«Публичное выступление о произведениях народного промысла»
Русский язык – 6 класс
Тема: «Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла».
Тип урока: развитие связной речи.
Форма проведения:
Цели урока:
познавательный аспект:
— знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;
— знать народные промыслы;
-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;
развивающий аспект:
-развитие письменной и устной речи;
— развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;
воспитывающий аспект:
-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;
— воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;
— содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Народные промыслы России”.
Предварительная подготовка к уроку: ученице дано индивидуальное задание «Русская матрешка».
Эпиграфы к уроку:
“Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Ход урока
Деятельность учителя
1.Организационный момент. Приветствие учеников.
Учитель:
— Здравствуйте! Предлагаю начать наш урок такими стихами.\
Славилась Россия
чудо-мастерами,
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Сувенир, сувенир,
русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Русские матрешки в
сарафанах ярких,
Хохломские ложки — лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки (Слайды 1-5)
Учитель:
— Обратите внимание на выставку, которая представлена ващему вниманию. Здесь у нас резные и расписные доски, жестяные разносы, расписные шкатулки, яркие платки, великолепные кружева, матрешки – все это произведения народного промысла неслучайно появились у нас на уроке.
2. Определение темы и целей урока. (Слайд )
Учитель:
-Как вы думаете ,ребята, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о предметах народного промысла)
— Для того чтобы точнее сформулировать тему, предлагаю взглянуть на следующий слайд? ( Слайд с оратором)
-Кто изображен? Что делает этот человек?
-Скажите как называли человека в древности , который выступал перед большим количеством людей? (оратор)
— А люди слушающие эти выступления назывались -…. (публикой)
— Отсюда и пошло название — публичное выступление
— Запишите число и тему урока «Публичное выступление о произведениях народного промысла».
-Поставим перед собой цель. Чему мы должны научиться на уроке?
- Узнать народные промыслы
- Знать особенности публичного выступления
- Развивать устную и письменную речь
3. Работа с учащимися. Слово учителя
Историческая справка.
Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами.
— Что такое “ремесло”? (слайд 3)
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд .
-Назовите мне ремесла, которые вы знаете? (резьба по дереву, изготовление глиняных изделий и т. Д )
Позднее ремесла приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.
Откуда появилось это название?
Очень давно, не было сельскохозяйственной техники , а земли были малоплодородными , не давали хороших урожаев, поэтому население было вынуждено заняться разными промыслами. Материалы использовали самые разные: дерево,жесть, ткань,глину, бересту и т.д. Изготавливали различные изделия: домашнюю утварь, одежду, игрушки, потом эти издели обменивали на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и старались эту красоту перенести на свои изделия при помощи кисти, красок, лака, обжига в печах. . Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века.
4. Индивидуальная работа по тексту.
Задание: вы должны прочитать текст и ответить на вопросы, которые бы раскрылибы основные положения возникновения народных промыслов
Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики.
Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха — существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них — матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.
Вопросы:
- Когда возник народный промысел? (в древности)
- Назовите
разновидности ремесел, которые развивались в разных уголках нашей страны (токарное
ремесло: резьба и роспись по дереву; художественная обработка керамики,;
кружевоплетение, чугунное литье).
- Назовите произведения народных промыслов снискавших мировую славу? (вызываю к доске ученика, он под диктовку записывает)
5. Словарная работа.
Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы — лучшие образцы народного искусства)
(Запись предложения)
Учитель:
— Объясните постановку знаков препинания.
(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)
6. Физкультминутка.
7. Работа в парах. Составление выступления.
Учитель:
— А сейчас я предлагаю попробывать себя в роли ораторов. Вы должны будите приготовить небольшое выступление о народных промыслах. Мы многое уже знаем как возник народный промысел, но хотелось бы более подробно расскрыть историю некоторых из них. Сейчас я вам раздам листы- помошники с небольшими текстами. Ниже дан план вашего выступления. Отвечая на эти вопросы вы сможите составить свои рассказ. Ответы на некоторые вопросы вы найдете в тексте, а на впр 4,5, 6 вы должны ответить самостоятельно. Ваше выступление должно состоять из 7 -10 предложений. (раздаточный материал на столах, учащиеся делятся на пары, приступают к работе)
Гжель. (1 пара)
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо.
В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.
План рассказа
1.Где возник керамический прмысел?
2. Что делают в Гжели?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Что бы вы сказали о мастерах Гжели?
6. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
7. Ваше отношение к предметам народного искусства.
8. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Учитель:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Хохлома (2 пара)
В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламе нная хохлома. Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.
План рассказа
1.Где возникла роспись по дереву?
2. Что делают в Хохломе?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Учитель:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Жостово (3 пара)
Промысел расписных металлических
подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические
заводы Демидовых и только в первой половине XIX века подносы стали
изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве
и др. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено
в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы
штампуют, После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают
масляным лаком обычно черного цвета Затем мастера расписывают подносы от руки
масляными красками полагаясь на собственную фантазию. узор наносится золотом
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются
крупные садовые и мелкие полевые цветы. После росписи жостовские изделия снова
трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонким порошком вручную до
зеркального блеска.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные,
прямоугольные, овальные и др.
План рассказа
1.Где возникли металлические подносы?
2. Как делают жостовские подносы?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка (4 пара)
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
Дымковские игрушки возникли на Вятской земле, в слободе Думково. Игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Изготовление Филимоновской игрушки сформировалосьв Тульской облости, в селе Филимоново. Основную массу изделий составляют свистульки. Коровы, петухи, медведи.
До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
План рассказа
1.Где возник керамический игрушка?
2. Какие игрушки делают в Дымкове? В Филимонове?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Учитель:
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Матрёшка (индивидуальное задание)
Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы — буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.
Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
(происходит оценивание выступлений каждой парой)
Полосы : «звезда»-5; «квадрат» — 4, «треугольник» — 3
8. Итоги урока
Учитель: — Вы познакомились с некоторыми народными промыслами России, вы узнали много нового,увидели, как можно подготовить интересное сообщение. Давайте вернёмся к теме сегодняшнего урока.
-О чем говорили на уроке? (о народных промыслах)
— Вернемся к нашей ромашке на доске. . Здесь у нас НП, Назовите в каких уголках России присутствует данный промысел?
резьба и роспись по дереву -Хохлома
художественная обработка керамики, — Гжель, Дымково
кружевоплетение- Вологодская область
чугунное литье- Жостово
-Что вдохновляло мастеров на создание такой красоты?
-Что называется – публичным выступлением?
9. Д,/з, (на выбор) подготовить публичное выступление о народных промыслах, которые не прозвучали на уроке: вологодские кружева, павлопосадские платки, палехская роспись,либо составить словарную диктовку на тему урока , не менее 13 слов
-Вы сегодня хорошо поработали и в награду получаем следующие оценки.
10. Релаксация
— Определите своё настроение в начале урока, в конце урока. (полоски )
Приложение 1
Гжель.
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.
При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо.
В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.
План рассказа
1.Где возник керамический прмысел?
2. Что делают в Гжели?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Что бы вы сказали о мастерах Гжели?
6. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
7. Ваше отношение к предметам народного искусства.
8. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Хохлома
В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламе нная хохлома. Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.
План рассказа
1.Где возникла роспись по дереву?
2. Что делают в Хохломе?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка (4 пара)
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
Дымковские игрушки возникли на Вятской земле, в слободе Думково. Игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Изготовление Филимоновской игрушки сформировалосьв Тульской облости, в селе Филимоново. Основную массу изделий составляют свистульки. Коровы, петухи, медведи.
До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
План рассказа
1.Где возник керамический игрушка?
2. Какие игрушки делают в Дымкове? В Филимонове?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Матрёшка
Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы — буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.
Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Жостово
Промысел расписных
металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены
металлургические заводы Демидовых и только в первой половине XIX века подносы
стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком,
Новосельцеве и др. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью
сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы
штампуют, После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают
масляным лаком обычно черного цвета Затем мастера расписывают подносы от руки
масляными красками полагаясь на собственную фантазию. узор наносится золотом
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются
крупные садовые и мелкие полевые цветы. После росписи жостовские изделия снова
трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонким порошком вручную до
зеркального блеска.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные,
прямоугольные, овальные и др.
План рассказа
1.Где возникли металлические подносы?
2. Как делают жостовские подносы?
3. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что
вас в них привлекает, что нравится?
4. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
5. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная
мысль.
6. Ваше отношение к предметам народного искусства.
7. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы) и её роспись. В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал — место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней — знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.
Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха — существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них — матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.
Приложение 2
ХОХЛОМА
ГЖЕЛЬ
ДЫМКОВО
ЖЕСТОВО
ВОЛОГОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
Выступление О.
П. Аксенова«Наша задача — возвратить сердца отцов детям»
Полковник в отставке АКСЕНОВ Олег Петрович,
первый заместитель председателя Совета ветеранов Управления
Уважаемые участники исторических чтений!
Уважаемые коллеги!
Тема сегодняшней встречи очень важна для ветеранской организации Управления. Это результат последовательного продолжения поисковых и аналитических исследований по воссозданию военной чекистской истории силами ветеранов и действующих сотрудников.
В прозвучавших докладах раскрыто подлинно историческое значение Тихвинской победы Красной Армии для судьбы Ленинграда, для судьбы всего Советского Союза. Показан весомый вклад в эту победу нашего Управления, приведены убедительные аргументы, характеризующие позитивную роль ленинградских чекистов в тех далеких событиях.
В своей книге «Ленинград в блокаде» уполномоченный Государственного Комитета Обороны по обеспечению населения города и войск фронта продовольствием
Д. В. Павлов отмечал, что взятие гитлеровцами Тихвина – небольшого, затерявшегося в лесах Ленинградской области городка, взбудоражило общественное мнение в Германии и многих странах мира. «Теперь Ленинград вынужден будет сдаться без пролития крови немецких солдат», — сообщала германская пресса. Берлинское радио
9 ноября через каждые 30 минут передавало как особо важное сообщение верховного главнокомандования о захвате немецкими войсками Тихвина.
Да, противник со дня на день ожидал величайшего для него события – падения твердыни большевиков – Ленинграда. Очень дорогой ценой, ценой больших потерь этого допущено не было. Уже через месяц враг был выбит из Тихвина, что стало судьбоносной вехой для почти трех миллионов ленинградцев.
Хорошо известно, что правильно сформулированный вопрос может послужить рождению нового понимания и осознания сути вещей. Так произошло и в случае осмысления ветеранами Управления важности тихвинских событий 70-летней давности.
Почетный председатель Совета ветеранов Владимир Дмитриевич Ермаков с некоторой долей пристрастия и даже с хитрецой часто спрашивал молодых ветеранских активистов, знают ли они, где и когда свершилась первая победа советских войск в ходе Великой Отечественной войны? Естественным был ответ: «Под Москвой» или «Под Ельней», наконец. Но заслуженный ветеран упорно утверждал: первый победный успех Советских Вооруженных Сил в той войне состоялся в боях за Тихвин. Тем самым был вызван неподдельный интерес к этой теме.
Пришлось углубиться в книги по военной истории, из которых следовало, что Тихвинская наступательная операция Красной Армии (10 ноября – 30 декабря 1941 года) была одной из первых наших крупных успешных наступательных операций. Впрочем, как и Ростовская наступательная операция (17 ноября – 2 декабря 1941 года). Решая свои прямые задачи по защите соответственно Ленинграда и Северного Кавказа, эти операции сковали силы противника, облегчили оборону Москвы и переход советских войск в контрнаступление на центральном участке советско-германского фронта.
А вот действительно первой успешной наступательной операцией Красной Армии в масштабе фронта стала Ельнинская операция (30 августа — 8 сентября 1941 года). Под Ельней в ходе Смоленского сражения родилась советская гвардия.
Но не мог же наш уважаемый Владимир Дмитриевич Ермаков ошибиться! Есть правда и на его стороне. И состоит она в том, что Ельней и Ростовом позднее противник вновь овладел. Тихвин же вошел в историю Великой Отечественной войны как первый город, окончательно освобожденный нашими войсками от немецко-фашистских захватчиков уже в 1941 году. В последующий период войны нога противника в этот город больше не ступала. Более того, как уже правильно отмечалось, оперативная инициатива на этом участке фронта принадлежала далее только Красной Армии.
В связи с Тихвинской темой у новых членов Совета ветеранов возник еще один вопрос, который они стали задавать сначала сами себе, потом — более старшим своим товарищам, представителям Службы кадров, Архива. Состоял он в следующем: почему память о Михаиле Петровиче Макарове, заместителе начальника нашего Управления, Заслуженном работнике НКВД, погибшем в мае 1942 года, не увековечена в Комнате боевой славы?
О факте гибели Макарова мы узнали из хранившихся в Совете воспоминаний начальника разведывательного отдела Управления того периода Леонида Ивановича Кожевникова. Подробнее ознакомились с личным делом Макарова, архивными материалами. Стали яснее понимать существо его тяжелейшей и многогранной работы по руководству Тихвинской оперативной группой Управления, развернутой в этом городе в соответствии с разработанным еще до войны мобилизационным планом. В сферу оперативных интересов группы входила большая территория, охватывающая тогда 17 районов, или почти четверть административных образований Ленинградской области. Отсюда, в непосредственной близости к фронту, осуществлялось руководство деятельностью советских разведчиков, выявление агентуры врага и предателей родины, контрразведывательное обеспечение промышленного и сельскохозяйственного производства восточной части области.
Боевой путь Михаила Петровича – полностью безупречен. Погиб он, когда ему не было и сорока лет, при исполнении служебных обязанностей, следуя в ночное время на автомашине в прифронтовой полосе из Тихвина в Малую Вишеру для проведения оперативно-поисковой операции. Мы пришли к выводу, что причиной некоторого «осторожного» отношения к оценке вклада Макарова в общие усилия Управления по достижению победы в битве за Ленинград мог послужить тот непроизвольный выстрел от сотрясения на бугристой дороге из находившегося у Михаила Петровича автомата, который оказался для него смертельным. И хотя сегодня совершенно очевидно: это был несчастный случай, трагическая случайность, но шлейф той послевоенной «осторожности» все же протянулся и в современность.
Интерес ветеранов к победе под Тихвином и к деятельности группы Макарова получил свое логическое развитие в преддверии 70-летия Тихвинской наступательной операции. На научно-практической конференции «Ленинградские чекисты – вклад в Великую Победу» в апреле прошлого года впервые была предпринята попытка анализа роли Управления в обеспечении той победной операции Красной Армии. Сделал ее Владимир Дмитриевич Ермаков. Чуть позднее делегация Совета при участии действующих сотрудников Управления выезжала в Тихвин, встретилась с главой администрации этого города Константином Борисовичем Полновым, договорилась о взаимодействии. Ко дню приезда делегации ведущая местная газета «Трудовая слава» опубликовала материалы нашей конференции об оперативной группе Макарова. Мы благодарны за это заместителю редактора газеты Шабановой Алле Анатольевне, которая сегодня вновь находится вместе с нами в Красном зале.
Настоящий же прорыв в понимании роли Управления в Тихвинской победе произошел после того, как в изучение этой темы включился Альберт Федорович Стародубцев, член президиума Совета ветеранов, Почетный сотрудник госбезопасности, автор основательного исторического труда «Дважды невидимый фронт. Ленинградские чекисты в тылу врага». Тихвинская тема раскрыта им и в статье в только что увидевшем свет очередном номере журнала «ФСБ: За и Против».
В результате серьезной работы в ведомственном архиве и архиве политических документов Альберт Федорович убедительно показал эффективность деятельности группы Макарова, аргументированно доказал, что она была самым тесным образом связана с расположенным также в Тихвине представительством Обкома партии и с командованием Ленинградского, а затем – и Волховского фронтов. Поэтому без большой доли натяжки можно сказать: командующему группой немецких армий «Север» Леебу, который встретил такой форпост на пути реализации заманчивой идеи о двойном окружении Ленинграда, действительно не повезло. И не случайно после поражения под Тихвином он был отправлен Гитлером в отставку.
По предложению Совета ветеранов фамилия Михаила Петровича Макарова в конце прошлого года была внесена в Книгу боевой славы Управления. Началась работа по поиску его родственников, прежде всего сына Вилена, 1927 года рождения. Был сделан запрос по месту прописки семьи Макарова по улице Чапыгина (до 1939 года – улица Вологодская) на Петроградской стороне. Установлено, что его жена и сын выехали из блокадного Ленинграда. Куда – не отмечено. Вероятнее всего, на родину Михаила Петровича в Саратовскую область. В силу того, что свидетельство о смерти Макарова находится в личном деле, можно сделать вывод о неучастии родственников в его похоронах.
Были предприняты ветеранские усилия и по установлению места захоронения Макарова: сначала на воинском кладбище в Тихвине, затем намеревались обратиться в Малую Вишеру. Нам казались нереальными похороны Михаила Петровича в Ленинграде, окруженном вражеским кольцом. Но потом эта мысль все же появилась, и при более внимательном изучении личного дела мы заметили на оборотной стороне свидетельства отдела ЗАГС довольно нечеткий штамп, который свидетельствовал о захоронении Макарова на Коммунистической площадке Большеохтинского кладбища. Через час мы уже были на этой площадке, дважды обследовали ее, но могилы одного из ярких и заслуженных руководителей нашего Управления военного периода не обнаружили. Некоторые заброшенные скромные обелиски военных лет уже невозможно было идентифицировать. Часть площадки оказалась занятой новыми захоронениями. Видимо, при отсутствии в городе родственников Михаила Петровича нить исторической памяти постепенно оборвалась.
Совет ветеранов Управления обязательно продолжит поисковую работу в отношении Михаила Петровича Макарова и возглавляемой им Тихвинской оперативной группы. Предстоит окончательно определить здание в Тихвине, в котором работала группа, и рассмотреть совместно с администрацией города вопрос об установке на нем памятного мемориального знака. Планируем провести также торжественно-памятные мероприятия в связи со 110-летием Макарова 12 июня 2012 года. Очень надеемся, что к этому времени нам удастся установить связь с кем-то из родственников Михаила Петровича. Ведь кроме сына у него были младшие четыре брата и две сестры. Наш сайт в Интернете (veteran-fsb.ru) помогает это делать.
Недавно, например, в электронной почте впервые появилась весточка и началась переписка с Виктором Петровичем Кубаткиным — сыном Петра Николаевича Кубаткина, начальника Управления в 1941 – 1946 годах. Сегодня Виктор Петрович — ректор Московского профессионального института управления.
Кожевников Л.И.
Очень важно не забывать и о тех чекистах, которые были рядом с Михаилом Петровичем Макаровым в тот очень важный для Ленинграда период. Сегодня, например, благодаря ветеранам, гораздо больше известно о боевом пути Леонида Ивановича Кожевникова, начальника разведотдела Управления военного времени. Участвуем в поддержании должного порядка на его захоронении. Ежегодно накануне 9 мая сюда приходят ветераны разведки и возлагают цветы. Установлена связь с дочерью Кожевникова – Тамарой Леонидовной.
Здесь следует назвать фамилию еще одного сотрудника нашего Управления, имеющего прямое отношение к Тихвинской победе. Это Александр Михайлович Сахаровский. До войны он трудился на судостроительных предприятиях Ленинграда, в Балтийском морском пароходстве, в 1939 году начал службу в органах госбезопасности, возглавлял структурное подразделение Водного отдела Управления. В 1941 году стал заместителем начальника разведотдела Кожевникова, затем руководил контрразведывательным направлением работы в аппарате Тихвинской оперативной группы.
Генерал-полковник А.М. Сахаровский
Впоследствии, с 1956 по 1971 годы, в самый разгар «холодной войны», Александр Михайлович более 15 лет возглавлял Первое главное управление нашего ведомства. По мнению ряда историков, это были звездные годы советской внешней разведки. Думается, у первичных ветеранских организаций подразделений разведки и транспортной контрразведки Управления есть возможности для более активного использования биографии выдающегося советского чекиста А.М. Сахаровского в интересах патриотического воспитания молодых сотрудников.
Во время визита делегации Совета ветеранов в Тихвин мы увидели обилие памятных знаков, посвященных жестоким боям за этот город в 1941 году – самой яркой и трагической странице в его истории. На территории Тихвинского мужского монастыря наше внимание было обращено на недавно установленный гранитный камень в честь роты разведчиков, которая, как на нем отмечено, «дерзновенной атакой выбила фашистский гарнизон из монастыря, спасла его от разрушения и способствовала успеху наступления войск освободителей г. Тихвина». При этом своей лаконичностью и мудростью потрясала главная надпись на камне о цели его установки: «Чтобы возвратить сердца отцов детям» с такой же лаконичной подписью: «Лука». Как видно, человечество с древних времен думало о важности преемственности поколений, о сохранении их лучших достижений и качеств. Надо ли говорить об актуальности этого в новейшей истории России?
Совет ветеранов Управления будет делать все возможное, чтобы и далее всесторонне исследовать чекистский вклад в Тихвинскую победу Красной Армии. Чтобы новые поколения сотрудников, наших земляков, вспоминая слова популярной песни о тех, кто «бился на Ладоге, дрался на Волхове», о том, как «русская сила солдатская немца за Тихвин гнала», вспоминали бы и о героической деятельности наших коллег военного лихолетья.
- Доклад М.С. Соловьева
- Доклад А.Ф. Стародубцева
Речь о жизни для студентов на английском языке
Жизнь – это драгоценный дар. Это сумма работы, путешествия, мечтаний, радостей, печалей, успехов и битв за перемены. Жизнь — это больше путешествие, чем пункт назначения. Надо жить мирно и счастливо. Поиск смысла и цели жизни — это самый большой поиск в жизни человека, а вопросы о смысле человеческой жизни извечны. Однако в жизни все еще есть некоторые привлекательные элементы, каждый день дарящие луч надежды и позитива.
У нас есть люди, семьи, родственники и друзья, которые делают нашу жизнь уникальной, достойной жизни и заставляют нас чувствовать, что наша жизнь особенная. Наша жизнь сложна, но именно эти проблемы делают ее достойной жизни.
Короткая Одноминутная Речь О Жизни Это Дар
Бог дал нам самый драгоценный дар; это жизнь. От нас зависит, как его использовать. Это зависит от нас или от нашего поведения. Поэтому это очень актуальная тема для обсуждения в школах, университетах, на рабочих местах или в общественных местах. Мы, конечно, обеспокоены тем, что наша молодежь сейчас тратит впустую свои жизни и отнимает время безрассудным поведением. Каждый день мы должны благодарить Бога за то, что он дал нам эту жизнь и еще один день для достижения наших целей. Таких, как вы, нет и никогда не будет, поэтому дорожите своей уникальностью.
Что меня удивляет, так это то, что я часто слышу, как люди обвиняют Бога в том, чего у них нет, и проклинают свою живость, но они не знают, что их жизнь ценна, если они упорно трудятся, чтобы сделать ее стоящей. Ценность жизни исходит из такого мышления. Только благодаря любви к семье и друзьям жизнь может стать лучше. Мы также делаем свою жизнь более красивой и полноценной, выполняя свои обязанности в семье, на работе, в обществе и во всем мире.
Длинная и краткая английская речь о жизни для студентов и детей
Длинная речь о жизни на английском языке для студентов
Доброе утро всем присутствующим. Сегодня я здесь, чтобы поделиться своими взглядами на жизнь. Жизнь — это непрерывный этап, который когда-нибудь должен будет остановиться. Это все о том, чтобы строить себя и поощрять себя. Жизнь можно понять только назад, поэтому ее нужно прожить вперед. Сама жизнь — это прекрасная возможность вдохновлять других, пока вы живете, а также получать вдохновение от других. Важно не количество лет, которые вы прожили, а то, насколько хорошо вы прожили. Нашей жизни по-прежнему угрожает страх смерти. Рано или поздно каждому человеку приходится столкнуться со смертью, но это не значит, что она должна мешать нам жить полной жизнью или достигать поставленных целей. Человек мудр только тогда, когда он / она готов встретить судьбу, когда она придет, но он / она наслаждается каждой мелочью до этого момента. Человеческая жизнь — невероятно ценный дар.
Каждый снимок человеческой жизни дает нам возможность действовать, чтобы строить и соединяться. Каждая секунда открывает нам дорогу к получению подарков. Правда в том, что жизнь преподносит нам как положительные, так и отрицательные ситуации. Чрезвычайно важно то, как мы на это реагируем. Никто, как вы, не рождается во вселенной, и никто никогда не будет, так что уважайте свою свободу. С уроками, борьбой, душевной болью и особыми моментами жизнь — это не что иное, как путешествие. В конце концов, это приведет нас к месту назначения, к нашему смыслу жизни. Дорога не всегда будет плоскостью; на самом деле, мы столкнемся со многими проблемами в наших путешествиях.
Наши храбрость, таланты, уязвимость и уверенность всегда будут проверяться этими испытаниями. На нашем пути могут встретиться препятствия, которые встанут между путями, и мы обречены их пройти. Мы должны преодолеть эти барьеры, чтобы быть на правильном пути. Возможно, эти барьеры — просто замаскированные подарки, но на данный момент мы этого не понимаем. Секрет жизни лучше понимают те, кто не так сильно к чему-то привязан. Лучший способ ценить жизнь — это жить с семьей и друзьями. Наша семья была первой группой людей, которые присутствовали с самого начала нашего путешествия и кормили нас.
Наши друзья — это люди, которые выбрали нас из множества других, чтобы заботиться о них и наслаждаться моментами с ними. В конечном счете, любовь, которую мы дарим, и любовь, которую мы получаем от наших близких, делают жизнь прекрасной и радостной. В конце концов я скажу, что мы можем сделать жизнь стоящей. Эту жизнь можно сделать красивой с помощью нашей семьи и друзей. Выполняя свои обязанности в семье, на работе, в обществе и в мире в целом, жизнь может стать более красивой и целеустремленной.
Короткая речь о жизни для детей
Доброе утро всем присутствующим. Сегодня я здесь, чтобы произнести речь о жизни. Жизнь ценна. Это подарок вам от Бога. Это настолько особенное, что на Земле нет никого похожего на тебя. Существование, опять же, это шанс. Это шанс добиться хорошего. Поэтому не имеет значения, как долго вы живете; насколько хорошо вы живете, это все, что имеет значение. И на скольких жизнях вы с любовью и поддержкой повлияете.
Другая идея состоит в том, что смерть все еще омрачает жизнь. Всем приходится с этим сталкиваться. Он или она — мудрый мужчина или женщина, готовые встретить смерть, когда она придет. Секрет жизни, как ни странно, лучше всего раскрывается тем, кто не связан своим имуществом. На них не влияют беспокойства и жизненные перемены судьбы. Это люди, которые живут не тем, что что-то добавляют к жизни, а тем, что взвешивают свою жизнь теми вещами, без которых они могут обойтись.
Жизнь — это прежде всего управление. Это вера, которая доверена вам. Такое понимание жизни заставляет вас остро осознавать, что все время, талант, сокровища и возможности, которыми вы благословлены. Именно эта надежда делает жизнь достойной. И именно семья и дружба, взращенные в любовных отношениях, делают жизнь прекрасной. Понимая свою роль в семье, на работе или в обществе в целом; и хорошо играя эту роль, жизнь также становится целеустремленной.
Жизнь — это путешествие, а не пункт назначения
Жизнь — это не пункт назначения, а путешествие, в котором есть уроки, трудности и особые моменты. Он приведет нас к нашему конечному пункту назначения, цели нашей жизни. Дорога не всегда будет плоскостью; мы столкнемся с многочисленными проблемами на протяжении всего нашего путешествия.
Эти трудности всегда будут подвергать испытанию нашу храбрость, силу, недостатки и веру. По пути мы можем столкнуться с препятствиями, которые стоят на пути, по которому мы должны идти.
Мы должны преодолеть эти трудности, чтобы оставаться на правильном пути. Иногда эти препятствия являются замаскированным благословением, но мы не осознаем этого в то время. Секрет жизни лучше всего понимают люди, которые ни к чему особо не привязаны.
В результате люди ничего не знают о своих заботах и переменах в жизни. Это те, кто измеряет свою жизнь не материальными вещами, а людьми, без которых они не могут жить.
10 Lines for English Speech About Life
Жизнь – это очень драгоценный дар, данный нам Богом, и мы должны быть благодарны Ему за то, что Он дал нам такой драгоценный дар.
Трудности — это часть жизни, и без них наша жизнь станет скучной и беспокойной.
Бог дал нам много хорошего в нашей жизни, в том числе красоту природы.
Нам дарят позитив и удовлетворение в жизни деревья, животные, растения, солнечный свет и т. д.
Природа говорит нам, что, несмотря ни на что, мы можем быть счастливы и полны надежд.
Нам нужно ставить перед собой определенные цели и усердно и добросовестно выполнять их, чтобы сделать нашу жизнь ценной.
Чтобы получить благословения и добрые пожелания от наших старших и товарищей, мы должны очень часто делать что-то хорошее.
Семья — неотъемлемая часть нашей жизни, и мы должны заботиться о ней и всегда уважать ее.
Во-вторых, наши друзья являются важной частью нашей жизни, помимо семьи, так как они поддерживают нас без каких-либо условий.
Мы всегда должны признавать позитивные вещи, которые происходят в нашей жизни.
Информативные речи об объектах, процессах и концепциях
Цели обучения
Определить характеристики информативных речей об объектах, процессах или концепциях.
Речи о предметахОбъект — это то, что имеет физическое существование — его можно воспринять органами чувств. Примеры объектов могут включать такие учреждения, как колледж, который вы посещаете, такие места, как Гранд-Каньон, вещества, такие как кофе, и неодушевленные предметы, такие как музыкальный инструмент.
Конрад недавно купил произведение искусства Пуэрто-Рико во время своего путешествия на остров. Он очень взволнован этой прекрасной картиной и хочет поделиться с друзьями тем, как он ее приобрел. Когда его друзья заходят в гости, он рассказывает им все о картине. Он участвует в неформальной информативной речи об объекте.
Однако, в отличие от неформального описания объекта, формальная речь об объекте должна иметь четкую цель и структуру. Зрителям нужно знать , почему они изучают этот объект, и им нужно узнавать об этом в ясной и структурированной форме. (Мы углубимся в вопрос структуры в следующем разделе.)
Смотреть: Стив Джобс
Одна из самых известных речей об объекте — речь, в которой Стив Джобс представил iPhone.
Вы можете просмотреть стенограмму «Стив Джобс представляет iPhone в 2007 году» здесь (откроется в новом окне).
Речи о процессахПроцесс – это действие, включающее предсказуемый ряд изменений, фаз или шагов. Когда вы произносите речь о процессе, вы информируете свою аудиторию о том, как что-то работает или как что-то делается или делается. Речь о том, как подать заявку на получение стипендии, как испечь хлеб или как работает переработка отходов, может быть примером речи о процессе, как и любая речь, в которой вы физически демонстрируете, как что-то делать, например, как заменить спущенную шину или как играть на гитаре.
Смотреть: Шантелл Мартин
В этом видео художница Шантелл Мартин рассказывает о своем процессе рисования.
Вы можете просмотреть стенограмму «Шантелл Мартин: Следуйте за пером» здесь (откроется в новом окне).
Что смотреть:
Поскольку художественная работа Мартина настолько ориентирована на процесс, ее описание искусства тесно связано с тем, как она творит. «Положи ручку и просто возьми ее. Ручка знает, куда идет». В середине видео Мартин также рассказывает о своем процессе становления художником и о том, как ее окружение повлияло на визуальные работы, которые она создала.
Речи о концепцияхКонцепция – это идея, убеждение, принцип или теория. Биоэтика, права человека, свобода слова, свобода вероисповедания и карма являются примерами концепций. Общим для всех понятий является то, что они являются абстрактными или общими идеями. В результате речи о концепциях часто бывает труднее подготовить и произнести, чем речи о более конкретных вещах, таких как люди или события.
Смотреть: Брайан Грин, «Вся эта общая теория относительности»
В этом ролике из Позднего шоу со Стивеном Колбертом профессор физики и научный сотрудник Брайан Грин объясняет, как работает гравитация.