Высшая форма психического отражения действительности: Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения

27.1. Познание, как высшая форма психического отражения действительности

Главная / Психология человека. Общая психология / Список вопросов к экзамену по психологии / 27. Познавательные процессы. Ощущения

admin — Сб, 21/03/2009 — 15:51

 

Опорные слова к вопросу №27 — здесь

 

Познание — высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер; в результате чего возникает новое знание о мире.

Это интеграль­ное свойство психики и целостный процесс, в организации (структуре) кото­рого выделяются следующие уровни:

  • чувственное познаниевосприятие окружающего мира посред­ством органов чувств;
  • мышление;
  • теоретическое и эмпирическое познание, составляющее основу любой науки.

Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятель­ности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения; на раз­ных этапах общественного развития оно принимает различные исторические и культурно обусловленные формы.

Результаты познания кристаллизуются и закрепляются в социокультурном опыте человека в виде более или менее согласуемых между собою компонентов — знаний. Иными словами, познание — это процесс, а знание — результат.

Познание — это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения челове­ком условий его бытия, тогда как знание, — отражение свойств реальности в категориях общественного опыта, — характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию и распространению.

В зависимости от результата познавательной активности различаются:

  • познание, направленное на получение знаний, неотделимых от индивиду­ального/субъективного опыта (например, восприятие, представление),
  • познание, направленное на получение объективированного знания, суще­ствующего независимо от опыта отдельного индивида и имеющего интер­субъективное (социальное) значение.

Если в философии и гносеологии рассматриваются преимущественно общие принципы, фундаментальные проблемы и границы познания, то пси­хологическая наука фокусируется на конкретных психических процессах и механизмах, благодаря которым возможна познавательная деятельность субъекта.

Познание (cognition) является центральным предметом исследования когнитивной психологии.

К познавательным процессам относятся:

  • ощущения,
  • восприятия,
  • внимание,
  • память,
  • воображение,
  • мышление,
  • речь

 

Опорные слова к вопросу №2727.2. Общая характеристика ощущений. Их функции

Сознание | это… Что такое Сознание?

I Созна́ние

высшая форма отражения действительности, характеризующая духовную активность человека. Понимание сущности С. определяется решением основного вопроса философии: в противоположность идеализму и дуализму, для представителей которого С. есть особая духовная субстанция, диалектический материализм рассматривает С. как свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития.

С. неотделимо от психики человека, его социальной жизнедеятельности. Оно возникает в процессе антропогенеза, обусловлено трудовой деятельностью и является по своей природе социальным.

В клинической медицине термин «сознание» используют, как правило, в более узком смысле — для обозначения нормального состояния высшей нервной деятельности человека (адекватное восприятие и осмысление окружающей обстановки, способность к активному мышлению, речевым контактам, целесообразным произвольным поведенческим актам). Именно в таком значении слово «сознание» выступает в формулировках типа «нарушения сознания», «ясное сознание», «больной без сознания» (см. Расстройства сознания).

В отличие от объективной реальности С. есть субъективная реальность, т.е. реальность внутреннего мира личности — чувственных образов, мыслей, воли. С позиции вульгарного материализма С. рассматривается как разновидность материальных процессов (мозг выделяет мысль, как печень желчь). Подобная трактовка С. ведет, однако, к упрощенным концепциям, сводящим С.

к химическим или нейрофизиологическим процессам в головном мозге, к рефлексам, поведенческим актам. При этом устраняется специфика субъективной реальности С. Вместе с тем С. связано с материальными процессами: оно воплощено в мозговой нейродинамике, речи, предметной деятельности человека. В ленинской формулировке, сознание не только отражает мир, но и творит его, т.е. оно активно, способно в известной мере предвидеть будущее и мысленно конструировать новые предметные формы, которых нет в объективной реальности. В мыслях, мечтах, воображении, т.е. в сфере субъективной реальности, человек обладает независимостью от существующей действительности. Однако С. может производить социально значимые результаты (истинные суждения, новые научные теории, художественные ценности, анализ экономической, политической и любой другой ситуации и т.д.) только тогда, когда оно не вступает в противоречие с объективными законами действительности, верно отражает тенденции ее развития. Свобода действий в сфере субъективной реальности таит в себе не только возможность творческих новообразований, но и возможность крайнего субъективизма и патологии сознания.

Каким бы свободным ни казалось движение мысли, оно всегда представляет функцию человеческого мозга. И это служит важнейшим аргументом в пользу материализма. Первостепенный вклад в защиту материализма и разработку психофизиологической проблемы внесли труды выдающихся отечественных ученых — И.М. Сеченова. И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева. Современные исследования в области психофизиологической проблемы проводятся на основе комплексных методов, достижений стереотаксической неврологии, психофармакологии, нейрокибернетики, нейролингвистики, психофизики, психиатрии.

Сознание есть отражение человеком не только внешнего мира, но и самого себя, в т.ч. и своей психической деятельности. Самоотображение имеет разные формы: от чувства Я и оценки своих текущих мыслей, эмоций, действий до этического самоконтроля, осмысления и критики собственных мировоззренческих установок. Самопознание и самосознание выступают необходимыми сторонами С. При этом имеют место сложные, нередко противоречивые взаимоотношения в психике сознательной и бессознательной сфер, возможны неадекватные самопознание и самосознание, а также такой феномен, как самообман.

Адекватное самопознание — необходимое условие самосовершенствования и всестороннего развития личности.

В отличие от индивидуального С., то есть С. каждого отдельного человека, общественное С. представляет собой отражение общественного бытия в форме научных знаний, искусства, философии, морали, религии, правовых и политических взглядов, к нему относятся также устоявшиеся нормы, оценки, мнения, верования и другие проявления обыденного С. Общественное С. и есть надличностный статус, его содержание закреплено в опредмеченном виде, т.е. воплощено в продуктах труда, в произведениях искусства, в существующих социальных отношениях. Содержание общественного С. не зависит от отдельных индивидов, вступающих в общественную жизнь и застающих уже сложившиеся системы знаний, идеологических учений этических норм и т.п. Процесс социализации индивида заключается в его приобщении к наличному общественному С. Поэтому ядром всякого индивидуального С. является определенное содержание общественного С.

Содержание индивидуального С. не охватывает всего богатства содержания общественного С. Вместе с тем и в индивидуальном С. имеются такие сугубо личные компоненты, которые отсутствуют в общественном С. Первоисточник новообразований в общественном С. всегда лежит в индивидуальном С. — новые идеи, теории и т.д. возникают вначале в С. отдельного человека и лишь потом обнаруживают свою социальную значимость, закрепляются в предметной или знаковой форме, усваиваются все большим числом индивидов. И чем у большего числа людей в индивидуальном С. укоренилось содержание определенных общественных идей, тем выше их социальная действенность.

Библиогр.: Адам Д. Восприятие, сознание, память пер. с англ., М., 1983; Бехтерева И.П. и др. Нейрофизиологические механизмы мышления, Л., 1985; Дубровский Л.И. Проблема идеального, М., 1983; Симонов П.В. Эмоциональный мозг, М., 1981; Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга, М., 1985; Эделмен Дж. и Маунткасл В. Разумный мозг, пер. с англ. , М., 1981.

II Созна́ние

высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

Ваша реальность — это отражение того, чего, по вашему мнению, вы заслуживаете

«Вы очень сильны, если знаете, насколько вы сильны». ~Йоги Бхаджан

За последние десять лет я снова и снова убеждался в том, что наша реальность является отражением того, что мы верим в то, что мы заслуживаем, часто на бессознательном уровне.

Я обнаружил это около десяти лет назад, когда жил в Белизе — популярном месте для дайвинга с одной стороны и кишащей бандами и нищей землей с другой.

Тогда я избегал жизни с 9 до 5. Вы можете сказать, что я бежал от чего-то, например, от рутины и следования статусу-кво, но я также стремился найти свою ценность, убегая от своей повседневной жизни.

Теперь я вижу, что моя самооценка была близка к нулю, а понятие любви к себе не имело шанса пробиться на моем радаре.

Несмотря на то, что у меня были финансовые сбережения, мой страх и внутренняя незаслуженность привели меня к кишащему тараканами деревянному домику четыре на четыре. Я не могу назвать это кабиной, так как там не было ни кухни, ни ванной, но, к счастью, снаружи была надворная постройка.

По сути, я создал свою собственную тюремную камеру, которая представляла то, что я, как мне казалось, заслуживал.

Я видел и другие великолепные жилые помещения, которые на самом деле были дешевыми, но когда я их увидел, я подумал: «Я не заслуживаю быть в таком месте».

Так что я остановился на коробке, кишащей тараканами, которая меня чертовски напугала. В конце концов, это было невыносимо, и я уехал в другую страну, снова в жилое помещение, которое пахло ужасно. Я терпел так долго, как только мог, пока не упал так низко, что у меня не было другого выбора, кроме как снова уйти.

В то время я не мог понять, что мой выбор был отражением моей низкой самооценки. Я чувствовал себя грязью и жил в ней.

В течение многих лет этот страх и отсутствие достойности преследовали меня в далеких от идеальных жизненных ситуациях.

Когда я начал смотреть на любовь к себе и практиковать аффирмации, йогу и медитацию на природе, это было похоже на свет, в основном бессознательно, пока не настал день, когда я сознательно понял: Я заслуживают лучшего.

Это все, что нужно. В тот момент, когда я установил эту связь, я освободился от страха перед своей маленькой зарплатой и начал действовать, чтобы улучшить свою реальность. Я знал, что должен сделать первый шаг, и тогда вселенная последует за мной и позаботится обо мне.

Эта вера и вера помогли мне найти лучшие возможности, которых я, наконец, поверила, я заслуживала, и поставила перед собой цель использовать их.

Я обнаружил, что должен выполнить свою часть работы, а затем я должен был сдаться и поверить, что все, что есть в высшем благе, проявится.

По мере того, как моя внутренняя самооценка росла, и я предпринял сознательные действия, чтобы улучшить свое положение, я наконец получил собственную квартиру и лучшую работу.

Магия здесь заключалась в том, что я уволился со старой работы, где меня недооценивали даже до Я получил ответ из любого другого места, куда я обращался.

Я рискнул и сделал первый шаг к тому, чтобы отказаться от старой работы, которая меня утомляла, и поверил, что вся моя тяжелая работа откроет новые возможности.

Именно это и произошло.

Что меня поражает, так это то, что наша практика более глубокой любви к себе постоянно развивается и растет.

Не бывает так, чтобы однажды ты проснулся и все было идеально. На самом деле, часто просыпаешься несколько дней, ставя под сомнение свою ценность, чувствуя себя подавленным и обнаруживая себя в далеко не идеальных ситуациях.

Вот почему осознание является волшебным ключом.

Как только вы узнаете об этом, вы можете это изменить. Как только вы поймете, что саботируете себя, вы сможете углубить свои духовные практики. Это наполнит вас энергией и укрепит вашу веру, помогая действовать, что всегда ведет к более полноценной реальности.

На протяжении многих лет я продолжал упускать возможности работы, которые больше не помогали мне расти или сводили на нет мою ценность. Страшно каждый раз, когда вы отпускаете что-то, что кажется безопасным (даже если оно истощает), но я неизменно обнаружил, что, когда вы отпускаете что-то, что больше не служит вашему высшему потенциалу, вы открываете себя для чего-то лучшего.

И все же тень самоуважения все еще всплывает. Иногда я ловлю себя на том, что смотрю на что-то и думаю: «Это слишком мило для меня».

Но разница между настоящим и давним прошлым, когда я жил с тараканами, заключается в моем осознании.

В тот момент, когда я узнаю, что моя старая привычка проявляет чувство собственного достоинства, я могу укротить зверя и понять, что я достойна, и это нормально хотеть приятных вещей и наслаждаться ими.

Осознание — это первый шаг к освобождению от старых привычных паттернов нехватки, чтобы вы могли начать жить и дышать ощущениями полной жизни.

Это не означает «наполненность» физическими вещами, поскольку истинное изобилие исходит изнутри. Это также надлежащие условия жизни, в которых чувствуешь себя в безопасности и спокойствии, есть здоровую пищу и возможность наслаждаться некоторыми жизненными удовольствиями.

Так что, если вы окажетесь в менее чем здоровой и идеальной ситуации, воспользуйтесь моментом и спросите себя:

  1. Относится ли это вообще к вашему чувству собственного достоинства и любви к себе?
  2. Есть ли способ, которым вы несете ответственность за создание реальности, в которой живете?

Поразмышляйте некоторое время над этими двумя вопросами, а затем посидите в тишине около пяти минут, следуя ритму своего дыхания и сосредоточив внимание на своем сердечном центре.

Будьте в курсе того, что возникает. Отмечайте без осуждения, а затем в течение следующих пяти минут повторяйте «Я достоин» или «Я люблю себя».

Это похоже на создание собственной мантры, которую вы вдыхаете и выдыхаете. Он эффективен для изменения вашего внутреннего диалога, так что вы питаете свой разум позитивными мыслями о себе, а не негативными.

То, чем вы кормите свой разум, растет и становится вашей реальностью.

Тогда спросите себя:

Как вы хотите, чтобы жил? И как вы можете добавить свою любовь к себе в это уравнение?

Как только вы узнаете себе цену, как только вы по-настоящему позаботитесь о себе на глубоком душевном уровне, вы захотите позаботиться о себе и дать себе лучшее. Благодаря любви к себе и самоуважению вы обретете смелость действовать, чтобы жить лучше.

И если у вас возникли трудности с этим процессом, пожалуйста, помните, что это процесс , и редко это изменение происходит в одночасье. Но это случается.

Вы можете создать лучшую жизнь. Начните с осознания того, как вы относитесь к себе. Вы можете молиться, медитировать, практиковать аффирмации и просить помощи у своего внутреннего руководства.

Все эти действия укрепят вашу веру и энергию, что приведет к увеличению количества положительных действий, улучшающих вашу жизнь. Начните быть добрее в том, как вы разговариваете с собой, сколько времени вы уделяете себе и как часто вы балуете себя чем-то милым. (Это может быть так же просто, как теплая чашка какао.)

Сначала полюбите себя, и мир ответит вам взаимностью.

Фото Aevar

О Това Пейн

Това Пейн — автор и личный тренер. Ее новейшая книга «Ешь, думай и живи богато: руководство к здоровью и счастью» теперь доступна на Amazon. Она ведет практику виртуального коучинга, помогая людям воплощать свои мечты в реальность. Чтобы получить БЕСПЛАТНОЕ руководство по началу и завершению проектов своей мечты и еженедельное вдохновение, зарегистрируйтесь в Tova на tovapayne. com. Зарегистрируйтесь на Facebook, чтобы общаться с Товой.

Увидели опечатку или неточность? Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!

Что такое самопревосхождение? Определение и 6 примеров (+PDF)

Самопревосхождение: это термин, который вы, вероятно, слышали раньше.

Однако, если вы похожи на меня, вы никогда не понимали, что именно это означает.

У вас может быть смутное представление о том, что «преодоление» сродни «возвышению», и вы думаете об этом понятии как о подъеме над собой, но на самом деле вы не знаете, что это за этим.

Если это описывает вас так же хорошо, как меня, то вы попали по адресу! В этой части мы дадим определение самопревосхождению, рассмотрим его компоненты и характеристики, придумаем несколько примеров и исследуем, как этого можно достичь.

Заинтересованы? Читай дальше!

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит

  • Что означает самопревосхождение?
  • Самопревосхождение в психологии
  • Самопревосхождение в сестринском деле
  • Самопревосхождение и духовность
  • 6 примеров самопревосхождения
  • Как достичь самопревосхождения
  • Измерение самопревосхождения
  • 9 цитат о самопревосхождении
  • Сообщение на вынос
  • Часто задаваемые вопросы
  • Ссылки

В чем смысл самопревосхождения?

Хотя люди могут относиться к самопревосхождению по-разному, в зависимости от их собственных ценностей, общая идея, лежащая в основе этого, одна и та же. Самопревосхождение, по своей сути, заключается в том, чтобы выйти за пределы (или подняться над) собой и установить связь с тем, что больше, чем я. Проще говоря, это осознание того, что вы являетесь маленькой частью большего целого и действуете соответственно.

То, что больше, чем я, может быть целым рядом вещей: люди в целом, природа, вселенная, божественная сила и т. д. Неважно, что есть большее, важно только то, что есть нечто большее, чем я.

Самопревосхождение в психологии

Самопревосхождение можно считать забытым младшим братом самоактуализации; Концепция самоактуализации существует уже довольно давно и хорошо известна тем, что занимает первое место в иерархии потребностей Маслоу (во всяком случае, поначалу — подробнее об этом позже).

Тем не менее, это не было полностью проигнорировано. Исследователи, которые интересуются человеческим развитием, духовностью и положительными чертами поведения, хорошо знакомы с этой концепцией и включили ее в свою работу. В частности, те, кто связан с работой Маслоу о человеческих потребностях, будут хорошо знакомы с ней.

Абрахам Маслоу о самопревосхождении и потребностях

В течение многих лет самоактуализация доминировала в знаменитой Иерархии потребностей Маслоу. Чтобы быстро освежить в памяти, вот иерархия в том виде, в каком она была:

Самоактуализация находится наверху, с уважением ниже него, затем любовь/принадлежность, затем безопасность и физиологические потребности внизу. Это указывает на то, что физиологические потребности жизненно важны для выживания и что они должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет двигаться вверх к актуализации и реализации. В своих ранних работах Маслоу считал самоактуализацию вершиной человеческого развития и высшей человеческой потребностью: реализацией своего полного потенциала.

Самореализация — это действительно высокая (и достойная) цель развития, и ее не следует отбрасывать в сторону в пользу новой блестящей потребности, но самопревосхождение — это поистине «следующий уровень» развития; он ориентирован на других, а не на себя, и касается более высоких целей, чем те, которые служат только себе.

Маслоу так описывает важность трансцендентности:

«Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее инклюзивным или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как цель, чем как средство, к самому себе, к значимым другим, к человеческим существам в целом, к другим видам, к природе и к космосу»

(Маслоу, 1971, стр. 269).

Согласно Маслоу, самопревосхождение приносит человеку то, что он назвал «пиковым опытом», в котором он выходит за пределы своих личных интересов и смотрит с более высокой точки зрения. Эти переживания часто вызывают сильные положительные эмоции, такие как радость, покой и хорошо развитое чувство осознания (Messerly, 2017).

Кто-то, кто в высшей степени трансцендентен, может также испытывать «опыт плато», в котором он постоянно сохраняет или входит в состояние безмятежности и более высоких перспектив (Messerly, 2017).

Добавление Маслоу самотрансценденции к пирамиде не всегда упоминается в литературе, когда цитируется его теория, но, тем не менее, ей удалось проникнуть в исследовательское сообщество. Он довольно часто рассматривался во многих исследовательских темах, но, пожалуй, наиболее заметен в исследовательском сообществе сестринского дела.

Мы продолжим изучение этого вопроса в мастер-классе «Наука самопринятия»©.

Вы в своих лучших проявлениях

По словам Линли (2008), сильные стороны можно увидеть в деятельности, в которой вы чувствуете себя «настоящим собой» — полностью вовлеченным, живым и погруженным в данный момент.

Как вы или ваш клиент можете быть корректировщиком силы? Упражнение «Вы в своих лучших проявлениях» предназначено для использования метода рассказывания историй для повышения осведомленности и выявления ваших индивидуальных сильных сторон. Этот инструмент можно использовать индивидуально, в сеансе один на один или в групповых настройках, чтобы представить новых участников друг другу.

В качестве техники наблюдения она также чрезвычайно полезна для вашего самочувствия, поскольку позволяет вам или вашему клиенту насладиться этой уникальной памятью о себе с лучшей стороны. В результате оценка личных сильных сторон позволяет вам сделать шаг к лучшей будущей версии себя (Whitworth et al., 19).98).

Помните, что это упражнение не является попыткой произвести впечатление на других, показать отличные результаты или «улучшить несовершенное себя». Речь идет о личном росте, создавая значимый момент для вас или вашего клиента.

Самопревосхождение в сестринском деле

Самопревосхождение — особенно важная тема в сестринском деле. Сестринское дело — одна из немногих профессий, требующих двух одновременных точек зрения: внимательного, детального взгляда на то, что происходит здесь и сейчас, и более широкого, целостного и оптимистичного взгляда.

Это также уникальный контекст для самопреодоления, поскольку это возможно, желательно и достижимо в командном контексте как для пациента, так и для медсестры. Это может действовать как поощрение и вдохновение для пациента в достижении хорошего самочувствия, а также как мотивация и цель для медсестры, выполняющей функции лица, осуществляющего уход.

Действительно, исследования показали, что именно это он и делает; медсестры, достигшие высокого уровня самотрансцендентности, более вовлечены, преданы и поглощены своей работой, чем медсестры с низким уровнем самотрансцендентности (Palmer, Quinn Griffin, Reed, & Fitzpatrick, 2010). Кроме того, взаимодействие между медсестрами и пациентами может способствовать самопреодолению пациентов, улучшению их здоровья и общего благополучия (Haugan, 2013).

Этот акцент на самопреодолении в сестринском деле возник, когда медсестра и исследователь Памела Рид изложила свою теорию по этому вопросу.

Теория самопревосхождения Памелы Рид

Рид (Reed, 1991) определяет самопревосхождение как «расширение самоконцептуальных границ во многих измерениях: вовнутрь (например, посредством интроспективного опыта), вовне (например, путем обращения к другим) и во времени (благодаря чему прошлое и будущее интегрируются в настоящее)». Позже она добавила еще один тип расширения: трансперсональное расширение, при котором человек соединяется «с измерениями за пределами обычно различимого мира» (Reed, 2003).

Согласно теории Рида, люди могут считаться открытыми системами (в отличие от закрытых систем, которые не принимают новую информацию и не открыты изменениям), единственным препятствием между которыми и самопревосхождением является граница, которую они сами себе навязывают.

Людям, конечно, нужны некоторые концептуальные границы, но расширение этих границ вовне, чтобы включить в себя больше окружающей среды, больше людей и т. д., ставит людей в состояние большей связи с окружающей средой и поощряет чувство «целостности», которого в противном случае они могли бы не иметь (Рид, 19).91).

Это состояние расширенного сознания Рид называет императивом развития; подобно Виктору Франклу и Абрахаму Маслоу, теория Рида утверждает, что самопреодоление является естественной и желаемой стадией развития, которую люди должны достичь, чтобы реализовать себя и обрести чувство цели (Reed, 2003).

Три важные концепции составляют ядро ​​теории Рида, включая самопревосхождение; два других понятия:

  • Уязвимость : осознание собственной смертности, которое развивается с возрастом, проблемами со здоровьем и кризисами.
  • Благополучие : ощущение себя здоровым, цельным, в целом удовлетворенным и удовлетворенным своим состоянием.

Эти три понятия являются жизненно важными частями трех основных гипотез теории Рида:

  1. Пожилые люди (особенно те, кто приближается к концу своей жизни) обычно имеют более высокий уровень самотрансцендентности, чем молодые люди (примечание: это было подтверждено исследованиями, например, Ellermann & Reed, 2001).
  2. Концептуальные границы могут колебаться, и, скорее всего, это повлияет на благополучие.
  3. Отношения между уязвимостью, самопреодолением и благополучием изменяются и облегчаются собственными чертами и характеристиками человека, а также средой, в которой он находится (Reed, 1991).

Эта теория в основном была принята сообществом медсестер, и исследования показали, что самопреодоление играет неотъемлемую роль в исцелении и достойном принятии конца жизни.

Одним из основных способов, с помощью которых самопреодоление может повлиять на опыт конца жизни, является духовность.

Самопревосхождение и духовность

Легко увидеть, как связаны самопревосхождение и духовность — одним из неотъемлемых качеств самопревосхождения является расширение сознания за пределы себя, к чему-то высшему.

Это «нечто высшее» часто имеет божественную или духовную природу. Многие достигают самопреодоления благодаря своей вере в Бога, в то время как другие могут достичь этого через признание какой-либо системы духовности или представления о душе.

Эта вера или духовность могут помочь людям найти смысл, который наполнит их и продвинет их к превосходству. Исследования даже показали, что у пожилых пациентов собственная духовность лица, осуществляющего уход, оказала положительное влияние на благополучие пациента (Kim, Reed, Hayward, Kang, & Koenig, 2011).

Согласно Виктору Франклу, трансцендентность коренится в нашей духовности, а духовность — это та часть человечества, которая отделяет нас от всех других видов. Нельзя стать полностью актуализированной и «целостной» личностью, достигнув самопревосхождения, и это требует, чтобы человек пришел к удовлетворительному выводу о своем месте в высшем порядке вещей (Wong, 2016).

Хотя сегодняшние исследователи обычно не придерживаются идеи о том, что духовность необходима для достижения самопревосхождения, для многих она, безусловно, является важным аспектом трансцендентности, и она может варьироваться в зависимости от широкого спектра верований.

6 Примеры самопревосхождения

Типичным примером самопревосхождения, несомненно, является опыт Виктора Франкла в концлагерях Второй мировой войны.

Несмотря на свои огромные личные страдания (часто почти или совсем не удовлетворяя потребности иерархии) — или, возможно, благодаря этому — Франкл нашел более высокую цель в своей жизни. Он смог отложить в сторону свои потребности и интересы и увидеть общую картину и то, как он вписывается в нее.

Многие заключенные в лагерях поддались отчаянию и дегуманизации, потеряв борьбу за жизнь, свободу и чувство собственного достоинства; однако некоторые в лагерях, казалось, действительно сохранили или даже развили свое чувство собственного достоинства и нашли или подтвердили цель своей жизни. Эти редкие люди — еще один пример самопревосхождения.

Конечно, чтобы достичь самопреодоления, не нужно подвергаться длительным страданиям; по Маслоу, до него может добраться каждый.

Трудно указать другие примеры самопревосхождения, но его четыре характеристики гарантируют, что вы узнаете его, когда увидите:

  1. Смещение фокуса внимания с себя на других — это смещение от эгоизма и эгоизма к учету потребностей других является маркером самопревосхождения и является наиболее заметной и важной чертой.
  2. Сдвиг в ценностях – те, кто достиг самопревосхождения, больше не руководствуются внешней мотивацией или внешними наградами и требованиями, а внутренней мотивацией (наградой за деятельность является сама деятельность).
  3. Увеличение нравственного беспокойства – самопреодоление приводит к более интенсивному сосредоточению на том, что правильно.
  4. Эмоции возвышения — эти переживания эмоций высшего порядка могут быть вызваны всеми тремя характеристиками, описанными выше; эмоции включают трепет, экстаз, изумление, чувство приподнятости, чувство возвышения и т. д. (Wong, 2017).

Если вы знаете кого-то, кто постоянно работает, чтобы удовлетворить потребности менее удачливых других, кто руководствуется не деньгами или наградами, а внутренним побуждением и всегда стремится поступать правильно, вы, вероятно, имеете перед собой пример самопревосхождения!

Для получения дополнительной информации о самопреодолении ознакомьтесь с презентацией доктора Пола Вонга на Конференции по образованию в области жизни и смерти здесь.

Что такое самопревосхождение? — Кайлаш Байер

Как достичь самопревосхождения

Если вы хотите достичь самопревосхождения, есть способы сделать это. Это нелегкий путь, поскольку он представляет собой высочайшие вершины человеческого развития, превосходящие даже редко достигаемую Маслоу самореализацию.

Тем не менее, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ускорить свое развитие и достичь самопревосхождения:

  1. Узнайте, что переводит вас в «тэту» (спокойное и умиротворенное состояние между сном и бодрствованием), и используйте это, чтобы чаще входить в состояние вдохновения и расширения.
  2. Практикуйте медитацию, будь то стереотипное сидение на подушке со скрещенными ногами или осознанная деятельность (внимательное слушание, осознанная ходьба, осознанное питание и т. д.).
  3. Найдите время для творчества и позвольте ему привести к вдохновению, новым впечатлениям и самопревосхождению.
  4. Ведите дневник, даже если вы не очень хороший писатель, особенно если вы не очень хороший писатель. Перенесите свои мысли и чувства на бумагу, чтобы отделить себя от них.
  5. Выйди из дома и иди туда, где ты ближе всего к природе; позвольте себе «общаться» с природой, находя вдохновение, исцеление и, возможно, чувство трансцендентности через природу.
  6. Займитесь «работой с тенью» — найдите время, чтобы поразмышлять и погрузиться в свои самые глубокие, самые темные уголки. Жизненно важно признать и исправить то, что в нас плохо, а также то, что в нас лучше всего.
  7. Практикуйте совершенство — во всем, что вы делаете, куда бы вы ни пошли, кем бы вы ни были в своей повседневной жизни. На самом деле не имеет значения, что это такое (при условии, что это никому не вредит), важно только то, что вы делаете то, что делаете хорошо (Eckl, 2017).

Кроме того, автор Стефани Флад предлагает пять творческих способов достижения самопревосхождения, вдохновленных буддизмом:

  1. Изучите основные техники медитации, даже если вы опытный медитатор!
  2. Наделите себя знаниями и мудростью, чтобы развить свою осознанность.
  3. Не бойтесь путешествия — духовного или физического — чтобы обрести озарение.
  4. Найдите свои собственные духовные техники, которые приблизят вас к вашей высшей цели и вашему идеальному я.
  5. Поднимите свои вибрации (т.е. живите в позитивной и трансцендентной среде)

Хотя эти советы могут помочь, наиболее важным фактором в достижении самопревосхождения является просто осознание и открытость к идее. Когда мы открываемся для хорошего в жизни, мы не можем не измениться под влиянием этого опыта. Держите свой разум и сердце открытыми для самопревосхождения, и вы сделаете первый и самый важный шаг к его достижению.

Измерение самопреодоления

Самопреодоление — еще одна сложная конструкция для измерения, но есть способы сделать это.

Его можно измерить косвенно (через возрастающую духовность, внутреннюю мотивацию и связь с чем-то большим) или напрямую по шкале. Две такие шкалы представлены ниже.

Шкала самопревосхождения

Шкала самопревосхождения (STS) была разработана Памелой Рид в 1986 году. Она состоит из 15 пунктов, адаптированных из шкалы ресурсов развития поздней взрослой жизни (DRLA). Эта шкала является одномерной и учитывает только всеобъемлющее чувство самопревосхождения и измеряет этот конструкт путем опроса респондента по нескольким характеристикам зрелой жизни.

Вопросы оцениваются по тому, насколько хорошо они описывают респондента по шкале от 1 (совсем нет) до 4 (очень сильно), где 1 балл указывает на самый низкий возможный уровень самопревосхождения, а 4 — на максимально возможный уровень самопревосхождения. Примеры элементов включают:

  • Участие в жизни других людей или моего сообщества, когда это возможно.
  • Хорошо приспосабливаюсь к изменениям своих физических способностей.
  • Способен выйти за рамки вещей, которые когда-то казались такими важными.
  • Позволить другим помочь мне, когда мне это может понадобиться.

Эта шкала оказалась достаточно валидной и надежной и является хорошим выбором для исследователей, заинтересованных в измерении самопревосхождения (Haugan, Rannestad, Garåsen, Hammervold, & Espnes, 2011; Reed, 1986).

Шкала самопревосхождения Клонингера

Эта шкала является составной частью более широкой оценки Клонингера, Описи темперамента и характера (TCI; 1993). Это часть раздела TCI «Характер», который измеряет «самовосприятие и индивидуальные различия в целях и ценностях, которые влияют на добровольный выбор, намерения, а также на значение и значимость того, что происходит в жизни» (Cloninger, 2015).

В частности, шкала самопревосхождения измеряет «степень, в которой люди воспринимают себя как неотъемлемую часть вселенной в целом» (Cloninger, 2015). Люди с высоким самопревосхождением считаются более духовными, неприхотливыми, смиренными и состоявшимися, чем те, кто находится на низком уровне самопревосхождения.

Учитывая, что Шкала Самопревосхождения Клонингера фактически является одной из семи подшкал его большей шкалы TCI, вы должны запросить эту большую шкалу, используя эту форму.

9 Цитаты о самопревосхождении

Приведенные ниже цитаты взяты из самых разных источников, от авторов и непрофессионалов до философов и гуру, но всем им удается уловить суть самопревосхождения:

«Что произойдет, если вы позволите себе сделать то, чего никогда раньше не делали? Есть только один способ узнать».

Джина Гринли

«У меня нет поставленной цели; моя цель — самопревосхождение. Я всегда стараюсь превзойти себя. Я не конкурирую с остальным миром. Я соревнуюсь только с собой и стараюсь стать лучше. Это моя конечная цель».

Шри Чинмой

«Только в той мере, в какой кто-то переживает это самопревосхождение человеческого существования, он является по-настоящему человеком или становится самим собой. Он становится таковым, не занимаясь актуализацией своего «я», а забывая себя и отдавая себя, забывая о себе и сосредотачиваясь вовне».

Виктор Франкл

«Благоговение — это эмоция самопревосхождения».

Джонатан Хайдт

«Узы, которые связывают нас с жизнью вне нас самих, — это те же самые узы, которые удерживают нас с нашей собственной жизнью».

Уильям Барретт

«Желаю охватить, включить в свою короткую жизнь все, что доступно человеку».

Антон Чехов

«Для нашего здоровья и счастья важно, чтобы мы посвятили себя какой-то миссии или цели, которая выходит за рамки мирской суеты повседневной жизни».

Оли Андерсон

«Наше настоящее сознательное я и наша тень должны научиться сосуществовать. Первый шаг к достижению личного превосходства начинается, когда сознательный разум и бессознательный ум противостоят друг другу и сражаются за превосходство. Человек, достигший самореализации, понимает взаимодействие своего сознательного и бессознательного разума и интегрирует их уникальную дихотомию в свое ощущение себя».

Килрой Дж. Олдстер

«Самопревосхождение дает нам радость в безграничной мере. Когда мы превосходим себя, мы не соревнуемся с другими. Мы не соревнуемся с остальным миром, но каждую минуту мы соревнуемся с самими собой. Мы конкурируем только с нашими предыдущими достижениями. И каждый раз, когда мы превосходим наши предыдущие достижения, мы получаем радость».

Шри Чинмой

Послание на вынос

Надеюсь, вы закончите эту статью с лучшим пониманием самопревосхождения, его подкомпонентов и того, как работать над собственным самопревосхождением.

Если у вас есть только один вывод из этой статьи, пусть это будет то, что самопреодоление — это не высокая и недостижимая цель; это в пределах досягаемости каждого из нас, если мы потратим время и усилия, необходимые для того, чтобы познать себя, реализовать свой потенциал и переключить свое внимание с себя на других.

Что вы думаете о самопревосхождении? Это обидчивая чушь нового века или важный этап развития с богатой историей? Как вы думаете, как можно достичь самопреодоления? Дайте нам знать в комментариях ниже.

Спасибо за прочтение и удачи!

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».

Часто задаваемые вопросы

Согласно исследованию (Levasseur, McDougall, & St-Pierre, 2018), существует три основных вида самопревосхождения:

  • Надличностное — чувство связи с чем-то за пределами себя, например с природой и духовностью.
  • Альтруистический — сосредоточенность на благополучии других и желание помогать и служить другим.
  • Интеллектуал — желание исследовать и понимать сложные идеи и концепции, выходящие за рамки непосредственного опыта.

Самоактуализация — это процесс полной реализации своего потенциала и достижения личностного роста, в то время как самопревосхождение предполагает чувство связи с чем-то большим, чем ты сам.

Обе концепции связаны с личным развитием и благополучием, но самопреодоление подчеркивает важность выхода за пределы себя и связи с более широким смыслом и целью (Jawer, 2006).

Четыре типа трансцендентности могут включать (Соломон, 2002):

  • Экзистенциальная – преодоление ограничений индивидуального существования и обретение смысла жизни.
  • Эстетика — переживание красоты и восхищение искусством, музыкой, природой или другими эстетически приятными стимулами.
  • Мораль – преодоление эгоистичных интересов и обретение смысла в служении другим или содействии чему-то большему, чем ты сам.
  • Религиозный — соединение с высшей силой или божественной сущностью и стремление понять высшую природу реальности.
  • Клонингер, Р. (2015). Каков темперамент и инвентарь характера? Центр благополучия. Получено с http://psychobiology.wustl.edu/what-is-the-tci/
  • Экль, К.Л. (2017). 7 способов повысить самооценку. Шагните в Свет своего Истинного Бытия. Получено с http://www.cheryleckl.com/articles/unleashing-joy-self-transcendence/7-ways-to-enhance-self-transcendence/
  • Эллерманн, Ч. Р. и Рид, П. Г. (2001). Самопревосхождение и депрессия у взрослых среднего возраста. Western Journal of Nursing Research, 23, 698-713.
  • Флуд, С. (н. д.). 5 творческих способов достичь собственного превосходства. Точка души. Получено с http://soulspottv.com/blog/5-creative-ways-to-achieving-your-own-transcendence/
  • Хауган, Г. (2013). Взаимодействие медсестры и пациента — это источник надежды, смысла жизни и самопреодоления пациентов домов престарелых. Скандинавский журнал заботливых наук, 28 , 74-88.
  • Хауган Г., Раннестад Т., Гаросен Х., Хаммервольд Р. и Эспнес Г. А. (2011). Шкала самопревосхождения: исследование факторной структуры среди пациентов домов престарелых. Journal of Holistic Nursing, 30, 147-159.
  • Джавер, Массачусетс (2006). Самоактуализация и трансцендентность: сравнительный анализ двух способов бытия. Журнал гуманистической психологии , 46(2), 203-224
  • Ким, С., Рид, П.Г., Хейворд, Р.Д., Канг, Ю., и Кениг, Х.Г. (2011). Духовность и психологическое благополучие: проверка теории семейной взаимозависимости между членами семьи, осуществляющими уход, и их старшими. Research in Nursing & Health, 34, 103-115.
  • Ким, Ю., и Зейдлиц, Л. (2019). Самопревосхождение и благополучие: метаанализ. Личность и индивидуальные различия , 138, 129-137.
  • Левассер, О., Макдугалл, Дж., и Сен-Пьер, М. (2018). Самопревосхождение: концептуализация и измерение. Старение и психическое здоровье , 22(10), 1299-1306.
  • Линли, Пенсильвания (2008). От среднего до A+: осознание сильных сторон в себе и других . КАПП Пресс.
  • Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Arkana/Penguin Books.
  • Мессерли, Дж. Г. (2017). Краткое изложение Маслоу о самопревосхождении. Институт этики и новых технологий. Получено с https://ieet.org/index.php/IEET2/more/Messerly20170204
  • Палмер, Б., Куинн Гриффин, М. Т., Рид, П., и Фитцпатрик, Дж. Дж. (2010). Самопревосхождение и участие в работе дипломированных медсестер персонала неотложной помощи. Ежеквартальный выпуск отделения интенсивной терапии, 33 , 138-147.
  • Рид, П.Г. (1986). Концептуальная основа развития: переформулировки ухода за больными и приложения для теории семьи. В A. Whall (Ed.), Теория семейной терапии для медсестер: четыре подхода (стр. 69-92). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Appleton-Century-Crofts.
  • Рид, П. (1991). К медсестринской теории самопревосхождения: дедуктивная переформулировка с использованием теорий развития. Достижения в области сестринского дела, 13, 64-77.
  • Рид, П. (2003). Сестринская теория самопревосхождения. (стр. 145-166). В MJSmith & P. ​​Liehr (Eds.), Теория среднего диапазона для продвинутой практики ухода за больными. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Springer.
  • Соломон, RC (2002). Духовность для скептика: вдумчивая любовь к жизни . Издательство Оксфордского университета
  • Уитворт, Л., Кимси-Хаус, Х., Кимси-Хаус, К., и Сандал, П. (1998). Совместный коучинг: новые навыки коучинга для достижения успеха в работе и жизни . Издательство Дэвис-Блэк.
  • Вонг, PTP (2016). Поиск смысла, самопревосхождение и благополучие. В А. Баттяни (ред.), Логотерапия и экзистенциальный анализ: Труды Института Виктора Франкла (Том 1; стр. 311-322). Чам, CH: Спрингер.
  • Вонг, PTP (2017). От логотерапии Виктора Франкла до четырех определяющих характеристик самопревосхождения. DrPaulWong.com. Получено с http://www.drpaulwong.com/four-defining-characteristics-self-transcendence/

Об авторе

Кортни Акерман, магистр искусств, выпускница программы позитивной организационной психологии и оценки в Клермонтском университете.

Добавить комментарий