Возрастные особенности развития: Возрастные особенности ребенка 1,5 — 3 лет

Возрастные особенности ребенка 1,5 — 3 лет

На втором году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенкукоторый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. 

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Педагог – психолог: Баскова Е.М.

Возрастные особенности обучения, которые стоит учитывать каждому

О чем речь? Возрастные особенности обучения напрямую влияют на скорость восприятия материала. Да и уровень интереса, мотивации разительно отличается у ребенка и осознанного взрослого. Однако парадокс заключается в том, что чем мы старше, тем менее восприимчива наша память.

В чем особенность? Нужно понимать, что несмотря на фундаментальную важность возраста, есть еще ряд иных факторов влияния на скорость обучаемости. Существуют также индивидуальные особенности личности, которые обуславливают успех и неудачи в рамках работы с информацией при освоении того или иного предмета.

В статье рассказывается:

  1. Понятие «возраст» и возрастные периодизации
  2. Учет возрастных особенностей в обучении
  3. Возрастные особенности обучения детей
  4. Возрастные особенности обучения взрослых
  5. Как повысить эффективность обучения людей разного возраста
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Понятие «возраст» и возрастные периодизации

Процесс обучения во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся: памяти, внимательности, темперамента, скорости усвоения нового материала и т. п. Важно учитывать и характерные черты различных возрастных периодов. В возрастной психологии есть несколько определений понятия «возраста» и подходов к его анализу.

Понятие «возраст» и возрастные периодизации

В наиболее общей классификации выделяют:

  1. Абсолютный (календарный, хронологический) возраст — время от момента возникновения объекта до момента измерения его возраста. Определяется он в количестве лет, месяцев, дней или других единиц времени.
  2. Условный возраст — период в условной системе отсчета, который определяется относительно других периодов, выделенных по качественным и количественным признакам. Иначе его называют «возрастом развития».

Среди разновидностей условного возраста:

  • Психологический возраст — период, который зависит от уровня психического развития и устанавливается путем диагностики и сравнения с нормой.
  • Биологический возраст — период, который определяется уровнем развития организма человека, состоянием всех его органов и систем: нервной, кровеносной, пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной, половой, иммунной и других. Функции организма сравнивают с нормой, определенной на основе статистических данных для популяции хронологического вида.
  • Социальный возраст — период, который определяется уровнем социального развития человека и устанавливается путем сравнения его с условной нормой.

Исследователями в области возрастной психологии предпринимались попытки выстроить возрастную периодизацию психического развития ребенка. Все существующие подходы можно объединить в три группы.

Хронологические (последовательные) периодизации

Основаны на аналогии с этапами различных процессов развития человечества (онтогенеза). Например, концепция развития ребенка, разработанная С. Холлом, согласно которой до 20 лет человек проходит пять стадий развития: дикость, охота и рыболовство, пастушество, земледелие, промышленность и развитие.

Периодизации, которые опираются на развитие какой-либо системы (признака) в организме человека

В основе таких периодизаций лежат как физиологические, так и психосоциальные признаки. Например, П.П. Блонский выделял этапы возрастного развития ребенка с учетом появления и смены зубов. Его концепция включает периоды беззубого детства (до 8 мес.), детства молочных зубов (до 6,5 лет) и постоянных зубов (от 6,5-7 лет и старше). В отличие от него, З. Фрейд за основу для своей теории взял психосоциальное развитие (концепцию бессознательного поведения человека).

Периодизации, основанные на взаимодействии человека с окружением — социальном поведении

На социальных потребностях, которые характерны для разных возрастов человека, основана эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Согласно ей, развитие личности проходит восемь психосоциальных стадий с ведущим типом кризиса на каждой из них. В результате происходит формирование определенных качеств личности:

Понятие «возраст» и возрастные периодизации

Кризис, характерный для каждого возрастного периода, может проявить положительные и отрицательные личностные качества на основе индивидуального опыта и потребностей человека.

В возрастной психологии существуют и другие возрастные периодизации, которые опираются на разные аспекты формирования личности. Одной из главных задач на сегодняшний день является выработка единого общепринятого подхода к выделению возрастных этапов.

Учет возрастных особенностей в обучении

Мотивация детей к обучению, формированию новых навыков отличается от мотивации взрослых. Для школьников приоритетом являются внешние факторы: оценки, авторитет среди одноклассников, личность учителя, поощрения покупкой школьных принадлежностей, предметов для хобби. С возрастом обучение становится более осознанным, взрослые понимают, что важно не только получить теоретические знания, но и применить их на практике, состояться профессионально.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 20603

Для более полного понимания возрастных особенностей обучения важно учитывать специфику каждого возрастного периода:

Возраст 7-14 лет

К 7 годам, когда ребенок начинает посещать школу, у него формируется осознанное отношение к обязанностям ученика (внутренняя позиция школьника). Учебная деятельность становится основой развития.

Однако отношение к учебному процессу у детей может быть разным. Они не сразу привыкают к учебной нагрузке, большому количеству уроков, которые не всегда соответствуют их интересам. Одной из возрастных особенностей обучения и воспитания школьников 7-14 лет является то, что у них еще нет понимания далекой перспективы обучения: поступления в вуз, построения успешной карьеры. Они имеют представление об этом только со слов родителей.

Важнейшее значение приобретает форма подачи учебного материала: интерактивные занятия, игры, квесты. Дети лучше всего воспринимают то, что популярно среди их сверстников. Они быстрее осваивают новые направления и технологии: работу с социальными сетями, компьютерными программами.

Помимо общей учебной нагрузки, у детей появляются хобби, которые важно поощрять. Ребенка можно записать на курсы по популярным направлениям (видеосъемке, созданию компьютерных игр, иностранным языкам) — многие из них теперь доступны в онлайн-формате.

Учебная программа помогает лишь заложить базу для развития познавательных способностей ребенка. Дополнительные занятия позволят расширить его кругозор, выбрать наиболее интересные современные дисциплины и направления.

Учет возрастных особенностей в обучении

Возраст 14-18 лет

В подростковом возрасте приоритетом становится не учебная деятельность, а отношения со сверстниками. Ребенку хочется завоевать авторитет среди одноклассников, своей компании. Задача взрослых — помочь ему в этом.

Кроме того, необходимо поощрять интерес к учебе, разговаривать о выборе будущей профессии, рассказывать о различных аспектах профессиональной деятельности. Популярные среди современных школьников сферы — IT, дизайн, маркетинг и предпринимательство.

Вне зависимости от выбранного направления, интересов, важно поддерживать с ребенком конструктивный диалог, находить доступные объяснения сложным понятиям, приводить примеры из жизни, разговаривать с ребенком на одном языке. Тогда обучение будет в удовольствие.

Возраст 18-40 лет

Возрастные периоды 18-20 и 35-40 лет объединены на основе схожести в социальных и профессиональных потребностях человека. Для обоих периодов важное значение приобретает практическое применение полученных ранее навыков, а также достойная оплата за выполненную работу.

Переосмысление профессионального опыта нередко приводит к тому, что человек задумывается о повышении квалификации, дополнительном образовании, смене профессии. При наличии семьи, детей людям часто приходится совмещать работу, учебу и выполнение семейных обязанностей.

Многие курсы разработаны с расчетом на гибкий график, при котором материалы можно изучать в любое удобное время в онлайн-формате (в записи, в форме вебинаров). Чаще всего взрослые отдают предпочтение курсам с гарантированным трудоустройством и максимально быстрым профессиональным стартом, когда начать зарабатывать можно уже после нескольких месяцев обучения.

Возраст 40-55 лет

Примерно в 40 лет человек сталкивается с одним из самых сложных кризисов — кризисом среднего возраста.

Наступает время переосмысления жизненных ценностей, профессиональных достижений, общественного положения. В случае острого недовольства каким-то из упомянутых аспектов некоторым хочется кардинальных перемен в различных сферах жизни.

Люди в возрасте 40-55 лет люди часто меняют работу, уходят в новые отношения, пересматривают устоявшиеся привычки.

Только до 4.05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

В этот период человек, основываясь на предыдущем опыте, понимает свои сильные и слабые стороны, знает, какой он хотел бы видеть свою дальнейшую жизнь.

Такое глубокое переосмысление себя дает возможность выбрать максимально интересное и подходящее по формату обучение и реализоваться в выбранном направлении.

Учет возрастных особенностей в обучении

Возраст старше 55 лет

Пенсионный возраст — вовсе не повод ставить жизнь на паузу и сужать круг интересов. У многих людей с активной жизненной позицией появляется гораздо больше времени для учебы, творчества, путешествий. Сохранять активность и позитивный взгляд на мир очень важно для психического и физического здоровья.

Обучение в возрасте старше 55 лет приобретает все большую популярность. Во многих курсах учитывают возрастные особенности, принципы обучения адаптируют для людей старшего возраста: включают дополнительную поддержку кураторов, различные форматы подачи материала и подготовки домашних заданий. Освоение новых знаний помогает поддерживать мозговую активность, быть в курсе последних тенденций и трендов, лучше понимать подрастающее поколение.

Возрастные особенности обучения детей

  • Любой предмет воспринимается детьми во взаимосвязи с отношением к педагогу. Личность учителя, его авторитет, его любовь к предмету часто мотивируют гораздо больше, чем оценки и поощрение родителей. Особенно, если учитель поддерживает в сложные моменты, помогает детям проявлять свои творческие способности.
  • Методы обучения и возрастные особенности тесно взаимосвязаны. Лучшая форма обучения детей — игра. В игровых сценариях можно использовать вымышленных персонажей, различные предметы и материалы.
  • Обучение важно максимально приблизить к реальным жизненным обстоятельствам. Например, некоторые упражнения для изучения лексики и грамматики иностранного языка можно заменить материалами из СМИ (видео, аудио, печатными).
  • При обучении желательно менять виды деятельности, так как дети быстро устают от однообразных упражнений и заучивания материалов из учебников.

Возрастные особенности обучения взрослых

Как повысить эффективность обучения людей разного возраста

Для успешного обучения детей и взрослых важно не только учитывать в процессе обучения возрастные особенности, но и соблюдать несколько базовых правил, которые помогут быстрее усвоить и закрепить знания:

  • Обеспечить тихую спокойную обстановку

Исследования многих российских и зарубежных ученых показали, что слишком высокий уровень шума — выше 80-85 дБ — значительно снижает качество усвоения информации. Особенно сильное влияние шум оказывает в сочетании с другими отвлекающими факторами. Поэтому для обучения важно найти оптимальные условия.

Как повысить эффективность обучения людей разного возраст
  • Использовать разные форматы подачи материала

Комбинированная подача материала значительно увеличивает процент усвоения информации. Поэтому иллюстративный материал важно сопровождать пояснениями, чтобы задействовать слуховое восприятие, а в формат лекций — включать аудио- и видеоматериалы.

  • Позаботиться о максимальной концентрации внимания

И у взрослых, и у детей необходимо выработать привычку учиться и сосредотачивать внимание на главной информации. Для этого стоит озвучивать цели занятия, напоминать о них, выделять наиболее важные факты и цифры, избегать побочных тем.

Современные обучающие курсы и технологии обучения позволяют сделать процесс получения новых знаний индивидуальным, комфортным и доступным для людей разного возраста — от дошкольников до пенсионеров.

При выборе того или иного курса стоит определить для себя цели обучения (сменить профессию, найти подработку, углубить знания в определенной сфере), наиболее интересные направления, рассчитать свои финансовые возможности, время, которое вы готовы уделять занятиям. Если речь идет о детях, то важно учесть их предпочтения и уровень подготовки. Ведь результат во многом зависит от ответственного осознанного подхода к обучению.

Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Поделиться статьей

Физическое развитие: возраст 65+

Даниэль Левинсон описывает период поздней взрослой жизни как те годы, которые охватывают возраст 65 лет и старше. Другие психологи, занимающиеся вопросами развития, дополнительно делят позднюю взрослость на молодых-старых (65–85 лет) и старых-старых (в возрасте 85 лет и старше).

Сегодня 13 процентов населения старше 65 лет по сравнению с 3 процентами в начале этого века. Этот резкий рост демографической ситуации в пожилом возрасте привел к возникновению дисциплины геронтология, или изучение старости и старения. Геронтологи особенно заинтересованы в противостоянии эйджизму, или предрассудкам и дискриминации в отношении пожилых людей.

Старение неизбежно означает ухудшение физического состояния, отчасти из-за образа жизни, такого как неправильное питание и отсутствие физических упражнений, а не из-за болезни или процесса старения. Запасы энергии истощаются. Клетки распадаются. Мышечная масса уменьшается. Иммунная система уже не так способна, как раньше, защищаться от болезней. Системы и органы организма, такие как сердце и легкие, становятся менее эффективными. В целом, независимо от надежд и усилий людей, старение приводит к упадку.

Несмотря на это, скорость, с которой люди стареют, а также то, как старение влияет на их взгляды на жизнь, варьируется от человека к человеку. В пожилом возрасте люди испытывают как 90 002 приобретения, 90 003, так и 90 002 потери. Например, при потере энергии приобретается способность сохранять энергию. Возраст также приносит понимание, терпение, опыт и мудрость — качества, которые улучшают жизнь независимо от физических изменений, которые могут произойти.

Старение в позднем взрослом возрасте сильно влияет на внешний вид, ощущения и двигательные способности. Внешний вид пожилого человека меняется, появляются морщины, кожа становится менее эластичной и тонкой. Мелкие кровеносные сосуды разрываются под поверхностью кожи, и на теле могут образовываться бородавки, папилломы и пигментные пятна (печеночные пятна). Волосы истончаются и седеют по мере уменьшения количества меланина, а рост уменьшается, возможно, на дюйм или два по мере уменьшения плотности костей. Двойной стандарт старения применим к мужчинам и женщинам в пожилом возрасте точно так же, как и в среднем возрасте. Пожилые мужчины по-прежнему могут считаться выдающимися, в то время как пожилые женщины считаются бабушками, вышедшими из-под контроля и пережившими расцвет жизни.

В позднем взрослом возрасте чувства начинают притупляться. С возрастом хрусталики глаз обесцвечиваются и становятся жесткими, что мешает восприятию цвета и расстояния, а также способности читать. Без корректирующих очков почти половина пожилого населения была бы официально слепой. Слух также снижается, особенно способность различать высокие звуки. В результате у пожилых людей может развиться мнительность или даже легкая форма паранойи — необоснованная недоверчивость — в ответ на плохой слух. Они могут приписывать плохие намерения тем, кто, по их мнению, шепчет или говорит о них, вместо того, чтобы правильно приписывать свои проблемы плохому слуху. Проблемы со слухом можно исправить с помощью слуховых аппаратов, которые широко доступны.

Чувство вкуса остается довольно сохранным в пожилом возрасте, даже несмотря на то, что пожилые люди могут испытывать трудности с различением вкусов в смешанных пищевых продуктах. Однако к старости обоняние заметно ухудшается. Оба эти снижения чувствительности могут быть связаны с приемом лекарств, таких как антигипертензивные средства, а также с физическими изменениями, связанными со старостью.

Помимо изменения внешности и притупления чувств, с возрастом продолжают снижаться рефлексы, медленная и мелкая моторика. К позднему взрослому возрасту большинство взрослых замечают постепенное сокращение времени реакции на спонтанные события. Особенно это касается пожилых людей, которые водят машину. В то время как обычные маневры на знакомых улицах могут создавать меньше проблем, чем новые ситуации вождения, время реакции пожилых людей в конечном итоге снижается до такой степени, что управление транспортным средством становится слишком опасным. Однако многие пожилые люди не решаются отказаться от вождения, потому что такая жертва означала бы конец их личной автономии и свободы.

Как правило, пожилые люди набирают более низкие баллы по тестам на ловкость рук, чем молодые люди. Пожилые люди могут обнаружить, что их мелкая моторика и скорость работы снижаются в одних областях, но не в других. Например, пожилой пианист на протяжении всей жизни может продолжать демонстрировать невероятную ловкость пальцев при игре на клавиатуре, но в то же время может обнаружить, что заниматься вышиванием в качестве хобби слишком сложно.

Старение также сказывается на сексуальности. Пожилые женщины производят меньше вагинальной смазки, и влагалище становится менее растяжимым из-за снижения уровня женских гормонов. Пожилые мужчины менее способны достичь эрекции и оргазма, чем молодые мужчины. Это может быть связано со снижением уровня тестостерона и уменьшением секреции добавочных половых желез. Аналогичным образом, пожилые мужчины испытывают меньше побуждений к эякуляции, и их рефрактерные периоды, или время ожидания перед восстановлением эрекции могут длиться дольше.

Физические изменения сексуальных способностей не должны мешать пожилым людям получать удовольствие от секса. Несмотря на меньшее количество оргазмических сокращений, оргазм по-прежнему доставляет удовольствие обоим полам. На самом деле, пожилые люди могут найти секс более медленным и чувственным. Пожилые женщины расслабляются, потому что они больше не боятся беременности, эрекция пожилых мужчин длится дольше, и ни один из них не становится таким беспокойным, неуверенным или торопливым, как это было десятилетия назад. Регулярная сексуальная практика также может помочь пожилым людям сохранить свой сексуальный интерес и мастерство.

Развитие в позднем взрослом возрасте

Позднее взросление (старость) обычно считается начинающимся примерно в 65 лет. то есть разрешить конфликт честности против отчаяния . Подсчитано, что к 2030 году американцы старше 65 лет будут составлять 20% населения. Несмотря на проблемы, связанные с долголетием, исследования людей в возрасте 70 лет показали, что старение не обязательно является синонимом существенного умственного или физического ухудшения. Многие пожилые люди счастливы и занимаются разнообразной деятельностью. Геронтология , междисциплинарная область, изучающая процесс старения и старение населения, включает психологию, биологию, социологию и другие области.

Теории успешного старения. Теории успешного старения включают следующее:

  • Теория отчуждения утверждает, что с возрастом уход людей из общества является нормальным и желательным, поскольку освобождает их от обязанностей и ролей, которые стали трудными. Этот процесс также открывает возможности для молодых людей; общество получает выгоду, поскольку более энергичные молодые люди занимают освободившиеся должности.

  • Теория деятельности утверждает, что деятельность необходима для поддержания «качественной жизни», то есть что человек должен «использовать ее или потерять» независимо от своего возраста, и что люди, которые остаются активными во всех отношениях — физически, умственно и социально — лучше приспосабливаться к процессу старения. Сторонники этой теории считают, что деятельность более ранних лет должна сохраняться как можно дольше.

Эйджизм. Эйджизм можно определить как предубеждение или дискриминацию по признаку возраста. Хотя его можно использовать против людей всех возрастов, чаще всего его целью становятся пожилые люди, и это часто может привести к принудительному выходу на пенсию. Стереотипы пожилых людей также являются аспектом эйджизма, о чем свидетельствует такое утверждение, как «Он водит как маленькая старушка».

Физические изменения. Люди обычно достигают пика своей физической силы и выносливости в возрасте двадцати лет, а затем постепенно снижаются. В более позднем взрослом возрасте могут возникать различные физиологические изменения, в том числе некоторая степень атрофии головного мозга и снижение скорости нервных процессов. Дыхательная и кровеносная системы менее эффективны, а изменения в желудочно-кишечном тракте могут привести к усилению запоров. Костная масса уменьшается, особенно у женщин, что приводит к нарушениям плотности костей, таким как остеопороз. Мышцы становятся слабее, если не соблюдаются программы упражнений. Кожа сохнет и становится менее эластичной. Выпадение волос происходит у представителей обоих полов. Также наблюдается снижение чувствительности во всех сенсорных модальностях, включая обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Когнитивные изменения. Изучение когнитивных изменений у пожилых людей является сложным. Сообщается, что скорость реакции (нервной и двигательной) снижается; некоторые исследователи считают, что возрастное снижение рабочей памяти является решающим фактором, лежащим в основе более низкой производительности пожилых людей при выполнении когнитивных задач.

  • Интеллектуальные изменения в позднем взрослом возрасте не всегда приводят к снижению способностей. В то время как жидкий интеллект (способность видеть и использовать закономерности и отношения для решения проблем) действительно снижается в последующие годы, кристаллизованный интеллект (способность использовать накопленную информацию для решения проблем и принятия решений) немного повышается на протяжении всей жизни охватывать. К. Уорнер Шайе и Шерри Уиллис сообщили, что снижение когнитивных функций можно обратить вспять у 40–60% пожилых людей, прошедших лечебное обучение.

  • Деменции обычно ответственны за когнитивные дефекты, наблюдаемые у пожилых людей. Эти расстройства, однако, встречаются только у 15% людей старше 65 лет. Основной причиной слабоумия в Соединенных Штатах является болезнь Альцгеймера , прогрессирующее, в конечном итоге смертельное заболевание, которое начинается со спутанности сознания и провалов в памяти и заканчивается потерей сознания. умение ухаживать за собой.

Выход на пенсию. Выход на пенсию в возрасте 65 лет является обычным выбором для многих людей, хотя некоторые работают намного позже. Было обнаружено, что люди более счастливы на пенсии, если их не вынуждают уйти на пенсию до того, как они будут к этому готовы, и если они имеют достаточный доход для поддержания надлежащего уровня жизни. Хронические проблемы со здоровьем, такие как артрит, ревматизм и гипертония, с возрастом все больше ухудшают качество жизни большинства людей.

Вдовство. Женщины, как правило, выходят замуж за мужчин старше себя и в среднем живут на 5–7 лет дольше мужчин. Одно исследование показало, что вдов в десять раз больше, чем вдовцов. Вдовство вызывает особый стресс, если смерть супруга происходит в раннем возрасте; непосредственная поддержка друзей, особенно других вдов, может быть очень полезной.

Смерть и умирание. Смерть и умирание широко изучались Элизабет Кюблер-Росс, которая предположила, что неизлечимо больные пациенты проявляют следующие пять основных реакций.

  • Отрицание , попытка отрицать реальность и изолировать себя от события, часто является первой реакцией.

  • Часто следует гнев , поскольку человек завидует живым и спрашивает: «Почему я должен умирать?»

  • Возможен торг ; человек умоляет Бога или других дать ему больше времени.

Добавить комментарий