долларов, чтобы охватить 13,6 миллиона детей, нуждающихся в образовании в чрезвычайных ситуациях, в течение пяти лет, а к 2030 году охватить 75 миллионов детей, сообщает агентство.
Потребность
Предложение
Дальнейшие действия
Воздействие 9 0005
Новый отчет, который был написан Институтом зарубежного развития, поступил от посла доброй воли ЮНИСЕФ Орландо Блума. посетил восток Украины, чтобы привлечь внимание к глобальному образовательному кризису, с которым сталкиваются дети, оказавшиеся в гуманитарных чрезвычайных ситуациях.
900:04 Мистер Блум посетил учебные классы, пострадавшие от снарядов, всего в трех километрах от линии фронта конфликта, вспыхнувшего более двух лет назад. Приблизительно 580 000 детей нуждаются в срочной помощи, и более 230 000 детей были вынуждены покинуть свои дома. Более того, каждая пятая школа и детский сад в регионе были повреждены или разрушены, и около 300 000 детей срочно нуждаются в помощи для продолжения образования, сообщает ЮНИСЕФ.«Я встречал таких детей, как 11-летняя Лиана, которые прятались в подвале своей школы почти две недели, на морозе, без света и тепла, в то время как обстрелы опустошили классы наверху», — сказал г-н Блум, который первым путешествовали, чтобы увидеть работу ЮНИСЕФ в 2007 году. «Теперь, после того, как они пережили некоторые из самых ужасных испытаний, которые могла преподнести им жизнь, все, чего они хотят, — это вернуться к безопасности и рутине школы и планировать свое будущее».
Посол доброй воли ЮНИСЕФ Орландо Блум посещает охваченную конфликтом Украину. Предоставлено: ЮНИСЕФ
На сегодняшний день ЮНИСЕФ поддержал ремонт и восстановление 57 школ на востоке Украины и предоставил сотням тысяч детей жизненно важные предметы, такие как школьные учебники, парты и карандаши, а также психологическую поддержку и дополнительные занятия. .
Агентство также предоставило почти 280 000 детей информацию о рисках, связанных с наземными минами и неразорвавшимися боеприпасами, которые засоряют населенные пункты вблизи линии фронта.
«Для слишком многих детей на востоке Украины простая ходьба в школу может закончить их жизнь или привести к серьезным травмам», — сказала Джованна Барберис, представитель ЮНИСЕФ в Украине.