понятие, виды, классификация :: BusinessMan.ru
Рано или поздно каждый человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он приходит на эту планету и что после себя оставит. Мы читаем философские трактаты лучших мыслителей из разных эпох и понимаем, что вне зависимости от времени, ценности человека остаются неизменными. Попыток классифицировать блага было произведено бессчетное количество, однако, до сих пор никто не пришел к единому мнению.
Глубинные основы бытия
Для того чтобы определить смысл бытия, необходимо рассматривать сразу несколько аспектов. Для начала отыщем ценность человека и общества внутри самой жизни. Все, что присуще естественным процессам бытия прекрасно само по себе. Каждый человек дорожит жизнью и осознает, что он пришел в этот мир совсем не зря, а с какой-то миссией. Осознание собственной необходимости, поиски важной миссии уже наполняют существование человека глубинным смыслом.
Простые, но такие важные ценности человека имеют чувственное и эмоциональное начало. Мы говорим о любви и дружбе, преданности и честности, бескорыстии и добре, милосердии и сострадании, уважении и почтении. Все эти чувства вкупе с верностью, надеждой, мужеством и совестью помогают человеку справляться с внутренними демонами, с противоречивым несовершенством бытия. Говоря про высшие ценности человека, нельзя не упомянуть духовность, которая наполняет бытие в совокупности.
Действие в совокупности
Философы утверждают, что человек не может использовать глубинные основы бытия по отдельности. В этом случае искажается глубинный смысл. Все качества, которые мы перечислили, не могут работать по отдельности. Так, стремление к любви без бескорыстия и сострадания способно превратиться в эгоизм. Мужество и отвага без добра и совести превращаются в жестокость.
Каждому человеку в процессе бытия неоднократно предоставляется право выбора. Существование человека противоречиво, но оно невозможно без преодоления трудностей, без борьбы с искушением, без свободы. Ведь только обладая внутренней свободой, мы обретаем ценность. Человека можно научить ценить жизнь даже через страдания, лишения и невзгоды.
Что такое счастье?
В этой связи счастье никогда не являет собой абсолютное состояние. Как известно, человеку важен путь, который он проходит для достижения своей мечты, а не сам факт. Чем тернистей и извилистей дорога, ведущая к счастью, тем глубже осознание смысла бытия. Люди творческих профессий, не помещенные в жесткие рамки условий, всегда испытывают счастье. Они наслаждаются процессом, порой, невзирая на отсутствие материальных благ. Эти люди уверены в том, что они нашли смысл бытия в своих работах (картинах, скульптурах, песнях). В этих работах отражено все лучшее, что имеется в нашей жизни, и это лучшее будет жить в веках. Так мы плавно подошли ко второму аспекту человеческих ценностей, к тому, что ожидает человека за пределами жизни.
Религиозная составляющая
Оставляя после себя наследие, люди способны увековечить свое существование в памяти потомков. И каждый из нас хоть раз задумывался, а что ждет нас после смерти? Высшие ценности человека невозможно рассматривать без религиозной составляющей.
Считается, что душа каждого человека бессмертна. Она будет существовать в потустороннем мире вечно. И в силах каждого человека сделать так, чтобы эта потусторонняя вечность была наполнена умиротворением, гармонией и добром. Для этого необходимо лишь отказаться от многих мирских благ, утех и материальных ценностей. Люди, ведущие аскетическое существование, глубоко религиозные личности, уверены, что их душа после того, как умрет физическая оболочка, обязательно попадет в рай.
Поиск смысла жизни отдельным индивидуумом
Помимо глубинных жизненных основ бытия и религиозного учения, существуют и неизведанные ценности человека. Ценности личности формируются в зависимости от каждого конкретного индивидуума, путем их поиска во время пребывания в этом мире. У таких ценностей нет единожды заданного смысла. Человек приходит в этот мир для того, чтобы отыскать и определить их. Каждый человек вправе решить, носят ли высшие ценности абсолютный характер, аксиома ли это, либо это понятие сугубо индивидуально. Дифференцированный философский подход к этому вопросу указывает на то, что существуют только лишь самодостаточные ценности, например, справедливость или счастье. Все остальное в этом мире имеет относительный характер.
В зависимости от эпох
Каждая эпоха человеческого бытия привносила что-то свое. Так, например, древнегреческие философы пропагандировали теоцентризм. По их мнению, люди приходят в этот мир для того, чтобы вести скромное существование и готовиться к вечной жизни на небесах после физической смерти. Аскетические ценности в жизни человека в древние времена сменились поисками счастья и земного блаженства в эпоху Возрождения.
В то время процветало так много индивидуалистов, полагавших, что смысл жизни заключается в самом бытии. Аскетизм был надолго забыт, на смену ему пришли разного рода мирские удовольствия.
Современный подход
И в наши дни философы спорят о смысле жизни, они придерживаются различных течений и создают абсолютно новые теории. Однако, ценности все больше рассматриваются, как конкретный предмет, способный принести пользу или удовлетворить потребности человека. Мир стал все более материально зависимым. Это не единственное наше отличие от древних или средневековых представлений о ценностях. Также в современном обществе на первый план выходят социальные ценности человека.
Классификация ценностей
Условно принято придерживаться следующей классификации ценностей. Они делятся по содержанию и по форме бытия.
Содержание — это не только потребительские и материальные ценности. Сюда входят нравственные, религиозные, политические, духовные, эстетические, социальные ценности.
Форма ценностей включает в себя духовность, приверженность идеалам.
Нравственность и набожность не идут рука об руку. Если религия учит человека заботиться лишь о представителях своей общины и думать о загробной жизни, то нравственность и мораль направлены на всех представителей общества. Люди учатся быть милосердными, проявляют сострадание не только к ближним, но и ко всем нуждающимся в этом. Так появляются меценаты и филантропы. Каждый человек формирует свое представление о добре и зле, о благе. Так появляются духовные идеалы. Духовность в нашей классификации помещена и в содержание, и в форму бытия.
Понятие ценности, иерархия
Само понятие ценности достаточно сложно охарактеризовать, чаще всего оно не имеет оболочки, но имеет значение. Это то, как одна личность относится к другой. Оно направлено на волю человека и заставляет осмысливать собственное существование. Существует иерархия высших ценностей:
- Здоровье;
- Добро, истина, красота;
- Стремление к добру, к познанию истины;
- Достижение цели, использование волевых качеств;
- Достижение состояния покоя (нирваны).
По этапам ценности переживают трансформацию, однако, при этом не происходит подмена одного понятия другим. Также ни одна из ступеней не может доминировать над другой.
Что такое человеческие ценности
Нередко случается, что люди с разными жизненными ценностями не могут понять и принять друг друга. Один человек видит мир с одного ракурса, другой с иного. Но существует ли единая точка, единая ценность или даже целая система ценностей, перед которой любой человек готов преклонить голову?
Общество и человек
Человеческие ценности – это в первую очередь то, к чему стремится общество и каждый человек в отдельности, потому что следовать высшим идеалам, которые заложены в подсознании, жизненно необходимо. В противном случае, человечество изживет себя.
Случается и такое, что в обществе пропагандируются неправильные человеческие ценности. Самым ярким примером служит нацистская Германия. В результате можно сделать два вывода. Во-первых, человеческие ценности закладывает само общество и те, кто им управляет. Во-вторых, неправильные ценности приводят к глобальной гибели.
Человеческие ценности можно делить на разные категории. Многие философы это пытались делать. Например, Альфред Адлер выделял физические, эмоциональные и интеллектуальные ценности. А психологГордон Оллпорт выделил целых шесть категорий. Самое простое деление – это категории материального и духовного.
В любом случае, нужно понимать, что все человеческие ценности относятся к каждому человеку отдельно, и он может воспринимать их как угодно, в зависимости от его нравственных устоев.
Духовные крылья
«Вера в высшие ценности и идеалы наделяет человека духовными крыльями» — говорил Д. С. Лихачев. Человек, имеющий высокую мораль, будет стараться следовать высоким целям. Но нередко возникает диссонанс между личными ценностями и ценностями общества.
Считается, что современное общество обладает сверхпотребительским потенциалом. Что деньги заменяют любовь и доброту, а во всем виновато новое поколение и время. Но борьба между ценностью материальных благ и духовными ценностями продолжается с очень давнего времени, и будет продолжаться еще много лет.
Но не стоит отрицать, что общество потребителей действительно существует. Это происходит из-за того, что у человека, не умеющего отстоять свои моральные принципы, происходит подмена ценностей. Нравственные ценности меняются на выгоду и потребность.
Но нельзя утверждать, что человек, который стремится материально обеспечить себя и свою семью, низкоморален. Ведь, действительно, без денег трудно прожить – это необходимые блага. Разница же в том, что их должно быть ровно столько, сколько хватает, никак не больше. Человек не должен ставить материальность выше достойной высоконравственной жизни.
Единственный способ уберечь себя от процесса подмены ценностей – это читать качественную литературу. Книги, которые признаны классикой, хранят в себе ответы на вопросы о настоящих ценностях.
Письма Лихачева
Д. С. Лихачев в своем произведении «Письма о добром и прекрасном» пытается с некоторых сторон раскрыть понятие человеческих ценностей. Самой главной ценностью он считает жизнь: чужую, свою, животных и растений. Он говорит, что жизнь не имеет границ, и надо научиться чувствовать и видеть неосязаемое.
Время и искусство, которое учит доброте – тоже важнейшие ценности по Лихачеву.
Для отдельного народа ценностью является его культура и язык, А для всего человечества красота и любовь.
Говорить о человеческих ценностях очень трудно, так как у каждого эти ценности свои. В результате этого, обобщить и составить список общечеловеческих ценностей также очень трудно. Некоторые философы говорят о том, что общечеловеческих ценностей и вовсе не существует. Но, так или иначе, они существуют внутри каждого живущего на планете человека.
Human Values » Sustensis
Если мы хотим улучшить демократию, нам нужно начать с пересмотра наших основных ценностей. Но существует и более широкая потребность в переопределении человеческих ценностей – экзистенциальных рисков. Среди тех рисков, на которые больше всего влияют человеческие ценности, есть риск, связанный со сверхразумом, который может стать нашим самым опасным противником. К счастью, это уже оценили те, кто непосредственно участвует в создании ИИ и, в конечном счете, Сверхразума.
5 января 2017 года на конференции Beneficial AI Conference в Асиломаре, штат Калифорния, ведущие ученые в области искусственного интеллекта определили 23 принципа Asilomar, которые к настоящему времени были подписаны тысячами экспертов по искусственному интеллекту. Эти три принципа напрямую относятся к ценностям, и их должны соблюдать все, кто занимается исследованиями и созданием ИИ:
- Принцип 2: Какой набор ценностей должен соответствовать ИИ и какой правовой и этический статус он должен иметь?
- Принцип 10: Согласование ценностей: Высокоавтономные системы ИИ должны быть спроектированы таким образом, чтобы их цели и поведение соответствовали человеческим ценностям на протяжении всей их работы
- Принцип 11: Человеческие ценности: Системы ИИ должны быть спроектированы и функционируют таким образом, чтобы быть совместимыми с идеалами человеческого достоинства, прав, свобод и культурного разнообразия.
Но что такое ценности? Википедия определяет ценность в этическом смысле как степень важности какого-либо объекта или действия, чтобы определить, какие действия лучше всего совершать или как лучше жить. Ценности также описывают значимость различных действий и то, какую «стоимость» мы им приписываем. Он касается правильного поведения и хорошей жизни в том смысле, что очень ценное действие может рассматриваться как этически «хорошее», а малоценное действие может рассматриваться как «плохое».
Ценности также можно определить как широкие предпочтения в отношении действий или результатов. Таким образом, ценности отражают ощущение человеком правильного и неправильного или того, что «должно» быть. «Равные права для всех», «Совершенство заслуживает восхищения» и «К людям следует относиться с уважением и достоинством» являются представителями ценностей. Существует несколько типов ценностей, таких как этические, идеологические (религиозные, политические), ценности и эстетические ценности. Ценности влияют на отношение и поведение людей (Википедия, 2017 г.).
Ценности также описывают основные потребности людей, такие как свобода, достоинство или комфортная жизнь. Их можно рассматривать как иерархию. В его нижней части находятся личных ценностей, которых придерживается индивидуум и которые обычно представляют собой набор ценностей одной или нескольких культур. На следующем уровне находятся культурных ценностей, разделяемых индивидуумами данной группы или территории. Наконец, есть универсальных ценностей, разделяемых большинством людей во всем мире.
Можно было бы предположить, что нет никакой разницы между общечеловеческими ценностями и Универсальные ценности человечества . Но есть такая разница. Он имеет дело с двумя аспектами ценностей – их объемом и их изменением во времени. Под «масштабом» люди понимают, что все ценности относятся к людям. Природа, включая всех животных, представляет собой совокупность пассивных объектов, которые не могут утверждать, что их ценность следует уважать. Но это, на мой взгляд, неправильно. Мы, люди, должны расширить рамки ценностей, то есть это ценности Человечества, то есть те ценности, которые мы, как Человечество, принимаем от имени всех людей и всех живых существ. Ограничение универсальных ценностей только людьми исключит всех животных и, что более важно, новые виды, которые могут родиться в результате развития ИИ, кульминацией которого станет сверхразум. Просто учтите, что экспоненциально меняющаяся реальность может включать в себя новые разумные существа, в том числе Сверхразум, потенциально обладающие собственным сознанием. Здесь учитывается второй элемент – изменение во времени применимости данного значения. Оставлять заявление об универсальных человеческих ценностях как оно есть, т. е. статичное, возможно, было бы неправильно. Поэтому на этом сайте используются Универсальные ценности человечества, а не Универсальные человеческие ценности.
Ценности являются краеугольным камнем любой демократической системы, и то же самое относится и к новой Консенсуальной Президентской Демократии , предлагаемой далее в этом разделе. Они были предложены на основе существующих систем ценностей, закрепленных в Декларации прав человека Организации Объединенных Наций или в Хартии основных прав ЕС. Если вам нужна доза оптимизма в отношении Человечества, то этот раздел заслуживает вашего особого внимания. Это область, в которой человечество с точки зрения своего выживания как вида за последние 200 лет, возможно, добилось даже большего относительного прогресса, чем в области технологий, включая промышленную революцию. Тем не менее, даже этого прогресса недостаточно, чтобы помочь людям бороться с экзистенциальными рисками. Поэтому мы должны сделать больше в двух областях:
- Расширение сферы универсальных ценностей
- Расширение глубины и распространения этих ценностей по всему миру
Основные ценности ЕС включены в Лиссабонский договор в Статье 2:
«Союз основан о ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в обществе, в котором преобладают плюрализм, недискриминация, терпимость, справедливость, солидарность и равенство между женщинами и мужчинами». (Лиссабонский_договор, 2008 г.).
Однако мы знаем, что мораль не статична, равно как и значение и объем общечеловеческих ценностей. И то, и другое меняется со временем вслед за прогрессом человеческого развития, лучшим пониманием человеческих условий, наших потребностей и возможностей.
Вот почему глубокие реформы в ЕС действительно должны начинаться с пересмотра и укрепления основной цели ЕС. Это включает, самое главное, Универсальные Ценности Человечества. Такой пересмотр этих ценностей, которые делают ЕС тем, чем он является, необходим по трем причинам:
- Чтобы интеграция в ЕС прочно основывалась на этих ценностях
- Предоставление миру возможности более эффективно снижать экзистенциальные риски.
- Адаптация их к тому времени, когда Человечеству придется сосуществовать со Сверхразумом
Итак, какими могут быть эти расширенные Универсальные Ценности Человечества? Они собраны в таблицу, в которой перечислены значения из трех важнейших документов: Конституции США, Устава ООН и Лиссабонского договора ЕС. К этому списку добавлены предложения, предложенные двумя известными психологами в этой области, Шоломом Шварцем и Милтоном Рокичем.
Выбор универсальных ценностей человечества – Тони Чарнецки: «Кто мог бы спасти человечество от сверхразума», Лондон, 2018
Фильтром для этой таблицы была универсальность ценностей и необходимость уважать эти ценности всеми нами. Таким образом, существует элемент «принуждения», который определяет, какие ценности в конечном итоге должны соблюдаться всеми нами как права, закрепленные в законе. Заштрихованные значения, такие как оптимизм, были исключены, поскольку они не могут быть обеспечены законом. Следовательно, для дальнейшей оценки осталось 12 значений:
- Свобода
- Демократия
- Равенство
- Справедливость и верховенство закона
- Человеческое достоинство
- Социальная солидарность
- Толерантность
- Жизнь
- Мир
- Национальная безопасность
- Семейная безопасность
- Природа и красота
Эти ценности подробно рассмотрены в книге Тони Чарнецкого: «Кто мог бы спасти человечество от сверхразума».
Университетский центр человеческих ценностей, серия
Эти книги, основанные на престижных лекциях Таннера, ежегодно читаемых в Принстонском университете ведущими мыслителями в области гуманитарных и социальных наук, посвящены широкому кругу тем и их связи с человеческими ценностями.
- Президент, который не хотел быть королем: исполнительная власть по Конституции Майкл В. МакКоннелл
Один из самых мучительных вопросов для создателей Конституции заключался в том, как создать сильную и независимую исполнительную власть, не сделав ее королем. В сегодняшнем разделенном общественном пространстве президентская власть никогда не оспаривалась так сильно. …
- Почему стоит доверять науке? Наоми Орескес
Правы ли врачи, когда говорят нам, что вакцины безопасны? Должны ли мы верить экспертам по климату на слово, когда они предупреждают нас об опасностях глобального потепления? Почему мы должны доверять науке, когда так много наших политических лидеров не доверяют? Наоми.
- Другой вид животных: как культура изменила наш вид Роберт Бойд
Люди эволюционировали, чтобы стать самым доминирующим видом на Земле. Эту поразительную трансформацию обычно объясняют когнитивными способностями — просто люди умнее всех остальных. Но Роберт Бойд утверждает, что…
- Почему стоит доверять науке? Наоми Орескес
Под редакцией Стивена МаседоДействительно ли врачи знают, о чем говорят, когда говорят нам, что вакцины безопасны? Должны ли мы верить экспертам по климату на слово, когда они предупреждают нас об опасностях глобального потепления? Почему мы должны доверять науке, когда наши собственные. ..
- Частное правительство: как работодатели управляют нашей жизнью (и почему мы об этом не говорим) Элизабет Андерсон
Каждый четвертый американский рабочий говорит, что на его рабочем месте царит «диктатура». И все же это число почти наверняка было бы выше, если бы мы признавали работодателей такими, какие они есть, — частными правительствами с широкой авторитарной властью над нашими…
- Вопрос толкования: федеральные суды и закон — новое издание Антонин Скалия
Под редакцией Эми ГутманнНам всем знаком образ чрезвычайно умного судьи, который определяет наилучшую норму общего права для рассматриваемого дела. По словам судьи Верховного суда США Антонина Скалиа, такой судья может маневрировать в более ранних делах…
- Собиратели, фермеры и ископаемое топливо: как развиваются человеческие ценности Ян Моррис
Под редакцией Стивена МаседоБольшинство людей в современном мире считают, что демократия и гендерное равенство — это хорошо, а насилие и имущественное неравенство — это плохо. Но большинство людей, живших за 10 000 лет до девятнадцатого века, думали как раз об обратном…
- Жизнь животных JM Coetzee
Под редакцией Эми ГутманнИдея человеческой жестокости по отношению к животным настолько поглощает писательницу Элизабет Костелло в ее последние годы, что она больше не может смотреть другому человеку в глаза: люди, особенно мясоеды, кажутся ей заговорщиками в преступлении. ..
- Приматы и философы: как развивалась мораль Frans de Waal
Под редакцией Стивена Маседо и Иосии ОбераМожно ли объяснить добродетельное поведение природой, а не разумным выбором человека? «В нас живет животное», — часто слышим мы, когда ведем себя плохо. Но почему бы и нет, когда у нас все хорошо? Приматы и философы решает этот вопрос, исследуя…
- Смысл жизни и почему это важно Сьюзан Вольф
Большинство людей, включая философов, склонны классифицировать человеческие мотивы как подпадающие под одну из двух категорий: эгоистические или альтруистические, корыстные или моральные. Однако, по словам Сьюзен Вульф, многое из того, что нас мотивирует…
- Удар первым: упреждение и предотвращение в международном конфликте Майкл В. Дойл
Под редакцией Стивена МаседоИмеют ли Соединенные Штаты право защищаться, нанося удар первыми, или они должны ждать, пока начнется нападение? Является ли доктрина агрессивных превентивных действий Буша оправданным и законным средством защиты от угроз, исходящих от…
- Пределы конституционной демократии Под редакцией Джеффри К. Тулиса и Стивена Маседо.
Конституционная демократия — это одновременно процветающая идея, полная оптимизма и надежд, и предприятие, чреватое ограничениями. Раскрывая причины этой двойственности, эта книга рассматривает трудности конституционного…
- Демократия, культура и голос поэзии Роберт Пински
Согласно общепринятому мнению, поэзии в современной демократии не место. Мы слышим, что поэт — жертва массовых развлечений и прозаической общественной культуры, изгнанный на художественные обочины, чтобы сочинять вариации на…
- Права человека как политика и идолопоклонство Майкл Игнатьев
Под редакцией Эми ГутманнМайкл Игнатьев опирается на свой обширный опыт писателя и комментатора мировых событий, чтобы представить проницательный отчет об успехах, неудачах и перспективах революции в области прав человека. Поскольку Организация Объединенных Наций приняла…
- Добро и совет Джудит Джарвис Томсон
Под редакцией Эми ГутманнКак нам жить? Чем мы обязаны другим людям? В Доброта и совет , выдающийся философ Джудит Джарвис Томсон исследует, как мы должны отвечать на такие фундаментальные вопросы. При этом она добивается больших успехов в…
- Истина против справедливости: мораль комиссий по установлению истины Под редакцией Роберта И. Ротберга и Денниса Ф. Томпсона.
Комиссия по установлению истины становится все более распространенным явлением в новых демократических государствах с репрессивным или раздорным прошлым. От Южной Африки до Гаити комиссии по установлению истины работают с разной степенью поддержки и успеха. Многим…
- Работа и благосостояние Роберт М. Солоу
Под редакцией Эми ГутманнЛауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Солоу обращает здесь свое внимание на одну из самых спорных социальных проблем современности: как заставить людей отказаться от социального обеспечения и найти работу.