Возрастные кризисы по эриксону: Кризисы возраста

Кризисы возраста

Свою теорию жизненного цикла Э. Эриксон назвал эпигенетической (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение). Эриксон учился у дочери основателя психоанализа Анны Фрейд, поэтому всегда внутренне ориентировался на психоаналитическую традицию с ее гуманитарным и общефилософским подходом к человеку. Сама попытка рассмотреть жизнь личности целиком (от рождения до смерти) как психологическую драму отражает масштабность замысла Эриксона. Но Фрейд «выводил» жизненный сценарий человека из того, как у того складывалось детство. Эриксон же утверждал, что проблемы развития личности «распределяются» на протяжении всего жизненного пути.

Если Фрейд рассматривал стадии психосексуального развития личности (т. е. до периода полового созревания), то Эриксон предал идее стадиальности универсальный характер. По какому же принципу было осуществлено выделение этапов жизненного пути? Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности.

Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.

«Каждая последующая стадия… есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис»… употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический (т. е. индивидуально-личностный. — М. И.) источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» .

Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.

Естественно, чем менее успешно пройдены предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с предстоящим кризисом. Возрастает конфликтность личности, в переживание и изживание груза прошлого вовлекаются окружающие. Несчастный человек менее всего склонен оставить в покое более счастливых своих собратьев. Жизнь, таким образом, выступает как путь, при прохождении которого у счастливой личности с каждым успешным разрешением кризиса вырастает новая пара крылышек, а у несчастной — из-за неудач к ноге приковывается цепь с очередным ядром. Многих ждет стезя каторжника, редких избранных — полет ангела, а большинство оказывается и окрыленным, и прикованным. Правда, Эриксон оптимистичен. Он верит, что можно изжить проблемы прошлых этапов, но нужно помнить: своевременное успешное преодоление возрастного кризиса всегда желательнее и ценнее. Опасно перекладывать на будущее то, что должно делать в настоящем.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Жизненный путь Эриксон разделил на восемь стадий, дав качественное описание каждой. Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы.

1 стадия (до 1 года). При суровом или незаботливом отношении к себе ребенок начинает ощущать свою покинутость. Мир представляется ему джунглями, полными угроз и неприятных неожиданностей. Базальное недоверие формируется как реакция на необеспеченность своего бытия. Постоянно чего-то опасающийся, будущий человек слишком сосредоточится на себе и своем благе, которое можно уберечь только в отражении всевозможных покушений извне. При внимательном и сочувственном поведении взрослых, направленном на ребенка, он укрепляется в установке, что в целом мир благостен. Ребенок научается понимать, что достойно доверия, а что недостойно. Вырабатывается базальное доверие.

2 стадия (1-3 года). Суровое или попустительское отношение к ребенку со стороны взрослых препятствует овладению ребенком основными навыками (речь, умение сидеть за столом, одеваться и т.

п.), в результате чего у него слабо вырабатывается автономия и самоконтроль. Чувство неуверенности преобразуется в неудобство за себя, в стыд. При положительном развитии личность начинает воспринимать себя как активным, независимым и контролирующим свои действия субъектом.

3 стадия (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность.Закладываются основы успешной деятельности в будущем.

4 стадия (6-12 лет). Ведущим типом деятельности становится учеба, которая осознается ребенком как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае ребенок осваивает логическое мышление, самодисциплину, взаимодействие со сверстниками по определенным правилам. Формируется стремление к умственной деятельности и к успеху. При неблагоприятном развитии ребенок вырабатывает в себе чувство неполноценности, осознавая свою некомпетентность. Отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

5 стадия (12-19 лет). Это пора полового созревания, обретения взрослого внешнего вида. Родители и учителя лишаются монополии на авторитетность. Активизируются отношения внутри группы сверстников, которые и задают критерии личностной оценки, переходящей в самооценку. Эриксон считал эту стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллектуальным способностям и активному взаимодействию со сверстниками начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Таков благоприятный исход, при котором личность научается быть верной другим и положительно относится к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспектов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведению. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением — в компании уголовников, наркоманов, бродяг.

Возрастает агрессивность поведения как форма компенсации внутреннего конфликта (переживания неполноценности, отторгнутости, ненужности).

6 стадия (20-25 лет). Это период получения полной социальной самостоятельности. Неподготовленный к ней прошлыми неудачами человек озабочен собой. Внутреннюю неустроенность он переплавляет в самоутверждение через демонстративность поведения, поверхностные контакты, использование других только как средство для своего удобства или наслаждения. У него нет сил и умения думать о других вне связи со своими интересами. Неблагоприятный исход — еще более полная изоляция. Счастливый выход — это овладение интимностью, способностью бескорыстно переживать благо другого и ощущать себя частью другого. Помимо профессиональной компетентности приходит и умение строить добрые и теплые отношения в малом кругу (в семье, с коллегами, с друзьями).

7 стадия (26-64 года). Благоприятное развитие личности выражается в том, что человек берет на себя полную ответственность за происходящее в большом мире, стремится сохранить все лучшее и способствует совершенствованию культуры и природы.

Личность продуктивна и полна творчества. При неудачном развитии замкнувшаяся в себе личность начинает ощущать безнадежность и бессмысленность жизни. Силы тратятся на власть и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за наслаждениями. Зачинателями самых серьезных конфликтов в мире, авторами разрушительных и человеконенавистнических идей являются неблагополучные личности именно данного возраста. Но в этом же возрасте самые влиятельные творческие люди держат на своих плечах груз ответственности за благо человечества.

8 стадия (после 65 лет). Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, непрестанными попытками изводить окружающих своими неудачами и несчастьями, сожалением об упущенных и несделанных делах, жадностью и склонностью к старческому слабоумию. Достойное завершение жизни подобно подъему на высокую вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Происходит интеграция мыслей и чувств на высоком уровне самосознания. Эриксон называет его Эго-интеграцией, синонимом мудрости.

Система Эриксона оказалась богатой и многоаспектной. Не случайно он использовал большинство методов анализа внутриличностного конфликта, которыми располагала культура психологического исследования. Это и защитные механизмы, и чувство неполноценности, и нетождественность «Я». Ценность теории Эриксона выражается и в том, что концептуальная схема в своих частях соприкасается с современными Эриксону научными построениями других школ психологии. Особенно велика близость идей Эриксона идеям так называемой гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Келли, Э. Фромм и др.).


Кризисы, или стадии жизни по Э. Эриксону. Статья. Психология развития. Самопознание.ру

Меня часто просят посоветовать что-то почитать.

Вот и захотелось дать немного теоретической информации из книги Э. Эриксона «Идентичность. Юность и кризис», вообще эту книгу я рекомендую почитать каждому человеку, интересующемуся собой, своими состояниями, своей жизнью, она намного полезнее и даст точно качественную информацию в отличие от множества книг по популярной психологии.

Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов.

Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать!) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле её успешности и неуспешности.

На первой стадии, которую он в верность своим фрейдистским основам называет орально-сенсорной (или инкорпоративной, вбирающей), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни — доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Естественно, решается этот вопрос о базовом доверии к миру не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребёнка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т.д. 

Эриксон указывает на ключевую роль матери в положительном решении задачи возраста (формировании базового доверия к миру). При этом оригинальность его подхода состоит в том, что критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребёнка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Прогрессирующая автономность младенца (прежде всего, способность передвигаться — ползком, а позже — шагом, и развитие речи, манипулятивных способностей и пр.) позволяет ребёнку перейти к решению второй жизненной задачи — обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант — неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения 18 мес.-4 года). Если взрослые сверхтребовательны к ребёнку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребёнка ругают за запачканные штаны или разбитую чашку, то это также вклад в развитие чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребёнок интериоризирует то, что удачно названо Эриксоном «глазами мира», т.е. то, что видят в нём люди.

Третья стадия, 4 года-6 лет, называется Эриксоном локомоторно-генитальной, или эдиповой. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребёнка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребёнка появляется всё больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребёнком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.

Четвёртая стадия, 6–11 лет, связана с овладением ребёнком различными умениями, в том числе и умением учиться. Ребёнок активно овладевает символами культуры. Этот возраст — оптимальное время для учения — готовность к тяготам дисциплины, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста — неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.

Пятая стадия, 11–20 лет, — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации-«я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Всё это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная идентичность, сопряжённая с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь Эриксон вводит совершенно оригинальный термин — «психологический мораторий», которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Согласно Эриксону, психический мораторий может при определённых условиях принимать затяжной характер и длиться годами, что особенно характерно для наиболее одарённых людей. Непреодоленный кризис влечёт состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. В предельных случаях психический мораторий и «диффузия идентичности» сами по себе предполагают целесообразность применения соответствующих психотерапевтических мер.

Шестая стадия, 21–25 лет, по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, ещё более ранними ошибками в линии развития.

Седьмая стадия, 25–50/60 лет, занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприобретённого на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.

Восьмая стадия, свыше 60 лет, завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречён на безысходное отчаяние как итог путаной жизни.

Отдельного разговора заслуживает обсуждение Эриксоном проблемы, которую без натяжки можно считать абсолютно не разработанной в отечественной психологии, — темы связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений и вообще проблемы динамики поколений.

Понятие идентичности помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т. д.).

Дополню к словам Эриксона, что интерес к себе, самопознание дают силы, ресурсы проходить через эти кризисы, пускай даже повторно, меняя что-то в понимании себя в кабинете психолога.

Статьи автора

На большом-пребольшом острове на берегу океана жили вместе Птица и Ящерица.

Птица была очень быстрой, ловкой, любознательной и веселой.

То носилась она по побережью, взмывая высоко в небо, то залетала далеко в океан, посмотреть, что же там есть интересного, то облетала остров, наблюдая сверху за жизнью… Читать дальше

Ох, как же сложно писать на тему насилия и, тем более, на тему домашнего насилия.

Сложно, потому что почти каждый, читая даже название «Домашнее насилие», стремится быстрее перейти на другую статью с другим названием, потому что мысли — «а, это не про меня!», «меня это точно не касается!», «у меня-то… Читать дальше

Ну что, дети, улеглись поудобнее? Начинаем нашу сказку!
Жили-были в прекрасной стране, на большом лугу, в самом красивом цветке Дюймовочка со своей семьёй. Да, да, у Дюймовочки была семья, состоящая из неё, мамы и папы. Жили они хорошо, дружно, практически не ссорились, любили друг друга и особенно… Читать дальше

Очень важный момент в процессе психотерапии.

Приходит человек на терапию. Год работает, другой. Разбирается с первоначальным запросом, намечает следующие шаги. Проблемы, которые раньше казались неразрешимыми, становятся проще и понятнее, потому что для каждой находится решение — пусть не всегда лёгкое… Читать дальше

Другие статьи автора

Читайте также

Представьте-ка себе пруд, идиллически расположенный посреди большого луга. Этот пруд обладает определённым размером, он может быть почти круглым или овальным.

Со всех сторон в пруд опускаются берега — где-то пологие, где-то обрывистые, — доходя до самой глубокой точки этого пруда.

Несколько небольших… Читать дальше

Воспитание ребёнка… Для многих мам это слово означает контроль его действий и соломка под попку. Если открыть материалы Википедии, то определение этого понятия раскроется нам в других, более жёстких, унитарных красках.

Воспитание детей — это целенаправленная деятельность, призванная выработать у ребёнка… Читать дальше

Нам всем в детстве читали сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок», и мы радовались, когда он превратился в прекрасного лебедя. Гадкий утёнок — это символика неуверенных в себе людей. Они застенчивы, сдержаны, чувствительны к критике, чрезвычайно уступчивы, часто действуют в ущерб своим интересам. В обществе… Читать дальше

Дети всегда ждут чудес.

И у них обычно на это есть право и разрешение от взрослых.

Но не все дети — становятся взрослыми.

В этом становлении много граней. От истории, где «мне не дали прожить своё детство полномасштабно — и теперь я каждому вверяю себя недорощенного и беззащитного» до «меня до сих… Читать дальше

  • ВКонтакте

Психосоциальное развитие в среднем возрасте | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Опишите Эриксоновскую стадию продуктивности и стагнации
  • Оцените понятие кризиса среднего возраста Левинсона
  • Изучение основных теорий старения, включая теорию социально-эмоциональной избирательности (SSC) и теорию отбора, оптимизации и компенсации (SOC)

Какой этап жизни вы считаете самым счастливым? А как насчет самых грустных этапов? Удивительно, но Бланчфлауэр и Освальд (2008) обнаружили, что зарегистрированные уровни несчастья и депрессивных симптомов достигают пика в начале 50-х годов для мужчин в США и, что интересно, в конце 30-х годов для женщин. В Западной Европе минимальное счастье отмечается примерно в середине 40-х годов как для мужчин, так и для женщин, хотя и с некоторыми значительными национальными различиями. Стоун, Шнайдер и Брадок (2017) сообщили о резком снижении воспринимаемого стресса у мужчин в США с начала 50-летнего возраста. В настоящее время существует мнение, что «пожилые люди» (50+) могут быть «счастливее» молодых людей, несмотря на некоторые когнитивные и функциональные потери. Это часто называют «парадоксом старения». Позитивное отношение к продолжению когнитивной и поведенческой деятельности, межличностному взаимодействию и их оживляющему влиянию на нейронную пластичность человека может привести не только к увеличению продолжительности жизни, но и к продолжительному периоду как самоудовлетворения, так и продолжительного участия в жизни общества. [1]

Теория Эриксона

Как вы уже знаете, теория Эриксона основана на идее, называемой эпигенезом, означающей, что развитие является прогрессивным и что каждый человек должен пройти через восемь различных стадий жизни, все время находясь под влиянием по контексту и окружению. Каждый этап формирует основу для следующего этапа, и каждый переход к следующему отмечен кризисом, который необходимо разрешить. Самоощущение, каждое «сезонное время» вырывалось из этого конфликта и благодаря ему. Возраст 40-65 лет ничем не отличается. Человек по-прежнему стремится продуктивно заниматься, но воспитание детей и получение дохода приобретают меньшее функциональное значение. Откуда человек будет черпать свое чувство собственного достоинства и собственного достоинства?

Генерация против стагнации — так Эриксон характеризует фундаментальный конфликт взрослой жизни. Это седьмой конфликт его знаменитых «8 сезонов человека» (1950), и преодоление этого конфликта приводит к добродетели осторожности. Генерация — это «в первую очередь забота о создании и руководстве следующим поколением» (Эриксон, 1950, стр. 267). Генеративность — это забота об обобщенном другом (а также о близких человеку) и возникает, когда человек может направить свою энергию на заботу о следующем поколении и наставничество. Одним из очевидных мотивов такого генеративного мышления может быть отцовство, но другие предполагают намеки на собственную смертность. Джон Котре (1984) предположил, что генеративность — это эгоистичный акт, заявив, что его основная задача — пережить себя. Он рассматривал генеративность как форму инвестиций. Тем не менее, приверженность «вере в виды» может быть принята во многих направлениях, и, вероятно, правильно будет сказать, что большинство современных трактовок генеративности рассматривают ее как совокупность граней или аспектов, включая творчество, продуктивность, приверженность, межличностную заботу. , и так далее.

По ту сторону генеративности застой . Это чувство вялости, отсутствия энтузиазма и участия как в личных, так и в общественных делах. Это может также означать недоразвитое чувство собственного достоинства или некоторую форму раздутого нарциссизма. Эриксон иногда использовал слово «неприятие», говоря о серьезном застое. глубокого кризиса, лежащего в основе середины взрослой жизни. Концепция кризиса среднего возраста настолько распространена, что более 9 лет0% американцев знакомы с этим термином, хотя тех, кто действительно сообщает о таком кризисе, значительно меньше (Wethington, 2000).

Левинсон основывал свои выводы о кризисе среднего возраста на биографических интервью с ограниченной выборкой из 40 мужчин (без женщин!), причем полностью американской выборки. Несмотря на эти серьезные методологические ограничения, его выводы оказались чрезвычайно влиятельными. Левинсон (1986) определил пять основных стадий или «сезонов» жизни человека следующим образом:

  1. Предвзрослый возраст: от 0 до 22 лет (с 17 до 22 лет — переходный возраст)
  2. Ранняя взрослость: 17–45 лет (40–45 лет — переходный возраст)
  3. Средняя взрослость: возраст 40–65 лет (60–65 лет — поздний переходный возраст)
  4. Поздняя взрослость: 60–85 лет
  5. Поздняя поздняя взрослость: возраст 85+

Рисунок 1 . По словам Левинсона, мы переживаем кризис среднего возраста. Хотя большинство людей слышали о кризисе среднего возраста и часто ассоциируют его со спортивными автомобилями, присоединением к группе или поиском новых отношений, теория, предложенная Левинсоном, очень мало поддерживает.

Теория Левинсона известна как стадийно-кризисный взгляд. Он утверждал, что каждый этап перекрывается и состоит из двух отдельных фаз — стабильной фазы и переходной фазы к следующему периоду. Последний этап может включать в себя вопросы и изменения, и Левинсон считал, что 40-45 лет были периодом глубоких изменений, кульминацией которых могла быть только переоценка или, возможно, переутверждение целей, обязательств и предыдущего выбора — время для подведения итогов и перекалибровки. что было важно в жизни. Важно отметить, что Левинсон утверждал, что гораздо более широкий спектр факторов, включая, в первую очередь, работу и семью, повлияет на эту оценку — чего он добился, а чего нет; то, что он считал важным, но принесло лишь ограниченное удовлетворение.

В 1996 году, через два года после его смерти, было опубликовано исследование, которое он проводил со своим соавтором и женой Джуди Левинсон, о «временах жизни», переживаемых женщинами. Опять же, это было небольшое исследование с участием 45 женщин, которые были профессионалами / деловыми женщинами, учеными и домохозяйками в равной пропорции. Изменение места женщины в обществе Левинсон считал важным моментом в социальной эволюции человеческого вида, однако оно привело к фундаментальной полярности в том, как женщины формировали и понимали свою социальную идентичность. Левинсон называл это «мечтой». У мужчин «мечта» формировалась в возрастной период 22-28 лет и во многом была связана с профессиональной ролью и профессиональными амбициями. Левинсон понимал женскую «мечту» как фундаментально расколотую между этой ориентированной на работу ориентацией и желанием/императивом замужества/семьи; полярность, которая предвещала как новые возможности, так и фундаментальную тревогу.

Левинсон обнаружил, что мужчинам и женщинам, с которыми он беседовал, иногда было трудно примирить свои «мечты» о будущем с реальностью, которую они переживали в настоящее время. «Что я действительно получаю и даю своей жене, детям, друзьям, работе, сообществу и себе?» — может спросить мужчина (Левинсон, 1978, с. 192). Задачи перехода среднего возраста включают:

  1. окончание раннего взросления;
  2. переоценка жизни в настоящем и внесение изменений при необходимости; и
  3. примирение «полярностей» или противоречий в самоощущении.

Возможно, ранняя взрослость заканчивается, когда человек больше не стремится к взрослому статусу, а чувствует себя полноценным взрослым в глазах окружающих. Это «разрешение» может привести к другому выбору в жизни — выбору, который делается для самореализации, а не для общественного признания. В то время как люди в возрасте 20 лет могут подчеркивать, насколько они стары (чтобы заслужить уважение, чтобы их считали опытными), к тому времени, когда люди достигают 40 лет, они, как правило, подчеркивают, насколько они молоды (немногие 40-летние режут друг друга за то, что они такой молодой: «Тебе всего 43? Мне 48!!»).

Этот новый взгляд на время вызывает новое ощущение безотлагательности жизни. Человек становится сосредоточенным больше на настоящем, чем на будущем или прошлом. Человеку становится не терпится оказаться в «зале ожидания жизни», откладывая дела, которые он всегда хотел сделать. «Если это когда-нибудь произойдет, то лучше сделать это сейчас». Прежняя сосредоточенность на будущем уступает место акценту на настоящем. Neugarten (1968) отмечает, что в среднем возрасте люди больше не думают о своей жизни с точки зрения того, как долго они прожили. Скорее, жизнь мыслится с точки зрения того, сколько лет осталось. Если взрослый человек не удовлетворен в среднем возрасте, у него появляется новое чувство срочности, чтобы начать вносить изменения сейчас.

Изменения могут включать прекращение отношений или изменение ожиданий от партнера. Эти модификации легче, чем изменение себя (Levinson, 1978). Средний возраст — это переходный период, когда человек сохраняет прежние образы себя, формируя новые представления о себе будущего. Ощущение молодости сопровождает более глубокое осознание старения, и вред, который мог быть нанесен ранее в отношениях, преследует новые мечты о содействии благополучию других. Эти полярности представляют собой более тихую борьбу, которая продолжается после исчезновения внешних признаков «кризиса».

Левинсон охарактеризовал средний возраст как время кризиса развития. Однако, как и любое произведение, оно подвергалось критике. Во-первых, размер выборки населения, на котором он основывал свои первичные выводы, слишком мал. По какому праву мы обобщаем результаты интервью с 40 мужчинами и 45 женщинами, какими бы продуманными и хорошо проведенными они ни были? Во-вторых, Chiriboga (1989) не смог найти каких-либо существенных доказательств кризиса среднего возраста, и можно утверждать, что это, а также дальнейшие неудачные попытки воспроизведения указывают на когортный эффект. Выводы населения Левинсона указывают на общую историческую и культурную принадлежность, а не на кросс-культурную универсальность, с которой сталкиваются все или даже большинство людей. Середина жизни — это время переоценки и перемен, которые могут ускользать от точного определения как во времени, так и в географическом пространстве, но люди выходят из него и, похоже, наслаждаются периодом удовлетворенности, примирения и принятия себя.

Смотреть

В этом видео рассказывается об исследованиях и дискуссиях вокруг концепции кризиса среднего возраста.

Вы можете просмотреть стенограмму выступления «У всех ли бывает «кризис среднего возраста»?» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Теория социально-эмоциональной избирательности (SST)

Неотвратимая судьба человека — знать, что его жизнь ограничена. По мере того, как люди движутся по жизни, цели и ценности имеют тенденцию меняться. То, что мы считаем приоритетами, целями и устремлениями, подлежит пересмотру. Привязанность к другим, текущим и будущим, ничем не отличается. Время не является неограниченным благом, как его воспринимает ребенок в нормальных социальных условиях; это очень ценный товар, требующий тщательного рассмотрения с точки зрения вложения ресурсов. Это стало известно в академической литературе как значимость смертности.

Mortality salience утверждает, что напоминания о смерти или конечности (на сознательном или подсознательном уровне) наполняют нас ужасом. Мы пытаемся отрицать его реальность, но осознание растущей близости смерти может иметь сильное влияние на человеческое суждение и поведение. Это стало очень важным понятием в современной социальной науке. Именно с таким пониманием Лаура Карстенсен разработала теорию теории социально-эмоциональной избирательности , или СТП. Теория утверждает, что по мере сокращения временных горизонтов, как это обычно происходит с возрастом, люди становятся все более избирательными, вкладывая больше ресурсов в эмоционально значимые цели и действия. Согласно теории, мотивационные сдвиги также влияют на когнитивную обработку. Старение связано с относительным предпочтением позитивной информации негативной. Это избирательное сужение социального взаимодействия максимизирует положительный эмоциональный опыт и минимизирует эмоциональные риски по мере взросления человека. Они систематически оттачивают свои социальные сети, чтобы доступные социальные партнеры удовлетворяли их эмоциональные потребности. Адаптивный способ поддержания положительного аффекта может состоять в том, чтобы уменьшить контакты с теми, кто, как мы знаем, может негативно повлиять на нас, и избегать тех, кто может.

SST — это теория, которая делает акцент на временной перспективе, а не на хронологическом возрасте. Когда люди воспринимают свое будущее как бесконечное, они, как правило, сосредотачиваются на перспективном развитии или целях, связанных со знаниями. Когда они чувствуют, что время уходит, а возможность пожинать плоды реализации целей, ориентированных на будущее, сокращается, их внимание, как правило, смещается в сторону целей, ориентированных на настоящее, эмоций или удовольствия. Исследования по этой теории часто сравнивают возрастные группы (90–100, например, 9 лет).0101, юношеская взрослость по сравнению с пожилой взрослостью), но изменение приоритетов целей — это постепенный процесс, который начинается в раннем взрослом возрасте. Важно отметить, что теория утверждает, что причиной этих сдвигов целей является не сам возраст, , т. е. , не само течение времени, а скорее связанный с возрастом сдвиг во временной перспективе. Теория также фокусируется на типах целей, которые люди мотивированы для достижения. Цели, связанные со знаниями, направлены на приобретение знаний, планирование карьеры, развитие новых социальных отношений и другие усилия, которые окупятся в будущем. Цели, связанные с эмоциями, направлены на регулирование эмоций, стремление к эмоционально приятному взаимодействию с социальными партнерами и другие занятия, преимущества которых могут быть реализованы в настоящем.

Это смещение акцента с долгосрочных целей на краткосрочное эмоциональное удовлетворение может помочь объяснить отмеченный ранее «парадокс старения». То есть, несмотря на заметные физиологические ухудшения и некоторые заметные самоотчеты о снижении удовлетворенности жизнью в это время, после 50 лет, по-видимому, наблюдается значительное увеличение субъективного благополучия. SST не защищает социальную изоляцию, которая вредна для здоровья человека, но показывает, что повышенная избирательность в человеческих отношениях, а не воздержание, приводит к более позитивному влиянию. Возможно, «кризис среднего возраста и выздоровление» может быть более подходящим описанием периода 40–65 лет.

Смотреть

Смотреть Лаура Карстенсен в этом выступлении TED объясняет, как счастье на самом деле увеличивается с возрастом.

Стенограмму выступления «Пожилые люди стали счастливее — Лаура Карстенсен» можно посмотреть здесь (откроется в новом окне).

Рисунок 2. Итальянский футболист Пауло Мальдини в 2008 году, всего за год до ухода на пенсию в возрасте 41 года. За свою 25-летнюю карьеру он участвовал в невероятных 8 финалах лиги чемпионов. Защитные игроки, такие как Мальдини, как правило, имеют более долгую карьеру из-за их опыта, компенсирующего снижение темпа, в то время как нападающие обычно пользуются спросом за их ловкость и скорость.

Отбор, оптимизация, компенсация (SOC) 

Немецкие психологи развития Пол и Маргрет Балтес определили другой взгляд на старение. Их текст Successful Aging (1990) ознаменовал сейсмический сдвиг в движении социальных исследований старения от точки зрения, в основном основанной на недостатках, к более новому пониманию, основанному на целостном взгляде на сам жизненный путь. Первые, как правило, сосредотачивались исключительно на том, что было утрачено в процессе старения, а не рассматривали это как баланс между потерями и приобретениями в таких областях, как регуляция эмоций, опыта и мудрости.

Модель успешного старения Балтес утверждает, что на протяжении всей жизни люди сталкиваются с различными возможностями или проблемами, такими как работа, возможности получения образования и болезни. Согласно модели SOC, человек может выбирать определенные цели или опыт, или обстоятельства могут навязывать им себя. В любом случае процесс выбора включает в себя сдвиг или изменение целей в зависимости от выбора или обстоятельств в ответ на эти обстоятельства. Изменение направления может происходить на подсознательном уровне. Эта модель подчеркивает, что постановка целей и направление усилий на достижение конкретной цели благотворно влияют на здоровое старение. Оптимизация заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся у нас ресурсы для достижения целей. Компенсация, как следует из ее названия, заключается в использовании альтернативных стратегий для достижения этих целей. [2]

Процессы отбора, оптимизации и компенсации можно обнаружить на протяжении всей жизни. С возрастом мы выбираем области, в которые размещаем ресурсы, надеясь, что этот выбор оптимизирует имеющиеся у нас ресурсы и компенсирует любые дефекты, возникающие в результате физиологических или когнитивных изменений. Предыдущие описания старения недооценивали степень, в которой возможности, из которых мы выбираем, были устранены, а не уменьшены или даже просто изменены. Когда мы выбираем области для инвестиций, всегда есть альтернативные издержки. Мы хозяева своей судьбы, и наша индивидуальная ориентация на процессы SOC будет диктовать «успешное старение». Вместо того, чтобы рассматривать старение как процесс постепенного отказа от социальных и общественных ролей, выполняемых группой, Балтес утверждал, что «успешное старение» — это вопрос постоянной индивидуальной вовлеченности, сопровождаемой верой в индивидуальную самоэффективность и мастерство.

Модель SOC охватывает ряд функциональных областей — мотивацию, эмоции и познание. Мы могли бы стать более искусными в игре SOC с течением времени, поскольку мы работаем, чтобы компенсировать и приспосабливаться к меняющимся способностям на протяжении всей жизни. Например, у футболиста в 35 лет уже может не быть той сосудистой и мышечной подготовленности, которая была у него в 20, но ее «чтение» игры может компенсировать это снижение. Она вполне может быть лучшим игроком, чем в 20 лет, даже с меньшим количеством физических ресурсов в игре, которая якобы отдает им приоритет. Работа Пола и Маргарет Балтес оказала большое влияние на формирование очень широкой перспективы развития, которая объединилась вокруг центральной идеи устойчивости. [3]

Попробуйте

Глоссарий

Генерация:
способность выйти за рамки личных интересов и мотивировать себя заботиться о благополучии следующего поколения и способствовать его благополучию
теория социально-эмоциональной избирательности:
теория, связанная со специалистом по развитию Лаурой Карестенсен, которая постулирует сдвиг в жизненном пути в это время, вызванный сдвигом временных горизонтов. Время, оставшееся в нашей жизни, теперь короче, чем время, потраченное ранее. Сознательно или подсознательно это влияет на большее нежелание «с удовольствием терпеть дураков» или терпеть неудовлетворительные ситуации на работе или в другом месте. Эмоциональная регуляция и удовлетворение, которое она дает, становятся все более важными и требуют реализации в настоящем.0143
теория выбора, оптимизации, компенсации (SOC):
, которая утверждает, что наблюдаемые в настоящее время спады не являются простыми или абсолютными потерями. Или, скорее, они не должны быть. Балтес утверждает, что жизнь представляет собой серию адаптаций и что выбор меньшего количества целей, оптимизация наших личных и социальных ресурсов для их достижения, а затем компенсация любой потери жизненным опытом должны компенсировать эти потери. Они не отрицают их полностью, но позитивный настрой может привести и приводит к успешному старению
сцена-кризис вид:
теория, связанная с Левинсоном (и Эриксоном раньше), что каждая стадия жизни характеризуется фундаментальным конфликтом (конфликтами), который необходимо разрешить, прежде чем переходить к следующему. На каждом этапе есть свои проблемы, которые решаются, инициируя переходный период, который готовит почву для следующего
.
застой:
чувство оторванности от более широкого общественного опыта у тех 40-65 лет, которые не могут развить отношение заботы, связанное с генеративностью

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Бланчфлауэр, Д. Г., и Освальд, А. Дж. (2008, апрель). Является ли благополучие U-образным на протяжении жизненного цикла? Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18316146 ↵
  2. Стефани Р., Марджи Л. и Элизабет Р. (2015). Стратегии саморегуляции в повседневной жизни: выбор, оптимизация и компенсация и повседневные проблемы с памятью. Международный журнал поведенческого развития, 40(2), 126-136. ↵
  3. Вайс, Л. А., Вестерхоф, Г. Дж., и Болмейер, Э. Т. (2016). Можем ли мы улучшить психологическое благополучие? Влияние вмешательств на психологическое благополучие: метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний. PloS 1, 11(6), e0158092. doi:10.1371/journal.pone.0158092 ↵

Краткий обзор 8 стадий развития Эриксона

Эрик Эриксон опубликовал книгу Детство и общество, , в которой он описал восемь стадий психосоциального развития и определил возраст в которые, по его мнению, были наиболее важными.

В 1950 году Эрик Эриксон опубликовал книгу Детство и общество, , в которой он описал восемь стадий психосоциального развития и определил возраст, в котором, по его мнению, проблемы были наиболее критическими. Эриксон отмечал, что на каждом этапе человек сталкивается с проблемой или, по определению Эриксона, с «психосоциальным кризисом».

Хотя слово «кризис» обозначает некоторый уровень опасности или дисфункции, Эриксон использует этот термин в более дарвиновском смысле: человека подталкивают к росту и адаптации. Он предположил, что на каждом этапе люди должны преодолевать экологические, биологические и социальные силы (отношения).

Благоприятный исход на каждом этапе создавал то, что он называл «добродетелью» или силой. Неполный или отрицательный результат на этапе, вероятно, повлияет на будущие этапы и усложнит функционирование человека по мере его продвижения по жизненному циклу. Эриксон признал, что человек может работать над решением этих проблем или возвращаться к ним на протяжении всей своей жизни.

Каждый «психосоциальный кризис» представлен как один против другого. Эриксон описал, что успех на этапе больше связан с балансированием обеих сторон уравнения, а не с достижением одной или другой. Например, человек на стадии 5 должен найти баланс между развитием личности (ценностей, ролей, убеждений) и устранением ролевой путаницы. Эта способность принимать смешение ролей служит позже, когда роли меняются на протяжении всей жизни. Например, когда человек становится партнером в отношениях или родителем. Способность справляться с путаницей ролей позволяет нам успешно адаптироваться к новым ролям.

Даже когда добродетель достигнута, позже она может поставить новые задачи. Например, человек может достичь компетентности. Тем не менее, это может повлиять на идентичность, когда их достижения определяют их идентичность (я есть то, что я делаю, а не я тот, кто я есть). Часто это отражает не столько проблему с этапами идентичности или отрасли, сколько более раннюю стадию, на которой они не смогли успешно пройти.

Добавить комментарий