Шизофрения и раздвоение личности в чем разница
Психические заболевания имеют схожие симптомы, поэтому их нередко путают. По этой причине каждое из них требует дифференциальной диагностики. Однако раздвоение личности и шизофрения имеют несколько иную судьбу. Их не просто путают, а отождествляют, принимая за одно и то же расстройство. На самом же деле, это две абсолютно разных болезни. Рассмотрим обе, чтобы понять, в чем между ними разница и есть ли сходство.
Причина путаницы
Но для опытного врача дифференцировать эти диагнозы не так сложно. Если говорить кратко, то при раздвоении личности у человека словно бы несколько людей в одном теле. При шизофрении такого расщепления или раскола нет; больной просто неадекватно оценивает себя и окружающую реальность. Различия между этими болезнями будут более очевидными, если рассмотреть их признаки. Начнем с раздвоения личности.
Диссоциативное расстройство идентичности
Раздвоение личности — это обиходное название психического заболевания «диссоциативное расстройство идентичности». Также иногда используется формулировка «расстройство множественной личности», при котором происходит раскол личности, в результате чего складывается впечатление, что в одном теле живет несколько людей. Периодически происходит переключение с одной личности на другую. Причем каждая из них может разительно отличаться от первой по таким параметрам, как пол, возраст, образование, профессия и пр. После переключения одна личность может не помнить, чем занималась другая, ее замещающая.
Данное заболевание очень редкое. Оно внесено в Международную классификацию болезней, но не во всех странах врачи соглашаются признать ее патологией. Споры по поводу ее происхождения ведутся уже не одно столетие, однако к общему знаменателю ученые так и не пришли.
Впервые диссоциативное расстройство, а точнее — описание состояния, которые мы сегодня называем расстройством идентичности, встречается в трудах Парацельса. Он описал женщину, которая жаловалась, что ее иногда кто-то обворовывает. Наблюдения показали, что она сама тратит свои деньги, просто после покупок не помнит этого, так как сознательно не участвует в процессе.
Встречается раздвоение личности редко, но интерес к заболеванию очень высокий, в том числе со стороны людей, которые не имеют отношения к медицине. Связано это с раскруткой данной темы в литературе и кинематографе. Одним из самых известных пациентов с подобным диагнозом является Билли Миллиган. В его теле уживалось сразу 24 личности, 10 из которых были основными.
Некоторые эксперты полагают, что психиатры искусственно повышают интерес к данной теме, чтобы привлечь новых клиентов и заработать. Сомнение вызывает то, что люди с подобным расстройством зачастую имеют криминальный опыт. Когда встает речь о вменяемости, им выгоднее быть «сумасшедшими», чем обычными преступниками, которых могут посадить на всю жизнь в тюрьму или даже приговорить к смертной казни. Тот же Миллиган обвинялся в кражах, грабежах и изнасилованиях, за что мог поплатиться свободой или жизнью.
В 1981 г. вышел роман Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана», ставший бестселлером и переведенный на 14 языков.
Однако большинство ученых все же считает, что диссоциативное расстройство идентичности действительно встречается, и является очень сложным психическим заболеванием, которое приводит к раздвоению личности.
Причины
В психологии и психиатрии понятие «диссоциация» используется в качестве описания защитного механизма, включаемого психикой в стрессовой или тяжелой для человека ситуации, которую ему не хочется переживать лично. Он словно бы абстрагируется и наблюдает за собой со стороны, как будто все это «происходит не с ним».
Склонность к подобному поведению может выступать в качестве одной из причин развития диссоциативного расстройства идентичности. Спровоцировать диссоциативность способны насилие, деспотическое воспитание, психологические или физические травмы и пр.
Также большую роль могут играть генетические факторы, когда в роду больного есть или были близкие родственники с похожими психическими заболеваниями. В целом ребенок рождается без цельной идентичности. Его личности предстоит сформироваться в культурной среде.
Если малыш подвергается насилию или предоставлен самому себе и не получает должного воспитания, он может вытеснить негатив из своего сознания. Гипотетически это способно впоследствии привести к расстройству идентичности.
При этом стоит понимать, что версии о причинах данного психического заболевания, являются лишь предположениями. Науке точно неизвестно, как формируются детские воспоминания и как именно они потом сказываются на жизни человека. Одна и та же ситуация может по-разному повлиять на двух детей.
Так, ребенок, который видит, как отец систематически избивает мать, тоже, вероятно, станет бить женщин. Однако не исключено, что он станет ярым их защитником. Точно предсказать это практически невозможно. Так или иначе, люди, подвергавшиеся в детстве психологическому, физическому или сексуальному насилию, входят в группу риска по многим психическим патологиям. При их развитии психиатр обязательно изучает биографию пациента.
Факт насилия регистрируется у 85% взрослых и у 95% детей с раздвоением личности.
Также к раздвоению личности могут привести психоделики. В 50-е гг. прошлого века ученые пытались выяснить механизм развития шизофрении, изучая психоделические препараты. У некоторых добровольцев, принявших участие в эксперименте, личность раздвоилась. Причем вернуть людей в исходное состояние, здоровое, не получилось.
Симптомы
Признаков у диссоциативного расстройства идентичности может быть много. Ученые систематизировали все формы проявления заболевания и выделили ключевые симптомы. В их числе:
- Диссоциативная фуга, или диссоциативная реакция бегства. В таком состоянии человек выглядит здоровым, но у него появляются черты, которые ему несвойственны. Он может внезапно уехать или уйти с работы, откликается на разные имена, выглядит потерянным. Как правило, это быстро проходит, но возможны небольшие провалы в памяти.
- Диссоциативная амнезия. Обычно память пропадает на отдельные события, травмирующие психику. Человек это понимает и пытается что-то вспомнить, но у него не получается. При этом новую информацию он усваивает хорошо.
- Диссоциативное расстройство идентификации. Это форма непосредственного раздвоения личности, когда она раскалывается на несколько персон, каждая из которых имеет свое имя, характер и даже национальность. Основная личность не контролирует перехода от одного персонажа к другому. Впоследствии человек не может вспомнить, чем занимался и как оказался в том или ином месте.
- Деперсонализационное расстройство. Больному кажется, что он наблюдает за своим телом со стороны. Изменяется восприятие мира, он становится бесцветным. Теряется ощущение во времени и пространстве. Человека мучает тревога и депрессия. Данные признаки имеют схожесть с симптоматикой некоторых форм шизофрении.
- Транс. В таком состоянии пациент не реагирует на внешние раздражители. Дети, как правило, так ведут себя в ответ на насилие или в результате травмы.
- Синдром Ганзера (миморечь). Человек специально дает неправильные ответы на простейшие вопросы, симулирует тяжелое психическое заболевание, выполняет действия в обратном порядке, например, зажигает спичку не той стороной. Зачастую синдром выявляется у преступников-мужчин. В таких ситуациях сложно определить, действительно ли человек болен, или пытается изобразить болезнь. После выхода из приступа наступает амнезия.
Любой из перечисленных признаков является поводом обратиться к психотерапевту. Если этого не сделать, болезнь будет прогрессировать, что нередко сопровождается:
- попытками суицида;
- сильными головными болями;
- членовредительством;
- проблемами с приемом пищи;
- наркоманией и алкоголизмом;
- девиантным поведением и пр.
Возможны и другие последствия, о которых больной может и не вспомнить. Если верить биографии Билли Миллигана, то сексуальные преступления, то есть насилие над женщинами, совершала девочка-лесбиянка (одна из его личностей), которая стремилась к физической близости с девушками.
Позиция МКБ-10
В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) расстройство множественной личности входит в рубрику F44. Чтобы поставить такой диагноз, необходимо выявить у больного четыре признака:
- Каждая личность обладает своей памятью, предпочтениями и особенностями поведения; временами одна из них захватывает контроль над сознанием.
- Больной не может вспомнить важную для основной личности информацию. При этом провалы в памяти по масштабу превышают обычную забывчивость.
- Симптоматика не связана с органическими психическими расстройствами, например, эпилепсией и употреблением психоактивных веществ.
Число личностей может превышать сотню. Их количество растет с годами. Возникают они неосознанно. Вероятнее всего, мозг их создает для того, чтобы проще было справляться с различными ситуациями. Так, в самом начале лечения врач может выявить у пациента 2-4 личности, а уже по ходу общения — еще 10-12. Каждая имеет свои манеры, жестикуляцию и даже почерк. Зачастую они не знают, что являются не единственными в голове человека.
У каждой личности может быть разный IQ, причем разброс бывает довольно значительным — от 80 у одной и до 140 у другой.
Такие пациенты встречаются очень редко, поэтому и отношение к этому заболеванию у специалистов разное. Зато мир искусства и коммерции нередко эксплуатирует данную тематику, так как она привлекает интерес публики.
Лечение
Лечение диссоциативного расстройства личности проводится с помощью психотерапии — когнитивной, семейной, поведенческой и пр. Все они направлены на слияние всех личностей в одну полноценную идентичность. Также психиатр старается выявить природу внутреннего конфликта, проработать ситуации, которые оказались травмирующими для человека и стали причиной создания множества личностей.
Медикаментозная терапия при таких заболеваниях не помогает. Конкретных лекарств, предназначенных для его лечения, не существует. Врач может назначить лишь антидепрессанты, если больного беспокоят тревога и депрессия. Но основное лечение направлено на то, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование разных личностей. Это позволяет защитить как самого пациента, так и тех, кто его окружает.
О шизофрении
Шизофрения — это эндогенное полиморфное психическое заболевание, поражающее мышление. Оно не приводит к раздвоению личности. Даже если пациент считает себя Наполеоном, никакого раскола не происходит. Речь в данном случае идет о распаде личностных характеристик, но в рамках одной идентичности. В итоге человек может полностью утратить связь с реальностью и остаться внутри собственных фантазий.
Причины шизофрении неизвестны. Как и большинство психических расстройств она является генетически обусловленной. Спровоцировать ее могут различные факторы, в том числе психологические травмы, как и при раздвоении личности.
Шизофрения проявляется по-разному и развивается в той или иной форме примерно у 1 человека из 100.
Симптоматика психопатологии зависит от фазы. При активности психики наблюдаются симптомы приступа или обострения:
- Бредовые идеи (мания величия, бред ревности, изобретательства, реформаторства и пр. ).
- Галлюцинации (зачастую голоса, но бывают зрительные, тактильные или даже обонятельные).
- Кататонический синдром (возбуждение, при котором человек совершает странные однотипные движения; или ступор, когда больной застывает на долгое время в неестественной позе).
В негативной фазе пациент страдает от апатии, депрессии, безволия и других симптомов, которые свидетельствуют о пассивности психического аппарата.
Данные признаки могут наблюдаться и у людей с раздвоением личности. Однако бред и галлюцинации бывают крайне редко. Также для этого расстройства не характерна кататония.
Лечение шизофрении осуществляется с помощью психотерапевтических методов и лекарств. В числе последних — разного рода антипсихотические препараты. Одни из них повышают уровень дофамина, а другие, напротив, понижают. Это позволяет справиться с депрессией или бредом и галлюцинациями соответственно.
Вывод
Психические расстройства только на первый взгляд очень похожи. На самом деле, они имеют разную природу возникновения и лечатся с помощью различных методов. При подозрении на любую из них требуется дифференциальная диагностика. Но опытный врач сможет отличить одну патологию от другой и разработать правильную схему терапии.
Шизофрения – это очень редкое заболевание
Существует общая статистика, согласно которой от 2-3% до 6% всех людей в мире страдают психическими заболеваниями. Шизофрения в данной статистике занимает среднюю позицию и не встречается чаще или реже других расстройств. Шизофренией страдают более 20 миллионов человек по всему миру. Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам DSM-V, ежегодная заболеваемость этим расстройством составляет 0,5-5,0 на 10 000 человек. Мужчины и женщины болеют шизофренией одинаково часто, однако женщины обычно заболевают этим расстройством в более позднем возрасте. Наиболее характерный возраст начала развития шизофрении – от 18 до 35 лет. Начало болезни в детстве и после 40 лет хотя и возможно, но встречается достаточно редко.
Шизофрения и раздвоение личности – это одно и то же
Это не так. Это два совершенно разных психиатрических заболевания, для которых характерны абсолютно разные симптомы. При шизофрении никогда не происходит раздвоения или расщепления личности. У пациентов, страдающих этим расстройством, происходит расщепление внешней реальности и внутренних реакций на эту реальность. Например, вместо того, чтобы в подходящих случаях плакать или смеяться, такой человек проявляет странные эмоции и неадекватно воспринимает окружающую реальность. Болезнь, при которой действительно происходит расщепление личности, называется диссоциативным расстройством личности. Это отдельное психиатрическое заболевание.
Люди с диагнозом “шизофрения” не могут вести нормальную жизнедеятельность
Это не так. Как только специалистам удается снять активные симптомы заболевания, бредовые идеи, галлюцинации, и как только пациент начинает проходить психотерапию, он постепенно возвращается практически к той же социальной жизни, которую вел до начала развития шизофрении. Пациент начинает учиться, работать, создавать семью и жить почти полноценной жизнью в социуме. В странах, где психотерапия проводится недостаточно качественно, и в основном делается упор на медикаментозное лечение и снятие психоза, людей иногда не пытаются вернуть к нормальной жизни. При эффективном лечении и желании пациента вылечиться, его всегда возвращают к жизни в социуме, вне зависимости от тяжести изначальных симптомов.
Основная причина развития шизофрении – генетическая предрасположенность
Да, шизофрения – это генетическое заболевание. Какие именно гены отвечают за развитие этого расстройства, науке на данный момент неизвестно. Для того чтобы запустилось генетически заложенное заболевание, должен возникнуть какой-то внешний триггер. У кого-то по причине внешнего триггера запустится шизофрения, а у кого-то – например, биполярное расстройство или депрессия. Это зависит от того, к чему изначально предрасположен человек. Самый распространенный триггер для развития шизофрении – это психологическая травма. Она может быть очень субъективна. Например, для кого-то травмой может стать переход в другую школу, болезнь, смерть близкого человека или развод, а для кого-то – все это не является тяжелыми травмирующими событиями и не повлияет на развитие генетически заложенного заболевания.
Шизофрения всегда быстро прогрессирует
У каждого пациента это происходит по-разному. Есть предположение, что то, как будет протекать болезнь, тоже заложено в генетике. Некоторые больные шизофренией могут в течение 10 лет жить с очень слабыми симптомами, в так называемом продромальном периоде, и практически их не замечать. Многое зависит от общества, в котором человек живет. В некоторых, особенно западных, культурах принято обращать внимание даже на очень слабые проявления шизофрении и изолировать таких людей. Но есть и более “терпеливые” социумы, особенно в странах Африки, где больных шизофренией стараются приобщать к какой-то деятельности и пытаются как можно дольше продержать таких людей в обществе. Все это влияет на течение болезни и скорость развития симптомов.
Начальная стадия развития шизофрении
Чтобы понимать, что из себя представляет ранняя стадия шизофрении, необходимо обратиться к истории жизни человека, коснувшись его детства, юности, а нередко уже и зрелого возраста. В указанной выше статье П.Б. Ганнушкина, отечественного психиатра, ученика С.С. Корсакова и В.П. Сербского, можно наблюдать отсылки к близким родственникам пациентов, у которых нередко имеются расстройства психики, «близкие как к здоровью, так и к заболеваниям, и все же не являющимися ни тем, ни другим». Иными словами, продромальная стадия шизофрения зачастую развивается в условиях неблагоприятной психологической среды, которая создается и поддерживается членами семьи.
Вторая (острая) стадия шизофрении
Уже более 100 лет ведутся дискуссии об определении основных форм шизофрении. Психиатры разных стран анализировали клинические случаи и на основании общих признаков вводили в оборот соответствующие названия синдромокомплексов. Поэтому в различных классификациях «психиатрических школ» начала XX века можно встретить не только «классические» формы шизофрении по E. Kraepelin (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную), но и другие.
Аналогичным образом обстоит дело и сегодня. Если сравнить более-менее похожие классификации заболеваний — DSM, ICD и ее адаптированные версии (например, отечественную версию МКБ-10), то можно найти «дополнительные» формы шизофрении, расширяющие границы понимания заболевания. Однако с введением ICD-11 будут упразднены «классические» формы, на смену которым придут варианты течения и этапы эндогенного психоза с дименсиями, ведущими симптомами.
лечению шизофрении.
Именно на острой стадии шизофрении можно наблюдать отчетливо сформированные бредовые идеи, признаки искаженной картины мира и восприятия реальности, а также особенности личности, нарушающие социальную адаптацию и процесс коммуникации такого человека с другими людьми. Отличительной чертой острой стадии шизофрении является анозогнозия — отрицание заболевания. Поэтому таких людей, как правило, госпитализируют против их воли.
Рис. 2. Виды искаженного (бредового) восприятия реальности
Остаточная стадия шизофрении
На последней стадии шизофрении у мужчин и женщин на первый план выходят негативные симптомы, позитивные утрачивают интенсивность и становятся стертыми, либо могут попросту отсутствовать в картине заболевания. При простой и гебефренической форме шизофрении такая эмоциональная и интеллектуальная деградация наступает быстрее, чем при кататонической и параноидальной. В плане прогноза по лечению третья стадия является самой неблагоприятной. В редких случаях возможно возвращение такого человека в общество при хорошо спланированной реабилитационной программе, включающей работу с родственниками.
По диагностическим указаниям последняя стадия шизофрении должна отвечать следующим критериям:
- замедленные движения;
- бедная по содержанию и оттенкам речь;
- пассивность, безынициативность;
- «тусклые» эмоциональные реакции;
- сглаженная мимика;
- проблемы с самообслуживанием;
- «социальный аутизм».
Это не то же самое, что и шизофрения? Что-то вроде раздвоения, да?
Нет. В отличие от шизофрении личность человека с БАР остается неизменной. Это всегда заметно в периоды интермиссии — состояния между периодами мании и депрессий. БАР раньше называли маниакально-депрессивным психозом, а клиническая психология и психиатрия чаще связывали психоз (состояние, когда восприятие нарушается и человеку трудно понять, что реально, а что нет) с шизофренией. Теперь это в прошлом, но и сегодня людям с БАР, у которых в периоды мании или депрессии есть психотические симптомы (например, галлюцинации) иногда ошибочно ставят диагноз «шизофрения».
Шизофрения: признаки и симптомы
Все признаки и симптомы заболевания можно поделить на группы. Позитивная симптоматика. Чаще всего это бред и галлюцинации. Бред развивается в результате попыток человека объяснить изменения в восприятии мира и мышления. Наиболее часто распространен:
- бред преследования, когда больному кажется, что за ним следят или наблюдают спецслужбы, террористические организации, банды;
- бред воздействия, человек считает, что стал жертвой опытов или его мозг облучают лазером, радиацией, невидимыми лучами;
- эхо мыслей, вкладывание или изъятие мыслей.
Галлюцинации при шизофрении — типичный симптом и признак развития заболевания. Характерны слуховые, вербальные галлюцинации в виде приказывающего, осуждающего голоса или голосов.
Негативные проявления шизофрении симптомы и признаки:
Апатия — эмоциональное нарушение, которое проявляется в безразличии, отсутствии стремления к какой-либо работе или деятельности, отрешенности, безучастности
- Абулия—нарушение волевых качеств, из-за чего человек неспособен принимать решение при понимании необходимости это сделать или неспособности выполнять необходимые действия.
Снижение аффекта — понижение интенсивности переживания и внешней демонстрации эмоций.
Ангедония—снижается способность к получению психоэмоционального или физического удовольствия.
Алогия—обеднение речи.
Кататонический синдром—расстройство двигательных функций (возбуждение или ступор).
Шизофрения методы лечения
Лекарственная терапия—наиболее распространенный современный метод лечения. В «IsraClinic» для лечения шизофрении применяются антипсихотические нейролептики нового поколения, которые ориентированы на продуктивные симптомы, а также действуют на негативную симптоматику, в отличие от классических нейролептиков, которые сами могут усугублять развитие негативных признаков. Оптимально подобранная дозировка препарата влияет на симптоматику и минимизирует количество побочных эффектов. Психотерапия также широко применяется при лечении шизофрении:
Когнитивно-поведенческая, используется для повышения самооценки, самоуважения, социального функционирования, осознания болезни. Применение когнитивно-поведенческой психотерапии позволяет продлить время ремиссии и снизить частоту рецидивов
- Семейная терапия, нацелена на работу не только непосредственно с пациентом, но и его семьей.
Электросудорожная терапия токами низкой частоты применяется для снятия симптомов кататонии, при условии неэффективности применения других методик.
Инсулинокоматозная терапия, как метод лечения шизофрении не подтвердил свою эффективность, и с 50-х годов ХХ века практически не применяется. В Израиле этот метод запрещен к использованию.
На сегодняшний день не существует эффективных методик профилактики шизофрении. Хотя работа в этом направлении постоянно ведется.
404: Страница не найдена
Вероятно, страница была перемещена или удалена.
Сайт постоянно обновляется для поддержки информации в актуальном состоянии; отсутствие той или иной страницы — это нормальная ситуация.
Пожалуйста,
воспользуйтесь формой Поиска по сайту
выберите интересующую тему в Облаке тегов
или перейдите в нужный раздел через Карту сайта.
Cannot find ‘tags’ template with page »
Наши больницы
Университетская клиническая больница №1 г. Москва, ул. Большая Пироговская, д.6, стр.1 Университетская клиническая больница №2 г. Москва, ул. Погодинская, д. 1, стр. 1 Университетская клиническая больница №3 г. Москва, ул. Россолимо, д.11, стр. 4,5 Университетская клиническая больница №4 8 (499) 246-76-83 г. Москва, м. Спортивная, ул. Доватора, д. 15 Университетская клиническая больница №5 143069, п/о Введенское, г.Звенигород Сеченовский центр материнства и детства Москва, ул. Б. Пироговская, 19, стр. 1 Централизованная лабораторно-диагностическая служба
Посмотреть все больницы
Наши больницы на карте
Университетская клиническая больница №1 Университетская клиническая больница №2 Университетская клиническая больница №3 Университетская клиническая больница №4 Университетская клиническая больница №5 Сеченовский центр материнства и детства Центр Кардиоангиологии (НПЦИК) Стоматологический центр Институт медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им.
Новости
7 апреля – Всемирный день здоровья
07.04.2023
27 марта – День нефролога
27.03.2023
«Кардиопластырь» вместо холтера. В Сеченовском Университете взяли сердечный ритм под контроль искусственного интеллекта
09.03.2023
15 февраля — Международный день операционной медицинской сестры
15.02.2023
9 февраля- Международный день стоматолога
08.02.2023
4 февраля День открытых дверей в Клинике колопроктологии и малоинвазивной хирургии УКБ№2
30.01.2023
Все новостиТочка зрения: объяснения от первого, второго и третьего лица
Что нужно знать Точка зрения истории определяет, кто ее рассказывает, и отношение рассказчика к персонажам истории. С точки зрения первого лица рассказчик — это персонаж истории, рассказывающий ее со своей точки зрения. С точки зрения третьего лица рассказчик не является частью истории, и персонажи никогда не замечают присутствия рассказчика. Менее распространенной, чем первая и третья, является точка зрения второго лица. С точки зрения второго лица читатель является частью истории. Рассказчик описывает действия, мысли и фон читателя, используя «вы».
Когда вы рассказываете историю, важно выбрать точку зрения, с которой история должна быть взята. Точка зрения определяет, кто рассказывает историю, а также отношение рассказчика к персонажам истории. История может иметь совершенно разное ощущение в зависимости от того, кто ее рассказывает.
Основные точки зрения — от первого и третьего лица, второе лицо встречается реже, но все же достаточно часто, чтобы его изучали на уроках письма. Эти же термины используются для различения личных местоимений. Местоимения I и we — местоимения первого лица; они относятся к себе. Местоимение
Точка зрения от первого лица
В повествовании от первого лица рассказчик — это человек в истории, рассказывающий историю со своей точки зрения. В повествовании обычно используется местоимение I
Это также означает, что впечатления и описания окрашены мнением персонажа, его настроением, прошлым опытом или даже его искаженным восприятием того, что он видит и слышит.
В тот день не было возможности погулять. Мы действительно бродили по безлистному кустарнику уже час утром; но после обеда (миссис Рид, когда не было гостей, обедала рано) холодный зимний ветер принес с собой такие мрачные тучи и такой пронизывающий дождь, что о дальнейших прогулках на свежем воздухе теперь не могло быть и речи.
Я был этому рад: я никогда не любил долгих прогулок, особенно в промозглые полдни: ужасно мне было возвращаться домой в сырых сумерках, с обрезанными пальцами на руках и ногах, с опечаленным сердцем от упреков Бесси, няни и унижен сознанием своей физической неполноценности перед Элизой, Джоном и Джорджианой Рид.
— Шарлотта Бронте, Джейн Эйр , 1847
В «Джейн Эйр » повествование ведет главная героиня рассказа, гувернантка.
Во многих классических художественных произведениях персонажи запоминаются благодаря своим голосам от первого лица: «Над пропастью во ржи» (Холден Колфилд), «Рассказ служанки» (Оффред) или «Убить пересмешника» (Разведчик Финч). . В некоторых рассказах, таких как « Великий Гэтсби » Ф. Скотта Фицджеральда, рассказчик от первого лица (Ник Каррауэй) является наблюдателем персонажа, вокруг которого сосредоточена история (Джей Гэтсби).
Второе лицо
Повествование от второго лица — малоиспользуемая техника повествования, в которой действие ведет персонаж, приписываемый читателю, известный как you . Читатель погружается в повествование как персонаж, вовлеченный в историю. Рассказчик описывает, что «вы» делаете, и позволяет вам погрузиться в свои мысли и предысторию. Самым известным художественным произведением, в котором используется повествование от второго лица, может быть роман Джея Макинерни «
На станции метро вы пятнадцать минут ждете поезд на платформе. Наконец местный житель, измученный граффити, шаркает на станцию. Вы садитесь и поднимаете номер New York Post. Почта — самое постыдное из ваших пристрастий.
— Джей МакИнерни, Яркие огни, Большой город , 1984
Вы также найдете повествование от второго лица, используемое в популярных среди младших читателей книгах «Выбери себе приключение», в которых читатели определяют, куда пойдет история, по какой странице они переходят к следующей. Позволяя читателю «быть» центральным персонажем в истории, вы получаете захватывающий опыт чтения, усиливая то, что поставлено на карту для персонажа и читателя.
Точка зрения от третьего лица
В повествовании от третьего лица рассказчик существует вне событий истории и связывает действия персонажей, ссылаясь на их имена или местоимения третьего лица он, она или они .
Повествование от третьего лица можно разделить на несколько типов: всеведущее, ограниченное и объективное.
Всезнающий от третьего лица
Всеведущий означает «всезнающий», и точно так же всезнающий рассказчик знает мысли, чувства и мотивы каждого персонажа, даже если этот персонаж не раскрывает ничего из этого другим персонажам.
Маленькие женщины Луизы Мэй Олкотт служит хорошим примером всеведущего повествования от третьего лица:
— Без подарков Рождество не будет Рождеством, — проворчала Джо, лежа на ковре.
«Как ужасно быть бедным!» вздохнула Мег, глядя на свое старое платье.
«Я не думаю, что это справедливо для некоторых девочек иметь много красивых вещей, а другим девушкам вообще ничего», добавила маленькая Эми, обиженно фыркнув.
«У нас есть Отец и Мать, и друг друга,» удовлетворенно сказала Бет из своего угла.
Четыре юных лица, на которых сиял свет костра, прояснились от веселых слов, но снова потемнели, когда Джо грустно сказала: «Отца у нас нет и не будет еще долго». Она не сказала «может быть, никогда», но каждый молча добавил это, думая об отце далеко, где шла битва.
— Луиза Мэй Олкотт, Маленькие женщины , 1868
История рассказывается не с точки зрения Мэг, Джо, Бет или Эми, а от кого-то, кто наблюдает за четырьмя сестрами, когда они разговаривают друг с другом. Таким образом, каждый персонаж упоминается по имени или местоимению третьего лица 9.0011 она . Рассказчик не существует как персонаж в истории, и девушки не замечают присутствия рассказчика.
Однако рассказчик всеведущ, а это значит, что он знает, о чем думают персонажи. Это демонстрируется в последней строке отрывка, когда девушки молча обдумывают мысль о том, что их отец никогда не вернется с войны.
Third Person Limited
В ограниченном повествовании от третьего лица рассказчик все еще существует вне событий истории, но не знает мотивов или мыслей всех персонажей. Скорее, один персонаж является движущей силой истории, и читателю дается возможность ближе заглянуть в психику этого персонажа, чем других.
Джоан Роулинг использует ограниченное повествование от третьего лица в романах о Гарри Поттере. Несмотря на то, что рассказчик не Гарри, а Гарри упоминается как «он», читатель может проникнуть в мысли Гарри — то, что ему интересно, не произнося вслух. Мы также, как и Гарри, не уверены в том, что думают другие персонажи:
Три дня спустя Дурсли не собирались сдаваться, и Гарри не видел выхода из сложившейся ситуации. Он лежал на кровати, смотрел, как солнце садится за решетку окна, и с тоской думал о том, что же с ним будет.
Какой смысл выводить себя из своей комнаты с помощью магии, если Хогвартс исключит его за это? Тем не менее, жизнь на Тисовой улице достигла рекордно низкого уровня. Теперь, когда Дурсли знали, что они не проснутся фруктовыми летучими мышами, он потерял свое единственное оружие. Добби, может быть, и спас Гарри от ужасных событий в Хогвартсе, но, судя по тому, как обстояли дела, он, скорее всего, все равно умер бы от голода.
— Джоан Роулинг, Гарри Поттер и Тайная комната , 1999
Цель от третьего лица
В объективном повествовании от третьего лица рассказчик сообщает о событиях, которые происходят, не зная мотивов или мыслей кого-либо из персонажей. Мы мало знаем о том, что ими движет, пока не услышим, как они говорят, или не увидим их действия. В результате тон часто бывает прозаичным, не окрашенным ни мнениями, ни комментариями, ни знанием того, что происходит за пределами сцены.
Жители села стали собираться на площади, между почтой и банком, около десяти часов; в некоторых городах было так много людей, что лотерея длилась два дня и должна была начаться 25 июня. Но в этой деревне, где проживало всего около трехсот человек, вся лотерея заняла менее двух часов, так что она могла начаться в десять часов утра и еще закончиться вовремя, чтобы жители деревни могли вернуться домой к полудню. ужин.
— Ширли Джексон, «Лотерея», 1948
Местоимения: практические советы — The Diversity Center
Что такое местоимения?Местоимения — это то, как мы обращаемся к людям вместо их имени или от третьего лица (обращаясь к этому человеку во время разговора с кем-то другим). Часто местоимения имеют подразумеваемый пол, например, «он» для обозначения мужчины/мальчика или «она» для обозначения женщины/девочки. Люди также могут делать предположения о поле человека на основании его внешности или имени. В обоих случаях эти предположения не всегда правильны, точны или полезны. Фактически, на наших рабочих местах, в школах и сообществах эти сообщения могут быть вредными и разрушающими отношения.
Когда вы используете чьи-то правильные местоимения, это помогает создать инклюзивную среду, в которой вы демонстрируете, что заботитесь о них и уважаете их. Точно так же, как мы не хотели бы придумывать для кого-то прозвище и использовать его против его воли, обращение к кому-то, использующее неправильные местоимения, может быть столь же огорчительным или неуважительным. Активный отказ от использования местоимений, которыми кто-то поделился, является притеснением и подразумевает, что интерсексуальные, трансгендерные, небинарные и гендерно неконформные люди не существуют или не должны существовать.
Как использовать местоимения?Когда кто-то делится своими местоимениями, это указывает на то, как они хотели бы, чтобы к ним обращались в третьем лице. Местоимения в первом лице (обращающемся к себе — например, «я») или во втором лице (обращающемся к человеку, с которым вы говорите — например, «вы») не изменяются. Большинство людей думают о местоимениях, поскольку они подпадают под бинарную гендерную принадлежность: мужчины используют «он/его/его», а женщины используют «она/ее/ее». Однако гендерно-нейтральные местоимения, такие как они, ze, xe и другие, существуют и часто используются небинарными людьми, которые не ассоциируют себя с полом мужчины или женщины.
Гендерно-нейтральные местоимения также полезны, если кто-то не знает пола человека, о котором говорит («Доставщик пиццы стоит у двери, дайте ему хорошие чаевые!»).
Некоторые люди дают варианты, когда делятся своими местоимениями. Например, небинарный человек может использовать как местоимения «он/его/его», так и «они/они/их».
Вот примеры местоимений третьего лица, которые вы можете часто слышать:
Хотите попрактиковаться в использовании местоимений? https://www.minus18.org.au/pronouns-app/
Важно отметить, что мы никогда не должны принимать чьи-то местоимения. Хотя большинство людей могут использовать «она/ее» или «он/его», мы не всегда можем сказать, глядя на кого-то. Местоимения обычно имеют гендерную ассоциацию, однако любой человек любого пола может использовать любые местоимения, которые ему подходят. Местоимения есть у всех, а не только у трансгендеров, небинарных или интерсексуалов. Имейте в виду, что некоторые люди могут использовать более одного набора местоимений для обозначения самих себя (например, «она/она» и «они/они»). В этих случаях вы можете использовать любой из этих наборов при обращении к этому человеку.
Что делать, если я не знаю, какие местоимения использует другой человек?Если вы не знаете, какие местоимения использует другой человек, вы можете сделать одно из трех:
- » data-font=»Calibri» data-listid=»1″ aria-setsize=»-1″ data-aria-posinset=»1″ data-aria-level=»1″> Использовать «Они» : спросите об их местоимениях.
- Спросите ! : Вполне допустимо спрашивать кого-то, какие местоимения они используют. См. следующий раздел для советов и методов!
- Используйте их имена: Используйте их имена, пока не выучите их местоимения.
а. Имейте в виду, что это может быть сложно сделать без практики. Несмотря на то, что мы думаем, что будем использовать чье-то имя вместо местоимений, пытаясь не ошибиться с полом, мы часто используем местоимения, не осознавая этого, поэтому легко сделать ошибку. Если кто-то сказал вам свои местоимения, а вы используете их имя или они вместо местоимений, которые они вам сказали, это все еще мисгендеринг.
Наши клиенты часто спрашивают: «Как узнать, какое местоимение использовать?» а проще всего спросить. Иногда люди нервничают, когда спрашивают местоимения, потому что не знают, как их спросить.
Самый простой способ склониться к тому, чтобы спросить кого-нибудь об их местоимениях, — это поделиться своими:
«Здравствуйте, меня зовут Чарли, и я использую местоимения «он, он, его».
Начав разговор со своих местоимений, вы сигнализируете другому человеку, что вы знакомы с понятием местоимений и с вами может быть безопасно разговаривать, особенно если вы разговариваете с членом сообщества ЛГБТК+. Кроме того, вы увеличиваете нормальность обмена местоимениями в общественных местах и взаимодействиях. Вы создаете возможность попросить их местоимения. Используя наш пример выше, вы могли бы сказать:
«Здравствуйте, меня зовут Чарли, и я использую местоимения «он, его, его». Какие местоимения вы используете?»
или
«Как бы вы хотели, чтобы я обращался к вам?»
Обе эти модели дают возможность кому-то ответить взаимностью, поделившись своими местоимениями во введении. Это может быть немного неловко в первые несколько раз, но практика дает опыт! Кроме того, некоторые люди могут быть сбиты с толку, когда вы представляете себя местоимениями. Может быть полезно запланировать презентацию в лифте, которой вы можете поделиться о том, почему вы делитесь своими местоимениями.
Посмотрите следующее видео, чтобы узнать больше о том, как обмениваться местоимениями.
[Видео-обмен вашими местоимениями Центра справедливости ЛГБТ]
Что, если я сделаю ошибку?
Ошибки случаются! Их делает каждый. То, что мы делаем, когда совершаем ошибку, важнее всего. Вот несколько стратегий того, что делать, если вы допустили ошибку или стали свидетелем того, как кто-то ошибся с чьим-то местоимением.
Если вы допустили ошибку:
Если вы используете неправильные местоимения для кого-то в разговоре и сразу это узнаете, исправьтесь, извинитесь и продолжайте разговор. Здесь важно не делать ситуацию о себе, своем намерении или оправдываться ошибкой. Лучший способ продемонстрировать, что вы заботитесь об этом человеке и поддерживаете его, — исправить ошибку и двигаться вперед.
Пример: «О, она отличный друг. Извини, я имел в виду, что они отличные друзья. Они всегда присылают мне забавные видео, чтобы поднять мне настроение».
Не затягивайте с извинениями и не заставляйте другого человека утешать вас за вашу ошибку. Мы все совершаем ошибки, и даже если вы чувствуете себя ужасно из-за этого, это не о вас.
Когда другие делают ошибку:
Если кто-то отсутствует, когда его местоимения используются неправильно, наша работа заключается в том, чтобы привлечь других к ответственности за использование правильных местоимений. В разговоре с кем-то, кто допустил ошибку, есть несколько способов вести разговор. Прежде чем исправить человека, допустившего ошибку, подумайте, рассказывал ли этот человек о своих местоимениях во всех сферах своей жизни. Некоторые люди могут использовать только определенные местоимения в различных аспектах своей жизни (например, используя «они/их» на работе, но «он/его» дома). Некоторые люди делают этот выбор из соображений личной безопасности или потому, что им просто неудобно находиться «вне дома» в определенных контекстах. Если вы не уверены, что человек, о котором идет речь, поделился своими местоимениями с человеком, с которым вы разговариваете, сначала спросите его, прежде чем пытаться использовать следующие стратегии исправления.
Одна из стратегий состоит в том, чтобы просто ответить человеку, допустившему ошибку, используя правильные местоимения.
Пример: кто-то говорит: «О, она отличный друг». Ваш ответ может быть таким: «Вы правы, они отличные друзья».
В данном случае вы просто повторяете сказанное с правильным местоимением. Во многих случаях, если этот человек знает местоимения, он также исправит себя.
Если человек, допустивший ошибку, не осознает этого, а человек, которого неправильно определили, использовал свои местоимения во всех сферах своей жизни, то лучше всего мягко исправить человека, допустившего ошибку.
Пример: Кто-то говорит: «О, она отличный друг». Ваш ответ может быть таким: «Вы правы, они отличные друзья. Кроме того, чтобы вы знали, Сэм использует местоимения «они/их/их».
Мягкость в ответе уместна в этих случаях, поскольку мы исходим из предположения, что этот человек не знал о местоимениях до разговора.
Мисгендеринг и деднейминг
Мисгендеринг — это когда кто-то использует неправильное местоимение для другого человека. Когда кто-то использует неправильное местоимение для кого-то другого, это болезненный опыт, будь то преднамеренный или непреднамеренный. Это обидно, потому что сообщает, что пол и опыт человека недействительны и неуважительны. Когда кто-то снова и снова подвергается неправильному гендерному анализу, это может вызвать сильную эмоциональную боль.
Точно так же мертвое имя — это когда для кого-то используется неправильное имя (обычно старое имя). Это часто наблюдается у людей, использующих имя трансгендера или небинарного человека при рождении. Когда это делается намеренно, это сообщает, что пол и опыт человека недействительны или неуважительны.
[Видео-местоимения by Cut]
Рекомендации по использованию местоимений
- Поделитесь своими местоимениями во время вступления.
- Делитесь местоимениями в начале каждой встречи, даже с людьми, которых вы регулярно встречаете или знаете. Местоимения могут изменяться и меняются у людей, иногда регулярно, если они гендерфлюидны. Включение местоимений в качестве регулярной практики для знакомства дает людям возможность поделиться и узнать, как обращаться к людям, которые плохо знакомы с окружающей средой.
- Избегайте использования слова «предпочитаемый» перед местоимениями, поскольку это намекает на то, что местоимения необязательны. Вместо этого просто скажите «мои местоимения» или «их местоимения».
- Добавляйте свои местоимения на свои визитные карточки и адреса электронной почты. Вы также можете включить ссылку на эту веб-страницу для людей, которым может понадобиться дополнительная информация о местоимениях. Например:
Эмма Смит (местоимения: она/ее)
Хотите узнать больше о местоимениях? https://www.diversitycenterneo.org/about-us/pronouns/
или
Emma Smith
Местоимения: She/her/hers
Хотите узнать больше о местоимениях? https://www.diversitycenterneo.org/about-us/pronouns/
Язык, учитывающий гендерные аспекты
Продолжайте создавать более инклюзивную среду, исключая язык, предполагающий пол и местоимения посетителей в пространстве. Когда мы используем гендерно-гендерный язык, он исключает опыт и идентичность других людей, находящихся в комнате. Например, говорить «джентльмены» в комнате, где 50 % мужчин и 50 % женщин, было бы неприемлемо, потому что половину комнаты составляют женщины. Вот несколько примеров формулировок, которые можно использовать:
Вместо «Да, мэм» или «Доброе утро, сэр» можно сказать:
- Доброе утро.
- Да, пожалуйста.
- Спасибо!
Говоря о конкретных людях, не следует указывать их пол. Можно сказать:
- Человек в черном
- Человек с поднятой рукой
- Человек, который только что говорил
- Человек, стоящий здесь (жестикулирует)
Вместо «леди и джентльмены» или «мальчики и девочки» или других подобных гендерных выражений можно сказать:
- Все
- Коллеги
- Друзья
- Народ
- Студенты
- Дети
Вместо «он или она» или «он/она», когда вы говорите или пишете о человеке, чей пол неизвестен, вы можете сказать:
- Они
- Этот человек
- Клиент
- Гость
Вместо «мужчин и женщин» вы могли бы сказать:
- Все
- Люди всех полов
- Все люди
- Женщины, мужчины и небинарные люди
Предложения адаптированы с MyPronouns.