Общество — что это такое? В широком и узком смысле
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Общество — это ключевое явление, которое связано с каждой темой в обществознании. Поэтому, прежде чем углубляться в предмет, стоит начать с его главного понятия. В этой статье мы собрали все, что может помочь вам увидеть общество с разных ракурсов: что это такое, его виды, признаки и функции.
Что такое общество?
В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, с помощью которых они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.
Общество в узком смысле слова | |||
---|---|---|---|
Значение | Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение | Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе | Этап исторического развития человечества |
Пример | Спортивное, поэтическое общество и т. д. | Российское, испанское, чилийское общество и т. д. | Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д. |
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Признаки и функции общества
целостно — все элементы в нем едины;
социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;
стабильно — его состояние устойчиво;
автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;
способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.
Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:
Функции общества | ||||
---|---|---|---|---|
Производственная | Регулирующая | Социальная | Культурная | Распределительная |
Люди производят материальные блага и услуги | Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок | Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род | Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение | Продукты труда люди распределяют между собой |
Какими бывают общества?
Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.
Типология обществ | ||||
---|---|---|---|---|
По письменности | По управлению и социальному расслоению | По открытости | По уровню технологического развития | |
Дописьменные и письменные | Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои) | Закрытые и открытые | Развитые, развивающееся, отсталые | Традиционное, индустриальное, постиндустриальное |
Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.
Проверь себя
Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.
Задание 1
Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?
Задание 2
Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.
Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.
По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.
Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.
По одному из определений общество — это этап развития человечества.
У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.
Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.
Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.
В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.
Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.
Задание 3
Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.
Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на экзаменах есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания из экзамена.
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Демократия
К следующей статье
105.3K
Основные функции семьи
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Где заканчивается взаимодействие и начинается насилие
- Фото
- Getty Images
Для начала хочу определиться с двумя понятиями.
Что такое насилие?
Любые формы воздействия одного человека на другого с целью заставить его против воли делать то, что нужно первому. Ключевые моменты здесь: «любые формы», «цель» (то есть преднамеренность) и «против воли». Я не считаю, что обязательным условием для определения насилия должны являться, как это сказано в определении ВОЗ, «телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».
Что такое личная психологическая граница?
Линия между «я/мое» и «не-я/чужое». На «я/мое» полностью и безраздельно распространяется право собственности носителя этого «Я», и никто больше не может этим распоряжаться. Другое дело, что у людей личные границы разной ширины и, соответственно, разные представления о том, чем они могут распоряжаться, а чем – нет. Например, если формально мое личное время/место не ощущается как «мое», то моим временем/местом легко может завладеть другой, и я сопротивления не окажу. Защищается (агрессией) только то, что входит внутрь психологических границ. Если они ужасно тесные – то и в жизни этого человека очень легко потеснить. В крайних случаях «я/мое» не распространяется даже на формально собственное тело.
Я иногда предлагаю клиентам провести такой эксперимент в паре. Один из «партнеров» выбирает место в помещении и мысленно проводит границу вокруг себя, внутри которой «Я». После того как он это сделает (и никому не говорит о том, где граница), второй начинает приближаться, и задача первого – остановить его, как только он подойдет к границе. И вот тут проявляются различные феномены взаимодействия двух людей. Кто-то из приближающихся сильно беспокоится о комфорте ожидающего и останавливается сам, иногда за несколько шагов до мысленной границы. Кто-то из ожидающих легко говорит «стой, дальше нельзя», и подходящий спокойно останавливался. Были ситуации, когда ожидающий по мере приближения второго «партнера» начинал нервничать, беспокоиться, но никак не давал знать о том, что мол, дорогой, ты перешел границу. Некоторые приближающиеся замечали нервозность и сами тормозили (или же шагали все менее и менее уверенно), некоторые спокойно шли прямо на столкновение, и в этот момент ожидающие начинали пятиться, но по-прежнему никак не желали ни жестом, ни словом остановить тех, кто явно вторгся за пределы мысленно установленных границ. Был один крайний случай, когда приближающийся мужчина просто проигнорировал слова и жесты женщины «стоп!», объясняя это тем, что «я хотел подойти, и я сделал то, что хотел, а чего это она будет мне диктовать, что должен делать, а что нет?». В сознании этого человека абсолютно отсутствовали чужие личные границы как факт, даже когда он на уровне «головы» знал о том, что эти границы есть (а в ответ на замечание, что он сейчас совершил практически настоящее изнасилование, отмахнулся: «Изнасилование – это совсем другое, я не извращенец какой-то!»).
После этого эксперимента неизбежно задавался вопрос: «А что вы чувствовали, когда партнер приближался?» А также – «Что происходило с вами, когда вы приближались?»; «Как вы обходились со своими переживаниями?»; «Что заставило вас терпеть дискомфорт, но не давать реакцию на вторжение в личные границы?»; «А что побудило вас приближаться и приближаться, несмотря на то что вы понимали/чувствовали, что уже забрались на чужую территорию?»
В обсуждении для многих партнеров нередко настоящим открытием является то, что они ОБА приняли деятельное участие в создании дискомфортной ситуации, если таковая была. Просто «жертв» и просто «насильников» практически не было, за исключением того примера с полным игнором ответной реакции женщины, где роли были четко определены. А так – жесткое деление на «хороших» и «плохих» провести удавалось далеко не всегда. Ответы на заданные выше вопросы были разные. И они дают ключ к пониманию того, где заканчивается здоровое взаимодействие и начинается насилие. Можно выделить несколько вариантов.
1.Гиперчувствительность к чужим границам
В этом случае люди вообще не вступают в контакт с другим человеком и не обозначают своих интересов/потребностей, направленных на другого, потому что боятся сделать ему неудобно. «Гиперчувствительностью» нередко обладают люди, жившие длительное время с теми, у кого личные границы раздуты непомерно и любое «лишнее» движение остальных воспринималось как нападение. Отсюда привычка ужимать себя и «гиперуважать» других, полностью подавляя собственную инициативу. Как следствие – дырявые личные границы, которые легко смять или проигнорировать, потому что другому от них неудобно.
2.Способность к контакту на границе
Два человека приближаются, их личные границы сталкиваются, и они дают об этом знать. Здесь мое, а здесь мое, вот мои желания, а вот мои желания. Происходит нормальная демаркация, «притирка». Она возможна, однако, только тогда, когда оба партнера говорят о себе, своих потребностях и желаниях, и при этом имеют выбор, какие потребности партнера они готовы удовлетворять, а какие – нет. Во время контакта люди постоянно проверяют границы друг друга. Например, сделать что-то, что ты считаешь приятным для другого, при этом не спрашивая его, – это проверка границы. Если другой отреагировал гневом – ты точно перешел границу, «причинил добро», и здесь важно подать назад и определиться с тем, где будет проведена линия. Но произошедшее – это еще не насилие, это просто нарушение личных границ, которое периодически может происходить у всех.
В пример приведу историю с нелепым и очень неудобным подарком. Бабушка подарила своей маленькой внучке живого кролика, никак не приняв в расчет того, что заботиться о кролике придется матери. Что она и делала в течение несколько лет, но является ли эта ситуация насилием? Мама не отказалась принимать этого кролика, выбрав радость ребенка, а не собственные потребности. Ничего приятного в этой ситуации нет, но насилием она не является: выбор отказаться был, правда, цена за него была довольно высока, а границы на тот момент обозначены не были. Нужно учесть, что ситуация выбора бывает ложной: вас вроде спрашивают о чем-то, но ответ игнорируется и человек все равно поступает по-своему. Итак, контакт на границе иногда приводит к тому, что мы нарушаем чужие границы, и это нормально. Нарушений не делает лишь тот, кто вообще не вступает в контакт.
Есть еще один вариант сближения. Когда оба партнера, приближаясь друг к другу, спрашивают: «Как тебе быть на таком расстоянии? Могу ли я встать поближе?» В обычной жизни это означает внимание к переживаниям и потребностям другого. Как сделать партнера несчастным? Забыть о том, что у него есть своя территория и на этой территории он устанавливает правила сам. Можно попытаться договориться о новых правилах, но не продавить. С момента продавливания (упрашивания, игнорирования) диалог прекращается и начинается насилие.
3.Игнорирование четко обозначенных чужих границ
Если кто-то четко выразил: «так со мной можно, а так – нельзя», а второй продолжает делать (или пытаться сделать) то, что хочется ему, – с этой точки начинается насилие. И здесь никаких других вариантов нет. «Я сегодня не хочу секса» – «Ну да ладно, чего тебе стоит!» С того момента, как прозвучало «Я не хочу секса!» – все дальнейшие попытки приступить к сексу являются попытками вторгнуться на территорию, которая закрыта. Почему она закрыта (почему человек не хочет секса), это другой вопрос, и при способности к контакту на границе обоих партнеров он может быть решен. И защитная агрессия здесь – нормальная и закономерная реакция.
«Благодеяния» нередко тоже становятся формами насилия. Я знаю историю, в которой отец решил «облагодетельствовать» свою дочь, и, когда она была в отпуске, за две недели бригада рабочих, нанятых отцом, полностью переделала ее квартиру в соответствии с представлениями отца. Никто дочь не спрашивал, разумеется, хочет она этого или нет, а выбора – принимать или не принимать – у нее не было. Она была поставлена перед фактом. Отец просто удовлетворил свою потребность за счет дочери. По сути это – символическое изнасилование, то есть проникновение вглубь личной (даже интимной) территории без дозволения жертвы, да еще в ее «бессознательном» состоянии. В данном случае границы были четко обозначены, и они были нарушены. Пищевое насилие, финансовое насилие – любые формы взаимодействия, в которых один из партнеров делает с другим то, что хочет он, игнорируя волю другого, являются насилием. Бестактные замечания и сравнения, обесценивание, непрошенные советы – все это, будучи нарушением личных границ, само по себе насилием не является, но становится им, когда прямо было сказано: не сравнивай меня с Женей или Сашей, меня это оскорбляет. Я не хочу, чтобы ты мне давал/а советы, если будет нужно – попрошу.
Одной из пограничных зон здесь является флирт. Сближение мужчины и женщины подразумевает проникновение за границы, и здесь очень важна чувствительность друг к другу, к реакциям на каждый осторожный шаг навстречу. А простое хватание женщины или мужчины за «интересные места» не оставляет выбора и является насилием со всеми вытекающими реакциями на это. Не всегда у партнера есть возможности и ресурсы сопротивляться или вовремя отреагировать, но возможность прямо обозначить свое отношение есть всегда.
4.Неопределенные или необозначенные личные границы
Один из партнеров или оба никак не могут внятно обозначить свое отношение к тому или иному факту. Например, мужчина хочет секса, а женщина в ответ очень неопределенно говорит «может быть», «посмотрим», «ну-у-у-у», «наверное» и так далее. И невербальные послания тоже двойственны. Эти неопределенные слова и жесты не означают ни отказа, ни согласия, и, по факту, трактовка отдается на откуп инициатору секса. А он может интерпретировать это с позиций, желательных для него, что естественно. «Ага, нужно быть более настойчивым, она этого ждет!» (Она же никак не обозначила, чего она ждет.) Непонятно, где флажки. В отсутствие прямой обратной связи люди нередко начинают искать какие-то внешние критерии, которые позволили бы понять партнера. А среди них могут быть стереотипы про «правильное» мужское или женское поведение, культурные нормы (три раза предложи – два раза откажись, продемонстрируй скромность, на третий соглашайся), советы друзей и подруг. Ориентация на внешние критерии ни к чему хорошему не приводит: контактируют не реальные люди, а ходячие стереотипы. Является ли тогда продолжающаяся инициатива мужчины насилием? Нет. Он выбирает приемлемый для него вариант действия в неопределенных условиях, иногда основанный даже на прошлом опыте: когда, проявив инициативу, он не встретил отклика, но прекратив ее проявлять, вдруг сталкивается с обидой…
Предупреждение!
Обвинение пострадавшего человека в том, что он виноват в насилии над собой со стороны другого человека, – неприемлемо и служит «отличным» оправданием для совершившего насилие. Совершивший насилие несет полную вину и ответственность за него, а относительно пострадавших речь может идти только о его/ее ответственности за защиту личных границ, но никак не за насилие.
Причины, по которым трудно обозначить свои границы, разные. Кто-то боится обидеть, кто-то просто боится за свою жизнь и здоровье из-за прошлого опыта. Кто-то манипулирует, играет в свои игры. А кто-то просто не может найти психологический ресурс для противостояния насилию или для обозначения своих границ, поэтому сам факт знания о том, как можно свои границы защищать, может не помочь. Обретение этих ресурсов нередко является задачей психотерапии.
Новое на сайте
Терпение, мудрость и прагматизм: 7 слов, помогающих жить в неопределенности, — обретите устойчивость
«Как понять, что это любовь? И взаимна ли она?»
«Папа больше любит мою сестру. Ее он балует, а мне обидно»
Пограничное расстройство личности: 7 плюсов
На грани развода: возможно ли исправить отношения — 6 необходимых шагов
«Я почувствовала, что теперь это мой ребенок»: как стать хорошей мачехой
Тест: Достигли ли вы с партнером сексуальной гармонии в отношениях?
«Как понять, что является делом моей жизни?»
Понимание социального взаимодействия | Безграничная социология |
Социальное взаимодействие
Понимание социального взаимодействия
В социологии социальное взаимодействие — это динамичная, изменяющаяся последовательность социальных действий между людьми или группами.
Цели обучения
Рассмотрите четыре типа социальных взаимодействий: случайные, повторяющиеся, регулярные и регулируемые
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Социальное взаимодействие — это обмен между двумя или более людьми, который является структурным элементом общества. Социальное взаимодействие можно изучать между группами из двух (диады), трех (триады) или более крупных социальных групп.
- Взаимодействуя друг с другом, люди создают правила, институты и системы, в которых они стремятся жить. Символы используются для сообщения ожиданий данного общества тем, кто в нем впервые.
- Эмпирическое изучение социального взаимодействия является одним из предметов микросоциологии. Методы включают символический интеракционизм и этнометодологию, а также более поздние академические подразделения и исследования, такие как психосоциальные исследования, разговорный анализ и взаимодействие человека с компьютером.
- При символическом интеракционизме реальность рассматривается как социальное, развитое взаимодействие с другими. Этнометодология задается вопросом, как взаимодействие людей может создать иллюзию общего социального порядка, несмотря на то, что они не понимают друг друга полностью и имеют разные точки зрения.
Ключевые термины
- диада : Пара вещей, находящихся в определенном отношении; диадическое отношение.
- Социальное взаимодействие : Социальный обмен между двумя или более людьми.
- социальная группа : Совокупность людей или животных, которые имеют определенные характеристики, взаимодействуют друг с другом, принимают ожидания и обязательства в качестве членов группы и имеют общую идентичность.
В социологии социальное взаимодействие — это динамическая последовательность социальных действий между людьми (или группами), которые изменяют свои действия и реакции из-за действий своего партнера (партнеров) по взаимодействию. Социальные взаимодействия можно дифференцировать на случайные, повторяющиеся, регулярные и регламентированные.
Социальное взаимодействие — это социальный обмен между двумя или более людьми. Эти взаимодействия составляют основу социальной структуры и поэтому являются ключевым объектом фундаментального социального исследования и анализа. Социальное взаимодействие можно изучать между группами из двух (диады), трех (триады) или более крупных социальных групп.
Социальные структуры и культуры основаны на социальных взаимодействиях. Взаимодействуя друг с другом, люди создают правила, институты и системы, в которых они стремятся жить. Символы используются для сообщения ожиданий данного общества новичкам в нем, будь то дети или посторонние. Через эту широкую схему социального развития можно увидеть, что социальное взаимодействие лежит в его основе.
Эмпирическое изучение социального взаимодействия является одним из предметов микросоциологии, которая касается природы повседневных человеческих социальных взаимодействий и действия в малом масштабе. Методы включают символический интеракционизм и этнометодологию, а также более поздние академические подразделения и исследования, такие как психосоциальные исследования, разговорный анализ и взаимодействие человека с компьютером.
При символическом интеракционизме реальность рассматривается как социальное, развитое взаимодействие с другими. Он утверждает, что и индивидуумы, и общество не могут быть отделены далеко друг от друга по двум причинам. Во-первых, они оба созданы посредством социального взаимодействия. Вторая причина заключается в том, что их нельзя понять в терминах без другого. Этнометодология , ответвление символического интеракционизма, которое ставит вопрос о том, как взаимодействие людей может создавать иллюзию общего социального порядка, несмотря на то, что они не полностью понимают друг друга и имеют разные точки зрения.
Этнометодология
Этнометодология изучает процедуры, которые люди выполняют, чтобы создать ощущение упорядоченности в конкретном учреждении или сообществе.
Цели обучения
Определите три отличия этнометодологии от традиционной социологии и то, как социологи определяют различные методы этнометодологии, особенно фундаментальное предположение, этнометодологическое безразличие, первый раз и Sack’s Gloss
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Цель этнометодологии — задокументировать методы и практики, с помощью которых члены общества осмысливают свой мир.
- Энн Ролз характеризует фундаментальное положение этнометодологических исследований, говоря, что «члены общества должны иметь некоторые общие методы, которые они используют для взаимного построения осмысленной упорядоченности социальных ситуаций».
- Этнометодология отличается от традиционной социологии тем, что занимается не столько анализом общества, сколько процедурами, посредством которых создается социальный порядок.
- В отличие от традиционных социологических форм исследования, этнометодологическая перспектива не делает теоретических или методологических апелляций к внешним предположениям относительно структуры актора или актерской характеристики социальной реальности.
Ключевые термины
- этнометодология : академическая дисциплина, которая пытается понять социальные порядки, которые люди используют, чтобы осмыслить мир, анализируя свои отчеты и описания своего повседневного опыта.
- агностицизм : Мнение о том, что существование Бога или всех божеств неизвестно, непознаваемо, недоказуемо или недоказуемо.
- Гарольд Гарфинкель : Он известен созданием и развитием этнометодологии как области исследований в социологии.
Этнометодология — этнографический подход к социологическим исследованиям, предложенный американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. Цель этнометодологии — задокументировать методы и практики, с помощью которых члены общества осмысливают свой мир.
Гарфинкель ввел термин «этнометодология» в 1954 году, когда готовил статью, включавшую его раннее исследование присяжных. Он предположил, что этнометодология может служить подходящим термином для изучения «знаний члена о его обычных делах, его собственных организованных предприятиях, когда это знание рассматривается [исследователями] как часть той же самой установки, которая делает его упорядоченным. «Например, исследуя поведение присяжных, этнометодолог попытается описать методы здравого смысла, с помощью которых члены присяжных выступают в совещательной комнате в качестве присяжных — установление фактов, построение цепочек доказательств, определение надежности свидетелей. показания, установление иерархии выступающих в совещательной комнате, определение виновности или невиновности подсудимых. Эти методы должны были служить для установления социального порядка быть присяжным в этой конкретной социальной среде.
Некоторые ведущие политики, методы и определения
- Фундаментальное допущение этнометодологических исследований: Энн Ролз охарактеризовала это фундаментальное допущение, сказав, что «члены общества должны иметь некоторые общие методы, которые они используют для взаимного построения осмысленной упорядоченности социальных ситуаций». .»
- Этнометодологическое безразличие: Этнометодология придерживается политики преднамеренного агностицизма или безразличия к предписаниям, предрассудкам, методам и практикам социологического анализа. Политику этнометодологического агностицизма нельзя понимать как равнодушие к проблемам социального устройства; Этнометодологический агностицизм относится к видению социальных проблем только так, как их видят члены общества.
- В первый раз: «В первый раз» — это попытка описать любую социальную деятельность, независимо от ее рутинного или обыденного вида, как если бы она происходила в первый раз. Это делается для того, чтобы показать, как наблюдатель действия составляет действие для целей формулирования любого конкретного описания. Смысл такого упражнения состоит в том, чтобы подчеркнуть сложность социологического анализа и описания, особенно индексальные и рефлексивные свойства собственных описаний акторов или наблюдателей того, что происходит в той или иной ситуации.
- Sacks’ Gloss: Sacks’ Gloss предполагает, что исследователь, интересующийся вопросами, относящимися к определенному социальному порядку, должен искать ответы у членов этого социального порядка. Это противоречит идее, что на такие вопросы лучше всего отвечает социолог.
- Область исследования этнометодологии: предметом изучения этнометодологии являются социальные практики реальных людей в реальных условиях и методы, с помощью которых эти люди создают и поддерживают общее чувство социального порядка.
Этнометодология и традиционная социология
Три основных различия между традиционной социологией и этнометодологией:
- В то время как традиционная социология обычно предлагает анализ общества, принимая объективную истину социального порядка как должное, этнометодология занимается процедурами, с помощью которых этот социальный порядок создается и распределяется.
- В то время как традиционная социология обычно предоставляет описания социальных условий, которые конкурируют с фактическими описаниями, предлагаемыми индивидами, которые являются участниками этих условий, этнометодология стремится описать фактические процедуры, которые люди используют в своих описаниях этих условий.
- Структурно-функционалистские исследовательские программы методично навязывают ранее существовавшие аналитические схемы своим областям исследования. Символические интеракционистские программы предполагают правдивую основу символов, интерпретируемых акторами, участвующими в социальных сценах. Для сравнения, этнометодология специально избегает использования этих типов программных предположений в своих описаниях социальных сцен.
В отличие от традиционных социологических форм исследования, этнометодологическая перспектива не делает теоретических или методологических апелляций к внешним предположениям относительно структуры актора или актерской характеристики социальной реальности. Этнометодология не имеет отношения к субъективным состояниям человека или группы людей. Он отказывается приписывать концептуальные проекции, такие как «ценностные состояния», «чувства» или «целевые ориентации» какому-либо действующему лицу или группе действующих лиц, и не постулирует определенный «нормативный порядок» как трансцендентальную характеристику социальных сцен.
Для этнометодолога методическая реализация социальных сцен происходит в реальных условиях, находящихся под пристальным вниманием. Эта реализация структурируется участниками сеттинга посредством рефлексивного учета особенностей этого сеттинга. Работа этнометодолога состоит в том, чтобы описать характер этих действий, а не объяснять их способом, выходящим за рамки реальной практики учета участника в данной среде.
Гарольд Гарфинкель : Социолог Гарольд Гарфинкель отвечал за развитие этнометодологии.
Драматургия
Драматургия — это социологическая концепция, разработанная Эрвингом Гоффманом, которая использует метафору театра для объяснения человеческого поведения.
Цели обучения
Объясните, как люди используют драматургию, чтобы влиять на мнение и точку зрения других, в частности, посредством управления впечатлением и концепции «улицы с двусторонним движением»
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- выполняет.
- Каждый стремится контролировать чужое впечатление о себе. Это называется управлением впечатлениями.
- Драматургия подчеркивает двойную оценочную работу, которую выполняют как исполнитель, так и публика, тем самым демонстрируя неразрывную связь между исполнителем и зрителем, личностью и обществом.
- Поведение на авансцене — это то, что видно аудитории, а поведение за кулисами — то, к чему у аудитории нет доступа.
Ключевые термины
- Управление впечатлением : В социологии и социальной психологии управление впечатлением представляет собой целенаправленный сознательный или бессознательный процесс, в ходе которого люди пытаются повлиять на восприятие другими людьми человека, объекта или события; они делают это, регулируя и контролируя информацию в социальном взаимодействии.
- За кулисами : Действия, которые происходят только тогда, когда зрителей нет рядом.
- Передняя ступень : Действия, которые видны зрителям и являются частью спектакля.
Драматургия — это социологическая перспектива, которая является составной частью символического интеракционизма и используется в социологическом анализе повседневной жизни. Драматургия, разработанная американским социологом Ирвингом Гоффманом в его основополагающем тексте 1959 года «Представление себя в повседневной жизни », использует метафору театра для объяснения человеческого поведения. Согласно этой точке зрения, люди совершают действия в повседневной жизни, как если бы они были артистами на сцене. Идентичность осуществляется через роли. Здесь термин «роль» работает двояко, ссылаясь как на имя театрального персонажа, так и на способы, которыми люди исполняют роли в реальности, выступая в роли матери, друга, мужа и т. д. Драматургия утверждает, что представление себя через Роль – это способ взаимодействия с обществом.
Управление впечатлениями
Гоффман утверждает, что каждое выступление — это самопрезентация и что каждый стремится произвести определенное впечатление в сознании других. Этот универсальный привод называется управлением впечатлениями. Люди управляют впечатлением о них других, успешно изображая себя «на сцене» или на публике. Люди представляют себя другим на основе культурных ценностей, норм и ожиданий. Большую часть времени люди стремятся оправдать ожидания общества, но драматургическая рамка применима даже в случаях бунта. Если человек хочет показать, что он не согласен или не идентифицирует себя с социальными нормами, он должен использовать общедоступную систему символов для передачи этой информации. Таким образом, она все еще занимается управлением впечатлением, пытаясь представить себя обществу определенным образом. С драматургической точки зрения идентичность успешна, когда публика видит исполнителя таким, каким он или она хочет, чтобы его видели.
Улица с двусторонним движением
Новаторская сила драматургической точки зрения заключается в признании природы «улицы с двусторонним движением» управления идентичностью. Человек вкладывает энергию в изображение определенной идентичности другим людям. Драматургия связывает как представление, так и прием, демонстрируя, что личность человека фундаментально переплетена с обществом вне его самого. Исполнитель всегда осознает, что публика проводит оценочную работу самостоятельно и может усомниться в подлинности исполнения.
Взаимосвязь индивидуального самосознания и общества подтверждается острым восприятием актером публики. Гоффман объясняет это осознание с точки зрения поведения на авансцене и за кулисами. Действия на авансцене — это действия, которые видны публике и являются частью спектакля, в то время как действия за кулисами происходят только тогда, когда зрителей нет рядом. Примером этого может быть тип обслуживания клиентов, воплощенный бариста в местной кофейне. Находясь на дежурстве и перед клиентами, бариста, как правило, делают то, что хочет клиент, и стараются не обращать внимания на неприятные просьбы. Бариста хочет донести до клиента, что она готова удовлетворить его потребности. Однако, как только клиент уходит, бариста может высмеять клиента перед коллегами. Это показывает, как люди постоянно настраиваются на аудиторию и соответственно меняют свое поведение.
Сцена представления : Эрвинг Гоффман использует метафору сцены, чтобы объяснить человеческое поведение в повседневной жизни.
Лицензии и авторство
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, особое указание авторства
- Символический интеракционизм. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Symbolic_interactionism. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Социальное взаимодействие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Взаимодействие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Микросоциология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- пара. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- социальная группа. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Этнометодология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- этнометодология. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : https://en.wiktionary.org/wiki/ethnomethodology. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- агностицизм. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Гарольд Гарфинкель — Wikidi. Предоставлено : Wikidi. Расположен по адресу : https://www.wikidi.cz/. Лицензия : CC BY: Attribution
- Драматургия (социология). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Управление впечатлениями. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Гарольд Гарфинкель — Wikidi. Предоставлено : Wikidi. Расположен по адресу : https://www.wikidi.cz/. Лицензия : CC BY: Attribution
- Предоставлено : http://Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: Не известно Авторское право
Предыдущий
Следующий
Социальное взаимодействие: определение, теория и примеры
Язык без социального взаимодействия сделал бы его любопытным; изучается экспертами, никто не говорит. Люди взаимодействуют друг с другом сотни раз в день. Некоторые взаимодействия являются вербальными (приветствие, прощание и все, что между ними), а некоторые взаимодействия являются невербальными или символическими (махание рукой, кивок и даже одежда, которую вы носите).
Чтобы взаимодействие сработало, все участники должны понимать «код» (слова, волну или гардероб). Фактически, незнание кода (или кодов) делает вас культурным «аутсайдером» (француз во Вьетнаме потерялся бы в лингвистическом и культурном отношении. Дорожные знаки, обычаи, язык были бы неизвестны или незнакомы). Изучение общения и типов социальных взаимодействий является важной темой социолингвистики.
РИС. 1 — Неспособность общаться на определенном языке может сильно запутать во время путешествия.
Определение социального взаимодействия
Прежде чем мы углубимся в тонкости социального взаимодействия, давайте сначала рассмотрим значение социального взаимодействия:
Социальное взаимодействие относится к тому, как люди ведут себя, когда они встречаются или проводят время вместе, и включает в себя вербальные или невербальные действия. -вербальная коммуникация.
По сути, если вы когда-либо разговаривали или проводили время с кем-либо, вы участвовали в социальном взаимодействии!
Типы социального взаимодействия
Существует пять основных типов социального взаимодействия: обмен, сотрудничество, конкуренция, конфликт и приспособление.
Обмен
Самая основная форма социального взаимодействия, обмен, когда люди взаимодействуют друг с другом, чтобы получить какое-то вознаграждение.
Предполагается, что большинство людей проявляют социальное поведение, потому что они могут получить от него какую-то выгоду. Мы работаем за вознаграждение оплаты. Мы дружим с людьми, от которых, как нам кажется, мы можем получить пользу, будь то эмоциональная, финансовая или физическая.
Большинство людей не будут окружать себя людьми, от которых они не могут получить никакой выгоды.
Сотрудничество
Сотрудничество — это когда люди работают вместе для достижения общей цели. Когда у людей есть пересекающиеся желания, они, вероятно, будут сотрудничать друг с другом. Любое поведение, проявляемое между группой людей, можно рассматривать как форму сотрудничества.
Мир без сотрудничества был бы довольно пуст! Людям необходимо сотрудничать, чтобы творить. Прежде чем сотрудничество станет возможным, должно произойти общение.
Представьте себе, что вы пытаетесь начать новый фестиваль в вашем городе без участия кого-либо в этом городе. Как вы могли обеспечить финансирование, обеспечить еду или даже организовать выступления? Создание без сотрудничества было бы невероятно трудным подвигом.
Соревнование
Соревнование — это когда отдельные лица или группы соревнуются друг с другом, чтобы получить награду. Этой наградой может быть контроль над ресурсами или даже уважение со стороны сверстников.
Биология указывает на конкуренцию как на естественную человеческую характеристику. Потребность в соперничестве досталась нам от наших предков, которые соревновались за физические ресурсы, такие как земля, еда, вода, партнеры и т. д., а также за нефизические ресурсы, такие как уважение и восхищение.
В настоящее время люди соревнуются друг с другом разными способами.
Совет: подумайте обо всех способах конкуренции между людьми. Подумайте о крупномасштабных соревнованиях, таких как чемпионат мира и Олимпийские игры, вплоть до небольших соревнований, таких как школьные шоу талантов.
Конфликт
Конфликт возникает при столкновении личных интересов групп или отдельных лиц. Когда группы или отдельные лица не могут сотрудничать друг с другом в социальном взаимодействии и их желания не пересекаются, возникает конфликт.
В более широком масштабе конфликт может возникнуть в результате борьбы за контроль над ресурсами. Конфликт — совершенно обычная и естественная часть человеческого существования, поскольку желания и потребности двух людей никогда не могут полностью совпасть.
Конфликт может возникнуть и по другим причинам. Если в социальном взаимодействии одна сторона чувствует себя оскорбленной словами или действиями другой, может возникнуть конфликт.
Совет: подумайте о самых больших конфликтах в истории человечества. С чего начались эти конфликты? Кем были вовлечены стороны? Возник конфликт из-за борьбы за ресурсы или по другим причинам?
Приспособление
Приспособление — это нечто среднее между конфликтом и сотрудничеством. По сути, вы могли бы думать о размещении как о компромиссе.
Когда две стороны расходятся во мнениях (или имеют конфликт) и не могут прийти к соглашению, следующий лучший вариант — пойти на компромисс. Это означает, что каждая сторона отказывается от чего-то, за что они спорят, чтобы иметь возможность двигаться вперед. В результате все стороны получают то, что хотят, даже если они не получают всего, чего хотят.
Примирение может принимать форму перемирия или посредничества, когда вовлеченные стороны работают над поиском решения.
Рис. 2. Иногда компромисс может быть лучшим способом двигаться вперед после спора.
Примеры социального взаимодействия
Чтобы лучше понять тему социального взаимодействия, давайте рассмотрим несколько быстрых примеров. Вот несколько примеров ситуаций, в которых может иметь место социальное взаимодействие:
Обмен:
Работодатель и работник встречаются, чтобы обсудить продвижение по службе.
Работодатель излагает условия новой должности, а также дополнительные обязанности, которые должен взять на себя сотрудник. Сотрудник спрашивает, какие дополнительные льготы или прибавку к зарплате он получит. Это пример обмена (обе стороны стремятся что-то получить или извлечь выгоду из социального взаимодействия).
Сотрудничество
Группа учащихся собирается для группового проекта, где они должны выступить перед остальным классом по определенной теме.
Один из студентов вызывается разработать слайды, один говорит, что проведет исследование, а другой говорит, что представит проект. Каждый ученик вносит свой вклад в достижение общей цели, и каждый использует свои сильные стороны. Это пример сотрудничества (все стороны вносят свой вклад и работают вместе, чтобы получить хорошую оценку).
Соревнование
На дне рождения проводится охота за мусором.
Каждый участвующий ребенок пытается следовать подсказкам, чтобы найти приз. Во время охоты за мусором дети шутят друг с другом, посылают друг друга не в ту сторону и вообще стараются сделать так, чтобы никто другой не получил приз раньше них. Это социальное взаимодействие является примером конкуренции (все стороны пытаются превзойти друг друга или достичь чего-то раньше других).
Конфликт
Двое детей спешат в школу и не хотят опоздать на школьный автобус.
Ни один из них не принимал душ накануне вечером, и оба мчатся в общую ванную комнату. Они спорят о том, кто должен принять душ первым, каждый отстаивает свою позицию. Со временем спор становится все более жарким, пока ни у одного из братьев не остается времени, чтобы принять душ. Это пример конфликта (обе стороны отказываются сотрудничать друг с другом, в результате возникает спор).
Размещение
Двое детей хотят последний кусок праздничного торта в холодильнике.
Ни один из них не уступит это другому, поэтому их мать вмешивается, чтобы посредничать. Она говорит им, что разрежет кусок пополам, чтобы каждый из них мог получить по кусочку. Дети соглашаются с этим соглашением, и каждый получает по половине ломтика торта. Это пример приспособления (спор преодолевается путем компромисса).
Рис. 3. Делить последний кусок торта — это приятное социальное взаимодействие.
Невербальное общение
Невербальное общение — это когда люди используют социальные сигналы, чтобы понять друг друга без использования слов.
Некоторые инструменты, которые говорящий может использовать для невербального общения: , даже знаки банд дают социальные сигналы и воспринимаются как оскорбительные/не оскорбительные в зависимости от местоположения)
Брови (они могут указывать на разочарование, замешательство, шок и другие эмоции)
Губы (улыбка, ухмылка, хмурый взгляд и т. д. могут выражать определенные чувства)
Жесты рук в невербальной речи невероятно важно, что языки жестов, такие как BSL и ASL, обеспечивают невербальное общение. Жесты рук выходят за рамки взмахов руками для обозначения «привет» или «до свидания», целые языки были созданы вокруг использования жестов рук для невербального общения.
Существуют формы невербального общения, которые также можно интерпретировать с помощью речи, например:
Качество голоса
Темп
Высота 5
20- 20
- 2 020
Ритм
интонация
Невербальное общение, присутствующее в речи, известно как параязык. Все эти формы невербальной коммуникации можно использовать для отражения скрытого смысла слов говорящего.
Говорящий: Эй! Ты идешь?
Это можно интерпретировать по-разному. В зависимости от того, как используются шесть форм невербального параязыка, это можно интерпретировать по-разному. Представьте, что говорящий говорит это приятным тоном, весело и взволнованно.
Теперь предположим, что говорящий выкрикивает эти слова (громкость), делая ударение на «ты» (интонация) и с глубоким рычанием (высота тона).
Динамик: Эй! ты идешь?!
Сказанное сейчас может показаться пренебрежительным, как будто говорящий испытывает отвращение к тому, к кому он обращается, идет с ним.
Дело в том, что то, как говорящий передает свое сообщение, может сильно изменить его интерпретацию и может сильно повлиять на социальное взаимодействие.
Оценка социального взаимодействия
Язык и социальное взаимодействие идут рука об руку. Социальное взаимодействие является важной частью совершенствования нашего понимания разных языков.
Представьте, что вы изучаете французский язык целиком, запоминая каждое грамматическое правило и совершенствуя свое понимание языка. Хотя вы можете чувствовать себя экспертом, вы никогда не сможете по-настоящему свободно говорить по-французски, не общаясь с носителями французского языка.
В каждом языке есть части, которые можно понять, только общаясь с носителями языка. Человек, не говорящий по-английски, может узнать о языке все и все равно не понимать сленга, который возникает в результате социального взаимодействия в конкретных сообществах.
Вот почему при изучении языка просмотр фильмов и видеороликов о социальном взаимодействии носителей этого языка, а также непосредственное общение с носителями языка могут быть чрезвычайно полезными.
Теория социального взаимодействия
Теория социального взаимодействия (ТСИ) — это теория, изучающая поведение и взаимодействие людей в группах. Мы все ведем себя иначе, когда находимся в социальной группе, чем когда мы дома одни. Когда мы находимся рядом с другими людьми, возникают разные паттерны, когда мы реагируем и реагируем на то, что люди вокруг нас делают и говорят.
Когда мы находимся среди других людей, мы чувствуем определенное социальное давление или необходимость вести себя определенным образом, чтобы соответствовать нормам данной социальной группы. Степень социального давления будет варьироваться в зависимости от наших отношений с людьми в каждой социальной группе.
Например, когда мы находимся рядом с близкими друзьями, мы можем не чувствовать никакого социального давления, чтобы вести себя определенным образом, тогда как, если мы находимся в группе новых людей, с которыми мы хотим сблизиться, наше поведение и речь могут быть больше подвержен этому чувству давления.