Психологическая характеристика личности: примеры из жизни
Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.
Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.
Содержание
- Что такое психологическая характеристика личности
- Психологическая структура личности
- Основные психологические характеристики личности
- Интересы и склонности
- Способности и одаренность
- Темперамент
- Характер
- Методика составления психологической характеристики
- Пример психологической характеристики человека
- Заключение
Что такое психологическая характеристика личности
Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.
Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.
Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.
Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.
Психологическая структура личности
В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:
- Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
- Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
- Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
- Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.
Основные психологические характеристики личности
Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.
Интересы и склонности
Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.
Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом.
Существуют разные подходы к классификации интересов:
- Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
- По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
- По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.
В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.
Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.
Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.
Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.
Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.
Способности и одаренность
Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.
Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.
Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:
- зрительная память;
- пространственное мышление и воображение;
- концентрация внимания.
При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:
- Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
- Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
- Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
- Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
- Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе.
- Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
- Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
- Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.
Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.
Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.
Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.
Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.
Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.
Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность.
Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.
Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.
Темперамент
Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:
- Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
- Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
- Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
- Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.
«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.
Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.
Характер
Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.
Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:
- Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
- Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
- Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
- Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.
Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.
Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.
Методика составления психологической характеристики
Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:
- Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
- Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
- Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
- Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.
Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:
- склонности и интересы;
- способности личности;
- особенности темперамента и характера;
- отношение человека к себе;
- отношение человека к другим людям;
- отношение человека к работе.
Пример психологической характеристики человека
Летовальцев Андрей Юрьевич
Дата 19.04.2008.
Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.
Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.
Место жительства: г. Новодвинск
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.
Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.
Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.
Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.
Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.
В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.
В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.
Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.
В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.
По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.
Заключение
Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.
психологический портрет личности ученика, школьника
Содержание
(кликните, чтобы открыть)
- Когда может потребоваться характеристика ученика
- Структура
- Психологические характеристики
- Способности
- Что же такое темперамент
- Характер
- Психологическая характеристика на ученика 4 класса
- Пример характеристики №2
Когда может потребоваться характеристика ученика
Характеристика школьника психологического плана может потребоваться как взрослым, так и детям, но только в конкретно взятых ситуациях. Чаще всего такие характеристики в отношении детей составляются в том случае, когда они переходят из школы в школу. Именно поэтому характеристика позволяет новым преподавателям лучше понять своего воспитанника, значит, адаптировать обучение под него.
Далее необходимо понять, что характеристика на школьника в психологическом плане составляется тогда, когда осуществляется переход из младшей школы в среднюю и из средней в старшую. Дело в том, что меняется состав воспитателей, значит, преподаватели должны познакомиться со своими новыми воспитанниками, постараться сделать всё для того, чтобы дети чувствовали себя хорошо.
Также характеристика может потребоваться в высшее учебное заведение. Некоторые учебные заведения заинтересованы в том, чтобы к ним на учёбу поступали только уравновешенные люди. Например, в юридических институтах, которые готовят сотрудников для правоохранительных органов. Для этого нужна справка от ПМПК.
Поэтому принимаются только те учащиеся, которые имеют не только высокие показатели в учебной среде, но и с хорошими характеристиками.
Что касается взрослых, то чаще всего психологическая характеристика с прошлого места работы требуется в случае, когда осуществляется переход с работы на работу, или же человек устраивается в правоохранительные органы, или на государственную должность.
Вне зависимости от того, когда именно требуется характеристика, она должна быть составлена в соответствии со всеми правилами, которые прописаны выше в пунктах.
На основании всего вышесказанного можно сделать сразу несколько важнейших выводов. Во-первых, психологическая характеристика – это документ, который представляет собой психологический портрет человека , устанавливает его принадлежность к какому-либо типу характера или особенностям развития личности. Именно поэтому составлять такой документ должен тот человек, который имеет специальные знания в области психологии. Лучше всего, если психологическую характеристику на учащегося составляет его классный руководитель совместно с психологом. Классный руководитель знает все нюансы поведения своего ученика, в то время как психолог может грамотно расшифровать те или иные действия.
Стоит отметить, что психологическая характеристика — это очень важный документ. На его основании люди делают выводы о том, какой характер имеет ребёнок, как с ним работать в дальнейшем. Этот документ необходим для того, чтобы найти подход к конкретному ребенку.
К сожалению, если он будет составлен неверно и не в полной мере отразит личность ребенка, то в таком случае могут случиться психологические проблемы, особенно у детей, которые учатся в младших классах. Поэтому родители должны принять участие в изучении уже готовой психологической характеристики для того, чтобы дать объективное мнение о том, насколько грамотно был составлен документ.
Надеемся, что если в отношении вашего ребёнка составляется подобная характеристика, или она составляется вами, вы еще раз с вышеуказанными советами и проявите тактичность в описании особенностей характера несовершеннолетних детей. Помните, что детей можно ранить неосторожным словом, которое станет источником дополнительных психологических проблем. Поэтому ещё раз перепроверьте все факты, прежде чем зафиксировать их на бумаге.
Характеристика человека как индивидуума включает в себя всё, начиная от особенностей развития тела и заканчивая развитием интеллекта или психологического состояния.
Даже младенцы не все похожи друг на друга. Кто-то более спокойный, кто-то более требовательный, кто-то больше привязан к маме, кто-то к папе и так далее.
Каждый индивид, развиваясь в определенных условиях, превращается в личность, человека со своей уникальной судьбой и только ему присущими чертами характера.
И несмотря на то, что в общем и целом человек – это существо биологическое, из животного мира его выделяет наличие речи, сознания и мышления, способности к труду, потребность в творчестве, психологические характеристики личности. Как существу социальному человеку присуще чувство ответственности, потребность в общении и свободе.
С момента, когда начинает развиваться личность, одновременно развивается ещё и психологическая сущность человека, его социальная адаптация и образ поведения. Психологическая характеристика личности ученика проявляется наиболее ярко в общении со сверстниками, ведь каждая личность — это сугубо индивидуальный набор качеств и признаков. Все это надо уметь рассмотреть профессиональным взором и зафиксировать на бумаге. Чтобы понять, о каком человеке идет речь, пишется развернутая психолого педагогическая характеристика на подростка.
Как написать поведенческий портрет ребенка, психологический портрет подростка, ведь он может понадобиться в различных жизненных ситуациях? Например, при устройстве на работу, поступлении на учебу и так далее. Писать личности образец не просто. Характеристика на учащегося школы пишется классным руководителем, человеком, хорошо изучившим каждого своего ученика. Рассмотрим, что же такое психологическая характеристика, какие важные аспекты должны быть в ней описаны.
Структура
Что же такое структура личности? Понятие это составное, включает в себя сразу несколько особенностей.
Во-первых, это конкретная направленность личности, то есть взаимоотношения человека с окружающим миром, главное, с другими представителями социума. То есть это то, как конкретный человек взаимодействует с животными, людьми, природой и так далее, словом, психологический портрет ученика.
Следующий не менее важный момент — это возможности, которые содержит в себе та или иная личность. Возможности характеризуются задатками и другими особенностями.
Третий важный аспект – это мировоззрение. Этот пункт входит в понимание отношений человека ко всему происходящему вокруг, его собственный взгляд на вещи и события.
Четвертый пункт — это психологические особенности поведения, которые характерны для конкретного человека. В этом пункте тщательно описывается темперамент, также особенности характера отдельно взятого индивидуума.
Психологические характеристики
find_in_page Статьи по теме
(кликните, чтобы открыть)
Так как характеристика составляется с упором на психологическое состояние того или иного человека, важно понимать, что будет иметь значение при написании такого документа.
Выделяют три важнейших характеристики для каждой личности.
- Это единство, то есть целостность действия и мысли человека.
- Его активность или наоборот, отсутствие активности в окружающей среде.
- Устойчивость, то есть устойчивое отношение к происходящим процессам.
Даже невзирая на то, что психологическое поведение в виду воздействия различных факторов и окружающих условий может меняться, всё же можно заметить некоторые постоянство, проявляемое каждой личностью в её действиях, словах, поступках. Это означает, что заранее можно предвидеть, какого поведения ожидать от человека.
Стоит отметить, что личность — это целостное проявление, где каждая черта, каждый элемент характера связан с другим.
Что касается активности каждой личности, то она выражается в несколько ином аспекте.
Это означает, что личность принимает участие в многообразных действиях, а ее интересы многосторонние. Например, человек совмещают учебу и работу, или семейный быт и своё хобби, и так далее.
Что же касается такой характеристики, как эмпирическая активность, то здесь важно заметить, что личность занимается различными действиями активно только со своей подачи, а не под воздействием каких-либо жизненных обстоятельств.
Для того чтобы оценить ту или иную личность, нужно подходить к этому вопросу с точки зрения анализа. А также стоит выделить время на изучение различных динамических тенденций, а также набора характеризующих факторов, например, интересов, мотивов, ценностей и желаний.
Очень важно отметить, каково качество ролей, которые исполняет каждая личность, каков их статус.
Обо всем этом надо помнить, составляя характеристику на ученика 1,2,3,4,5,6,7,8,9 го класса общеобразовательной школы.
Рассмотрим каждый фактор в отдельности.
Первое, о чем стоит упомянуть в характеристике – это различные склонности и интересы человека. Во-первых, нужно понять, что у каждого человека склонности и интересы могут быть несколько иными, нежели, чем у другого. В этом и проявляется всё многообразие характеров разных людей. Интересы и склонности могут быть общепринятыми, например, дом, семья, хорошая работа, машина. А бывают такие, которые не свойственны большой группе лиц. Например, увлечение мотоциклами, предпочтение одежды определенного бренда и так далее.
При характеристике человека мы отмечаем у него наличие интереса к каким-либо моментам. Например, человек проявляет интерес к балету. Это означает, что он бывает на балетных постановках несколько чаще, чем другие люди, не питающие склонность к таким постановкам. Это означает, что человек хорошо ориентируется в этой сфере, знает основных балетных прим, а также постановки, которые лучше посетить.
Также существует такое понятие, как склонность. Это означает, что человек имеет склонность заниматься какой-то конкретной деятельностью. И между интересом и склонностью есть свои существенные различия.
Важно
Интерес – это целенаправленное изучение предмета или явления. Он может появиться у человека под воздействием каких-то обстоятельств, событий или влияния других людей. А склонность – это желание заниматься какой-то деятельностью по велению сердца.
Что влияет на появление у человека тех или иных потребностей и склонностей? Конечно же, это определяется жизненными потребностями, которые возникают в тех или иных случаях. Но далеко не каждая потребность может спровоцировать появление интереса.
Потребности — это основа действия каждого человека.
Пример
Например, если человек голодный, у него нет денег, то у него появляется необходимость их заработать. Но далеко не всегда потребность в работе перерастает в интерес к деятельности. Человек устроится в ресторан мыть посуду, но это занятие далеко не всегда будет ему интересно.
Поэтому интерес порождается тогда, когда потребность приносит удовольствие. Например, человек хочет есть и идёт в ресторан. Там он заказывает себе блюда итальянской кухни. Они ему нравятся. Появляется интерес к итальянской кухне, и человек будет стремиться посетить как можно больше итальянских ресторанов и попробовать как можно больше разнообразных блюд этой кухни.
Кроме того, полноценная развивающаяся личность должна иметь как можно больше интересов, что будет наполнять её душу и сердце различными мыслями и чувствами.
При этом важно, чтобы среди всех интересов устойчивыми были как минимум три. Например материнство, то есть воспитание детей, приготовление пищи и ведение хозяйства.
Или же другие интересы.
Человек, у который нет никаких интересов, чаще всего апатичен, не может найти свое место в жизни, да и вообще склонен к самокопанию. Как правило, у таких людей очень много психологических проблем, над которыми должен поработать профессионал.
Способности
Наверняка многие из нас слышали, обучаясь в школе или институте, слова о присутствии у окружающих каких-либо способностей или предрасположенности к чему-либо. Кто-то отменно занимается танцами или может преподавать. Другие в совершенстве знают историю. Третьи прекрасно готовят, четвёртые быстро налаживают коммуникации с людьми, поэтому прекрасно чувствуют себя на юридическом поприще.
Что же такое способность с психологической точки зрения? Это свойство, которое является основным условием для успешного исполнения какой-либо деятельности или же сразу нескольких ее видов.
Способностью может быть не только склонность к какому-либо действию и умение хорошо его выполнять, но также и характерная черта индивидуума. Например, человек обладает наблюдательностью, вовремя может заметить какие-либо нюансы. Это значит, что в такой деятельности, как педагог или научный руководитель, он проявит себя лучше всего.
Также к способностям относятся и другие моменты. Например, человек обладает устойчивой зрительной памятью. Значит, прекрасно проявит себя в живописи.
Если у человека прекрасная фантазия и воображение, наверняка он станет хорошим артистом или ведущим.
Если у человека прекрасно развито техническое воображение, то, возможно, перед вами сидит техник, учёный и инженер.
Подбирать примеры можно бесконечно, главное, правильно оценивать свои достоинства и подстраивать их под окружающую среду. Это очень важно научиться делать ещё до момента, как выпускник определится с высшим учебным заведением, где должен будет проявить все свои таланты.
Стоит отметить, что совокупность всех имеющихся задатков, которые были даны вам от природы, называются одаренностью.
Очень важно вовремя распознать, в какой сфере деятельности можно с успехом применить имеющиеся способности.
Однако для того, чтобы успешно осуществлять тот или иной вид деятельности, нужно понимать, что одних способностей будет маловато.
В первую очередь нужно также обладать навыками самоорганизации, самодисциплины, а также наличием определенных знаний и умений.
Все перечисленные здесь качества личности могут привести к хорошему результату. Человек будет хорошо учиться, найдет свое любимое дело, в котором сможет проявить себя профессионалом.
Понять, есть у человека задатки или нет, он может как самостоятельно, так и при помощи других лиц.
Пример
Например, в школе педагог настаивает на том, что у ребёнка есть предрасположенность к изучению гуманитарных или технических специальностей. По данным предметам школьник участвует в Олимпиадах, городских конкурсах и викторинах, где занимает призовые места. Получается, что при помощи педагога ребёнок определил, где его место, и уже может формировать свое будущее, основываясь на имеющихся способностях и задатках.
Иногда человек сам понимает свои таланты и достоинства. Он внимательно изучает свои интересы, сопоставляет их с теми способностями, что были даны от природы. В симбиозе появляется представление о том, чем стоит заниматься человеку. Такой самоанализ помогает понять, на каком поприще работать, чем заниматься, а главное, что по-настоящему интересно, и чему стоит посвятить жизнь.
Давайте разберем, какие особенности характерны для одарённых детей. Не секрет, что одаренные дети — это реальность современного мира. Их достаточно много, они присутствуют практически в каждом классе. На как понять, что именно ваш ребёнок действительно относится к категории одаренных?
Рассмотрим основные характеристики психологического развития.
- Такие дети очень быстро осваивают предложенный материал, понимают основные понятия, принципы и положения.
- Эти дети легко сосредотачиваются на различных проблемах, разбирают их постепенно, а не хаотично.
- Всегда доводят начатое дело до конца, даже если оно кажется сложным.
- И несколько тревожны из-за того, что отличаются от основной массы детей.
- Такие дети очень глубоко рассуждают, подмечают нюансы и особенности, любят раскладывать изученное по полочкам.
Следующий важный момент, на который тоже обращают внимание при психологической характеристике — это темперамент. Стоит отметить, что ещё древних времён выделялись несколько видов темперамента. Это меланхолический, флегматический, холерический и сангвинический.
Что же такое темперамент
Это индивидуальная особенность, которая присуща каждому отдельному человеку. Она вытекает из трех составляющих:
- возбудимость в эмоциональном плане;
- способ выражения чувств;
- активность и подвижность человека.
А теперь рассмотрим, какие основные нюансы присущи тому или иному темпераменту.
Холерики — это люди, которые характеризуются сильными, а самое главное, быстро возникающими чувствами.
Несколько отличаются от них сангвиники. Это люди, у которых чувства возникают быстро, но они слабые.
Меланхолики — это люди, у которых чувства возникают медленно, но они сильные.
Флегматический тип — к нему относятся люди, у которых слабые чувства, которые возникают достаточно медленно.
Кроме того, холерики и сангвиники характеризуются общей активностью и подвижностью, быстро и резко выражают свои чувства.
Что же касается флегматиков и меланхоликов, то они отличаются медлительностью, и некоторой холодностью своего поведения.
А теперь дадим краткую характеристику людям, которые являются обладателями различных темпераментов.
Холерик. Это человек, который обладает быстрой реакцией. У него быстро разгорающиеся чувства, которые перераспределяются в яркие эмоции. Он активно проявляет себя во всем, начиная от движения и заканчивая мимикой.
Очень часто эти люди отличаются высокой вспыльчивостью, склонны к скандалам, бурным эмоциям и вспышкам.
Сангвиник — это ещё один тип быстрого человека, подвижного. У него имеется высокий эмоциональный отклик. Однако, его чувства не сильно меняются, несмотря на такое активное поведение.
Меланхолик. Это человек, у которого эмоциональные переживания не отличаются высокой гаммой разнообразия. Он не сильно переживает по какому-либо поводу, и во всём выражает свои чувства.
Флегматик — это достаточно медлительный человек, который отличается спокойствием и уравновешенностью. Его практически нереально эмоционально задеть или же вывести из себя.
Как вы могли заметить, контраст между этими типами очень сильно заметен, если такие люди сталкиваются в одном обществе, то конечно же, им будет очень сложно взаимодействовать друг с другом.
Вне зависимости от того, каким темпераментом вы обладаете, вам предлагается краткая характеристика. Выясним, какие основные качества и характеристики распределены по каждому виду темперамента.
Флегматик. Характеризуется работоспособностью, серьезностью, спокойствием, надежностью, а также малым спектром эмоций.
Кроме того, он является уравновешенным, сильным и малоподвижным.
Сангвиник. Это активный, жизнерадостный, энергичный человек, который отличается беззаботностью, уравновешенностью и подвижностью.
Холерик. Очень энергичный и эмоциональный человек. Напористый, вспыльчивый. Отличается подвижностью и неуравновешенностью.
Меланхолик. Это человек ранимый, замкнутый, задумчивый и иногда грустный. Отличается сдержанностью и неуравновешенностью.
Теперь, когда вы примерно поняли, к какому типажу вы относитесь, самое время поговорить в характере.
Характер
На самом деле характер – это основное понятие, которое включает в себя все психологические свойства человеческой личности. Именно они являются основной мотивацией для совершения каких-либо поступков. На самом деле именно характер определяет, как будет вести себя человек в той или иной ситуации.
Если вы имеете представление о характере конкретного человека, то, конечно же, примерно будете понимать, как он может поступить в том или ином случае.
Однако, если вы общаетесь с человеком, который имеет внутри неопределённость, то в таком случае о нем можно говорить как о бесхарактерной личности.
Все качества, которые свойственны личностям с психологической точки зрения позволяют предугадать, как будет вести себя человек в том или ином случае. Определяющими чертами характера можно назвать:
- трудолюбие,
- скромность,
- мужество,
- доблесть,
- чувство собственного достоинства,
- отвага и так далее.
Считается, что один человек не может обладать двумя противоположными чертами характера. Например, будет лентяем и одновременно трудолюбивым. Или мужественным и трусливым.
Кроме того, что касается темперамента, то он может быть как плохим, так и хорошим.
Некоторые черты характера могут быть положительными, другие – отрицательными, например, хвастовство или лживость.
Характер чаще всего проявляет себя в тех ситуациях и действиях, которые являются экстраординарными.
Люди с разными характерами, оказавшись в похожей ситуации и выполняя одно и тоже действие, могут показать себя абсолютно по-разному. Это нормально.
Характер человека влияет на многое. Например, на отношение человека к миру и к его проявлениям.
Кроме того, это отношение будет находить свое выражение и в общем мировоззрении человека.
Стоит отметить, что тесная связь характера и убеждений человека влияют на психологический портрет личности.
К сожалению, если человек не обладает твердыми убеждениями, то у него никогда не будет твердого характера, а его поведение будет корректироваться только случайными факторами и воздействиями.
Теперь на основании всего вышесказанного попробуем составить первую психологическую характеристику на ребенка.
Психологическая характеристика на ученика 4 класса
Пример
Баринов Максим Петрович.
2001 год рождения.
Ребёнка можно охарактеризовать как эмоционального, но одновременно доброжелательного. За время учебы появилось очень много внешних проявлений, например, ребёнок является импульсивным и активным. Ребёнок не всегда контролирует свои слова, а главное, действия. Состояние здоровья среднее.
У него очень часто меняется настроение. Не всегда может поддерживать социальную дистанцию, которая выстраивается между преподавателями и учениками.
Самостоятельные задания делает только при помощи взрослых. Также сам может спрогнозировать результат игры и строить предположения. Самостоятелен, активен, сам выбирает способы решения проблем и задач. Может стать опорой для более слабого ученика при работе в парах.
Всегда имеет четкое понятие о том, какие действия предпринимать в дальнейшем, строит планы, а не как карта ляжет. Отмечается, что он склонен к выбору нестандартных способов, так как видит их интересными.
Не всегда может дать адекватную оценку своим совершаемым действиям.
Что касается познавательных интересов, то ребёнок обладает широким кругом знаний и большим потенциалом к его расширению. Однако, как отмечает сам ребёнок, учёба – это не приоритетный вид деятельности для него.
У ребенка развиваются сенсорные системы с определенными особенностями.
Например, лучше всего запоминает материал, сказанный вслух. Концентрирует внимание не всегда хорошо, скорее на среднем уровне.
Понимание распределяет так, как этого требует преподаватель.
Лучше развита слуховая память, нежели зрительная.
Нервную систему можно отнести к средней и слабой. Это означает, что ребёнок легко берётся за сложные задачи, но быстро утомляется на пути к нужному решению. Иногда может быть перенасыщен знаниями. Однако в случае необходимости может за короткое время восстановить способность к восприятию.
Имеет хорошую продуктивность в первой половине или в самой середине урока.
Темп развития его психологической деятельности в общем и целом соответствует возрасту.
Что же касается эмоционально-личностной сферы, то она характеризуется высоким уровнем тревожности. Также ребенок стремится стать лидером в своей группе, и самоутвердиться, иногда за счёт других. К сожалению, ребёнок обладает заниженной самооценкой и с трудом переносит критику в свой адрес.
Не любит, когда учителя сравнивают его с другими. Общаться с преподавателем предпочитает только в индивидуальном порядке, после урока. Особенно когда речь идет о проверке качества уровня знаний, контрольных работ и так далее.
У ребенка практически нет мотивации к учебе, но на этом сказывается высокая тревожность, так как ребенок очень боится, что результаты будут отрицательными.
В семье Максима есть старший брат. Ребёнок всячески копирует его поведение, тем самым вызывая недовольство взрослых людей, которые понимают, что ребёнок действительно собирается подражать брату.
Поэтому ребёнок очень плохо реагирует на критику.
В группе сверстников, наоборот, поставил себе должным образом, и является неформальным лидером.
Что могут посоветовать педагоги?
Совет педагогов сводится к тому, что ребёнку нужно похвала и внимание родителей. Кроме того, нужно способствовать выработке мотивации к учебе и оказывать помощь в решении сложных задач.
Новый материал, который предлагается для изучения, лучше всего рассматривать в первой половине дня. Если ваш материал для изучения достаточно сложный, его лучше распределить сразу на два урока для лучшего усвоения.
Для того чтобы у ребенка появилась мотивация к получению знаний, стоит предлагать ему те виды заданий и работ, которые являются нестандартными и творческими.
Лучше не выказывать критику по отношению к учащемуся, а если приходится, то делать это максимально лояльно и аргументированно. Такова характеристика учащегося МОУ.
Пример характеристики №2
Теперь рассмотрим психологическую характеристику на девочку, обучающуюся в восьмом классе.
Пример
Орлова Анна Михайловна. Можно оценить как спокойную и рассудительную девушку. Она легко находит контакт с одноклассниками. Кроме того, очень интересуется учёбой и ее результатами. Девочка может держать социальную дистанцию и одновременно она ориентирована на соблюдение различных социальных норм.
Девушка самостоятельно может выполнять домашнее задание и ориентируется в учебной среде. Всегда изначально анализирует проблему, представляет возможность ее разрешения, а затем, может спрогнозировать результат.
Девочка способна выбрать тот способ действия, который может решить проблему. Также всегда дает адекватную объективную оценку.
Можно отметить, что у школьницы правильно сформированы познавательные интересы, которые в основном сосредоточены на гуманитарных и естественных науках.
Что касается особенности развития сенсорных систем девушки, то они отличаются наличием аудио и визуального восприятия 50/50. Концентрация внимания на высшем уровне.
Девушка прекрасно подстраивается под воздействие раздражающих признаков.
У неё хороший объем зрительной и слуховой памяти.
Есть особенности развития речевого аппарата.
Внимательность можно охарактеризовать как среднюю. Это значит, что девушка может выдерживать учебные нагрузки, а также спокойно воспринимает монотонную деятельность.
На выполнение заданий ей требуется много времени, но она всегда выполняет их качественно.
Для ученицы характерен высокий темп деятельности.
Иногда, правда, может возникнуть утомление в результате перенасыщения знаниями.
Что касается эмоциональной сферы развития данной девушки, то она обладает высоким уровнем тревожности. Хочет соответствовать созданному в своих фантазиях образу, так как родители очень требовательны и устанавливают высокую планку в учёбе.
Кроме того, у девушки присутствует страх не добиться желаемых результатов.
Иногда складывается впечатление, что у девушки несколько завышенная самооценка. Но это не так. Проскальзывает неудовлетворенность теми достижениями, которые имеют место быть на сегодняшний момент.
Очень высокий уровень притязаний.
В группе сверстников ведет себя и общается хорошо.
Преподаватели рекомендуют организовать учебный процесс таким образом, чтобы девушка была мотивирована на достижение знаний самостоятельно, а не за похвалу родителей.
Если к изучению предстоит какой-либо сложноусвояемый материал, то его лучше предлагать в первой половине урока или в самой середине.
Если возникают какие-либо сложности в усвоении тех или иных материалов, то желательно распределять их сразу на несколько уроков, или проговаривать устно несколько дней подряд.
Если девушка подвержена высокому давлению, преподаватель должен сменить образ действий.
Учитывая все результаты, к которым приводят действия девушки, можно сделать вывод, что она может дать самостоятельную оценку своим способностям. Кроме того, запросто объясняет свою точку зрения.
Девушка должна иметь возможность самовыражаться, только в этом случае её деятельность может иметь успех.
Подпишитесь на свежие новости
Email *
Психология, личность, теоретики черт | OpenEd CUNY
Теоретики черт считают, что личность можно понять, исходя из того, что все люди обладают определенными чертами или характерными способами поведения. Вы склонны быть общительным или застенчивым? Пассивный или агрессивный? Оптимистично или пессимистично? Капризный или уравновешенный? Ранние теоретики черт пытались описать все черты человеческой личности. Например, один теоретик черт, Гордон Олпорт (Allport & Odbert, 1936), нашел в английском языке 4500 слов, которые могли бы описать людей. Он разделил эти черты личности на три категории: основные черты, центральные черты и второстепенные черты. Кардинальная черта — это черта, которая доминирует над всей вашей личностью и, следовательно, над вашей жизнью, например, жадность Эбенезера Скруджа или альтруизм Матери Терезы. Кардинальные черты не очень распространены: у немногих людей в личности доминирует какая-то одна черта. Вместо этого наши личности обычно состоят из нескольких черт. Центральные черты — это те, которые составляют нашу личность (например, лояльность, доброта, покладистость, дружелюбие, подлость, дикость и ворчливость). Второстепенные черты — это те, которые не так очевидны и не так постоянны, как центральные черты. Они присутствуют при определенных обстоятельствах и включают в себя предпочтения и установки. Например, один человек злится, когда его пытаются пощекотать; другой может спать только на левой стороне кровати; а еще один всегда заказывает ей заправку для салата. И вы, хотя обычно не тревожный человек, нервничаете перед тем, как выступить перед своим классом английского языка.
В попытке сделать список признаков более управляемым, Рэймонд Кеттелл (1946, 1957) сузил список примерно до 171 признака. Однако утверждение, что черта либо присутствует, либо отсутствует, не совсем точно отражает уникальность человека, потому что все наши личности на самом деле состоят из одних и тех же черт; мы различаемся только степенью выраженности каждого признака. Кеттелл (1957) определил 16 факторов или параметров личности: теплота, рассудительность, эмоциональная стабильность, доминирование, живость, сознание правил, социальная смелость, чувствительность, бдительность, абстрагированность, конфиденциальность, опасения, открытость к изменениям, уверенность в себе, перфекционизм. и натяжение (таблица). Он разработал оценку личности на основе этих 16 факторов, названную 16PF. Вместо того, чтобы черта присутствовала или отсутствовала, каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому. Например, ваш уровень теплоты описывает, насколько вы теплы, заботливы и милы с другими. Если вы набираете низкие баллы по этому индексу, вы, как правило, более отстранены и холодны. Высокий балл по этому индексу означает, что вы поддерживаете и утешаете.
Коэффициент | Низкая оценка | Рекорд |
---|---|---|
Тепло | Зарезервировано, отдельно | Исходящая, поддерживающая |
Интеллект | Конкретный мыслитель | Аналитический |
Эмоциональная устойчивость | Капризный, раздражительный | Стабильный, спокойный |
Агрессивность | Послушный, покорный | Контроль, доминанта |
Живость | Мрачный, благоразумный | Авантюрный, спонтанный |
Исполнение долга | Ненадежный | Добросовестный |
Социальная уверенность | Застенчивый, сдержанный | Раскрученный, полужирный |
Чувствительность | Стойкий | Чувствительный, заботливый |
Паранойя | Доверчивый | Подозрительный |
Абстрактность | Обычный | Воображаемый |
Интроверсия | Открытый, прямой | Рядовой, проницательный |
Беспокойство | Уверенный | Опасения |
Открытость | Закрытое, традиционное | Любопытный, экспериментальный |
Независимость | Исходящие, социальные | Автономный |
Перфекционизм | Неорганизованный, случайный | Организованный, точный |
Напряжение | Расслабленный | Стресс |
Перейдите по этой ссылке, чтобы перейти к оценке, основанной на опроснике Кеттелла 16PF, чтобы увидеть, какие личностные черты доминируют в вашей личности.
Психологи Ганс и Сибил Айзенк были теоретиками личности (рисунок), которые сосредоточились на темперамент , врожденные, генетически обусловленные различия личности, которые вы изучали ранее в этой главе. Они считали, что личность во многом определяется биологией. Айзенки (Eysenck, 1990, 1992; Eysenck & Eysenck, 1963) рассматривали людей как обладающих двумя специфическими чертами личности: экстраверсией/интроверсией и невротизмом/стабильностью.
Ганс и Сибил Айзенк считали, что наши личностные черты зависят от нашего генетического наследия. (кредит: «Сирсвиндон»/Wikimedia Commons)Согласно их теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свои взаимодействия с другими людьми. другие. В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система, и даже при небольшом стрессе их тела и эмоциональное состояние имеют тенденцию переходить в реакцию «беги или сражайся». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и считаются более эмоционально стабильными. Основываясь на этих двух измерениях, теория Айзенка делит людей на четыре квадранта. Эти квадранты иногда сравнивают с четырьмя темпераментами, описанными греками: меланхоликом, холериком, флегматиком и сангвиником (рис.).
Айзенки описали два фактора, объясняющих различия в наших личностях: экстраверсия/интроверсия и эмоциональная стабильность/нестабильность.Позже Айзенки добавили третье измерение: психотизм против контроля супер-эго (Eysenck, Eysenck & Barrett, 1985). В этом измерении люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны, тогда как люди с высоким уровнем контроля Супер-Эго, как правило, имеют высокий уровень контроля импульсов — они более альтруистичны, эмпатичны, склонны к сотрудничеству. и обычные (Айзенк, Айзенк и Барретт, 1985).
В то время как 16 факторов Кеттелла могут быть слишком широкими, двухфакторная система Айзенка подвергалась критике за слишком узкую. Другая теория личности, называемая Пятифакторной моделью , эффективно занимает золотую середину, с ее пятью факторами, называемыми чертами личности Большой пятерки. На сегодняшний день это самая популярная теория в психологии личности и наиболее точное приближение к основным измерениям черт (Funder, 2001). Пять черт — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм (рисунок). Полезный способ запомнить черты — использовать мнемонику ОКЕАН.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть каждая черта, но они проявляются в спектре. Открытость опыту характеризуется воображением, чувствами, действиями и идеями. Люди с высокими показателями этой черты, как правило, любопытны и имеют широкий круг интересов. Добросовестность характеризуется компетентностью, самодисциплиной, вдумчивостью и стремлением к достижению (целенаправленному поведению). Люди с высокими показателями этой черты трудолюбивы и надежны. Многочисленные исследования выявили положительную корреляцию между добросовестностью и успеваемостью (Akomolafe, 2013; Chamorro-Premuzic & Furnham, 2008; Conrad & Patry, 2012; Noftle & Robins, 2007; Wagerman & Funder, 2007). Экстраверсия характеризуется общительностью, напористостью, поиском острых ощущений и эмоциональным выражением. Людей с высокими показателями этой черты обычно называют общительными и теплыми. Неудивительно, что люди с высокими показателями экстраверсии и открытости с большей вероятностью будут участвовать в приключениях и рискованных видах спорта из-за своей любознательности и стремления к азарту (Tok, 2011). Четвертая черта — покладистость, то есть склонность быть приятным, готовым к сотрудничеству, заслуживающим доверия и добродушным. Людей с низким уровнем покладистости, как правило, описывают как грубых и не склонных к сотрудничеству, однако одно недавнее исследование показало, что мужчины с низкими баллами по этому признаку на самом деле зарабатывали больше денег, чем мужчины, которых считали более покладистыми (Judge, Livingston, & Hurst, 2012). Последней чертой Большой пятерки является невротизм, то есть склонность испытывать негативные эмоции. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, испытывают эмоциональную нестабильность и характеризуются гневом, импульсивностью и враждебностью. Уотсон и Кларк (1984) обнаружили, что люди, сообщающие о высоком уровне невротизма, также склонны сообщать о чувстве беспокойства и несчастья. Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, спокойны и уравновешены.
В Пятифакторной модели у каждого человека есть пять черт, каждая из которых оценивается по континууму от высокого к низкому. Обратите внимание, что в центральной колонке первая буква каждой черты обозначает мнемоническое слово ОКЕАН.Каждый из личностных факторов Большой пятерки представляет собой диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство из нас склонны находиться где-то посередине континуума каждого фактора, а не на полярных концах. Важно отметить, что черты Большой пятерки относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни, с некоторой тенденцией к незначительному увеличению или уменьшению черт. Исследователи обнаружили, что добросовестность возрастает в юношеском и зрелом возрасте, когда мы становимся более способными управлять своими личными отношениями и карьерой (Donnellan & Lucas, 2008). Доброжелательность также увеличивается с возрастом, достигая пика между 50 и 70 годами (Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). С возрастом невротизм и экстраверсия несколько снижаются (Donnellan & Lucas; Terracciano et al.). Кроме того, было показано, что черты «большой пятерки» существуют в разных этнических группах, культурах и возрастах и могут иметь существенные биологические и генетические компоненты (Jang, Livesley, & Vernon, 19).96; Джанг и др., 2006 г.; Маккрей и Коста, 1997; Шмитт и др., 2007).
Чтобы узнать о своем характере и о том, какое место вы занимаете в «Большой пятерке», перейдите по этой ссылке и пройдите тест личности «Большой пятерки».
Добросовестность Черта личности | Thomas.co
Когда дело доходит до понимания черт личности, аббревиатура ОКЕАН широко используется для определения пяти основных черт, которые помогают определить типы личности. Открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм составляют большую пятерку и могут предоставить работодателям и рекрутерам полезную информацию о кандидате или коллеге, которая также поможет предсказать будущий карьерный успех или потенциальный сбой в бизнесе.
Понимание того, насколько добросовестным является кандидат или сотрудник на рабочем месте, может дать работодателям явное преимущество в создании рабочей среды в соответствии с бизнес-целями.
Из этого руководства вы узнаете о добросовестности как личностной черте, о том, как люди с высоким уровнем добросовестности ведут себя на рабочем месте и почему это важно учитывать при приеме на работу. Наконец, мы обсудим, как Thomas International может помочь вам оценить индивидуальность на рабочем месте, чтобы нанять лучших кандидатов для вашего бизнеса.
Что такое добросовестность?
Сознательность — это черта, которая обычно ассоциируется с осознанием. Как правило, добросовестные люди хорошо организованы, демонстрируют самообладание и умеют очень хорошо планировать свое время. Они известны как отличные командные игроки и прилежные работники.
Многое можно сказать о наличии в команде добросовестных сотрудников или отдельных лиц. Часто описываемые как «идеальные личности для команды», добросовестные люди демонстрируют сильную трудовую этику, надежны, пунктуальны, уделяют внимание деталям и демонстрируют приверженность и целеустремленность. Это персонажи, которых вы увидите, планируют свою работу до мельчайших деталей или даже график работы.
При правильном ченнелинге добросовестный человек может быть высокоэффективным работником, и это может повлиять на команду, а иногда и на цели организации. Делать что-то «правильно» — воспринимаемая мера успеха добросовестного человека.
«Правильно» может означать несколько вещей. С личной точки зрения, которая включает в себя мораль, принципы и привычки, она также может включать в себя такие черты, как процессы, процедуры и практики, приобретаемые с течением времени. Делать это «правильно» может означать выполнение чего-то, что уже давно делалось в другом месте, формирование внутреннего восприятия, что это также единственный способ сделать это.
«Правильные» действия также могут быть внешним давлением, которое испытывает добросовестный работник. Это может быть политика, процессы, процедуры и практика организации. Он может даже включать культуру компании, сформированную нормами, обычаями и прецедентами.
Черты добросовестных людей
Каковы типичные черты добросовестного человека? Вот некоторые из наиболее распространенных черт, связанных с добросовестным человеком.
Высокоорганизованный
Очень часто можно встретить очень добросовестного человека в организации. От их рабочего места до работы, которую они делают. Структурированный подход к выполнению работы и тайм-менеджменту занимает первое место в списке.
Делает все вовремя
После того, как принято обязательство в отношении времени и крайнего срока, добросовестные люди ставят себе целью придерживаться его. Существует почти внутренний компас, который морально направлен на то, чтобы вся работа была завершена вовремя и в соответствии с графиком.
Самодисциплина
Самодисциплина — очень распространенная черта добросовестного работника. Это связано с целеустремленностью и организованностью до такой степени, что вы полагаетесь на собственную дисциплину, чтобы заставить ее работать.
Придерживается правил
Они реже нарушают правила компании, но и в своей жизни они более надежны, чтобы не нарушать правила. Исследования показали, что добросовестный человек реже превышает скорость, переедает и не курит так много, как менее добросовестный.
Внимание к деталям
Дело не только в том, что они делают, но и в том, насколько хорошо они отвечают поставленным задачам. Внимательность к деталям — важная черта добросовестности.
Способность эффективно расставлять приоритеты
Это сводится к организации и самодисциплине. Отвлечения — это проклятие для добросовестного человека. Знание того, что они должны сделать, и соблюдение сроков помогает лучше определить приоритеты работы, которую необходимо выполнить в первую очередь.
Черты людей с низкой совестливостью
Конечно, на каждый высокий уровень совестливости есть люди с низким уровнем совестливости. Это влияет на них по-разному и может иметь влияние на бизнес и команду, если не управлять ими или не понимать их правильно.
Черты людей с низким уровнем добросовестности включают:
Неорганизованность
По сравнению с высоким уровнем добросовестности людям с более низким уровнем очень трудно быть организованными. От их времени до управления работой и даже их столы могут быть грязными.
Не любит структуру
Наличие структуры не позволяет процветать низкому уровню сознательности. На самом деле этим людям подходит работа вне правил, общепринятых норм и ценностей и даже организационных правил.
Склонность к прокрастинации
Без какой-либо структуры или понимания тайм-менеджмента прокрастинация представляет собой проблему для людей с низким уровнем сознательности. Стоит отметить, что поддержка людей с такими низкими уровнями необходима для завершения работы, а не для раздражения или разочарования.
Низкая мотивация
Люди с низким уровнем сознательности страдают мотивацией. Они не нацелены на то, чтобы выполнить работу или остаться допоздна. Самостоятельность не распространена.
Как повысить добросовестность сотрудников
К счастью, над добросовестностью может работать каждый. По сути, эта черта личности — другое слово для осознания. Повышение осведомленности, которое может активно приносить пользу рабочему месту или организации, — это только хорошо.
Существует несколько шагов, которые организация может предпринять для развития добросовестности в бизнесе и через своих сотрудников.
Во-первых, начните с воспитания чувства приоритета задач в бизнесе. Срочность и понимание того, что сроки должны соблюдаться, сосредоточат умы на том, как каждый человек должен внести свой вклад, чтобы сделать цель бизнеса достижимой. Помогите своей команде, расставив приоритеты в работе и привлекая всех к выполнению своих задач.
Во-вторых, помогите своей команде, сосредоточившись на работе с внешними источниками информации. Возможно, вам придется внедрить какое-то программное обеспечение для блокировки Интернета или создать рабочую среду, которая сосредоточит команды на совместной работе в сжатые сроки, чтобы также обеспечить культурные изменения.
По сути, добросовестность или осведомленность имеют место, когда люди несут больше ответственности. Обычно обнаруживается, что добросовестность возрастает по мере того, как кого-то продвигают на должность руководителя, поскольку они знают срочность и важность выполняемой работы и то, как она оказывает более широкое влияние на бизнес.
Наконец, возможность поговорить с персоналом один на один, чтобы указать, где им может понадобиться дополнительная помощь, или даже определить, чего не хватает, будет полезна. Это может помочь преодолеть проблемы добросовестности как внутри команд, так и у отдельных лиц.
Почему добросовестность важна при принятии решений о найме
Когда дело доходит до рассмотрения ваших решений о найме, одной из лучших черт, которыми может обладать кандидат на многие, но не на все должности, является высокий уровень добросовестности. Это не только хорошо для бизнеса, но также помогает определить пригодность человека для роли и, следовательно, является мощным инструментом найма, позволяющим понять, кто имеет высокий или низкий уровень осведомленности.
Вы хотите иметь возможность нанимать людей, которые приходят на работу вовремя, соблюдают сроки и полностью отдаются своей работе. Будь то генеральный директор или уборщик, добросовестность позволяет вам быть более успешным и помогает бизнесу быстрее достигать своих целей.
Многочисленные исследования показали, что добросовестные кандидаты на роль устойчивы и хорошо преодолевают препятствия. Они с большей вероятностью будут ставить достижимые цели и работать над их достижением, даже когда обрушиваются невзгоды. Но для работодателей у этого типа личности также есть одно ключевое преимущество; они предотвращают плохие вещи в первую очередь! Это позволяет бизнесу сосредоточиться на целях и задачах и быть в безопасности, зная, что все делается.
При оценке добросовестности это дает практическое представление о способности кандидата работать в команде и иметь дело с клиентами — что важно, это показывает, насколько хорошо он может это делать на основе своего высокого или низкого уровня по сравнению с другими 5 большими чертами. .
Как оценки Томаса измеряют личность на рабочем месте
Оценку личности Томаса на рабочем месте можно использовать для понимания уровня добросовестности кандидата или сотрудника и более широкой личности.
Используя всемирно признанную и уважаемую психологическую теорию большой пятерки, индикатор высокого потенциала (HPTI), также известный как он, также может помочь определить лидерский потенциал.
Большая пятерка личностных качеств охватывает открытость, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и невротизм и представляет результаты в удобном для понимания формате, который может дать представление о том, подходит ли кандидат для роли.
Разработанный Яном МакРэем и Адрианом Фернхэмом в 2006 году HPTI был разработан на основе модели «оптимальности», которая предполагает, что личностные качества можно считать «оптимальными» на основе требований конкретной должности или должности, таких как высшее исполнительное руководство.
Независимо от того, ищете ли вы следующую суперзвезду, которая присоединится к вашей команде, возможно, даже начнете менять динамику команды или хотите измерить уровень добросовестности на своем рабочем месте, оценка HPTI может проанализировать все данные в одном месте, предоставляя вам представление о минут.